proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/12/2013]     Все новое - это хорошо забытое старое

"Мы исходим из того, что за рубежом должны получать не менее 2 блоков в год", — заявил 3 декабря на форуме «Атомэкс» Сергей Кириенко. Говоря о стройках в России, он напомнил,  что помимо уже действующих строительных площадок, начались подготовительные работы на Курской АЭС-2, где будет построена первая на территории России станция с энергоблоком ВВЭР-ТОИ. Не отказывается Росатом и от своих планов сократить сроки сооружения энергоблоков с водо-водяными ректорами до 48 месяцев. В этой связи уместно вспомнить о передовом опыте строительства АЭС, к сожалению, по разным причинам не нашедшем широкого применения. И обратиться к специалисту - ветерану энергетического строительства Виктору Васильевичу Биктимирову.


На Балаковской АЭС в свое время был внедрен в строительное  производство в качестве основного грузоподъёмного механизма козловой кран. Тогда эта технология позволила сократить продолжительность строительства энергоблока на 12 месяцев. Быть может в сегодняшней ситуации, учитывая состояние строительной отрасли Росатома, это один из немногих эффективных способов спасения программы строительства АЭС  как в России, так и за рубежом.

По мнению В.В.Биктимирова, с небольшой корректировкой данный способ с  успехом может быть применён и внедрён на строительстве обсуждаемой в настоящее время АЭС ТОИ. Он уверен, что главным шагом в  решении целого комплекса вопросов в создании отечественной технологии строительства АЭС является отказ от применения дорогостоящих,  сложнейших по конструкции и неэффективных  импортных кранов и создание в России собственного производства козловых кранов целевого  назначения — строительство  атомных станций.

В.Биктимиров: Я, как инженер, сформировался в п/я Министерства среднего машиностроения на строительстве промышленных объектов и жилья. Затем «подковался» на Всесоюзных стройках Министерства Э и Э СССР, а чувство патриотизма и ответственности присуще моему поколению. Поэтому, наблюдая за темпами строительства за последние несколько лет, я пришёл к выводу, что причиной отставания является отсутствие внятной и понятной  стройной технологии строительства и кадров, которые способны оптимизировать прежние достижения. А поскольку такая технология существует и убедительно доказала свою жизнеспособность на показательной строительной площадке Балаковской АЭС, то её просто необходимо использовать с привязкой к обсуждаемому сегодня серийному проекту АЭС ТОИ.

Я возлагаю большие надежды на широкое обсуждение моего предложения в среде квалифицированных специалистов. Дело в том, что на совещаниях по этому вопросу в стенах РОСЭНЕРГОАТОМа, проводимых по инициативе ПКФ РЭА, большинство участников поддерживают основные принципы предлагаемой технологии. Но эти технически грамотные специалисты относятся, если можно так выразиться, к «низшему» и «среднему»  составу, который не может принимать окончательное решение, а дальше этот вопрос «вязнет» в «верхних» слоях.

Proatom.ru: Вы раньше поднимали этот вопрос в соответствующих инстанциях?

В.Биктимиров: Хороший вопрос. Предложения о необходимости внедрения отработанной на первом блоке  Балаковской АЭС были оформлены в 1986 году и направлены для включения в проект «АЭС-88 нового поколения». В 1989 году документ «Предложение по организации сооружения главного корпуса АЭС с реактором ВВЭР-1000» был разослан в 12 адресов, включая все заинтересованные институты, Министерство и Госстрой.

По известным причинам строительство атомных станций было заморожено, стройки законсервированы, кадры рассеялись, «выпали из обоймы», а вновь созданный РОСАТОМ за такой короткий срок был не в состоянии  сформировать у себя сильную строительную отрасль, которая была раньше.

В 2007 году, когда я обратился к В.Асмолову, с его помощью была открыта возможность по НИОКРу выполнить ценную работу «Разработка основных положений по организации  строительства  энергоблоков проекта АЭС-2006 с использованием  козлового крана большой грузоподъёмности», в шести томах.

Эта работа от имени ПКФ, в рамках заключённого с Московским АЭПом договора, была направлена ему в качестве дополнения к Техническому заданию на проектирование АЭС ТОИ. Но реакции на это телодвижение не последовало. АЭП априори отрицает этот способ строительства.

Proatom.ru:  Интересно, как возник этот способ строительства и почему Вы утверждаете, что он опередил своё время?

В.Биктимиров: Ответ на этот вопрос должен убедить читателя в том, что технология, о которой идёт речь, возникла не на пустом месте, не стихийно, не является результатом фантазии одного человека, а является квинтэссенцией интеллектуальной работы нескольких десятков людей, объединённых одной идеей.

Проектирование Балаковской АЭС было поручено Свердловскому институту «ТЕПЛОЭЛЕКТРОПРОЕКТ». Уральские проектировщики в своём проекте предложили возводить главный корпус при помощи козлового крана. В то время это казалось фантастикой! Но, попав  на Волгу к опытным строителям Балаково, за плечами которых была Саратовская ГЭС и ряд крупнейших заводов, эта идея получила реальное воплощение. По решению Министра Э иЭ СССР Непорожнего П.С., который поставил перспективную задачу отработки новой технологии на Балаковской АЭС с дальнейшем тиражированием её на будущие станции. К этой работе с большим энтузиазмом и огромным желанием подключился  целый рядинженеров разных специальностей (Куйбышевский филиал «ОРГЭНЕРГОСТРОЙ», Московский «ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ», Харьковский «ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ», проектная группа «Запорожгидросталь», Запорожский механический завод и др. За 4 года кран был запроектирован, изготовлен и в 1984 году смонтирован на первом блоке Балаковской АЭС.

Благодаря организованным вокруг козлового крана  строительно-монтажным работам на Балаковской АЭС за 6 лет с 1985 по 1990 год удалось ввести в эксплуатацию четыре блока.
Напоминаю, Ростовская АЭС (начало –одновременно с Балаковской) строится до сих пор.

Всего за  время определения эффективности принятого способа строительства выпущен целый ряд  целенаправленных технических документов, доказывающих преимущества технологии с козловым краном:

* Новая технология возведения реакторных отделений с реактором ВВЭР-1000 при помощи козлового крана К2х100(190). «Балаковская модель». Энергомонтажпроект. 1986г.
* Технология строительства АЭС-88 нового поколения с применением козлового крана. Балаково. 1986 г. УС САРАТОВГЭССТРОЙ.
* Предложение по организации сооружения главного корпуса АЭС с реактором ВВЭР-1000, герметичная часть. Балаково. 1989 г.
* Журнал «Энергетическое строительство» №2, 1986 г. Энергоатомиздат. (Полностью посвящён строительству Балаковской АЭС).
* Основные положения ПОСа. Балаковская АЭС. 5 блок. 0360-000-ОП.001. АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ, МОСКВА. 2002г.
* Проект организации строительства Балаковской АЭС. 5 блок. АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ, МОСКВА. 2002г.
* «Разработка основных положений по организации строительства энергоблоков проекта АЭС-2006 с использованием козлового крана большой грузоподъёмности»  в шести томах, ПКФ РЭА, 2009 г.
* Техническое задание на проектирование технологии строительства АЭС ТОИ. 2013г.
Основные документы, соблюдая субординацию, были направлены в различные подразделения РЭА и Росатома, включая Кириенко С.В., но ответа ни от кого не последовало. Вероятно, не нашлось для меня оппонента.

Proatom.ru: Однако, Вы не намерены отступать. Какими же будут Ваши последующие действия?

В.Биктимиров: Планирую дальнейшую  работу по развитию и совершенствованию конкурентоспособного отечественного метода  строительства серийных АЭС. Я ведь всего один из сотни авторов, вложивших свой труд в доброе дело, которым должны воспользоваться потомки. Включая легендарного Министра (именно так, с большой буквы!) Непорожнего Петра Степановича, этих людей можно назвать «пророками в своём Отечестве», которые создали задел, как показало время,  на далёкую перспективу.

Сегодняшнему поколению желаю проявить, в первую очередь, уважение к опыту прежних строителей, конечно же изучить этот опыт и умножить его на благо своей страны. А конкретно, рядом с конкурентоспособным объектом использования атомной энергии создать конкурентоспособную собственную технологию строительства без ориентации на иностранную строительную технику не приспособленную к нашим АЭС.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Сооружение атомных объектов
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Сооружение атомных объектов:
Перейти Рубикон

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.5
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2013
Основные документы, соблюдая субординацию, были направлены в различные подразделения РЭА и Росатома, включая Кириенко С.В., но ответа ни от кого не последовало. Вероятно, не нашлось для меня оппонента.
 
Если бы Вы направили в "различные подразделения Росатома" предложения по откатам, то лавина ответов и восторженных откликов Вас бы накрыла с головой! А так, все что Вы предлагаете лишь резко сократит и откаты и возможности воровать!
Не подЁть, тащить и не пущать!


[ Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2013
Уважаемый коллега, в то время, когда строилась Балаковка, других возможностей кроме применения таких "козловых мамонтов" страна не могла предложить что-то другое. Наверное, если бы такая технология была ОЧЕНЬ прогрессивная, то многие страны (в том числе и Китай) обязательно бы воспользовались такой рацухой. Но китайцы построили по нашему проекту и по нашему графику блок в срок. Применили очень хороший мобильный кран, который решил все задачи сооружения блока. Но вот незадача, такой же блок с участием того же проектного института что-то сильно буксует. Даже те передовые решения, что применяли китайцы, на ЛАЭС-2 практически не использовались. Всё свелось к разворовыванию денег через ОС ППРы и применение необоснованных решений, конструкций и материалов. ОТКАТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО!!! Прав предыдущий комментатор.... Руководители этих проектов (включая все уровни руководства) заботятся только о своем кармане, прикрываясь красивыми словами. Достойный пример забалтывания любой проблемы Егорушка-говорун...Блин, за ДЕРЖАВУ ОБИДНО....


[ Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2013
И еще не стоит забывать, что генподрядчиком строительства был трест СаратовГЭСстрой, возглавляемый Максаковым А.И., а не нынешние инжиниринговые прослойки. В принципе если генподрядчик собственными силами не выполняет 60% СМР, то остальное уже фикция. Но работать "в белую" с большим штатом рабочего персонала не выгодно в силу нашей налоговой системы. Автору огромное спасибо за поднятую тему, вот только увы не с нашими командирами такие вопросы решать.


[
Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2013


[
Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2013
Почему-то никто не вспоминает Запорожскую АЭС, на которой Запорожатомэнергострой под руководством Хенека вводил ежегодно по блоку?!


[
Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2013
О строительстве Запорожской АЭС см.http://www.systemdev.ru/articles/inst/inst8.html


[
Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 10/12/2013
полагаю, что китайцы, сооружая вторую очередь Тяньваня в  соответствии с указанной в проекте технологией, вполне уложатся в 48 мес без всякого козлового крана.  Чем приницпиально отличется козловой кран г/п 380 тн от аналогичного гусеничного (я не о конструкции, тут все ясно, я о применении в строительстве)? Разве что тем, что требования к крановому пути козлового построже будут, нет? Какая разница, чем будут выполнены те несколько подъемов, для которых нужна такая г/п? 
Дело не применении того или иного крана, дело в организации работ, строгом соблюдении технологии и проекта и, разумеется, чтобы разного рода прожектеры не занимались творчеством во время строительства.А козловой... ну что ж, при нынешней оганизации работ это не поможет, а как бы не наоборот.


[ Ответить на это ]


Re: Все новое - это хорошо забытое старое (Всего: 0)
от Гость на 10/12/2013
Напрашивается аналогия с солдатом, который сварил суп с топором. Топор - это козловой кран, суп - это организация работ вокруг  козлового крана.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru