Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!

Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее

Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.

[22/07/2016]     Холодный, но не синтез

Борис Мордвинов,  к.ф.-м.н.,  старший научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИТФ

Находясь в очередном отпуске, решил снова обратиться к давно интересующей меня горячей проблеме, имя которой «холодный синтез». Все проблемы, связанные с «холодным синтезом», как я полагаю, можно объяснить на основе специфического свойства дейтерия в изолированных D-кластерах, имеющих размеры порядка 100 микрон (0.1 мм). Прежде всего, очевидно, что эффект Флейшмана и Понса, открытый и опубликованный ими 23 марта 1989 года, никакого отношения к синтезу ядер тяжелого водорода (D+D) не имеет, поскольку нейтроны, неизбежные спутники реакций синтеза, практически отсутствуют.

Однако в ряде опытов, но, правда, далеко не во всех, наблюдается заметное тепловыделение. Это — неоспоримые факты, от которых нельзя просто отмахнуться. Похоже, следует также признать заслуживающими внимания отдельные сообщения предшественников и последователей  Флейшмана и Понса в экспериментах по «холодному синтезу» о трансмутации атомных ядер химических элементов.

Рис. 1. Упрощенная схема опыта Мартина Флейшмана и Стенли Понса

Упомянутая выше, специфика дейтерия обусловлена структурой нейтрона, который в ядре дейтерия слабее всего (по сравнению с более тяжелыми атомными ядрами) связан ядерными силами с находящимся рядом протоном, т.е. является почти свободным. Нейтрон содержит три заряженных кварка udd (up-down-down), «голая» (без глюонной шубы) масса каждого из которых на порядок больше массы электрона. Суммарный электрический заряд нейтрона qn равен нулю: qn = (2/3-1/3-1/3)×e = 0.

В вакууме, эти три кварка вращались бы вокруг общего центра тяжести по орбите, имеющей размер в десять раз меньший размеров атома водорода (в том числе и тяжелого), то есть, 10-7 см.  Но это вращение, по-видимому, тормозится мощным глюонным ядерным полем (glue — клей), эквивалентным вязкой жидкости. В этой вязкой субстанции кварки, без орбитального вращения, сближаются вплотную под действием кулоновского притяжения (авторская трактовка Б.М.). Эксперименты на ускорителях показали, что заряженные кварки сосредоточены в центральной области нейтрона. Она имеет размер в десять раз меньший радиуса самого нейтрона: rEn » 0.88×10-14 см. Вследствие столь значительной концентрации электрических зарядов, в центре нейтрона возникает мощное электрическое поле, плотность энергии которого, на 18 порядков (!!!) больше соответствующей величины на электронной орбите атома водорода.

По законам квантовой механики в кулоновском поле постоянно рождаются виртуальные бозонные пары: электрон-позитронные и нейтрино-антинейтринные (последних на 20 порядков меньше). Флуктуации поля в форме электрон-позитронных пар приводят к небольшому смещению (Лэмбовский сдвиг) атомных уровней. Для водорода, где энергия кулоновского поля на атомном радиусе  ra » 10-8 см порядка ~10 eV, величина сдвига невелика dE/E ~10- 6. Но в центральной части нейтрона плотность кулоновской энергии возрастает на (10 6)3 = 1018 — восемнадцать порядков! При этом плотность флуктуаций  электромагнитного поля, по нашим оценкам, соответствует температуре порядка ~1 GeV (по sT4), которая возникает на заключительной стадии вспышки сверхновых. Здесь, как известно, вступает в игру процесс виртуальных флуктуаций нейтрино-антинейтринных пар, значительно ускоряющих завершающую стадию коллапса сверхновых.

Соответственно, следует ожидать в центре нейтрона, наряду с электрон-позитронными парами, появления нейтрино-антинейтринных пар (по оценкам, несколько пар  в секунду). Однако, если электрические заряды отдельных компонентов пар, в соответствии с данными экспериментов, не могут выйти за пределы малого радиуса rEn, то нейтрино-антинейтринные пары, компоненты которых лишены электрических зарядов, такого пространственного ограничения не имеют.

Масса покоя нейтрино, по последним экспериментальным данным, эквивалентна , что по законам квантовой механики соответствует комптоновской длине волны .

Именно таким будет радиус квантового виртуального облака  одиночной нейтрино-антинейтринной пары: . Допустим, что в области пространства диаметром » 100 микрон произвольно размещены два атома дейтерия. В какой-то момент времени нейтрон одного из D-атомов испускает квантовое виртуальное облако  пары . Оно со скоростью света расширяется до радиуса rn и через интервал времени  вновь поглотится нейтроном ядра дейтерия. В силу квантового принципа тождественности частиц одного типа, нейтринная пара, не видя разницы между ядрами дейтерия, может равновероятно поглотиться как в ядре первого дейтона, так и нейтроном второго D-ядра. Аналогичное рассматриваем процесс испускания n-пары вторым D-ядром. В результате количество актов обмена нейтринными виртуальными парами удваивается.

При обмене виртуальной парой  каждый из нейтронов получает дополнительный импульс dpn ~ mnc. По второму закону механики скорость изменения импульса тела — это сила F, действующая на материальный объект: dp/dt=F. Механизм взаимодействия между элементарными частицами посредством обмена виртуальными бозонными парами предложил в своё время японский физик теоретик Юкава. Сильное взаимодействие между нуклонами происходит посредством обмена p-мезонами, которые представляют собой линейные комбинации бозонных пар кварк-антикварк.

Проведенное выше рассмотрение приводит нас к выводу, что между нейтронами, входящими в состав ядер тяжелого водорода, дейтерия, может происходить особая разновидность электрослабого взаимодействия посредством обмена виртуальными бозонными парами. По сравнению с размером ядерных сил ~ 10-13 см, радиус n-взаимодействия огромен, на десять порядков больше. Однако энергия n-взаимодействия между двумя дейтонами, по нашим оценкам, ничтожно мала ~ 10-14 eV. Именно поэтому оно оказалось вне сферы внимания физиков. Сейчас в мире фундаментальных физических исследований идет погоня за энергиями элементарных частиц порядка GeV и TeV. А тут какие-то жалкие 10-14 eV.  Но оказывается, что все дело в когерентности n-взаимодействия, когда в области, имеющей радиус порядка 50 микрометров (комптоновская длина волны нейтрино), собирается достаточно много атомов дейтерия ND ~ 1016 и более. При когерентном n-взаимодействии ND  источников виртуальных бозонных пар нейтрино и антинейтрино, их амплитуды складываются (потому, что в одной фазе), а квадрат получившейся суммы (n-энергия) оказывается очень большой величиной, которая в разных условиях меняется от тридцати до сорока порядков:  (ND )2 » 1030¸1040 .

Палладий катода — пористый металл, содержащий небольшие полости, соединенные микро-каналами, по которым свободно распространялся дейтерий. Если D-кластер, имеющий размеры не более 100 микрон, на таком же или более расстоянии находится расстоянии от соседних D-кластеров, в нем возникнут довольно интенсивные силы когерентного n-притяжения. D-кластер начнет сжиматься, преодолевая противодавление электронов. По законам термодинамики при этом выделяется тепло: , которое регистрировали Флейшман и Понс, а также их многочисленные последователи, изобретатели генераторов на основе «холодного синтеза»: итальянец Росси, наш Пархомов А.Г и другие. После выхода из генератора или электролизной установки Флейшмана и Понса сжатые в этих устройствах D-кластеры начинают, расширяться до исходной плотности, отбирая тепло от окружающей среды. Итоговый баланс энергии — нулевой.

Таким образом, с выделением тепла мы разобрались. Никакой это не синтез, нейтронов-то нет. Просто в установке местами происходит небольшое локальное сжатие дейтерия в  D-кластерах под действием сил когерентного n-притяжения. Потом выделившееся в начальной стадии тепло возвращается в окружающую среду вне установки. Эффективность явления во многом определяется микроструктурой пористого поглотителя дейтерия (палладий и другие составы), которая от опыта к опыту принципиально не воспроизводима.

Остается очень интересный вопрос трансмутациях отдельных элементов. Здесь следует вспомнить о французском физике, имя которого Луис Кервран (1901-1983). По-видимому, он один из первых (примерно за 30 лет до Флейшмана и Понса) использовал термин низкоэнергетичный синтез, эквивалентный «холодному синтезу». Кервран ввел этот термин, обратив внимание на явления трансмутации, взаимопревращения друг в друга атомов элементов, близлежащих в таблице Менделеева. Кервран провел следующий биологический эксперимент. Курам целенаправленно давали корм, содержащий калий, который, по неизвестной причине затем превращался в кальций скорлупы яиц. Это противоречило тщательно проверенному пищевому балансу. Я вник в  это дело, и понял, что здесь нет никакой мистики, все — по науке.

Действительно, в природном калии есть радиоактивный изотоп (немного, сотые доли процента), который за счет b-распада очень медленно, за миллиард лет превращается в кальций (следующий элемент периодической системы). Но тогда возникает вопрос, какая сила заставляет увеличить скорость b-распада настолько, что миллиард лет полураспада превратятся в десятки дней?  Оказывается, есть такая сила! Это — нейтринное поле внутри и вокруг D-кластеров, которые могут возникать в митохондриях клеточной структуры животных, в частности и у нас. Хороший нейтринный поток может увеличить скорость b-распада на десять и более порядков. Тут возникает простор возможностей для медицины. Внедряя (например, локально) в организм калий с повышенной концентрацией радиоактивного изотопа, можно излечить орган, страдающий от недостатка кальция.

Вот и все, что я хотел сказать. Могу и подробнее написать, когда выйду из отпуска, но только при вашей заинтересованности.

Сомнений не осталось, LENR существует

"Авторизация" | Создать Акаунт | 13 Комментарии | Поиск в дискуссии

от Гость на 22/07/2016
Весьма занятно! Даёшь статью после отпуска?

от Гость на 22/07/2016
Мужик, ты не в отпуске, ты в запое: у тебя холодная горячка. Тебе вредно думать в таком состоянии. Подыши ксеноном, он купирует запой. И срочно займись здоровьем, а то к концу отпуска не восстановишься. Боюсь ещё глупостей наглючишь. Не твоё это - думать: столько лет не получалось, а тут решил попробовать? Лучше и не начинай.

---------------------------
Дыши в две дырочки и читай свою мурзилу, советчик.. И как тебя вообще на этот сайт занесло?

от Гость на 31/10/2016
дорогой Гость, спасибо за Ваши замечания! Автор статьи, Борис Мордвинов

от Гость на 23/07/2016
Процесс холодного ядерного синтеза не нуждается в «объяснении» посредством праздного измышления очередной теоретической спекуляцией. Он нуждается в создании управляемой технологии и её практическом освоении в промышленном производстве.

от Гость на 22/07/2016
Цитата автора: ...."очевидно, что эффект Флейшмана и Понса, открытый и опубликованный ими 23 марта 1989 года, никакого отношения к синтезу ядер тяжелого водорода (D+D) не имеет, поскольку нейтроны, неизбежные спутники реакций синтеза, практически отсутствуют. ".... :)

=====
Интересно, а как уважаемый автор статьи объяснит фиксирование гелия 4 в эксперименте уважаемого японского профессора Араты, повторившего эксперимент Флейшмана и Понса? :)
=====
И ещё, новые физические явления, низкоэнергетические ядерные реакции, объяснять с помощью классической ядерной физики, как-то неправильно.
 Вы не находите? :)

Тарасенко Геннадий, модель планеты (Всего: 0)
от Гость на 23/07/2016
Здравствуйте Борис! Такие процессы идут в земной коре! Просто надо создать такие земные условия в лаборатории, что я и сделал! Посмотрите в поиске тему-модель планеты-если что пишите! Вы не собираетесь на ICCF-20 в Сендай???

there my comment was accepted, it is similar to my theory  http://nextbigfuture.com/2016/07/super-controversial-brilliant-light.html

[Без темы] (Всего: 0)
от Гость на 24/07/2016
Геннадий, а можно поподробней о созданных в вашей лаборатории земных условиях?
 И второй вопрос: что такое шаровая молния?

Re: Тарасенко Геннадий, модель планеты (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2016
"Земные условия" – невероятно! А как Вы трамваи моделируете?

от Гость на 25/07/2016
как я полагаю, можно объяснить...   но, правда, далеко не во всех,...   три кварка вращались бы...   Масса покоя нейтрино, по последним экспериментальным данным, эквивалентна , что по законам квантовой механики...   Итоговый баланс энергии — нулевой.  Таким образом, с выделением тепла мы разобрались...   в ряде опытов, но, правда, далеко не во всех, наблюдается заметное тепловыделение...   Эффективность явления ....., которая от опыта к опыту принципиально не воспроизводима...

------------------------------------------------

Несколько не строго как то изложено.
А вот насчет куриных яиц пример интересный.

от Гость на 25/07/2016
"Если D-кластер, имеющий размеры не более 100 микрон, на таком же или более расстоянии находится расстоянии от соседних D-кластеров, в нем возникнут довольно интенсивные силы когерентного n-притяжения."

Откуда в экспериментах Пархомова взялись D-кластеры, если он использовал гидрид (а не дейтерид!) лития? Когда проводишь расследование, то главное - не пропускать ни каких деталей.Кстати, никто до сих пор не объяснил того факта, что у Пархомова давление в его "реакторе" снижалось в ходе эксперимента значительно ниже атмосферного. Надо бы разобраться с физ/химией газовых компонентов этого "реактора". Может, тогда и энергетический баланс сошьется. Для этого было бы неплохо тщательно проанализировать хим-состав материалов "отработавшего" реактора с помощью масс-спектрометра.
Всеобщий привет!

от Гость на 25/07/2016
"Откуда в экспериментах Пархомова взялись D-кластеры"?
D-кластеры - это как суслик - ты его не видишь, а он есть! Главное, добавить туда кварков, глюоонов и атом водорода диаметром 1 нм. Ведь Борис написал, что что у него атомы водорода таких размеров - 10 в минус 7 сантиметра. А все остальное бледнеет на фоне водорода, особенно в вакууме: "В вакууме, эти три кварка вращались бы вокруг общего центра тяжести по орбите, имеющей размер в десять раз меньший размеров атома водорода (в том числе и тяжелого), то есть, 10-7 см."
Так что Борис, больше закусывай, а то привидится что-нибудь более ужасное в этом отпуске.

от Гость на 21/07/2018

E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды