proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[30/09/2015]     Деятельность «Атомфлота» на Севморпути и перспективы её развития

С.А.Головинский, к.т.н., заместитель гендиректора ФГУП «Атомфлот»

Русский «путь в Индию» получил наименование Северного морского пути уже в средние века. В 1525 г. посол царя Ивана III Дмитрий Герасимов составил первый проект Северного морского пути (СМП) и первую карту берегов Северного Ледовитого океана и Московии. В 50—е годы XVI в. в Москве была организована первая морская экспедиция по отысканию морского пути в Китай. В 1648 г. мореход-исследователь Семен Дежнев впервые прошел по проливу, разделяющему Азию и Америку.


В XVIII в. начали организовывать Камчатские экспедиции. Вторая из них вошла в историю под названием «Великая Северная экспедиция». По её итогам в 1746 г. была составлена генеральная карта Великой Северной экспедиции. В начале ХХ в. освоение Северного морского пути стало одной из насущных задач экономики России.

Несмотря на разруху в годы гражданской войны, советское правительство уже тогда обратило внимание на Севморпуть. Было принято ряд актов, позволявших развивать Северный морской путь:  21 мая 1919 г. – постановление Временного правительства Северной Области "Об учреждении Междуведомственной Комиссии по организации Морской экспедиции в Сибирь"; 2 июля 1918 г. - постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана; 10 марта 1921 г. – декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института. Районом деятельности института стал Северный Ледовитый океан с морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.  

Карские экспедиции положили начало регулярным плаваньям через Карское море. В ходе первой экспедиции 1920 г. из Сибири было вывезено 11 тыс. тонн хлеба и других продовольственных и промысловых грузов. Начиная с 1923 г. в течение десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций. Отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути стала экспедиция О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» 1932 г.

Активно задействовался СМП и в годы второй мировой войны (рис.1). Северные морские транспортные магистрали использовались для обеспечения военных поставок фронту с востока СССР, а также проводки судов из США с грузами по ленд-лизу. Корабли Северного флота конвоировали грузовые суда на отдельных участках СМП, в основном в Карском море, где было проведено 2568 судов. Всего за годы войны Арктические конвои перевезли около 22% грузов по ленд-лизу (3964 тыс. т). Непосредственно транзитом по СМП с востока на запад прошли 120 судов, перевезя 450 тыс. тонн грузов.



Рис.1 Переход лидера «Баку» и эсминцев «Разумный» и «Разъяренный» из Владивостока в Кольский залив по Северному морскому пути в период 15.07 – 14.10.1942

Валовая вместимость судов тогда была значительно меньше, но это компенсировалось достаточным их количеством. Природа и погода в Арктике не очень изменилась с тех пор. В августе 2015 г. на трассе СМП ледовая обстановка была аналогичной этому периоду в 1942 г.

Регулярное коммерческое судоходство по СМП началось в 1920 г. С этого времени основные этапы освоения новых трасс плавания и расширения сроков навигации по СМП определялись наращиванием мощности ледокольного флота.


Первый атомный

15 сентября 1959 г. на ходовые испытания в море впервые вышел атомный ледокол (АЛ) «Ленин». От момента принятия решения Советом министров СССР о строительстве АЛ
20.11.1953 до момента его сдачи в эксплуатацию 3.12.1959 г. Министерству морского флота прошло всего 6 лет. Ледокол был заложен на Судостроительном заводе им. А. Марти (с 1957 – «Адмиралтейский завод») 25.08.1956 г., и через 3 года вышел на испытания (сегодня по контракту с «Балтийским заводом» 6 лет мы строим головной ледокол). За время эксплуатации АЛ «Ленин» прошел 654 400 морских миль, из них во льдах - 560 600 морских миль, провел 3741 судно. В 1989 г. он был выведен из эксплуатации, хотя мог бы служить ещё несколько лет. Но то были годы после Чернобыля. В настоящее время АЛ «Ленин» в качестве музея находится на вечной стоянке в Мурманске. В его каютах сохранен весь интерьер 1959 г.

3 декабря 2014 г. атомный ледокольный флот отметил свое 55-летие. Этот день выбран не случайно - 3 декабря 1959 г. после успешно завершенных испытаний был поднят государственный флаг СССР на первом в мире надводном судне с атомной энергетической установкой — ледоколе «Ленин». За 55 лет атомный ледокольный флот совершил сто один поход на Северный полюс.


Изначально атомный ледокольный флот создавался для обеспечения работы Норильского промышленного района. Для круглогодичной навигации в Западном районе Арктики потребовалось создание мощного атомного ледокольного флота и инфраструктуры  на побережье Карского моря и р. Енисей. Была построена серия атомных ледоколов.  На реализацию программы перехода к круглогодичной навигации государством было затрачено примерно 200 млрд долл. (в ценах 1975 г.) Современный этап развития арктического судоходства был определен вводом в строй самых мощных в мире атомных ледоколов типов «Арктика» и «Таймыр».


Современный состав «Атомфлота»

На сегодняшний день в составе «Атомфлота» находится 18 плавсредств:
- суда с ЯЭУ – 10;
- атомные ледоколы – 9, 4 АЛ в эксплуатации и 1 АЛ в резерве;
- атомный контейнеровоз – 1;
- специальные суда – 5;
- плавучий портовый кран;
- 2 плавучих дока.

Плавсредства обслуживает персонал численностью 1137 человек.

В состав атомного ледокольного флота входят:
атомные ледоколы типа «Арктика»: АЛ «Советский Союз»  –  29.12.1989 г.; «Ямал»               –  28.10.1992 г.; «50 лет Победы» –  23.03.2007 г. (пропульсивная мощность – 54 МВт;
водоизмещение – 23000 тн; осадка – 11,0 м; ледопроходимость – 2,25 м);
атомные ледоколы типа «Таймыр»: АЛ «Таймыр» – 30.06.1989 г., «Вайгач» – 25.07.1990 г. (пропульсивная мощность – 35 МВт; водоизмещение 21000 тн; осадка – 8,1 м;
ледопроходимость – 1,7 м).

В отстое находится АЛ «Советский Союз», который может работать ещё как минимум 15 лет. Автономность работы без захода в порт 1 год.

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» - судно усиленного ледового класса с ядерной энергетической установкой мощностью 40 000 лс, способен преодолевать лед толщиной до 1,5 м; полная грузоподъемность – 33 980 т при осадке 11,8 м; в контейнерном варианте может перевозить 1324 20-и футовых контейнера.

Строится 3 универсальных АЛ проекта 22220 (ЛК60): 1-й ЛК60 – 31.12.2017 , 2-й ЛК60 – 25.12.2019 , 3-й ЛК60 – 25.12.2020 (пропульсивная мощность – 60 МВт; водоизмещение 33530 / 25 540 тн; осадка – 10,5 / 8,5 м; ледопроходимость – 2,9 м). Общая стоимость серии: 3,9 млрд долл. при среднем курсе 2013 г. Несмотря на ситуацию в экономике, идет бюджетное финансирование.

Береговая инфраструктура:
- база для атомного ледокольного флота;
- полный комплекс судоремонта;
- обращение с ядерным топливом;
- обращение с радиоактивными отходами.

Персонал - 851 человек, включает не только управление, но и весь ремонтный и обслуживающий персонал. Мы живем автономно – сами себя докуем, ремонтируем, обслуживаем.

До середины 2008 г. мы входили в состав Мурманского морского пароходства. В 2008 г. Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» (Росатомфлот) вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с указом президента России «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» от 20 марта 2008 г. № 369. Ему переданы суда с ядерными энергетическими установками и суда атомного технологического обслуживания.

Наши атомные ледоколы постоянно работают на трассе Северного морского пути, выполняя государственные и коммерческие задачи, потому что предприятие по своему статусу должно получать прибыль. У «Атомфлота» два источника финансирования: субсидия из федерального бюджета и собственный доход. Чтобы прокормить 1300 моряков и 850 человек береговой службы, предприятие должно к 2018 г. выйти на самоокупаемость.
Основными направлениями деятельности Росатомфлота являются:

• ледокольное обеспечение проводки судов в акватории СМП (включая транзитные проводки) и в замерзающие порты России;

• обеспечение экспедиционных научно-исследовательских работ по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью России;

• обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей;

• туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики;

• техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения для атомного флота;

• обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Для сравнения: дизель-электрический ледокол аналогичной мощности (55 МВт) сжигал бы в сутки примерно 300 т органического топлива, загрязняя продуктами сгорания воздушный бассейн. Для обеспечения автономности плавания в пределах двух месяцев он должен был бы иметь запас бункера до 20 000 т. При этом его осадка составляла бы 12-13 м, что не позволяет работать на большинстве акваторий сравнительно мелководных арктических морей. Автономность по топливу атомных ледоколов составляет пять-шесть лет непрерывной работы, рабочая осадка ледоколов типов «Арктика» (в пределах 10,5 м) и «Таймыр» (8,5 м) позволяет им работать в арктических морях и портах практически без ограничений по проходным глубинам.

Основной задачей «Атомфлота» по-прежнему остается проводка судов по СМП. Если в 2009 г. по трассе Севморпути был совершен всего лишь один транзитный рейс из Европы в Азию, то в 2010 г. таких рейсов было 4, в 2011 г. уже 35 рейсов. Благодаря госсубсидиям с 2009 г. в полном объеме выполняются текущий и доковый ремонты судов, производится закупка ядерного топлива, обеспечивается безопасный отстой судов. Указанные меры позволили обеспечить одномо­ментную готовность к выходу в море не менее 3 атомных ледоколов при должном соблюдении уровня ядерно-радиационной безопасности.

Приказ ФСТ России № 122-т/1 от 07.06.2011 г. об утверждении предельных тарифов на услуги ледокольного флота на трассах СМП, с возмож­ностью их применения ниже предельного уровня, позволил предприятию вести гибкую тарифную политику при заключении договоров на услуги атомного ледокольного флота на трассах СМП.

В результате уже в 2011 г. удалось привлечь грузовладельцев к использованию северного маршрута перевозок по трассе СМП в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличить объем транзитного грузопотока в 8 раз и полу­чить дополнительную коммерческую выручку на содержание атомного ледокольного флота. Благодаря  этому разрешению Федеральной службы по тарифам, мы установили свои тарифы, чуть ниже тарифов для прохода по Суэцкому каналу, поэтому коммерсанты пошлина СМП. В августе 2011 г. в рекордные сроки (за 8 суток) была совершена уникальная проводка атомным ледоколом «50 лет Победы» танкера Совкомфлота «Vladimir Tikhonov» дедвейтом более 160 000 т по Севморпути.
           
Грузопотоки в Арктике

По заключению специалистов в области макроэкономики, транспортная активность на Северном морском пути, начиная с 1940-х гг.,  служила наиболее чутким индикатором состояния экономики государства в целом. Спад объемов грузоперевозок по СМП с 6.7 млн тонн в 1987 г. до 1.4 млн тонн в 1998 г. подтверждил выводы специалистов. После 2000 г. наметилась тенденция к увеличению объемов морских перевозок в Арктике.

С 1933 до 1986 г. грузопоток постоянно возрастал. В годы перестройки произошло резкое его сокращение. С 1996 г. наметилось постепенное восстановление грузооборота. В 2014 г. по СМП было перевезено 3,98 млн т грузов (60% от значения 1987 г.). Объем перевозок увеличился в 2,7 раза по сравнению с 1998 г., когда перевозки достигли своего минимума (рис.2).




Рис.2 Грузопоток по Северному морскому пути в период 1933-2014 гг. (включая транзитный)
 
Составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу Северный морской путь пока не может. По Суэцкому каналу в день проводится несколько сотен судов, по СМП – 73 судна за сезон. Объем транзита через Суэцкий канал в 2014 г. составил 963 млн тонн и 17 148 судов.

Особое вни­мание развитию трасс СМП необходимо уделить с учетом возрастающих потребностей рос­сийской внешней торговли в морских перевозках экспортных энергетических грузов. В условиях, когда азиатская экономика, в частности, китайская, меньше пострадала от кри­зиса и готова вновь наращивать объемы собствен­ного производства, прогнозируется рост объемов евроазиатских грузоперевозок.

Сегодня 75% грузопотока между Азией и Европой перевозится южным путем через Суэцкий канал и Средиземное море в порты Северного и Балтийского морей.

За последние годы в сложившуюся систему межконтинентальных перевозок включился Северный морской путь. Уже четыре года подряд атомные ледоколы обеспечивают в летний и осенний период сопровождение транспортных судов с нарастанием их количества и темпов проводки в рейсах по транзитной доставке грузов из Европы в Азию и в обратном направлении.


Арктические проекты, реализуемые с участием Росатомфлота

ФГУП «Атомфлот» начал развертывать группировку атомных ледоколов для обеспечения геологоразведочных работ и научных экспедиций не только в Арктическом бассейне, но и в припо­люсных районах Арктики (табл.1). В регионе расположены 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации (из них 70% – на шельфе Баренцева и Карского морей). В акватории Баренцева моря к настоящему времени открыто более десяти месторождений нефти и газа, из них одно уникальное (Штокмановское), семь крупных (Ледовое, Лудловское, Мурманское, Долгинское, Приразломное, Медынское-море и Северо-Гуляевское), два средних (Поморское и Северо-Кильдинское) и одно мелкое (Варандей-море). Среди перечисленных залежей – четыре газовых, два газоконденсатных, четыре нефтяных и одно газонефтяное. К 2020 г. только в Баренцевом море добыча должна быть доведена до 20 млн т нефти и 100 млрд м3 газа в год.

Табл.1 Арктические проекты

Проект и порт
Проектная мощность/год
Период
годы
1
Ямал СПГ, п. Сабетта
17,6 млн
тонн СПГ
2018 – 2040
2
Новопортовское месторождение «Газпромнефти»,
Новый порт
8,5 млн тонн
сырой нефти
2015 – 2030
3
Норильский Никель,
п. Дудинка
1,3 млн тонн цветных и благородных металлов
Постоянно
4
Пайяхское месторождение,
ОАО «Независимая нефтегазовая компания»
7,3 млн тонн
сырой нефти
2018 – 2030
5
Работы на лицензионных участках НК «Роснефть»
Работы по разведке шельфовых месторождений
до 2023 года

В связи с  Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2010 г. № 1713-р «О плане по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал», которым предусма­тривается разработка нефтегазоконденсатных месторождений, строительство на полуострове Ямал заводов по сжижению газа и транспорти­ровка сжиженного природного газа танкерами-газовозами по трассам Северного морского пути в западном и восточном направлениях, намечается существенное увеличение грузопотока и коммерческой выручки за ледокольные услуги у ФГУП «Атомфлот»  (рис.3).


Рис.3 Рост грузопотока по СМП с развитием арктических углеводородных проектов

Сегодня у Росатомфлота заключены два контракта - с «Ямал СПГ» на вывоз сжиженного газа из порта Сабетта (до 31.12. 2040 г.). 96% продукции «Ямал СПГ» законтрактовано и продано в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Второй контракт с «Газпромнефтью» на вывоз сырой нефти с Новопортовского месторождения (по 31.12.2030 г.). Лед там серьезный, а грузопоток может составить  десятки тысяч тонн (от 20 до 60 тысяч тонн в перспективе). Атомные ледоколы станут прибыльными и окупаемыми, и государство будет получать от «Атомфлота» дивиденды, а не субсидировать нашу  деятельность.

Компания «Ямал СПГ» уже начала реализацию проекта освоения ямальских газовых месторождений. Росатомфлот будет осуществлять проводку сухогрузных судов, газовозов и танкеров к полуострову Ямал и в Обскую губу, обеспечивая круглогодичный навигационный цикл работы флота на этом направлении. Экспорт продукции будет осуществляться 16 танкерами-газовозами ледового класса Arc7 объемом 170 тыс. м3. В летне-осенний период возможен прямой вывоз в порты Азии по СМП, в зимне-весенний — доставка до накопителя в Северной Европе. Атомный ледокольный флот будет прокладывать канал для движения газовозов по контракту с трейдером «Ямал Трейдинг Сингапур» с 2018 по 2040 гг. Мощность проекта и сроки его реализации приведены в Табл. 2.

Таблица 2.
Объемы экспорта СПГ и газоконденсата, тыс. тонн

2017

2018

2019

2020

2021-2038

2039

2040

800

6 100

11 900

16 700

17 600

17 400

16800



После завершения строительства завода и его выхода на полную мощность по сжижению газа каждые 40 часов атомные ледоколы будут подводить или отводить газовозы в порту Саббета круглогодично (240 судов в год, то есть 1 танкер каждые 36 часов). С декабря 2013 г. Росатомфлот обеспечивает ледокольные операции на акватории порта Сабетта в период ноябрь – июнь. В операциях задействовано три ледокола: мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр», «Вайгач»; дизельные ледоколы «Тор» и «Санкт-Петербург» (по договору с ФГУП «Росморпорт»). С декабря 2013 г. по ноябрь 2014 г. проведено 34 судна с  грузом 1,1 млн т. За первую половину 2015 г. было проведено уже  47 судов.

В настоящее время завозятся грузы для строительства завода по сжижению газа.

Ледокольную проводку по Северному морскому пути выполняет АЛ «Вайгач». На борту специализированного теплохода находятся модули для строительства завода по сжижению природного газа ОАО «Ямал СПГ». Доставка осуществляется судами-тяжеловозами полупогружного типа из порта Батам (Индонезия) в порт Сабетта: судно «Red Zed II»: вход на СМП  во второй декаде сентября, приход в п. Сабетта - 23.09.2015. Это судно доставит емкости для сжижения газа по 7 тыс. тонн. «Red Zed I»: вход на СМП 25-26.09.2015, приход в п. Сабетта –3-4.10.2015.

Портовый флот для работы в порту Сабетта

28.11.2014 г. был подписан договор на оказание комплекса услуг портового флота с 01.11.2014 г. по 31.12.2040 г. между ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Ямал СПГ».

На Выборгском заводе и судостроительном заводе в Тамани мы строим собственный флот для портового обслуживания танкеров-газовозов в п. Сабетта в условиях повышенной ледовой обстановки. На российских вервях строятся: ледокольный буксир, портовый ледокол и три буксира ледового класса.

На строительство этих судов инвестировано 197,34 млн долл. (2015 – 2019 гг.), из них 63,17 млн долл. - собственные средства ФГУП «Атомфлот», 134,17 млн долл. - заемное финансирование. Контрактный период: 11.2014 – 12.2040 гг. Реализация данного проекта позволит создать дополнительно 120 рабочих мест. Сегодня 2000 моряков «Атомфлота» зарабатывают около 3 млрд руб., дополнительные 120 человек обеспечат годовую выручку 34, 675 млн долл.

Новопортовское месторождение

ОАО «Газпром нефть» начало разработку Новопортовского месторождения – крупнейшего по запасам нефти и конденсата на полуострове Ямал.  Оно расположено в 30 км от побережья Обской губы и в 250 км от г. Надым. Извлекаемые запасы составляют 222 млн т нефти, 211 млрд м3 газа и 17 млн т конденсата. Это базовый проект ОАО «Газпром нефть» на Ямале.

 По контракту с «Газпром нефть» с 2015 по 2030 гг. атомный ледокольный флот будет обеспечивать канал для их танкеров дедвейтом 35,5 тыс. т.  Мощность проекта и сроки его реализации представлены в табл. 3. Уникальной стороной проекта является организация круглогодичного вывоза нефти морским путем в суровых климатических условиях.

Росатомфлот обеспечивает проводку судов с Новопортовского месторождения в период февраль – май. С февраля 2015 г. мы провели 7 танкеров, каждый из которых загружен 16 000 тонн сырой нефти. На 2016 год запланирована проводка 6 танкеров в месяц (с января по июнь). Новые танкеры дедвейтом 36 000 тонн начнут работу летом 2017 г. Объем вывоза сырой нефти составит ~ 700 тыс. тонн в месяц. Каждые 5 дней танкер будет вывозить Новопортовскую нефть.

Табл.3 Профиль добычи нефти Новопортовского месторождения (тыс. тонн)

2015

2016

2017- 2027

2028

2029

2030

600

3000

    8 500

4000

3000

2500


Перспективным проектом является освоение Пайяхского месторождения. Для круглогодичной транспортировки нефти с группы Пайяхских месторождений «Независимая нефтегазовая компания» выполняет проект по строительству морского нефтяного терминала «Таналау». Продолжительность реализации проекта по добыче и транспортировке нефти составит более 40 лет. Терминал проектной мощностью 7,5 млн тонн будет размещен в 180 км севернее порта Дудинка, в районе мыса Таналау. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 3-й квартал 2018 г.

Для транспортировки нефти будут построены 4-8 танкеров класса Arc 7, дедвейтом 40 тыс. тонн. Логистическая схема предусматривает транспортировку нефти от морского терминала «Таналау» до порта Мурманск, а также в страны АТР. Максимальный объем перевозки 7,3 млн тонн и 220 судозаходов в год планируется достичь в 2024 г.
 
По-прежнему активно мы работаем с ГМК «Норильский никель». За 56 лет только в 2011 г. «Норильский никель» решил обойтись без ледоколов «Атомфлота». ГМК ввел в эксплуатацию пять специализированных судов повышенной ледопроходимости. И вместо атомных ледоколов нанял под проводку дизельный ледокол (ДЛ) «Капитан Дроницын». За всю зиму ДЛ не только не провел ни одного судна, но и сам неоднократно застревал во льдах. Тенденция «ледокольной независимости» перевозчиков, владеющих флотом повышенной ледопроходимости, оказалась явлением временным, обусловленным благоприятными ледовыми условиями. Уже в 2012 г. «Норникель» заключил с «Атомфлотом» контракт на 3 года, в 2015 г. – ещё на 5 лет. В ближайшие годы по мере увеличения суровости зим стратегические оценки роли атомных ледоколов в осуществлении транспортного процесса на Северном морском пути перестанут быть дискуссионными.


Транзит по СМП

После спада грузоперевозок 1990-х гг. активно заниматься транзитами мы стали после 2010 г. Уже в 2012 г. по сравнению с 2010 г. произошел рост в 12 раз. В 2012 г. изменились правила игры - был принят ФЗ 132 «Изменение в кодексе торгового мореплавания в акватории СМП…». Для субъекта естественной монополии ФГУП «Атомфлот» были установлены тарифы, зависящие только от валовой вместимости, сезонности, расстояния и ледового класса судна. Тариф на виды грузов был отменен. Но в 2014 г., после введения санкций, транзитный грузопоток сократился в 6 раз.

Общие же показатели судоходства по Северному морскому пути за 2014 г. характеризуется следующими цифрами: общий грузооборот - 3 982 000 (+2% к 2013 г.) тонн, включая порт Сабетта - 1 133 000 (+185% к 2013 г.) тонн. Международный транзит по СМП - 274 000 (1 355 897 в 2013 г.) тонн. Под проводкой атомных ледоколов прошло129 судов (1 659 207 GT).

В соответствии с изменениями в законодательстве с 2014 г. услуги атомных ледоколов на СМП оплачиваются с тонны гросс-тоннажа.

Государственные задачи

В целях обеспечения своих геополитических интересов в нынешних условиях  Россия должна постоянно поддерживать активное присутствие в арктическом регионе, которое выражается в проведении научных исследований, разведке и добыче полезных ископаемых, обеспечении морских грузоперевозок с использованием ледоколов и специализированных ледокольно-транспортных судов.

В сентябре 2013 г. впервые в современной России атомными ледоколами «Атомфлота» была осуществлена ледокольная проводка каравана кораблей Северного флота во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» через пролив Вилькицкого в восточном направлении акватории Северного морского пути (рис.4).




Рис.4 Караван кораблей Северного флота под проводкой атомных ледоколов, сентябрь 2013 г.

В сентябре 2014 г. атомные ледоколы провели караван из семи военных кораблей Северного флота через льды Баренцева и Карского морей с цель доставки на Новосибирские острова снаряжения и оборудования для подразделений, которые будут дислоцированы там на постоянной основе.

Также в сентябре 2014 г. АЛ «Вайгач» осуществил проводку из Петропавловск-Камчатского в Северодвинск судна полупогружного типа «Трансшельф» с двумя атомными подводными лодками на борту, направляющимися в ремонт.

10 сентября 2015 г. отряд боевых кораблей и вспомогательных судов Северного флота, продолжающий переход из порта Диксон к Новосибирским островам, в сопровождении атомного ледокола «Ямал», форсировал наиболее ледово-опасный район у северного берега Таймырского полуострова.

«Атомфлот» также принимает участие в обеспечении проведения в Арктике научно-исследовательских работ:

- по определению внешних границ континентального шельфа РФ;
- по организации и эвакуации дрейфующих полярных станций «Северный Полюс»;
- по геологической разведке и сейсмическим исследованиям, в том числе, в районах месторождений углеводородов.

Ледоколы  «Атомфлота» активно помогают ученым ААНИИ в постановке и снятии станций «Северный полюс». Нами был предложен вариант использования  выведенных из эксплуатации атомных ледоколов в качестве дрейфующих научно-исследовательских станций. Ледокол (без атомного оснащения) выводится в море на буксире, в районе Чукотки вмораживается в лед, и далее с полярниками на борту дрейфует со льдом. Весной в районе Гренландии его можно снять со льда. При этом ученые-исследователи живут в нормальных условиях, в комфортабельных каютах, а не на льдине. Но пока Минприроды хочет строить собственные суда.

Перспективные потребители услуг атомного ледокольного флота 

Динамика показателя ледоколо/месяцы, представляющая тенденцию загрузки Росатомфлота до 2021 г. показана на рис.5.



Рис.5 Основные потребители услуг атомного ледокольного флота в 2000-2021 годах

ЗАО «ЦНИИМФ» была проведена оценка необходимой численности атомных ледоколов для обслуживания транспортных судов на трассах Севморпути с использованием разрабо­танного ими расчетного алгоритма. Ледокольное обслужи­вание транспортных судов на трассах СМП может быть обеспечено следующим составом атомных ледоколов:

- в 2015 г. – 4 атомных ледокола;

- в 2020 го. – 5 атомных ледоколов.

К 2020 г. из существую­щих атомных ледоколов в строю останутся только «Ямал» и «50 лет Победы», остальные подлежат списанию. АЛ «Таймыр» и «Вайгач», даже при увеличении наработки до 175 тыс. часов, могут выработать и этот ресурс. Для восполнения состава ледокольного флота необходимо ввести в строй новые универсальные ледоколы ЛК60 (проекта 22220, пропульсивной мощностью – 60 МВт; ледопроходимость – 2,9 м). Три таких ледокола смогут заменить пять выводимых из эксплуатации атомных ледоколов, в том числе три ледо­кола типа «Арктика» и два ледокола типа «Таймыр».

Первый ледокол проекта ЛК-60Я необходимо ввести в эксплуатацию уже к 2017 г. В противном случае возникнет «ледовая пауза» - невозможно будет обеспечить проводку судов по реке Енисей и на устьевых участках сибирских рек. Второй и третий ледоколы серии должны вводиться в эксплуатацию после головного в связи с началом промышленной отгрузки сжиженного природного газа с терминала Сабетта.

В связи с интенсификацией освоения месторождений на шельфе арктических морей до 2030 г. потребуется построить и ввести в эксплуатацию еще два атомных ледокола: ледокол-лидер мощностью 110-120 МВт, и второй ЛК60Я. В табл.4 представлена прогнозная оценка сроков эксплуатации АЛ на среднесрочную перспективу.


Табл. 4 Прогнозная оценка сроков эксплуатации АЛ на среднесрочную перспективу



Конечно, лучший ледокол – это погода. Институт Арктики и Антарктики в Курчатовском институте провел анализ климатических изменений за 100 лет, согласно которому в районе 2020 г. ожидается период похолодания. По данным радиолокационных изображений ледовой обстановки в российском секторе Арктики по состоянию на 31.08 – 2.09.2014 г. площадь льда в 2013 г. увеличилась на 40% по сравнению с 2012 г.  Всё происходит циклично. Так что имеющиеся и строящиеся атомные ледоколы без работы не  останутся.

Ледокольный флот сегодня выполняет всё больше работ на коммерческой основе. Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот сам зарабатывал себе на жизнь, но не путем увеличения тарифов, а за счёт соответствующего роста спроса. За три года мы сумели увеличить коммерческую выручку в два раза. К 2016-2017 гг. «Атомфлоту» предстоит самостоятельно зарабатывать деньги, чтобы субсидия со стороны государства стала нулевой. В бюджете 2012-2014 гг. нам было выделено 1 млрд   264,3 млн рублей. Когда мы не входили в состав государственной корпорации, у нас субсидия была 1 млрд 800 млн рублей. После сокращения субсидии активность атомного ледокольного флота не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. Мы и дальше планируем наращивать её.


По материалам выступления на КС «Ядерные технологии для морской добычи углеводородов в Арктике» подготовила Т.А.Девятова
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Деятельность «Атомфлота» на Севморпути и перспективы её развития (Всего: 0)
от Гость на 02/10/2015
Всяк кулик свое болото хвалит. Только на сегодня: компания дотационная; из-за тяжелых климатических условий, санкций и международной изоляции (а правильнее из-за самоизоляции) России от "коллективного" Запада использование СМП иностранными судовладельцами под большим вопросом. В любом случае стать конкурентом южному пути не получится никогда. В среднесрочной перспективе СМП - только для внутреннего потребления России наш счет.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.23 секунды
Рейтинг@Mail.ru