proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[12/04/2013]     Идеи и механизм разумной деятельности

Доктор Л.Прейгерман, Израиль

Идеи являются неотъемлимой составной частью процесса разумной деятельности. Между тем, до настоящего времени отсутствует исчерпывающее научное определение сущности идей и объяснение механизма их реализации. В настоящей статье рассматривается предлагаемая автором  физическая модель разумной деятельности  и  идей с точки зрения современных научных знаний.



Введение

Представления о разуме и лежащих в его основе  идеях интуитивно присущи каждому человеку. Они вытекают из его повседневного опыта, творческой, познавательной, мыслительной  и других видов интеллектуальной деятельности. Идеи при этом воспринимаются человеком, как некие озарения или сообщения, пришедшие  ему в голову. Они  касаются свойств объектов реальной действительности и Вселенной в целом, их строении, внутренних и внешних связей, явлений и процессов, возникающих вследствие изменения этих связей, а также понятий, отражающих отношения предметов и явлений. 
     
Осмысленное или, точнее, философское определение идей впервые появляется  в учениях Платона. С этого момента, вплоть до настоящего времени, не затухает ожесточенная полемика между сторонниками двух противоположных подходов к вопросу о сущности идей и их соотношении с материей и духом.  
     
Согласно Платону, реальный мир (фюзис) представлен в виде неразрывного единства двух противоположностей – совокупности чувственных вещей и их антиподов, нечувственных (неощущаемых) бестелесных идей. Содержание чувственных вещей составляет непрерывно и неотвратимо изменяющаяся материя. Она, благодаря,  атрибутивно присущей ей изменчивости, придает чувственным вещам свойство ощущаемости (телесности). Она же, с другой стороны, лишает их истинного существования, т.к. они, непрерывно изменяясь под ее воздействием, одновременно существуют и не существуют.

Своей сущностью  фюзис обязан  второй составляющей – неизменным и вечным (нетленным), бестелесным идеям. Идеи постигаются при этом человеческим разумом в форме нематериальных образов, мыслей, понятий, представлений, умозаключений, других категорий разумной деятельности [1,2]. 

Вторая, противоположная, точка зрения принадлежит Демокриту. Материя по Демокриту – это единственная во Вселенной и самодостаточная субстанция – все, из чего все состоит. В мире не существует ничего, кроме материи. Идеи, лежащие в основе   человеческого разума, сознания и  мыслительной деятельности,   являются материальным продуктом материального мозга, высшей формой движения  материи [2].* 

Философская концепция Демокрита   с течением времени  перешла в науку, в которой вплоть до начала ХХ столетия  господствовала тождественная ей модель однополярного и  стационарного мира. Эта модель в определенной мере присуща и современной  науке.
    
Промежуточным звеном между философией Платона, которая со временем была предана почти полному забвению, и рационализмом Демокрита, достигшим своего расцвета в эпоху просвещения и классического французского материализма, стал диалектический материализм К.Маркса. 
    
Признав вслед за Платоном нематериальность человеческого сознания, марксизм остановился, однако, на полпути и сам загнал себя в тупик, допустив, что сознание, а также лежащие в его основе идеи и мышление являются исключительной прерогативой и продуктом мозговой деятельности человека. В этом смысле, по Марксу, сознание вторично и является производным от материи [2]. 
    
Указанный спор еще далек от разрешения. Однако сегодня становится все более  ясно, что
различного рода  рационалистические учения входят в противоречие с современными научными данными, которые свидетельствуют в пользу целенаправленно развивающегося и конечного в пространстве–времени изначально двуполярного мира.
    
В связи с указанным, наука все в большей степени возвращается к точке зрения Платона, которая замечательным образом пересекается с ее современными воззрениями.

2.   Идеи – источник порядка во Вселенной
 
На первый взгляд может показаться, что все объекты реального мира отличаются между собой своим материальным содержанием. Указанная точка зрения следует, в частности, из атомистической теории Демокрита и как будто подтверждается современной молекулярно-кинетической теорией, согласно которой   свойства тел, на первый взгляд, определяются, соответственно, свойствами структурных элементов, из которых они состоят.

С другой стороны, из той же молекулярно-кинетической теории следует, что различные агрегатные состояния вещества, а также многочисленные изомеры и гомологи, одинаковые по своему атомно-молекулярному  составу, существенно отличаются между собой по своим физическим и химическим свойствам, обусловленными  различиями  в их строении.  Кроме того, согласно современной физической теории  все материальные объекты, физические тела и поля, несмотря на их огромное разнообразие, состоят из сравнительно небольшого набора и одинакового удельного количества одних и тех же элементарных частиц.
    
Известно также, что частицы вещества (фермионы) связываются  между собой путем обмена частицами (квантами) поля (бозонами) и, группируются на разных структурных уровнях в определенные порядки, которые определяют функциональность объектов [3,4,5,6,7] и их   индивидуальности, образующие все многообразие материального мира. 
   
Порядки, определяющие качественную индивидуальность материальных объектов, непрерывно меняются. Эти изменения не нарушают, как правило,  квазистабильности  систем и их восприятие в качестве функциональных индивидуальностей в течение достаточно большого времени наблюдения.  Объясняется это тем, что они в среднем  носят флуктационный характер и взаимно компенсируются. 
   
Кроме непрерывных, флуктуационных и случайных изменений материальных систем, происходит также, в полном соответствии со вторым началом термодинамики, их  неустранимое  однонаправленное  развитие в направлении дисфункции и хаоса.  Однако они развиваются при этом так, что их изменения   остаются  чаще всего  малозаметными для наблюдателя. Например, дом напротив, который мы все время видим, или человек, с которым мы рядом живем, растущий в огороде  цветок и пр. все время меняются. Дом ветшает, человек растет, со временем  стареет, цветок распускается, а затем увядает и т. д.   Ежедневно наблюдая изменяющиеся объекты, мы  как будто  не замечаем их направлененных изменений, хотя, в конечном итоге,   неизбежно фиксируем  их старение и дисфункцию.  То же относится к происходящим вокруг нас процессам. Каждый из них является результатом изменений состояний тех или иных систем, возникающих, в свою очередь, как следствие изменений порядков на низлежащих структурных уровнях, нивелирующих эти порядки.
 
Все это, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что  качественное отличие вещей и их состояний  определяется не  материальным содержанием, а формой его реализации,  то есть  группировкой и упорядочением их составных частей на разных уровнях.  Именно  порядки взаимного расположения частей на каждом данном уровне, а не свойства этих частей, определяют   свойства физических тел и полей,  В  комплексе они создают их   соответствующую функциональность и качественную индивидуальность. Так хижина и дворец, сложенные из одних и тех же кирпичей, разительно отличаются между собой только потому, что эти кирпичи сложены в них по-разному, то есть образуют разные порядки [6,8,9]. 
    
Сами по себе порядки систем крайне неустойчивы. В отсутствии защитных механизмов системы практически мгновенно распадаются и переходят в  беспорядочные состояния, нивелирующие их индивиуальности [10]. Этому, однако, препятствуют  защитные средства, которые тем сложнее, чем выше степень упорядоченности систем. Так, например, высокоорганизованные биологические  системы не просуществовали бы и доли секунды в отсутствии сложной иммунной защиты, защитных мембран  клеточных структур, кожных покровов и пр. Наоборот,  низкоорганизованные живые существа, например сине-зеленые водоросли, или низкоорганизованные элементарные частицы, например  лептоны,  живут бесконечно долго при отсутствии каких-либо сложных защитных устройств [10]. 
   
Простейшей защитой упорядоченных систем являются потенциальные барьеры, возникающие на границах дискретных образований. Дело в том, что граничные элементы структур всегда лучше упорядочены, чем внутренние структуры и поэтому, как правило, втягиваются внутрь систем, предохраняя дискретные комплексы от распада. Что касается элементов внутренних структур, то каждый из них флуктуирует относительно своего устойчивого равновесного состояния, а все вместе образуют  квазиустойчивый порядок в виде симметричного (то есть крайне неупорядоченного) образования наивысшего для данных условий уровня. Любое спонтанное нарушение этой симметрии приводит к повышению упорядоченности элементов систем, стремлению систем в связи с этим к  возврату   в исходное состояние или и переходу в новое квазиустойчивое состояние.   Так возникают поля взаимодействий, связывающие  структурные элементы систем на разных уровнях в соответствующие равновесные порядки, а также распределение  материальных совокупностей, которыми   определяются геометрия  и топология пространства-времени, его кривизна, связность, ограниченность  и т. д. [3,5,7,10]  
    
В   глубине вещественных, то есть атомарных,  образований господствуют сильные и электрослабые взаимодействия. Они, как известно, концентрируются в очень малой пространственно-временной области (Δх ≤ 10-15м;  Δt ≤ 10-23 с) на  внутриядерных уровнях. Под их совместным воздействием на ядерных и субядерных уровнях возникают флуктуирующие, но в среднем квазистабильные порядки в виде дискретных образований кварков и адронов (протонов, нейтронов и мезонов), связанных с помощью квантов сильного поля (глюонов, пи-мезонов).  
       
Пока еще не установлено, существуют ли более мелкие структурные частицы, чем кварки. Тем не менее, достоверно известно, что кварки являются качественно индивидуальными образованиями, характеризуются конкретными физическими свойствами и соответствующей им функциональностью. Это означает, что они обладают определенной внутренней симметрией и, соответствующей ей, упорядоченностью. То же самое можно сказать и о других частицах, участвующих в электрослабых взаимодействиях, лептонах (нейтрино, электронах и их античастицах).
    
На следующих уровнях, за пределами атомных ядер, вплоть до границ атомно-молекулярных образований, господствуют электромагнитные взаимодействия, источниками которых выступают двуполярные электрические заряды. Вытекающие из законов квантовых взаимодействий структурная неоднородность и правила запрета   упорядочивает атомно-молекулярные уровни, придает им соответствующую устойчивость и приводит  к формированию многообразия атомно-молекулярных порядков, образующих весь комплекс известных в природе вещественных образований. 

Радиус действия электромагнитного поля в принципе практически бесконечен, однако одинаковые количества разноименных зарядов  в атомах ограничивают  его  областью локализации атомно-молекулярных уровней ( 10-10 – 10-9 м).
   
На макроуровнях действуют  сильно ослабленные электромагнитные и достаточно слабые гравитационные взаимодействия, порождающие непрерывные флуктуации макропорядков. Упорядочению вещества на макроуровнях противодействуют релаксации, возникающие под действием градиентов неравновесного распределения вещества и его физических параметров. По этой причине на макроуровнях царит относительный хаос, которому в земных условиях противостоит упорядочивающая деятельность человеческого разума. 
    
Наконец, гравитационные взаимодействия   обеспечивают соответствующие  симметрии и порядки на мегауровнях глубокого космоса и упорядочение звездно-галактических систем. Заметим, что на микроуровнях и в космосе релаксации подавляются более мощными фундаментальными  полями  и потенциальными барьерами,  поэтому они заметной роли здесь не играют.
      
В течение малых временных интервалов, сравнимых с длительностью элементарных взаимодействий, изменения порядков на каждом из структурных уровней порождают огромное количество процессов, определяющих упорядоченное функционирование Вселенной и всех ее  частей. Таковы, например, радиоактивные и термоядерные процессы, являющиеся следствием изменения порядков  на уровне  атомных ядер; радиационные, оптические, химические процессы – на атомных уровнях.   тепловые  процессы, процессы переноса, процессы в упругих средах, релаксации – на  молекулярном уровне; тектонические, геологические, атмосферные и др. процессы – на  макроуровнях Земли и других планетах земной группы; астрофизические и космологические процессы – на звездно-галактических уровнях и пр.[3,4,5,7]
   
Из рассмотренной картины мира следует непреклонный вывод  о его самоорганизации, исключающей необходимость существования некоей внешней по отношению к нему  организующей его сущности. Это, однако, означает, что он не может быть чисто материальным. Действительно, материя, функционирующая под действием объективных законов Природы, может, согласно второму началу термодинамики,  развиваться исключительно только в сторону хаоса и дисфункции. Другими словами, чисто материальный мир обречен на небытие.  Точка зрения, согласно которой материи при определенных условиях, действующих, например, при прохождении микропроцессов или  в случаях бифуркации,  присуща способность к самоорганизации, является, по нашему мнению, ошибочной [6]. Это следует из того, что микро и бифуркационные процессы недетерминированы и непредсказуемы. Им свойственна определенная свобода выбора своего поведения. Это значит, что они не являются чисто материальными. На самом деле разрушительным материальным процессам в указанных условиях противостоит некая организующая их целенаправляющая  сущность, которая, с нашей точки зрения, эквивалентна разуму [6].   
     
Все потенциально возможные порядки и упорядоченные последовательности, как известно, определяются соответствующими правилами, алгоритмами. Очевидно, что алгоритмы упорядочивания существуют независимо от того, реализованы ли определяемые ими порядки в действительности. Это значит, что они таковы не потому, что таков мир, а, наоборот, мир во многих отношениях таков, что таковы  упорядочивающие его правила. Это, с нашей точки зрения, означает что алгоритмы порядков определяют качественную  индивидуальность материальных объектов и по своей природе эквивалентны нашим интуитивным представлениям о идеях.  Это позволяет нам определить идеи следующим образом.

Идеи – это правила (алгоритмы), определяющие все потенциально возможные порядки и их упорядоченные сочетания, независимо от их фактической реализации в действительности. 

Множество порядков, представленных совокупностью всех возможных идей, значительно шире множества упорядоченных под их воздействием объектов реального мира. В  действительности реализовано лишь мизерное количество  от всего множества потенциально возможных идей. Это объясняется логической несопоставимостью большинства идей, действующими на разных уровнях  законами сохранения и запретами, второстепенностью или несущественностью многих идей, их неактуальностью с точки зрения необходимости для реализации эволюционных процессов, беспорядками, органически присущими большинству реальных систем реального мира и др.
    
Упорядоченное по определенным правилам сочетание порядков взаимного расположения структур на всех структурных уровнях и упорядоченные последовательности их изменений однозначно программируют, как мы считаем,  совокупность всех физических явлений и характеристики состояний материальных объектов  в каждом состоянии.  Это значит, что идеи определяют, как отдельные качества (признаки, свойства) объектов и их индивидуальность в целом, так и качество их отдельных частей и структурных элементов на  любом уровне. Они же программируют все явления и процессы, возникающие в процессе изменения указанных порядков. Особую группу образуют идеи понятий, определяющие взаимосвязи между предметами, событиями и людьми (идеи добра и зла, любви и ненависти, сродства и антагонизма и т.д.).
    
Из данного определения следует, по нашему мнению, что идеи  воспроизводят во всех деталях упорядоченный в пространстве-времени материальный мир, а мир построен в соответствии с логикой порядка, заложенной в идеях [6,8]
    
Идеи по их определению  являются, таким образом, чисто логическими, нематериальными категориями.  Они недоступны, в частности, ощущениям и восприятиям и являются бестелесными сущностями. Они могут быть восприняты только через умозаключения человеческим разумом. Идеи, соответственно, не характеризуются физическими параметрами и не подчиняются физическим законам. Другими словами, они существуют вне физического мира и атрибутивно связанного с ним пространства-времени. Можно, например, говорить  об идее времени, но нельзя говорить о времени существования идей. Можно говорить об идее пространства,  но нельзя говорить о пространстве идей так же, как нельзя говорить о размерах, конфигурации или допустим о температуре идей. Они являются вневременными и внепространственными категориями. 
     
С другой стороны, идеи напрямую связаны с разумными процессами, то есть с неотделимыми  от Вселенной  упорядочивающими, целенаправленными,  организующими сущностями, противостоящими слепому, жестко детерминированному поведению, которым обусловлено неустранимое развитие материального мира в направлении хаоса и разрушения. Идеи являются обязательными организующими нематериальными составляющими разумного (упорядоченного) поведения Вселенной и всех ее частей, выступая в качестве его источника.
   
Предлагаемая нами модель идей в некоторых отношениях напоминают платоновскую модель, но существенным образом  отличается от нее своим конкретным научным содержанием, следующим из современных физических теорий. Кроме того, и это имеет большое принципиальное значение, к идеям, по данному нами определению, неприменимы платоновские концепции  вечности и нетленности. Это значит, что длящийся со времен Платона спор о первичности или вторичности идей не имеет смысла и является беспредметным.
   
Объективно  материальные   объекты    определяются   и идентифицируются их порядками, а субъективно они воспринимаются в процессе отражения в виде упорядоченных последовательностей сигналов, отражающих   совокупности признаков (качеств) и их изменений. 
    
Следует отметить, что идеи, как логические категории, допускают математическое представление в виде упорядоченных по их алгоритмам дискретных последовательностей и предполагают использование в их отношении логических операций – анализа, синтеза, экстраполяций, абстрагирования, сравнения, обоснования, установление соответствия и т.д. Такое представление, кроме всего прочего, замечательно тем, что оно «задумано» Природой для установления взаимно-однозначного соответствия между ее объектами и их восприятиями, которое реализуется в процессе отражения реальной действительности. В самом деле, при отражении происходит наложение (модуляция) на материальные носители дискретных последовательностей сигналов, упорядоченных в полном соответствии с порядками отражаемых объектов. Эти упорядоченные последовательности сигналов представляют собою материальные копии, матрицы, порядков отражаемых объектов. Они содержат в себе две сущности – материальную  (энергетическую), в форме  носителя информации и элементов ее кодирования, и идеальную (информативную), которая воспроизводит правила   упорядочения отражаемых объектов, выражающие  в закодированном виде сообщения  об их функциональности.  Назовем указанные сигналы  материализованными идеями  [6,8]. 
   
После   преобразований в органах чувств материализованные идеи передаются  по специфическим каналам связи в соответствующие центры  головного мозга, где они синтезируются в определенные образы (мыслительные или зрительные, звуковые, вкусовые и т. д.). Здесь поступившая с ними информация используется для создания адекватных ей сигналов действия. Источником  сигналов действия, по нашему мнению, является, однако, не энергетическая составляющая материализованных идей, которая  служит лишь в качестве спускового крючка для их создания. Сами сигналы действия  возникают   по командам головного мозга и вырабатываются им  под воздействием  информации,  принесенной  материализованными идеями.
   
Что же касается энергетической составляющей, то она является настолько мизерной, что лежит значительно ниже порога чувствительности и служит лишь в качестве элементов кодирования информационной составляющей материализованных идей. В этом смысле материализованные идеи можно рассматривать, по нашему мнению, как  виртуальные образования, тождественные во многих отношениях виртуальным частицам.  
Совершенно очевидно, что  образы, синтеризующие поступающие в головной мозг материализованные идеи, не являются точной копией отраженных ими объектов реальной действительности и соответствующих им порядков. Это связано, во-первых, с тем, что в силу несовершенства органов чувств или вооружающих их приборов, ими отражаются порядки не на всех уровнях объекта, а лишь на тех из них, которые доступны восприятиям, воспроизводя чаще всего лишь внешние очертания и признаки объектов. Во-вторых, разрешающая способность органов чувств или приборов не позволяет   идентифицировать очень мелкие детали объектов (как правило, меньше 1 мкм) или очень быстрые изменения внутри объектов (как правило, длительностью менее 1 мкс). Кроме того, на воспринимаемую информацию накладываются помехи (шумы), которые являются следствием отражения порядков самих органов чувств и приборов, а также влияющих окружающих предметов и событий, в т.ч. и носителей взаимодействий.  Наконец, в настоящее время доказано, что при проникновении вглубь материи и космоса искажение информации становится неустранимым тем в большей степени, чем на более глубоких уровнях сконцентрированы отражаемые порядки.

3Механизм разумной деятельности человека

Специфика биологических процессов заключается в том, что они не детерминированы физическими законами, а являются следствием реализации генетических программ жизнедеятельности. Это значит, что они, хотя и происходят по объективным физическим  законам,  но их результаты определяются не этими законами, а заложенными в генетических программах алгоритмами, упорядочивающими последовательности естественных  материальных процессов. 
   
Слаженная и точно скоординированная работа всех структурных элементов биологических систем (живых организмов), их целенаправленное взаимодействие с внешней средой и функционирование в точном соответствии с указанными выше генетическими программами, обеспечивается специализированными органами контроля и управления, среди которых у высших животных центральное место занимает головной мозг.
    
Головной мозг связан со всеми органами управления и структурными элементами организма, согласовывает и синхронизирует их деятельность. Он, кроме того, играет роль центральной диспетчерской и своеобразного дирижера, обеспечивающего слаженную работу огромного, высокоорганизованного и сложного ансамбля живых клеток, именуемого организмом.
    
Функции головного мозга высших животных, направленные на обеспечение их жизнедеятельности, отличаются огромным разнообразием. Среди них следует отметить функции дистанционного контроля и управления, автоматического регулирования жизненно важных параметров жизнедеятельности, взаимодействия с внешней средой, поддержания системы и всех ее составных частей в состоянии гомеостаза,   квазиустойчивости.  Особое значение имеют функции головного мозга, направленные на организацию взаимодействия организма с внешней средой с целью его энергетического питания и ориентирования в  постоянно изменяющихся условиях среды. К ним относятся процессы обмена веществ, отражения, обучения и адаптации; восприятия, накопления, хранения и использования информации; управление процессами, связанными с проявлениями свободы воли, оптимального выбора и разумного поведения, творчества.
    
В результате эволюции головной мозг претерпел целый ряд скачкообразных изменений. Один из тех качественных скачков заключается в том, что он научился синтезировать разрозненную информацию, поступающую извне, в определенные образы, создающие в совокупности субъективную картину объективной действительности. В этом смысле  мозг проявляет себя, как высокоорганизованный механизм, с помощью которого природа решает важнейшую задачу экономного восприятия и использования информации.
   
Впоследствии человек, копируя  природу, поставил перед собой  аналогичную задачу. 

Он, однако, реализует ее с помощью значительно более сложных и менее эффективных  доступных ему технических средств радиоэлектроники, кибернетики, бионики  и пр.
   
Образное восприятие – это своеобразный способ кодирования поступающей в мозг информации. Оно отличается огромным разнообразием по способам своей реализации как для разных особей одного и того же вида, так и для особей разных видов, отличающихся между собой уровнем своей организации. Так, например, даже два разных человека по-разному воспринимают окружающий мир. Эти восприятия  различны у художественных и рационально мыслящих натур, у мужчин и женщин, у психически здоровых людей и страдающих той или иной патологией, у зрячих и слепых людей, у слышащих и  глухонемых и т.д. У людей ведущую роль в образном «видении» окружающего мира играют визуальные восприятия; у многих, высших  животных и у некоторых насекомых (пчелы и др.), кроме того, - запахи; у птиц – звуковые образы; у низших животных – ощущения и реакции.
   
Членораздельная речь, изобретенная   человеком на определенной стадии свего развития, – это  лишь дальнейшее усовершенствование широко распространенного в природе образного кодирования окружающей действительности и его преобразование в словесное кодирование с использованием звуков различных параметров (длительность, прерывистость, громкость, тональность, тембр и т.д.). Интересно, что  некоторых птиц, в жизни которых большую роль играют звуковые образы, можно обучить членораздельной речи (попугаи, сороки и др.).
    
Из сказанного следует, что функционирование головного мозга у различных животных и человека, имеет много общего. Речь в данном случае идет о функциях, которые определяются генетическими программами популяций, проходят в связи с этим на так называемом бессознательном уровне и направлены в основном на обеспечение жизнедеятельности организмов. 
   
Специфической особенностью функционирования человеческого мозга является осмысленное восприятие сознанием окружающей действительности, которое является следствием преобразования материализованных идей. Рассмотрим механизм этого процесса на примерах реализации основных функций сознательного поведения человека.   Материализованные идеи будем, для простоты, впредь называть просто идеями.
    
Одним из важнейших  элементов осмысленной деятельности человека, необходимо предшествующий всем процессам сознательного восприятия и творческого преобразования окружающей действительности, является процесс познания. Познание содержит в себе несколько этапов. 
     
Первый, наиболее простой, но самый важный этап – процесс накопления знаний. Под знаниями будем при этом понимать все заложенные в процессе практической деятельности и обучения в память человека   на долговременное хранение  идеи, поступившие в его головной мозг   извне, в результате отражения действительности. Указанные идеи будем называть стандартными или образцовыми.
    
На следующем этапе происходит запоминание полученных знаний.  Память сводится к фиксации поступивших в головной мозг идей в виде совокупности последовательностей, отражающих порядки, реализованных в реальной действительности. Память не является прерогативой   человека, а присуща  всем без исключения биологическим системам и в примитивном виде присутствует уже у простейших, в т.ч. одноклеточных, организмов. Она также реализована техническими средствами в системах искусственного интеллекта. В общем виде память сводится к фиксации (записи) идей с помощью соответствующих систем кодирования (материальных символов идей) и их хранения в таком виде в течение необходимого, часто весьма длительного времени. Для записи идей  используются специализированные группы клеток головного мозга, которые условно называют ячейками памяти. Ячейки памяти человека сконцентрированы в основном в подсознательном отделе головного мозга. Память человека значительно сложнее памяти других живых организмов, т.к. она предполагает не простое складирование и хранение идей, а их адресное распределение по специализированным, определенным ячейкам и возможность их извлечения в любой момент с помощью волевых команд. Кроме того, в отличие от других живых организмов, человек использует идеи, заложенные в его памяти, не только для обеспечения процессов жизнедеятельности, но также для реализации сознательной поведенческой, творческой и познавательной деятельности. 
   
Важнейшим звеном процесса познания является также этап осмысления идей, который включает в себя ряд необходимых для достижения этой цели логических операций. К ним относятся процессы словесного кодирования идей, их анализа по присущим им признакам,  а также классификации, сравнения и увязки, оценки, идентификации и отбора, определения логической обоснованности, внутренней противоречивости и т.д. Перечисленные процессы осмысления идей выполняются, с нашей точки зрения,   с помощью  их непрерывного, но сознаваемого или осознанного перебора и сравнения.
    
Перебираемые идеи ассоциируются  чаще всего  с закодированной тем или иным образом мыслью, а сознательная работа мозга, связанная с перебором идей, с мыслительным процессом. В зависимости от используемого в мыслительном процессе способа кодирования различают образное и словесное мышление. Образное мышление  ближе к чувственным восприятиям и отличается своей эмоциональной окраской. Словесное мышление способствует его абстрагированию от чувственных восприятий и часто, в связи с этим, называется рационалистическим.
    
В общем случае процесс перебора идей является неупорядоченным. Возникающие при этом мысли мало увязаны между собой, являются разрозненными и случайными. С учетом высказанного выше предположения о тождественности идей и виртуальных частиц перебор идей можно рассматривать также как процесс, тождественный процессу  своеобразного  перебора пар виртуальных частиц, который сводится к их случайному  непрерывному рождению  и аннигиляции  в физическом вакууме. 
      
Необходимость непрерывного повторения этого процесса, каждый раз с перебором других идей, с точки зрения их осмысления и тренировки мозга совершенно очевидна.
     
От обычных   процессов    мышления   следует   отличать   размышления. Источниками размышлений выступают, как правило, те или иные целевые установки, поступающие извне или из подсознания  головного мозга. Размышления реализуются путем целенаправленного, строго упорядоченного перебора идей. Они необходимы при решении логических и творческих задач, оценке ситуации и выборе соответствующего поведения, являются неотъемлемой составной частью процесса познания, в том числе изобретений и открытий, а также процессов творчества.
Выше подчеркивалось, что количество потенциально возможных идей во много раз превышает количество реализованных. В этом нет ничего удивительного, т.к. возможное количество идей определяется всеми возможными порядками и их комбинациями и стремится, в связи с этим, к бесконечности. Это означает, во-первых, что оно не может быть полностью реализовано в конечном мире. Во-вторых, многие идеи являются в данных условиях логически противоречивыми, нереализуемыми, неэффективными или вредными. Наконец, при решении глобальных задач эволюции Вселенная оставляла часто нереализованными частные идеи. 
    
В связи с указанными обстоятельствами, большое значение в сознательной жизни человека приобретает его творчество, в котором используется уникальная способность человеческого мозга к конструированию новых идей и их реализации в материальном мире. Конструирование новых идей базируется на заложенные в них математические свойства, позволяющие реализовать их различные комбинации из стандартных идей. Полученные при конструировании новые идеи могут оказаться реализуемыми при тех или иных условиях или фантастичными, недоступными для их реализации. Фантастичность идей носит относительный характер. Очень часто идеи, казавшиеся нереализуемыми, рассматривались как фантастические только в связи с недостатком соответствующих знаний. Так, например, считавшиеся ранее фантазией идеи космических полетов, использования внутриатомной и внутриядерной энергии при наличии соответствующих знаний стали в наше время реальностью.
    
Конструирование и реализация новых идей с необходимостью связано, как с накоплением знаний, так  и с длительными размышлениями и развитым воображением.  В очень малой степени оно определяется результатами непосредственных наблюдений. Этим объясняется известный парадокс, заключающийся в том, что абсолютное большинство изобретений и открытий были сделаны не благодаря  наблюдениям, а вопреки ним, вследствие озарения. Так, например, возникла атомистическая гипотеза Демокрита, идея о вращении Земли вокруг оси, закон инерции, теория относительности, современная квантовая теория, многие  изобретения, не подсмотренные в Природе (колесо, сжигание углеводородного топлива с целью получения энергии  и др.) и пр. 
    
Озарения часто кажутся случайными. Они действительно являются следствием случайной комбинации идей, возникающей в процессе размышлений. Совершенно очевидно, однако, что они не могут прийти в голову необразованному (практически или теоретически) в данной области человеку.  Озарения  при   кажущейся случайности являются результатом длительных размышлений, базирующихся на определенный потенциал знаний. Известно, что идея периодического закона пришла в голову Д.Менделееву как озарение. Это стало возможным, однако, благодаря тому, что Д.Менделеев обладал огромными знаниями в области химии и размышлял над этой идеей в течение большей части своей творческой жизни.
    
Оценка  истинности вновь сконструированных идей  осуществляется путем выявления их соответствия  реальной действительности (практика-критерий истины). Эта оценка осуществляется обычно в два этапа. На первом этапе она выполняется путем  размышлений (часто умозрительно) на основании выявления логической непротиворечивости и обоснованности новых идей на уровне гипотезы. На заключительном этапе – путем сопоставления новых идей со  стандартными идеями, а также с помощью физического эксперимента и наблюдений, подтверждающих непротиворечивость новых идей реальной действительности. 
     
Оценка эффективности новых идей производится головным мозгом путем их сравнения со стандартными идеями и определения возможности их реализации. 
    
Заметим, что нами для простоты сознательно не рассматривается здесь участие в указанных процессах нервно-психической деятельности человека и влияние эмоциональной окраски идей на оценке их истинности и эффективности [10].
    
Другой важной частью мыслительной деятельности человеческого мозга является воображение. Оно проявляется тогда, когда вновь конструируемым идеям сознательно или бессознательно придается статус истинных идей  вне связи с их оценкой при сравнении со стандартными идеями. Идеи, созданные указанным способом, являются воображаемыми, а процесс создания воображаемых идей называется воображением.   В том случае, когда оценка вновь сконструированных идей является ошибочной и противоречит действительности, возникает иллюзия или утопия.  
     
Вновь сконструированные идеи до их сравнения с действительностью и стандартными идеями называются гипотезами. Гипотезы, подтвержденные практикой, лежат в основе новых научных теорий. Если та или иная гипотеза вступает в противоречие с установленными фактами, то ее считают ложной, по крайней мере для тех условий, в которых ее противоречие фактам не вызывает сомнений и легко подтверждается практикой.
     
Оценка истинности и эффективности новых идей является относительной и достаточно условной. Дело в том, что идеи, истинные или приближенные в той или иной степени  к действительности в одних условиях, могут оказаться ложными для других условий. Так, например, широко известны законы сохранения энергии и импульса. Эти законы подтверждены многочисленными наблюдениями и экспериментами и в условиях макромира не вызывают никаких сомнений. Здесь они носят характер абсолютных истин. Однако, в условиях прохождения микропроцессов для очень малых пространственно-временных масштабов, как следует из квантовой теории, они перестают действовать. Здесь, как выясняется, действуют противоположные законы, вытекающие из  соотношений неопределенности. Более того, оказывается, что не законы сохранения, а законы неопределенности являются более фундаментальными, так как законы сохранения вытекают из соотношений неопределенности для достаточно больших пространственно-временных масштабов, действующих в условиях макромира.  Из современных физических теорий следует также, что одни и те же процессы  могут  происходить  по-разному в одних и тех же условиях. Они, поэтому, недетерминированы и не могут прогнозироваться со стопроцентной достоверностью. Кроме того, эти процессы зависят, как от условий наблюдения, так и от присутствия самого наблюдателя. Наконец, по мере проникновения внутрь материи и дали космоса, как уже говорилось, теряется степень достоверности эмпирической информации, а на результаты наблюдений все в большей степени накладывается неопределенность, возникающая, как результат определенной свободы выбора поведения микроструктурами,  а также – влияния  измерительных приборов.  Наконец, вызывает сомнение, по нашему мнению, широко распространенное  утверждение, согласно которому с накоплением знаний мы непрерывно приближаемся к абсолютной и объективной истине. Все происходит, как мы считаем, с точностью до наоборот. Чем глубже мы проникаем в мир, тем ниже достоверность наших знаний о нем.  Еще великий Сократ в связи с этим говорил, что он знает лишь то, что ничего не знает.  Кроме того, сами понятия объективности и абсолютности  истины, с нашей точки зрения, проблематичны, так как то, что принимается как  истина  в одних условиях,  теряет свою истинность в других условиях.
     
Фантастические идеи, истинность которых оценивается исключительно на основе эмоций в отсутствии подтверждающих ее  фактов, составляют предмет мистики и веры.
       
С учетом сказанного,  все больше возрастает роль догадки, озарения, полученных умозрительно в процессе размышлений.  
    
Предложенное автором определение сущности идей и построенная, в связи с этим, новая модель разумной деятельности человека, базирующаяся на современных достижениях науки, позволяют, как мы считаем, объяснить многие до конца не разгаданные явления мыслительной и созидательной деятельности человека [6,8,10].
       
Повседневный опыт свидетельствует также  о том, что творческий, познавательный, другие процессы разумной деятельности человека, содержат в себе в качестве обязательных ряд  исходных упорядоченно следующих друг за другом элементов и идей, которые наиболее осмысленно проявляют себя в творчестве.  
     
Нетрудно видеть, что творческий процесс осуществляется в следующие строго упорядоченные относительно друг друга этапы:
1)      исходный этап – на  уровне идей, вытекающих из целевой установки;
2)      организационный этап – на  уровне идей замысла;
3)      информационный этап – на  уровне программы реализации замысла;
4)      исполнительный этап – на  уровне воплощения замысла и реализации программы сооружения объекта творчества,  превращения идеи замысла в действительность.
     
Идеи  целевой установки являются следствием взаимодействия человека с окружающей средой. Они возникают как реакция на возможный дискомфорт, устранение которого может быть предположительно достигнуто путем внесения в окружающую среду соответствующих улучшающих ее изменений.
      
Замысел содержит в себе  идеи реализации задач, вытекающие из целевой установки. На основе замысла в сознании соответствующего специалиста (конструктора, архитектора и др.) формируются образ, совпадающий во всех деталях с объектом творческого процесса, а также  формируются  идеи способов его реализации.
    
Программа составляется на основе идей замысла путем их упорядочивания, последующего кодирования  и фиксации материальными средствами в виде информации, удобной для дальнейшего считывания и практического воплощения.
     
Реализация объекта творчества осуществляется на завершающем этапе путем считывания информации программы и ее преобразования в сигналы управления энергетическими потоками, рабочей силой и техникой. Модуляция энергетических потоков сигналами управления, упорядоченных в соответствии с идеями, заложенными в замысле и  программе, обеспечивает упорядочение создаваемых связей согласно с алгоритмами замысла, перенесенными в программу, и их воплощение в реальность в виде материальных образований.
    
Мы видим, таким образом, что важнейшим обязательным этапом творческого процесса является материализация предшествующих ему идей, которая осуществляется в две стадии. На первой стадии идеи преобразуются в информацию, которая воспроизводит заложенные в них алгоритмы материальными средствами. Данная стадия является обязательной не только для творчества, но и для всех без исключения процессов творческой деятельности [6]. Вторая стадия  реализуется по-разному в различных процессах. Так, например, в процессах преобразования действительности идеи  преобразуются в  материальные объекты,  по описанной выше технологии, а в процессах   познания  информация, полученная на первой стадии, закладывается в соответствующие ячейки памяти головного мозга и извлекается оттуда, при необходимости, для дальнейшего использования [6,8].

4. Уровни Разума 
        
В течение длительного времени идеи и обусловленный ими разум  рассматривались, как исключительная  прерогатива человека, продукт человеческого головного мозга. Между тем, как показано выше, разумные поведенческие процессы не являются уникальными, доступными только человеку. Они, в полном соответствии с представлениями современной науки, присуши также всем без исключения биологическим системам и  неживому миру [6,8]. 
    
Нельзя, например, не восхищаться высочайшим уровнем разумного поведения клеточных структур и их ансамблей, организмов и отдельных особей  или  разумным поведением видов с коллективной формой функционирования.  Вглядитесь, в частности, в жизнь муравейника, и вы поймете,  насколько она разумна. У муравьев, например, есть свои враги, и они эффективно с ними сражаются. Однако, в отличие от царя Природы и разумного «гиганта», человека, они не затевают кровопролитных войн и революций и не убивают друг друга.  В муравейнике царит разумное разделение труда, полное взаимопонимание. Каждый муравей работает на муравейник и получает от него по  потребностям. Если в муравейнике и заводится некоторое количество трутней, то он или их содержит, или, что не менее разумно, изгоняет. Чем не коммунистическое общество, мечта о котором является для людей недостижимой утопией?
    
Само собой разумеется, что разум муравья существенным образом отличается от разума человека. Высочайший уровень организации человеческого мозга обеспечивает человеку способность осознанного творчества и самопрограммирования своего поведения. В отличие от человека,  поведение муравья жестко запрограммировано, а он сам является лишь послушным исполнителем чужой воли. Сказанное относится к жизнедеятельности всех организмов, от простейших одноклеточных до человека, функционированию и развитию всех, в том числе, неживых, материальных объектов.  В то же время нельзя не отметить, что программы, регламентирующие жизнедеятельность  живых существ и функционирование неживых объектов, выгодно отличаются от программ, создаваемых человеком,  Они, прежде всего, поражают своей глубокой продуманностью, высочайшим качеством, целесообразностью, целенаправленностью, точностью, экономичностью,  удивительной тонкой подстройкой и пр. Представляется  невероятным, чтобы такие  совершенные во всех отношениях программы, возникли случайно в течение конечного времени существования Вселенной.
     
В основе разумного поведения человека, биологических и неживых систем лежат соответствующие идеи, материализация которых упорядочивает по описанной выше схеме все процессы в соответствии с логикой порядков, заложенных в этих идеях. Примечательно также то, что конструирование новых идей    происходит не только в результате творческой деятельности человека, но является одним из важнейших источников всех процессов, происходящих во Вселенной и в каждой из  ее частей. При этом, с нашей точки зрения, в основе  процессов целенаправленной организации в Природе,  как и в случае творческой деятельности человека, лежит, как уже указывалось выше, один и тот же механизм  перебора, сравнения, оценки  и оптимального выбора наиболее эффективных идей. Если, однако, целенаправленный перебор идей в процессе размышлений и творческой деятельности человека, возникает под действием осмысленной  целевой установки, то целевая установка на реализацию оптимального варианта развития в неживой природе и биологических системах, разумное поведение которых является целенаправленным, но неосознанным, поступает к ним извне из предварительно сформированной программы развития. В этом нет ничего удивительного  и мистического. Ведь то, что доступно отдельной малой, почти точечной, части Вселенной, человеку, не  может быть недоступным Вселенной в целом. Наоборот, утверждение о том, что столь сложное образование, как человек, и  сложные генетические программы, управляющие его жизнедеятельностью, возникли  случайно, это и есть, с нашей точки зрения, настоящая мистика.
      
Таким образом,  разум является  неотъемлимым  от Вселенной организующим целенаправляющим  началом, существующим в ней изначально.  
      
Из вышесказанного следует, что можно в принципе рассматривать разные уровни разума, отличающиеся между собой по своим интеллектуальным возможностям, степени разумности. Отметим в связи с этим, по крайней мере, три уровня разума – глобальный, человеческий и искусственный.            
     
Глобальный Разум.  лежащий в основе целенаправленной эволюции Вселенной, отличается колоссальной мощностью и вездесущностью.  Он существует изначально в неразрывной связи со своим антиподом, материей, и как   начало, противостоящее изменению материи в направлении небытия, обеспечивает ее упорядоченное целенаправленное развитие. Между тем, удельная мощность глобального разума, распределенная равномерно по множеству всех объектов Вселенной, является настолько малой, что решение локальных задач в пределах одного, практически точечного объекта, например, планетной системы,   оказывается ему не под силу. Кроме того, время, которое требуется глобальному разуму для реализации соответствующих этапов развития Вселенной, недоступно для непосредственного наблюдения, так как оно исчисляется десятками, сотнями и более миллионов лет.
    
С указанной точки зрения нет ничего удивительного в том, что разумный локальный наблюдатель, например человек, изучая макромир, не обнаруживает в нем какого-либо влияния глобального разума. Более того, он, в пределах локального мира своей планетной системы, силой своего разума   конструирует минивселенную, воспроизведя на лабораторном уровне в масштабах малого времени все творения Природы, вплоть до  основ жизни и искусственного разума. В этом смысле у него есть все основания рассматривать себя, как единственного Творца во Вселенной.  Между тем, нельзя не заметить, что мощность человеческого разума является мизерной по сравнению с мощностью глобального разума. Все, на что способен человеческий разум,  сводится, главным образом,  к не очень удачному копированию   произведений Природы.   Объекты человеческого творчества – это лишь бледные копии объектов Природы, поражающих воображение  своим совершенством. Так, например, человеку потребовалось несколько тысяч лет на то, чтобы создать подсмотренное в Природе  крыло, которое лишь отдаленно напоминает продуманное до мелочей, ни с чем несравнимое по изяществу и совершенству, крыло маленького насекомого, уже не говоря о крыле птицы. 

В той же мере мощность разума третьего уровня, то есть мощность искусственного разума, создаваемого человеком,  во много крат меньше мощности  человеческого разума, но значительно превосходит его по быстродействию. Это позволяет человеку использовать искусственный разум для решения сублокальных задач, которые не под силу  человеческому разуму.
    
Все это  дало  нам возможность  предположить, что между  разными  уровнями разума имеет место не только качественная, но и количественная корреляция, которую можно выразить аналитически. 
    
Обозначим с этой целью время, необходимое для решения интеллектуальной задачи произвольной разумности, ∆t, а время – для решения  известной опорной задачи  данной разумности – ∆t0. В качестве опорной – примем задачу, решаемой в известной системе космологической сингулярности. Согласно современным представлениям физической космологии и квантовой теории поля величина ∆t0 равна минимально возможному во Вселенной времени, то есть его кванту  
                                                           ∆t0 = 10 – 43 c
     
Введем далее в рассмотрение величину относительного времени указанных двух процессов
                                                             N = ∆t/∆t0
      
Очевидно, что, чем глобальнее и разумнее решаемая задача, тем больше времени требуется разуму для конструирования идей, содержащих ее решение. На этом основании и с учетом вышесказанного можно допустить, что  величина N характеризует степень глобальности или, точнее, разумности  решаемой задачи, а величина dN/N имеет смысл величины относительной интеллектуальной мощности  решающей системы
                                                              dP = dN/N.
    
Интегрируя данное уравнение, получаем
                                                              P = lg N/N0 
где N0 – это степень   глобальности опорной задачи, доступной для решения в сингулярности.
      
Из полученных выражений, в полном соответствии с физическим смыслом, следует, что в сингулярности степень разумности задач является минимально возможной, то есть она, как следует из  ее определения, равна N = N0 ­­= 1, а интеллектуальная мощность равна нулю. Данный результат, несмотря на его простоту, имеет не только физический, но и философский смысл. Из него следует, что до большого взрыва  в сингулярности, существовал полный хаос, а разум возник одновременно с возникновением Вселенной и материи. Это, как мы считаем, значит, что спор о том, что первично и что вторично надуман и не имеет никакого смысла.
      
Окончательно, после подстановки величины N, получаем
                                                           P = lg 10 43∆t/N0
       
Введем в рассмотрение   единицу измерения интеллектуальной мощности, 1 инт (от слова интеллект). Назовем одним инт  мощность системы, для которой согласно определению N =10.
     
Воспользуемся полученным соотношением для сугубо приближенной оценки интеллектуальной мощности разумных систем разного уровня.  Для этого   зададим оценочные значения величины ∆t, исходя из следующих практических соображений.
    
Известно, что самая разумная задача, решенная глобальным разумом, связана с созданием
разумного человека. На решение этой задачи у него ушло, с учетом теории эволюции Дарвина, то есть при отсчете времени с момента возникновения жизни, около 3 млрд. лет. Человеку, для создания столь же глобальной задачи на своем уровне,  возможно, потребуется от 100 до 200 лет. Искусственный разум сам, без участия человека, еще ничего не создал, но на сегодняшнем уровне может идти речь о времени принятия разумным роботом самостоятельных решений. Примем это время, равным от нескольких секунд  до  одной минуты.  Допустим ориентировочно, что  для глобального разума под силу решение сверхразумных  задач, занимающих  время около 5 млрд. лет.  Для человеческого разума – до 100 лет, для искусственного разума – до       10 с.  В этом случае величина интеллектуальной мощности разума  будет соответственно – 60 инт, 52 инт и   44 инт.  Другими словами, на современном уровне мощность  разума более высокого уровня  превышает мощность ближайшего, более низкого уровня, приблизительно в 100 млн. раз [6,9].               



Литература

1.      Платон. Диалоги. АСТ, М., 2002.
2.      История философии. Под редакцией В.М. Кирилова, С.М.Попова, А.Н.Чумакова. Юность, М., 1996.
3.      Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теория поля. Наука, М., 1987.
4.      Большой энциклопедический  словарь   Физика. Гл. редактор А.М.Прохоров. Научное издательство. «Большая Российская энциклопедия», М., 1999.
5.      Курс физики. Под редакцией В.М.Лозовского. Т.2, изд. второе, Санкт-Петербург, 2001.
6.      Лев Прейгерман.  Вселенная и Разум. Мысль. Израиль, 2009
7.      Лев Прейгерман. Марк Брук. Курс физики.Т1, Т2. Мысль. Израиль, 2010
     8    Прейгерман Л.Идеи и механизм разумной деятельности. Ученые Записки, Вестник     
           Академии. Хайфа, , 2006   т.2
     9    Прейгерман Л.Уровни Разума. Ученые записки, Вестник Академии, Хайфа,2007, т4  
10. Лев Прейгерман. За пределами реальности. Израиль, Мысль, 2012 .

 *Примечание. Взгляды античных мыслителей изложены в их современной интерпретации
       

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.8
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 10 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2013
Наконец-то нам стал доступен бессмертный труд 2006 г. Надеемся на перевод и остальных частей Гегеля-Прейгермана. Думаю, это то, чего не хватает современной молодежи...


[ Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2013
"...утверждение о том, что столь сложное образование, как человек, и  сложные генетические программы, управляющие его жизнедеятельностью, возникли  случайно, это и есть, с нашей точки зрения, настоящая мистика."
"Для профессионального конструктора или проектировщика интуитивно понятно, что сложные системы без проекта возникнуть не могут. То есть их надо сконструировать (создать). Вопрос - кто конструктор? Непонятно.


[ Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2013
"...Вопрос - кто конструктор? Непонятно."   В качестве гипотезы - Творец.  "...как человек не способен прикоснуться к термоядерному реактору нашего солнца, так и человечесий разум не может представить Творца во всей его полноте. Поэтому нет смысла раздумывать об источнике бесконечности, когда мы не способны по-настоящему понять или увидеть саму бесконечность" - такой вариант предлагает Йегуда Берг.


[
Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2013
Не сформулированы четко выводы работы: о чем говорит сравнение мощностей разума? Где ответы на поставленные в названии работы вопросы?


[ Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2013
Елки-палки!

В основе статьи  лежит система определений, сформулированных достаточно субъективно и частично не содержащая СИЛЬНЫХ утверждений!
А потом применен  обыкновенный метод рекурсии который и раскручивается до приведенных выводов.

Мужики! Нас мо-моему грубо морочат!

Ядерщик


[
Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2013
Просто очередной физик на старость лет подался в управдомы, пардон-с, в философы. Случай расспространенный. Математику знает плохо, в аксиоматике слаб, логически строгих утверждений сформулировать не может. Да это и не нужно в философских словопрениях. Вот берет и "рассуждает" про все подряд, - здесь вот процессы случайны, там они не случайны.
Поздно объяснять Автору, что само понятие случайности базируется на строгой математической аксиоматике. И то, что кроме Probability Theory существует аксиоматика Plossibility, Believe, Possibility  и прочих там fuzzy logic Theory и что они все взаимно непротиворечивы.
Вот, по причине старческого слабоумия, и "сносит" физиков в теологию. В этом нет ничего обидного, это медицинский факт, я уже говорил об этом.
Сельский доктор


[
Ответить на это ]


[Без темы] (Всего: 0)
от Гость на 29/06/2015
Ну пусть пенсионер развлекается, что вам жалко ?
Каюсь: до конца не дочитал, остановился на этом:
 
"с учетом высказанного выше ... перебор идей можно рассматривать как процесс, ... который сводится к их случайному непрерывному рождению и аннигиляции в физическом вакууме..." :ь


[
Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2013
Да!
С матаппаратом не согласен!

С дедом Прейгерманом в уравнениях не согласен! Не он первый! В ИПМ им. Келдыша мужики такие матштуки получали на отдыхе на перерывах, причем вводили понятие удельной плотности интеллекта на ед. площади. Помню - споры были такие что за бороды друг друга хватали - о том - когда вводить плотность интеллекта в ед. времени и ед площади. И что такое плотность интеллекта в ед. объема? По удельным объемнм показателям тогда пришли к выводу об их применимости если разум начнет завоевывать космическое пространство (в программу CETI тогда не очень верили).
А время... кажется 1968-1974 годы... так что дед Лев опоздал с математикой.

Ядерщик


[ Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2013
"Таким образом,  разум является  неотъемлимым  от Вселенной организующим целенаправляющим  началом, существующим в ней изначально." - горячо и полностью поддерживаю это воистинно грандиозное открытие. Потому что иначе и быть не может.
Но во Вселенной Творец сотворил Свет и Тьму, Добро и Зло. И даже у материалистов в ихней  философии есть про единство и борьбу противоположностей. Значит и у Сознания должен быть Антипод, то есть Безумство.
А это значит, что нужно усилить еще большим открытием : "Таким образом,  безумство является еще более неотъемлимым от Вселенной  дезорганизующим началом, существующим в ней изначально. " Причем, если разум конечен, что явно видно из статьи, то безумство может быть бесконечным, как Вселенная. И даже более повсеместно распространен. Например, как электрон и позитрон, которого значительно меньше. Или вот как с нарушением симметрии.
Короче, пусть Автор напишет, как измерить соотношение между Разумом и Безумством во Вселенной, иначе теория шибко неполная, однобокая. Чего-то про позитрон и ни слова про электрон.
Токарь



[
Ответить на это ]


Re: Идеи и механизм разумной деятельности (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2013
Идеи являются неотъемлимой составной частью процесса разумной деятельности. К сожалению, и неразумной тоже.Будь здрав бояре.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru