proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/10/2014]     Снова Кант

Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба:его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума». («Критика чистого разума». Вступление).



«…Навязаны его собственной природой» - одно из опорных открытий Кёнигсбергского гения. Физика в венце математики могла бы считаться высшей формой познания реальности и даже претендовать на обладание абсолютной истиной. Эта наука, славится не только красотой и  разнообразием применений, но и веской лаконичностью  формулировок своих оснований.Её  непререкаемый авторитет утверждается обилием проверенных опытом предвидений, предсказаний, предложением необходимых,полезных человеку вещей (самолет, томограф, I-фон…),  и, как кажется, подаваемым ею намекам о близости к познанию абсолютной истины.

Физика стала самой социально значимой и самой щедрой среди теоретических наук последнего столетия. Она не запятнана пустословием и навязчивостью, чем  не могут похвастать социальные теории и учения.  Возможно, и за это физика  преследовалась в ряде стран. Теоретическая сложность, высокая абстрактность, наличие направлений без перспективы применения оказываются, тем не менее, полезными, а результаты исследований не менее востребованными чем, скажем, знания о  температурных  механических и аэродинамических полях газотурбинных лопаток.  Итак, «бесполезное». Аппаратура по заказам физиков-теоретиков для изучения никому не «нужных»гравитационных волн или «черных дыр»: «Телескоп Хаббла», или «Большой Адронный Коллайдер» – ради «бесполезного» бозона Хиггса. Это примеры того, а их много,что способствовало мощнейшему  толчку промышленной технологии   (приборостроение,  медицина, связь, сельское хозяйство,образование…).

Далее, неоценимая польза от таких «пустых» игр теоретиков –   развитие математики и её прикладного раздела, фундамента технического и технологического знания. Моделирование, математическая имитация эксперимента.    Известно, что здесь затраты в несколько сот  тысяч, обеспечивают миллиардную экономию. (Разработка и испытание ядерного оружия, системы возвращения спутников …)   Ореол могущества физики, даруемое ею удовлетворение  пониманием и раскрытием  тайн близкого окружающего и, да что там, даже Космоса, породило  иллюзию полного и окончательного постижения, уверенность, что Мир, Космос сами по себе именно таковы, какими представлены классической наукой.

Действительно, как не  посчитать отображаемую ею картину истинной,если эта наука способна «безупречно» описать движение не только звезды, но и  молекулы. Эйфория от успехов механики и особенно астрономии понятна. В 19 веке  миражи их  блеска  восприняты, как истинное и абсолютное познание и даже окончательное постижение, но никак не форма, выстроенная перед внутренним взором разума в соответствии со спецификой  человеческого восприятия. Может быть, это помешало даже выдающимся ученым обратить внимание на то, что  их наука о «внешнем», якобы принципиально«внеположенном» Мире, создается на понятии, конструируемом творческой сущностью сознания:   времени.Понятие – инструмент понимания,но не само понимаемое или предмет понимания, об этом часто забывают (хотя перед глазами пример:  ни времени, ни пространства не существует во «всенауке» - математике).
 
Физика  строится на понятии время, без которого  как наука не могла бы существовать.  Время появилось в трудах Галилея спустя два тысячелетия после Демокрита, Пифагора и Архимеда, но как  опорное, фундаментальное понятие,  Вселенской сущности, его ввел Ньютон.   Время  экзистенциальный продукт, род переживания самонаблюдающего разума, осознание в конгломерате ощущений бытья и со-бытия. События в принципе не обязательно пространственны, они – целевая «сепарация» ума наблюдателя, например, нацеленного в точку. События последовательных вспышек в одной и той же точке фиксируются без пространственных эталонов и разделяются интервалом «чистого времени» в то же время, оставаясь чистым переживанием!  Использование времени как опоры построения физики и, с другой стороны, принимая время как  переживание («дления» по   Далю),вещь коварная.  Мыслящий перестанет принимать за абсолютное познание картину Вселенной, отображенною классикой, как только поймет, что она рисуется на специфике восприятия живым сознанием своего бытья, таинства времени уложенного или расположенного в нём только меж двух событий(рождение-смерть)и не существующего вне их границ. К концу 19 века науки, окрыленные успехами,  кажется совершенно отбросили представление о антропоморфности своих установлений, хотя Эммануил Кант  двести лет назад предупреждал не поддаваться таким заблуждениям («недоразумениям», по его словам).

«Чтобы избежать недоразумений, необходимо как можно отчетливей объяснить. Всякое наше созерцание –  есть только представление о явлении, что вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как мы их созерцаем, и что отношения их сами по себе не таковы, как они нам являются, и,если бы мы устранили наш субъект, или же только субъективные свойства наших чувств вообще, то все свойства объектов и все отношения их в пространстве и времени, и даже само пространство и время исчезли бы: как явления  они могут существовать только в  нас, а не в себе.Каковы предметы в себе обособлены от нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же не обязателен для всякого существа, хотя и присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время есть его чистые формы.Пространство и время мы можем познавать только apriori, т. е. до всякого действительного восприятия, и потому они называются чистым созерцанием…  До какой бы высокой степени отчетливости мы не довели наше созерцание, все равно этим мы не подошли бы ближе к познанию свойств предметов самих по себе».               

(Если бы я преподавал физику или другие точные науки как профильный предмет, то  просил бы перед зачетом показать, как «Отче наш», знание этого пассажа из «Критики…»).

Столетиями перечитывают Канта,  удивляясь глубине не устаревающих смыслов,  возможности всякий раз открывать новое у  Кёнигсбергского Сидельца. (Об этом писали многие: Гейзенберг, Шрёдингер, фон Вайцзеккер…). В приведенной  цитате: «Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать,который к тому же не обязателен для всякого существа» Кант отчетливо говорит, что разум в других условиях и существ с иным рецептивным и сенсорным устройством организма представит реальность в невообразимой и непередаваемой  иным сознаниям форме. Поэтому, если это «разум», то он непременно придет к единому для всех сознаний заключению:  «Есть некий реализм: сущий с  «Ничейной точки зрения» или «Неинтерпретированная» действительность, названная Кантом «Вещь сама по себе»». «Вещь» –  синоним  реальности,  «сама по себе» вне  кодов специфики восприятия. (Наивно, если не глупо, иллюстрировать то, что не изобразить, но дерзну).  

Только безумец отважится утверждать, что в шаре диаметром 30 миллиардов световых лет, более или менее равномерно заполненном энергией-массой,  мы – единственная самосознающая сущность.  Конечно, «со-знаниям несть числа», но войти в  мир  представлений «иных» невозможно,  даже при вступлении  с ними в контакт. (Мы даже не вполне представляем, каковым явлен мир в восприятии животных).     Есть основания полагать, что каждый  суверенный  самосознающий  объект не постигнет образность  чуждых, не присущих ему форм восприятия.   Сделаем попытку (простите, крайне дурацкую),  смоделируем коллизию встречи с подобием иной мыслящей субстанции. Представим её, скажем, осьминогом («О8»), обитающим на дне океана. Для«О8» абсолютно недоступен мир нашего сознания с его составляющими: ненависть,смех, подозрение, вера, красота, боль, долг, любовь, любопытство, сожаление,сон и т. п. Этому, как мы установили, мудрому существу «О8»,  не дано понять удовольствие от прогулки на свежем воздухе, или от взаимодействия с акустическим полем (музыка).  Ровно так,как и нам, непостижимо, какую реальность выстраивает в себе «О8»,  зарываясь в ил, принимая импульсы магнитного поля, генерируя смыслы и шифры комбинацией движений щупалец. Да что там,фантастический  «О8», к тому же в родной земной обители, а что ждать за пределами солнечной системы!  Почему лишать,например, нейтронную звезду права иметь структуры разума и сознания! (Обозначим это «Н∞»). Там те же законы физики, материя и энергия. Возможна еще большая  и мощная вариабельность,хотя бы в силу плотности, в триллионы раз превышающие плотность земного гранита.


Недопустимо вычеркивать эти очень распространенные объекты Вселенной из реестра возможных «обителей» разума. («Сотворенное бытьё теряет смысл, как спектакль без развязки и замысла»  – это слова Канта, о «сиротстве» бытья без  разума.Те же слова Шрёдингера: «Мир не спектакль для пустого зала»). Не беда, что«разумные структуры»  «Н∞», бросив взгляд в нашу сторону, не только не воспримут нашу попытку объяснить, что такое «утюг» или  «тоска, надежда, скандал…», но обиднее, что  вообще не заметят и будут отрицать существование какого либо разума, принимая нас и  наши скалы, в лучшем случае глубочайшим  вакуумом, в худшем – просто  ничем! (Забавно, в конце восьмидесятых,очень образованному шведу я никак не мог объяснить суть анекдота про начальника отдела кадров секретного завода,которому предписано принимать кадры на «ко», но не на «ман», когда к нему зашел клиент с фамилией Коган).

Приведенные выше рассуждения – попытка осмыслить проблему «реализма», как форму наблюдаемости сознающим субъектом  признаков контакта с «вещью самой по себе», и интерпретация этих признаков в пределах присущих субъекту представленных ему его собственных  свойств.    

Так что же,  наука Канта о бессилии интеллекта перед  абсолютом, или даже  достоверностью? Наоборот. Его учение это не просто философская установка, но оптимистическое учение о точном предметном знании. (Кант был математиком, астрономом, физиком). «Единство трансцендентальной апперцепции» (мудрено!)  означает: «Всевмещающее, всеохватное единство самосознающего, познающего  Я» – это основополагающая сущность. От неё идет Кант в своей метафизике.   «Конечное Я», обладающее сознанием  –  абсолютная и непререкаемая реальность,первичная по отношению ко всем  исследуемым философским категориям, т.к. эти категории сформулированы им же, а не спущены откуда-то сверху.   Очевидны и естественны здесь не просто соприкосновения, но сплетение с беспредельным реализмом  «Вещи Самой по Себе», сущностью, не выражаемой определениями, кроме оставленных в её имени. Никаких характеристик не может быть в неё «вложено», тем более  понятия меры. Именно поэтому «конечное самосознающее Я» по праву «родственности» надеется на условность приложенной к себе  меры «конечное» и, даже, может быть, её исключение. Кант, впервые показал, если не доказал,абсолютную мощь субъекта, способного подняться выше им же осознанных ограничений и конструктивно мыслить о трансцендентном (немысленном и немыслимым).


Как физик Кант вводит в метафизику  «действующую,определяющую  силу» – «векторную» характеристику одухотворенной личности: моральный принцип. Этот принцип распределяет и согласует события жизни с конечной предсказуемой, желаемой формой финала. Здесь явное влияние Третьего Закона (постулата) Ньютона, который определяет однозначную связь цепочки явлений – событий и предсказуемый однозначный результат (финал). И этот результат определен исходным направлением первоначального толчка. Кант в совершенстве знал механику Ньютона, он преподавал её.     (Мыслитель 20 – 21 века Ричард Рорти  называет Канта «посредником между Евангелием и Ньютоном»). 

Кант не утверждает принципиальную непознаваемость «вещи самой по себе» (это говорят  поверхностные толкователи Канта). Философ считает бессмысленной постановку такого вопроса.«Вещь в себе», естественно, не может содержать оценочные чувственные категории разума человека: «красное», «горькое»,«большое», «близкое», «точное», «равное», «раньше –  позже»… Как только прилагаются  усилия изучения «вещи»,  неизбежно происходит  ее интерпретация  исследователем под свою сенсорную и интеллектуальную самость,  результат – уже  не «вещь», но аналитический продукт постижения собственного бытья. При этом трансцендентный характер связанности с ней отрицаться не может,  как и трансцендентность сознания с его вневременностью и внепротяженностью.  Те,кто ставит вопрос о возможности познании  «вещи», напоминают архитектора, знающего как спроектировать бетонный фундамент и  стены здания, и   полагающего,что этим познана сущность цистерны с цементом, присланной для строительства.

Феномен Канта, еще и в том, если это не главное в его учении, что  пресечена детская фанаберия  необузданной претензии  разума на абсолютное постижение внеположной окончательной единственной истины. Он наградил культуру ответственного мышления, наблюдаемую прежде всего в точных «математизированных» формах, познанием –  предельно комплементарным гордости свободного,раскрепощенно думающего, хотя речь идет о границах его свободы. Ограничение разума не умаляет величия «атомарной», и в то же время включенной в единство всеобщности  «единства и единственности Я». (Боровская дополнительность: беспредельность познающего и пределы познания). Это награда рыцарского благородства  – способность постичь и без сожаления признать пределы своих возможностей. Так что же дано нам постичь? Ну, во-первых, факт некой трансцендентной сущности, привлекающей наше внимание и непоправимо убеждающей в её родственности нашему сознанию(со-знанию!). Во-вторых, «состояние» сознательного существования в процессе обретения ментального продукта – знания. Это не мысли и идеи (без которых не обойтись) – это оправданное опытом существование, снятие чувства неопределенности (позитивность объ-яснения, про-яснения, ясности). Знания всегда объективны. Наука, их включающая, всегда объективна и отражает истину существования мыслящего и использующего знания (науку) для поддержания и повышения качества жизни,большего удовлетворения ею. Знания (наука) разведения и поддержания огня улучшило  условие существования на десятки тысяч лет (тепло, свет, пища). Знание (наука) изготовления и обжига глины резко на тысячелетия улучшило жизнь, облегчив   запись и фиксацию  событий, в частности, научных.  

Представление о плоском неподвижном диске Земли под  звездным куполом – строго научная, подтверждаемая экспериментально,   гипотеза. Существенно,  здесь, как и в любой науке, концепция объяснения и предсказания (предвидения) строится на согласовании и связи только наблюдаемых явлений (явленного), т. е того, что доступно   (воспринимается спецификой чувств). На этом строится фундамент науки и, соответственно, знание и познание. Если взять науку Коперника, Фарадея или Планка, то она сущностно та же, что и при вавилонских жрецах:  изучение и объяснение  явленного нашему чувству и сознательному взору. Знания – всегда правда, всегда постижение, но не Мира «в собственном «истинном» виде».   Изучается и постигается только то, что  характеризуется как чувственные явления –события,  выстраиваемые  на  уникально метрическом свойстве самосознания – времени.  То, на чём «нанизано» наше бытьё. Именно время «впутывает» нас в неотвязные раздумья о началах и концах, с бессмысленностью оксиморона: как может «нечто» обрываться и граничить (!) с «ничто», ибо невообразима граница между чем-то и ничем. И если нечто, как наше сознательное бытьё, факт, то надо считать, вслед за Кантом, утешением  то, что не удастся помыслить  границу шагом в бездонную пропасть.  

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.2
Ответов: 10


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 17/10/2014
Д.А., спасибо за статью!


[ Ответить на это ]


Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 19/10/2014
Понятие – инструмент понимания,но не само понимаемое или предмет понимания, об этом часто забывают 
---------------------------------------

Точно подмечено!


[ Ответить на это ]


Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 21/10/2014
Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!


[ Ответить на это ]


Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 22/10/2014


[ Ответить на это ]


Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 28/10/2014
Спасибо за статью, реально поржал


[
Ответить на это ]


Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 30/10/2014
Ой да! Еще раз спасибо за статью, еще раз поржал


[
Ответить на это ]


Re: Снова Кант (Всего: 0)
от Гость на 31/10/2014
Анализ сайта показывает, что Тайцу, как минимум, 75 лет. Что ж, это самое время для таких статей. Надо популяризовать науку. Спасибо в этом


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru