proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[07/08/2013]     Закон, регулирующий деятельность организаций ЯОК: концепция и структура

И.А.Андрюшин, В.В.Иванов, Г.А.Новиков, А.К.Чернышёв

Уже два десятилетия ведётся разработка закона, регулирующего отношения в области  ядерного оружия. За это время был принят ряд важных законов, регулирующих отношения в области использования атомной энергии в мирных целях, частично затрагивающих сферу обороны, но не регулирующих деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, являющуюся основой использования атомной энергии в оборонных целях.


1. Историческое введение в проблему

Целесообразно кратко напомнить историю разработки закона, регулирующего отношения в области ядерного оружия.

Федеральный закон «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия», впервые был внесен в Государственную Думу РФ 17 июня 1997 года. Авторами законопроекта (субъектами права законодательной инициативы) являлись депутаты Государственной Думы РФ С.С.Сулакшин и В.У.Корниенко (проект закона разрабатывался рабочей группой с участием авторов данной статьи).

Закон был принят (одобрен) Государственной Думой РФ 15 августа 1998 года и после ряда согласительных процедур с членами Совета Федерации ФС РФ, был окончательно принят Федеральным собранием РФ и в июне 1999 года был отправлен на подпись Президенту России (Б.Н.Ельцину).

Президент России (исх.Пр№810 от 26.06 99) вернул закон в Государственную Думу РФ «без рассмотрения», считая, что «при внесении законопроекта были не соблюдены части 3 статьи 104 Конституции России», которая говорит о том, что «законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств Федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации».

В ответном письме от 14 августа 1999 года № 1.1-0965 Председатель Государственной Думы РФ Г.Н.Селезнев отметил, что Закон был внесен в Государственную Думу в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации (заключение Правительства России получено - исх. № 2996п-П7 от 11.08.97), а также, что Конституция Российской Федерации и Регламент Государственной Думы не требуют дополнительного заключения Правительства Российской Федерации на законы, прошедшие согласительную процедуру двух палат Федерального Собрания РФ.

За последующие два года Правительство Российской Федерации и Государственная Дума РФ полностью согласовали свои позиции по необходимой корректировке текста столь важного для России Закона. Однако процедура возврата к рассмотрению Закона и внесению в него согласованных поправок в действующем законодательстве была не определена, и через некоторое время закон был исключен из рассмотрения Государственной Думой РФ.

Параллельно, начиная с середины 1999 года, на высшем уровне органов государственной власти указами Президента России, Решениями Постоянного Совещания Совета Безопасности РФ, утвержденных Президентом России, Протоколом совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного совета РФ, утвержденным Президентом Российской Федерации, Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу, утверждёнными Президентом Российской Федерации, давались прямые поручения соответствующим федеральным органам исполнительной власти (Минобороны России и Минатому России) о разработке федеральных законов о ядерном оружии и о ядерных энергетических установках военного назначения. Для проведения работ были созданы межведомственные группы (с участием авторов статьи), но работы не получили должного завершения и  поручения выполнены не были.

Планом мероприятий по реализации Программы развития атомной отрасли Российской Федерации, утвержденной Президентом России 8 июня 2006 года, которая была разработана новым руководителем атомной отрасли С.В.Кириенко, предусматривалась, в очередной раз, разработка в рамках создания государственной системы регулирования деятельности в области ядерного оружия не только законопроекта «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия», но и разработка Указа Президента России, определяющего статус российских федеральных ядерных центров (РФЯЦ-ВНИИЭФ и РФЯЦ-ВНИИТФ) и мер их государственной поддержки. Однако и эти поручения остались не реализованными по неизвестным нам причинам.

В августе 2011 года, на сайте закупок Госкорпорации «Росатом» размещается информация об объявлении открытого конкурса на проведение анализа действующей нормативной правовой базы, а также международных актов в сфере ядерного оружейного комплекса и разработки пакета нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере ядерного оружейного комплекса (заказчик - Госкорпорация «Росатом»).

Победителем конкурса становится Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП).

Менее чем через месяц, исполнитель (ИЗиСП) выдает заказчику (Госкорпорация «Росатом») аналитические материалы, в которых достаточно убедительно доказывает необходимость разработки соответствующего федерального закона, регулирующего деятельность в области ядерного оружейного комплекса. Дальнейшая судьба, а также итоговые результаты этой работы авторам не известны, хотя по условиям конкурсной документации исполнитель должен был не позднее первого квартала 2012 года внести проекты соответствующих законодательных и нормативных правовых актов в Правительство России.

В утверждённых Президентом Российской Федерации 1 марта 2012г. (Пр-539) «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», распространяющихся на «обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения», вновь обращается внимание на необходимость повышения эффективности государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также кадрового обеспечения всех видов работ, относящихся к деятельности по использованию атомной энергии и влияющих на обеспечение безопасности, и совершенствование и развитие законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Планом реализации Основ предусмотрена разработка проекта закона, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях, со сроком представления в Правительство Российской Федерации - 2014 год.

В то же самое время, в крайне сжатые сроки, практически в течение полугода, Госкорпорацией «Росатом» разрабатывается и уже в июле 2013 года поступает на подпись Президенту России федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 188-ФЗ, который решает многие проблемы Госкорпорации «Росатом», но не решает важнейшие проблемы законодательного обеспечения деятельности организаций ядерного оружейного комплекса, прежде всего, федеральных ядерных центров, ответственных за надежность и безопасность ядерных зарядов в условиях отсутствия ядерных испытаний.

2. Об определении понятия и структуре ядерного оружейного комплекса

Авторы данной статьи в инициативном порядке и опираясь на опыт участия в разработке проектов законов о ядерном оружии и о ядерных энергетических установках военного назначения предпринимали определённые действия по разработке новой концепции и структуры закона, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в военных (оборонных), целях.

В качестве примера указанных действий можно привести публикации этого года, предваряющие данную статью:
- Г.А.Новиков. Субъективные воспоминания о будущем ядерного оружейного комплекса - нормативно-законодательное регулирование. Сайт «Российское атомное сообщество», 30.01.2013г.
- И.А. Андрюшин, Г.А. Новиков, А.К. Чернышев. Законодательное обеспечение ядерного оружия. Ж. «Атомная стратегия», апрель 2013г.
- Г.А.Новиков. Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, регулирующего отношения в области деятельности ядерного оружейного комплекса по использованию ядерной энергии в оборонных целях www.proatom.ru 25.07.2013г.

В частности, в последней статье  рассмотрена структура и определение понятия «ядерный оружейный комплекс» США и аналогичные категории для ЯОК России. Учитывая американскую модель ЯОК – отрасли национальной безопасности США, структуру Военно-промышленного комплекса России и фактическую структуру ЯОК России, предприятия ЯОК, в рамках разрабатываемого закона, целесообразно сгруппировать  в три основных блока:

-научно-исследовательские организации, занимающиеся  теоретическими разработками и проектными исследованиями, и конструкторские бюро, включающие испытательные лаборатории и внутренние полигоны, осуществляющие создание серийных, опытных образцов ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения;

- производственные предприятия, производящие серийный выпуск ядерных зарядов, ядерных  боеприпасов и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения, а также их разборку и утилизацию;

- предприятия, производящие специальные оружейные и ядерные материалы, а также комплектующие детали и узлы для ЯЗ,  ЯБП и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения.

В состав ЯОК России решением Президента России могут включаться и другие предприятия, обеспечивающие стабильное функционирование и развитие ядерного оружейного комплекса и сохранение единого производственно-технологического комплекса организаций ядерного оружейного комплекса в соответствии с его целевым назначением.

Деятельность предприятий ЯОК России охватывает широкий круг проблем от производства специальных оружейных и ядерных материалов до проведения научных исследований, создания ЯЗ, ЯБП и специальных ядерных установок,  предназначенных для создания системы ядерного вооружения, и постановки их на вооружение, а также разборку и утилизацию после снятия с вооружения ядерного боевого оснащения, переработку и хранение радиоактивных отходов, содержащих оружейные делящиеся материалы.

В качестве определения понятия ЯОК предлагается:

«Ядерный оружейный комплекс – совокупность федерального органа исполнительной власти или другого органа, уполномоченного на управление деятельностью по использованию ядерной энергии в военных целях, и подведомственных им организаций и физических объектов, осуществляющих  деятельность по созданию,  ликвидации, утилизации  и обеспечению надежности, эффективности и безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, и их составных частей, специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения, и их составных частей, включая совокупность технологий и человеческого капитала, используемых при осуществлении видов деятельности, установленных для ЯОК России.

Отметим возросшую актуальность и необходимость разработки законопроекта о государственном регулировании деятельности организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации при стремлении ряда неядерных стран к обладанию ядерным оружием и реформировании ЯОК стран, обладающих ядерным оружием и ядерными оружейными технологиями, а также реформирования ОПК и Вооружённых сил России в современных хозяйственно-рыночных условиях мирового научно-технического и технологического развития, включая инновационное развитие атомной отрасли и её кадровое обеспечение, и в условиях необходимости поддерживания и совершенствования ядерного боезапаса при  отсутствии натурных ядерных испытаний.

В этой связи обязательным  в настоящее время и в перспективе является сохранение базовых и критически важных технологий и персонала, утрата которых может привести к потере возможности производства ядерного оружия, и к потере независимости от иностранных государств при осуществлении деятельности в области ЯОК России.

Особое внимание в проекте закона необходимо уделить укреплению государственного  контроля и управления ЯОК России на государственном уровне в рыночных условиях при безусловном сохранении государственной собственности на объекты ЯОК России, как это принято в США и Великобритании, и предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. О некоторых проблемах современного законодательства в области использования атомной энергии

Прежде чем перейти непосредственно к концепции и структуре законопроекта, вынесенного в название статьи, считаем необходимым достаточно подробно осветить целый ряд проблем, имеющих непосредственное отношение к законодательному обеспечению деятельности организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Во-первых, считаем необходимым очень внимательно отнестись к предмету, объектам и субъектам законопроекта.

Дело в том, что в федеральном законе, регулирующем отношения в области использования атомной энергии от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», в статье 1 «Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии» сказано, что «Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях и состоит из настоящего Федерального закона (здесь и далее выделено авторами), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, требования пожарной безопасности, требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются к отношениям в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону».

При этом важно подчеркнуть, что из сферы регулирования федерального закона «Об использовании атомной энергии» выведена деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, составляющая существенную и определяющую часть  деятельности по использованию атомной энергии в оборонных целях.

Однако, со дня вступления в силу вышеназванного закона, произошли большие изменения в действующем законодательстве, которые затронули, в первую очередь, деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерных энергетических установок военного назначения.

В настоящее время в отношении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерных энергетических установок военного назначения, необходимо учитывать наличие действующих законодательных и нормативных правовых актов, в первую очередь, таких как:

- федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», из сферы действия которого, с одной стороны, выведена деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерных энергетических установок военного назначения, но с другой, объектами применения которого, тем не менее, являются ядерные установки, включающие в себя сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов, которые могут использоваться и в военных целях;

- Федерального закона от 05 февраля 2007 года № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором определен порядок осуществления структурных преобразований, а также особенности осуществления структурных преобразований в атомном энергопромышленном комплексе, неотъемлемой частью которого являются организации Госкорпорации «Росатом», осуществляющие свою деятельность в области разработки, изготовления, испытания, эксплуатацией и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения и на которые в полной мере распространяются  все положения вышеназванного федерального закона, в отличие от организаций ЯОК России, на которых положения данного закона не распространяются;

- Указа Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса», в соответствии с которым определен перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, и в котором практически в полном составе находятся организации, осуществляющие свою деятельность в области разработки, изготовления, испытания, эксплуатацией и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения.

Речь идет,  в первую очередь, о таких организациях, как:
- ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Труда ЧССР опытное конструкторское бюро «ГИДРОПРЕСС» (г. Подольск Московской области);
- ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля» (г. Москва);
- ОАО «Красная Звезда» (г. Москва);
- ОАО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова" (г. Нижний Новгород)».

В определенной мере, «усугубил» существующие в правовом плане противоречия в данной области федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 188-ФЗ от 2 июля 2013 года.

Федеральным законом создана специальная «категория организаций» под названием «федеральные ядерные организации», для чего в федеральный закон о Госкорпорации «Росатом» введена новая глава 8' статья 40' «Федеральная ядерная организация», в которой практически слово в слово повторен текст указов Президента России о создании «Государственных научных центров» (ГНЦ), как например, ФГУП ГНЦ ФЭИ (г.Обнинск, Калужской области) и «Федеральных научно-производственных центров», как например, ФГУП ФНПЦ НИИИС (г.Н.Новгород).

В законе дано определение  термину «федеральная ядерная организация»:

«федеральные ядерные организации - федеральные государственные унитарные предприятия, которые входят в ядерный оружейный комплекс Российской Федерации, обладают базовыми и критическими технологиями, включенными в утвержденный Президентом Российской Федерации перечень критических технологий Российской Федерации, основной деятельностью которых являются создание, сопровождение в процессе эксплуатации, разборка ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, утилизация и (или) уничтожение их составных частей, создание и утилизация ядерных энергетических установок военного назначения и в отношении которых Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества».

Из этого определения можно уверенно сделать, по меньшей мере, два вывода:

1. Федеральными ядерными организациями могут быть исключительно организации, имеющие организационно-правовую форму федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП);

2. Все эти организации должны входить в ядерный оружейный комплекс Российской Федерации.

Однако на практике все не так просто и понятно.

Во-первых, ряду организаций, например, ФГУП ФНПЦ НИИИС придется иметь либо два статуса (ФНПЦ и ФЯО), либо от одного отказаться, то же самое относится и к ФГУП ГНЦ ФЭИ, который на настоящее уже имеет один статус – ГНЦ.

Во-вторых, не очень понятно, о каких ФГУПах, занимающихся «созданием и утилизацией ядерных установок военного назначения», идет речь, так как, из всех базовых организаций, которые могли бы претендовать на получение статуса ФЯО по данному виду деятельности, практически известна только одна–ФГУП ГНЦ ФЭИ, и, от части ФГУП «НПО «Луч»,; все остальные организации, как упоминалось выше, давно акционированы.

Более того, в соответствии с действующим законодательством, акции этих организаций выведены из федеральной собственности.

При приватизации вышеперечисленных организаций, в соответствии с      приложением 5 к Указу Президента РФ от 27.04.2007 № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации», их акции были внесены в уставный капитал ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс», а затем, опять же в полном соответствии с действующим законодательством, переданы в качестве имущественного взноса Российской Федерацией в собственность Госкорпорации «Росатом», являющейся самостоятельной некоммерческой организацией.

В-третьих, непонятно, каким образом, федеральные ядерные организации, осуществляющие деятельность в области создания и утилизации ядерных установок военного назначения, могут оказаться в составе ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. Перечень организаций ЯОК (их всего 14 и все они ФГУП) содержится в приложении 2 к Указу Президента РФ от 27.04.2007 № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации», причем в отношении них существует два критериальных признака: 

- полномочия собственника их имущества от имени Российской Федерации осуществляет Госкорпорация «Росатом»,

- их приватизация запрещена.

В свою очередь, вышеперечисленные ОАО, ответственные за ядерные энергетические установки военного назначения, являются организациями Госкорпорации «Росатом», а их акции, как уже говорилось, являются собственностью Госкорпорации «Росатом».

С учетом всего вышесказанного считаем, что предметом регулирования в разрабатываемом федеральном законе должны быть отношения, возникающие при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, утилизацией и обеспечением безопасности ядерных зарядов,  ядерных боеприпасов и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения, а название законопроекта, как вариант, должно быть следующее: «О государственном регулировании деятельности организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».

4. О Концепции законопроекта «О государственном регулировании деятельности организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»

При формулировании наиболее важных разделов концепции и технического задания на законопроект авторы  исходили из того, что форма законопроекта и прилагаемых к нему документов должна соответствовать требованиям Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 10 января 2001 г. № 3/51, а также Основным требованиям к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 № 539).

Кроме того, авторы считают необходимым сказать о том, что в рамках разработки концепции:
- не учитывались последствия принятия для организаций ЯОК федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 188-ФЗ, ввиду непонимания, в полной мере, механизмов его реализации применительно к организациям ЯОК России.

- не рассматривалась деятельность организаций Минобороны России, осуществляющих эксплуатацию ядерного оружия (ядерных зарядов и ядерных боеприпасов), ядерных энергетических установок военного назначения и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения, так как эта деятельность должна регулироваться другими законодательными и нормативными правовыми актами;

- не рассматривалась деятельность  других организаций ОПК (не входящих в ЯОК России), имеющих отношение  к созданию и эксплуатации носителей ЯБП, комплексов и носителей ЯО и системы ядерного вооружения, так как эта деятельность должна регулироваться другими законодательными и нормативными правовыми актами.

4.1. О необходимости разработки законопроекта

Деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием,  утилизацией и обеспечением безопасности ЯЗ, ЯБП и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения, как важнейшая составная часть использования атомной энергии в оборонных целях, является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих национальную безопасность России. Именно такое отношение к своему ЯОК законодательно закрепили США, переименовав ЯОК США в Отрасль национальной безопасности США. Такой же позиции придерживаются и другие ядерные страны. В США в сферу компетенции ЯОК - Отрасли национальной безопасности  входят также вопросы нераспространения ядерного оружия. Нам представляется целесообразным закрепить вопросы нераспространения ЯО и в нашей законодательной базе.

«Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил», говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537.

В военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 февраля 2010 г. № 146, сказано, что «…Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».

Там же указаны «…Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

- поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

- соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений…

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства…

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации...

Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время:

-поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

-поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности…».
«Поддержание боевой готовности, надежности и безопасности ядерного арсенала Российской Федерации на уровне, обеспечивающем национальную безопасность Российской Федерации», является необходимым условием реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 27 мая 2000 года № 72-ФЗ.

Федеральным законом от 29 мая 2003 года № 62-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов», в частности, предусмотрено «…приоритетное финансирование… мероприятий по сохранению и развитию необходимых лабораторно-испытательной базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений».

Таким образом, ядерный оружейный комплекс Российской Федерации является одним из ключевых элементов обеспечения военно-политической безопасности России, обеспечивая Вооруженные силы нашей страны специфическим видом вооружения и военной техники, а именно ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и  специальными  ядерными установками, используемыми для создания системы ядерного вооружения, а также образцами вооружения, военной и специальной техники  на основе использования ядерных оружейных технологий.

Особая роль в работах по созданию, обеспечению безопасности и поддержанию надёжности ядерного оружия, в том числе созданию качественно новой экспериментальной и расчетной базы, принадлежит Российским федеральным ядерным центрам (далее – РФЯЦ), которые обладают исключительным правом проведения работ в области разработки и модернизации ядерных зарядов и, совместно  с ВНИИА, ядерных боеприпасов для комплексного решения следующих основных задач:

- сопровождение боезапаса ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, обеспечение их эффективности, надежности и безопасности в условиях отсутствия ядерных испытаний;
- модернизация ядерного боевого оснащения в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;
- сохранение и развитие уникальных комплексов в области разработки и сопровождения ядерного боевого оснащения;
- сохранение критических знаний, базовых и критических технологий и кадрового состава ЯОК.

Федеральным законом «О ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» от 27 мая 2000 года № 72-ФЗ определены условия, выполнение которых необходимо для реализации Договора  (статья 2 вышеуказанного федерального закона), среди которых такие как «…сохранение и развитие ядерных оружейных технологий на всех стадиях разработки и производства ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, модернизация технической базы ядерного оружейного комплекса Российской Федерации,…поддержание базового потенциала для возможного возобновления испытательной ядерной деятельности в случае выхода Российской Федерации из Договора…».

Кроме того, в той же статье 2 вышеназванного федерального закона отмечено, что «…реализация Договора осуществляется на основе… поддержания федеральных ядерных центров…», причем не только за счет «…реализации программ в области теоретических и прикладных исследований и технологических разработок в целях обеспечения необходимого научно - технического и производственного потенциала в области ядерного оружия, экспериментально - испытательной базы», но и за счет обеспечения необходимого «…уровня квалификации ученых, конструкторов, рабочих, служащих и других специалистов, а также уровня их социальной защищенности».

Реализация этих условий должна позволить обеспечить адекватный ответ на современные научно-технические, технологические и военно-стратегические вызовы других стран, в том числе с учетом расширения членов «ядерного клуба», не только во время действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, но и в случае прекращения его действия, так как помимо Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Российская Федерация обязана выполнять и другие международные договора в области ядерного оружия и ядерных оружейных технологий, в том числе:

- Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1970 года, который ратифицирован более чем 180-ю странами,

- Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, подписан СССР и США 31 августа 1991 года, ратифицирован  4 ноября 1992 года Верховным Советом Российской Федерации,

-Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписан в городе Москве 3 января 1993 года, ратифицирован Федеральным законом от 4 мая 2000 года № 56-ФЗ,

- Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписан в городе Москве 24 мая 2002 года, ратифицирован Федеральным законом от 29.05.2003 № 62-ФЗ,

- Договор СНВ-3 «О мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» от 5 февраля 2011 года.

Реализация этих договоров также невозможна без особых форм государственной поддержки российских федеральных ядерных центров и организаций ядерного оружейного комплекса.

Здесь уместно отметить отношение  Правительства США к национальным ядерным оружейным лабораториям: «Система национальных лабораторий, которая родилась в послевоенную эпоху, прочно основана на уверенности, что научные и технологические ресурсы должны подготавливаться и поддерживаться федеральным правительством, готовым обеспечить их функционирование в критических ситуациях».

Необходимо сказать о том, что развитие и оптимизация ядерного оружейного комплекса является плановым этапом реформирования атомной отрасли в целом.

Со времен «холодной» войны резко изменились структуры и количественный состав ядерных арсеналов ведущих ядерных держав, что является следствием как договорных процессов по сокращению ядерных вооружений, так и изменения представления о необходимом масштабе ядерного сдерживания.

Проведенный анализ состояния ядерного оружейного комплекса России показал, что для сохранения в долговременной перспективе существующего паритета с США в области ядерных вооружений необходимо решить две основные задачи:

- реализовать условия для создания конкурентоспособного, экономически эффективного, обладающего современной экспериментально-испытательной и производственно-технологической базой ядерного оружейного комплекса, способного обеспечить реализацию политики государства в области гарантированного ядерного сдерживания;

- обеспечить ядерный оружейный комплекс высококвалифицированными кадрами, способными в условиях отсутствия натурных ядерных испытаний поддерживать и совершенствовать ядерный боезапас.

Решение первой задачи должно обеспечиваться за счет концентрации разработок и производства, создания центров коллективного пользования, исключающих дублирование уникального и дорогостоящего оборудования и моделирующих установок при сохранении всех звеньев технологической цепочки разработки, производства и утилизации ядерных боеприпасов.

Решение второй задачи требует принятия мер по возрождению престижа и повышению профессионализма кадровых работников ЯОК, обеспечению конкурентоспособной заработной платы в ядерном оружейном комплексе и социальной защищённости  для привлечения в отрасль лучших выпускников ведущих вузов России и специалистов рабочих профессий, гарантирующих преемственность уникальных коллективов.

4.2. Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с регулированием деятельности в области разработки, изготовления, испытания, утилизации и обеспечения безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и специальных ядерных установок, предназначенных для создания системы ядерного вооружения, включая установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», организаций ЯОК, органов местного самоуправления, организаций и граждан в условиях реформирования атомной отрасли.

(окончание)  

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Закон, регулирующий деятельность организаций ЯОК: концепция и структура (Всего: 0)
от Гость на 08/08/2013
"то вместе, то поврозь, а то попеременно"


[ Ответить на это ]


Re: Закон, регулирующий деятельность организаций ЯОК: концепция и структура (Всего: 0)
от Гость на 09/08/2013
Лучше сорок раз по разу, чем ни разу (как молчаливое большинство) сорок раз


[
Ответить на это ]


Re: Закон, регулирующий деятельность организаций ЯОК: концепция и структура (Всего: 0)
от Гость на 22/08/2013
Тема сложная, политическая. Для того, чтобы ее комментировать, нужно, по меньшей мере, обладать знаниями о ходе переговоров с нашими основными условными противниками. Процесс это идет давно и там уже сложились свои взаимоотношения, лидеры, штампы и, вообще, традиции. Сложился даже свой круг посвященных (ядерные страны), которые присвоили себе право решать судьбы человечества. Дело не только у кого больше, дело в принципе, какие меры должны быть выработаны для обеспечения безопасности человечества, включая ядерные и многие другие аспекты. Во всяком случае, ядерный закон должен быть един для всех ядерных стран.


[ Ответить на это ]


Re: Закон, регулирующий деятельность организаций ЯОК: концепция и структура (Всего: 0)
от Гость на 08/01/2014
Во-первых, в перечне видов деятельности ОТСУТСТВУЮТ слова РЕМОНТ (например, ремонт или модернизация ЯЭУ ВН) и ИСПЫТАНИЯ, которые имеют свои особенности. Например, специализированное на этом виде работ предприятие "Звездочка" (г.Северодвинск) - не входящее в состав госкорпорации "Росатом"- за период с начала первого ремонта атомных подлодок (с 1962г) выполнило примерно 100-120 ремонтов АПЛ или примерно ремонт и испытания 200 ядерных реакторов, но, фактически, эта деятельность не имеет нормативного сопровождения в области ядерной безопасности. Во-вторых, очевидно, что имеется существенная заинтересованность "Росатома" в волоките нормативного урегулирования как МОНОПОЛИСТА...


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru