|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
[24/11/2006] Подводные рифы на пути плавучих АЭС
Надежда Королева, зам.главного редактора журнала "Атомная стратегия": «От энтузиазма надежд к энтузиазму деятельности», - так охарактеризовал сегодняшний этап в развитии малой энергетики России руководитель «Дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций» концерна «Росэнергоатом» С.В. Крысов на только что закончившейся международной научно практической конференции в Москве. Под «энтузиазмом деятельности» С. В. Крысов, конечно же, имел в виду строительство плавучей АЭС в Северодвинске.
Это единственный пока атомный проект малой мощности, строительство которого намечено не в отдаленной, а в самой ближайшей перспективе. И хотя в основу «плавучки» положен проект ледокольного блока, реактор КЛТ-40 не повторяет один к одному своего предшественника. КЛТ-40 будет работать не на высокообогащенном урановом топливе, а на слабо обогащенном. «Чем выше обогащение топлива, тем выше его стоимость», - объяснил С. В. Крысов. Выгода в данном случае не только экономическая. Переход на низкообогащенное топливо выбивает почву из-под ног противников плавучих АЭС, обеспокоенных распространением ядерных материалов и возможностью попадания их в руки террористов.
Итак, плавучая АЭС должна быть построена за рекордно короткий срок – за три года. Примерный график работ таков. В апреле 2007 года в Северодвинске начнется закладка стапеля баржи под реакторный блок, в конце 2008 –ого должно быть подвезены комплектующие. К 2010 году закончено строительство.
Однако оптимизм по поводу столь быстрых сроков строительства разделяют далеко не все. Так, депутат Госдумы, в прошлом заместитель министра Минатома В.Б. Иванов в неофициальном общении со своими бывшими коллегами выразил сомнение в возможности завершить стройку к 2010 году. По его мнению, только «процесс лицензирования топлива, если проводить его согласно инструкциям и правилам, занимает примерно семь лет». Известно также, с какими трудностями сталкивается сейчас генеральный подрядчик проекта нижегородское ОКБМ им. Африкантова при размещении заказов оборудования для КЛТ-40 на российских машиностроительных предприятиях.
Желание Дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций как можно быстрее ввести в строй плавучую АЭС понятно. Северодвинский проект должен дать старт строительству серии плавучих АЭС для экспорта их в страны южно-азиатского региона. Свое желание иметь плавучие АЭС выразили Индонезия, Вьетнам, Китай. Но прежде на примере КЛТ-40 они хотят убедиться в надежности и безопасности подобного рода энергетической установки.
Проложить путь к сердцу, а точнее к кошельку потенциального заказчика малых АЭС – самая сложная на сегодняшний день задача. Интерес к станциям малой мощности проявляют многие отечественные бизнес-структуры, но реально участвовать в проектах не выразил пока ни Газпром, ни губернаторы северных территорий. Не случайно на вопрос одного из участников конференции «Чем завершились ваши вчерашние переговоры с представителями Газпрома?», С.В. Крысов ушел от прямого ответа, сославшись на коммерческую тайну. Его подчиненный, руководитель отдела маркетинга В. Созонюк, на тот же вопрос ответил чуть конкретнее. Главная проблема во взаимоотношениях с Газпромом, по его мнению, упирается в логистику. А глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи В. А. Язев считает, что, пока цены на газ будут такими же низкими, как сегодня, руководители регионов не заинтересованы развивать малую энергетику, в том числе и атомную. Научный сотрудник Курчатовского института Т.Д. Щепетина обратила внимание на необходимость привязывать проект АЭС к особенностям региональной инфраструктуры. Разработка золодорудных, нефтяных, газовых месторождений, где планируется размещать малые АЭС, занимает от 5 до12 лет, а атомная станция работает все 60. Не повторит ли малая АЭС печальную судьбу Билибинской АЭС, которая загружена всего лишь на 30 процентов? Участники конференции пришли к единодушному мнению, что для более эффективного развития и продвижения проектов малой энергетики необходима разработка специальной ФЦП. Сотрудник администрации президента С.Н. Самойлов пообещал им положить проект ФЦП на стол тем людям, от кого зависит судьба малой энергетики.
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 4.5 Ответов: 2
|
|
|
опции |
|
|
|
А как быть с ПБАЭС после окончания срока службы? (Всего: 0) от Гость на 08/03/2007 | Интересная статья. Видимо Россия действительно будет впереди планеты всей в область малой энергетики.
Вот только решения вопрос с утилизацией подобных аппаратов как-то не видно. А вопрос весьма важный.
В Мурманске стоит плавбаза "Лепсе", корабль, загруженный отработавшим топливом ледоколов. Топливо в нем уже давно. А вот разобраться с его состоянием - большая проблема, как и с состоянием многих других объектов доставшихся в наследство от холодной войны.
Но проблема в другом. Корабль ржавеет, пока он еще на плаву, но долго ли продержится? Не потонет ли прямо около причальной стенки? Если потонет - то весь Мурманск ###### накроется...
Надо бы сей корабль как-то обезопасить, переработать... А как? Тягать его куда-то - весьма опасно ,потому как не дай бог шторм, не дай бог старые борта не выдержат, и ляжет он на дно где-нибудь в Двине или в Белом море... А где же тогда его разделывать? В Северодвинске? На «Звездочке» или на других заводах? Нужны сухие доки, нужна стапельная плита больших размеров... А оставшиеся в работоспособном состоянии объекты загружены работой по утилизации АПЛ. Кроме того, еще не на любом предприятии найдется док и стапельная плита подходящих размеров...
Ну, допустим, нашлось. Дальше же нужна программа утилизации, нужен квалифицированный рабочий персонал (для этой утилизации), нужны инструменты, механизмы... Нужна система контроля качества, нужна система фракционирования и сортировки отходов. Наконец надо разобраться, где и как перерабатывать топливо (а особенно поврежденные кассеты, которые МАЯК вряд ли примет, или примет с большой неохотой и сопротивлением). Наконец, встанет вопрос - что делать с ЖРО, что делать с ТРО (и в частности с элементами конструкции).
А еще все работы надо организовать так чтобы они соответствовали санитарным нормам "Ростехнадзора", и других надзорных органов. Работы еще надо организовать так чтобы объем и форма производственных отходов была максимально неопасная. (Например, если в ходе такой работы стапельная плита будет заражена на столько что после этого на ней уже работать будет нельзя, то стоит ли тогда вообще за такую работу браться, и проще сразу сухой могильник для всего корабля построить).
"Лепсе" - это наследие далекого прошлого. Однако если бы система утилизации плавучих АЭС была проработана, и соответствующая инфраструктура создана, то и "Лепсе" и Ледоколы можно было бы утилизировать по единому принципу, едиными методами и технологиями. Однако по «Лепсе» уже десяток лет идут дебаты, и есть надежда что теперь они все-таки сдвинуться с места...
Вернемся к плавучей АЭС - при продаже ее на экспорт, заказчик наверняка потребует утилизации аппарата на территории производителя (т.е. обратно в России). Кроме того, заказчик потребует систему контроля качества по стандартам ИСО, как для предприятия изготовителя, так и для всех поставщиков комплектующих. Для получения сертификата ИСО, потребуется удовлетворять всем его пунктам, включая и раздел касающийся конца жизненного цикла (т.е. утилизации). Т.е. придется под нормы уже мировые подгонять... (А вот под какие?) Опыт утилизации подобных объектов - уникален. Многие Европейские нормы применимы к утилизации наземных блоков и весьма жесткие. (может даже необоснованно жесткие). Как же получить сертификат ИСО на такой объект без программы утилизации?
Как бы не вышло опять, что постоим плавучую АЭС, а потом будем деньги у ЕС просить на его утилизацию, так же как это произошло и с плавбазой "Лепсе", а европейцы будут в кулуарах рассказывать какие Русские дураки, что создали себе такую головную боль, и даже не подумали над элементарными вопросами... Обидно же такое слышать... Короче, хотелось бы как-нибудь проект посмотреть, и в частности посмотреть, как там организована система контроля качества, и как будет построена программа и технология утилизации ОЯТ (включая поврежденные ТВС) и самого корпуса ПБАЭС. Возможно что это бы сняло многие вопросы, а заодно бы и дало единый фор
Прочитать остальные комментарии... |
[ Ответить на это ]
|
|
|