proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[08/04/2014]     По ком звонит ЕСПБ

Владимир Долгих, журналист, Северск

О состоянии транспортного сообщения между Томском и Северском сказано немало. Актуальность вопроса повышается сегодня, как минимум, вследствие нескольких факторов. В первую очередь, это беспрецедентное увеличение пассажиропотока между городами. По словам мэра Северска Григория Шамина ежедневно 17 тысяч северчан ездят на работу и учебу в Томск, более 2,5 тысячи томичей - в Северск. Во-вторых, не затихающая дискуссия о создании областной агломерации требует более глубокого изучения и транспортных проблем. И не только изучения, но и последующей существенной корректировки. При условии реальности агломерационных процессов, а не разворовывания бюджетных средств под громкий аккомпанемент СМИ об очередном шаге в новую жизнь.


Делиться надо

Многочисленные преобразования, расцветшие пышным цветом на территории ЗАТО в последние годы, заставляют северчан всё чаще обращать свой взор к областному центру. В первую очередь, в поисках работы. Большинство из них пользуются транспортом общественным. К сожалению, властям так до конца и не удалось снять все нарекания по организации пассажиропотоков. Если срывы рейсов постепенно уходят в прошлое, то добиться современного уровня комфорта перевозок пока никак не получается. Всё те же до боли привычные ПАЗики, набитые под завязку в «часы пик» пассажирами. Холод в салонах зимой, духота и пыль - летом, ненавязчивая «вежливость» водителей, плохое состояние дорог, заторы и пробки стали вот уже привычными, хотя и не самыми приятными спутниками пассажиров.

Особая тема – перевозки льготных категорий граждан. Их в общем потоке едущих из Томска в Северск и обратно далеко не одна тысяча. И именно здесь власти и перевозчики частенько не могут найти общий язык. Хотя, казалось бы, в чём проблема? Задача власти – определить круг лиц, которых следует наделить льготами, порядок их использования  и не забыть оплатить предпринимателю выпадающие доходы.

Задача перевозчика – в рамках установленного порядка предоставить качественную услугу. И при этом не делить пассажиров на «просто обилеченных» и «едущих по ЕСПБ». Но, к сожалению, даже столь простое уравнение власть  решить почему-то не в состоянии. Проблема возникла еще во времёна, когда частный бизнес начал вытеснять не поспевающий в ногу со временем муниципальный транспорт с улиц и дорог области. Именно тогда и сложилось твёрдое мнение, что «ставить автобус на маршрут» дело и очень доходное, и мало поддающееся контролю государственных фискалов. Доказательствами, что положение дел здесь именно такое, впрочем, никто себя не утруждал. Но слово прозвучало и ему поверили. В том числе и власть. Помните тогдашнего губернатора Виктора Кресса, источающего праведный гнев против лиходеев-маршрутников? Чего только он тогда не обещал общественности: и чиновников-контролёров работы лишить, и прилюдно назвать истинных владельцев автобусов и ещё много чего грозного и решительного. Однако времена шли, а слова оставались словами. Разве что чуток повисшими в воздухе.

Известна позиция Виктора Кресса и по льготникам. Покоилась она, образно говоря, на двух китах – монетезации и адресности. Потому ещё в теперь уже далёком 2005 году так и порешили – льготник получает на руки установленную сумму (сегодня она 200 рублей) и сам решает, на что её потратить. Либо проесть-прожить, либо пустить на бесплатный автобусный проезд. Если выбор пал на второй вариант, то путь его пролегал в ближайшее почтовое отделение. Там наш заслуженный ветеран и покупал, согласно предоставленному Департаментом социальной защиты области списку, специальный талон установленной формы. Назывался он Единый социальный проездной билет. Или в просторечии ЕСПБ. Предъявляя его непосредственно в автобусе кондуктору или водителю, гражданин мог ездить целый месяц без всяких ограничений. Хоть тебе по Северску, хоть в Томск. Потом шёл за новым. Вырученные же от продаж деньги  почтовики переправляли в областную администрацию. Она-то и возвращала их перевозчикам. Иных значимых средств в этой цепочке не существовало. В том числе и бюджетных.

Слабая рука помощи

Вскоре, правда, и власть осознала бесперспективность опоры исключительно на собственные силы. А ведь, действительно, странно. Деревне хлеб растить помогаем, промышленность поддерживаем, а транспорт, который во веки веков был дотационным, оставляем один на один со всем ворохом проблем перевёрнутой экономики. И бюджетный краник начал приоткрываться. Пусть не намного, а всего – то на малое деление, совсем невидимое со стороны.

Процесс особенно интенсивно пошел при новом руководстве областным транспортным хозяйством. Не слишком волевого и решительного Игоря Шатурного на посту вице-губернатора области сменил бывший топ-менеджер из «Росатома» и «Сибура» Леонид Резников. Вскоре существенно обновился и профильный департамент  областной администрации. И по структуре, и по персоналиям.

Как известно, процесс расставания с деньгами для человека редко бывает легким. Не стал он таковым и для областного чиновничества.  Одних только методик, предполагавших справедливое, по их мнению, распределение  вырученных средств, написано за последние годы, не две и даже не три. Единственное, что всегда оставалось неизменным, так это принцип частичности. Полностью выпадающие доходы перевозчикам  компенсировать желающих не наблюдалось. Так и писали в нормативно-правовых актах – «возмещение части затрат». Почему именно части, неведомо. Возможно, из-за  укоренившегося мнения, что маршрутный бизнес довольно прибыльный – а значит, не грех и поделиться. Но это, не больше чем домыслы автора. Однако высокие договаривающиеся стороны данную формулировку  не оспаривали. То ли от глубокого осознания, что ругаться с властью – себе дороже, то ли действительно, дохода хватало всем. Договоры подписывались, льготники ездили, худо-бедно жили. А чего ещё нужно для полного счастья?

Довольно редкие нарушения сложившегося статус-кво погоду не делали. Они происходили, в основном, когда шли вверх цены на топливо,  и рассматривались как рычаг давления на власть в вопросе повышения тарифа на проезд. И тогда на ветровых стёклах автобусов появлялись либо отпечатанные на принтере, либо написанные от руки объявления о недействительности ЕСПБ.

Дальнейшие события развивались по одному и тому же сценарию – после взаимных обвинений и нахождения небольших компромиссов пожимались руки, и таблички со стёкол исчезали. Чтобы через некоторое время появиться вновь. Ведь основной вопрос компенсации так и не решался. Она по-прежнему не покрывала затрат перевозчика, а порядок её распределения между ними было похожим на что угодно, только не на гласность и справедливость.

Последняя подобная акция прошла летом минувшего года. В итоге  вместе со стоимостью самого единого билета возросла и сумма бюджетной поддержки перевозчиков. Судите сами: если бюджет 2012 года предполагал выделение около 32 млн рублей, то в 2014 году  счёт идет уже на 55 миллионов. Не отставали и северчане. Только в бюджете города на 2014 год в разделе «Возмещение затрат МК ПТП ЗАТО Северск, осуществляющему перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам» красуется почти 37 млн рублей. И только одному предприятию!

Если добавить к этому и изрядно подправленные нормативно-правовые акты, регулирующие распределение областной субсидии вместе с накопленными средствами от реализации ЕСПБ, то напрашивался один вывод. Власть сделала реальные шаги по цивилизованному выстраиванию отношений с маршрутным бизнесом.

Компьютер мой – враг мой

Но поводов для всеобщей радости оказалось всё-таки маловато. Возьмём, к примеру, процесс определения субсидии. Довольно замысловатые формулы  расчёта, в которых разбираться лучше профессионалу вкупе с листами «инструкций-положений» моментально теряют свой смысл, если использованы неверные  исходные данные. А других и не будет. Потому как предоставляют часть из них  исключительно заинтересованные перевозчики. Проверить, насколько полученная областным чиновником «цифирь» соответствует действительности, весьма сложно, будь то  количество рейсов или перевезённых льготников.

Гордиев узел противоречий могла бы разрубить компьютеризация учёта пассажиров непосредственно в автобусах. Как это делается, к примеру, в соседнем Новосибирске. Там всё просто – билет льготнику  выдаётся только после фиксации его транспортной карты считывающим устройством, которое находится у каждого кондуктора. И все споры о количестве перевезённых пассажиров и совершённых рейсов тут же уходят на второй план.  

Ещё пару лет СМИ пестрели комментариями чиновников самого разного ранга о преимуществах именно этой системы и их намерении её внедрить. Если не завтра, то хотя бы через месяц-другой. Определённые надежды связывали с нынешним и. о. главы администрации Северска Николаем Диденко, занимавшим раннее должность одного из заместителей мэра Новосибирска и отвечающим там за работу транспорта. В Северске даже провели эксперимент с участием нескольких автобусов тамошнего транспортного казённого предприятия. Воспряли и предприниматели, которым также изрядно надоели интриги при распределении бюджетных субсидий. Но времена шли, а пассажиров по-прежнему встречали либо кондуктор с привычными билетами в руках, либо водитель, ухитряющийся собирать плату за проезд за считанные минуты остановки. Ни у тех, ни у других чудес электронной техники в руках не наблюдалось.

Причина столь громкой конфузии областных властей нашлась опять же на дорогах Новосибирска. Внедрение электронного учёта  там, как и всякое нововведение, шло отнюдь не как по маслу. А по пути более знакомому - через тернии. Однажды, подсчитав соотношение количества поездок в месяц и суммы компенсации, тамошние предприниматели узрели явный перекос в сторону поездок, за которые никто не платит. Эта нагрузка, в условиях безудержного роста цен на то же горючее и необходимости при этом ещё как-то развиваться, оказалась непосильной. Так «инновационная область» и вошла в историю, добровольно отказавшись проникающей во все жизненные сферы компьютеризации.

Впрочем, был и ещё один выход – повысить тариф до такой величины, чтобы за счёт всех пассажиров льготники не пострадали. На столь непопулярную меру власти также не решились. Тогда-то и появились намерения ограничить число месячных поездок  для обладателей льготных билетов. Теперь настал черёд возмущаться ветеранам. Но властям в столице Сибири после небольших компромиссов всё же удалось настоять на своём. Не думаю, что в Томской области среди чиновников найдется много желающих проходить через «новосибирское чистилище». Следовательно, не лучше ли так опрометчиво начатый эксперимент с электронным учётом пассажиропотока задвинуть в самый тёмный угол? Что и было сделано.

Но экономику, как известно, не обманешь. Возможно, по этой причине власти так ненастойчиво требуют с перевозчиков довольно банальные вещи, будь то соблюдение графика движения, замена автобусного парка и даже чистота в салоне. На нет, как говорится,  и спроса нет. В накладе же остаются обычные пассажиры. Хоть тебе с ЕСПБ с неограниченным количеством поездок в месяц, хоть без оного. Так что «звонит ЕСПБ» по каждому из нас. Ведь принимающие решения чиновники пользуются несколько другим видом транспорта.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Социальная политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Социальная политика:
Цена российского атомщика

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru