proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/11/2013]     Организация плавания судов в акватории Северного морского пути

А.Н. Ольшевский, руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути»

Опыт арктических навигаций последних лет показал, что для развития судоходства по Северному морскому пути необходимо совершенствование правовых норм, регулирующих мореплавание в акватории СМП и создание эффективной организационной структуры, обеспечивающей выполнение этих норм и предоставляющей услуги судам в период арктической навигации.


Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает право мирного прохода для судов в территориальном море прибрежного государства. В то же время ст. 234 Конвенции дает право прибрежному государству принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. Этим критериям полностью удовлетворяют воды, прилегающие к северному побережью Российской Федерации.

В порядке реализации предоставленного Конвенцией права 28 июля 2012 г. был принят Федеральный закон № 132 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

С принятием этого закона создаются условия для централизованного государственного управления Северным морским путем, обеспечивающего предоставление равного доступа в акваторию СМП всем заинтересованным перевозчикам, в том числе и иностранным.

Закон позволил привести существующую систему управления Севморпутем в соответствие с Морской доктриной Российской Федерации для обеспечения национальных интересов в Арктике.

Прежде всего следует отметить, что впервые законом установлены границы акватории СМП. До этого границы устанавливались Правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Министром морского флота СССР.

Закон определяет, что под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар. На рис.1 представлены границы акватории СМП на карте в Меркаторской проекции, удобной и понятной для судоводителей.


Рис.1 Границы акватории СМП

Законом организация плавания судов в акватории Северного морского пути возложена на Администрацию Северного морского пути, созданную в форме федерального казенного учреждения и выполняющую следующие функции:

-  прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути. Таким образом, законом введен разрешительный порядок плавания в акватории СМП;

-  мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории СМП;

-  согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории СМП;

-  предоставление информационных услуг (применительно к акватории Севморпути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов;

-  выработку рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории СМП с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки;

-  содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории СМП;

-  выдачу удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП;

-  содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором.

Во исполнение Закона Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2013 г. № 358р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути».

Для обеспечении безопасности мореплавания, предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды с судов Министерством транспорта РФ были разработаны и утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути.

В эти Правила входят:
-  порядок организации плавания судов в акватории СМП;
-  правила ледокольной проводки судов;
-  правила ледовой лоцманской проводки судов;
-  правила проводки судов по маршрутам в акватории СМП;
-  положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП;
-  правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории СМП;
-  требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Существенное отличие Правил плавания 2013 г. от Правил плавания 1991 г. заключается в установлении критериев допуска судов на Северный морской путь. Данные критерии допускают плавание в акватории СМП не только судов арктических ледовых категорий, но и судов с категориями ледовых усилений iсе1-iсе3, а также судов без ледовых усилений.

В период с июля по 15 ноября разрешается самостоятельное плавание по чистой воде судов без ледовых усилений, за исключением нефтяных танкеров, газовозов и химовозов валовой вместимостью 10 000 единиц и более. В этот же период по чистой воде нефтяные танкера, газовозы и химовозы валовой вместимостью 10 000 единиц и более, не имеющие ледовых усилений, могут осуществлять плавание в акватории Севморпути в сопровождении ледоколов.

Суда с категорией iсе1-iсе3 ледовых усилений допускаются к плаванию во всей акватории Северного морского пути с июля по 15 ноября не только по чистой воде, но и в легких ледовых условиях, как самостоятельно, так и под проводкой ледокола. Судам, с категориями ледовых усилений iсе2-iсе3, в этот период разрешается плавание в Карском море под проводкой ледоколов в средних ледовых условия. Суда с категорией ледовых усилений iсе3 с июля по 15 ноября могут плавать под проводкой ледоколов в Чукотском море в средних ледовых условия, а в Карском море в тяжелых ледовых условиях.

Для судов без ледовых усилений и с категорией ледовых усилений iсе1-iсе3 плавание в акватории Северного морского пути с 16 ноября по июнь запрещено.

Судам категорий ледовых усилений Агс4-Агс9 разрешается круглогодичное плавание в легких ледовых условиях, как самостоятельно, так и под проводкой ледокола во всей акватории Северного морского пути.

Допуск на Северный морской путь судов категорий ледовых усилений Агс4-Агс9 в средних и тяжелых ледовых условиях зависит от сезона плавания, категории ледовых усилений и участков акватории Севморпути.

15 апреля 2013 г. начал работу официальный веб-сайт Администрации Севморпути, и Администрация приступила к выполнению своих функций.

Порядок получения разрешений на плавание судов по Северному морскому пути регламентирован Правилами плавания в акватории СМП 2013 г. Выдача разрешений осуществляется Администрацией Северного морского пути на основании заявления судовладельца, представителя судовладельца или капитана судна. Заявление с приложением необходимых документов направляется на электронную почту Администрации Севморпути не ранее чем за 120 календарных дней и не позднее, чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты захода судна в акваторию СМП.

По результатам рассмотрения заявления Администрацией Северного морского пути выдается разрешение или принимается решение об отказе в выдаче разрешения на плавание в акватории СМП.

Основные причины отказов в выдаче разрешений:

1. не представлены требуемые Правилами копии документов:
-   классификационного свидетельства;
- мерительного свидетельства;
-   свидетельства о страховании за ущерб от загрязнения бункерным топливом;
-   свидетельства о страховании за ущерб от загрязнения нефтью и т.д.

2.      просрочены сроки указанных документов (пример MY"Агсtiс Sunris" Gгееnреасе);

3.      сроки действия документов заканчиваются ранее сроков планируемого плавания по СМП;

4.      планируемый район плавания выходит за пределы разрешенного района плавания, указанного в классификационном свидетельстве;

5.      не представлено приложение к заявлению на право плавания на СМП;

6.      не заполнены или неправильно заполнены пункты Приложения (даты, маршрут плавания или работ и т. д.).

По состоянию на 25.10.2013г. поступило 632 заявления на плавание в акватории СМП 694 судов; выдано разрешений на плавание в акватории СМГ 613 судам, в том числе 127 судам под иностранным флагом (21%); принято решений об отказе - 81, в том числе 6 судам под иностранным флагом (7%), на рассмотрении -0 заявлений.

Ледокольная проводка судов

Ранее действовавший порядок оплаты услуг по проводке судов предусматривал взимание платы за каждую тонну груза со всех судов, выходящих на трассы СМП, вне зависимости от реального участия ледокола в проводке. В соответствии с новым законом оплата ледокольной и ледовой лоцманской проводки судов осуществляется, исходя из объема фактически оказанных услуг, с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния проводки и периода навигации.

Ледокольная проводка судов осуществляется на основании договоров, заключенных судовладельцами с операторами ледокольного флота с учетом информации о необходимости ледокольной проводки судна в тяжелых, средних или легких ледовых условиях, указанной в разрешении на плавание судна в акватории СМП. Место и время начала и окончания ледокольной проводки согласовывается судовладельцем с оператором ледокольного флота. При ледокольной проводке капитан проводимого судна и капитан ледокола руководствуются Правилами ледокольной проводки судов в акватории Севморпути, которые включены в Правила плавания в акватории СМП отдельной главой, и условий договора на ледокольную проводку.

Ледовая лоцманская проводка судов

Ледовая лоцманская проводка судов осуществляется лицами, имеющими удостоверения о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП, которые выдаются Администрацией Северного морского пути. В ходе ледовой лоцманской проводки капитан судна и ледовый лоцман руководствуются Правилами ледовой лоцманской проводки судов в акватории Севморпути, являющимися составной частью Правил плавания в акватории СМП и договором на ледовую лоцманскую проводку, заключаемого судовладельцем с организацией, оказывающей услуги по ледовой лоцманской проводке судов. В 2013 г. Администрацией Северного морского пути было выдано 26 удостоверений о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути (по состоянию на 27.09) работникам ФГУП «Атомфлот» и ООО «Ледовые лоцманы».

Гидрометеорологическое обеспечение

Гидрометеорологическое обеспечение плавания судов в акватории СМП осуществляется в соответствии с главами VI и VIII Правил плавания в акватории Северного морского пути.

Администрация Севморпути на основании информации, получаемой от ААНИИ, как единственного учреждения, номинированного Росгидрометом на предоставление гидрометеорологической информации на акваторию СМП, размещает на своем официально сайте в установленные Правилами плавания сроки гидрометеорологический и ледовый анализ и прогноз.

На сайте размещены:
-  долгосрочный прогноз типов ледовых условий на первую и вторую половину навигации (рис.2);
-  трехсуточное уточнение прогноза типов ледовых условий;
-  долгосрочные ледовые прогнозы для арктических морей на первую и вторую половину навигации;
-  долгосрочный прогноз сроков замерзания низовьев и устьев рек Сибири;
-  карты ледовой обстановки (обобщенная еженедельная и трехсуточные - на моря Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское);
- ежесуточная гидрометеорологическая информация;
-  синоптические карты (диагноз и прогноз).


Рис.2 Ледовая обстановка в акватории СМП

Капитаны судов обязаны руководствоваться прогнозами типов ледовых условий при выборе маршрутов плавания в акватори Северного морского пути. Эти маршруты должны соответствовать критериям допуска судна на СМП, указанным в разрешении, выдаваемом Администрации Северного морского пути.

Поисково-спасательное обеспечение

В целях совершенствования структуры управления и координации поиска и спасания людей, терпящих бедствие в акватории СМП созданы морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Диксон, морские спасательные подцентры Тикси и Певек.

Функционирование МСКЦ Диксон организовано круглогодично, морских спасательных подцентров Тикси и Певек - в период навигации по вахтовому методу (июль-октябрь).

Функции МСКЦ Диксон - координация поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, и работ по ЛРН во всем поисково-спасательном районе в Арктической зоне Российской Федерации (от пролива Карские Ворота до Берингова пролива).

Функции МСПЦ Тикси и Певек - координация поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, и работ по ликвидации разливов нефти (ЛРН) в поисково-спасательны подрайонах соответственно в центральном и восточном секторе.

С 2012 г. в период летней навигации на ледоколах ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство» размещаются аварийные парти ФБУ «Госморспасслужба России» с необходимым водолазным и ЛРН оборудованием.

Для удобства судоводителей и судовладельцев на сайте Администрации СМП создан раздел  Поисково-спасательное обеспечение.

Заключение

В 2013 г. плавание судов осуществляется по новым Правилам, в которых предпринята попытка установления объективных критериев допуска судов на Северный морской путь, в том числе судов неарктических ледовых классов и судов без ледового класса.

Суда, соответствующие этим критериям, могут самостоятельно или под проводкой ледоколов следовать по маршрутам в акватории СМП. Правилами установлены также условия, при которых ледокольная проводка обязательна. Благодаря этому значительно возросла роль судовладельцев и капитанов судов, повысились требования к их опыту плавания и профессионализму, чувству ответственности.

Вместе с тем, сами критерии допуска требуют серьезного профессионального пересмотра. По нашему мнению, некорректно на основании прогноза фоновых ледовых условий на район, охватывающий половину моря, принимать решение с возможности плавании судна по конкретному маршруту и о необходимого для этого ледокольного обеспечения. Кроме того, не установлен механизм ответственности за нарушение Правил. Возможно, целесообразно к судам-нарушителям применять такие меры, как отказ в выдаче разрешений на плавание по СМП в будущем.

Прекращение действия Соглашения между «Росатомом» и «Росморречфлотом» привело к ликвидации в структуре оператора ледокольного флота штаба морских операций - органа, который осуществлял важнейших функции управления судоходством на СМП. Вместо отмененных процедур взаимодействия с оператором атомного ледокольного флота новые процедуры не разработаны. В этой связи представляется обоснованным установление процедур взаимодействия Администрации Севморпути с операторами ледокольного флота.
Арктическая навигация 2013 года завершается. Предстоит детально проанализировать ее итоги и выработать предложения по совершенствованию законодательства в области судоходства в акватории Северного морского пути. В этой большой работе Администрации Северного морского пути отводится особая роль.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru