proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/11/2014]     Безопасность мореплавания и проблемы подготовки морских инженеров

И.И.Костылев, почетный работник Морского Флота, проф., д.т.н., Ю.Н.Мясников, почетный судостроитель, засл. деятель науки РФ, проф., д.т.н., В.А.Петухов, профессор, д.т.н.

Обеспечение безопасности мореплавания должно достигаться совместными усилиями учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров, и судоходными компаниями. Проблема обеспечения безопасности мореплавания остаётся не только актуальной, но и становится основным конкурентным  преимуществом на фрахтовом  рынке.


Теория без практики мертва и бесплодна. Для теории  главным образом нужны знания, а для практики, сверх того, и умение.
                                                                                                                           А.Н. Крылов

Регулярные обсуждения  проблем субстандартного судоходства, организуемые Российским морским Регистром судоходства,  выделяют два основных компонента, определяющих безопасную эксплуатацию судов: техническое состояние (возраст) механического и навигационного оборудования судов и уровень знаний и практических навыков судового экипажа (человеческий фактор).

За последние десятилетия  в мировом флоте произошли коренные технические изменения, касающиеся управления безопасной эксплуатацией судов. В первую очередь, это автоматизация процессов управления и централизация процедур контроля за правильным функционированием судовой энергетической установки (СЭУ) и технических средств судна. Положительный эффект этой эволюции несомненен, но явно проявляются и негативные моменты, усиливающие «человеческий фактор». Во-первых, всякая автоматизация ведёт к усложнению объекта, и обеспечение его надёжности требует дополнительных серьёзных усилий. Во-вторых, и это главное, автоматизация процессов управления и контроля реализует вожделенную мечту судовладельца – сокращение экипажа и, в первую очередь, машинной команды. Последнее ведёт к утрате органолептической составляющей определения текущего технического состояния оборудования СЭУ, и, как правило, усиливает влияние «человеческого фактора». Этим объясняется  стабильность 80% случаев, отражающих степень влияния экипажа на аварийные ситуации в море.

      

Автоматизация процессов и междисциплинарность знаний

Высокий уровень автоматизации процессов управления, контроля и диагностики требует специалистов, владеющих междисциплинарными технологиями.

Отвечают ли программы и методики подготовки морских инженеров современному уровню развития морского судна и требованиям Международных морских организаций в области обеспечения надёжного и безопасного мореплавания. К сожалению, они попали под пресс новых федеральных  государственных образовательных стандартов, в которых инженерные знания заменены компетенциями. Введение компетентностного подхода устанавливает приоритет семинарских и практических занятий перед лекциями, а если учитывать низкий уровень школьного образования и интернетманию у современной молодёжи, становится очевидным низкий уровень теоретических знаний у выпускников морских вузов. К этому следует добавить перманентное падение уровня практической подготовки курсантов за последние 20 лет, связанное, с одной стороны, со старением лабораторной базы, и с другой – с трудностями организации плавательской практики курсантов в условиях рыночной  экономики, когда судоходные компании не проявляют особого интереса к поддержке морского вуза.

Может ли вуз в одностороннем порядке в новых экономических отношениях обеспечить требуемый уровень знаний и умений дипломируемого корпуса морских инженеров? Необходимых оснований для положительного ответа нет. Искать последний  необходимо в объединении усилий  морских вузов и судоходных компаний. Этому способствует и принятая Минобрнауки отраслевая подчинённость транспортных вузов, что является в значительной степени заслугой Министерства транспорта. Минтранс должен и дальше быть инициатором разработки нормативной базы для создания кластера водного транспорта.

Создание региональных кластеров                             

На данный момент в России есть три основных университетских комплекса, обеспечивающих командными кадрами морской флот. Исходя из принципа дальнейшей интеграции образования и производства, следует, на наш взгляд, рассмотреть вариант создания региональных кластеров водного транспорта. В Санкт-Петербурге уже функционируют  Арктический кластер (идея Правительства СПб), Северо-Западный Аэрокосмический кластер (идея Государственного университета аэрокосмического приборостроения) и др.

В региональный кластер водного транспорта должны войти не только  учебные заведения и судоходные компании, но и научные организации. Объединение усилий участников даст дополнительный импульс развития образованию, отраслевой науке с обеспечением кадрового резерва не только плавсостава, но и береговых служб, а также  проектных организаций, где также есть проблемы с кадрами. По мнению авторов, ключевым звеном должен стать Морской Регистр судоходства. Присутствие последнего в образовательном  процессе подготовки корпуса морских инженеров более чем значимо, так как Регистр контролирует состояние отечественного флота независимо под каким флагом он ходит, и располагает информацией о состоянии мирового флота.

Базовые кафедры

Независимо от решения Минтранса, уже сегодня полезно использовать практику базовых кафедр и организовать при Морском Регистре  судоходства  базовую кафедру «Перспективные междисциплинарные технологии в морском образовании», как интегрированную образовательную структуру ГУМ РФ им. адмирала С.О.Макарова. 

Цель создания кафедры - интеграция морских учебных заведений и судоходных компаний под эгидой Российского Морского Регистра судоходства в следующих основных направлениях:

−       безопасность мореплавания, в том числе, проблемы энергетической и экологической безопасности, энергоресурсные и энергоэкономические проблемы;

−       инновационные технологии в пропульсивном комплексе морского судна;

−       совершенствование программ подготовки морских инженеров, адекватных современным вызовам мирового судостроения, на базе совместных научных исследований по приоритетным направлениям  развития отечественного кораблестроения;

−       организация  и реализация совместно с судоходными компаниями плавательской практики курсантов учебных заведений отрасли;

−       адресная подготовка специалистов корпуса морских инженеров;

−       осуществление мероприятий по повышению научного потенциала преподавателей вузов и привлечение ведущих специалистов судоходной индустрии к преподавательской работе;

−       ведение активной рекламной компании по восстановлению престижа морской профессии.

На последнем следует остановиться особо. Сегодня много говорят и пишут о падении престижности морской профессии. Причин для этого достаточно и, прежде всего, это последствия образовательных реформ, которые отбросили некогда передовую систему образования Советского Союза на задворки (53-100 место), ликвидация военно-морских кафедр в морских учебных заведениях, физическое старение флота, низкий уровень заработной платы моряков. Моряки предпочитают иностранные судоходные компании. Получается, что готовятся командные кадры для зарубежного флота, нанося экономический ущерб не только России, но и  в перспективе моряку.

Следует отдать должное Минтрансу, который в рамках образовательных реформ находит проверенные практикой решения, позволяющие сохранить статус высших морских учебных заведений. Горизонтальная интеграция на примере объединения СПбУВК и ГМА им. адм. С.О.Макарова является положительным примером с позиций оптимального использования профессорско-преподавательского потенциала и материальной базы. Однако, простое объединение учебных заведений не решает проблему повышения уровня образования моряков, так как контингент абитуриентов не обладает необходимыми знаниями по физике, химии, математике, а отсутствие должного конкурса заставляет снижать планку требований. И, несмотря на усилия преподавателей, восполнить теоретическую базу  школьных пробелов путём корректировки рабочих программ вернуть подготовку морского  инженера на прежний уровень не удаётся. Сюда следует добавить снижение уровня практической подготовки курсантов, которая в новых экономических условиях превратилась в трудно решаемую проблему.

Можно ли ожидать улучшения в этой сфере при существующем тестовом контроле знаний выпускников школ. Факты дают негативный ответ. Приведем некоторые данные по результатам ЕГЭ в 2014 г. По информации Минобрнауки в текущем году по сравнению с 2013 г. средний тестовый балл снизился:

−       по математике - с 49 до 39;

−       по русскому языку - с 63 до 62;

−       по физике - с 54  до 45;

−       по информатике - с 63 до 57.

Это данные по предметам, дающим право выпускникам школ подавать документы в технические вузы.  Это средние баллы, а уровень реального контингента поступающих ещё ниже. Из абитуриентов с такими «успехами» подготовить грамотного морского инженера невозможно. Этим и объясняется «стабильность» влияния человеческого фактора при анализе причин аварий и катастроф на море.


Вертикально-интегрированные образовательные комплексы

Выход из создавшегося положения авторы видят в создании и творческом развитии вертикально-интегрированных образовательных комплексов путём объединения программ высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО). Это позволит вернуть теоретическую и практическую базу морского образования на прежний достойный уровень, так как основной контингент абитуриентов пройдёт заключительную школьную программу и первичную морскую подготовку в среднем мореходном училище, и примет осмысленное решение для продолжения образования в одном из высших морских учебных заведений.

Создание кадрового потенциала морских экипажей, отвечающего современному уровню развития транспортного флота и вызовам безопасной эксплуатации судов, является важной государственной проблемой.

Уместно напомнить, что ещё в 2012 г. на заседании Морской коллегии было принято решение по поручению Минобрнауки обеспечить целевой выпуск специалистов в соответствии с объёмом государственного заказа. Если сопоставить это поручение и отраслевую подчинённость транспортных морских вузов, инициатором предлагаемого формата подготовки корпуса морских инженеров может быть только Минтранс.

Авторы выражают надежду, что их предложения будут услышаны и найдут поддержку в морском сообществе или, по крайней мере, будут стимулом для поиска вариантов решения кадровых проблем в обстановке новых экономических отношений.

        

Освоение Мирового океана

Мировой океан, а это три четверти поверхности планеты (ок. 60000 км береговой зоны только у России), хранит практически неисчерпаемые минеральные ресурсы. На фоне приближающегося исчерпания земных кладовых в ХХI в. человечество вынуждено вовлекать в промышленный оборот богатство морей и океанов. Освоение Мирового океана потребует, в первую очередь, нового транспортного и военного флота. И море, как это было не раз, снова позовёт сильных физически и духовно молодых людей, получивших блестящее морское образование в вертикально-интегрированных образовательных комплексах.

Библиография

1.  И.И. Костылев,  Ю.Н. Мясников, В.А. Петухов «Совершенствование подготовки судовых механиков – требование времени».ж. «Атомная стратегия ХХI» №88, 2014 г.

2.  Ю.Н. Мясников, А.А. Иванченко, А.М. Никитин «Информационные технологии в пропульсивном комплексе морского судна». СПб: ГУМ и РФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013г.

                                      

Сведения об авторах.

1. Костылев Иван Иванович, д.т.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы. Заведующий кафедрой, советник ректора Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова. Член Независимого аппеляционного комитета МАКО. Тел.: +7921 963-38-21. Е-mail: I.Kostylev@gma.ru.

2. Мясников Юрий Николаевич, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Профессор ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова. Тел. +7911 912-87-68. E-mail: yu.myasnikov@yandex.ru.

3. Петухов Валерий Александрович, д.т.н., Почетный работник морского флота. Профессор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru