[18/09/2014] Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике
|
В.Н.Половинкин, Заслуж. деятель науки РФ, д.т.н., проф. |
|
А.Б.Фомичев, к.т.н.,
доцент |
Основой
индустриальной мощи экономики любой страны по праву является машиностроение. В тоже
время экспорт сырьевых ресурсов как стратегическая установка и базовый вариант
развития национальной экономики оказывает на машиностроительную отрасль
катастрофическое воздействие, способствует её ускоренной деградации и уничтожению.
Мы должны исходить из того, что стабильного экономического роста Россия сможет
достичь только после восстановления обрабатывающей промышленности, ядром
которой является машиностроение.
Машиностроение, как системообразующая отрасль современной
экономики, определяющая уровень научного, технологического, производственного и
кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, а также
устойчивого функционирования всех отраслей промышленности, является главным
плацдармом подъема экономики России и придания ей инновационного характера.
Опережающее развитие машиностроения,
осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и
технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного
развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и
производительности общественного труда и роста благосостояния населения. Однако
в настоящее время практически все отечественное производство, по сути,
переживает период стагнации. Более того, в стране практически нет разработанной
и четко выраженной государственной промышленной политики, отсутствие которой не
позволяет в полной мере задействовать основные инструменты и механизмы
инновационного развития.
Следует также признать, что первичной и главной
причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся
на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразования
и опережающего развития отечественного машиностроения.
Вместе с тем, авторы более чем уверены, что в
России имеются все необходимые условия для опережающего развития
машиностроения. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база,
развитая коммуникационная сеть, все ещё имеемый достаточный научный,
интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, появляется
ясное понимание ситуации со стороны руководства государства и политическая воля
к ее изменению в лучшую сторону. По крайней мере, об этом свидетельствуют
многочисленные выступления и, в первую очередь, главы нашего государства. Сегодня
нам просто жизненно необходима переориентация отечественного машиностроения на
интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения
комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в
технологической, технической, законодательной, нормативно-правовой,
финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных областях.
К сожалению, для всех важнейших отраслей современного
отечественного машиностроения характерна общая болезнь – постепенное скатывание
на так называемое «отверточное производство». Можно выделить две основные
причины такой болезни: проблема нашей глобальной зависимости от импорта не
только основных комплектующих элементов, но и изделий в целом, а также проблема
контрафакции используемых в реальном производстве комплектующих.
Импортозависимость и
импортозамещение
Остановимся более подробно на проблеме
импортозависимости и импортозамещения – важнейшей проблеме отечественной
экономики. Реальной экономики в проводимой в нашей стране программе импортозамещения
пока мало, а вот политики много.
Из наиболее критичных отраслей, нуждающихся и
имеющих перспективы к импрозамещению в РФ, можно отнести в первую очередь
следующие:
-
медицинская промышленность и фармацевтика (с долей импорта 70–80%),
-
тяжелое машиностроение (60–80%),
-
станкостроение (свыше 90%),
-
радиоэлектроника (80–90%),
-
легкая промышленность (70–90%).
За
рубежом мы закупаем 80-85% всего аналитического исследовательского оборудования.
Из-за
рубежа в страну поставляются, в основном, машины и оборудование (53,3% в
структуре импорта), продовольственные товары и сырье для их производства
(13,9%), продукция химической промышленности (14,6%).
В сельском хозяйстве следует выделить три вида
продуктов, импорт которых превышает 10% используемых ресурсов – фрукты (более
48%), мясо и сыр жирный (более 55%), масло растительное, вино виноградное,
сахар (более 30%), молоко (почти 13%).
Особенно высока доля импорта по шелковым тканям (около 90%) и по трикотажным
изделиям (94%). Стабильно высокая доля импорта по швейным изделиям (85%), чулочно-носочным
изделиям (60%) и обуви (76%). Сильная зависимость от импорта наблюдается по
химическим волокнам и нитям – около 50%, полипропилену и полистиролу – более 30%, что ставит под
сомнение отечественное развитие перспективных полимерных композиционных
материалов.
Импорт большинства продуктов металлургического
производства не превышает 10%, исключение составляют трубы стальные (14,3%) и
проволока стальная (11%).
При такой ситуации импортозамещение только
положит начало борьбе с импортозависимостью современной России. В долгосрочной
перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций,
стимулирования инвестиций и создания новых инновационных производств.
Авторы подчеркивают, что проблема импортозамещения,
особенно для отечественного оборонно-промышленного комплекса, имеет достаточно
давнюю историю. Соответствующие программы разрабатывались практически во всех
оборонных отраслях и в ряде из них были реализованы. Примером может являться
космическая отрасль и производство стратегического ракетного оружия. Однако положительного
решения проблемы импортозамещения в условиях современного крайне
неудовлетворительного состояния отечественной промышленно-технологической базы
достичь было невозможно. Ряд специалистов безапелляционно заявляют, что для
первоочередного подъема уровня отечественной промышленно-технологической базы в
стране в настоящее время нет соответствующих средств, однако при этом только
открытые источники информации свидетельствуют о ежегодном хищении даже при
выполнении государственных заказов на суммы превышающие триллион рублей. Такой
суммы вполне достаточно для старта и первого этапа глубокой модернизации
промышленно-технологической базы и формировании новой экономики.
Авторы уверены, что в нашей стране неповоротливость
системы управления народным хозяйством, в том числе и стимулирования политики импортозамещения,
сводит на нет любые положительные устремления в данной области. Сегодня
проблема импортозамещения стала особенно актуальной в связи с событиями на
Украине и, что самое главное, с учетом международной политической реакции на
данные события в виде различных санкций.
Импортозамещение всегда представляло и сегодня представляет
собой известный тип экономической стратегии и промышленной политики любого государства,
направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых
промышленных товаров товарами национального производства. При этом результатом продуманной
политики импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной
продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства,
повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов
продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Ключевым в данном вопросе является именно выпуск
продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом основными критериями
процесса импортозамещения являются экономическая, социальная и стратегическая
целесообразность, а также проблема обеспечения устойчивости внешнеторгового сальдо.
Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо является вопросом стабильности
ресурсного обеспечения отечественной экономики, а значит, и важнейшим вопросом
экономической безопасности.
Стратегия импортозамещения предполагает
постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и
высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и
технологий, а также соответствующей профессиональной подготовки и образования широких
слоев населения. В данном вопросе одного политического решения, даже решения Президента
государства, крайне недостаточно.
Сама по себе стратегия импортозамещения должна опираться
на развитие всего производства, повышение качества производимого товара,
технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Особенно это актуально
для страны, чей уровень производственных отраслей отстает от уровня государств,
с которыми она взаимодействует. Это положение для нашего государства особенно
актуально. Технологическое отставание РФ от ведущих мировых экономик по отдельным
направлениям и технологиям составляет многие десятки лет.
Устойчивое экономическое
развитие государства
Устойчивое экономическое развитие государства
возможно, в первую очередь, лишь в случае существенного увеличения уровня
промышленного самообеспечения, то есть увеличения объемов выпуска собственной продукции
внутри страны на свой внутренний рынок. Ставка на самообеспеченность является также
следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике,
настороженным отношением к иностранному капиталу и, что самое главное,
проводимой в отношении нашей страны политики тотальных экономических санкций и
ограничений, которые в первую очередь касаются инновационных технологий и
инновационной продукции.
При этом следует учитывать, что при реализации
импортозамещения основным источником средств для придания экономике
первоначально импульса роста на достаточно длительную перспективу останутся
доходы экспортного сектора. Для нас это в первую очередь сырьевой экспорт. В то
же время создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть
ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в
этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет возрастать.
Нужно также четко представлять, что
импортозамещение - это не более чем простая стратегия догоняющего, которая
должна не просто привести к становлению определенного производства, а к
развитию этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Только
развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой
рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного
производителя не должна приводить к застою в промышленности, поскольку
ограничение конкуренции со стороны импортных производителей, может снизить
желание организации заниматься развитием инноваций, повышением
конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости
компании от государственных субсидий. Нужно понимать, что невозможно только
копировать необходимые производства, нужно также развивать и собственные
технологии.
Говоря о стратегии импортозамещения, необходимо четко
понимать, что это явно выраженная форма «неопротекционизма», которая в своей
основе противоречит принципам свободной международной торговли. Протекционизм
как необходимая сегодня мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, в то же время
может привести к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая
неэффективно, будут получать прибыль, пользуясь монопольным положением и
взвинчивая цены. Уже сегодня мы наблюдаем этот факт. Более того, политика
импортозамещения обоснованно может привести к росту коррупции, поскольку это
государственная программа, которая претворяется в жизнь путем субсидирования
определенных направлений производства. В этих условиях уместно говорить о мерах
ответственности, которая в современной России полностью отсутствует.
В настоящее время динамично изменяющаяся
национальная экономика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим
элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели –
выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Сегодня импортозамещение,
как важнейший фактор достижения сбалансированного развития экономики РФ, по
праву и обоснованно является приоритетом политики управления государством.
Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в
стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать
отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать
совершенствованию отечественного инженерного образования.
Именно импортозамещение, которое позволит в
значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций, должно
стать центральным элементом промышленной политики государства. Главная задача
состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность отечественной
промышленности и, прежде всего, высокотехнологичного машиностроения. Попытки
государства создать условия для появления собственных производств в высокотехнологичной
сфере не дискредитируют иностранных производителей, а защищают национальную
экономику.
Политика
импортозамещения и экспортной ориентации
Определенная работа в решении данной проблемы уже
проделана, однако ожидаемых результатов она пока не принесла. Специалистам ещё
предстоит выяснить, что мешает борьбе с необоснованным импортом в нашей стране,
как стимулировать импортозамещение, каким образом нарастить экспорт и выйти на
положительный внешнеторговый баланс. Часто от профессиональных экономистов
можно услышать утверждение о том, что в стране уже успешно проводится политика
импортозамещения и экспортной ориентации. Возможно ли одновременное проведение
политики импортозамещения и экспортной ориентации? И что означает политика
импортозамещения, а что – политика экспортной ориентации? Как показывает
анализ, одновременное сочетание этих двух политик не представляется возможным.
Задача заключается в выборе наиболее оптимальной политики с учетом складывающей
ситуации. Сегодня конкурс на проведение НИОКР, по сути, единственный
действующий финансовый стимул для российских разработчиков оригинальных изделий.
Но можно ли субсидирование разработки считать мерой импортозамещения, если нет
гарантий того, что продукт дойдет до рынка? Скорее всего, нельзя.
По нашему мнению, основными целями политики
импортозамещения являются:
· обеспечение национальной и государственной безопасности
РФ;
· достижение
технологической независимости в критических областях;
· содействие формированию
положительного сальдо торгового баланса страны;
· выращивание национальных
лидеров для завоевания глобального рынка.
Для
решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех
факторов и особенностей страны. Выполненный анализ свидетельствует, что активизация
процессов импортозамещения в РФ способна в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 15-20 % роста промышленного
производства.
Номенклатура импортной
продукции
С учетом сложившейся политической ситуации российским
правительством должен быть вынесен запрет на доступ в страну ряда иностранных
товаров, особенно товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.
Исключение составляют случаи, когда «производство таких товаров отсутствует на
территории России или не соответствует требованиям госзаказчиков».
Выпуск качественной конкурентоспособной
продукции, снижение импортоемкости производства и объемов некритического
импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ.
Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но обратить серьезное
внимание на импортозамещение стоит. Здесь есть варианты – либо самостоятельно
организовывать новые производства, либо привлекать инвесторов. В современных
условиях любая попытка замещать весь импорт – это утопия, особенно в условиях вхождения
нашего государства в ВТО. При этом проблема импортозамещения не должна решаться
в ущерб качеству. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная
национальная программа постепенного, адресного научно обоснованного
импортозамещения.
Реализовываться эта программа должна по трем
направлениям. Первое направление должна охватывать импортные товары, аналоги
которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо
ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы
увеличить выпуск импортозамещающей продукции.
Второе направление охватывает импортные товары,
которые в стране не производятся, в то же время выпуск которых можно и нужно освоить.
На этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих
производств.
Наконец, третье направление включает изделия и
товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически
невыгодно или невозможно в силу объективных, например, технологических причин.
Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и
главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров
и осуществить поиск поставщиков такой продукции, лояльно относящихся к нашей
стране.
Сбалансированность
отечественной экономики
В конечном счете, главным критерием устойчивого развития
отечественной экономики является её сбалансированность по экспорту, импорту и
внутреннему производству и потреблению. Если доля импорта какого-либо
стратегически или социально важного товара во внутреннем потреблении превышает
20-25%, то возникает угроза для национальной и экономической безопасности
(например, продовольственной или оборонной). Аналогично это касается и перекоса
в сторону чрезмерного развития экспорта. Очевидно, что в случае глубокого
мирового финансово-экономического кризиса, различного рода форс-мажорных
обстоятельств, более устойчивой является сбалансированная экономика, в которой
как экспорт, так и импорт стратегически важной продукции не превышают четверти
от национального производства. На данном принципе и следует строить решение
проблемы импортозамещения.
Сегодня наша страна импортозависима даже в
стратегических оборонных отраслях. Так, отечественное приборостроение использует
более 70% импортной продукции. В перечень поставляемой в Россию элементной базы
включено около 6000 позиций. Из них выпуск более 1200 позиций отечественная
промышленность даже в отдаленной перспективе освоить не может.
Об исключительно сложной ситуации, в плане
реализации политики импортозамещения, наглядно демонстрируют структуры экспорта
и импорта в страны дальнего зарубежья (рис.1-4).
Рис.1 Российский экспорт в страны
дальнего зарубежья в январе–июне 2013
г.
Рис.2 Российский импорт из стран дальнего зарубежья в январе-июне 2013 г.
Рис.3 Российский экспорт в страны дальнего зарубежья в январе-августе 2013 г. по таможенной стоимости, тыс. руб.
Рис.4
Распределение импорта важнейших российских товаров из
стран дальнего зарубежья по таможенной стоимости (в январе-августе 2013 г) тыс. долл.
Аналогичная
ситуация имеет место и во взаимоотношениях РФ со странами СНГ (рис.5,6).
Рис.5 Товарная структура экспорта РФ
в страны СНГ
Рис.6 товарная структура импорта РФ
из стран СНГ
Импорт технологий
Не меньшие проблемы в позитивном развитии
отечественной экономики вызывает масштабно практикуемое необоснованное
приобретение многими предприятиями РФ не достаточно современных технологий.
Многие зарубежные технологии и производства, осваиваемые отечественными
предприятиями, далеко не всегда отвечают мировому уровню развития и перспективным
тенденциям и, как правило, представляют собой продукцию, завершающую свой
жизненный цикл на мировом рынке. По оценкам независимых экспертов доля таких
сделок достигает 60% и более. Зарубежные компании, скорее всего, не будут
инвестировать в дальнейшую модернизацию принадлежащих им в России сборочных
производств, и переходить на выпуск продукции, отвечающей перспективным мировым
тенденциям. Более надёжными в этом отношении являются совместные предприятия,
позволяющие встраиваться в мировые инновационные производственно-технологические
цепочки. Такой подход позволяет отечественному производству овладевать
передовыми западными технологиями и продвигать на мировой рынок приоритетные
отечественные технологии и конкурентоспособную продукцию.
Основными препятствиями для развития экспорта, а
также решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных
машиностроительных предприятий, по мнению экспертов, являются:
-
отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство
экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом,
носит нескоординированный характер и, следовательно, малоэффективно;
-
слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности
доступа к её получению;
-
неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за
рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т.д.);
-
сложности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер государственной
политики кредитования реального сектора экономики России;
-
отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у
большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне
чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенных процедур, трудностей
с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных
импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.);
-
недостаточное стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности,
недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав
при экспорте продукции;
-
перспективными для российского экспорта товаров и услуг по-прежнему остаются, в
основном, рынки развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с
благоприятным для России политическим климатом;
-
нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на
подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения специализированного
образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный
процесс).
Рекомендации по господдержке
отечественного машиностроения
Для
успешного решения проблем развития экспорта, устранения импортозависимости и повышения
конкурентоспособности конкретных отраслей отечественного машиностроения можно
предложить следующие рекомендации по их государственной поддержке:
-
разработка федеральной целевой программы развития экспорта, импортозамещения и
повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учётом
скоординированных региональных программ формирования кластеров на базе свободных
мощностей и высоких технологий предприятий, например, ОПК, с приданием ей
приоритетного статуса, включающей соответствующие отраслевые подпрограммы, при
координирующей роли ГК «Ростехнологии», под эгидой Минпромторга РФ;
- формирование
централизованной государственной организации (агентства) по содействию
продвижения экспортной продукции предприятий с широким спектром услуг
(информационная поддержка, лицензирование экспорта, оформление разрешительных и
таможенных документов, сертификация продукции
по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров,
связь с торгпредствами и т. д. вплоть до полного пакета профессиональных
посреднических услуг (по принципу «единого окна»);
- введение
тарифных и нетарифных ограничений для импорта машин и оборудования - аналогов
производимого на отечественных предприятиях. Обязать подконтрольные государству
предприятия покупать импортозамещающую продукцию отечественного производства;
- приведение
российских технических стандартов в отношении
экспортной и импортозамещающей
продукции в соответствие с международными стандартами (ISO, API и др.), обеспечить их международное
признание;
-
повышение престижа работы научных, инженерных работников, рабочих специальностей;
восстановление и развитие системы специализированной
подготовки кадров (по заказам предприятий).
Без такой координации будущее импортозамещения
остается туманным. Известен и иной рецепт решения проблемы импортозамещения. Он общеизвестен и, называется
"протекционизм" рынков сбыта:
-
создать защищенный от импорта рынок сбыта;
-
развить на нем совершенную промышленность;
-
начать конкурировать с другими странами на внешних рынках сбыта.
Все эти и другие мероприятия должны быть
внедрены в ближайшее время. Это связано с тем, что, по заявлению премьер-министра
РФ Д. Медведева на встрече с представителями инновационных территориальных
кластеров, страна «слишком подсела на импортную иголку». Так, более 90%
лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств бюджетов разных уровней,
импортируется, а это означает, что бюджетные инвестиции в систему
здравоохранения не поддерживают национальную экономику. Не менее удручающее
положение практически во всех областях отечественного машиностроения. В случае
войны, международной изоляции или иной форс-мажорной ситуации Россия практически
не в состоянии сегодня обеспечить себя необходимыми стратегическими изделиями.
На базе импортозамещения надо создавать
производство отечественных оригинальных, патентозащищенных продуктов и изделий
– как собственных, разработанных российскими компаниями, так и приобретенных по
лицензии у зарубежных разработчиков.
Микроэлектронная
компонентная база, новые материалы и станкостроение
Особое
внимание следует уделить проблеме отсутствия в стране производства современного
оборудования для создания компонентов в радиоэлектронной промышленности. Например,
директор ЦАГИ им. Жуковского Б. Алешин отмечал: «можно сколько угодно и что
угодно говорить об импортозамещении, но в российской промышленности есть
уязвимые места: микроэлектронная компонентная база, новые материалы и
станкостроение. Используя зарубежную компонентную базу, мы теряем контроль над
ситуацией». Главные ИТ-конструкторы крупных предприятий российской оборонки на
первом заседании своего совета усилили данную проблему, отметив, что это «напрямую
связано с обеспечением кибербезопасности и цифрового суверенитета России».
Главный вывод Совета: специалисты против
тотального импортозамещения и считают его необходимым только в стратегически
важных отраслях экономики. Об этом же говорил в свое время и В.В. Путин: «Не
считаю, что импортозамещение - это самоцель».
Ежегодный импорт электроники только для
космической промышленности составляет два миллиарда долларов, и это чипы,
критически важные для работоспособности спутников. Не менее важной проблемой
использования импортных комплектующих в аэрокосмической и военной
промышленности является то, что данные комплектующие, как правило, не
предназначены для работы в специфических условиях (а являются обычным
ширпотребом, предназначенным для утюгов и холодильников). Такая ситуация
сложилась в девяностые годы и в значительной степени сохраняется и сегодня. Поэтому
сроки активного функционирования российских спутников серьезно отстают от
американских или европейских. Например, высокоэффективный американский бортовой
компьютер RAD750 (установленный на марсоходе «Curiosity») в Россию не продавали
никогда, а своих аналогов в России до последнего времени не было.
Импорт в стратегически
важных отраслях
Именно в стратегически важных отраслях отечественной
экономики в первую очередь и процветает импорт. Удивительная беспечность
руководства отечественной промышленности. Эксперты считают, что в
неповоротливости системы стимулирования импортозамещения во многом виноват
Минпромторг.
В 2008
г. Минпромторг РФ подготовил перечень используемых в
производстве вооружения изделий и материалов, подлежащих скорейшему
импортозамещению. Вице-премьер РФ С. Иванов на выездном заседании
Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ (ВПК) в Санкт-Петербурге
тогда заявил: «в настоящее время необходимо окончательно снять проблемы
импортозамещения, по крайней мере, по ключевым комплектующим изделиям и
материалам, необходимым для производства и ремонта вооружения и военной техники».
Он также добавил, что это, в первую очередь, касается импорта с Украины, где
производят многие комплектующие для российской техники.
Курс на лекарственное импортозамещение в России
был взят в 2009 г.
с принятием Минпромторгом Стратегии «Фарма 2020», а позднее и соответствующей ФЦП.
Однако, несмотря на важность проблемы, процесс импортозамещения в стране до сих
пор идет по пути замены наименее технологичной продукции и импортных продуктов
питания. В этих условиях приоритетными задачами внешне ориентированной импортозамещающей
стратегии структурных сдвигов в России могут являться:
-
развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая, деревообрабатывающая),
сельского хозяйства и сферы услуг (в том числе деловых);
-
гармоничная конверсия ВПК при одновременном наращивании экспорта вооружений;
-
стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в противовес экспорту
сырья и природных ресурсов;
-
создание временных преференций для продукции отечественного производства в
рамках госзакупок;
-
валютное и другое необходимое регулирование с точки зрения перераспределения
экспортной выручки для инвестирования внешне ориентированных импортозамещающих
структурных сдвигов, в первую очередь в сторону увеличения доли высоких
технологий, финансирования НИОКР, сферы образования и всего того, что определяет
будущее постиндустриальное развитие России.
Важно учитывать, что внешне ориентированная
импортозамещающая стратегия структурных сдвигов, вытесняющих с национального
рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить
не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление
российской экономики на пути движения к постиндустриальному обществу.
Риски и плюсы импортозамещения
Решая
данную проблему, нельзя забывать и о рисках импортозамещения, среди которых
можно выделить:
-
снижение конкурентоспособности, особенно ИТ-индустрии за счет устранения
конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;
-
снижение эффективности экономики страны в целом в случае, если решения национальных
производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов;
-
увеличение нагрузки на бюджет.
В то же время, поэтапно развивающееся и научно
обоснованное импортозамещение уже в ближайшей перспективе может обеспечить:
-
рост занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня
жизни;
-
повышение уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования;
-
укрепление экономической и военной безопасности страны;
-
рост спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует
развитие
экономики страны, расширение производственных мощностей;
-
сохранение валютной выручки внутри страны и, как следствие, рост валютных резервов
и улучшение торгового баланса страны.
На рис.7 показаны потенциальные дополнительные
налоговые отчисления в разных отраслях при реализации программы
импортозамещения.
Рис.7. Потенциальные
дополнительные налоговые отчисления
Обсуждая проблему импортозамещения, необходимо
понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью от
импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех
отраслях. Существующие ограничения по имеющимся ресурсам или технологиям делает
это невозможным. Также нецелесообразно заменять определенный набор
высококачественных и технологичных импортных товаров при недостаточной
развитости или отсутствии национальных технологий и производств. Важнее выбрать
в качестве поставщиков такой продукции альтернативные страны, с которыми у нас сложились добрососедские
отношения. Стремление начать производство какого-либо товара на своей
территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще
большей зависимости от импорта - компания начинает закупать еще больше сырья
для производства более широкого ассортимента продукции, необходимого для
создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли окажется дешевле
и конкурентоспособнее импортного. Таким образом, рассуждая об импортозамещении,
нужно, скорее всего, ориентироваться на те отрасли, где страна уже имеет
отраслевое преимущество, либо может его получить.
Именно на подобных преимуществах основывается
международное разделение труда. Оно предполагает специализацию на производстве
отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического
прогресса, и в результате - углубление процесса интеграции в мировую экономику,
и на этой базе повышение уровня жизни населения. В случае, если развитие данной
отрасли не дает экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, от
этого лучше отказаться. Причем, выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться
несколькими наиболее значимыми отраслями.
Таким образом, основной характеристикой политики
импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и
дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на создании
благоприятной среды для роста национальной промышленности. Другими словами,
проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных
стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для
развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их
конкурентоспособности на внутреннем рынке. Деятельность по снижению
импортоемкости продукции для современной России является важной и актуальной,
так как отсутствие решения данной проблемы приведет к тому, что при экономическом
росте страны наши макроэкономические проблемы будут только усложняться.
Одна из задач импортозамещения - снижение
косвенного импорта, импортоемкости ВВП и экспорта. В свою очередь, внешне ориентированная
импортозамещающая стратегия экономической политики, вытесняющая с национального
рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна
обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление
российской экономики на пути движения к постиндустриальному обществу. Основным
направлением импортозамещения промышленности РФ должна стать организация
производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую
добавленную стоимость.
|