proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/06/2017]     Частная космонавтика. Конкурент или партнер государственной космонавтики



А.Б.Железняков, акад. Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского


В.В.Кораблев, д.ф-м.н., проф. Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Рождение и становление «частной космонавтики» – одна из основных и, пожалуй, наиболее интересная тенденция современности.



Причинами ее появления и столь бурного развития стали и изменившаяся международная обстановка, и формирование новых взаимоотношений в мировой экономике, и бурная информационная революция, и множество других факторов, напрямую или косвенно повлиявших на происходящие процессы.

Результатом происшедших изменений стал существенный рост инвестиций в этот сектор экономики. Причем денежные ресурсы вкладываются не только государством, но и частным бизнесом, и эти вклады уже сопоставимы по размерам.

Также важно отметить, что инвестиции носят, в основном, не краткосрочный характер, как это было раньше, но и направлены на перспективу со сроками окупаемости в десять и более лет. Это относительно новая тенденция, в корне меняющая сам подход к финансированию космической деятельности.

Вполне естественно, что частному бизнесу наиболее интересны те проекты, которые неминуемо, быстро или не очень, но приведут к получению прибыли. Поэтому основные ресурсы сосредоточены на таких крупномасштабных проектах, как:

- «космический туризм», орбитальный и суборбитальный;

- создание грузовых кораблей, которые могут обеспечить грузопоток по маршруту «Земля – околоземная орбита – Земля» в интересах государственных заказчиков;

- создание аналогичных кораблей для обеспечения пассажиропотока по тому же маршруту в интересах тех же заказчиков;

- пусковые услуги и многое другое.

В обозримом будущем сфера интересов частников в космосе существенно расширится и возможно выйдет за пределы околоземной орбиты, переместившись в глубины Солнечной системы. Например, на Луну и астероиды.

Кроме того, нельзя забывать и о «роли личности». Во многом благодаря появлению в этой сфере деятельности таких людей как Элон Маск и Джефф Безос «частная космонавтика» получила мощный импульс для своего развития. Эти личности не только финансово обеспечивают деятельность руководимых ими компаний, организуют разработку, производство и эксплуатацию космических средств, но и выступают генераторами технических идей, часто являющихся передовыми в своей области. И результаты такого симбиоза «идей и возможностей» весьма эффективны.

 

О терминологии

До сих пор не существует однозначной трактовки понятия «частная космонавтика» и понимания того, какого рода деятельность можно и нужно относить к этой категории. Пока ясно, что коммерческое использование результатов космической деятельности не всегда относится к этой категории, а зачастую является ее полным антиподом. В то же время ряд аспектов космонавтики, напрямую не связанный с коммерциализацией, может рассматриваться как составляющая «частной космонавтики». Например, создание новых материалов, применение которых возможно спустя годы, в лабораториях коммерческих фирм.

Американская космонавтика с момента своего зарождения и до настоящего времени априори являлась и является частной. То же можно сказать и о космических программах европейских стран, Канады и Японии. Хотя в отличие от американской космонавтики в этих странах существенной остается доля государственных интересов.

А вот советская космонавтика была создана как элемент государственной политики и оставалась таковой до момента распада СССР. Да и российская космонавтика во многом сохраняет черты своей предшественницы, хотя кое-какие изменения наметились и в ней, даже несмотря на довольно жесткий контроль всех аспектов такого рода деятельности со стороны государства. Аналогичная ситуация характерна и для космонавтики Китая с теми же изменениями, которые происходят во взаимоотношениях между государственным сектором и частными структурами.

Чтобы понять суть термина «частная космонавтика», а также оценить, чем она является по отношению к «государственной космонавтике», конкурентом или партнером,  необходимо проанализировать космическую деятельность и рассмотреть изменения в структуре взаимосвязей государство – бизнес с течением времени на примере отдельно взятой страны. Наиболее приемлема для этой цели космонавтика США, где фактически и родилась «частная космонавтика». Тем более что американская космонавтика за все 60 лет освоения космического пространства в наименьшей степени была подвержена влиянию политических факторов, и все изменения, происходившие в ней, являлись следствием экономической деятельности. Правда, надо признать, что и в США задачи по освоению космоса ставили политики, то есть государство.

Любая космическая деятельность включает в себя три основные составляющие:

- заказ и финансирование,

- изготовление космической техники,

- использование результатов космической деятельности.

 

Заказ + финансирование → Производство → Использование

В данной системе многое зависит от того, кто формируют заказ, кто осуществляет его финансирование, кто является изготовителем технических средств для его реализации и кто является потребителем результатов космической деятельности. По мнению авторов, именно внутреннее соотношение в формуле космической деятельности и характеризует космонавтику страны как частную или государственную, и позволяет говорить о конкуренции или партнерстве.

 

Этапы космической деятельности

Для более точной оценки формулы космической деятельности, а также для выявления момента фактического возникновения «частной космонавтики», рассмотрим несколько этапов космической деятельности опять же на примере американской космонавтики.

Первый этап охватывает период с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг. На эти годы приходится наиболее острое противостояние на международной арене двух сверхдержав СССР и США и двух социально-политических систем - социалистического лагеря и капиталистического мира. Это противостояние затрагивало и зарождающуюся космическую деятельность.

Основным заказчиком, главным финансистом и фактически единственным потребителем результатов космической деятельности на этом этапе являлось государство. Основным же изготовителем средств космической техники являлся частный сектор. Подобное распределение «обязанностей» характерно для всех отраслей американской экономики и выглядит естественно, как логичный и единственно возможный вариант.

В то же время были и исключения, например, заказчиком ряда экспериментов на борту космических аппаратов выступали частные компании; изготовлением некоторых научных аппаратов занимались государственные научные центры; технологии, разработанные при изготовлении ракет и спутников, находили применение в других областях человеческой деятельности, не связанных с космосом. Но подобные исключения были единичны и особой роли не играли.

Формула космической деятельности на этом этапе выглядела следующим образом:

 

100% (государство) → 100% (частный сектор) → 100% (государство)[1]

 

[1]Все численные оценки сделаны авторами

Второй этап охватывает период с середины 1960-х гг. до середины 1970-х гг. На эти годы приходится пик противостояния СССР и США, а также период, когда сверхдержавы смогли преодолеть свои глобальные противоречия и понять, что сотрудничество в космосе может принести, по крайней мере, политические дивиденды.

Этот этап характеризуется возрастанием роли частного сектора в качестве заказчика космических аппаратов. Это было обусловлено тем, что государство допустило крупные компании до одного из секторов космической деятельности, где они могли выступать не только как производители продукции, но и как заказчики такой продукции и потребители результатов космической деятельности.

Речь идет о рынке телекоммуникационных услуг. Первый коммерческий космический аппарат «Intelsat-1» был запущен в 1965 г. С этого момента число космических аппаратов, принадлежащих частным заказчиком, стало расти. Допустив частников к рынку космических телекоммуникационных услуг, государство, тем не менее, сохранило жесткий технический контроль любой коммерческой деятельности в космосе, поставив во главу угла интересы национальной безопасности. Кроме того, частный сектор стал активно расширять перечень продукции наземного сегмента, ориентированного на широкие массы потребителей.

Формула космической деятельности на этом этапе выглядела таким образом:

 

90% (государство) + 10% (частный сектор) → 100% (частный сектор) → 90% (государство) + 10% (частный сектор)

 

Третий этапа охватывает период с середины 1970-х гг. до середины 1980-х гг. На эти годы пришлось новое обострение противоречий между сверхдержавами, но, с другой стороны, в этот же период стало расширяться сотрудничество в космосе, вовлекая в эту орбиту все новые и новые страны. Все факторы, присущие для второго этапа, характерны и для третьего, за исключением ослабления технического контроля со стороны государства коммерческой деятельности в космосе.

Так как изменения произошли только в технической сфере и не касались вопросов взаимоотношений государства и частников, формула космической деятельности не изменилась:

 

90% (государство) + 10% (частный сектор) → 100% (частный сектор) → 90% (государство) + 10% (частный сектор)

 

Четвертый этап охватывает период с середины 1980-х гг. до середины 1990-х гг. В эти годы произошли глобальные изменения на международной арене: распад СССР и социалистического лагеря, политические изменения в Китае, окончание «холодной войны»; перестроились экономические отношения между странами, началась информационная революция (появились персональные компьютеры, Интернет, мобильные устройства). Все это стало толчком для смены ориентиров в космической деятельности.

Этот этап характеризуется значительным расширением перечня тех направлений космической деятельности, к которым были допущены частники. В первую очередь, это коснулось космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и навигационных систем в части наземного сегмента. Кроме того, по конверсионным программам частники получили доступ к средствам выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту. Доступ к пусковым услугам тут же породил новую сферу коммерческой космической деятельности – маркетинг пусковых услуг.

Новые информационные технологии увеличили интерес частников и к ставшим к тому времени традиционными для них телекоммуникационным системам. Это привело к значительному росту числа находящихся на орбите коммерческих космических аппаратов.

Формула космической деятельности на этом этапе претерпела значительные изменения:

 

85% (государство) + 15% (частный сектор) → 100% (частный сектор) → 60% (государство) + 40% (частный сектор)

 

Пятый этап охватывает период с середины 1990-х гг. приблизительно до 2003 г. В эти годы произошла определенная стабилизация ситуации на международной арене, по крайне мере, в том, что касается глобальных изменений, выстроилась новая схема экономических отношений между странами, современные информационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Некоторые сложности принес экономический кризис 1998 г. Однако падение мировой экономики в этот период было кратковременным и неглубоким.

Этот период в космонавтике характеризуется дальнейшим усилением позиций частников и расширением перечня услуг, связанных с космической деятельностью, к которым частный бизнес получил доступ. Например, навигационный рынок. Но, в первую очередь, это касалось пусковых услуг. На рубеже столетий частный бизнес начал вкладывать деньги в разработку новых ракет-носителей, чего не было раньше. Причем, речь шла не об участии в каких-либо государственных программах, а о разработке ракет «с нуля». Создать новые носители в те годы не успели, хотя финансирование таких работ было весьма существенным.

Еще одной особенностью этого периода можно назвать рождение «космического туризма», который сразу же заинтересовал частный сектор в плане организации и осуществлении платных космических полетов для всех желающих. В первую очередь речь идет о суборбитальных полетах за границу атмосферы и космоса, что проще в техническом плане и на порядок дешевле орбитального туризма.

На этом этапе формула космической деятельности выглядела следующим образом:

 

80% (государство) + 20% (частный сектор) → 100% (частный сектор) → 50% (государство) + 50% (частный сектор)

 

Шестой этап охватывает период с 2003 г. до настоящего времени. В политическом и экономическом плане эти годы можно считать нестабильными («арабская весна», охлаждение отношений России и западных стран, падение цен на нефть, снижение темпов роста мировой экономики).

Этот период характеризуется отказом НАСА от ряда направлений своей деятельности и передачи их частникам. Фактически американское аэрокосмическое ведомство сформулировало новые «правила игры» и отдало частникам те направления, которые ему в настоящее время «не интересны». В этот список попали не только прикладные спутниковые системы (дистанционное зондирование Земли, связь, навигация), но и пилотируемые полеты на околоземную орбиту, и доставка грузов на борт Международной космической станции. За собой НАСА оставила пилотируемые полеты далее околоземной орбиты, освоение дальнего космоса, а также научные космические аппараты.

В результате в США началось активное создание ракет-носителей и космических кораблей, которое вскоре увенчалось успехом. На рынке запусков появились ракеты «Антарес» компании «Орбитал Сайнс Корпорейшн» (ныне «Орбитал Эй-Ти-Кей») и «Фалкон-9» компании «Спейс-Экс». Этими же фирмами были созданы и грузовые транспортные корабли «Сигнус» и «Дрэгон», которые начали регулярные полеты к МКС. «Спейс-Экс» начала также продвигать на мировом рынке свои пусковые услуги.

В 2017 г. частники собираются представить свои первые пилотируемые корабли для доставки экипажей на околоземную орбиту. На этот же год намечено начало суборбитальных полетов для «космических туристов».

По состоянию на конец 2015 г. формулу космической деятельности можно записать следующим образом:

 

70% (государство) + 30% (частный сектор) → 100% (частный сектор) → 40% (государство) + 60% (частный сектор)

 

Именно на шестом этапе и произошло рождение «частной космонавтики» как таковой. Перестав быть «коммерческой составляющей» космической деятельности, она стала обособленным субъектом этой деятельности, превратившись в бурно развивающуюся и, что немаловажно, постоянно совершенствующуюся структуру.

Таким образом, авторам кажется наиболее правильным следующее определение термина «частная космонавтика» - деятельность, связанная с негосударственным финансированием разработки и изготовления средств космической техники, представляющих собой законченную систему, а не ее отдельные элементы, и коммерческим использованием этих средств.

При таком подходе, естественно, доля «частной космонавтики» в формуле космической деятельности будет существенно меньше, чем у «частного сектора». Вместе с тем, эти расходы и доходы будут «очищены» от влияния государства.

Основная задача «частной космонавтики» – снизить себестоимость космических запусков и одновременно вернуть космонавтику в инновационные лидеры.

Схожая динамика изменения соотношения между государством и частным сектором в формуле космической деятельности наблюдалась в Европе, Японии и Индии. Правда, в европейских странах вклад частного сектора в заказ и финансирование работ был чуть меньше, чем в США. Еще в меньшей степени частники вкладываются в Японии и совсем мало в Индии. Но тенденции для всех этих стран одинаковы.

Аналогичное соотношение может быть применено и для остальных космических держав (Китай, Северная и Южная Корея, Иран). Пока «частной космонавтики» в этих странах нет. Но и там возможно усиление роли частников в ближайшем будущем. Особенно в Китае, где уже существуют соответствующие предпосылки и сделаны, пока только организационные, первые шаги по передачи части работ от государства в руки частников.

 

Космическая деятельность в СССР/России

В СССР, а позже и в России, государство определяло, направляло и контролировало космическую деятельность и единолично распоряжалось ее плодами. Эта ситуация не сильно изменилась и после изменений, происшедших в российской экономике в начале 1990-х гг. Даже став акционерными обществами, предприятия ракетно-космической отрасли фактически продолжали оставаться государственными, так как контрольные пакеты акций в них принадлежали Правительству РФ. Примерно до 2010 г. формулу космической деятельности для России можно было записать следующим образом:

 

100% (государство) → 100% (государство) → 100% (государство)

 

Редкие исключения лишь подтверждали общее правило. В последние годы и в России появились компании, которые можно считать представителями «частной космонавтики». Пока их немного, как и число работающих в них сотрудников. Соответственно, их вклад в российскую космонавтику практически незаметен. Но можно надеяться, что уже в ближайшие годы они проявят себя как полноценные участники ракетно-космической деятельности.

В какой-то степени рубежным может стать факт приобретения владельцем компании «S7» Владиславом Филевым компании «Си Лонч», занимающейся предоставлением пусковых услуг из экваториальной зоны Тихого океана с морской стартовой платформы «Одиссей». Для реанимации проекта потребуются не только значительные финансовые вложения, но и разработка новой ракеты, нового оборудования и многого другого. В случае успеха мы можем рассчитывать на довольно бурное развитие «частной космонавтики» в России. Однако авторы скептически относятся к этому проекту, опасаясь, что реальное дело может погрязнуть в рутине громогласных обещаний.

 

Современное состояние «частной космонавтики»

По оценкам экспертов, объем мирового космического рынка в 2016 г. составил $300-400 млрд. Приблизительно 33% от этого объема – это разработка и изготовление спутников и ракет-носителей, а также пусковые услуги, 56% - сервисные (телекоммуникационные, навигационные и прочие) услуги, предоставляемые с помощью космической техники, 11% - использование результатов космической деятельности (реализация данных, получаемых с помощью спутников дистанционного зондирования Земли) рис.1.

 

Рис.1 Мировой рынок космической деятельности

 

Итак, время рождения «частной космонавтики» - первое десятилетие XXI в., хотя предпосылки ее появления фиксировались десятилетием раньше. Для удобства будем оценивать нынешнее состояние в сравнении с 2005-2006 гг. Десять лет назад в США к представителям «частной космонавтики» можно было отнести лишь несколько компаний: «Спейс-Экс», «Орбитал Сайнс Корпорейшн», «Бигелоу Аэроспейс», «Сьерра-Невада», занимавшихся созданием космических ракет-носителей и космических аппаратов; «Бдю Ориджин», «Армагилло», «Вирджин Галактик», занятых разработкой суборбитальных ракет и аппаратов, и ряд других. Все перечисленные компании продолжают свою деятельность и сегодня. Ряд компаний, которые не были названы,  исчезли с рынка. Общее число представителей «частной космонавтики» в те годы составляло 10-15 фирм.

Первые успехи, достигнутые частниками в сфере пусковых услуг, разработки средств космической техники, привлекли внимание к отрасли и инициировали появление новых коллективов, работающих на тех же принципах, что и крупные представители «частной космонавтики». Правда, в этом случае речь шла не о столь масштабных, наукоемких и финансово затратных проектах, как разработка ракет-носителей «Фалкон-9» и «Антарес», или ракетопланов «СпейсШипТу» и «Нью-Шеперд». Но их деятельность полностью подпадала под определение «частной космонавтики». К 2010-2011 гг. общее число таких компаний увеличилось до 50-60.

Еще больше компаний пришло в «частную космонавтику» в последние пять лет, после того как НАСА отдало на откуп частникам такие направления своей деятельности, как грузопоток «Земля – МКС – Земля» и пилотируемые полеты на околоземную орбиту. Значительно возросли частные инвестиции в эти сферы, и значительно увеличилось число компанией, которые в той или иной мере стали заниматься проблематикой «частной космонавтики». В настоящее время число таких компаний, по разным оценкам, составляет от 150 до 300.

Динамику изменения численности представителей «частной космонавтики» можно проследить на графике (рис.2).

 

Рис.2 Число компаний, занятых в сфере частной космонавтики

Аналогичная динамика наблюдается и в Европе, с той лишь разницей, что число компаний, занятых «частной космонавтикой» там на порядок меньше, чем в США. Число российских компаний, которые можно отнести к этой категории, составляет единицы. Из наиболее известных можно назвать: «Даурию Аэроспейс», занимающуюся изготовлением малых космических аппаратов, «Космокурс», разрабатывающую проект по космическому туризму, и «Лин Индастриал», проектирующую сверхлегкие ракеты-носители. Но их вклад в ракетно-космическую деятельность России пока незначителен. О ситуации вокруг проекта «Морской старт» было сказано выше.

 

Тенденции развития

Проанализировав нынешнее состояние «частной космонавтики», можно предположить следующие сценарии ее дальнейшего развития.

Первый сценарий, который можно назвать «оптимистичным вариантом», предполагает нормализацию отношений России и западных стран, ускорение темпов роста мировой экономики, возврат цен на нефть к уровню 2008 г. В этом случае можно прогнозировать существенное усиление космической деятельности и подключение к ней новых государств, расширение перечня услуг, предоставляемых в результате этой деятельности, создание новых технологий, используемых в космосе и на Земле, а также возрастание интереса к космосу со стороны простых граждан. Все это неминуемо приведет к усилению позиций «частной космонавтики». Вклад «частной космонавтики» в мировую космическую деятельность в «оптимистичном варианте» возрастет с 2-3% в 2015 г. до 15-20% в 2020 г., и до 35-40 % к 2030 г. «Вклад» частников в космическую деятельность сильно различается по странам. Поэтому сделанные авторами оценки являются интегрированными.

Второй сценарий, назовем его «вариантом здравого смысла», предполагает сохранение статус-кво на международной арене, санкции западных стран против России и ответные санкции РФ в течение как минимум ближайших пяти лет, низкую цену на нефть, снижение темпов роста мировой экономики и в Китае. В этом случае космическая деятельность останется на нынешнем уровне, расширение перечня услуг от космической деятельности и создание новых технологий, необходимых при создании ракетно-космической техники, хотя и вырастет, но будет обусловлен только текущими потребностями, возрастет роль государственных структур, как основного заказчика результатов космической деятельности.

В такой ситуации вклад «частной космонавтики» в мировую космическую деятельность хоть и будет возрастать, но не с такими темпами, как при «оптимистичном варианте». Можно предположить, что к 2020 г. ее доля на мировом рынке не превысит 10%, а к 2030 г. составит не более 25-30%.

Наконец, третий сценарий («пессимистичный вариант») предполагает дальнейшее охлаждение отношение между Россией и западными странами, стагнацию мировой экономики, сохранение низкой цены на нефть в течение более 5 лет, а также милитаризацию околоземного космического пространства. В этом случае можно прогнозировать усиление роли государственных структур, как основного заказчика и потребителя результатов космической деятельности, усиление контроля государств над «частной космонавтикой» и, как следствие, снижение интереса частного бизнеса к освоению космического пространства. В «пессимистичном варианте» можно ожидать незначительного возрастания роли «частной космонавтики» в мировой космической деятельности: до 10% в 2020 г. и до 15% в 2030 г. (рия.3).

 

Рис.3 Доля частной космонавтики при разных вариантах развития

Прогнозировать развитие «частной космонавтики» на период после 2030 г. тем более затруднительно из-за наличия множества неопределенностей. Можно лишь предположить, что и в дальнейшем будет наблюдаться увеличение ее вклада в мировую космическую отрасль, но конкретные значения показателей давать нецелесообразно.

 

Заключение

Каким бы ни был сценарий развития «частной космонавтики», оптимистичным или пессимистичным, можно уверенно говорить, что ее роль в мировой космонавтике в ближайшие годы усилиться. Темпы развития будут целиком зависеть от политической обстановки на мировой арене, а также от состояния дел в мировой экономике. Но в любом случае «частная космонавтика» состоялась как явление и ее роль в исследованиях космического пространства будет неизбежно возрастать.

Отвечая на вопрос, вынесенный в название статьи, утверждаем, что «частная» и «государственная» космонавтики, конечно, партнеры. Только вместе они могут участвовать в освоении космического пространства, распределяя «обязанности» между собой. Практика доказала эффективность и выгодность такого сотрудничества, и нет смысла что-либо кардинально менять, по крайней мере, в обозримом будущем. «От добра добра не ищут». Стоит разумно распорядиться этим «добром», а не создавать сложности ненужным мировому сообществу соперничеством.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Частная космонавтика. Конкурент или партнер государственной космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 22/06/2017
В мире не было ни одного экономически успешного частного опыта в космонавтике. (Маск и Верджин не считаются - у них Капекс занулен административно).


[ Ответить на это ]


Re: Частная космонавтика. Конкурент или партнер государственной космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 16/07/2017
Я только начал читать, но сразу столкнулся с неточностями в статье, мими которых не могу пройти. Вот примеры:
"Американская космонавтика с момента своего зарождения и до настоящего времени априори являлась и является частной." Принципиально ошибочное утверждение. Достаточно вспомнить  арсенал Редстоун, в Хантсвилле [www.famhist.ru]. Тот самый, в котором работал фон Браун, после того, как его, с частью его инженеров, перевезли в Штаты.   "американская космонавтика за все 60 лет освоения космического пространства в наименьшей степени была подвержена влиянию политических факторов"А вы не забыли программу Аполлон, в результате которой американцы совершили несколько кратковременных лунных экспедиций? Программа имела главной своей целью продемонстрировать превосходство американских технологий и образа жизни, освободить американцев от шока, вызванного советскими успехами в космосе - первым спутником и первым космонавтом, и отлично с этим справилась.   Для первого комментария достаточно. Но я ещё вернусьВалерий Жилинский.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru