proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/11/2014]     Дайджест новостей за октябрь 2014 г. от НИЦ ''Курчатовский институт''

Новости атомного надводного флота

■ На Балтийском заводе подписан договор о поставке двух реакторных установок РИТМ-200,предназначенных для серийных атомных ледоколов нового поколения проекта 22220. РИТМ-200 — усовершенствованная интегральная установка с реактором тепловой мощностью 175 МВт. Сумма контракта составляет ~16 млрд руб. Документ подписали руководители ООО «Балтийский завод — Судостроение» и нижегородской компании «ОКБМ Африкантов».


Для своевременной замены действующего атомного ледокольного флота,обеспечения бесперебойной ледокольной проводки судов на трассах Северного морского пути и круглогодичной перевозки грузов признано необходимым построить и ввести в эксплуатацию к 2021 г. три универсальных атомных ледокола — головной (не позднее 2017 г.) и два серийных (в 2019 и 2020 г. соответственно). Головной ледокол уже строится (в конце 2013 г. состоялась его закладка на стапеле Балтийского завода). В августе 2013 г. премьер-министр РФ Д.А. Медведев подписал постановление Правительства о выделении бюджетных инвестиций на строительство двух серийных атомных ледоколов нового поколения проекта 22220 в размере 86 млрд руб.

Первый серийный атомоход планируется заложить в мае 2015 г., второй — годом позже. Работать новые ледоколы будут на трассах Северного морского пути и арктических месторождениях нефти и газа. «Сейчас появляются совершенно новые задачи, которые надо будет обеспечивать. Это задачи вывоза углеводородов,обеспечения строительства и работы всей транспортной системы. Так что эти ледоколы уже просто необходимы», — отметил руководитель представительства ФГУП «Атомфлот»в Санкт-Петербурге К.Князевский.

■ По данным Росатома атомным ледоколом «50 лет Победы» осуществлена ледовая проводка кораблей и судов Северного флота по маршруту севернее архипелага островов Новая Земля.

Отряд боевых кораблей: «Адмирал Левченко» (большой противолодочный корабль), «Георгий Победоносец» и «Кондопога» (большие десантные корабли), а также суда обеспечения доставили на Новосибирские острова в Арктике 3 тыс. тонн груза. Морской десант высадился на острове Котельный.

Обратный путь осуществлялся через районы со сложной ледовой обстановкой в проливе Вилькицкого и проливе Матисена уже в сопровождении АЛ «50 лет Победы»(маршрут был изменен в связи с плохими метеоусловиями в районе Карских Ворот). В общей сложности ледокольная проводка длилась на протяжении 180 миль в течение30 часов.

■ В начале октября в плавучий док судоремонтного завода в поселке Росляково Мурманской области для проведения ремонтных работ и освидетельствования подводной части корпуса Российским морским регистром поставлен лихтеровоз «Севморпуть». В доке он будет до середины декабря 2014 г., после чего вернется на базу атомного ледокольного флота для дальнейшего заводского ремонта. К концу 2015 г. лихтеровоз должен быть восстановлен и в марте 2016 г. вновь отправится в плавание.

«Севморпуть» — единственное в своем роде ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой; предназначен для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах (может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью до 300т каждый или 1336 двадцатифутовых контейнеров); построен на керченском заводе «Залив»,введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 г. За время эксплуатации лихтеровоз-контейнеровоз прошел более 300 тысяч миль и перевез более1,5 миллиона тонн грузов.

В марте 2007 г. в связи с исчерпанием назначенного ресурса реактора и общей невостребованностью судна «Севморпуть» был переведен «в отстой». В октябре 2012 г. вышел приказ о переводе реакторной установки в «режим окончательного останова». Однако в декабре 2013 г. лихтеровоз решено было восстановить. Глава Атомфлота В. Рукша объясняет такой поворот принципиально новыми перспективами, которые открываются сейчас перед атомным флотом в Арктике и на трассах Северного морского пути. Уже в ближайшие годы объем работы для ледоколов здесь резко возрастет. «Севморпуть» не будет, как прежде,задействован лишь для доставки грузов в устья рек и на побережье в рамках«Северного завоза» — планируется также его участие в освоении шельфа,разработке свинцово-цинковых руд на Новой Земле и выполнение им операций по линии Министерства обороны.

Назначенный ресурс реакторной установки КЛТ-40, разработанной для лихтеровоза, считают возможным продлить в полтора раза (со 100 тыс. до 150 тыс.часов), а общий срок службы — до 30 лет.

■ Судостроительный завод «Севмаш» начинает ремонт и модернизацию тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», который простаивал в Северодвинске с 1999 г.,ожидая решения своей судьбы.

Это самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль,предназначенный для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха, уничтожения противолодочных сил и атомных подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов.

«Адмирал Нахимов» (до 22 апреля 1992 г. имевший название «Калинин»)заложен 17 мая 1983 г. (проект «Орлан»), вступил в строй 30 декабря 1988г. В НАТО его называли «убийцей авианосцев». Водоизмещение его ~24 000 т,длина 251 м, ширина 28,5, осадка 9,1 м.

Технологически сложная операция, связанная с переводом «Адмирала Нахимова» от причальной стенки в наливной бассейн предприятия «Севмаш», успешно прошла 24 октября.

Наливной бассейн — это искусственная акватория, которую можно осушить, и тогда он превращается в площадку, где можно ремонтировать и модернизировать корабли.

Для того, чтобы завести большой корабль в наливной бассейн, нужно уменьшить его осадку, так как требуется провести его через порог батопорта —специального гидротехнического устройства, запирающего вход в бассейн. Для проведения «Адмирала Нахимова» были изготовлены четыре понтона, уменьшающие осадку и создающие подъемную силу. Затем корабль будет установлен на доковое опорное устройство. Корабелы Севмаша заранее провели определение дефектов и частичный демонтаж оборудования, подготовив корабль к дальнейшим работам, которые будут проводиться уже в сухом доке. По плану обновленный «Адмирал Нахимов» должен вернуться на Северный флот в 2018 году.

Российское общественное мнение о ядерной энергии

По данным социологического опроса 5,5 тыс. человек, проведенного Научно-техническим центром «Перспектива» в сентябре 2014 г. в регионах расположения АЭС (Воронежской, Курской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Тверской области), уровень поддержки россиянами использования ядерной энергетики продолжает расти. За активное развитие или сохранение ядерной энергетики на нынешнем уровне выступили 86% респондентов(год назад их было 73%).

Результаты опроса показали, что за прошедший год улучшилось отношение жителей к атомным станциям. Если в 2013 г. свое отношение к АЭС как положительное охарактеризовали 56% опрошенных, то в 2014 — уже 74%.

Использование ядерной энергетики в качестве одного из способов обеспечения страны электроэнергией в 2013 г. одобрили 67% респондентов, в 2014г. — 79%.

Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция восстановления доверия россиян к ядерной энергетике после событий на Фукусиме, когда резко возросло негативное отношение к ее использованию.

Британские планы строительства новой АЭС отвечают законам ЕС

После 12-месячного расследования Европейская Комиссия (ЕК) создала важный прецедент, признав британские планы по поддержке строительства и эксплуатации новой АЭС Hinkley Point C соответствующими критериям государственной поддержки стран Евросоюза (ЕС).

Год назад, в октябре 2013 г. Великобритания заключила соглашение с компанией EdF о строительстве двух блоков с реакторами EPR на площадке АЭС Hinkley Point в графстве Сомерсет,где уже эксплуатируются два блока с реакторами AGR мощностью 625 МВт(нетто) каждый (Hinkley Point B, блоки № 1, 2, начало коммерческой эксплуатации 1978 и 1976г. соответственно). Новые блоки Hinkley Point C (№ 1, 2) должны вступить в строй в 2023 г.

Правительство Великобритании гарантирует выкуп электроэнергии от блоков в течение 35 лет по цене 92,5 фунтов (~150 долларов) за МВт×ч (это более, чем вдвое превышает стоимость электроэнергии, вырабатываемой сейчас), что мотивируется рисками долгосрочного проекта. Оно будет обязано возместить EdF и ее партнерам по консорциуму, созданному для строительства Hinkley Point C, все понесенные расходы в случае, если проект будет остановлен по причинам «иным, нежели безопасность».

Проекту требовалось одобрение Евросоюза и соответствующая заявка была подана в ЕК, которая должна была убедиться, что соглашение о строительстве АЭС Hinkley Point C отвечает законам ЕС о предоставлении государственной помощи.

Соединенное Королевство стало первым среди членов Евросоюза, кто обратился к бюрократическим органам ЕС за одобрением своего решения о господдержке строительства новых ядерных энергоблоков. Поддержание цен на электроэнергию с АЭС в течение 35 лет — ключевая часть реформы британского энергетического рынка— ЕК сочла подходящим решением в условиях реального спада на рынке. Аналогичные меры уже действуют по отношению к возобновляемым источникам.

«В этом случае ЕК пошла навстречу правительству Великобритании, учитывая,что АЭС Hinkley Point C будет производить недостающие ныне 7% электроэнергии в стране», — отметил зам. председателя Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович (Словакия), вошедший в утвержденный в октябре новый состав ЕК.

По словам WNA «решение ЕК приветствуют все, кто планирует строить новые АЭС в Евросоюзе и на аналогичных рынках».

Несколько стран ЕС уже очень заинтересованы в том, чтобы внедрить у себя некоторые элементы британской политики.

Теперь компании EdF необходимо принять окончательное решение по проекту АЭС Hinkley Point C стоимостью 16 млрд фунтов (включая финансирование, ЕК оценивает эту стоимость в 24,5 млрд фунтов). Станция планируется с двумя 1600-мегаваттными реакторами EPR фирмы AREVA.  В октябре 2013 г. EdF объявила, что ей будет принадлежать 45—50% доли в проекте,две китайские компании (CGN и CNNC) поделят между собой долю в 30—40%. AREVA возьмет 10%, а другие заинтересованные стороны — до15%.

Французскому правительству принадлежат 85% акций EdF и 80% акций AREVA, а обе китайские компании являются полностью государственными.

По данным WNA Weekly Digest от 10 октября 2014 г.


Новый китайский реактор

По данным China National Nuclear Corporation (CNNC) реакторCPR-1000 китайского дизайна, входящий в составпервогоэнергоблока АЭСFangjiashan, 21 октября достиг первой критичности.

Строительство блока началось в декабре 2008 г. 1 сентября 2014 г.началась загрузка топлива в активную зону реактора, через 49 часов все 157тепловыделяющих сборок были загружены. 4 ноября ожидается подключение Fangjiashan к электросети, а в конце года должна начаться его коммерческая эксплуатация.

На площадке АЭС Fangjiashan строятся два энергоблока с реакторами CPR-1000. Начало строительства второго блока — июль 2009 г. По плану он должен вступить в строй в октябре 2015г.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ АТОМНЫЕ ПРОЕКТЫ

Боливия

«Боливия в ближайшем будущем станет страной, эксплуатирующей атомные станции», — сказал в январе 2014 г. ее президент Э.Моралес, и подчеркнул, что страна уже начала делать первые шаги в этом направлении: принято решение о создании Национальной комиссии высшего уровня по атомной энергии, группа специалистов была направлена в Аргентину для подготовки.

2 октября с.г. Э.Моралес заявил, что «лучший путь к свободе — это развитие атомной энергии в мирных целях» и сообщил, что правительство страны выделит свыше 2 млрд долларов на это развитие. По его словам, средства, которые будут выделены до 2025 г. пойдут на реализацию программы мирного использования атома: «Ядерная программа будет направлена на решение задач в области медицины— диагностика и лечение онкологических заболеваний, сельского хозяйства —радиационная обработка сельскохозяйственной продукции, а также энергетики».Реализация программы начнется уже в этом году. В департаменте Ла-Пас планируется разместить первый исследовательский ядерный реактор, который станет«центром развития ядерной энергетики в стране», а также циклотрон и энергетический ядерный реактор.

Э.Моралес сообщил также, что Президент РФ В.В.Путин «предложил Боливии интегрированный план развития ядерной энергетики» (в июле этого года в рамках саммита БРИКС в Бразилии).

17 октября в Министерстве углеводородов и энергетики Боливии состоялась первая встреча с делегацией ГК «Росатом», на которой обсуждались и перспективы сотрудничества в развитии ядерной энергетики. Делегация Росатома представила свои технологии и опыт международного сотрудничества в атомной области

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия изучает возможность развертывания в стране ядерной энергетики, для чего создает организацию по ядерной и возобновляемой энергетике— King Abdullah Nuclear and Rene­wable Energy City в Эр-Рияде. Эта организация будет представлять страну в МАГАТЭ и займется выработкой проекта национальной ядерной политики. Планируется использовать ядерную и возобновляемую энергию в промышленности, опреснении и медицине, а также в сельском хозяйстве и горной промышленности.

В официальном заявлении говорится: «Новый научный городок, который будет построен для целей мирного использования ядерной энергии, позволит Королевству Саудовская Аравия тщательно и подробно изучить нужды общества и разработать планы удовлетворения этих потребностей, что поможет ускорить темпы развития Королевства и даст ему информационные возможности, соответствующие международным конвенциям и договорам».

Турция

«Турция начнет строить третью АЭС в 2018—2019 гг., когда у нас появится достаточно квалифицированных специалистов, чтобы реализовать этот проект в качестве национального», — заявил 21 октября журналистам премьер-министр страны Ахмет Давутоглу.

В настоящее время в Турции ведется подготовка к строительству двух атомных станций: на площадке «Аккую» в провинции Мерсин на юге страны и в провинции Синоп на Черноморском побережье. Межправительственное соглашение РФ и Турции по сотрудничеству в сфере строительства и эксплуатации первой в стране АЭС «Аккую»было подписано в 2010 г., строительство должно начаться весной 2015 г. Планируется,что АЭС начнет вырабатывать энергию в 2020 г., а полностью будет введена в эксплуатацию в 2023 г., к 100-летию Турецкой Республики. Проект АЭС включает в себя четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200.

Соглашение с Японией о строительстве второй АЭС в провинции Синоп было подписано в 2013 г. Завершение строительства в 2023 г. «Синоп» будет построена на базе франко-японской технологии АТМЕА.


Материал подготовила И.В. Гагаринская
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атом Today Новости
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атом Today Новости:
В Росатом пришли с обысками

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Дайджест новостей за октябрь 2014 г. от НИЦ ''Курчатовский институт'' (Всего: 0)
от Гость на 26/11/2014
И ни одной новости об атомной энергетике в России!Умерла, так умерла?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru