proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Testing&Control
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[26/06/2015]     Национальная безопасность и стратегическое планирование

В.Н.Молчанов, к.ф.-м.н., доцент, эксперт СЗФО ЦСКП, Санкт-Петербург

Рассмотрим ряд элементов управления в экономике, лежащих на поверхности её фундаментальных смыслов, а также идею модели управления экспертным сообществом, иерархиями приоритетов сложных систем и метод исключения крупных должников из сообщества внешнеэкономической деятельности.


Плохое управление

В будущих экономических отношениях в значительной мере должна быть изменена, а в ряде случаев  упразднена товарность денег и их суррогатов - ценных бумаг. Тогда исчезнет «непроизводительная экономика» - спекуляции на финансовых рынках. Мир приблизится к «социальной справедливости», к устойчивому и предсказуемому развитию. Деньги – не товар. Это мера продукта общественно полезного труда. Превращаясь в товар, деньги меняют свою обменно-эквивалентную величину, становятся переменными, как и измеряемый ими товар. Функционируя по формуле «спрос-предложение», товар может менять свою цену в денежном выражении, но на каком основании  их измеритель - деньги должны менять «свою длину»? Основание для этого одно – сделать деньги предметом-инструментом спекуляции.

Основание измеримости в экономике можно чётко определить следующим образом:

 

Общественно полезный труд здесь  является содержательной и необходимой дефиницией. Только при её гражданской реализации возможна социальная жизнь "левой части". Земля, как один из столпов-оснований недвижимости также объявлена товаром. Но «земля» не является «продуктом труда», поэтому в системе экономических отношений нет оснований считать её товаром. Земля, как и полезные ископаемые, должна иметь статус общенародной собственности-достояния, управляемой государством. Вот почему такой социальный конструкт как «глобализация» объявляет государственность (как институт социального управления) дикарством, атавизмом,  настаивая на его ликвидации. [«Капиталы без границ», 1994; ВТО, 1995].

В высокоразвитых странах доля заработной платы в цене товаров и услуг составляет порядка 70%. Это достигается за счет автоматизации и роботизации производства. В сегменте «услуги» доля зарплаты может превышать 70%.

В модели будущего управления экономикой можно наметить четыре проблемы социального управления, регулирования-нормирования оплаты труда для достижения социальной справедливости.

- Первая: ничем не обоснованное присвоение собственниками крупного капитала (КК) сверх высокой доли продукта корпоративного труда.

- Вторая: управленческий распорядительно-исполнительский труд зачастую необоснованно приравнен к высокоинтеллектуальной, а, потому, и очень дорогой деятельности.

- Третья: в социальной модели «глобализация» стратегическое планирование экономик отраслей, государств и мира в целом передано в руки держателей КК, их банков – теневого «мирового правительства».

- Четвёртая: проектирование конкретных стратегий производится по критерию максимальной прибыли и, поэтому осуществляется экономико-правовым блоком банковского сегмента управления.

Глобальная стратегия либерализма (ГСЛ)  не выдержала испытания «свободой воровать». Жадность оказалась неуправляемой. Мировая экономика упёрлась в тупик: продолжение ГСЛ невозможно.


Хорошее управление

Гуманной альтернативой ГСЛ является сохранение «креативной» частной собственности, ограниченной в личном потреблении гражданским соглашением. Своеобразный социализм, но не по Марксу. Государство управляет национальным достоянием: землёй и природными ресурсами, безопасностью, здоровьем, образованием, демографией и культурой. Начиная со здоровья, возможны и индивидуальная, и корпоративные частные формы сотрудничества с государственным управлением. Государство не отказывается от национального достояния, сохраняя свою ответственность и гарантируя его приумножение.

Гражданин ограничивается в уровне своего потребления гражданским соглашением, но вычитаемый «избыток от заработка» фиксируется как «дар обществу» и включается в «положительную информационную базу дарителя». В зависимости от накопительного размера этот дар может формировать накопительную пенсию, передачу его части ближайшим малообеспеченным родственникам, переходить в завещание нетрудоспособным  потомкам. Таким образом сильный личностный потенциал становится «держателем рода».

«Корпоративный вычет» от разрешённого соглашением уровня корпоративного потребления формируют общественные фонды потребления предприятия, избыток же передаётся под местное или региональное управления.

Кардинальное изменение управления экономикой

Предлагается два возможных фундаментальных структурных элемента управления экономикой (УЭ) в ближайшем будущем:

- Управление экспертным советом (УЭС);

- Управление алгоритмом «вложенных приоритетов» (УВП).

Эти  элементы являются управленческим вариантом 6-ого технологического уклада. Рыночная экономика владельцев капиталов производила главным образом (более 90%) в финансовом или медиа – сегментах (непроизводственных) экономики. То есть сегодня главное богатство планеты спекулятивное, полученное не по законам производственных отношений, а по правилам игры, написанным владельцами крупного капитала. Отсюда и главенствующая роль банков в управлении экономикой. Процветание, главная прибыль, рост ВВП высокоразвитых стран возникало и базировалось на механизмах погашения их кредитов странам «третьего мира», а также расширения институтов агрессии капиталов в явной и скрытой форме: «капиталы без границ» 1994, ВТО 1995, адресованных  странам за гранью «двадцатки».

Спекулятивная экономика использовала главный инструмент «либеральной глобализации» - банки. Теория, стратегия неолиберализма  разрабатывалась теневым мировым правительством, а исполнительный механизм реализовывался национально- и международно-корпроративным или властно-чиновничьим сообществом. «По духу» - это директивно-чиновничье управление.

Шестой технологический уклад по концепту будущего управления можно уподобить атомному и ракетному проектам времён СССР. Успешность, процветание государств на мировом экономическом поле будут определять достижения на глобальном рынке высоких технологий. Для рынка поставщиков товаров и услуг важно будет не столько количество и качество товаров и услуг, сколько их статус в реестре высоких технологий. Высокие технологии  (ВТ) рождают талант-одиночка или небольшая группа-лаборатория.  Совсем не обязательно, что это будет «технологии» в классическом смысле. Чаще это будут идеи-открытия в физике твёрдого тела, материаловедении, биохимии и биофизике, математике «нечётких множеств» или информатике, не без «моделей социального управления». Это будут продукты высокоорганизованного мощного интеллекта небольших по численности групп профессионалов. И управлять такими коллективами, их объединениями для реализации крупных проектов, определяющих «лицо страны», должны руководители-творцы блоков таких проектов. Назовём их экспертами – главными специалистами сегментов проекта.

Управленческие решения должны будут приниматься по модели типа Центра управления полётами (ЦУП): главный специалист направления обобщает оценки коллег и передаёт решение-рекомендацию наверх - по цепочке вложенной иерархии управления. Экспертное, а не чиновничье управление проектами национального масштаба, стратегическое планирование развития страны  более 35 лет осуществляется в Японии. Эксперты определяют иерархию объектов высшего экономического управления, а возглавляющий Высший экспертный совет премьер-министр гарантирует государственную поддержку реализации проекта. Инновации крупных проектов Японии финансируются из портфеля адресных частных инвестиций, а управляются (контролируются и поддерживаются) фактически государством. В США – точно наоборот: финансирование конкурсно-государственное, а управление частно-корпоративное – победителем конкурса.

Таким образом, управление экономики страны предлагается разделить на два института:

- институт экспертных советов (ИЭС) для управления крупными проектами в области высоких технологий (ВТ) – ядро национальной экономики,

- институт управления традиционный, представляющий другие (вне ВТ) сегменты экономики.

Институт экспертных советов управления экономикой должен быть саморегулируемым. Над ним не должно быть никаких регуляторов-управителей за гранью экспертного сообщества.

Понятный подход к установлению обменных курсов валют (ОКВ).

В первом приближении, возможно, реализовать двухпараметрическую настройку ОКВ:

- вес, доля участника ВЭД в суммарной  ВЭД всех участников;

- долг участника ВЭД, выражаемый понизительным коэффициентом – слагаемым отношения долга участника к сумме долгов всех других участников ВЭД.

Например. Пусть участник ВЭД США имеет в суммарной планетарной ВЭД вес, долю  25%.  Долг США – 17 трлн, суммарный долг всех других участников ВЭД 34 трлн Понизительный коэффициент-вычет: di/D = (17/34x100)% = 50%. Таким образом, США не могут быть участником  ВЭД , так как «активная доля» США в ВЭД:  (25 - 50 ) % = - 25%. Здесь di – долг ВЭД i – го участника, D – суммарный долг участников ВЭД с неучтённым долгом рассчитываемого должника ВЭД.

Таким способом из ВЭД  «выбраковываются»  должники. Далее выбирается участник, имеющий максимальную долю-вес в ВЭД, и производится нормирование: доля каждого участника делится на максимальную долю. Получается естественная иерархия - статус участников ВЭД. Отношения весов участников в ВЭД - это и есть «обменные курсы валют».  Три максимальных доли, например, назначаются «резервными валютами». Алгоритм работает в реальном времени и не требует для установления обменного курса никаких валютных  бирж и  рейтинговых агентств.

Интересно также рассмотреть модель управления экономикой и другими сложными системами, построенную на принципе иерархии адаптивных или экспертно управляемых приоритетов (ЭУП).
 
Экспертно управляемые приоритеты

Здесь иерархия приоритетов управления экономикой является образом главных компонентов вектора, характеризующего структуру связей элементов экономики или любого другого управляемого объекта. Естественная иерархия связей элементов системы (управления) определяется: уровнем затрат (экономика), или уровнем потребления энергии и её информационного контроля (техника), или числом кадровых управленцев и  поэлементного  информационного мониторинга (социум).

Простейшая модель генерации последовательности-иерархии весов приоритетов выглядит следующим образом:

Р(N) = (M-n)/M,

где Р – вес компоненты ЭУП, М – последний номер списка приоритетов (1,2,…М), n = N –1, N – текущий номер приоритета, начиная с наивысшего первого, первый приоритет имеет n=0, второй n=1 и т.д.

Так, если М=14, то у первого наивысшего приоритета P(1) = (14-0)/14=1, у второго P(2) = (14-1)/14 =0.93, и т.д. У последнего четырнадцатого приоритета P(14) = (14-13)/14=0.07. «Опасная» для управления особенность поведения веса приоритета в зависимости от длины ряда заключается в следующем: высшие приоритеты увеличивают свой вес, а низшие – уменьшают, если список приоритетов увеличивается. Например, при М = 10, 15 и 30 вес третьего приоритета будет соответственно Р(3) = 0.8; 0.87; 0.93, а нижнего «М» приоритета Р(М) = 0.1; 0.06(6); 0.03(3). 
           
Эта простейшая модель управления позволяет: благодаря мониторингу следить за статусами  приоритетов-элементов системы. Если они меняют значения по контролируемым параметрам, эксперт может изменить статусы приоритетов (их номера). При этом в результате пересчёта весов изменённых приоритетов в системе может возникнуть избыток или дефицит ресурсов. Для её устойчивого управления система экспертного управления приоритетами должна запускаться с некоторым запасом-избытком ресурсов. 
           
Если композиция «многокомпонентный вектор – блок  сложной системы» может быть «жордановым способом» переведена в многовекторный сложный граф, можно получить линейную суперпозицию простейших систем ЭУП и моделировать сложную вложенную или/и   сопряжённо-последовательную систему ЭУП.


Литература
1.Молчанов В.Н. К реформе мировой финансовой систем. Всемирный Конгресс  «Итоги тысячелетия»,  2000 г., Санкт-Петербург, 300 с.
2.Молчанов В.Н. Глобализация и управление национальными ресурсами. Глобальное общество и Россия. Материалы Межвузовской научной конференции. СПб, 2001 г., 138 с.
3.Молчанов В.Н. «Трилогия», СПб, Стратегия будущего, 2011, 229  с.
4.Молчанов В.Н. Об управлении инновационно–инвестиционной деятельностью. Материалы V Всероссийской научно-технической конференции 2001 г. Национальная безопасность. СПб, 2001,  с. 287.
5.Дмитриев В.В., Фрумин Г.Т.  Экологическое нормирование и устойчивость природных систем. Наука, СПб, 2004, 294 c. Концептуальные проблемы экологического нормирования по В.Н.Молчанову, с. 218- 240.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Экономика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Экономика:
Создание ядерного щита Отечества

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 29/06/2015
Простейшая модель генерации последовательности-иерархии весов приоритетов выглядит следующим образом: 

Р(N) = (M-n)/M, 

где Р – вес компоненты ЭУП, М – последний номер списка приоритетов (1,2,…М), n = N –1, N – текущий номер приоритета, начиная с наивысшего первого, первый приоритет имеет n=0, второй n=1 и т.д. 

Так, если М=14, то у первого наивысшего приоритета P(1) = (14-0)/14=1, у второго P(2) = (14-1)/14 =0.93, и т.д. У последнего четырнадцатого приоритета P(14) = (14-13)/14=0.07. «Опасная» для управления особенность поведения веса приоритета в зависимости от длины ряда заключается в следующем: высшие приоритеты увеличивают свой вес, а низшие – уменьшают, если список приоритетов увеличивается. Например, при М = 10, 15 и 30 вес третьего приоритета будет соответственно Р(3) = 0.8; 0.87; 0.93, а нижнего «М» приоритета Р(М) = 0.1; 0.06(6); 0.03(3). 
---------------------------------------------------------------

Вообще то задача эта решена была еще в 1959 году. И решил ее академик - математик Моисеев применив механизм графов. Очень точно вычисляются приоритеты. 
Метода эта применяется военными в планировании успешных операций (см. Теория операция т.1, т.2 с дополнениями).
Так что работа Моисеева подтверждена практикой а не пустыми умствованиями.
Ядерщик


[ Ответить на это ]


Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 29/06/2015
Ядерщик, здесь не решается задача, а предлагается инструмент управления сложной системы вообще и экономики в частности.С Моисеевым был знаком лично, он не математик (формально - по образованию), как и я. "Нормальное распределение" - матстатистика, используется в тысячах различных приложений: "изобретается" не метод, а эффективно-адекватное процессу его применение. Я получил этот инструмент легко, без подсказок:  Моисеева не читал, ведать не ведал, простите. "Пустые умствования" - это оскорбление, не находите ?В подражание Вам, беру себе псевдоним ЯДРЁНЩИК


[
Ответить на это ]


Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 29/06/2015
Где в рестлинге я это лицо видел...


[ Ответить на это ]


Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 27/06/2015
Напрашивается аналогия с Росатомом: сколько долгов и сколько доходов, сколько торговли фантазиями, обещаниями.


[ Ответить на это ]


Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 28/06/2015
Роберт Нигматулин предложил энергетический эквивалент оценки труда. Этот подход более объективен. 
Отталкиваться от идеи денег как не меры энергетической - ну это прошлый век.
Ядерщик


[ Ответить на это ]


Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 29/06/2015
Не могу дать точную справку появления предложения по "энергетическому эквиваленту" - мере (М) в экономике, но ТОЧНО задолго до Роберта Нигматулина. Я об ЭТОМ прочёл в работах КОБ (в 90-е годы) и в своём докладе "К реформе Мировой финансовой системы" на Всемирном конгрессе "Итоги тысячелетия", 2000, Спб, 20-24 ноября, Таврический дворец, об ЭТОМ говорил, Сборник издан.О "МЕРЕ" разговор особый и ОЧЕНЬ важный. Математики, как Вы знаете, прошли долгий-долгий путь в поисках ядра, смысла этой категории через локальные "объектовые": Лебега, Стильтьеса,..И вот НАКОНЕЦ: М - это мини алгебра, заданная на множестве так, чтобы непротиворечиво получить с её помощью образ ПОЛНОЙ алгебры множества. Физически-образно это можно представить в виде эластичной плёнки способной растянуться и покрыть(без разрывов) какую-то поверхность ёмкости-МНОЖЕСТВА. Интересно: это определение (я пытаюсь передать его смысл, ядро сути) было исполнено почти одновременно с фантастическим открытием голографии питерским оптиком Денисовым. Божественно: математическая М мини алгебра и голография ВИЗУАЛИЗИРОВАННО совпали - любой осколок голографического образа-ПАННО воспроизводил ЕГО цельно- "полной алгеброй" !!! Здорово, правда ?!? Мера СОЦИАЛЬНЫХ отношений и экономика, в частности, должна содержать ВСЕ значимые для их воспроизводства ИЗМЕРИМЫЕ параметры. Нужно ДОГОВАРИВАТЬСЯ о "векторе социальной меры", где энергетика будет ОДНИМ из параметров СИСТЕМЫ.Ядрёнщик


[
Ответить на это ]


Re: Национальная безопасность и стратегическое планирование (Всего: 0)
от Гость на 26/06/2015
Идеи, здравые. Хорошая основа для обсуждения. Но только кто-то станет обсуждать? Вы хотите хорошими идеями убить систему мирового капитала? Его даже революции не берут. Остаётся ждать, когда эта система сама себя убьёт. Только, к сожалению, она утащит за собой и значительную часть человечества. Иного,- не вижу. С большим уважением. ВИП


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru