proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/12/2013]     Энергоэффективность – самый дешевый источник энергии в России

Потенциальные ресурсы повышения энергоэффективности в нашей стране позволяют высвободить огромное количество энергии, которая удовлетворить нужды целого ряда потребителей. В конце 1980 гг., на заре «перестройки», широко обсуждалась проблема выбора пути развития экономики, народного хозяйства страны. Переход с экстенсивного на интенсивный путь развития подразумевал более эффективное использование ресурсов – сырьевых, энергетических, кадровых, научных и пр. «Ускорение научно-технического прогресса, интенсификация производства — путь к будущему». Так сформулировал XXVII съезд партии концепцию социально-экономического развития страны.


В Ленинграде начала действовать территориально-отраслевая программа «Интенсификация-90», многие положения из которой актуальны и сегодня, а зачастую используются сегодняшними реформаторами как собственное ноу-хау для модернизации российской экономики. Но пока единственной сферой, которой коснулась интенсификация, стало наращивание производства всех типов отходов – бытовых, промышленных, тепловых, шумовых, радиоактивных и т.д. «Одноразовая цивилизация», втянувшая в рыночный оборот и Россию, всячески наращивая потенциал потребления, ускоряет производство мусора и отходов, воздействие которых на экосистему планеты близко к насыщению. Стремясь к уровню потребления и комфортности проживания развитых стран, россияне будут наращивать потребление электроэнергии, которое пока в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах.

Для обеспечения растущих потребностей населения и поднимающейся с коленей отечественной промышленности потребуются дополнительные мегаватты, которые можно получить двумя путями – вводя в строй новые энергетические мощности либо повышая энергоэффектиность и энергосбережение действующих объектов.

Согласно Государственной программе энергосбережения (ЭС) и повышения энергетической эффективности (ЭЭ), ожидаемая экономия электроэнергии за 10 лет составит 630 тераватт×ч, или 63 тераватт×ч в год, что превосходит плановую выработку за этот же период таких крупнейших АЭС, как Ленинградская или Курская (каждая по 28 тераватт×ч в год). В отличие от ввода новых мощностей, реализация мероприятий по ЭЭ и ЭС не порождает новых радиоактивных, тепловых, промышленных и др. отходов, вредных выбросов в окружающую среду. И в финансовом плане более приемлема для новой экономики России.

Обсуждению проблемы реализации программы энергоэффективности и энергосбережения была посвящена конференция, организованная Институтом региональной прессы (Санкт-Петербург), приуроченная к Международному дню энергосбережения - 11 ноября.

Об информационной кампании «Энергоэффективность» Российского социально-экологического союза рассказала её координатор О.Н. Сенова:

По данным Международного энергетического агентства, энергия, сэкономленная за счет проведения мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению, обходится вчетверо дешевле, чем энергия, полученная за счет ввода новых энергетических мощностей. К тому же она более безопасна для природы и людей, позволяет снизить загрязняющие выбросы в атмосферу и выбросы парниковых газов, приводящие к изменению климата.

На сегодняшний день энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах, и это сдерживает экономический рост нашей страны. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников углеводородного сырья, требует повышения эффективности использования всех видов энергоресурсов.

В 2009 г. был принят Федеральный Закон об энергосбережении № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С 2010 г. осуществляется Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В марте 2013 г. Правительством РФ была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы, которая должна обеспечить не менее 13,5 % снижения энергоемкости ВВП. За счет структурных изменений в экономике предполагается снизить энергоемкость ещё на 26,5% ВВП.

Планируемые в рамках госпрограммы меры должны дать к 2020 г. экономию первичной энергии 1124 млн т у. т.; природного газа 330 млрд куб. м; электроэнергии 630 млрд кВтхч; тепловой энергии 1550 млн Гкал; нефтепродуктов 17 млн т. Ожидаемая годовая экономия электроэнергии (63 млрд кВтхч) превышает ежегодную суммарную выработку таких крупнейших российских АЭС, какЛенинградская или Курская АЭС - каждая по 28 млрд кВтхч в год или крупнейшей российской ТЭЦ - Сургутской ГРЭС (до 39 млрд кВтхчас в год).

Повышение энергоэффективности позволит высвободить энергию для промышленных и социальных нужд и избавит от необходимости сооружения новых дорогостоящих тепловых и атомных станций, или ГЭС, нарушающих экологию и жизнь коренного населения. Только одна модернизация освещения сбережет в России 57 тераватт*час.

Существуют простые способы, позволяющие сберегать энергию без ущерба для комфорта людей. Эффективное и экономное использование энергии в домах, офисах, производственных помещениях за счет снижения теплопотерь, использования энергосберегающего освещения, экономичного электрооборудования, учета и регулирования энергоресурсов, энергосберегающей практики поведения требует включения всего населения в реализацию этой программы.

Пока же ясно, что Госпрограмма отстает от плановых показателей. Для ее ускорения необходимо принятие государственных решений, обеспечивающих выполнение программы и движение вперед. Предсказуемость правил игры, детальная проработка законодательства, поддержка энергосервисных компаний, введение экологических техстандартов, приоритетное кредитование «зеленых» проектов могут ускорить достижение заданных параметров программы.

Задачей Госпрограммы 2010 г. было 13,5%-ное снижения энергоёмкости ВВП (в варианте 2013 г. - 40% ВВП, где остальные 26,5 % достигаются за счет структурных изменений в экономике) и экономию 1124,16 млн т у. т. за 10 лет (к 2020 г.)

Российский социально-экологический союз, объединяющий более 200 организаций по всей России, с 2012 г.  проводит информационную кампанию по энергосбережению. ЭЭ и ЭС на сегодняшнем этапе являются приоритетными задачами для государства. Основной акцент кампании «Энергоэффективность» направлен на работу с населением, с образовательными учреждениями. На рис.1 представлена диаграмма, из которой видно, что этот сектор охватывает и бюджетную сферу (10,31%), ЖКХ (8,7%) и теплоснабжение в коммунальной инфраструктуре (16,8%).


Рис.1 Показатели экономии условного топлива в различных сферах народного хозяйства за 10 лет согласно Госпрограмме 2010-2020 гг.

На рис.2. показана структура потенциала энергосбережения в мегаполисах на примере Москвы.

Рис.2 Структура потенциала энергосбережения в мегаполисах (Москва)[1 - Е. Гашо,   Центр энергетической модернизации]

За счет перераспределения тепловой нагрузки (8%), энергосбережения в источниках и при транспортировке энергии (10%) можно сэкономить почти пятую часть потребляемой в настоящее время энергии. Но наибольшую экономию - 34% может обеспечить конечный потребитель. Почти треть экономии энергоресурсов (29%) можно получить за счет пропаганды энергосбережения среди энергопотребителей и энергопроизводителей, что по финансовым затратам значительно дешевле строительства и ввода новых мощностей.

Несмотря на северное местоположение страны население России, по сравнению с другими странами, потребляет не так много энергии - - 825 кВт*ч/чел в год (рис.3). Севернее 55-й параллели находятся 9 городов с населением более миллиона человек и 7 крупных городов с населением более 500 тыс. человек. На широте, которую большинство стран сочли бы едва пригодной для проживания, находится Санкт-Петербург самый северный город мира с населением  5 млн. Понятно, что в будущем население будет наращивать энергопотребление, стремясь к повышению комфортности проживания. Важно, чтобы это происходило по энергоэффективному пути, а не сопровождалось пропорциональным наращиванием энергопотребления.


Рис.3 Удельное потребление электроэнергии населением, кВт*ч/чел в год

В Москве была проведена оценка прогнозов динамики энергосбережения в зависимости от различных стратегий (рис.4), что позволило сравнить существующее энергопотребление (при использовании природного газа для отопления), и возможные варианты в будущем. Кривые 1, 2, 3 – отражают энергопотребление в случае принятия мер в производстве и при транспортировке энергии, кривая 4 демонстрирует сокращение энергопотребления населением. То есть у потребителя один из самых больших потенциалов энергосбережения. И это очень важно, так как касается каждого из нас. Личное отношение к энергосбережению влияет на энергобезопасность всей страны.


Рис.4 Прогнозные стратегии энергосбережения в Москве [1]

До сих пор в госпрограмму не вошел такой ресурс энергосбережения как проведение капремонта зданий с использованием всех видов энергоэффективности (т.н. пассивные дома). Теплопотребление зданий после капремонта в зависимости от применяемых технологий и устанавливаемого домового оборудования может различаться в разы – от 60 кВт*ч/м2 до почти 300 кВт*ч/м2.

В Санкт-Петербурге действует Региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Санкт-Петербурга, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга (27.07.2010 № 930), имеющая 7 подпрограмм:

1.ЭЭ и ЭС при производстве и передаче электроэнергии;

2.ЭЭ и ЭС в системах коммунальной инфраструктуры по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению и системе наружного освещения;

3.ЭЭ и ЭС в бюджетном секторе;

4.ЭЭ и ЭС в жилищном фонде;

5.ЭЭ на транспорте;

6.использование вторичных энергоресурсов и ВИЭ;

7.пропаганда энергосбережения.

В ходе реализации программы предполагается осуществить 100%-ный учет потребляемой тепло- и электроэнергии, воды и газа.

Целевых показателей по возобновляемым источникам энергии в программе нет. Для этого требуется проведение дополнительных исследований.

К 2015 г. предполагается получить не менее 3725 тыс. т у. т. годовой экономии первичной энергии,  и к 2020 г. -  8680 тыс. т у. т., что эквивалентно 0,3 млрд кВт*час/г к 2015 г.;  0,7 млрд кВт*час./г к 2020 г.

Для сравнения Северо-Западная ТЭЦ произвела 4,7 млрд кВт/ч в 2012,  5,7 млрд кВт/ч в 2011 г.

В бюджетной сфере годовая экономия первичных энергоресурсов (ПЭР) к 2015 г. должна составить 129,4 тыс. т у. т.;

к 2020 году - 264,8 тыс. т у. т., суммарная экономия ПЭР в период 2010-2015 гг. - 524 тыс. т у. т.,  за период 2010-2020 гг. - 1331 тыс. т у. т.

Заявленные показатели могут дать довольно существенную экономию. Но это не так много, если сравнить с производством электроэнергии той же Северо-Западной ТЭЦ. Пока Петербург не ставит перед собой задачу сэкономить объемы энергии, сравнимые с производством одной ТЭЦ. Хотя по предварительным оценкам, потенциал экономии гораздо больший.

В рамках Госпрограммы ожидаемая экономия электроэнергии - 630 тераВатт*час за 10 лет, то есть 63 тераВатт*час в год. Это сравнимо с выработкой энергии Ленинградской или Курской АЭС (по 28 тераВатт*час в год), а также крупнейшей российской ТЭЦ на ископаемом топливе – Сургутской ТЭЦ (39 тераВатт*час в год). Заявленные объемы экономии энергии сравнимы с источниками энергии.

Если говорить об образовательных учреждениях, в частности о школах, ресурс энергосбережения в этом секторе далеко не выбран. Программа энергосбережение в школах предполагает:

1.обязательный энергоаудит (2010 г.);
2.разработку плана повышения энергоэффективности;
3.снижение энергопотребления на 15 %  за 2010-2015 гг.
4.деятельность энергоменеджера в школьной администрации.

Но, как правило, коллективы школ не информированы и не вовлечены в реализацию комплексных мер по энергосбережению, с учетом вклада каждого. Вся деятельность по ЭС сводится к замене лампочек на энергосберегающие. Не задействованы финансовые механизмы – экономия в результате ЭС не остается в школе. Хотя даже самые простые меры могут дать до 30 % экономии энергии.

Госпрограмма ЭЭ и ЭС  – это лишь первый шаг в правильном направлении. Пока она учитывает не все механизмы экономии энергии. Государственные инструменты, которые должны были бы мотивировать бизнес, не эффективны.

У потребителя отсутствует мотивация энергосбережения. Информирование о необходимости ЭЭ и ЭС  на всех уровнях проводится формально, по малым целевым группам. Не полностью задействован высокий потенциал НКО в реализации мер по энергосбережению и энергоэффективности.


Одним из наиболее значимых потенциалов энергосбережения обладает жилищный сектор. Директор Центра трансграничного сотрудничества Э.В. Подгайский рассказал о  проекте повышения осведомленности в области энергоэффективности среди участников строительного сектора России, Белоруссии и Украины:

Основная часть советского жилищного фонда была построена в 1960-1980 гг. Главной задачей на тот момент было обеспечение людей дешевым жильём. Об энергосбережении и стоимости энергоресурсов, которые в Советском Союзе  были дешевыми, никто тогда не думал. Теперь с этим  жилищным наследием необходимо что-то делать. Государственная программа ЭС и ЭЭ оценивает потенциал модернизации жилищного фонда в  29%.

Главная проблема в данной сфере не техническая. С изменением структуры собственности жильцам стало очень сложно договариваться между собой. Во многих домах имеются и частные, и муниципальные, и ведомственные квартиры. Реализация энергоэффективных мер на уровне квартиры вполне допустима - приобретение энергосберегающих приборов, установка энергоэффективного оборудования, замена традиционных окон стеклопакетами и т.д. Но при изменении какой-то одной составляющей, нарушаютя созданные при строительстве системы. Так, установка стеклопакетов приводит к нарушению вентиляции всей системы. Может увеличиваться влажность в помещениях, появляться плесень.

Одной из предпосылок высокой энергоэффективности здания является обеспечение надёжной герметичности всей конструкции, то есть отсутствие любого нежела­тельного притока и оттока воздуха. Герметичность предотвращает сквозняки, защи­щает конструкции от влаги, сводит к минимуму потери энергии. В дополнение к герметичности конструкций нужно обеспечить правильно спланиро­ванный обмен воздуха: вручную, при открытии окон или с помощью автоматической системы вентиляции воздуха. Наиболее эффективные вентиляционные си­стемы обеспечивают возврат (рекуперацию) тепла из отработанного воздуха.
 
Как правило, энергоэффективные меры готовы внедрять люди, имеющие для этого средства, но комплексный подход при этом отсутствует. Прецедентов понимание того, что для повышения энергоэффективности здания требуется коллективное решение всех жильцов, очень мало. Мы работаем с населением, распространяя информацию о том, как важен именно комплексный подход к проблеме энергоэффективности. Одной заменой лампочек в подъездах на энергоэффективные, мало чего можно добиться.

В настоящее время в Колпино и на Индустриальном пр. 11 немецкие эксперты проводят энергоаудит двух зданий (137 серии)  с целью выработки соответствующих рекомендаций по ЭЭ и ЭС. Наша задача – подготовить жителей к энергоэффективной санации зданий и помочь им договориться между собой. Высокий уровень энергоэффективности зданий необ­ходим для того, чтобы обеспечить устойчивость жилищ­ного сектора и эффективное использование энергети­ческих ресурсов. Арендаторы и владельцы энергоэф­фективного жилья будут иметь преимущества за счёт низкого потребления энергии, а, следовательно, низких затрат при комфортных условиях проживания. Но лучший результат может быть обеспечен только через целостный подход к модернизации здания, по­скольку каждый отдельный элемент - от фундамента до крыши - имеет важное значение. Все технические компоненты здания взаимосвязаны: замена или модернизация любого из них оказывает влияние на другие компоненты. Недостатки кон­структивных элементов часто отражаются на энергоэф­фективности здания, что влияет на потребление энергии в течение периода эксплуатации здания до капитального ремонта (30-50 лет). Устранить конструктивные недостатки и повы­сить энергоэффективность можно, сделав ремонт здания, но это требует дополнительных затрат. Степень и масштабы мероприятий по санации (реконструкции) определяются с учетом пожеланий и платёжеспособности владельцев квартир. В многоквартирном здании лучшие результаты по энергоэффективности могут быть достигнуты при санации всего здания, а не отдельных квартир.

Повышение энергоэффективности требует коллективного решения не только на уровне жильцов одного дома, но и в мировом масштабе. Наша планета слишком маленькая, а антропогенное давление на экосистему, приближаясь к максимуму, порождает изменение климата и условий жизни всех её обитателей. Задача энергосбережения выходит на международный уровень. Проект Программы развития Организация Объединенных Наций (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) "Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России" является частью Комплексной программы «Повышение энергоэффективности в Российской Федерации», осуществляемой совместно ПРООН, ГЭФ, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) при участии ключевых федеральных отраслевых ведомств и региональных органов власти.

О ходе реализации этого проекта рассказал менеджер проекта Г.В. Маркин (ГЭФ).

Проект «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» нацелен на создание на областном и местном уровнях правовых механизмов, обеспечивающих повышение энергоэффективности зданий. В планы проекта входит также укрепление образовательного потенциала и создание ноу-хау для архитекторов, проектировщиков и студентов, а также демонстрация энергоэффективных решений и управленческих моделей местного уровня.

Несмотря на то, что полномочия по управлению домами законодательством переданы собственникам жилья, по факту большая ответственность за управлением ситуацией в сфере ЖКХ лежит на органах власти и местного самоуправления. Существующая модель не дает им возможность контролировать объем и качество представленных услуг, а также и получать достоверные данные о выгодах и эффективности энергосберегающих мероприятиях. Для создания стимулов к инвестированию в ЭЭ и ЭС, необходимы технические системы для управления и контроля энергосберегающих мероприятий. Информационная система муниципальных образований (МО) должна обеспечивать возможность отслеживания и оценки экономической эффективности энергосберегающих проектов,  предоставлять информацию конечным потребителям и инвесторам. Основанной целью проекта является использование местного потенциала и демонстрация реализуемых на местном уровне решений для повышения ЭЭ в сфере строительства и эксплуатационного содержания зданий в трех северо-западных областях России: Псковской, Вологодской и Архангельской. Работа ведется в трех направлениях:

1) Создание благоприятных условий и правовых механизмов, обеспечивающих повышение ЭЭ зданий, на областном и местном уровнях, что будет способствовать созданию стимулов к инвестированию в энергоэффективность и снижению энергопотребления на уровне конечного пользователя;

2) Наращивание образовательного потенциала и создание ноу-хау для архитекторов, проектировщиков и студентов. Создание механизмов распространения новых технологий в проектировании и строительстве энергоэффективных зданий и жилых комплексов. В рамках проекта предусматривается: разработка программ для профессионального образования и подготовки специалистов по ЭЭ в строительстве и обслуживании зданий; включение разделов по энергоэффективности в учебные планы областных университетов и техникумов; создание межрегиональной сети центров профессионального обучения.

3) Демонстрация энергоэффективных решений и управленческих моделей местного уровня, обеспечивающих высокую ЭЭ.

Повышение энергоэффективности — это всегда решение комплекса проблем. Без какого-либо из элементов система энергосбережения работать не будет. Установка приборов учета должна вести за собой реализацию мероприятий по экономии ресурсов, генерация ресурсов — электроэнергии, тепла, также должна быть эффективной.

Для развитие региональной нормативной базы в области ЭЭ; создания энергоэффективных муниципалитетов и эффективной модели управления ЭЭ в рамках муниципальных образований в Островском и Невельском районах  был проведен анализ действующей модели обеспечения услугами ЖКХ:

- собраны данные о параметрах и нормах потребления тепловой энергии;

- представлена существующая модель распределения и потребления тепловой энергии, потребляемых ресурсов, носителей и стоимости услуг;

- определена структура потребителей энергии, а также объектов потерь тепловой энергии и их влияние на расход энергии при действии различных внешних факторов.

Для формирование энергоэффективных муниципалитетов создана информационная электронная площадка для сбора информации о расходе энергоресурсов жилыми и нежилыми объектами,  что позволяет наладить эффективное энергоуправление, предоставить актуальные данные для глав муниципальных образований по текущему энергопотреблению. В дальнейшем планируется разработка нормативов энергопотребления муниципальных образований.

Второе направление проекта – создание модели профессиональной подготовки кадров в сфере ЭЭ и ЭС при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и систем жизнеобеспечения – предполагает разработку обучающих модулей в области энергоэффективности, развитие потенциала вузов Северо-Запада в области ЭЭ; проведение исследований и создание ноу-хау в области ЭЭ. Эта часть проекта реализуется на базе Вологодского государственного технического университета. В младших классах Вологодского лицея опробована программа модуля «Как беречь электроэнергию в доме». После проведения занятий по этой программе дети стали обучать своих родителей сбережению ресурсов в быту и на работе. Родители при этом отметили, что дети становятся взрослее и серьезнее, принимая участие в решении важных «взрослых» проблем.

Массовая подготовка специалистов в области энергоэффективности и повышение компетентности в этих вопросах всего населения, начиная с детского возраста, станут главным результатом реализации проекта на территории Вологодской области.

В рамках третьего компонента планируется реализация двух проектов по новому жилищному строительству (из бюджетных средств) на стадиях проектирования и закупки соответствующего оборудования (Вологодская обл.). По предварительным данным уже получена экономия  около 35% энергоресурсов.

В Архангельской обл. реализуется проект реновациитиповых жилых домов. Планируется создание жилищного проектного бюро, которое будет применять новые перспективные направления энергосбережения. Поставлена задача создания единой базы данных по уровню энергопотребления в регионе.

Результаты работы по этому проекту будет использованы для разработки оптимизационной модели поддержки принятия управленческих решений в  сфере ЖКХ МО. Они играют также важную роль при формировании энергосберегающей модели поведения общества, обеспечивая потребителей энергии достоверной информацией об энергосберегающих решениях и издержках, связанных с потерями энергоресурсов при их передаче и потреблении. Разработанные региональные методические документы носят пока рекомендательный характер при внедрении мероприятий ЭС при новом строительстве. Мы работаем с администрациями в части выработки требований к новому строительству, финансируемому за государственный счет. Впоследствии надеемся, что эти требования будут восприняты частными организациями, работающими на территории данных областей, строительными организациями, работающими на территории региона, будут содействовать формированию «запросов» инвесторов для реализации ЭЭ проектов.

В Санкт-Петербурге, где в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, наработана достаточно солидная нормативная база, по инициативе НП «Городское объединение домовладельцев» реализуется проект «Энергоэффективный квартал», о котором рассказал председатель  Совета НП «Городское объединение домовладельцев» Н.В. Питиримов.

Партнерство было создано в 1999 г.распоряжением губернатора Санкт-Петербурга. Учредителями выступили: городские и районные объединения собственников жилья, Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности, стало инициатором проекта.

Нормативно-правовая база Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на сегодняшний день представлена следующими документами:

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 №13 «О капитальном ремонте многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 июня 2012 года);

- Закон Санкт-Петербурга от 02.06.2010 № 334-86  «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 № 930  «О региональной программе Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2010 №75-рп  «Об утверждении  Плана мероприятий по реализации на территории Санкт-Петербурга Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 № 405 «Об утверждении Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

Население Санкт-Петербурга является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов. В общей структуре баланса потребления на него приходится 40%, на промышленность – 33%. И самый высокий потенциал энергосбережения - 45% имеет население Петербурга (рис.5). 


Рис. 5. Потенциал энергосбережения Санкт-Петербурга 

 Социально-экономическая эффективность проекта «Энергоэффективный квартал» определяется последствиями его реализации для общественной системы, включая затраты и результаты в смежных областях: снижение государственных субсидий в ЖКХ, снижение затрат населения за фактически потребленные ресурсы, повышение уровня комфортности проживания в жилых домах. Результатом реализации проекта станут типовые организационные, финансовые и технические решения повышения энергоэффективности типового панельного жилого дома с опорой  на многолетний опыт эксплуатации многоквартирных домов.

 Определены следующие целевые индикаторы проекта:

- снижение общего уровня потребления энергоресурсов в квартале до 50 % к базовому уровню;

- расчетное сокращение выбросов СО2 к 2015 г. до 65% от уровня 2009 г.;

- 100% удовлетворение обоснованных потребностей населения и объектов социальной сферы квартала в энергетических ресурсах;

- снижение расходов городского бюджета в части оплаты энергоресурсов до 50 % к базовому уровню;

- снижение расходов населения на оплату энергетических ресурсов до 50 % к базовому уровню;

- увеличение доли инвестиций в энергосбережение на территории квартала с 5 % до 75 % от общей стоимости затрат на капитальный ремонт и модернизацию зданий, на инфраструктуру демонстрационной зоны.

Границы кварталов формируются в Колпинском и Красногвардейском районах (на территории МО «Пороховые»), 2011 г. В 2012 г. приступили к формированию границы квартала в Приморском районе (на территории МО «Коломяги»).

Выбранные типовые жилые здания имеют следующие формы собственности: частная собственность на квартиры, общедолевая - в объединениях собственников жилья, городская собственность на объекты социальной сферы. По решению уполномоченного органа государственного власти малообеспеченным гражданам и многодетным семьям о выделяется материальная помощь для участия в финансировании энергосберегающих мероприятий.

Были подготовлены информационные материалы по проекту для проведения собраний объединений собственников жилья и собственников квартир; формируется адресная программа  сбережения электроэнергии  в местах общего пользования за счет модернизации системы общедомового освещения с применением датчиков присутствия, энергосберегающих ламп; лоббируется включение пилотных объектов в адресную программу капитального ремонта Санкт-Петербурга с привлечение средств Фонда реформирования ЖКХ для финансирования энергосберегающих мероприятий.  В 2011-2012 гг. проведен экспресс-энергоаудит 4-х пилотных объектов:   3 объекта в Красногрвадейском районе,  1 - в Колпинском районе. По результатам проведения энергосберегающих мероприятий выдается энергетический паспорт объекта.     

Для оптимизации расходов энергетических ресурсов в квартирах, в зданиях и в квартале производится:

- 100% замена приборов учета электрической энергии на многотарифные приборы учета в квартирах и в домах;

- установка квартирных приборов учета на каждом отопительном приборе и общедомового счетчика тепла на отопление;

- регулирование расходов энергетических и иных видов ресурсов в квартирах и зданиях, их диспетчеризация;

- внедрение общедомовых систем погодного регулирования;

- модернизация системы теплоснабжения системы водоснабжения зданий;

- утепление ограждающих конструкций здания, его технических помещений (чердаков и подвалов).

Модернизация систем электроснабжения зданий и квартала предполагает проведение следующих мероприятий:

- компенсацию реактивной мощности с установкой устройств в трансформаторных подстанциях и зданиях;

- реконструкцию и модернизацию лифтового хозяйства;

- создание дистанционного управления энергопотреблением в квартале, включая единого диспетчерского центра в квартале.

За счет энергосберегающей реконструкции зданий предполагается достичь сбережения тепловой энергии:

- 24%-28% при утеплении фасада здания с выполнение современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;

- 23% - 26% при замене дверных и оконных заполнений и устройстве наружных тамбуров с применением современных энергосберегающих технологий, остекление лоджий и балконов;

- 4%-5%  при утеплении перекрытий верхнего этажа. 

Для экономического стимулирования энергосбережения при создании и в процессе эксплуатации энергоэффективного квартала предусмотрены:

- государственное субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и международных финансовых организаций;

- создание гарантийного фонда для предоставления кредитным учреждениям обеспечения кредитов на реализацию проектов энергосберегающей реконструкции зданий.

- освобождение от налогообложения имущества в части оборудования, приобретаемого по договорам финансового лизинга для реализации проектов энергосберегающей реконструкции зданий.

Для пропаганды ЭС среди населения и обучения ЭЭ потребителей  создаются внутриквартальные информационно-консультационные и обучающие центры, формируется практический курс для управляющих домами по применению современных технических решений  в области ЭЭ и ЭС.

Жилищный фонд Санкт-Петербурга составляет 22000 многоквартирных домов, 1737000 квартир жилой площадью 101432,13 тыс. м2. Потенциал ЭС и повышения ЭЭ в жилищной сфере огромен. Ежегодный экономический эффект от снижения затрат на отопление после энергоэффективной реконструкции составит порядка 4 млрд евро в год.


P.S. В свете снижения прогнозных темпов роста ВВП России на ближайшие несколько лет, когда сливки наследия планового советского прошлого уже съедены, а новые - рыночные так и не образовались, пора задуматься о более рачительном использовании того, что имеем. Начать жить по средствам, умерив претензии на европейские стандарты потребления. Тем более что там давно уже научились экономить.


Подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Экономика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Экономика:
Создание ядерного щита Отечества

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.28
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Энергоэффективность – самый дешевый источник энергии в России (Всего: 0)
от Гость на 11/12/2013
"Теплопотребление зданий после капремонта в зависимости от применяемых технологий и устанавливаемого домового оборудования может различаться в разы – от 60 кВт*ч/м2 до почти 300 кВт*ч/м2."
Это верно! Теплопотребление МОЖЕТ сократиться если, например, не обогревать трубопроводами городские территории, чердаки (порождая сосульки) и т.п., а использовать локальные газовые теплоцентры  ( в отдельных домах или кварталах). Во многих случаях для подачи газа в такие центры было бы достаточно пропускной способности имеющихся газопроводов, но и прокладка новых газопроводов несравненно дешевле и эффективнее заметы теплотрасс.
Ничего этого, однако, не делается.
Догадайтесь - почему.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru