proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[23/01/2015]     Путь на флот и в географию

По книге А.П.Алхименко, выпускника штурманского факультета 2-го ВВМУПП 1955 г.

Основная часть юности (1947 - 1950 гг.) пришлась на учебу в Большеречье (рабочий посёлок) в Омской области – ред). Время было послевоенное, трудное. Не все могли себе позволить учиться в средней школе. Жил я у дяди Филиппа, старшего брата отца. Школа находилась недалеко в деревянном здании. Возможности для образования были неплохие: много опытных учителей, хорошая районная библиотека. Самыми любимыми из учителей у меня оказались Анна Ивановна Гаврилова и Иван Ефимович Кондин. Как математики они многое в меня вложили.



Незабываемые впечатления детства пронес я через всю жизнь. Своим родителям и патриархальной деревне с вековыми крестьянскими традициями я обязан не только чертами характера, но и основополагающими качествами человеческой личности. Эти качества: умение ощущать драгоценность каждой минуты жизни, делать все по справедливости, сохранять душу высокую и чистую, любить людей, природу.

В школе я тяготел к математическим наукам. Лучше всех решал задачи по алгебре и тригонометрии. Выбор будущей профессии сделал в 10-м классе. Профессия военного моряка казалась самой привлекательной, в какой-то степени романтичной. Немаловажным было и то обстоятельство, что все заботы о бытовых условиях брало на себя государство.

Едва успев сдать выпускные экзамены, несколько человек из нашего класса были направлены военкоматом в Омск для прохождения медицинской комиссии. Там уже поджидал представитель Тихоокеанского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ) капитан 3 ранга Шабунин, морская форма которого  произвела на нас неизгладимое впечатление. Белая парадная тужурка, аккуратные черные брюки, золотые погоны, кортик - все это завораживало.

Из всех наших ребят, моих одноклассников,  медицинскую комиссию прошел только я.

К этому времени мне еще не исполнилось 17-и лет, требующихся по условиям приема в училище. Однако капитан 3 ранга Шабунин принял решение в мою пользу.

*   *   *

Путь во Владивосток был долгим, но на необозримых пространствах Сибири мы увидели много интересного; поняли, сколь велика Россия, доставшаяся нам от предков. Везли нас в вагонах-теплушках на специально сформированном эшелоне. Наиболее запомнились Кругобайкальская дорога с ее тоннелями и стоянка поезда на станции Байкал, находящейся у истоков Ангары.

Владивосток встретил нас хорошей погодой. Всех сразу же доставили на Первую речку, разместили в общежитии на двухъярусных койках и перевели на казарменное положение. На завтрак, обед и ужин ходили только в строю.

Набор был большой. Количество абитуриентов намного превышало потребности. Быт и казарменное положение сразу же отсеяли маменькиных сынков и слабых духом. Успешно сдав все вступительные экзамены, я был зачислен курсантом ТОВВМУ в августе 1950 г.


Владивосток. Главный учебный корпус ТОВВМУ в 1950 году.

С 1 сентября 1950 г.началось наше обучение.

В цикл дисциплин, включающих основы высшего образования, входили высшая математика, физика, химия, английский язык и др. Среди специальных предметов запомнились навигация (кораблевождение), гидрометеорология, устройство корабля, морская астрономия, военно-морская история, морская практика. Подготовка курсантов велась по профилю «офицер корабельной службы». Выпускник должен быть готовым к исполнению обязанностей вахтенного офицера, получив в то же время фундаментальное образование по штурманской, артиллерийской и минно-торпедной специальностям.

*   *   *

В памяти остались отдельные воспоминания о преподавании некоторых предметов, волнующе поучительное выступление Николая Герасимовича Кузнецова[1] перед курсантами, летняя практика на Амурской военной флотилии, первый курсантский отпуск и формирование роты для отправки в Ригу.

Какое-то время я активно и много занимался обработкой океанографических и метеорологических материалов экспедиции на «Витязе». Был вовлечен в этот процесс преподавателем гидрометеорологии майором А.Ф. Плахотником, участвовавшим в исследовании Тихого океана на этом знаменитом научно-исследовательском судне. Мы что-то рисовали, составляли разные графики и таблицы.

В памяти остались понятия о климате, штормах, тайфунах, волнении, цунами, приливах, течениях.

Особый интерес у нас вызывала навигация - наука о способах выбора пути и методах определения места и перемещения корабля в море с учетом решаемых им задач и влияния внешней среды (ветра, течений, волнения и др.). Мы узнали, что такое прокладка, счисление, обсервация, невязка, навигационные приборы (включая секстан), навигационный журнал, глобус, меридианы и параллели, штурманская линейка, транспортир, циркуль и т.д. Наш преподаватель был очень увлечен известным ученым и педагогом в области кораблевождения Н.А. Сакеллари и его переиздававшимся не раз учебником по навигации.

Познакомили нас с устройством корабля. Осваивать пришлось многие новые термины: шпангоуты, стрингеры, бимсы, форштевень и т.д. Дали понятия, характеризующие важнейшие мореходные качества корабля: плавучесть, остойчивость, живучесть, качка и т.д.

Морская практика проходила на Амурской военной флотилии, главной базой которой являлся Хабаровск. В своем составе флотилия имела мониторы, канонерские лодки, бронекатера, тральщики. Я оказался на мониторе «Дальневосточный комсомолец». Поражала его броня и пушки. Запомнились артиллерийские стрельбы из орудий главного калибра.

После летней практики нам предоставили первый курсантский отпуск. Как было интересно показать себя родственникам, друзьям и знакомым в Омске, Большеречье и родной деревне! Военных тогда уважали, матросская форма привлекала особый интерес. Девчонки с восхищением смотрели вслед, особенно деревенские.

*   *   *

Вскоре после возвращения из отпуска началось формирование списка курсантов для отправления в Ригу.

Как стало известно позднее, планы создания училища в Риге были известны уже в 1950 г. Тогда была утверждена программа строительства большого ВМФ и развития сети высших военно-морских училищ для подготовки офицерских кадров. Поэтому в ТОВВМУ и Севастопольском ВВМУ провели сверхнормативный набор курсантов. О планах возможного переезда в Ригу, разумеется, никто не знал. И вот в ноябре 1951 г. более 130 курсантов 2-го курса ТОВВМУ отправились в Ригу для продолжения учебы.

В Москве нас встретил начальник училища капитан 1 ранга К.А. Безпальчев.

В Риге все было готово к нашему приезду. Размещалось училище в центре города на перекрестке улицы К. Барона[2] и бульвара Падомью. Вблизи располагались театр оперы и балета с примыкающим благоустроенным сквером, Русский драмтеатр, городской канал и железнодорожный вокзал. Все культурно-исторические места старого города также были недалеко: Домский собор, крепостные стены, замок Ливонского ордена, Пороховая башня, церкви, средневековые жилые дома, амбары и т.д. Весь этот ансамбль архитектурных памятников сосредоточен на сравнительно небольшой территории. С одной стороны он ограничен рекой Даугавой, а с другой - городским каналом.


Рига. Здание бывшего 2 ВВМУПП сегодня

Рига живописно расположена на обоих берегах широкой и полноводной Даугавы, недалеко от ее впадения в Рижский залив. Датой ее основания принят 1201 год, а права города Рига получила в 1223 г. Красив внешний облик столицы Латвии. Зеленые массивы, скверы, сады и парки имеются во всех районах города. Широкая полоса живописных парков и бульваров идет вдоль городского канала.

Культурно-историческое наследие этого города имело особое значение для нашего воспитания и образования. На бытовом уровне считалось, что Рига - это Париж в миниатюре.



За три года мы хорошо узнали и полюбили Ригу. Нам все здесь пришлось по душе. В увольнении посещали театры (я особенно хорошо воспринимал театр музыкальной комедии, классические оперетты), гуляли по паркам и скверам. Пользовались большим спросом кинотеатры. Зимой модными были катки. Отдыхали и танцевали в разных клубах. Говорят, что в клубных оркестрах играл ставший впоследствии очень известным Раймонд Паулс.

*    *   *

Сначала мы размещались в помещениях внутри училища, а позднее переселились в казармы бывшего Нахимовского училища вблизи Пороховой (Песочной) башни. Башня прежде входила в систему крепостных стен города и впервые упоминается в 1330 г.



Первое время мы продолжали учиться по профилю офицера корабельной службы. Хорошо помню занятия по корабельной артиллерии и розыгрыш боя крейсера «Кливленд» с крейсером «Максим Горький»[3]. Для того, чтобы обучение было наглядным, установили корабельное орудие крупного калибра. В связи с этим пришлось разбирать капитальную стенку со стороны улицы К. Барона.

Но с конца 1952 г. нас стали готовить как подводников. Училище стали называть 2-м ВВМУПП (подводного плавания). Появились специализации штурмана и минера-торпедиста. Я решил стать штурманом. Эта широко распространенная гражданская профессия меня привлекала больше и во мне, пожалуй, внутренне сидела гуманитарная нежели техническая потребность в образовании. В подготовке стали преобладать навигация, мореходная астрономия, технические средства кораблевождения. Шла подготовка по устройству и управлению подводной лодкой. Позднее к ним добавились тактические дисциплины и боевые средства флота. Основательный курс читался по военно-морской географии и военно-морской истории.

Летом выезжали на практику. После второго курса плавали на «Эмбе» в Балтийском море. Совершили поход вокруг Скандинавского полуострова через Балтийские проливы, Северное, Норвежское и Баренцево моря до Мурманска. На походе в основном занимались навигацией и мореходной астрономией, тренировались в прокладке и счислении пути судна на карте.

После третьего курса практика проходила на бригаде подводных лодок в Либаве, а практические стрельбы из 45-мм пушки на песчаном побережье вблизи Балтийска (немцы называли его Пиллау).

Стажировались на Черном море в Севастополе. К этому времени нам присвоили звание «мичман».

*   *   *
Я много читал. Чтение для меня было величайшим источником самообразования. В книгах я находил много интересного и поучительного, узнавал новое, ранее неизвестное, учился думать. Чтение развивало не только умение мыслить, но и учило видеть все оттенки жизни (ее радости, противоречия, сложности), способствовало постижению чувства красоты и гармонии. Таинство чтения увлекало, очаровывало, покоряло, влекло в неизведанное, способствовало развитию воображения и памяти, возбуждало желание быть похожим на положительных героев книг.

Но библиотека училища была еще небольшой, и многого, о чем хотелось почитать, в ней не было. Чтобы прочитать труды Гельвеция, Гегеля, Вольтера, Канта, мне пришлось побывать в Рижской государственной библиотеке. Разумеется, делал я это тихо, никого не посвящал в эту тайну, ибо большинство курсантов этого бы не поняли, и не обошлось бы без кривых ухмылочек. Даже работники библиотеки смотрели на меня с удивлением (нашелся же такой курсант!?).

Основными спутниками в увольнение со мной были на первом этапе Анатолий Кольцов, затем Леонид Бондарев (вместе посещали клубные танцы), а также Василий Карпов, с которым, пожалуй, больше всего и дружили. Были у меня приятели и на младшем курсе: Саша Журавин (впоследствии трагически погиб на подводной лодке Кобзаря в Тихом океане), Стас Алексеев (завершил службу контр-адмиралом) и Заур Садых-Заде (с ним связь потерялась вскоре выпуска из училища, но известно, что он стал гражданским и достиг больших успехов в Латвии).














































Часть курсантов занималась художественной самодеятельностью. Хорошие танцы устраивали на сцене Мартынов А.Г., Карпов В.Ф., Катон А.Г. и др. Были и свои поэты: Самохвалов Г.И. и Демидов Н.Г. Позднее выяснилось, что стихи писали Вязников В.К. и некоторые другие. Многие занимались спортом. Я и Василий Карпов увлекались классической борьбой. Впоследствии В.Ф. Карпов стал кандидатом в мастера спорта.

*   *   *

Самой колоритной фигурой в училище был его начальник контр-адмирал Безпальчев Константин Александрович. Он отличался деловитостью, властностью, целеустремленностью, несдержанностью, нетерпимостью и вспыльчивостью. Все эти черты характера появились в течение непростой его службы и во многом соответствовали требованиям того времени. Константин Александрович был в то же время прекрасным психологом, обладал незаурядными педагогическими навыками, слыл редким эрудитом. Курсантам он прививал любовь к доброму, красивому и вечному. Поучал он нас и отдельным элементам светского этикета. В увольнении советовал сходить в театр оперы и балета (благо он был расположен совсем рядом с училищем), учил, как вести себя там (в том числе с дамой). Хорошо зная историю отечественного флота и читая общеобразовательные лекции, в увлекательной форме давал нам новые знания, которые являлись идеальным подспорьем к обязательной учебной программе.

Небезынтересен экскурс в историю послужного списка К.А. Безпальчева. В сложное время пришлось ему жить, и поэтому служба сложилась трудно. Родился он в 1896 г. В 1913 г. был зачислен в Морской корпус «на казенное содержание». Через два с лишним года гардемарин Безпальчев, показав отменные знания на экзаменах, в чине мичмана получил назначение на крейсер «Россия». Но грянула революция. К.А. Безпальчев служит в дальнейшем на разных кораблях в различных должностях, а с 1930 г. – в военно-учебных заведениях. В трех из них - Горьковском подготовительном, Рижском нахимовском и Рижском высшем военно-морском училище подводного плавания - он являлся начальником.

 


































Контр-адмирал. Человек высокой культуры, великий знаток истории флота и военно-морского дела; выдающийся организатор и талантливый педагог, основатель и первый
начальник Рижского Нахимовского и Рижского Высшего военно-морского училищ.


Наши преподаватели еще только делали себе имена. Более других запомнились педагоги по мореходной астрономии капитан 2 ранга Девятко и капитан 1 ранга Чирухин. Тем более, что этот предмет в его практической части давался мне легко. Как орешки я «щелкал» задачки по вычислению координат места корабля на основе измеренных секстаном высот Солнца и звезд. Остался в памяти также Герой Советского Союза А.Н. Кесаев, который помимо применения минно-торпедного оружия занимался с нами также легководолазным делом, рассказывал о боевых походах подводных лодок.


Астан Николаевич Кесаев, командир Краснознаменной М-117 ЧФ - начальник кафедры «Использование торпедного оружия» 2 ВВМУПП.

С нами занимались навигацией капитан 1 ранга Данишевский и капитан 2 ранга Богданченко, тактикой подводных лодок начальник кафедры контр-адмирал Цирульников. Устройством подводной лодки инженер - капитан 1 ранга Петров. Заместителем начальника училища являлся капитан 1 ранга Грищенко Петр Денисович - известный советский подводник. Штурманский факультет возглавлял капитан 1 ранга И.С. Кабо. Начальниками курса были Ромарчук, Олянюк, командиром роты Г.И. Лемеш.










































Петр Денисович  Грищенко, командир Л-3 КБФ, один из самых результативных советских подводников - заместитель начальника 2 ВВМУПП.
*   *   *

Москва. Начальник 2 ВМУПП провожает группу курсантов в Севастополь на стажировку. Слева направо курсанты:.???, Курбатов В.Н., Кудряков Н.М., Семанин В.С., контр-адмирал Беспальчев К.А., капитан 3 ранга Беспальчев К.К., курсанты: Минстер А.М., Муньков С.В., Хохряков С.М.

После стажировки в Севастополе в конце 1954 года должен был состояться выпуск из училища. Но вакантных мест на флотах для нашего распределения не хватало (до этого произошел выпуск из ряда других училищ), и нам продлили учебу до января 1955 г.
Так как госэкзамены были уже сданы, то в программу включили изучение атомного оружия и пистолета Макарова. Наконец все завершилось. Выпуск прошел в торжественной обстановке. И все мы разбежались, уехав в отпуск, как правило, к родителям. А из родных пенат перекочевали к местам своей новой службы.


Александр Петрович Алхименко
11.09.1933 - 16.01.2012

Капитан 1 ранга (1970), доктор географических наук (1988), профессор (1989), заслуженный деятель науки РФ (1998), почетный член Русского географического общества (2005), председатель Комиссии географии океана, Александр Петрович Алхименко родился 11 сентября 1933г. в деревне Шадринка Большереченского района Омской области в крестьянской семье.
После окончания Большереченской средней школы с отличными оценками в 1950 г. поступил в Тихоокеанское ВВМУ.
В 1951 году в составе роты курсантов 2 курса переведен из Владивостока в создаваемое в Риге ВВМУ.

В январе 1955 года окончил 2-е ВВМУ подводного плавания в Риге по специальности «штурман подводного плавания».

Служил на подводных лодках Черноморского флота в должностях от командира рулевой группы (был объявлен лучшим штурманом-подводником Черноморского флота) до командира подводной лодки, на которой проводил испытания крылатых ракет «Аметист». В 1969 году после окончания командного факультета ВМА был назначен начальником штаба 182 отдельной бригады подводных лодок Камчатской военной флотилии ТОФ.

В 1973 году поступил в адъюнктуру при кафедре истории военно-морского искусства и военно-морской географии ВМА им. А. А. Гречко, где прошёл путь от старшего преподавателя до начальника кафедры, видного учёного-руководителя научной школы. Более 20 лет являлся членом диссертационного совета Военно-Морской Академии им. Н.Г.Кузнецова.. После увольнения в 1994 году в запас продолжал активную деятельность профессором кафедры оперативного искусства ВМФ.

Автор более 300 научных работ, в том числе 40 монографий и книг; создатель научной школы по теории и практике экономико-географического исследования Мирового океана. Его труды посвящены разработке таких научных направлений как география морского хозяйства, морское природопользование, приморское страноведение, география морского транспорта, морская инфраструктура, экологическая география океана, морская геополитика и геостратегия.

Среди книг широко известны серия «География Мирового океана» (1982-1985), «Военно-морская география» (1979, 1980, 1986, 1991), «География океана: теория, практика, проблемы» (1988), «История Российского флота 1696-1917 гг.» (1995), «Русское Географическое Общество и флот» (1996), «Мировой океан на пороге XXI века» (1999), «Балтийское море: международный природно-хозяйствениый регион» (2002), «Экологическая безопасность при освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Карского моря» (2004), «Морехозяйственный комплекс России» (2005), «Морской транспорт Южной Кореи» (2006), «Применение обитаемых подводных аппаратов для исследовательских и инженерно-изыскательских работ во внутренних водоемах» (2008).

За выдающиеся заслуги в географии присуждена Золотая медаль им. Ф. П. Литке Русского Географического Общества.

Из биографической справки Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. Фото 2008 г.


От редакции. Публикуя отрывки из воспоминаний А.П. Алхименко и из его биографической справки, мы надеемся показать сколько-нибудь думающему читателю, что перед нами – пример судьбы в равной степени как особой, так и очень характерной. Перед нами образ целого поколения, а по большому счету – целой страны, в которой мальчик из крестьянской семьи был воспитан и востребован как государственный человек – как блестящий морской командир и как ученый мирового уровня.


25 января 1955 года. Слева – начальник строевого отдела 2 ВМУПП капитан 1 ранга Д.Ф. Горский, справа – А.П. Алхименко


[1] Н.Г. Кузнецов (1904-1974) – выдающийся советский военачальник, в годы войны – Народный комиссар ВМФ СССР, в 1950 г.- командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.
[2] Кри́шьянис Ба́рон (1853-1923) – латышский литератор, фольклорист и просветитель.
[3] «Кливленд» - тип легких крейсеров флота США времен Второй мировой войны. «Максим Горький» - легкий крейсер советского ВМФ времен Второй мировой войны, головной корабль проекта 26-бис.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
Включить в программу обучения курсы по атомному оружию и пистолету Макарова - это круто!Верю, что так оно и было.
А почему флотские не комментируют?Или на сайт не заходят?


[ Ответить на это ]


Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
А в те годы существовали ли ядерные торпеды ?


[
Ответить на это ]


Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
В 1955 году только началась разработка торпеды Т-5. На флот она пошла с 1962 года. Поэтому будущим подводникам в конце 1954 г. могли давать сведения не по торпедам, а по бомбам.


[
Ответить на это ]


Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 26/01/2015
Горжусь Я вами, ребята!!! Вы лучшие. С глубоким уважением, Б. В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru