proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/04/2013]     «Северение» России

В.Б.Митько, президент  Арктической общественной  академии наук, председатель СПб отделения секции геополитики и безопасности РАЕН, д.т.н., проф., Санкт-Петербург


Постоянное «северение» России, как и всего человечества, связанное с более интенсивным ростом населения в южных регионах и практическим его отсутствием в северных, приводит к ситуации, когда успешное функционирование экономики многих государств ставится в прямую зависимость от освоения приполярных территорий. Россия в этом отношении имеет особое положение, связанное с потерей южных территорий и исторической обращенностью к Арктике.


Данный фактор требует разработки Арктической доктрины России, важнейшее место в которой должно принадлежать геополитическому блоку. А стратегия реализации доктрины должна опираться на соответствующие положения Военно-морской доктрины России. Тенденции наращивания связей неформального азиатского полюса России с АТР должны компенсироваться усилением горизонтальных связей с европейскими полюсами России, а также стабилизацией связей внутри АТР, гарантом которой может стать Военно-морской флот. Предполагаемый масштаб иммиграции в азиатскую часть России в XXI в. составит около 50 млн человек. И такой город как Якутск вполне может стать мегаполисом.

Экологический фактор
        
Экологический фактор определяется демографическим давлением на ограниченные ресурсы территории, истощением сырьевых ресурсов, отравлением и уничтожением системы жизнеобеспечения человека, растительности и животного мира, накоплением радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных технологий и их отходов, стихийными бедствиями.
        
Специфика перехода к устойчивому развитию Северных территорий обусловлена в первую очередь тем, что Россия – единственная страна, которая за Северным полярным кругом ведет широкомасштабную хозяйственную деятельность в условиях очень высокой уязвимости природы. Многолетний потребительский подход к освоению пространств и ресурсов Арктической зоны России (АЗР) без учета характера воздействия той или иной деятельности на состояние окружающей среды привел к образованию локальных районов высокой экологической напряженности (Западно-Кольский, Норильский и др.). Это потребовало скорейшего перехода на иную модель развития производительных сил. Экологическую ситуацию осложнило начавшееся освоение запасов углеводородного сырья, открывшее новый этап эксплуатации АЗР. Новая модель развития этого региона должна исключить инерцию советского периода и в полной мере учесть характер современного политического устройства страны. Такая модель должна строиться с учетом не только изменяющихся внутренних и международных условий в АЗР в целом, но и новых, перспективных целей, включая национальную безопасность России в этом регионе.
        
Эволюция экологического фактора для Арктики в целом и для региона, в частности, специфична по причине возрастающего давления антропогенных факторов на окружающую среду. Здесь необходимо шире рассматривать экологические проблемы по таким  10-ти показателям как: оскудение почв, нашествие вредителей, болезни, убывание водных ресурсов, пожары, затопление территорий, оползни и подвижки грунта, нападения диких животных, изменение погодных условий, изменение свойств растений. Одной из главных целей, обозначенных в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике», является обеспечение экологической безопасности - сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, разработка плана действий по ликвидации загрязнения Арктики и по защите арктических морей России от антропогенного загрязнения; сокращение выбросов и сбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, реабилитация загрязненных территорий; борьба с трансграничным переносом загрязняющих веществ в Арктику; утилизация и захоронение радиоактивных отходов, утилизация выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок и ледоколов; борьба с разрушением озонового слоя и его последствиями; оценка возможных экологических последствий освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, разработка методов борьбы с аварийными разливами нефти в арктических морях. Чтобы очистить Арктику от всех отходов предыдущей деятельности человека на этих территориях пока недостаточно сил и средств. По сообщению Артура Чилингарова на Петербургском форуме «Арктика: настоящее и будущее», сделаны первые шаги  по "капитальной уборке" российской Арктики. "Земля Александры очищена полностью от мусора, бочек, отходов деятельности Министерства обороны на авиабазе Нагурская. И второй остров – Грэем-Белл. Он в пять раз больше. Дальнейшая задача – очистка от того мусора, который влияет на окружающую среду".

Экологические катаклизмы в Арктике отразятся на всем земном шаре. При бурении скважин происходит загрязнение морской среды различными отходами. По данным экспертов, в зависимости от технологий добычи и глубины моря, каждая скважина может сбрасывать в море до 120 т нефтепродуктов, 150-400 т бурового шлама и 200–1000 т других отходов. Для утилизации всех этих отходов необходима разработка новых, инновационных методов. Развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации должно происходить за счет использования перспективных технологий, разработки эффективных и экологически безопасных технических средств. Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктике являются: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения; рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь, в местах компактного проживания населения.
        
Энергетика Севера

Энергетическое обеспечение хозяйствующих субъектов в северо-восточном регионе РФ является одним из насущных вопросов выживания в суровых условиях Арктики. В плане использования чистой энергии весьма перспективным является строительство плавучих атомных теплоэлекростанций (ПАТЭС) и размещение их вдоль северного побережья РФ (рис.1). ОАО "Балтийский завод"  и "Росэнергоатом" заключили соглашение о достройке плавучего энергоблока первой ПАТЭС "Академик Ломоносов", которую собираются сдать в сентябре 2016 г. Первые ПАТЭС планировалось установить в чукотском городе Певек и камчатском Вилючинске. В обозримом будущем в регионе планируется размещение трех ПАТЭС. Это налагает дополнительные обязанности по организации обеспечения радиационной безопасности.

                  Рис.1 Прогнозируемое размещение плавучих атомных теплоэлектростанций.

Строительство ПАТЭС – оптимальный вариант энергоснабжения изолированных северных районов Республики Саха (Якутия) и других северных регионов.

При этом решаются проблемы:
- обеспечения надежного и экономичного электро- и теплоснабжения населенных пунктов и объектов промышленности в удаленных районах Республики;
- сокращения объемов северного завоза топлива;
- ограничения темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения и промышленности в изолированных энергоузлах;
- создания инфраструктурных условий для социально-экономического развития северных улусов Республики.

Преимущества ПАТЭС по сравнению с другими источниками энергии:
- удельные капитальные затраты сопоставимы с удельными капитальными затратами энергоисточников на органическом топливе – 160 тыс. руб./кВт;
- эффективный отпускной тариф – около 3 руб./кВт-ч (в ценах 2007 г.);
- короткие сроки сооружения (3-3,5 года при серийном строительстве);
- удешевление эксплуатации по сравнению с традиционными источниками энергии;
- мобильность (возможность размещения практически в любой береговой зоне и в руслах больших рек).
 
Для решения экологических проблем в Арктике необходима разработка инновационных подходов, а миссией России, определяемой экологическим фактором в этом регионе, является поддержание динамического баланса влияния на окружающую среду между природными и антропогенными воздействиями.

Демографический фактор

Демографический фактор определяется составом населения и темпами его развития. Особенности его эволюции задаются общемировой тенденцией: резким ростом народонаселения в южных регионах (до 146% в Африке, 59% - в Латинской Америке, 57% - в Азии)  и медленным ростом в северных регионах (рис. 2). Это неизбежно приведет к изменению состава населения в северных регионах. Инновационным направлением здесь должен стать не принцип толерантности, продемонстрировавший свою несостоятельной в Германии, Франции и других странах ЕС,  а гармонизации отношений коренного и пришлого населения на основе принятия устойчивых традиций в регионе. Здесь уместно привести данные Института социально-политических исследований РАН десятилетней давности, которые остаются актуальными и сегодня [14].
        
Кардинальные изменения политико-экономического статуса России, произошедшие в начале 1990-х гг., сопровождались изменением ее места в мировом демографическом пространстве. Россия, ещё входящая в десятку крупнейших по численности населения стран мира, передвинулась в этой группе за прошедшие 10 лет с 4-го на 6-е место, а к 2050 г. при сохранении тех же демографических тенденций Россия окажется уже на  14 месте, в одном ряду с Филиппинами, Турцией, Японией и Египтом. В современном мире экономическое могущество и оборонный потенциал страны зависят, конечно же, не от численности населения. Не этим опре­деляется статус великой державы. И, тем не менее, этот параметр (в совокупности с уровнем экономического разви­тия) выступает в качестве фундаментального при характеристике места, занимаемого страной в мировом сообществе. И то, и другое являются критерием оценки ее экономического и полити­ческого влияния на мировые процессы.
        
Россия во все периоды своей истории в силу геополитического положения играла стабилизирующую роль в славянском геополитическом про­странстве, защищая и отстаивая общие интересы славянского мира. В настоящее время эта роль также ослабевает, и не только в политико-экономической, но и в демографической сфере. По оценкам ООН, к 2050 г. общая числен­ность населения славянских государств сократится с нынешних 300 млн до 282 млн человек, а доля России в ней снизится с 52% до 47%. Снижение доли России в славянском этносе обусловлено не только тем, что она имеет самый низкий из всех славянских государств уровень рождаемости, но и самые худшие показатели смертности и продолжительности жизни населения. Коэффициент суммарной рождаемости в первой половине 1990-х гг. в России составлял около  1,5, в Югославии - 2,6, в Польше и Словакии - 1,9. Ожидаемая продолжительность жизни в этих странах превысила российский уровень в среднем на 3 - 5 лет.
    
С конца прошлого века в России начался процесс депопуляции - естественной убыли населения из-за преобладания смертности над рождаемостью. Специфика российской депопуляции в том, что в отличие от стран Запада, где отрицательный естественный прирост связан со сверхнизкой рождаемостью, в России на фоне низкой рождаемости неуклонно растет уровень смертности. Можно было бы предположить, что причиной столь неблагоприятных изменений является продолжающийся процесс старения населения, который усилился в начале 1990-х гг. из-за сокращения численности детей и подростков в возрасте до 15 лет. Но весь трагизм нынешней ситуации в том, что увеличение смертности связано не с резко возросшими потерями стариков, а трудоспособного населения страны. В настоящее время доля трудоспособных возрастов в общем числе умерших достигла 30%, в то время как на рубеже 1980-1990-х гг. она колебалась в пределах 25-26%. В общей структуре причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения. На второе место среди причин смертности вышли не раковые заболевания (как во всем мире и как было у нас до сих пор), а несчастные случаи, отравления и травмы. В эту группу включены также такие явления, как убийства, самоубийства, случайные отравления алкоголем, травмы. Смертность от этих причин носит ярко выраженную социальную окраску и является индикатором прогрессирующего неблагополучия в обществе [14].
        
Несчастные случаи, отравления и травмы занимают первое место в структуре смертности людей трудоспособного возраста. Причем у мужчин они являются причиной смерти каждого второго, умершего в этом возрасте. В западноевропейских странах, США и Японии уровень преждевременной смертности трудоспособных мужчин в 2,5-4 раза меньше, чем в России.

Структура потерь здоровья населения России сочетает в себе худшие черты как развитых, так и развивающихся стран. С развитыми странами нас роднит высокая частота сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также, частота состояний, в этиологии которых велика роль социально-экономических условий (социопатий): психических расстройств, алкоголизма, быстро растущих наркомании, само­убийств, антисоциального и криминального поведения. С развивающимися странами нас объединяют пробле­мы инфекций, туберкулеза, паразитарных заболеваний, травм и отравлений.

В США затраты на здравоохранение с 1965 по 1990 г. возросли с 6% до 12,2% национального продукта, что в пересчете на одного человека составляет рост от 204 долл. до 2,5 тыс. долл. в год. В нашей стране выделяемые на здравоохранение средства сократились за этот период с 10% до 2-3% валового национального про­дукта. Поэтому закономерно, что при близком к развитым странам уровне распространенности тяжелых хронических болезней, мы несем несо­поставимо большие потери в здоровье и продолжительности жизни населе­ния. Больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями живут в нашей стране в среднем на 6-8 лет меньше, чем в развитых странах.
        
По данным исследований, 20-25% населения страны нуждаются в психиатрической помощи, тогда как психиатрическая служба способна оказывать ее лишь 3-4% населения. Эффективность лечения алкоголиков и наркоманов в РФ составляет доли процентов (в развитых странах - десятки процентов). Чрезвычайно серьезна проблема алкоголизации российского общества.  Общее состояние здоровья и уровень смертности населения адекватно отражаются в показателе ожидаемой продолжительности жизни. Достигнув 70 лет в 1986-1987 гг., она стала последовательно снижаться и составила к 1995 г. 65 лет (у мужчин 58,9, у женщин – 71,9). Ни в одном развитом государстве нет такой разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин. И эта разница неуклонно увеличивается. Усугубление диспропорции полов обусловлено ростом и без того высокой смертности мужчин (по сравнению с 1989 г. ее общий показатель увеличился на 45%, у женщин - на 24%).

В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни в США и Великобритании 75 лет, в Канаде - 76, в Швеции - 78, в Японии - 79 лет. Прогнозируется, что к первым двум десятиле­тиям будущего века она приблизится к "биологическому пределу" - 85 годам. Россия по этому показателю еще дальше отодвинется от передовых государств мира.


       Рис.2  Изменение соотношения между разными группами населения земного шара.

Приток мигрантов, прибывающих в Россию из бывших союзных республик, распределяется по территории страны крайне неравномерно. Основное  миграционное давление приходится на Северокавказский, Поволжский и Центральный экономические районы, где мигранты усугубляют и без того непростую ситуацию на рынке труда и жилья. Окраинные же регионы: Северный, Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы - интенсивно теряют свое население. По прогнозам специалистов, эта тенденция сохранится и в будущем. Если ранее наблюдался рост населения окраинных российских районов, стимулируемый "северными деньгами", многочисленными льготами, способствующими притоку и приживаемости новоселов, а проблема экономического освоения Севера и Дальнего Востока считалась общегосударственной, то с конца 1980-х гг. ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Возвратная миграция из северных и дальневосточных районов приняла характер чрезвычайно тревожной тенденции. Интенсивный отток населения приводит к невозможности воспроизводства населения, замещения трудовых ресурсов, дальнейшего освоения северных и дальневосточных районов. На фоне таких явлений, как массированное бесконтрольное заселение китайцами и корейцами Восточной Сибири, объявления дальневосточных районов зоной стратегических интересов США и Японии, территориальных претензий ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сформировалась опасная тенденция возникновения новой геополитической ситуации, варианты развития которой пока еще не просчитаны.
        
Обладая огромной территорией (1/8 площади земного шара), Россия остается слабо заселенной страной. При  среднероссийской плотности населения  8,7 чел./кв. км, в районах Севера плотность населения составляет 4,1 чел., в Восточной Сибири - 2,3 чел., на Дальнем Востоке - 1,3 чел./кв. км. В Республике Саха (Якутии) - 0,3 чел./кв. км, в Чукотском автономном округе - 0,2 чел., в Камчатской области - 0,9 чел. Ни в одной стране мира населению не живется столь "просторно". В Европе на 1 кв. км площади приходится 31 чел., в Африке и Латинской Америке - 21, в Северной Америке - 13, в Азии - 100. Прогнозируется, что к 2050 г. в Азии плотность населения возрастет до 181 чел./кв. км. Учитывая только этот показатель в геополитическом контексте, легко понять причину столь активного стремления китайцев закрепиться на нашем Дальнем Востоке.

Экспансионистские устремления Китая, Японии на востоке, мощное соседство исламских государств на юге при политической и экономической слабости России без адекватного демографического роста чреваты постепенным превращением территории современного российского государства в место расселения нероссийских этносов из соседних стран.

В контексте геополитических интересов демографическое развитие России является одним из важнейших факторов, определяющих российскую миссию в Арктике. Обладая вдвое меньшим по сравнению с СССР экономическим и демографическим потенциалом, Россия вынуждена поддерживать стабильность огромных по протяженности границ и решать военно-стратегические задачи, аналогичные тем, что решались Советским Союзом. Ситуация осложняется тем, что у всех границ России возникают межнациональные конфликты разной степени интенсивности, и почти все страны, граничащие c нами, предъявляют нам территори­альные претензии. Таким образом, исходя из геополитических интересов России, целей национальной безопасности и охраны границ, потребностей освоения тер­риторий и ресурсов, следует, что концепции демографического развития Рос­сии, основанной на необходимости роста населения, нет разумной альтернативы.
        
Вопросы оптимизации демографического развития - это вопросы выживаемости страны в целом. Современные же и прогнозируемые на ближайшее будущее демографические процессы (депопуляция, низкая рождаемость, растущая смертность, деформированная структура населения, ухудшение качественных характеристик демографического потенциала) не только не соответствуют геополитическим интересам России, но скорее противоречат им. Долговременные социальные и экономические последствия демографи­ческого кризиса в стране очевидны. В экономической сфере - это изменение общей численности экономически активного населения, старение трудовых ресурсов, увеличение иждивенческой нагрузки на трудовые ресурсы пожилыми и престарелыми, а значит, рост доли затрат общества на содержание и социальное обслуживание престарелых и инвалидов, снижение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов (необходимой в условиях структурной перестройки народного хозяйства), растущий дефицит трудовых ресурсов для районов нового промышленного развития, освоения новых промышленных технологий, для непрестижных профессий и работ.
        
Снижение численности молодежи призывного возраста, сокращение населения и его плотности наиболее опасны, с точки зрения  военной и оборонной сфер, в приграничных районах Дальнего Востока в условиях сильного иммиграционного давления со стороны сопредельных государств, испытывающих дефицит свободных для освоения территорий и избыточного населения. Анализ состояния и тенденций демографических процессов свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране без преодоления социально-экономического и политического кризиса и последующего подъема экономики и повышения уровня жизни населения.
        
Связь демографического, экономического и политического факторов бесспорна. Именно население, демографическое развитие страны стали жертвой ошибок и просчетов реформирования общества, отразили негативные социально-экономические последствия реформ. Для реализации демографической политики в области рождаемости от идеологии стимулирования рождаемости, не под­крепленной практическими мерами, необходимо перейти к адресной поддержке тех семей, матерей и детей, которые в ней нуждаются, при государст­венных гарантиях обеспечения жизненно необходимыми лекарствами и детским питанием.
        
Необходимо добиться реализации плана действий по обеспечению выживания, защиты и развития детей по федеральной программе "Дети России" и её подпрограмме «Дети Севера», федеральной программы "Женщины России", мер по обес­печению защиты интересов пожилых людей, беженцев и вынужденных переселенцев, коренных народов, инвалидов, по развитию образования и профессиональной подготовки населения. В целях координации усилий по реализации всех этих направлений социальной политики на федеральном и региональном уровнях необходимо ускорить разработку Концепции долгосрочного демографического развития России и проекта Программы первоочередных действий в области народо­населения и развития Российской Федерации.  
Миссией России, определяемой демографическим фактором, является поддержание динамического баланса  между компонентами социума различного масштаба в этом регионе.
                    
                             
 Культурно-религиозный фактор
 
Культурно-религиозный фактор определяется конфессиональными, национальными, культурными, трудовыми традициями. Для северных регионов необходимо рассматривать как традиции коренного населения, так и населения из других регионов, переселившегося в обозримый исторический период.

Культура должна освещать дорогу экономике, в противном случае последняя будет блуждать во тьме. Культурно-религиозный фактор определяет целостность российского государства, поскольку только творчество пронизано поиском смысла жизни. Поскольку культура является фундаментом национальной идеи, дегуманизация политики и экономики ведет к государственному краху. Возрождение следования культурно-религиозному приоритету для фундаментализации государственности можно назвать инновационным. Культурно-религиозный фактор стал системообразующим и при формировании ассоциации «Морское наследие России», одним из соучредителей которой явилась Арктическая академия. Северо-восточному региону отводится здесь значительное место.
           
Традиционное мировоззрение народов Сибири - шаманизм - является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека. Ученые, исследующие феномен шаманизма, определяют его по-разному. Одни видят в нем «естественную политеистическую религию», другие — мировоззрение, включающее зачатки народных знаний, религию, искусство, фольклор, магический культ, экстатическую религию, архетипы бессознательного. Сами шаманы определяют свою веру как «путь знания и обретения силы». Влияние этого фактора является более опосредованным, но его значение возрастает, несмотря на рост образованности населения северных регионов.

Миссией России, определяемой культурно-религиозным фактором, является поддержание динамического баланса между компонентами культурно-религиозного влияния на социум различного масштаба в этом регионе.

Этнический фактор

Этнический фактор в сегодняшнем мире является важнейшим, имеющим огромное значение. Он определяется интересами коренных национальностей в других государствах, уровнем и условием их участия в социальных процессах.  Острота межнациональных отношений влияет на стабильность развития государства. Соотношение между этническими группами постоянно меняется. Сохранением баланса в этнических отношениях должно заниматься государственное и региональное управление.
        
Изменения в этнической структуре российского населения начались вслед за разрушением Советского Союза, складывавшегося как многонациональное государство, начался процесс перекройки его этнической карты (рис.3). Суть процесса - в сокращении полиэтничности государств, входивших в состав СССР. Наряду со всё увеличивающимся притоком в Россию русских, брошенных на произвол судьбы в странах ближнего зарубежья, происходит обратное движение - стягивание этнических групп в "свои" государства: казахов - в Казахстан, узбеков - в Узбекистан и т.д. Доля русских в общей структуре мигрантов и беженцев, прибывающих в Россию, приближается к 70%. С 1995 по 2000 г. из бывших союзных республик в РФ прибыло более двух миллионов русских.
        
Следствием такого обмена становится еще большая привязка этнических групп к конкретным территориям. Лидеры этнических элит внушают массам идею о том, что суть этнических интересов заключается во владении территорией и употреблении национального языка. При этом затушевывается тот факт, что границы реальных социальных и этнических интересов проходят не между этническими группами, а внутри них, и что государство, построенное по принципу объединения территорий, выделенных по географическому и экономическому, а не по этническому принципу, является политически более устойчивым и экономически более эффективным. Понадобилось несколько разрушительных лет, чтобы российские регионы, национально-территориальные образования и ставшие самостоятельными государствами бывшие союзные республики начали преодолевать "болезнь сепаратизма" и осознавать взаимную выгоду сотрудничества и интеграции.


                        Рис. 3 Этническая карта России на начало ХХI века.
        
В России в суровых условиях российского Севера, по разным оценкам,  проживают 40-60 малочисленных этнических групп. По итогам переписи 2002 г. их общая численность составила около 250 тыс. чел. Из-за сложностей статистического учета только часть населения имеет официальный статус "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока" (КМНС). По закону этот статус предоставляет аборигенам государственные гарантии защиты коллективных прав, традиционного образа жизни, культуры и среды обитания. Устойчивое существование и развитие таких групп в значительной степени зависит от деятельности государства. Его обязанность - помочь населению, проживающему в экстремальных природных условиях, не разрушая при этом самобытную этнокультурную среду. Судьба малых общностей, их идентичность, демографические параметры зависят от федеральной и региональной политики, важнейшим инструментом которой является государственный статистический учет. 
         
Какие данные об этнокультурной идентичности содержали советские, а вслед за ними и современная российская перепись? Это сведения об этническом составе населения и распространенных языках, демографические данные - о возрастном составе и миграционной подвижности населения, о размерах семей, количестве браков, уровень образования, сфера занятости, источники доходов. 
        
Сохранность языков меньшинств является особой проблемой любого крупного государства. В отношении малочисленных народов Севера она проявляется особенно остро, поскольку в их среде традиционный язык приспособлен к выживанию в суровых природных условиях. Сохранность языка часто ассоциируется со стабильностью самобытного образа жизни. Советские переписи показали, что у малочисленных народов Севера традиционные языки подвержены процессу вытеснения доминирующими языками, прежде всего, русским. В среднем языковая ассимиляция составляет не менее 35% (доля аборигенов, не знающих традиционного языка или не признающего его своим). Реальные масштабы ассимиляции еще больше. У некоторых групп, как, например, у ительменов, нивхов, орочей утрата традиционного языка практически уже произошла, но демографическая численность этих групп не сокращается.
        
В Российской Федерации основной организацией, объединяющей коренные малочисленные народы Севера, является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНСС), которая взаимодействует с подобными зарубежными организациями и является постоянным участником Арктического Совета –международной организации восьми циркумполярных государств. Поскольку одним из основных индикаторов эффективности государственной политики в области устойчивого развития Арктических  регионов является качество жизни коренного населения, роль этих организаций в циркумполярных государствах велика.

Ситуация в отношении статистики по коренным малочисленным народам в России в последние годы складывается не очень благоприятно, система приходит в упадок. С советских времен основным потребителем этой информации был Государственный комитет по делам Севера (Госкомсевер), который фактически являлся министерством по управлению северными территориями. В функции Комитета входила задача обеспечения социальных гарантий коренного населения. С конца 1990-х гг. эти функции были переадресованы Комитету по делам национальностей (Госкомнацу), ведавшему этнической политикой в России. Затем Госкомнац был упразднен, и проблема коренных малочисленных народов стала ничейной. Значительная часть сведений о малочисленных народах Севера в настоящее время не используется никем. Активно действующая на протяжении десяти лет всероссийская АКМНС - организация неправительственная. Она не может определять политику государства в отношении аборигенов. Основным потребителем статистической информации о коренных народах сегодня являются региональные власти. На основании данных статистики они выдвигают предложения федеральному правительству о принятии новых программ развития. Это ещё раз подчёркивает необходимость принятия Арктической доктрины России или введения в «Основы государственной политики…» раздела «Арктическая организация государства» для реализации декларируемой стратегии. Это же позволяет говорить о миссии России, определяемой этническим фактором, как о  поддержании динамического баланса  между этносами в социумах различного масштаба в этом регионе. 

 Интеллектуальный фактор
 
Интеллектуальный фактор определяется развитием науки, образования. В ХХI в., когда наука и образование являются стратегическим ресурсом государства в целом и региона, в частности, интеллектуальный фактор становится важнейшим системообразующим фактором. На смену традиционному изречению «красота спасёт мир» приходит: «интеллект спасёт мир». Культура, наука, образование  - это краеугольные камни развития государства. Страна, недооценивающая роль этих сфер, обречена на прозябание в будущем постиндустриальном мире. По отношению власти к этим трем сферам легко спрогнозировать будущее государства. [Осипов, президент РАН: «Три кита, на которых держится мировая цивилизация»].

Почти столетие назад академик Вернадский настаивал на необходимости активного сотрудничества государства и гражданского общества в деле развития «научного творчества нации». Государство должно охранять интеллектуальные и духовно-нравственные ценности народа, обеспечивать их накопление и  передачу из поколения в поколение [В. Вернадский].

По мнению экспертов, знания, а не капитал или труд, и тем более не природные ресурсы (земля и недра) становятся основным источником богатства нации. Наиболее ликвидный товар сегодня это интеллектуальная собственность. Ее создание стало прерогативой стран лидеров, реализация же технологий в конкретном продукте отводится аутсайдерам – развивающимся странам.

Потенциальный рынок интеллектуальных продуктов России оценивается экспертами в триллионы долларов, причем во многом за счет разработок техники будущих поколений, которые в состоянии оказать положительное влияние на всю мировую цивилизацию. Вместе с тем, в связи с институциональной неразберихой, длительным отсутствием в России законодательства по защите интеллектуальной собственности произошло бесконтрольное отчуждение многих интеллектуальных продуктов в пользу коммерческих структур (отечественных и зарубежных), непричастных к ее созданию. В обстановке искаженно понимаемой свободы интеллектуального обмена  был разбазарен значительный массив ценной информации. В качестве потерь необходимо учитывать и утечку умов.

Как показывает опыт других стран, государственная политика  в сфере интеллектуального «производства» не может ограничиваться политикой регулирования очередного рынка.  Наследником прошлых поколений и, прежде всего, их умственной, творческой деятельности является все население страны. Возобновление полноценного государственного финансирования фундаментальной науки и прикладных исследований в перспективных отраслях позволит России не только занять свое место в мировом разделении труда, но и перейти от продажи интеллекта как дешевой рабочей силы к продаже интеллектуального продукта. При всей сложности финансового положения страны большинство НИИ уже сейчас могут не только выжить, но и развиваться за счет продажи своей продукции, опыта и услуг, если государство создаст для этого необходимые экономические и правовые условия.

Политическая судьба нашей страны напрямую зависит от того, насколько успешно  национальные институты, ответственные за научно-технический прогресс, впишутся в новый миропорядок, в условия, диктуемые рыночными отношениями.

На первое место сегодня вышли вопросы образования, которое  обеспечивает процесс воспроизводства человеческого капитала – главного богатства общества знаний. В развитых странах человеческий капитал составляет более 80% национального богатства страны. В условиях стремительного сокращения жизненного цикла современных технологий перед системой образования стоит сложнейшая задача – подготовка кадров инновационной экономики, принципиально отличающихся от тех, которые были нужны в середине и даже последней четверти ХХ в.

Но образование не только отрасль экономики.  Его можно отнести к важнейшим устоям российского общества. Практическое образование в России всегда было  построено так, что российское общество, даже заведенное политиками в очередной исторический тупик,  никогда не боялось  опоздать ни к какой модернизации.  Но сейчас такая вероятность существует. Уровень подготовки школьников падает повсеместно. А затем эти школьники приходят в вузы. По индексу развития человеческого потенциала (включающего экономический рост, продолжительность жизни, уровень образования) Россия находится на 62 месте в мире.

Подготовка кадров – только первый этап в модернизации экономики.  Далее необходимо создать условия для привлечения и закрепления в научно-техническом комплексе страны талантливой молодежи. Следующей по важности задачей является воспроизводство российских научных школ,  своеобразных «фабрик мысли», которые в советское время обеспечивали лидирующие позиции нашей страны в мировой науке. Разрушение научных школ, формирующих основы инновационной экономики, навсегда закроет России путь в общество знаний.

Задача Арктической академии – разработать и осуществить программы поддержки российских научных школ в Арктике. В рамках открытой общественной структуры, которой является Академия, можно создать «российское интеллектуальное пространство», выходящее далеко за пределы России. Следующей по значимости задачей является вовлечение интеллектуального продукта  в хозяйственный коммерческий оборот, то есть создание структур, которые помогали  бы доводить научную идею до стадии коммерциализации.  Таким структурами являются инновационные центры, малые инновационные предприятия при вузах, которые предоставляют отечественным наукоемким фирмам приемлемые условия пользования инновационной инфраструктурой.

Новая парадигма общественного развития, опирающаяся на знания и интеллект, рассматривается  в качестве эталона общественного развития в XXI в. Если мы не хотим оказаться в цивилизационном тупике, то должны упорно работать над реализацией этой цели. Глобализация это не новая экономическая и политическая игра, в которой выигрывают все. Доминировать будут страны–лидеры. «Глобализация предлагает такую степень индивидуальной свободы, в том числе творческой, которую государство, часто злоупотребляющее своей властью, предложить не может. Если государство не обеспечивает нормальную работу для ученого, изобретателя, автора новейших технологий, он может предлагать свои усилия на международном рынке труда, участвовать в мировом разделении труда», предостерегает Джордж Сорос. Из опыта США второй половины ХХ в.: при увеличении выхода продукции в расчете на 1 человеко-час на возросшее использование капитала приходится только 12,5%. Остальные 87,5% объясняются технологическими сдвигами, которые впоследствии стали отождествляться с инновацией. Экономисты определяют инновацию, как любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор и его компания получают преимущества перед конкурентом. Преимущества всегда временные, потому что любая инновация долго существовать не может, конкуренты стараются разрушить эти конкурентные преимущества. Но на какой-то момент компания либо страна получает мощные экономические, социальные, а в ряде случаев, и геополитические выигрыши.

Инновация может быть идентифицирована, как интеллектуальная собственность с ее последующей коммерциализацией (из материалов Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России»). В соответствии с международной классификацией, объекты интеллектуальной собственности совместно с конструкторской, технологической документацией и отчетами по НИОКР и технологическим работам входят в понятие «систематизированных» знаний, которые наряду с «подразумеваемыми» знаниями (которые передаются от одного сотрудника к другому в процессе совместной работы, или внутрифирменная культура, которую нельзя отнять в принудительном порядке) входят в более широкое понятие «нематериальные активы предприятия». В списке из 25 технологий, которые будут определять лицо цивилизации ХХI в., опубликованном Королевским институтом стратегических исследований в Лондоне, 17 технологий принадлежат США, 7 – Японии и 1 – России. Европа проигрывает Новому Свету в технологической гонке, пытаясь сократить разрыв активным вмешательством государства в организацию разработок высоких технологий в своих странах.

Американцам за счет умелого использования государственного и венчурного капитала удалось создать систему безлимитного финансирования научно-технического прогресса. Вложения США в новейшие технологии, в том числе нанотехнологии, на несколько порядков отличаются от российских масштабов. Экономика США и Европы, основанная на знаниях, создала условия для превращения интеллектуальной собственности в коммерческие товары. Без активного участия научных общественных организаций Россия будет это делать чрезвычайно вяло и опоздает на десятилетия по отношению к процессам, идущим в Европе и США.

Те страны, которые не имеют своего конкурентоспособного потенциала, полностью зависят от техники и технологии развитых стран. США посадили остальные страны на так называемые высокотехнологичные иглы: КП Windows, микропроцессоры Intel, кинопродукция Голливуда, а теперь и нанотехнологии и наноматериалы, в отличие от  российской «иглы» углеводородного трубопровода. Но завтра  она может иссякнуть, и что мы будем делать? Одним из стержней могло бы стать  российское образование, основанное на фундаментальных знаниях, потому что именно оно воспроизводило и воспроизводит до сих пор государственно-образующую нацию. Поэтому проблема фундаментального образования и создания цепочки «фундаментальная наука - прикладная наука - образование - инновационная экономика» должна решаться в России незамедлительно. Именно эта цепочка должна обеспечить прорыв нашим технологиям как на внутреннем рынке, который ещё предстоит отвоевать (сейчас здесь только 3,5-4% российских технологий), так и на внешнем рынке.

Основные направления деятельности Арктической академии в этой области:
- формирование позитивного образа России в сфере обращения с интеллектуальными ресурсами;
- поиск будущих ломоносовых, вернадских, менделеевых, леденцовых, участие в их образовательной и нравственной подготовке;
- формирование компьютерного банка российских научных открытий в области естественных и гуманитарных наук;
- разработка правовых, экономических и организационных механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности;
- популяризация прорывных инновационных достижений;
- поддержка региональных интеллектуальных сообществ и региональных проектов, создаваемых в субъектах Федерации;
- экспертиза проектов и технологий, оказание помощи разработчикам инноваций во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти;
- создание условий для функционирования интеллектуального моста «Восток-Запад», помощь в самоорганизации российской научной диаспоры, привлечение ее к продвижению российских инноваций на мировой рынок.

Уже сделаны определённые шаги. Рядом научных общественных организаций без бюджетных ассигнований созданы интереснейшие технологии. Усилия хорошо организованных малых коллективов, действующих по собственной инициативе, дают яркие, интересные плоды.

Инициативы АОАН соответствует программе «Интеллектуальные ресурсы России». Интеллектуальное пространство Арктической цивилизации  занимает в ней центральное место. Традиции Республики Саха (Якутия) в области развития науки и образования, берущие начало в годы президентства М.Е. Николаева, продолжаются и сегодня. На острове Самойловский  формируется один из центров арктической науки, с которым  готово сотрудничать научное сообщество. Обращение к понятию интеллектуального потенциала как геополитического фактора, резко эволюционирующего в наши дни, прозвучало на конференциях «Арктическая зона Российской Федерации: северо-восточный вектор развития», «Арктика: настоящее и будущее», «Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике», 2012 г.   
        
Курс на инновационную модернизацию арктической экономики основан на наращивании научных знаний, необходимых для решения экономических, оборонных, социальных задач, развитие на этой основе производственного потенциала. Обеспечение интеллектуального присутствия в Арктике является необходимым условием реализации геополитических приоритетов России в это регионе. В арктическом научном знании возрастает значение инновационной инженерной составляющей. Новые технические компетенции востребованы в области морского проектирования, строительства и эксплуатации добычных платформ, арктического судостроения, подводного бурения и других направлениях технологической модернизации экономики. 
        
Перспективы инженерного образования в России всегда определялись с позиции укрепления геополитического положения страны. Государственная политика способствовала становлению российской инженерной научной школы, получившей мировое признание, и системы подготовки кадров, которая отличалась глубокой фундаментальной подготовкой специалистов и устойчивыми связями с промышленностью. Влияние негативных тенденций в экономике, отразившихся на состоянии профессионального образования и рынка труда в последние два десятилетия, привело к падению престижа технических специальностей в обществе и растущему дефициту высококвалифицированных инженерно-технических кадров. На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию (март 2011 г.) были обозначены первоочередные меры по преодолению проблем в области инженерного образования и его развитию как важнейшей составляющей инновационной экономики. Среди них: увеличение финансирования материально-технической базы и кадрового потенциала технических вузов; повышение квалификации не менее чем 5 тысяч специалистов инженерно-технического профиля ежегодно; привлечение работодателей к лицензированию, разработке образовательных программ, планированию объемов подготовки кадров; ориентация госзакупок на инновационную и высокотехнологичную продукцию, увеличение гособоронзаказа. 
        
В контексте общих подходов к развитию инженерного образования необходимо разработать меры, ориентированные на цели конкретных проектов технологической модернизации экономики.

В арктической стратегии инженерное образование имеет морскую специфику, поэтому его дальнейшее развитие связано с эффективным использованием интеллектуального потенциала морских научно-образовательных центров и учебных заведений. По совокупности и масштабам задач оборонного и экономического характера, реализуемых на Арктическом региональном направлении национальной морской политики, уникальности научно-технических разработок, применяемых в военной и гражданской сферах, многолетнему опыту подготовки морских инженеров для Военно-морского флота ведущую позицию в реализации политики интеллектуального присутствия в Арктике занимает Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова. Сохранение и развитие научного и образовательного потенциала входящих в её структуру вузов (в том числе, Военно-морского инженерного института, Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С.Попова, Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института) в условиях глобальной конкуренции и геополитических притязаний в Арктике представляет задачу особой государственной важности.  
        
За ближайшие 10 лет в экономику придут 10-11 млн молодых людей, из них 8-9 млн с высшим образованием. Поэтому создание 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест – это насущная необходимость. Для этого Арктика, которую называют исследовательской лабораторией человечества, территорией открытий, инновационного поиска, должна стать привлекательной для этих специалистов. Целесообразным становится очередной поворот к образованию, как обеспечению духовных потребностей личности, а не инструменту обеспечения производственных потребностей.

Миссией России, определяемой интеллектуальным фактором, является создание условий развития интеллектуального потенциала, как стратегического ресурса России и интеллектуального потенциала арктического сообщества в этом стратегическом ресурсе.
            
Российская миссия в Арктике

В возрождении геополитического значения России, реализации её арктической миссии существует объективная потребность. Без стабилизирующей роли России бескрайние просторы постсоветского пространства обречены на неупорядоченность в межгосударственных отношениях. Смысловое обобщение эволюции геополитических факторов, определяющее российскую миссию в Арктике, позволяет обосновать ряд направлений её реализации.

Первое - формирование  Арктической организации государства для реализации Арктической доктрины России, определив, что концепция устойчивого развития предпочтительна уже потому, что в ней речь идет о смене конкурентного типа поведения на согласительный.

Второе - принятие и реальное выполнение Программы реализации Арктической доктрины России, включая военный аспект, поскольку стимулирующим доверие к решениям и мегапроектам, является конкретное и чёткое, понятное «обывателю» научное обоснование любого мероприятия, чего нет в большинстве случаев. Это порождает у населения уверенность в некомпетентности руководителей, в умышленном искажении понятий и существа событий, являясь основанием для недоверия к власти.

Третье - реализация прорывного суперпроекта в Арктике, сопровождаемого мощным информационным обеспечением. Например, автономного планетного поселения, типа Умки или эко-города в кратере «Трубки мира» возле Мирного, или купольного города типа автономного поселения.

Четвёртое - осуществление скорейшей информатизации арктических регионов для вовлечения всего населения в информационное взаимодействие, что компенсирует сложность и дороговизну пространственного взаимодействия с помощью наземных, воздушных и любых других коммуникаций.
 
Пятое - развертывание PR-кампании арктических идеалов, перспективности арктических проектов для России, прозрачности финансовых потоков, поскольку необходимо мощное информационное обеспечение реализации Арктической доктрины. Пора прекратить разговоры об Арктике как источнике минерально-сырьевых ресурсов и перенести акцент на ресурсы человеческие, поскольку интеллектуальный ресурс, в отличие от  материального, со временем только обогащается. Необходимо пропагандировать мужественную романтику этого региона, доказывая ответственность каждого за выполнение российской миссии в Арктике.

Шестое  - предложение в  международные организации приоритетных проектов и занятие лидирующих позиций в этих организациях, с учетом того, что миссия России в Арктике предполагает не преференции, а, прежде всего, ответственность, своеобразный «крест», который она должна нести с помощью всего мирового сообщества.

Седьмое - формирование в России как минимум двух рабочих группы Арктического совета, отражающих претензии России на лидерство в арктической политике. Даже Исландия имеет две рабочие группы, а в России нет ни одной. Такая группа может быть сформирована на базе Центра изучения Арктики.

Восьмое - интенсификация мер по  вовлечению коренных народов Севера в общественно-социальные мероприятия региона, включая экспертизу проектов. Пока это получается плохо, не от хорошей жизни приходится землю покрывать трубами. Главной задачей является обеспечение лучшего качества жизни коренного и неаборигенного населения при прочих равных возможностях и силовой поддержке, без которой в современном и будущем мире говорить о соблюдении любых договорённостей просто несолидно.

Девятое - развитие интеллектуально потенциала Арктического региона путём повышения  компетентности руководителей северных регионов на основе создания научных центров и их Ассоциации, как важнейшего интеллектуального фактора. 
         
Литература
1.                  Барсегов Ю.Г., Корзун В.А., Могилевкин И.М. и др. Арктика: интересы России и международные условия их реализации/ - М.: Наука. 2002
2.         Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования. 2007. http://www.gisa.ru38029.html
3.     Митько В.Б. Геополитические факторы, определяющие содержание Арктической доктрины России. Труды НПК «ГМО хоз. деятельности в Арктике и замерзающих морях». СПб. – 2002
4.     Митько В.Б.. Минина М.В. Геополитические факторы, определяющие устойчивое развитие Арктики в 21 веке. Труды МНПК «Наука и техника для устойчивого разв. сев. регионов». СПб. - 2003
5.     Митько В.Б. и др. «Разработка концепции и определение роли субарктической зоны Республики Саха (Якутия) в циркумполярном пространстве и её влияния на систему расселения». Отчёт о НИР -СПб.: РосНИПИУрбанистики.- 2008
6.     Поленин В.И. Теория стратегической устойчивости государства. Материалы НПК «Цели развития тысячелетия и инновационные принципы устойчивого развития арктических регионов».-СПб.: «ПИФ СОМ», 2011
7.     Гильтман М.А. Уровень жизни населения Тюменской области в 1995-2009 гг. Комментарий к Стат. сб. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.-Т., 2010.-355 с.
8.   Тихонравов Ю.В. Геополитика.-М.:ИНФРА-М., 2000
9.  Материалы Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».- СПб, 2012
10. Материалы МНПК «Арктическая зона  Российской Федерации: Северо-восточный вектор развития».- СПб, 2012
11. Материалы IV Всероссийской морской НПК «Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике». Мурманск, 2012
12. Прохоров  П. Шкура белого медведя. «Эксперт Севео-Запад», № 27, 2007
13. Моцак М.В., Прошкин,  Кыбальный М.В. Морские подводные роботы в освоении и охране нефтегазовых месторождений российского сектора Арктики. ХХ1 века. «Арсенал», № 1, 2009
14.  Осипов Г.В. О социально-демографических процессах в России и прогнозах их развития. В сб. «Научные проблемы безопасности Российской Федерации». Вып. 1. Материалы научного совета  при Совете Безопасности РФ.- М.: Юрид. лит., 1996
                     
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.85
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Северение» России (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2013
"реализация прорывного суперпроекта в Арктике...  купольного города типа автономного поселения. "

При 90-% откатах от купола останется только 10%.А чукча в чуме ждет рассвета,А рассвет наступит летом,А зимой рассвета в тундреЗа полярным кругом нет.


[ Ответить на это ]


Re: «Северение» России (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2013
Да уж лучше сразу на Марс!


[
Ответить на это ]


Re: «Северение» России (Всего: 0)
от Гость на 13/05/2013
Два источника удивления: автор статьи - человек из "ленинской комнаты", искренне делящийся знаниями, которые сумел добыть и редактор "Атома", публикующий подобные "откровения".


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru