proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[24/10/2014]     Арктические походы «Сибири»

Малоизвестные факты о легендарном советском ледоколе


37 лет назад в свой первый рейс отправился атомоход «Сибирь». В 1987 году он стал вторым в истории надводным кораблем,достигшим в активном плавании Северного полюса. Кроме того, ледокол «Сибирь»стал третьим в мире кораблем с ядерной энергетической установкой.


Ледокол с сауной

«Сибирь» построили на Балтийском заводе им.Серго Орджоникидзе в Ленинграде. На судне был невероятный по тем временам уровень комфорта. Спутниковая связь обеспечивала навигацию и телефонные переговоры. На судне имелась большая столовая и библиотека. В тренировочном зале можно поддерживать спортивную форму. После чего было приятно зайти в сауну, а затем – поплавать в бассейне.

В 1977 году это был самый мощный ледокол в нашей стране. С его помощью продолжились эксперименты на предмет определения возможности судоходства в высоких широтах. Начались также испытания спутникового оборудования в условиях арктического холода.

Надо сказать, что часть экипажа уже имела опыт работы на атомоходе «Ленин». Собственно и первый капитан «Сибири» Владимир Константинович Кочетков до 1974 года работал дублером капитана ледокола«Ленин».

Первое, что записал себе в актив ледокол «Сибирь», это первая круглогодичная навигация на линии Мурманск-Дудинка. Весной1978 года атомоход «Сибирь» вместе с ледоколом «Капитан Сорокин» провел в Дудинку дизельэлектроходы «Павел Пономарев» и «Наварин».

После этого «Сибирь» взяла курс на Магадан,чтобы сопроводить электроход «Капитан Мышевский». Атомный ледокол прихватил также груз для дрейфующей станции «Северный полюс-24». Едва в Баренцевом море показался лед, «Сибирь» вышла вперед и потащила «Капитана Мышевского» за собой.Порой дизель-электроход приходилось брать на буксир, чтобы форсировать льды. 13июня суда вышли на чистую воду и расстались.

«Сибирь» же направилась к полярникам. В нужной точке ледокол остановился у ледяного «острова», где выгрузил оборудование. Затем атомоход ушел к северной оконечности архипелага Северная Земля. 1 июля «Сибирь» вышла в Карское море.

Десятая навигация

В 1987 году ледокол «Сибирь» занимался проводкой судов в Карском море на линии Мурманск – Дудинка. После трех месяцев работы он был отозван в Мурманск. Дело предстояло серьезное. Нужно было спасать полярников со станции СП-27. В начале своей работы станция располагалась на ледовом поле размером два на три километра. Однако к 1987 году поле превратилось в жалкий осколок – двести на триста метров.

Эвакуировать полярников на самолете было невозможно. Трудно было даже продолжать снабжать исследователей всем необходимым. Сбрасываемые с самолета продукты, как правило, падали в океан.

Имелась у похода «Сибири» и другая подоплека– политическая. Дело в том, что в 80-е годы всё чаще стали звучать призывы со стороны Запада о совместном освоении севера. Поэтому Советскому Союзу было важно дать понять, что сектор мирового океана, находящийся севернее нашей страны, это зона влияния СССР.

8 мая атомоход «Сибирь» вышел из Мурманска.На борту находились ученые из разных академий наук. Было также около тридцати журналистов и кинооператоров.

«Сибирь» пробивалась к полярной дрейфующей станции десять суток. От Мурманска ледокол прошел 1360 миль, из них более тысячи миль во льдах. Последние мили пришлось преодолевать ударами. Шутка ли –лед был 4-метровой толщины.

Во время столкновения ледокола со льдом, на столе трудно было что-либо удержать. Один электромеханик рассказал, что как-то взял в поход свою собаку. Когда начались столкновения со льдом, пес забился под стол и проболел всю дорогу. Животное так и не привыкло к мощной вибрации.Механик был вынужден передать собаку встречному судну, шедшему в порт. Но с тем, что не смогла вынести собака, люди вынуждены жить по нескольку месяцев.

Встреча с полярниками была очень трогательной. Те искренне радовались своему вызволению из ледяного плена,подбрасывали шапки и стреляли из ракетниц. До Северного полюса оставалось чуть больше двухсот миль…

«Кругосветное путешествие»

Поначалу заходить на Северный полюс не планировали. Ледовая обстановка была крайне тяжелой, потому ограничились полетом на Ми-12 делегации из 12 человек. Они отвезли на полюс капсулу с традиционным письмом будущим поколениям и мурманской землей.

Однако на следующий день «Сибирь» получила снимки со спутника, на которых ясно были видны разрежения ледовых массивов. Не воспользоваться таким случаем было нельзя. К тому же и Москва не возражала против очередного покорения Северного полюса храбрыми советскими людьми.

К самой северной точке двинулись со скоростью два узла. Временами встречали ледовые перемычки, которые преодолевали сходу.Через двое суток выход к Северному полюсу состоялся. Кто-то поймал «Голос Америки», по которому сообщалось, что американские спутники тоже зафиксировали сей факт. А заокеанские эксперты только разводили руками, комментируя это событие. Им было непонятно, с помощью какой аппаратуры русские так точно вышли к полюсу.

Члены экипажа высадились на лед. Многие не отказали себе в удовольствии совершить кругосветное путешествие, обежав вокруг условной точки Северного полюса. (Получалось, что человек пересек все меридианы разом.)

Впрочем, приходилось спешить, поскольку ледовая обстановка могла в любой момент измениться. Поэтому – короткий митинг,гимн, поднятие флага. Потом хоровод вокруг полюсного шеста. И домой. Впрочем,перед отплытием моряки успели еще и футбольный матч провести, после чего искупались в полюсной проруби.

В ночь на 26 мая ледокол начал движение на юг. Иного направления у стоящего на Северном полюсе и быть не могло.

Как писали в те времена, беспримерный рейс в северные широты продолжался более сорока суток.

Технические характеристики ледокола«Сибирь»

Водоизмещение: 21120 т.
Длина — 147.9 м
Ширина — 29.9 м
Осадка — 11 м.
Высота борта: 17,2 м
Максимальная скорость хода: 20 узлов
Ледопроходимость: 2.0 м.
Автономность: 7.5 месяцев
Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки: 75 000 л.с.
Экипаж: 150 человек


 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Арктические походы «Сибири» (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2014
А в силах сегодня построить новый атомный  ледокол?


[ Ответить на это ]


Re: Арктические походы «Сибири» (Всего: 0)
от Гость на 30/10/2014
Есть исследования о виброболезни персонала ледоколов?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru