proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[19/04/2013]     День подводника без подводников

В.И.Аликов,  ветеран подводного флота, в прошлом - командир подводной лодки К-244, капитан 1 ранга в отставке, Санкт-Петербург           

В телепрограмме «Морские вести» (ТВ «Россия 1») был представлен сюжет о праздновании Дня Подводника 19 марта  2013 г. на Адмиралтейском Объединении (ЛАО) -  судостроительном комплексе, за три века построившем множество кораблей и судов, в том числе дизель-электрических и атомных подводных лодок. ЛАО (ныне ОАО "Адмиралтейские верфи") - предприятие, значимое не только для всего Подводного Флота России, но ставшее близким мне лично. Ведь здесь были построены две подводные лодки: Б-4 «Челябинский комсомолец» и К-244, где прошли лучшие годы моей службы в подводном флоте.


На этих лодках прошло 8 лет моей службы. В те годы только в море я находился более двух лет - и в тропиках, и подо льдами Арктики. А сколько пришлось потрудиться на берегу, чтобы все походы, испытания, стрельбы Б-4 и К-244 прошли успешно, безаварийно! Нам удалось служить настолько добросовестно и профессионально, что обе подводные лодки были удостоены звания «Отличный корабль».

Тот репортаж с "Адмиралтейских верфей" я ожидал с огромным интересом. Но в составе отмечающих День Подводника на ЛАО, не удалось обнаружить ни одного военного подводника. Такой оригинальный вариант праздновании Дня Подводника вызвал недоумение, огорчение и даже тревогу. Подобное отношение сегодняшнего руководства "Адмиралтейских верфей" к Подводному Флоту, как к изделиям судостроения (без экипажей) - абсурдно по существу. Но главное - оно не имеет перспективы, благоприятствующей развитию Подводного Флота России. 

Особенно огорчило отсутствие в составе приглашенных на этот профессиональный праздник замечательного подводника Рюрика Александровича Кетова, первого командира Б-4, принявшего у ЛАО эту подводную лодку 3 октября 1960 г. и прославившего её.

Б-4 - одна из 74 подводных лодок проекта 641, построенных ЛАО. Р.А.Кетов так командовал этим кораблём, что именно его корабль проявил себя наилучшим образом, и в 1963 г. получил почётное наименование «Челябинский комсомолец» (приказ ГК ВМФ 18.01.1963г.). Это имя,   наследованное от ПЛ М-105, присвоено Б-4 за заслуги в походе к Кубе (Операция «Кама»), как достойному последователю традиций подводников Великой Отечественной Войны. В издании «Адмиралтейские верфи. Опыт трёх столетий 1704 - 2004» [СПб, изд. Гангут, 2004г., 3000экз., 296 стр.], на стр. 280 представлена неверная информация о том, что Б-4, сданная Флоту 31 августа 1961 г., уже тогда имела наименование «Челябинский комсомолец».

Присвоение почётного наименования «Челябинский комсомолец» ПЛ Б-4 - заслуга её первого экипажа под командованием Р.А.Кетова. В отличие от М-105, в период «холодной войны» в большинстве случаев экипажи подводных лодок завоевывали  своим кораблям славные имена.

Немало экипажей подводных лодок, возглавляемых командирами- ассами, почётные наименования своим кораблям заслужили. Так появились подводные лодки «Ленинский комсомол» (проекта 627, постройки СМП, лодка вступила в строй 17 декабря 1958 года, почётное наименование присвоено 9 октября 1962 г.), «Мурманский комсомолец» (Б-78, проекта 611, постройки СМП, вступила в строй 30 ноября 1957 г., наименование получила 9 октября 1962 г., 22 июля 1986 г. выведена из боевого состава ВМФ. Преемницей славного имени стала К-358, проекта 671РТМ, постройки ЛАО. Она вошла в строй 29 декабря 1983г., а прославленное имя присвоено 30 декабря 1987 г., после награждения в 1985 г. Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть»,  но, как именная, в книге «Адмиралтейские верфи….» не упомянута).

Если бы хотя бы в День Подводника Руководство ЛАО не сторонилось «чужих Руководству», но реальных подводников, и не демонстрировало бы ту отстранённость в День Подводника 19 марта 2013г., а поступало бы благоразумно и добросовестно, и как-либо выражало понимание роли подводников из составов экипажей, обеспечивших реализацию предназначения подводных лодок и при этом своим мужеством и высокопрофессиональным трудом прославивших и подводников, и Флот, и судостроителей, - вряд ли кто-либо обратил внимание на ошибки в биографической книге ЛАО.


После приёма ПЛ Б-4 и обеспечения славного начала истории этого корабля, Рюрик Александрович Кетов в качестве командира и сдаточного капитана 6 ноября 1968 г. принял на ЛАО ещё одну подводную лодку - первую серийную ПЛА проекта 671, К-69, обеспечив и ей славное начало боевого пути. В 1972 г. К-69 была признана лучшим кораблём дивизии.

В отличие от руководства "Адмиралтейских верфей" наш «вероятный противник» ценит Р.А.Кетова, как подводника высшей квалификации. Потому его интервьюируют западные корреспонденты (в последний раз корреспондент телеканала ВВС встречался с ним в феврале 2013 г., специально прибыв для этого из Лондона). 

Не был приглашён на празднование Дня подводника на "Адмиралтейских верфях" и первый командир ПЛ Б-103 Голованов Э.В., также принявший свой корабль  у ЛАО в декабре 1964 г. и более 10 лет успешно и безаварийно командовавший кораблём. За это время было совершено не только много походов, но и обеспечено освоенное БИУС «Узел» на этом корабле, открыв эру автоматизации кораблей ВМФ.

Патриотический труд столь великих предшественников достойно продолжил и экипаж ПЛА К-244. Для того чтобы боевые свойства подводных лодок проекта 671 РТМ были реализованы наиболее полно, наш экипаж в 1985 г. в ходе госиспытаний ПЛА К-244 добился устранения ошибок в программах БИУС и полной реализации проектных возможностей БИУС «Омнибус» (с 1977 г. устанавливаемой на все современные ПЛА при существенных недостатках этой системы). Меры, принятые для «доводки» БИУС на К-244 в декабре 1985 г. (устранением недостатков БИУС мы обусловили приём К-244 от ЛАО), были затем реализованы не только на лодках пр.671РТМ, но и на всех ранее принятых в состав ВМФ ПЛА, где эта система уже была установлена. В отчётной документации было отмечено, что это заслуга создателей БИУС «Омнибус», на самом деле приведения «Омнибуса» в норму добился именно военный экипаж К-244. Создатели системы, как ни уклонялись от этого (при поддержке со стороны ЛАО и даже Госприёмки), всё же сработали должным образом, но заставили их это сделать подводники из экипажа ПЛА К-244.

Кроме того, в ходе Операции «Атрина» экипаж К-244 провёл испытания способности подводной лодки проекта 671-РТМ действовать в условиях тропических широт (поставленную под сомнение итогом похода ПЛА К-324 в 1983 г.), и доказал способность ПЛА этого проекта действовать в тропических условиях достаточно успешно, хотя и не слишком комфортно [см. сайт К-244].

Кто выиграл от таких действий экипажа К-244, разве только сам этот экипаж? Выиграл и весь Подводный Флот и авторитет судостроителей. Но и из экипажа К-244 руководство "Адмиралтейских верфей", празднуя День Подводника, не вспомнило даже представителей династии Казмерчуков, из которой отец трудился в Военной приёмке ЛАО, а сын Андрей Васильевич - в экипаже К-244 принимал и проводил испытания сложнейшего оборудования турбинного отсека.
Следуя логике организации того празднования, можно считать, что ЛАО ни коим образом непричастно ни к успеху действий командира Р.А.Кетова и экипажа Б-4, ни к успеху командира В.В. Исаака и экипажа К-358, ни к успеху других подводников, достигших его после принятия подводных лодок от судостроителей. Но с этим категорически не согласны ветераны-подводники, поскольку подобная логика абсурдна, вредна для самих судостроителей, а для Подводного Флота она вообще губительна. 

Такой подход порождает одну из главных причин затруднений "Адмиралтейских верфей" и других судостроителей в сдаче ими кораблей Флоту. 

Представление, будто подводник – это только судостроитель, строящий подводные лодки, а вовсе не тот, кто реализует её предназначение, кто служит на лодке, содержит её в боеготовом состоянии и ходит в море на боевые службы, такое «понимание» проявлялось не раз. Чисто коммерческий подход к проблемам создания и развития Подводного Флота России вне связи с государственными интересами страны, наносит ущерб не только Подводному Флоту России, но и её национальной безопасности.

Смысл деятельности объединения руководство «Адмиралтейских верфей», определённо, видят лишь в материальной и финансовой реализации «заказа»: соединить секции корпуса плавающего объекта в единое целое, смонтировать всю начинку, покрасить, и сдать в срок. Больше денег - больше усердия. Трудом судостроителей «Адмиралтейских верфей» растут подводные силы Китая, и  проч.

Если бы подобное «понимание» руководством «АВ»задач по строительству подводных лодок не порождало проблемы строительства Подводного флота России и не грозило другими,  ещё большими проблемами, вряд ли следовало акцентировать внимание на том, как и в каком составе эта «сборочная команда» 19 марта 2013 г. отмечала свои успехи в зарабатывании денег.

Но когда судостроители перестают считать свою работу службой Родине, когда им безразлично, что и для чего они делают, видя смысл своей работы лишь в обналичивании к сроку средств, не правильнее ли их профессиональный праздник назвать «Днём судостроителя»?  Ведь День Подводника связан с учреждением нового класса кораблей в их классификации - класса подводных лодок, с организацией первого соединения подводных лодок.

Но пока 19 марта является Днём Подводника, в этот день  судостроителям хорошо бы вспомнить, что, осваивая немалые бюджетные средства, полученные на строительство подводных лодок, они реально пользуются трудом экипажей подводных лодок, в том числе и в ходе строительства ПЛ: со дня погрузки на лодку аккумуляторной батареи, военный экипаж заступает на дежурство по ПЛ, обслуживает и обеспечивает безопасность батареи и лодки в целом), и в процессе сдаточных испытаний, - в полном объёме деятельности экипажа боевого корабля. В успешности же реализации продукции судостроителей (к чему у заказчика главный интерес),  роль экипажей ПЛ становится полной.   

Потенциал же Подводного Флота определяется отнюдь не числом корпусов подводных лодок, а эффективностью действий подводных лодок в интересах государства. Уровень этого показателя зависит от профессионализма и патриотизма экипажей ПЛ не меньше, чем от качества корпусов и их «начинки». Эффективность действий подводных лодок зависит также от качества обеспечения ПЛ, от качества управления ими (экипажей, обеспечивающих служб, командующих, их штабов и командных пунктов).

Считаем, что подобная позиция руководства «Адмиралтейских верфей» не только ошибочна и бесперспективна, но и опасна для подводной службы страны.

Профессионалы- подводники убеждены, что основа успеха подводной службы триедина, зависит из успеха труда: конструкторов, судостроителей (объединяемых понятием «промышленность») и военных моряков, как служащих непосредственно на подводных лодках, так и обеспечивающих действия этих лодок. Убежденность в этом исходит из знаний, полученных в учебных заведениях ВМФ, и из опыта подводной службы, приобретённого за 25 лет службы на дизель-электрических и атомных лодках, и за 4 года службы в должности заместителя начальника штаба Северного флота по боевому управлению.

Позиция  профессионалов-подводников была продемонстрирована при подготовке и проведении юбилейных мероприятий ПЛА К-244 -- многоцелевой атомной ПЛ проекта 671 РТМ, сконструированной СПМ БМ «Малахит» и построенной в 1985 г. Ленинградским Адмиралтейским Объединением. Моё командование подводной лодкой К-244, при формировании экипажа строящейся на ЛАО, началось с проведения сдаточных испытаний К-244, которые являются последним этапом постройки корабля. Невозможно переоценить опыт, приобретаемый офицером в ходе формирования экипажа, проведения испытаний корабля, его приёмки в состав ВМФ. Этот опыт позволяет понять важнейшее: что основа успеха подводной службы триедина. Это я знаю  достоверно, поскольку помимо приёма К-244 (в качестве заместителя Председателя Госкомиссии, и сдаточного капитана), ещё трижды возглавлял Госкомиссии по приёму подводных лодок и их сложного оборудования.

К сожалению, ни училища, ни Классы, ни Военно-Морская академия, ни Учебные Центры ВМФ своих выпускников к работе по приёму кораблей от промышленности не готовят, а опыт тех, кто прошёл через приём и испытания кораблей, не используется. Все известные мне офицеры, обладающие успешным опытом такой работы: Н.Н.Генералов (приём К-388), М.И.Клюев (приём К-299), Ю.А.Стемковский (старший на заводских ходовых испытаниях многих лодок, профессионал высшей категории), Филиппов Е.Н. (приём К-138) и другие, кто в силу своего опыта и знаний способен готовить экипажи строящихся кораблей, соответствующего поручения не получали. Их уникальный опыт и колоссальные знания оказались невостребованными. Окончив службу на кораблях, эти офицеры трудоустраивались самостоятельно, куда удалось, вплоть до охранника в садоводстве. Именно в этом проявляется негативный аспект  деятельности руководства не только ВМФ, но и руководства заводов, что сказывается на качестве продукции заводов - качестве кораблей, судов и подводных лодок.     

Готовясь отметить 25-летие К-244 в 2010 г., ветераны нашего экипажа изначально считали, что и те, кто сконструировал наш корабль, и кто его построил, и кто в дальнейшем помогал экипажу поддерживать техническое состояние корабля, - все они являются соавторами славной истории корабля, соавторами всех побед К-244. Знание этой истины заработано «пОтом и кровью», потому это знание для нас свято. Конструкторов, и строителей корабля мы считаем ветеранами нашего корабля, наравне с теми, кто на ПЛА К-244 подолгу бороздил моря и океаны, в тропиках и подо льдами Арктики. Мысль о том, что юбилей К-244 может быть проведён без участия конструкторов и строителей корабля, представляется нам не просто абсурдной, но кощунственной, поскольку посягает на святое.

В ходе праздничных мероприятий в честь 20-летия и 25-летия К-244, все участники вспоминали, как дружно мы работали, чтобы Флот получил хороший корабль. Приказом Директора судостроительного завода (1985 г.) штатный личный состав вместе с «заводчанами» был включён в сдаточную команду, а сдаточным капитаном был назначен командир К-244. Во время проведения испытаний корабля (иногда и с взаимными упрёками, но всегда, находя взаимопонимание, и при неизменной взаимопомощи, в чем залог успеха) ответственный этап строительства корабля мы выполнили - провели заводские швартовные и ходовые, а затем и государственные испытания  ПЛ, в ходе которых сдаточная команда (из заводчан и штатного экипажа ПЛ) не только выявила немало недоработок судостроителей и конструкторов, но при настойчивости экипажа ПЛА добилась их устранения. В том числе удалось добиться устранения таких недостатков, считавшихся неустранимыми, как недостатки в программном обеспечении БИУС «Омнибус». Так основной экипаж К-244 реализовал все замечательные свойства корабля проекта 671РТМ, заложенные в него конструкторами и судостроителями. Столь успешно и безаварийно ПЛ К-244 проявила себя при решении сложных задач потому, что дело, начатое гражданскими конструкторами и судостроителями, наш военный экипаж продолжил достойно. 

Некоторые  испытания (например, способность ПЛА действовать в условиях высокой температуры забортной воды) в Белом море, где проходили Госиспытания К-244, провести было нельзя. Эти испытания проводились в подходящих условиях позже. Наш экипаж провёл их позднее, в 1987 г., в Саргассовом море, уже после подписания приёмного акта, для того чтобы убедить всех в высоких качествах проекта 671РТМ, в высоком качестве продукции наших судостроителей. Недостатки, которые во время  Госиспытаний не были выявлены сдаточной командой и военной приёмкой, и были обнаружены экипажем позже, «промышленность» устраняла и в течение гарантийного срока, и позже, отказа не было.

На юбилеях К-244, ветераны - «Малахитовцы» и «Адмиралтейцы» мнение о триединстве основы успеха подводной службы разделяли. Те встречи запечатлены на видеофильмах, размещённых на САЙТе К-244, чтобы с пользой для дела их посмотрел и тот, кто начинает подводную службу, и тот, кто это триединство не осознал.

Ветераны-подводники основного экипажа К-244 помнят и чтят историю корабля, стремятся, чтобы наш опыт пошёл на пользу нынешнему поколению подводников. Для этого и представляют свои воспоминания на сайте К-244.

После полуденного выстрела с Петропавловской крепости 9 июля 2010 г., произведённого в честь юбилея нашего славного корабля К-244, представителю руководства «Адмиралтейских верфей» была передана для экспозиции музея истории ЛАО гильза от этого заряда, но и через 3 года она не стала экспонатом музея.

Роль экипажей каждой из построенных лодок значительна. Каждая из них прошла через руки и через судьбы людей, составлявших их первые экипажи, вместе с двумя сотнями представителей «промышленности», входивших в состав заводских сдаточных команд, назначаемых приказом Генерального директора. Тем же приказом сдаточным капитаном заказа №, как условно именуют строящуюся подводную лодку, назначали командира этой лодки.

 Казалось бы, приказ гендиректора означает связь с предприятием, но «довольствия» (в виде оплаты работы, за которую, разумеется, менее сложную и гораздо менее ответственную, рабочий ЛАО за сутки нахождения на ПЛА в море во время сдаточных испытаний получал 60 рублей), «сдаточный капитан заказа» не получал от завода ничего, оставаясь на военном довольствии в 25 рублей в сутки (офицеры и мичманы получали до 20 рублей). Оплата труда подводников срочной службы, входивших в состав сдаточной команды и несших трёхсменную вахту, была копеечной. На них не распространялись также меры социальной поддержки (в виде медпомощи в медчасти завода, лечения в профилактории ЛАО и проч.), ни хотя бы в виде приглашения на празднование Дня Подводника. Хотя подводники из состава экипажей сдаваемых заводами кораблей это заработали, участвуя в составе сдаточных команд.

Совместный с судостроителями труд при достройке и проведении испытаний шёл на пользу делу. Большая численность представителей ЛАО (180 сдаточной команды от ЛАО) на борту К-244 во время ходовых испытаний в Белом море во многом была обусловлена недостаточным качеством швартовных (до ходовых) испытаний, недостаточной подготовленностью личного состава экипажа к проведению ремонта, и, главное - высокой оплатой работы в море. Очевидно, необходим порядок, который обеспечил бы предоставление и подводникам аналогичной оплаты при приёме кораблей.

Установление такого порядка позволило бы заинтересовать профессионалов-подводников работой по приёму кораблей, а, значит, улучшить формирование экипажей принимаемых кораблей и тем самым обеспечить повышение качества их приёма. Но из-за бездействия руководства «Адмиралтейских верфей», руководства судостроения России и руководства ВМФ такого порядка нет до сих пор. Вместо этого накапливаются лишь «сожаления» руководителей судостроения по поводу того, что «построенные корабли принять некому, так как экипажи слабые». Вместо реальных дел одни разговоры.

Важнейший вопрос: кто сможет реализовать заложенный в построенные корабли потенциал - руководство не задаёт потому, что сегодняшний ответ на него делает бессмысленной трату денег на строительство кораблей. Руководство лишь пеняет морякам на недостатки экипажей, якобы плохо принимающих якобы хорошие корабли от судостроителей. Последний «громкий» факт такого отношения - разбирательство по поводу гибели 20 человек на ПЛА К-152, из которых 17 человек - «гражданского» персонала. В их гибели обвиняют командира К-152 - «сдаточного капитана» и матроса - оператора системы ЛОХ. Неужели военные моряки нужны лишь для того, чтобы безответственные руководители, натворив безобразий, спрятались от ответственности за их спины?

Празднование Дня Подводника без участия подводников продемонстрировало, что руководители, от которых зависит судьба Флота, не понимают, для чего Флот необходим, в чём цель строительства подводных лодок, от чего и от кого зависит эффективность Подводного Флота, кто и как содействует её повышению. Такое возможно из-за отсутствия квалифицированного спроса с этого руководства за эффективность возрождения Подводного Флота  страны. Отчёт за «возрождение» идёт по «освоенным» суммам. А что на выходе такого «процесса освоения денег», никто из высшего руководства понять не желает, по крайней мере, до тех пор, пока не обнаружат «новую дорогу к новой даче нового родственника»…

Такому руководству эффективный флот не нужен, потому что за эффективность произведённой продукции никто из юристов-лингвистов, возглавивших Россию, спросить не способен, будучи к этому не готовыми ни по базовому образованию, ни по опыту реальной трудовой деятельности.

Просто строить Подводный Флот, не имея ни цели, ни плана - ни что иное, как безответственный распил отпущенных на строительство гигантских средств, в процессе которого происходит ещё и развращение, и уничтожение великолепных трудовых коллективов и их руководителей.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.62
Ответов: 16


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Извините, комментарии не разрешены для этой статьи.





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.38 секунды
Рейтинг@Mail.ru