proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/02/2016]     За ценой не постоим?

Владимир Долгих, журналист, Северск

Новый год ожидаемо «порадовал» северчан новыми тарифами. Не прошло и месяца, как проезд в маршрутках Томск — Северск стал для пассажира дороже. К сюрпризам весть не отнесёшь - ещё летом прошлого года шли активные дебаты по пересмотру тарифа. Но кто сказал, что наша власть настолько глупа, что будет осложнять себе жизнь в преддверии сентябрьского единого дня голосования? Возможно, поэтому тема была потихоньку отодвинута в долгий ящик.


В медийном пространстве её удачно сменили помпезные отчёты местного отделения «Единой России» и мэра Григория Шамина  о небывалых бюджетных доходах Северска, судьбоносных планах Росатома на некогда мощном СХК и невиданной доселе «изюминки» в виде ТОСЭРов. Напомню тем, кто уже подзабыл, речь шла о так называемых «территориях опережающего развития». Далее – по привычному сценарию. Власть  получила очередное доверие ещё на пять лет, а сусальная позолота в речах городских руководителей сменилась серой обыденностью повседневной жизни.

Но настала очередь исполнения раннее намеченного. В том числе, казалось бы, забытых планов по определению цены автобусного билета. И профильный департамент областной администрации назвал новую цифру предельного тарифа – ровно 35 рублей.  442-й и 401-й маршруты подняли тариф по максимуму, 405-й – остановился на отметке в тридцать рублей.

Таким образом, годовой рост составил  почти треть. Согласитесь, в условиях резкого снижения доходов населения и падения уровня жизни, столь «смелый» шаг областных властей довольно сложно отнести к категории «антикризисных». К проблемам общероссийским добавились проблемы исключительно местные. По словам всё того же Григория Шамина, ежедневно в Томск и обратно выбирается почти 17 тысяч северчан. То есть каждый пятый горожанин, включая малолетних детей и престарелых ветеранов. Многие едут туда не от хорошей жизни – работы с достойной оплатой, особенно после обвальных «оптимизаций» на СХК,  в городе становится всё меньше.

Казалось бы, поддержка горожан в такой ситуации - дело вполне логичное. Особенно в переживаемый страной кризис. Да и отладка пресловутых агломерационных процессов предусматривала, согласитесь, несколько иной подход к транспортной доступности областного центра. Ан, нет. У чиновников вновь победили так называемые «рыночные взгляды».

Правда, внятно сформулировать необходимость непопулярного решения они их так и не смогли. СМИ донесли до общества знакомые до боли причины, кочующие из года в год. Например, повышение цен на ГСМ. Словом, путь решения бюджетных проблем прежний – лезем в карман потребителю. Забыв, правда, что этот самый карман, в частности у пассажиров «маршруток», сегодня пуст как никогда.

Северские власти от столь чувствительеого для электората решения мигом открестились. Мол, «я не я, и лошадь не моя». Путь в областной центр из Северска – прерогатива власти областной, они его и организуют, и тарифы устанавливают. Сколько здесь правды, а сколько лукавства можно понять, вспомнив недавнее обращение северчан по поводу повышения тарифа на услуги местного водоканала. Тогда, если помните, в Доме на набережной мигом взяли под козырёк. В нынешней же ситуации северская власть посчитала, возможно, излишним тревожить своих старших коллег. Во всяком случае,  из СМИ о подобных шагах ничего неизвестно. Как неизвестно и о реакции многочисленных партий и движений и их лидеров, включая самых, что ни на есть народных и пассионарных.

Молчат и депутаты всех уровней. Этих понять можно. Для местных выборные битвы едва только закончились, время набирать «жирок» для грядущих баталий. Для областных – до сентября, когда состоятся очередные выборы в областной парламент, времени немного и сейчас главное – не ошибиться в приоритетах. Иначе, глядишь, останешься без поддержки административной. Или того хуже – один на один с его величеством административным ресурсом. А это, как показывают итоги прошлых лет, много страшнее, нежели лишиться поддержки электоральной.

Словом, народ взялся спасать себя сам с помощью подручных средств. На день сегодняшний в Северске продолжается сбор подписей под петицией с осуждением «тарифного скачка». Документ получился и убедительным, и удобным для восприятия. Факты, приводимые общественностью, собирались последовательно и кропотливо. К примеру, вот как, если верить порталу «В Томске»,  высказался один из инициаторов петиции: «Аналогичный межмуниципальный проезд Челябинск — Копейск — 25 рублей, Саратов — Энгельс — 20 рублей. Так что пусть не наглеют наши маршрутники!». 

Другой вопрос, стоит ли на перевозчиков вешать всех собак? Конечно же, нет. Во-первых, не предприниматели принимают решения о тарифах. Во-вторых, они сами открыто говорят о резервах, способных если не удержать размер платы за проезд на прежнем уровне, то хотя бы минимизировать его рост. Один из путей заключается  в изменении подхода к оплате компенсаций «маршрутникам» за перевозку всевозможных категорий льготников по так называемому ЕСПБ. И здесь об однозначной оценке речи идти не может. Одних только методик, предполагавших справедливое, по их мнению, распределение вырученных средств, написано за последние годы, не две и даже не три. Единственное, что всегда оставалось неизменным, так это принцип частичности. Полностью выпадающие доходы перевозчикам власти упорно компенсировать не желали. Так и писали в нормативно-правовых актах – «возмещение части затрат». Почему именно так, совсем неведомо. Возможно, из-за укоренившегося мнения, что маршрутный бизнес довольно прибыльный, а значит, может поделиться. Но это не больше чем домыслы, важно другое. Договаривающиеся стороны данную формулировку не оспаривали. То ли от глубокого осознания, что ругаться с властью – себе дороже, то ли действительно, дохода раньше хватало всем. Договоры подписывались, льготники ездили, худо-бедно жили. А чего ещё можно себе позволить, когда «народ безмолвствует»? Правильно. В числе прочего, залезать поглубже в его карман.

Предвижу обвинения в стремлении к популизму – «ну вот, опять всё взять и поделить». Но ведь забота о людях, отдавших свои лучшие годы, работая на государство, теперь на нём и должна лежать. А, отнюдь, не на предпринимателях – автомобилистах. И неплохо бы вспомнить о запрете перекрёстного субсидирования. Когда потребитель платит «за себя и за того парня». Как, впрочем, и о бюджетном процессе.  В котором, кстати, также не всё далеко в порядке. Судите сами: если бюджет области 2012 года предполагал выделение около 32 млн рублей, то в 2014 году - уже 55 миллионов. Но темпы скоро упали и в текущем году мы по данной строке видим только 50 млн. С учётом безудержной инфляции последних лет, явно не густо. Но и эти крохи распределить среди предпринимателей без время от времени возникающих скандалов и скандальчиков почему то не получается.

Хотя чего проще – организуй у каждого кондуктора в руках специальный электронный считыватель учёта поездок и на основании его результатов распределяй средства. Как это, к примеру, делают в соседних городах региона. В том же Новосибирске система безналичной оплаты проезда действует с 2006 года. Пассажиры как муниципального, так и коммерческого транспорта пользуются разными транспортными картами: социальной, картой студента, школьника, единой ТК, дисконтной. Весь общественный пассажирский транспорт за исключением маршрутного такси подключен к данной системе с помощью транспортных карт и терминалов кондуктора. Более 460 тыс. жителей города используют транспортные карты для оплаты проезда. Ежемесячно более 15 млн поездок оплачиваются по картам, что составляет более 50% от совершаемых поездок.

Ведь умеют же! А мы почему «не могём»? Неужели забыли о вполне реальных заслугах Томска во всеобщем деле компьютеризации? Да и человек по фамилии Диденко, непосредственно участвующий во внедрении этой системы, сегодня работает в Северске. Но что там «компьютеризация», мы даже кондуктора в каждый автобус усадить не всегда в состоянии! Так и едем, не видя ничего вокруг, в надежде, что пронесёт, что стерпят, что не разберутся. А после нас, как известно, хоть потоп, хоть трава не расти. Но это когжа еще будет, а пока – «мы за ценой не постоим». Тем более, что платить эту цену  придётся совсем другим.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Социальная политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Социальная политика:
Цена российского атомщика

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.2
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru