[08/11/2013] Дырка от бублика
Владимир Долгих, журналист, Северск
Известно, что большая ложь может обеспечить успех на войне и на охоте. И, как показывает современная политическая история, при продвижении замыслов нынешней власти. Чем грандиознее декларируемые планы, тем щедрее власть на обещания. И тем меньше шансов увидеть в реалиях заявленную цель. В результате чаще всего имеем разве что дырку от бублика. Вряд ли что-то иное сулит возвращение в лексикон высшего областного чиновничества и их многочисленных подпевал из всевозможных СМИ, казалось бы, сгинувшего навсегда малопонятного понятия «процессы агломерации».
Обзор позавчерашней прессы
История намерений по объединению Томска, Северска и окружающего их Томского района ведёт своё начало с теперь уже далёкого 2002 года. Первым их глашатаем был известный областной реформатор всевозможных систем, будь то географические, экономические или морально-нравственные, Борис Мальцев. Председательство в областной Думе позволяло ему доводить «вынашиваемые» планы до всех жителей области. Спустя пару лет, эту идею подхватил и тогдашний губернатор Виктор Кресс. Затем эта тема во властной риторике потихоньку сошла на нет, за исключением упертого в реализации своей идеи Бориса Мальцева. Чтобы в году 2007 вспыхнуть вновь и с новой силой. На сей раз дело только сладкими словами о небывалой выгоде диковинного, но так и непонятного для большинства томичей плана, не ограничилось. Им занялась специальная рабочая группа, созданная по решению «круглого стола» и ещё нескольких собраний-совещаний руководства муниципалитетов, рассматривающих «агломерацию» как путь если не к светлому будущему, то к «властной гармонии» = точно. Говорить, что её члены не находились под впечатлением как минимум двух публичных выступлений областного спикера, значит не говорить ничего. Масла в огонь подлили, опять же, невесть как появившиеся в обиходе томских политиков сентенции учёной дамы Зубаревич, высказанной на одном из семинаров в соседнем Новосибирске. "Есть такая разработка, - заявила тогда известный регионовед, как её представили в СМИ, - что будет создана Западно-Сибирская область (Новосибирская, Томская и Омская области) с центром в Новосибирске". Справедливости ради можно утверждать, что «регионовед» оказалась не единственным глашатаем подобных намерений. Настораживали и начавшиеся в масштабах страны процессы административно-территориального реформирования. Согласитесь, подобные планы, жертвами которых вмиг становились и сам автор идеи Борис Мальцев, и его коллега по «ветвям власти» Виктор Кресс, и с ними немалое количество чиновных душ областного центра, вряд ли пришлись кому по нраву. Правда, насколько они реальны, в том числе и для Томской области, можно было только догадываться. Но чем чёрт не шутит! Год 2007, если кто помнит, был ещё и годом очередных выборов в областной парламент. Получалось, выиграли их, затратили тьму денег, взяли «на крыло» не меньшее количество обязательств и распускаться!? Обрекая на лишения не только многочисленных чад и домочадцев, но и более людную «группу поддержки». А, значит, надо и ночь стоять, и день держаться. Так полузабытая идея и стала основным методом борьбы за территориальную целостность области. Не письма же в Москву в адрес высшего руководства писать!? Или, не дай Бог, проведение или пусть инициирование митингов или иных массовых акций. Не заставили себя ждать и «основные направления» спасительного новшества. Главное, при объединении добиться населения вновь созданного «территориального монстра» в количестве именно 1 миллиона человек. Тогда уж точно «не посмеют» и, как минимум, один депутатский созыв худо-бедно проживём. Почему вдруг при населении 500 тысяч нас «реорганизуют», а при миллионе «не посмеют», широкому люду не разъяснялось. Хотя, беру на себя смелость утверждать, это было неизвестно и самим «подвижникам агломерационных процессов». Но они продолжали набирать скорость. Появились и росточки первого успеха. Намерения томской власти не остались не замеченными в правительственных коридорах. В результате 2007 год ознаменовался ещё одним достижением. В Минрегионе РФ был разработан концептуальный проект создания 14 городских агломераций с населением свыше, опять же, 1 млн. человек каждая. И Томск был включён в их число! Причём в ходе реализации проекта агломерации, на обустройство дорог и иной инфраструктуры столичные чиновники обещали и немалые деньги. Так объём федеральных вливаний в каждый из будущих мегаполисов должен был составить около 100 миллиардов рублей. Это почти в четыре раза больше тогдашнего областного бюджета! Оставались, правда, вопросы. Главный из которых, каким образом томичи собираются «поднабрать» пресловутый миллион? Ведь даже усиленно скребя по сусекам, в областном центре, соседним с ним Северске и во всём Томском районе больше 700 тысяч никак не набиралось. При печальных демографических перспективах. Но победы вдохновляли. И уже неслись голоса о расширении географии новой административной единицы. Дальше всех пошёл господин Кресс, предложивший распространить «агломерационные процессы» на Шегарский район и даже Асино. Новаторов не пугали вполне трезвые возражения оппонентов. Так, областной депутат Олег Громов прямо назвал такие реформы «прожектами» и «утопией», способными вызвать деградацию сельских районов области. Возражал и тогдашний мэр Томска Александр Макаров, не проявлял энтузиазма и его северский коллега Николай Кузьменко. Тем не менее, был объявлен конкурс на разработку плана агломерации и нормативно-правовой базы в поддержку данного проекта. Однако в выделении средств из бюджета Томской области на разработку Схемы территориального планирования, Генерального плана агломерации «Город Томск» при планировании областного бюджета на период до 2011 г. было отказано. А нет денег – нет и песен. Даже про небывалую тягу Бориса Мальцева к объединению Томска, Северска и Томского района. Принципиальная схема агломерации была разработана уже в составе проекта «Схемы территориального планирования Томской области». В указанном документе в состав Томской агломерации были включены также ряд смежных с Томским районом сельских и городских поселений Асиновского, Кожевниковского и Шегарского районов Томской области, что увеличивало площадь агломерации до 12 550 км², а население до 754 тыс. жителей. Но и она так и не стала рабочим документом. Ещё одним промежуточным этапом гальванизации процесса создания «томского объединения» стал 2010 год. И вновь его подхлестнули слухи о блуждающих в Кремле намерениях объединения регионов. Судя по всему, они не на шутку встревожили тогдашнего губернатора Томской области. Иначе как расценить его заявление "Я сейчас вынашиваю идею, чтобы создать агломерацию Томск - Томская область - Северск для решения чисто инфраструктурных вопросов"? И последовавшее за ним назначение одного из своих заместителей Сергея Точилина ответственным за ход агломерационных процессов между Томском, Северском и Томским районом. Оставим за кадром вопрос к Виктору Мельхоровичу, неужели он запамятовал о подобных заявлениях на сей счёт, первое из которых датировано ещё 2004 годом? Однако деньгами делиться на малопонятные процессы ни область, ни районы, ни, тем более Томск с Северском, по-прежнему явно не спешили. Мало чем проявил себя здесь и новый «ответственный». Что совсем не удивительно. Под его «кураторством» тогда уже находилось и продвижение проекта Северской АЭС, и современного Центра ядерной медицины. Да и губернаторские полномочия действующего на тот период Виктора Кресса истекали уже в начале 2012 года. Словом, время долгосрочных проектов улетучилось. Молчал и Минрегион с обещанными 100 миллиардами. Потихоньку утихли и разговоры о якобы имевших место намерениях федерального центра упразднить Томскую область. И проект вновь положили на полку пыльного шкафа отвергнутых предложений. Чтобы в третий раз извлечь его оттуда уже при новом губернаторе и спикере областной Думы. Гераклит, ты не прав!
Кто сказал о невозможности дважды войти в одну и ту же воду? Новые власти области вмиг опровергли существовавшую, казалось бы, многие века истину, вновь минувшим летом дружно взявшись за реализацию агломерационных процессов. Застрельщиком выступил заместитель губернатора по вопросам внутренней политики Владимир Жидких. И не один, а с мэром Северска и своим давним товарищем Григорием Шаминым. По их мнению, эти самые процессы сегодня идут полным ходом. Свидетельством тому миграция трудовых ресурсах. Так, более 17 тысяч северчан работают или учатся в Томске. В свою очередь 2.5 тысячи томичей с той же целью приезжают в Северск. Доводы высоких начальников впору брать на веру. Достаточно взглянуть на караваны автомобилей и забитые под завязку автобусы, утром и вечером пересекающие городскую контролируемую зону. Вот только делают они это не в силу привереженности к модным процессам, а по причинам более банальным. Среди которых отсутствие желаемой и, что немаловажно, квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы в Северске, является главной. А значит необходимо, первое – создавать более комфортные условия для выезда в Томск и второе – строить новые предприятия, способные удовлетворить потребности в желаемой работе. И на свет появились очередная серия предложений, способных придать планам агломерации «человеческое лицо». Для удобства проезда – ещё одно КПП, для новых производств – новая ТВЗ. На сей раз северская. Надежда возлагалась и на Росатом, обещавший вложить в развитие своего предприятия - Сибирского химкомбината - почти 100 млрд. рублей. Но не сразу и не вмиг, а до 2020 года. Тем не менее, господин Жидких публично заявил о возможности заключения в «ближайшее время» соответствующего договора с атомным ведомством. Известно, что кто хорошо отдыхает, тот также и работает. Следовательно, по мнению новоявленных апологетов агломерации, условиями для культурного отдыха пренебрегать никак нельзя. Причём, располагаться подобный «кластер» должен не за рядами колючей проволоки, опоясывающей ЗАТО, а в более доступном месте. Куда не только беспрепятственно, но и удобно будет добраться из областного центра. Так увидел свет проект рекреационной зоны томской агломерации. Размах не мог не поражать. На территории между Томском и Северском размером почти 80 гектаров планировалось расположить настоящее «царство отдыха», включающего в себя современный зоопарк, детский парк, вроде «диснеевского», и аквапарк. Особенно хорош, судя по всему, будет зоопарк. Вот только небольшая выдержка из соответствующего раздела: «В новом зоопарке животных можно кормить и даже трогать. Волонтеры из числа студентов и молодых преподавателей могут читать лекции и проводить семинары о жизни отдельных животных, комментировать наблюдение за ними». Не забыты агломераторами и любители шоппинга. Для них - торговые центры, которые будут построены недалече. Северский мэр Григорий Шамин рассчитывает здесь даже на явление знаменитой «Икеи». По его мнению, пойма реки Киргизки, не самое худшее место для её расположения. Словом, заживём! Возможно, найдутся пессимисты, которые усомнятся в претворении в жизнь грандиозных планов. Кто-то, возможно, даже вспомнит о Нью-Васюках. И все они ошибутся! Уже существует и план застройки, и даже названа сумма в 13 млн рублей, которой будто-бы будет достаточно, чтобы сказка стала былью. Правда, пока только для переноса северского зоопарка. Вряд ли бывшему спикеру областной думы Борису Мальцеву в далёком теперь уже 2002 году виделись столь грандиозные перспективы реализации его идеи. Ничуть не поколебли её и недавние кадровые изменения в Доме на набережной. Активный поборник агломерации и большой специалист в области муниципального управления Владимир Жидких сменил работу с заместителя губернатора по вопросам политики внутренней на вопросы политики внешней. Оставаясь, правда, в том же ранге. И уже в октябре 2013 года губернатор области Сергей Жвачкин проводит совещание, которое можно по–праву назвать судьбоносным. Пока только для региональных агломерационных процессов. Впечатляли и конкретная постановка задач, и подробные объяснения целей намеченного. Так, до октября 2015 года на губернаторский стол должна лечь сама концепция томской агломерации. На её создание в бюджете 2014 года предусмотреть необходимые суммы. И, как обычно в подобных случаях, принятие «дорожной карты», согласование позиций муниципалитетов и так далее, и так далее. Нам же осталось только догадываться, чем же руководствовалась власть, рассуждая вот уже одиннадцать лет время от времени о столь судьбоносном проекте областного развития? Без концепции и «дорожной карты». Просчитали – прослезились
Но мы-то будем оптимистами. Пройдёт всего то год с небольшим, и к всевозможным «стратегиям развития» и «социально-экономическим планам» область обзаведётся ещё и «дорожной агломерационной картой», разработанной где – нибудь в Питере или даже в самой Москве. Деньги бюджетные есть, воля губернатора тоже. А дальше? Каждый, даже самый неприметный пункт глобального плана требует финансирования. И вот здесь начинаются проблемы. Так доходная часть бюджета Северска по сравнению с 2009 годом осталась практически неизменной. Чуть выше 3 миллиардов рублей. Заметных перспектив улучшения пока не наблюдается. Более того, вот уже несколько лет Северск имеет самую низкую бюджетную обеспеченность среди ЗАТО Росатома. Но и этот довольно прискорбный факт мало беспокоит и областные, и местные власти. Одним из важнейших направлений развития агломерации называют сегодня улучшение транспортного сообщения между её субъектами. Дорога, ведущая из Северска в Томск, уже не справляется с возросшим потоком транспорта, автобусное сообщение является постоянной причиной жалоб горожан в различные органы власти уже как минимум лет шесть. И что прискорбно, ни областные, ни местные чиновники никак не могут организовать за работой перевозчиков действенный контроль. Прочитайте их ответы на поступающие жалобы. Да, признаём нарушение, но местная власть полномочий по принятию мер не имеет. Будем обращаться к властям областным. И так уже не один год. Автобусы в своём большинстве старые и изрядно послужившие ПАЗики. Другие увидишь редко. А если и увидишь, то также трудно удержаться от комментариев по поводу их возраста. Как ни странно, винить в столь плачевном положении дел только перевозчика рука не поднимается. Взять ту же перевозку льготных категорий пассажиров. Почему, к примеру, некоторое время назад действовало положение только о частичной компенсации выпадающих доходов? Неужели так же мы работаем с энергетиками? Или на продовольственном рынке? Или с поставщиками ГСМ для нужд того же села? Думается, что и область, и город могли бы помочь им приобретать автобусы по всевозможным лизинговым схемам. Как это делается для тех же муниципальных транспортных предприятий или сельхозпроизводителей. Вот и получается – предприниматели вопросы остро не ставят, надеясь на лояльность к ним властей. Власти же также не нужны новые бюджетные расходы, и они сквозь пальцы смотрят на мелкие, с их точки зрения неудобства и жалобы. Все довольны, кроме самих пассажиров. Возможно, многое могла бы изменить компьютеризация перевозок. С пластиковыми картами пассажиров и считывающими устройствами у кондукторов. Как в Новосибирске или Красноярске. Или даже в Кемерово. Но до нас сей научно-технический прогресс ещё не добрался. Вызывает удивление, что за время «агломерационных дискуссий» у руководства области и Томска так и не дошли руки до ремонта дороги Томск – Северск, проходящей за границами ЗАТО. Контраст улавливается буквально через пару километров от КПП. В границах ЗАТО пусть и изрядно потасканная, но всё же четырёхполосная дорога, да вдобавок с разделительным бордюром. Попадаем за мостом в «агломерацию» - и словно другой век. Ни тебе, ни обочин, ни разметок. Один только щербатый асфальт, да нависающие кое-где кроны деревьев над ползущими друг за другом авто. И апофеоз путешествия из ЗАТО в областной центр – «развязка» с нелепым светофором, собирающим утром немалые пробки, разъездами, размером порой в три четверти полосы и не в меру крутыми поворотами и ярким мигающим красным сигналом на железнодорожном переезде. Его реконструкцию, проведённую всего-то несколько лет назад, господин Кресс назвал «шагом к агломерации». Что самое удивительное – чиновники, начиная с губернатора Жвачкина, в один голос говорят о как минимум 20 тысяч жителей области, ежедневно перемещающимися по этому «автобану». И никто ни слова из них не вспоминает о его состоянии, как и о безопасности самих перемещающихся. Не в лучшем состоянии и другие дороги, соединяющие областной центр с Томским районом и Северском. Так что отцам агломерационной программы есть на что обратить своё внимание. А ещё есть ЖКХ с изрядно потрёпанным северским водозабором и очистными сооружениями без биологической очистки. Есть источник ужасающего «амбре» - бывшее технологическое озеро ВХ-1, приспособленное после остановки реакторов к приёму городских сточных вод. Как минимум пару предложений в «агломерационную стратегию» можно смело записывать. Тем более, сформулированы они одним из заместителей господина Жвачкина Игорем Шатурным. Первое – подумать о дюкере по дну Томи, дабы подавать воду с томского водозабора в Северск. На случай, если местные «вододелы» вдруг объявят дефолт. И второе – принимать сточные воды того же Северска в томскую систему. Надо понимать, опять же из-за проблем с «коммуналкой» ЗАТО. А там посидят – подумают ещё учёный люд миллионов за 15 -20 и ещё чего надумают для соответствующей программы. Другой вопрос, неужели без красивой обёртки под названием «агломерация» все многочисленные проблемы дорог, ЖКХ, транспорта, развития и всего остального для Томска, Северска и Томского района никак не решить? Или с ярким «фантиком» это будет делать сподручнее? Возможен и другой вариант - решать никто ничего и не будет. Просто возьмут и скажут лет через пять – шесть – ну, не пошли агломерационные процессы и всё тут! Кризис там, в Греции не вовремя вспыхнул или конъюнктура рынка не та. Возможно, и просто промолчат. И останемся мы без дюкера через Томь, интерактивного зоопарка и «Икеи» в пойме реки Киргизка. Думаете, не проживём? Ещё как проживём. Ведь живём же без бакчарской руды, Северской АЭС, скоростного трамвая, завода «Экстрасиб» и иных «золотых проектов» всё с той же, обещающей нам все эти блага, властью. И даже любим её, власть, всё сильнее.
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 5 Ответов: 7
|
|
|
опции |
|
|
|