proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[08/02/2016]     Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы

 Н.В. Никифоров,  к.т.н., Советник РФ 1 класса, академик ВАН КБ, член Комитета ТПП РФ по качеству продукции


Этот материал завершает тему, поднятую в статье «Мифы и уроки Чернобыля 30 лет спустя» и содержащую, в частности, утверждение создателя американских атомных и водородных бомб Теодора Б. Тейлора о том, что  «АЭС и другие ядерно- и радиационно-опасные предприятия являются ядерными минами, которые могут быть приведены в действие в ходе военной бомбардировки либо террористической акции».Настоящие материал содержит свидетельства широкомасштабной операции «разминирования» ядерно-оружейного комплекса (ЯОК), проведенной в период «перестройки» России 1988 - 2000 годов «под прикрытием» международной помощи в обеспечении глобальной ядерной и радиационной безопасности.


                                                                    «Ляг в землю костьми, – мертвые срама не имут!»
(Древний завет наших предков)

На «грешной» волне нового мышления и гласности новая команда руководителей СССР под предводительством Генерального секретаря ЦК КПСС    М.С. Горбачева реализовывала идеи перестройки внешней политики, опубликованные в книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (1988 г.):.

Ø     Идея глобализации, как геополитическое признание современного мира единым и взаимозависимым.

Ø     Отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности.

Ø     Признание приоритета общечеловеческих ценностей (?) над любыми другими (национальными, классовыми и т.п.), т.е. отказ от социалистического принципа пролетарского интернационализма.

Ø     Деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в 1990-х годах.

Ø     Идея конверсии оборонной промышленности, как «драйвера» создания экономной экономики (прим. авт.: - товарно-долларовый обмен «оборонки» на «пищевку» и «ширпотреб» за счет прибылей «нефтянки»).
Напомню известный порядок значимых событий и «загогулин»[1] конверсии ЯОК.
Ø     В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел односторонний мораторий на подземные испытания ядерного оружия.

Ø     В подтверждение своих мирных побуждений 15 января 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку.

Ø     В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по ракетам средней и малой дальности, по которому к маю 1990 г. были ликвидированы более 2,5 тыс. ракет, в т.ч. почти 2/3 советских. Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия.

Ø     27 апреля 1988-го в своём кабинете «покончил жизнь самоубийством» академик Легасов Валерий Алексеевич - член правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС http://www.luchmir.com/Pravo/Legasov22.htm .

Ø     В августе 1988 года на Невадском испытательном полигоне в США впервые был проведен совместный американо-российский эксперимент по контролю за проведением подземных ядерных взрывов, в котором участвовали специалисты из особо секретных институтов Министерства атомной энергетики и промышленности СССР. В сентябре 1988 года совместный российско-американский эксперимент был продолжен на Семипалатинском полигоне СССР. Техническими руководителями этого эксперимента были директор НИИ импульсной техники (Москва) Виктор Никитович Михайлов и начальник испытательного отделения ВНИИ технической физики (Челябинск-70) Николай Павлович Волошин. Об этих экспериментах В.Н. Михайлов рассказал в своей книге «Я-ястреб».

Ø     В ноябре 1988 года Михайлов назначен на должность заместителя Министра атомной энергетики и промышленности СССР по ядерно-оружейному комплексу (ЯОК), сменив на этом посту Александра Дмитриевича Захаренкова.

Из книги В.Н. Михайлова «Я – ястреб», пере-выпущенной в 2004 году:

«Не успел я в министерстве собрать команду своих единомышленников, как наступил переломный этап в стране - август 1991 года. В это время я был в командировке в Женеве, где мы с американцами обсуждали технические средства контроля за подземными ядерными взрывами. Меня беспокоила судьба ядерно-оружейного комплекса России. Когда спустя месяц я вернулся в Москву, с трудом узнал своих коллег и товарищей - растерянность, желание уйти в тень событий, а нередко в таких ситуациях и выяснение вопроса: "На какой стороне баррикад был бы ты?"

Однако жизнь требовала активной работы для сохранения уникального научного и производственного комплекса атомной индустрии. Я стал бороться за сохранение российского министерства. Нет, я не оговорился. Это была именно борьба, в которой столкнулся и с интригами, и с подлогом, и с запугиванием. Пришлось пережить и унизительные анонимные письма, и оскорбительные окрики руководства. Конечно, сегодня все эти люди говорят о Министерстве, что только о нем всегда они мечтали. Я не могу их судить. Они такими были с детства и такими останутся навсегда. Для моих близких друзей эти сложные жизненные ситуации порой были не по силам.

Я прошел подобные ситуации, прежде чем перебраться в министерское кресло, весь этот путь борьбы, а иногда мне кажется, что вся моя жизнь про-шла в окопах. Но не жалею об этом - это была школа воспитания характера. Полигонная закалка мне часто помогала в жизни.
Она помогла и когда решался вопрос, быть или не быть в России Мини-стерству по атомной энергии. Скажу откровенно, этот узел противоречий очень однозначно разрубил только Борис Николаевич Ельцин на совещании ученых и руководителей отрасли в Кремле в январе 1992 года».

Ø     Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял Указ «О сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.», по которому вооруженные силы были сокращены на 500 тыс. человек, оборонные расходы - на 14,2%, войсковые части СССР выведены из социалистических стран.

Ø     В соответствии с решениями съездов народных депутатов СССР Совмином СССР принимается постановление от 15.12.1990 №1278 "О Государственной программе конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции в оборонном комплексе на период до 1995 года", в котором, в частности, говорится:

«Одобрить разработанные Министерством авиационной промышленности СССР, Министерством гражданской авиации СССР, Министерством судостроительной промышленности СССР, Министерством общего машиностроения СССР, Министерством связи СССР и Министерством атомной энергетики и промышленности СССР основные показатели государственных союзных целевых программ по реализации важнейших направлений научно-технического прогресса, в том числе по развитию:

гражданской авиации согласно приложениям N 2, 3, 4, 5 (не приводятся);

гражданского судостроения согласно приложениям N 6, 7, 8, 9 (не приводятся);

космической программы в интересах народного хозяйства согласно приложениям N 10, 11, 12, 13 (не приводятся);

средств связи народнохозяйственного назначения и в интересах международного сотрудничества согласно приложениям N 14, 15, 16, 17 (не приводятся);

производства перспективных материалов и соединений высокой чистоты, изделий электронной техники и волоконно-оптических средств связи на предприятиях Министерства атомной энергетики и промышленности СССР согласно приложениям N 18, 19, 20, 21 (не приводятся)».

Ø     В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.

Ø     20 августа 1991 года руководство СССР обращается к советскому народу и вносит на утверждение Верховного Совета СССР решение о введении чрезвычайного положения. Решением ГКЧП в Москву вводится бронетехника. Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин организует противодействие ГКЧП и 8 декабря 1991 года по решению, принятому на встрече в Беловежской Пуще руководителей союзных республик, СССР прекращает существовать как единое государство.

Ø     После революционных событий распада СССР 30.12.1991 г. в Минске подписывается "Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам", в статье 4 которого сказано:

«До полной ликвидации ядерного оружия решение о необходимости его применения принимается Президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультации с главами других государств - участников Содружества.

На период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования Стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования к концу 1994 г., в том числе тактического ядерного оружия - до 1 июля 1992 г.

Процесс уничтожения ядерного оружия, размещенного на территории Республики Беларусь и Украины, осуществляется при участии Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины под совместным контролем государств Содружества».

Ø     Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина в марте 1992 г. В.Н. Михайлов назначен Министром Российской Федерации по атомной энергии и занимает этот до июля 1998 года.
Ø     20 марта 1992 г. за №2551-1 Верховный Совет РФ принимает закон  “О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации”.

Этот закон не содержит требований к сохранению потенциала оборонной промышленности. В статье 10 этого закона, названной “Защита военно-экономического и научно-технического потенциала Российской Федерации”, определены только общие требования к экспорту продукции, технологий, сырья, оборудования, лицензий и информации. Во второй версии закона, принятой   спустя шесть лет, от 04.98 № 60-ФЗ г., в статье 4 “Основные принципы проведения конверсии” декларируется основной принцип конверсии:

“сохранение потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность Российской Федерации” и “ответственность государства за социально-экономические последствия принимаемых им решений о проведении конверсии”.

Этот принцип, однако, не получает своего правового обеспечения в правительственных и ведомственных правовых и нормативных документах. В условиях экономического кризиса 90-х годов у руководителей оборонных предприятий отсутствует понимание мер и перспектив, необходимых для сохранения потенциала.

Ø     В 1992 году утверждена Целевая Программа конверсии Минатома России, работы по которой осуществлялись в 1992 -1995 годах за счет средств льготного конверсионного кредита на сумму около 80 млн. рублей в ценах тех лет.

Ø     Распоряжением Президента РФ от 08.11.1992 № 662-рп утверждено Соглашение между Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Японией и Европейскими сообществами об учреждении Международного научно-технического центра (МНТЦ).


В Соглашении об учреждении МНТЦ сказано, что деятельность Центра направлена на
«предоставление «оружейным» ученым России и СНГ, в особенности располагающим знаниями и навыками в области оружия массового уничтожения и средств доставки, возможности для переориентирования своих талантов на мирную деятельность;

содействие в решении национальных и международных технических проблем;

поддержку в переходе к рыночной экономике;

поддержку фундаментальных и прикладных исследований и технических разработок;
поощрение интеграции «оружейных» ученых из России и СНГ в мировое научное сообщество».

Поддержка фундаментальных и прикладных исследований и технических разработок осуществлялась МНТЦ путем выделения странами участниками персональных «грантов» (выплат, не облагаемых налогами и сборами) членам творческих коллективов, работающих в оружейных организациях России и представивших в МНТЦ предложения по проектам, отвечающим названным выше условиям.

Ниже приведена вырезка из газеты «Атомпресса» 1995 года:
 




Одновременно с деятельностью МНТЦ начинается межлабораторное сотрудничество оружейных институтов Минатома России и национальных оружейных лабораторий США (Лос-Аламосской, Ливерморской, Сандийской и других). В феврале 1994 года делегация Министерства энергетики (DOE) США посещает институты ЯОК. Подписываются меморандумы встреч о сотрудничестве по темам, представляющим взаимный интерес.

Далее:

Ø     18 февраля 1993 года Вашингтоне заключено  межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, предусматривающее необратимую переработку не менее 500 тонн российского оружейного урана (эквивалентных примерно 20 тысячам ядерных боезарядов[1][2]) в низкообогащенный уран — топливо для атомных электростанций США[3].

Ø     Позднее,14 января 1994 года для выполнения межправительственного соглашения был заключён Контракт ВОУ-НОУ между российской и американской компаниями по обогащению урана. https://ru.wikipedia.org/

Ø     В сентябре 1994 года застрелился академик Владимир Зиновьевич Нечай - директор ядерного центра Челябинск-70  (РФЯЦ- ВНИИТФ) http://sozidanie-lku.narod.ru/patrioty.html.

Ø     В апреле 1996 года состоялась Московская встреча на высшем уровне по ядерной безопасности, в подготовке материалов к которой автор принимал участие, будучи сотрудником Минатома.

 Цитирую выписку из Справки, подготовленной Минатомом России, для двухсторонних встреч Ельцина с представителями стран-участниц встречи.

 «О состоянии дел по техническому содействию в области ядерного разоружения.
США

Российско-американское сотрудничество по проблемам ликвидации ядерного оружия и предотвращения его распространения осуществляется на основе заключенного 17 июня 1992 года рамочного "Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия".

(Примечание авт.: Это соглашение было ратифицировано Федеральным законом РФ  от 22 июля 2008 года (!) № 128-ФЗ с учетом международных протоколов от 16.06.1999 г., от 03.02.2005 г., от 16.06.2006 г.)

«В развитие этого рамочного Соглашения было подписано 7 соглашений межлу Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Министерством обороны США:
о предоставлении контейнеров для расщепляющихся материалов (июнь 1992 г.) на 50 млн. долларов США,
о поставке комплектов для переоборудования железнодорожных грузовых и сторожевых вагонов (август 1992 г.) на 2О млн. долларов США,
о предоставлении оборудования для ликвидации последствий аварийных ситуаций и связанного с ними обучения (июнь 1992 г.) на 15 млн. долларов США,
о поставке защитных покрытий (июнь 1992 г.) на 5 млн. долларов США,
о проектировании хранилища для делящихся материалов (октябрь 1992 г.) на 15 млн. долларов США,
о строительстве хранилища делящихся материалов (сентябрь 199Зг.) на 75 млн. долларов США,
по учету, контролю и физической защите ядерных материалов (сентябрь 1993 г.) на 10 млн. долларов США.
Общая сумма финансовых средств, предусмотренных американской стороной для реализации данных соглашений, составляет 190 млн. долларов США. В 1995 году подписаны два соглашения между Минобороны России и Минобороны США в области безопасности транспортировки и хранения ядерного оружия. Ряд соглашений, таких как Соглашение по переоборудованию железнодорожных вагонов, Соглашение по поставкам оборудования для  ликвидации аварийных ситуаций, Соглашение по поставкам защитных покрытий либо полностью реализованы, либо их реализация близка к завершению и российская сторона получила реальное оборудование от американской стороны, стоимость которого соответствует предусмотренным в соглашениях суммам. Практически в соответствии с графиком выполняется Соглашение по поставкам контейнеров для расщепляющихся материалов.
Однако оценка реализации других соглашений американской и российской сторонами и, особенно оценка реалъной, ощутимой помощи, полученной российской стороной, различна. Суммируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что из 190 млн. долларов США, выделенных на реализацию перечисленных соглашений, к настоящему времени российской стороной получена помощь в размере не более, чем 50 млн. долларов, а система оказания помощи, предложенная американской стороной, по ряду соглашений не позволяет оценить реалъную помощь, получаемую Россией.

ФРГ
Сотрудничество с ФРГ осуществляется в соответствии с рамочным межправителъственным Соглашением об оказании помощи России в ликвидации сокращаемого ею ядерного и химического оружия от 16 .12. 1992г.
Состоялись пятое и шестое заседания Совместной российско-германской комиссии по вопросам осуществления рамочного Соглашения, на которых стороны выразили удовлетворение высоким качеством поставляемого оборудования.

Франция
Российская Федерация заключила с Французской Республикой следующие межправительственные Соглашения:
рамочное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правителъством  Французской Республики о сотрудничестве в области безопасного уничтожения ядерного оружия в России и использования в мирных целях высвобождаемых оружейных ядерных материалов, подписанное в Париже 12 ноября 1992 г.
В развитие указанного Соглашения разработаны и подписаны:
Соглашение между Правителъством Российской Федерации и Правительством Франциузской Республики о сотрудничестве в области безопасности и мониторинга радиационной обстановки при транспортировке, складировании и уничтожении ядерного оружия от 12 ноября 1992 г.;
Соглашение между Правителъством Российской Федерации и Правителъством Французской Республики о сотрудничестве в целях обеспечения надежности и безопасности транспортировки ядерного оружия в России от 20 октября 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве вобласти демонтажа ядерного оружия в России от 20 октября 199Зг.
Соглашение между ГIравительством Российской Федерации и Правителъством  Французской Республики о хранении в безопасных условиях водородсодержащих литиевых материалов, полученных при демонтаже ядерного оружия в России, от ноября 1994 года.
К настоящему времени полностью подготовлена площадка под строительство хранилища. С апреля 1996 г. запланировано начало строительства здания.

Великобритания
В рамках российско-британского Меморандума от 09.11.92 г. о взаимопонимании в области безопасного обращения с ядерным оружием, подлежащим сокращению работал в 1995 году российско-британский Координационный Комитет.
В настоящее время английская сторона выполнила свои обязательства по поставке транспортных средств и оказала финансовую поддержку российской стороне (КБ АТО) в сумме 600 тысяч фунтов стерлингов (около 1 млн. долл. США), необходимую для ввода в эксплуатацию всей техники, переданной российской стороне. Закончена поставка в Россию суперконтейнеров. Российская сторона обратилась с просьбой о дополнительной поставке суперконтейнеров. При этом потребность в дополнительных суперконтейнерах составляет 600 штук.
В рамках Меморандума продолжено развитие научно-технического сотрудничества в области фундаментальных наук и в области безопасного обращения с ядерным оружием, подлежащим сокращению. Cтороны договорились разработатъ межведомственный меморандум о научно-техническом сотрудничестве.

Япония
В рамках межправительственного Соглашения от 13.10.93 в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в России ядерного оружия российско-японским Комитетом по сотрудничеству осуществляется дельнейшее сотрудничество в следующих областях:
создание в Приморском крае установки по переработке жидких радиоактивных отходов от судовых реакторов (выделено около 28 млн. долл. США);
предоставление различного оборулования и техники для оснащения аварийньiх формирований Минатома России, в том числе и для обеспечения экологически чистого процесса слива и утилизации жидкого ракетного топлива МБР.

Италия
В рамках межправителъственного российско-итальянского Соглашения от 01.12.9З г. межу российской и итальянской сторонами осуществляется сотрудничество в области проектирования, реализации и установки систем и аппаратуры, предназначенной для обнаружения загрязнения, возникающего при аварии с ядерными боеприпасами, включая распыление плутония.
Итальянской стороне предложен российский состав Совместной комиссии, создаваемой в соответствии со статьей 12 Соглашения.
10.09.95 итальянской стороне передан перечень технических средств и оборудования с указанием аварийно-технических центров, для которых оно предназначено».

Во исполнение названных соглашений на предприятия атомной отрасли России    поступает валютная «помощь», в частности из США, в размере 200-250 миллионов долларов США ежегодно.

Мировые СМИ создают этой помощи PR, рассказывая о «жареных» фактах хищений, контрабанды, возникновения «черного» рынка российских ядерных материалов (ЯМ) оружейного качества, пугая общественность экологическими угрозами, исходящими российских ядерных объектов, и призывая к реформированию атомной отрасли.

Перед Московской встречей на высшем уровне по ядерной безопасности, состоявшейся в апреле 1996г. особый международный резонанс получили три случая хищений ЯМ. Это:
«5 марта 1994 года. Россия, г. Санкт-Петербург. Федеральная служба безопасности России арестовала трех подозреваемых, пытавшихся сбыть 3,05 килограмма высокообогащенного урана (90% обогащения); 

 10 августа 1994 года. ФРГ, г. Мюнхен. В ходе секретной операции, в которой сотрудники немецкой полиции выступили в роли потенциальных покупателей ядерных материалов, было изъято 560 граммов МОКС-топлива и 363 грамма плутония-239. 
 14 декабря 1994 года. Чешская Республика, г. Прага. По анонимному сообщению чешская полиция изъяла в припаркованной машине 2,7 килограмма высокообогащенного урана (87,7% обогащения)».

Известные случаи хищений высокообогащенных ЯМ, совершенных в период с 1992 по 2002 год опубликованы в The Nonproliferation Review, 2002.

В ноябре l995 г. в Ливерморской национальной лаборатории США состоялось первая международная конференция по криминалистическому анализу ядерной контрабанды, в которой участвовали, в основном, представители спецслужб. Конференция рекомендовала странам-участницам образовать Международную техническую группу (МТГ) для разработки технических мероприятий по противодействию незаконному обороту ядерных материалов.

На первом семинаре МТГ в марте 1996 г. в Трансурановом институте в Карлсруэ (Германия) мне довелось принять участие в качестве руководителя группы специалистов Минатома России в обсуждении научно- методических вопросов проведения международного «кругового эксперимента» по идентификации задержанных в Мюнхене и в Праге контрабандных ядерных материалов. Представители США настаивали на проведении "кругового эксперимента", под которым понималось независимое исследование проб задержанных ЯМ в нескольких национальных научно-исследовательских институтах разных стран с целью подтверждения гипотезы их российского происхождения из Арзамаса 16 (ВНИИЭФ).

Мне не стоило больших усилий убедить иностранных специалистов в том, что т.н. «круговой криминалистический анализ», возможен только на основе единого стандарта методов измерений и при наличии единого банка технических характеристиках ЯМ, производимых ядерными странами. С этой очевидной логикой технического предложения американцы не могли не согласиться. Я пригласил участников МТГ на второй семинар в ФЭИ в г. Обнинск для обсуждения методических вопросов. Этот семинар состоялся осенью 1996 года, по итогам которого был реализован совместный научно-методический проект ВНИИНМ им А.А.Бочвара, Трансуранового института (Германия) и Ливерморской лаборатори (США).  

Вопрос происхождения Мюнхенского плутония и Пражского урана американцами больше не поднимался.

История конверсии 1990-х годов включает в себя также международную авантюру со скандальным случаем подписания Ельциным Распоряжения Президента РФ от 21.02.1992 г. о Концерне «Промэкология». Этим распоряжением концерну разрешалось «изготовление, закупка, хранение, транспортировка, поставка и продажа за рубли и СКВ красной ртути в пределах ежегодной квоты на экспорт в размере 10 тонн». Эта авантюра подробно описана  экс-председателем Комитета по безопасности Госдумы РФ, генерал-лейтенантом милиции, писателем А.И. Гуровым в книгах-документах «Тайна красной ртути» (1995 г.) и «Блеф с красной ртутью или как развели царя Бориса» (2011 г.). Красную ртуть рекламировали тогда, как самый дорогой (от 400 тысяч до 1 млн. долларов США за 1 кг.) стратегический материал, выручка от продажи которого за границу поправит финансовое положение России. На самом деле такой материал не существовал.

О «красной ртути» я впервые услышал в 1996 году, будучи на семинаре МТГ в Трансурановом институте, где нас познакомили с немецкими результатами исследования ее состава: ртуть и мелкодисперсная смесь низкообогащенного урана с толченым красным кирпичем. 

А.И. Гуров в своих книгах выстраивает несколько версий аферы с красной ртутью: обычное мошенничество, модель замаскированной контрабанды редкоземельных материалов, способ ухода от уголовной ответственности за сделку с несуществующим материалом и, наконец наиболее вероятная версия: переброска из-за границы огромных сумм денег для приватизации.

Советник Президента РФ по экологии, академик Яблоков в книге «Атомная мифология. Заметки эколога об атомной индустрии», выпущенной в 1997 году, пишет о Минатоме:
 «Это не «становая отрасль», а едва ли не главная головная боль новой России...Минатом, пожалуй, сравним в своей самодостаточности и закрытости с системой ОГПУ-НКВД-МВД-КГБ. По отношению к КГБ российское общество уже давно поняло опасность такой самодостаточной закрытой системы. Выход был найден в разделении его на ряд самостоятельных строго функциональных ведомств, в большей степени находящихся под контролем общества и государства. То же необходимо сделать и с Минатомом».

В ноябре 1997 года я случайно познакомился с Яблоковым в самолете «Москва-Нью-Йорк». Яблоков летел в комиссию Конгресса США с докладом о «ядерных чемоданчиках КГБ СССР»[2], а я в составе межведомственной рабочей группы – на конференцию, связанную с вопросами физической безопасности ЯМ.

В самолете мы пытались разговорить Яблокова на волнующую тему ядерных чемоданчиков. От ответов Яблоков уходил, и у меня осталось впечатление их заученности. Диалог не получился. Какое впечатление произвело выступление Яблокова в Конгрессе США, не знаю.  Вскоре эта сенсация всеми была забыта. 

Что касается расчленений Минатома. История перманентной административной реформы новой России насчитывает множество управленческих «расчленений», поставивших под угрозу национальную безопасность. Но, это – уже другая история, описанная И.А. Крыловым в начале 19-го века в басне «Квартет». Иван Андреевич не думал тогда о конспирологии интереса Козла, или косолапого Мишки «разделять и властвовать». Об этом их интересе спустя полтора века Владимир Высоцкий спел песню про козла отпущения.  На морали басни «Квартет» в конце 1980-х годов в США была разработана геополитическая доктрина «цветных революций».  В названии доктрины видится аллегория нанесения непутевым цветоводам ущерба их оранжереям, тайным посевом в них одуванчиков и осота.
В начале 2000-х патриарх мировой политики Генри Киссинджер опубликовал книгу «Нужна ли Америке внешняя политика?», в которой ясно сформулировал современную политику США: «До тех пор, пока поколение новых национальных лидеров будет стеснено в выработке недвусмысленных представлений об обоснованных национальных интересах, его уделом будет прогрессирующий паралич…»

Кампания конверсии ЯОК 1988 – 2000 годов, названная мною ядерным «разминированием» России, интересна для этики цветных революций - теории нравственности и морали. Если исходить из того, что Горбачев из человеколюбия, в одностороннем порядке старался опередить США во всеобщем ядерном разоружении, то его попытка удалась только в части присуждения ему нобелевской премии мира в 1999 году. Ельцин же только продолжал прогрессирующую конверсию Горбачева в окружении нового поколения младореформаторов.

Несоблюдение российскими организациями двойных стандартов западной помощи каралось санкциями США: например, в отношении НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля и Московского авиационного института за их сотрудничество с Ираном в 1999 году.

«Драйвер» конверсии, одна из программ которого была названа «диверсификацией»[3] предприятий, успешно выполнил задачу широкомасштабной диверсии[4] в праве, в экономической науке, в образовании, инженерии и других важных направлениях обеспечения ЯОК национальной безопасности. Возможно, что в процессе той конверсии, кто-то кое-где тогда порой с пользой что-то сделал. Главное, что «драйвер конверсии» оказался «вирусом», нанесшим непоправимый ущерб мозгам «золотого» кадрового резерва России. Результатов сокращения ядерных вооружений и конверсии военных производств США я не знаю. Недавно узнал из СМИ, что США намерены в ближайшем будущем модернизировать свой ядерный арсенал в Европе.

В заключение приведу выдержку из интервью экс-министра Виктора Никитича Михайлова, опубликованного в журнале «Экономические стратегии» № 6,  2002 г., (стр. 46-59):
 «Расскажу еще об одной беседе с Ельциным. Однажды он предложил: «А что, если продать весь ядерный оружейный комплекс, и Россия не будет ядерной державой?» Я ответил: «Борис Николаевич, ни Вам как президенту, ни, тем более, мне как министру не дано право решать: быть ли России ядерной державой. Это должен решить народ».

30 декабря 1999 года Б.Н.Ельцин заявил по телевидению о своей отставке и, по-человечески, попросил у народа прощение за срам своего президентского правления. Его, как водится на Руси, я простил. За свой корпоративный грех личной конверсии в Минатоме прошу прощения у внуков.


Символично соседство надгробия Б.Н. Ельцину с памятником знаменитому иллюзионисту КИО (на фото: – памятник КИО слева, Новодевичье кладбище)



[1] Аллегория (образное выражение) Б.Н. Ельцина.
[2] В 1997 году мировой сенсацией стало заявление отставного генерала Александра Лебедя (кандидата на выборах Президента РФ 1996 г) о пропаже в Минобороны России нескольких десятков портативных ядерных боеприпасов, названных журналистами «ядерными чемоданчиками». Заявление Лебедя подхватил Яблоков, утверждая, что боеприпасы были разработаны не для армии, а для диверсантов из КГБ. Яблоков утверждал также, что встречался с разработчиками "ядерных чемоданчиков".
[3] Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. Простым объяснением этого термина может являться известная пословица «Не клади все яйца в одну корзину». [https://ru.wikipedia.org/
[4] Диве́рсия (от лат. diversio — «отклонение, отвлечение») — скрытные, но тщательно подготовленные специальные мероприятия диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) или отдельных разведчиков [https://ru.wikipedia.org/

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.5
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 08/02/2016
Я это читать не могу!Дышать от злобы нечем! Оружия ищет рука!Боцман,злющий аки аспид! 


[ Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2016
Боцман, вы умный мужик, не воспринимайте все эмоционально. Процессы в России идут долго (большая и многонациональная страна), инерция огромная. В этой ситуации нервные срывы идут во вред, зачительно полезнее и для вас и для общества — маленькие реальные действия, например, ваши статьи на форуме этого сайта полезнее для атомщиков и лучше отражают вашу позицию, чем эмоции. С уважением, ваш читатель.


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2016
Учитесь, Шура, красиво излагает, стервец!


[ Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2016
Спасибо уважаемому Н.В.Никифорову за написание и редакции сайта Proatom.ru за публикацию этой неординарной статьи. Ее уникальная особенность – фактография мало кому известных событий, предопределивших не только судьбу ЯОК России, но и современное мироустройство. Публикация этой статьи позволит сохранить для истории мало кому известные процессы становления современной России. Ядерное “разминирование” бывшего СССР в условиях хаоса и ужасов 90-х г.г. удалось. Украина, Беларусь, Казахстан “добровольно” отказались от им ниспосланного статуса “ядерных держав”. Пришедшая к управлению остатками Минсредмаша команда во главе с ядерным профессионалом В.Н. Михайловым сумела в обстановке развала социально-политической и промышленной структуры СССР сохранить основу нынешнего ядерного комплекса России. Американцы, европейцы, японцы проявили невероятную мудрость – оказали финансовую и интеллектуальную помощь в реанимации ядерного комплекса России, спасая его ради собственной безопасности и благополучия. Нам вместе с ними это удалось. Сегодня имеем то, чем пока еще можно гордиться несмотря на явно прогрессирующее невежество управления, поскольку известно, что “невежество – это сила” (“Ignorance is a power”, Д.Оруэлл, роман “1984”). С уважением, А.Н.Румянцев, НИЦ КИ.


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2016
Уважаемый Румянцев А.И, спасибо за мудрый комментарий.


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2016
Уважаемый А.Н. Румянцев, спасибо за комментарий.  В части Ваших слов: «Американцы, европейцы, японцы проявили невероятную мудрость – оказали финансовую и интеллектуальную помощь в реанимации ядерного комплекса России, спасая его ради собственной безопасности и благополучия. Нам вместе с ними это удалось», осмелюсь на иное мнение. Сомневаюсь, не без основания, в помощи Запада т.н. «реанимации» ЯОК. Лечение ЯОК происходило в 21 веке и продолжается без них за счет российских налогоплательщиков. За сотни миллионов долларов, специально напечатанных ФРФ США для «ядерного разминирования» и поступивших в Конверсбанк РФ, а также за контейнеры для ЯБП и другое оборудование, изготовленное западной промышленностью американцы получили интеллектуальную прибыль, в моем представлении, значительно превышающую их материальные затраты. Интересно было бы посчитать в комплексе все «расходы и доходы» не в долларах, а в каких-либо иных интеллектуальных единицах энергии. Думаю, что эта тема не должна быть предметом дискуссии на сайте PRoAtom. Никифоров Н.В.


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2016
По поводу высказывания Н.В.Никифорова ”Сомневаюсь, не без основания, в помощи Запада т.н. «реанимации» ЯОК. Лечение ЯОК происходило в 21 веке”.
Полагаю, что “реанимация” ЯОК состоялась еще в 20 веке. “Лечение” было потом – уже в 21-м веке. Вот что по поводу “реанимации” писал ядерный профессионал, глава Минатома В.Н. Михайлов:
“На пресс-конференции 1 декабря (1992 г.) представители “Российского единства” сообщили о “страшном” документе, грозящем стране многими бедами, - Соглашении между Российской Федерацией и США относительно безопасной и надежной перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, подписанного Ельциным и Бушем в июне 1992 г….В целом я должен сказать, что соглашение знаменует новый подход к проблемам разоружения и коллективной безопасности. С нашей стороны такая помощь должна только приветствоваться. Каковы ее масштабы? По пяти конкретным проектам … помощь составит 100 миллионов долларов, а это, будем считать 400 миллиардов рублей. Между тем на все исследования и разработки по сохранению потенциала ядерного оружейного комплекса мы получили в этом году из бюджета 20 миллиардов рублей. Где же тут ущерб для России? Где измена ее интересам? И кого в ней обвиняют? Людей, отдавших все силы созданию ядерного щита страны?” (В.Н.Михайлов. Я – “ястреб”. – Москва, Крон-Пресс, 1993, стр.116-119).
Полагаю, нет никаких оснований для сомнений в правоте В.Н.Михайлова. С уважением, А.Н.Румянцев, НИЦ КИ.


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 12/02/2016
Уважаемый А.Н. Румянцев! Я не сомневаюсь в искренности веры В.Н. Михайлова в 1993 году в новый подход к проблемам разоружения и коллективной безопасности. «Соглашение между РФ и США  о безопасных перевозках…» 1992 года содержит только благие намерения (в интернете есть текст Соглашения). В коллективах предприятий ЯОК этот документ был воспринят в 1992 году с воодушевлением и верой в светлое будущее. Процесс реализации Соглашения был начат в 1994 году, но пошел «с загогулинами», которые известны ветеранам ЯОК. Сегодня мы оцениваем не правоту В.Н. Михайлова (светлая ему память!) 1993 года, а весь процесс с его результатами. Н.Никифоров.  


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 12/02/2016
американцы получили интеллектуальную прибыль, в моем представлении, значительно превышающую их материальные затраты

Была нам помощь после Чернобыля европейская и американская. В отличие от европейцев американская "помощь" не была бесплатной. Воспользовавшись нашей слабостью вследствие чернобыльского синдрома, америкосы весьма жёстко навязали нам эту "помощь" как повод провернуть выгодный бизнес выкрутив руки и потребовав оплатить расходы. Все американские расходы на "помощь" были оплачены в многократном размере нашими ресурсами. Шельфом Баренцева моря, например. Черномырдин только успевал подписывать. Неужто с ЯОК было иначе?


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 12/02/2016
Не будучи экономистом Минатома, не берусь оценивать материальные выгоды США и наши убытки от "помощи" ядерного разоружения России. Согласен, что нашими ресурсами ВОУ-НОУ эта помощь была оплачена. Н.Никифоров 


[
Ответить на это ]


Re: Урок II: ядерное «разминирование», 1987 – 2000 годы (Всего: 0)
от Гость на 16/02/2016
Какая реанимация ЯОК? Где то запущена спецметаллургия? Хоть одно новое изделие создано и  выпущено в серию? Даже изделия, которые на боевом дежурстве, ни разу не испытаны. То, что яйцеголовые саровцы промоделировали, есть полная туфта без испытаний. Знать и уметь - вот девиз ЯОК! Просто знать - мало!Надо ещё уметь сделать, испытать и применить! О головастиках здесь говорили, а толку? где их взять? На курсах не научишь! Без ТЯО Россия по любому проигрывает НАТО в любом локальном конфликте. А  ТЯО тоже проверять надо испытаниями. А то поздно будет! Так что не надо свистеть!Экие герои нашлись тут! Хе хе! Боцман.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru