Сегодня решается стратегический вопрос создания серийной технологии строительства АЭС ТОИ. Казалось бы, для строительства отечественных АЭС, предусмотренных долгосрочной программой, естественно насаждать отечественное строительное оборудование, а если его сегодня не существует, то создать вновь. И, таким образом, вместе с эксплуатационной технологией АЭС создать строительный комплекс конкурентноспособного товарного продукта (АЭС), в том числе, и на международном энергетическом рынке.
В проекте АЭС ТОИ на стадии «П» в разделе ПОС представлены три грузоподъёмных механизма для трёх основных схем механизации (черт. ТО-РО60102-ВАА 0001).
Проект,
как бы, предоставляет генподрядчику самостоятельный выбор. Какая из рассматриваемых схем наиболее эффективна - не указано, потому что технико-экономического обоснования нет. А поскольку генподрядчик и генпроектировщик представлены в одном лице, и стоимость работ определяется по их внутренним сметам, и это лицо владеет исключительным правом на всю деятельность по созданию атомных станций и на бумаге, и в «натуре», и «внутри» этой структуры, очевидно,
как-то и решается этот вопрос.
Сейчас, пока нет официального технико-экономического сравнения трёх вариантов строительства. Но, сравнивая технические данные основных грузоподъёмных механизмов, заложенных в проекте, можно с полной уверенностью утверждать, что вариант с применением козловых кранов отечественного производства самый выигрышный. Да, но для этого козловые краны нужно изготавливать! Но импортные краны тоже не лежат на складе, их тоже нужно изготавливать и снабжать ими всё количество планируемых российских и зарубежных АЭС. Конечно, брать чужие готовые модели и приспосабливать их к собственному объекту проще и легче, если они идеально подходят. А если эти модели предназначены для других целей, то вспоминается история с евровилкой и нашей розеткой или классическая «смесь французского с нижегородским».
И, что самое удивительное — это то, что игнорируется готовая отработанная «Балаковская модель» со стройной поточно-скоростной технологией строительства АЭС с ВВЭР-1000 и с уникальным по своей конструкции и по своему целевому назначению козловым краном. Эта технология сегодня, как никакая другая, применима к строительству АЭС ТОИ, так как это такой же проект с ВВЭР-1000 с моноблочной компоновкой.
В случае использования балаковского опыта с корректировкой применительно к АЭС ТОИ и увеличением коэффициента блочности за счёт централизованного изготовления укрупнённых транспортных блоков в заводских условиях продолжительность строительства каждого энергоблока будет составлять — 40 месяцев.
Целью настоящей статьи является необходимость призвать высоких руководителей в своих геополитических амбициях снизойти до обсуждения объективных технических решений, затем на их основе построить единую идеологию строительства АЭС, подчинить себя этой идеологии и руководствоваться ею в дальнейшей деятельности.
Приложение:
1. Расчёт продолжительности строительства энергоблока
2. Директивный график строительства АЭС ТОИ.
Приложение 1
Расчёт продолжительности строительства
Расчёт продолжительности строительства энергоблока мощностью 1000 кВт произведён в соответствии со СНиП 1.04.03-85* по разделу «Энергетика» табл.1 п. 7, норма продолжительности – 84 мес. В том числе, подготовительный период – 24 месяца, основной период – 60 месяцев, монтаж оборудования и трубопроводов – 33 месяца.
При этом применены следующие коэффициенты для случая изготовления строительных армоблоков на централизованном атомостроительном комбинате:
Коэффициент комплектно-блочного метода строительства и совмещённого монтажа – для оборудования – 0,72; для строительной части – 0,67.
Таким образом, продолжительность основного периода составляет 60х0,67=40 месяцев; в том числе совмещённый монтаж оборудования и трубопроводов – 33х0,72=24 месяца.
Приложение 2.
Директивный график строительства АЭС ТОИ