[22/09/2016] Экономика сумасшедшего дома
Действия
российского руководства регулярно поражают экономической бессмысленностью. Многолетняя
практика вложения государственных средств нашим Центробанком в иностранные
ценные бумаги под незначительный или отрицательный процент, с одновременными
займами на внешнем рынке, что самим государством, что государственными
компаниями под вполне реальные проценты (до 14% годовых), является, наверное,
самым вопиющим из них. Но, для полноты картины, недоставало очевидного штриха,
земного воплощения сего экономического безумия, а не только практики заоблачных
высот фанатичного монетаризма ЦБР.
Таковой
даёт нам экономические взаимодействия России и Турции. Главными фигурантами,
предлагаемого к рассмотрению эпизода, выступают корпорация «Газпром» и
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Обе компании плотно
контролируются Кремлём. В одной «Газпроме» председателем совета директоров
числится Виктор Зубков - вице-премьер в правительстве Владимира Путина и
премьер при президенте Путине. В «Росатоме» председатель Высшего совета –
школьный приятель экс-директора ФСБ и секретаря Совета безопасности Николая
Патрушева, бывший спикер ГосДумы Борис Грызлов. Не менее характерны и их главы
исполнительных органов: бывшие зампредседателя Комитета по внешним связям мэрии
Санкт-Петербурга Путина Алексей Миллер и полпред президента Путина в Поволжском
федеральном округе Сергей Кириенко.
Что
представляет из себя экономика Турции с которой работают эти влиятельные
корпорации? Турецкая республика имеет развитую промышленность, как тяжёлую, так
и лёгкую, а также устойчивое сельское хозяйство. Её Ахиллесова пята – слабое
развитие высокотехнологичных отраслей (электроэнергетика, авиастроение,
ракетостроение, атомная промышленность, IT-индустрия и др.) и отсутствие
значимых источников электроэнергии.
Собственно
на удовлетворение этой насущной потребности турецкой экономики – много дешёвой
электроэнергии и направлены оба проекта осуществляемых российскими
организациями: строительство АЭС «Аккую» «Росатомом» и газопровода «Турецкий
поток» «Газпромом». Ранее последний уже проложил в Турцию «Голубой поток».
Поставки газа из России обеспечивают потребность на 60%,Большая часть поставок
(до 80%) используется для выработки электроэнергии.
Несмотря
на мировой кризис и падения темпов роста турецкой экономики до 3% в год,
проблема дефицита электроэнергии существует. Особенно актуальна она в
перспективе. Потому Анкара с радостью дала согласие на переориентацию
газопровода «Южного потока» через Болгарию, на «Турецкий поток» через Турцию, а
в дальнейшем, через Эгейское море в Грецию и через Адриатическое в Италию.
Новый
расклад с газопроводами полезен Анкаре ещё и в ином ключе. «Турецкий поток»
прекрасно вписывается в стратегические её планы по превращению Турции в основной
южный газовый транзитный узел для Европы. Изменение направления поставки
российского газа приближает реализацию проекта Трансанатолийского газопровода,
намеченного по её территории, для транспортировки «голубого топлива» из
Азербайджана, Ирана, Ирака и Израиля в Евросоюзе.
Такой
вариант вполне может остудить Брюссель, недовольный заходом «Газпрома» в Европу
с юга. Ведь здесь налицо перспектива действительной и долгосрочной
диверсификации поставщиков газа в ЕС. Восточный путь надёжно в руках России, а
Норвегия полноценно заменить «Газпром» не в состоянии. Западный путь,
транспортировки сжиженного газа, требует огромных вложений и существенной
перестройки газовой инфраструктуры Европы. Близкий и не русский газ, по
настоящему, есть только на Юге.
Более
того, «Турецкий поток», строится на деньги «Газпрома», точнее на полученные им
кредиты. Так стоимость морского участка оценивается в 6 млрд. долларов, а с
процентами по кредитам в 9,5 млрд. Да, турки недавно выразили желание
профинансировать на 50% строительство участка газопровода проходящего по их
территории. Но это лишь пока устная декларация. Не более того.
Анкара,
с вводом в эксплуатацию «Турецкого потока», существенно усилит свои
экономические и, как следствие, политические позиции на Балканах и в
Юго-восточной Европе. С учётом перспектив Турции как южного газового узла ЕС,
должна существенно снизиться для неё цена газа, а возможно и стать нулевой
(если считать доходы от транзита). Это удешевит производство электроэнергии и
благоприятно скажется на экономике страны. А поставки газа через
Трансанатолийский газопровод, позволят торговаться о цене с «Газпромом» с
сильной позиции.
Конечно
это пока лишь перспектива, но и окупаемость «Турецкого потока» (при двух ветках
вместо четырёх планировавшихся в «Южномпотоке»), в настоящее время приближается
к 10 годам (с учётом строительства инфраструктуры). Сроки вполне сравнимые с
возможностями возведения веток Трансанатолийского газопровода. Учитывая такую
значительную окупаемость и экономические риски «Турецкого потока», многие
комментаторы уже высказывали мнение, что проект этот не столько коммерческий
сколько политический, даже геополитический, не пояснив в чём здесь геополитика?
Вторая
крупная государственная инвестиция России в энергетику Турции – строительство
АЭС «Аккую» в заливе Средиземного моря Анталья. Она возводится «Росатомом» по
принципу «строй-владей- эксплуатируй» (СВЭ), который подразумевает, что
подрядчик полностью сам проектирует, строит и финансирует объект, а доход
получает либо от продажи части акций предприятия – владельца объекта, либо от
прибыли по продаже продукции, уже после ввода объекта в эксплуатацию. Заказчик
лишь выделяет землю и согласует документально. Все риски лежат на плечах
подрядчика.
Строится
эта АЭС уже не на коммерческие кредиты, как газопровод, а на кредиты из
федерального бюджета «Росатому», по ставкам до 9% годовых. При том, что сама
Россия заимствует в среднем под 6,9% годовых. Кроме того, кредитуют «Аккую» с
разными отсрочками и льготными. Отметим, что «Росатом» такую методику,
государственного бюджетного финансирования, применяет очень широко в своей
деятельности.
СВЭ-принцип
в атомной энергетики, из-за специфики отрасли, ранее ещё никем не применялся. В
этом смысле проект АЭС «Аккую» - пионер. Пошёл «Росатом» на эту фактически
авантюру не от хорошей жизни. Стоимость строительства им АЭС примерно на 15%, а
стоимость выработки одного киловатт-часа на них на 10-12% выше, чем у
конкурентов (США, Германии, Франции, Японии). Потому и здесь в Турции и в
других странах (Белоруссия, Вьетнам, Венгрия, Бангладеш, Финляндия)
строительство ведётся за счёт финансирования из бюджета РФ. Правда не на основе
СВЭ-принципа.
АЭС
очень долго окупаются. По расчётам «Росатома» доход (не прибыль!) от АЭС
«Аккую» в год должен составить 4 млрд. долларов. Стоимость проектная 20 млрд.
долларов. Срок окупаемости оценивается в 17-19 лет. Срок эксплуатации 60 лет.
После истечение срока соглашения о покупке Турцией электроэнергии (18 лет), мы
обязаны перечислить туркам 20% всей чистой прибыли полученной за данный срок в
счёт стоимость участка земли, на котором построена АЭС.«Росатом» так же обязан,
за свой счёт, снабжать турок ядерным топливом, вывозить и утилизировать ядерные
отходы, помочь в сооружении около ядерной инфраструктуры, обучить специалистов,
осуществлять страховку и охрану объекта, 50% подрядов в строительстве передать
турецким фирмам.
Уже
из этих пунктов, с учётом финансирования из госбюджета, создаётся впечатление,
что статус «Росатома» как некоммерческой организации, его руководители
воспринимают буквально. Мы опять приходим к тому же самому вопросу, что и с
«Турецким потоком». Для Анкары АЭС «Аккую» стратегически важный долгосрочный
проект, сооружаемый за чужой счёт, чужими руками, приносящий с первых дней
доход и турецкому бизнесу и турецкой казне. А для нас? По словам тогдашнего
генерального директора компании-генподрядчика по строительству АЭС «Аккую
Нуклеар» Александра Суперфина: Россия «пользуясь своим стратегическим ресурсом
(опытом и знаниями) нашла возможность профинансировать строительство и отдача
будет тоже стратегическая – стабильная выручка, источник дохода в течение 60-ти
лет». И где тут стратегия с геополитикой?
Любопытно,
что господин Суперфин, с 1990 по 2008 год, работал на разных должностях в
крупнейшей американской инженерной компании «Бектел», небезызвестной своими
очень тесными связями с высшим американским истеблишментом и арабскими
монархами. В 2014 году он перешёл с «Аккую» на работу вице-президента ЗАО
«Русатом Оверсиз», где он будет курировать развитие бизнеса атомной
госкорпорации в странах Северной Америки.
Что
же в итоге? Российская Федерация, на свои деньги строит параллельно и «Турецкий
поток» и «Аккую». Но то и другое необходимы Турции для производства
электроэнергии. Оба проекта, по сути, друг другу прямые конкуренты. Наличие АЭС
позволяет Анкаре быть боле независимым от поставок газа и с сильной позиции
говорить о его цене, а увеличение поставок газа и расширение их географии
позволяет удерживать цены на электроэнергию и выдвигать дополнительные условия
владельцам АЭС. Например, вблизи «Аккую» нет крупных потребителей
электроэнергии, курортная Анталия, а обязательств строить ЛЭП и подстанций у
турок нет. Но ведь после того как «Росатомом» будут вложены огромные средства в
проектирование и начало строительства АЭС, при наличии надёжного тыла, в виде
газа от «Турецкого потока» и перспектив Трансанатолийского газопровода, можно
сделать ему предложение остроительстве, за его счёт, ещё и инфраструктуры, от
чего будет сложно отказаться.
Далее,
уже работает «Голубой поток», будет построен «Турецкий поток», с продолжением в
Европу. Под всё это Россия создала полноценную газовую инфраструктуру, которой
у Турции ещё пятнадцать лет назад не было и в помине. После размораживания
отношений с Ираном, уже по факту существующих положительных тенденций арабского
политики в отношении Израиля – реальность Трансанатолийского газопровода, а значит,
прямой конкуренции с российским газом, на рынке Турции и ЕС становится
элементами политики и экономики сегодняшнего дня, а не гадательной перспективы.
Решив
однажды строить АЭС по СВЭ-принципу, «Росатому» будет существенно труднее вести
переговоры с потенциальными заказчиками по иному варианту финансирования. Они,
имея прецедент «Аккую», захотят, как и турки, возложить все тяготы
финансирования, ответственности и риски на Москву.
Здесь
мы ещё почти не рассматривали геополитические последствия этой экономической, с
позволения сказать, деятельности. Строительство АЭС «Аккую» вызвало большое
недовольство Кипра и Греции. В итоге Россия при сомнительной экономической
выгоде, понесёт и реальный политический ущерб.
Михаил
Остроменский
АПН Северо-Запад, 21.09.2016
|