Первоначально планировалось, что завод будет обеспечивать топливом все украинские АЭС. Однако оказалось, что одним из условий постройки предприятия является полный отказ Украины от закупок топлива у других контрагентов. В результате наша страна не стала финансировать наполнение уставного фонда будущего СП, и проект в течение года не получил ни одного импульса для продвижения вперед. Теперь вместо российской компании «ТВЭЛ» «Энергоатом» рассматривает возможность продолжения строительства завода с Westinghouse или AREVA.
Также «Энергоатом» решил расширить сотрудничество с западными компаниями в вопросах поставки уже готового топлива: с компанией Westinghouse контракт на поставку топлива, который должен был действовать до 2015 г., был продлен до 2020 г. А с компанией AREVA прошли переговоры о переработке на ее мощностях отработанного топлива.
Кроме того, украинское правительство четко обозначило, что в планы по достройке двух блоков на Хмельницкой АЭС, сооружение который было начато еще в СССР, не входит привлечение российских партнеров. Сейчас «Энергоатом» занят активными поисками модели будущих блоков и выстраиванием алгоритма финансирования достройки блоков.
С мертвой точки сдвинулся проект постройки централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), который планируется разместить в Чернобыльской зоне. Это также должно снизить зависимость от российских партнеров — ежегодно Украина выплачивает России около $ 200 млн за хранение отработанного топлива, тогда как весь проект постройки ЦХОЯТ ранее оценивался в 3,7 млрд грн.
Приспособиться — значит выжитьС 1 января этого года начал действовать принятый еще в октябре прошлого года закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Этот документ предусматривает создание и запуск с середины 2017 г. новой модели рынка электрической энергии. Создано несколько рабочих групп, в частности, при Министерстве энергетики и угольной промышленности, Совете Оптового рынка электроэнергии. Они готовят проекты документов, необходимых для построения законодательной и нормативной базы новой модели рынка.
Сторонники «Энергоатома» выступали против принятой модели — по их мнению, она несправедлива, поскольку основные расходы по компенсации дешевой электроэнергии для населения и высоких тарифов «зеленой» энергетики лягут именно на атомщиков. А это — миллиарды гривен в год.
Их оппоненты утверждают, что и сегодня низкие тарифы на электроэнергию фактически покрывает «Энергоатом». Если государство не хочет субсидировать кого‑то за счет атомной энергетики, тогда придется резко повышать тарифы населению и пересматривать международные обязательства по «зеленой» генерации. С другой стороны, на новом рынке спрос на атомную энергию будет стабильным. АЭС будут получать за электроэнергию рыночную цену, значительно выше сегодняшних регулируемых тарифов. В результате доход «Энергоатома» возрастет. Наконец, «атомный налог» — обычная практика в странах с развитой ядерной энергетикой, в той же Франции и Бельгии, так как АЭС в конкурентном рынке зарабатывают больше остальных из‑за относительно низкой себестоимости атомной электроэнергии.
Чтобы заранее подготовиться к работе в конкурентных условиях, «Энергоатом» в мае создал центр по внедрению новой модели рынка, который занимается разработкой нормативных документов, подготовкой госкомпании к работе в новых реалиях и техническими вопросами работы АЭС.
«Энергоатом» стал прощупывать почву для торговли электроэнергией с Западом: в октябре руководство госкомпании провело переговоры с польской Kulczyk Investments о возможности поставок в Польшу электроэнергии с блока № 2 Хмельницкой АЭС. Возможность экспорта для «Энергоатома» откроется с 2017 г., когда он получит право заключать прямые договоры с потребителями. Если этот проект будет реализован, госкомпания может стать одним из крупнейших украинских экспортеров электроэнергии, ведь один блок может обеспечить продажу 7 млрд кВт·ч электроэнергии, тогда как за 2013 г. было экспортировано почти 10 млрд кВт·ч. Кроме того, разрабатывается идея, чтобы польские партнеры профинансировали достройку блоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС.
Европе может быть выгодной закупка электроэнергии украинских АЭС: станции производят ее в базовом режиме, т. е. круглосуточно на одном и том же уровне мощности. В то же время в Германии большая доля электроэнергии производится на станциях, работающих на возобновляемых источниках энергии, в частности, ветровых. Как только выработка энергии на этих станциях падает, возникающий дефицит электроэнергии в Германии восполняется за счет ее перетока из соседних стран, в том числе из Польши. Большие перетоки энергии в этом регионе создают настоящую головную боль диспетчерам.
Атомные деньгиВ этом году Верховная Рада ратифицировала соглашение с ЕБРР и Европейским сообществом по атомной энергии (Euratom), которое предусматривает выделение для НАЭК «Энергоатом» кредитов на общую сумму € 600 млн. Само соглашение было подписано еще в прошлом году, но поскольку парламент затянул с его ратификацией, это затормозило выделение денег на программу повышения безопасности украинских АЭС. Ожидается, что западные деньги начнут поступать уже в следующем году. Они станут существенным подспорьем для «Энергоатома», который страдает от неплатежей: госпредприятие «Энергорынок» задолжало НАЭК за купленную в этом году электроэнергию уже более 3 млрд грн, а с учетом прошлых долгов сумма задолженности превышает 6 млрд грн. Рост неплатежей происходит на фоне тяжелой кредитной нагрузки: «Энергоатом» только в текущем году должен погасить 4,2 млрд грн по кредитам прошлых лет. В следующем году выплаты по кредитам предстоят также немаленькие: по данным на начало октября, «Энергоатом» должен будет выплатить в 2015 г. 3,5 млрд грн.
Поправить финансовое состояние «Энергоатома» в 2014 г. планировалось и за счет увеличения тарифа: с апреля он был повышен на 20,5 %, до 27,82 коп. за кВт·ч (за счет этого «Энергоатом» должен был дополнительно получить 2,3 млрд грн), с мая — на 8,7 %, до 30,23 коп. за кВт·ч, и с июля — на 0,3 %, до 30,31 коп. за кВт·ч. Однако последовавшая за этим девальвация гривни «съела» эти надбавки и привела к дефициту в 1 млрд грн.
Остатки — сладкиК концу года Фонд госимущества решил устроить большую распродажу остатков энергетики.
В частности, в конце ноября были проданы пакеты акций по 25 % энергопоставляющих компаний «Винницаоблэнерго», «Черновцыоблэнерго» и «Закарпаттяоблэнерго». Государство выручило за акции 404 млн грн, в 2,2 раза больше стартовой цены. Однако в самом конце года ожидается еще один конкурс — на биржу будет выставлено 10 % акций последней оставшейся в госсобственности энергогенерирующей компании «Центрэнерго». Несмотря на то что основной госпакет этой компании в 68 % будет продаваться уже в следующем году, эксперты ожидают, что и этот небольшой «кусочек» вызовет интерес у инвесторов — в свободном обращении находится около 22 % «Центрэнерго» и акции компании являются одними из самых ликвидных среди украинских предприятий. Также в конце года будут выставлены на бирже пакеты по 25 % акций «ДТЭК Днепроэнерго» и «Донбассэнерго».
Ликвидация патриархаВ начале октября Кабинет министров ликвидировал Национальную акционерную компанию «Энергетическая компания Украины» (НАК ЭКУ), которая в течение 10 лет контролировала госпакеты акций энергокомпаний и в немалой степени влияла на их деятельность и приватизацию госактивов. После создания в 2004 г. уставный фонд НАК ЭКУ был наполнен за счет передачи находившихся в госсобственности пакетов акций генерирующих компаний — от 70 % до 85 % акций; пакетов акций энергопоставляющих компаний (облэнерго) — от 25 % до 75 % акций; госкомпании «Укргидроэнерго»; теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), а также некоторых предприятий энергетического комплекса.
Только после 2007 г. правительство стало изымать активы из НАК ЭКУ и передавать их на приватизацию и к 2014 г. в ее уставном фонде осталась лишь 78,29 % акций генкомпании «Центрэнерго», 87,4 % акций Днестровской ГАЭС и 60,06 % компании «Луганскоблэнерго», которая к тому времени лишилась основных активов. Эксперты назвали ликвидацию НАК ЭКУ логичным шагом, который поставил точку еще в одной истории о неэффективном государственном менеджменте в энергосекторе.
Кредиты на надежность2014 г. стал богатым на привлечение международного финансирования в развитие и поддержание украинской энергетики. В частности, до конца года Международный банк реконструкции и развития (МБРР) планирует рассмотреть вопрос о выделении Украине $ 378,5 млн на финансирование второй очереди модернизации энергосистемы — реконструкцию шести подстанций в северной и центральной частях Украины. Получателем кредита станет Национальная энергетическая компания «Укрэнерго», в ведении которой находятся все магистральные линии электропередачи. Необходимость модернизации украинской энергосистемы, основные компоненты которой были построены еще в советское время, уже давно назрела.
Также в октябре этого года президент Украины Петр Порошенко предложил парламенту продлить на 2,5 года срок использования кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) на сумму € 150 млн, который предназначается для строительства высоковольтной линии электропередачи между Ровенской АЭС, Хмельницкой АЭС и Киевом. Этот проект направлен на повышение надежности энергоснабжения столицы и по первоначальным планам должен был быть реализован еще два года назад. Сегодня эти высоковольтные линии остро нужны энергосистеме — из‑за отсутствия достаточной пропускной способности существующих ЛЭП мощности Ровенской и Хмельницкой атомных станций использовались не в полную силу.
Деловая газета "Капитал", 16.12.2014