proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[05/04/2013]     Транзитное плавание крупнотоннажных судов по Северному морскому пути

А.А. Штрек, с.н.с. лаб. ледокольной техники и ледовых качеств судов ЗАО «ЦНИИМФ»

В последние годы произошло резкое увеличение количества транзитных рейсов по Северному морскому пути (СМП), осуществляемых в летний период крупнотоннажными судами соответствующих сезону ледовых классов под проводкой российских атомных ледоколов.


Транзитным считается рейс, в течение которого судно прошло всю трассу СМП с запада на восток (или с востока на запад) без захода в расположенные на трассе арктические порты.

Впервые крупнотоннажный танкер «SCF Baltica» класса «афрамакс» с 70 тыс. т газового конденсата на борту прошел транзитом по СМП из Мурманска в Китай в августе 2010 г. Трассу Севморпути от м. Желания до м. Дежнева танкер преодолел за 10,5 суток со средней скоростью около 10 уз. Ледокольное сопровождение на маршруте движения танкера осуществляли атомные ледоколы «Россия», «Таймыр» и «50 лет Победы». В сентябре того же года балкер «Nordic Barents» перевез 41 тыс. т железорудного концентрата из Киркенеса в Китай. На части трассы Севморпути ему потребовалась ледокольная поддержка атомного ледокола «50 лет Победы». Всю трассу судно прошло за 8 дней. Балкер «Nordic Barents» стал первым транспортным судном под иностранным флагом, прошедшим через российскую Арктику полным транзитом, без захода в российские порты и открытия границы. Таким образом, в течение летней арктической навигации 2010 г. было совершено 2 транзитных рейса крупнотоннажных транспортных судов (всего транзитом прошли 4 судна), которые перевезли 111 тыс. т грузов в восточном направлении.

  В навигацию 2011 г. транзитом по СМП было транспортировано уже 807 тыс. т грузов. Всего в ней приняли участие 28 судов, в том числе 9 крупнотоннажных транспортов (8 танкеров и 1 балкер), которые совершили 11 рейсов с грузом, перевезя 601 тыс. т газового конденсата и 66300 т железорудного концентрата на восток, а также 64500 т керосина на запад. Транзитная навигация началась со сверхраннего рейса танкера «Perseverance» дедвейтом 75 тыс. т, прошедшего трассу СМП под проводкой атомных ледоколов «Ямал» и «Таймыр» в характерных для этого времени года сложных ледовых условиях за 15 дней (с 30 июня по 15 июля 2011 г.). Танкер «Perseverance» стал также первым крупнотоннажным судном, прошедшим с грузом в обратном направлении с востока на запад, а затем совершившим 3-й за навигацию рейс на восток. Наиболее крупным судном, прошедшим по Севморпути в 2011 г., стал танкер «Владимир Тихонов»  дедвейтом около 160 тыс. т. Под проводкой атомных ледоколов «50 лет Победы» и «Ямал» танкер класса «суэцмакс» со 120 тыс. т газоконденсата на борту преодолел трассу СМП за 7,4 суток, поставив также рекорд средней скорости движения – почти 14 уз.



Проводка танкера «Perseverance» по СМП в июле 2011 г.

В 2012 г. только крупнотоннажными судами было перевезено по Севморпути более 1 млн. т грузов. Значительно расширилась их номенклатура – начались перевозки крупнотоннажных генеральных грузов, угля и сжиженного природного газа (СПГ). 14 крупнотоннажных судов, принявших участие в навигации, совершили 25 транзитных рейсов. Один только балкер «Nordic Orion» сделал за навигацию 5 транзитных рейсов. Анализ итогов навигации 2012 г. позволяет судить о формировании постоянных транзитных грузопотоков по СМП. Навигация 2012 г. охарактеризовалась также началом транзитного плавания крупнотоннажных транспортных судов в составе сложных караванов, когда один или два атомных ледокола осуществляют проводку сразу нескольких транспортных судов.



Танкер «Владимир Тихонов» на СМП (август 2011 г).



Крупнотоннажный балкер «Nordic Odyssey», ТБС «Венгери», крупнотоннажный танкер «Marilee» и ледокольно-транспортное судно «Капитан Данилкин» под проводкой атомных ледоколов «Ямал» и «Вайгач» (июль 2012 г.)


Транзитные навигации по Северному морскому пути в 2010-2012 гг.


Транзитные перевозки грузов по СМП в 2010-2012 гг.


Перевозка сжиженного природного газа по СМП

В ноябре 2012 г. впервые в истории была осуществлена перевозка сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Транспортировка была выполнена газовозом «Ob River» под проводкой двумя атомными ледоколами в период начала интенсивного ледообразования. Принимая во внимание уникальность данного рейса, по согласованию с судовладельцем (греческой компанией «Dynagas») и фрахтователем («Gazprom Marketing&Trading»), на борту газовоза во время его движения по СМП находилась рабочая группа, состоящая из представителя морской научной организации – ЗАО «ЦНИИМФ» и опытного ледового капитана ОАО «Совкомфлот», осуществлявших попутные наблюдения за ледовыми условиями с фиксацией данных по тактике ледового плавания, а также параметров движения проводимого судна.

Газовоз «Ob River» – традиционное судно для перевозки сжиженного природного газа с мембранными грузовыми танками суммарной вместимостью около 150 тыс. м3. Корпус судна имеет ледовые подкрепления на класс 1A по финско-шведской классификации, что позволяет ему эксплуатироваться в Арктике в период летне-осенней навигации под ледокольной проводкой.



Газовоз «Ob River» под погрузкой у СПГ-терминала Мелкойя

В транзитный рейс газовоз «Ob River» вышел из п. Хаммерфест (Норвегия) вечером 7 ноября с 134 700 м3 СПГ на борту, порт назначения – Тобата (Япония). Движение по трассе Северного морского пути началось вечером 9 ноября в проливе Карские Ворота, где газовоз ожидал а/л «Вайгач». В проливе Вилькицкого вскоре после появления на маршруте движения начальных видов льда 12 ноября к проводке газовоза присоединился а/л «50 лет Победы». Дальнейшее движение осуществлялось по следующей схеме: лидировал а/л «50 лет Победы», за которым на дистанции 0,7 мили уступом следовал а/л «Вайгач», следом в образующемся широком канале на той же дистанции 0,7 мили – газовоз. При этом само судно должно было поддерживать только заданную скорость (в пределах ±0,5 уз), все дистанции контролировались ледоколами. Ширина канала за двумя ледоколами составляла 55-70 м. 14 ноября севернее Новосибирских островов произошел обмен лидирующими ледоколами со встречным караваном – а/л «50 лет Победы» повел встречный балкер на запад, а проводку газовоза возглавил а/л «Россия». Скорость проводки в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском варьировалась в пределах 10-14 уз, составляя в основном 12,0-12,5 уз. Ледокол «Россия» закончил проводку 18 ноября в Чукотском море, далее до м. Дежнева судно двигалось в сопровождении а/л «Вайгач». Газовоз завершил маршрут по трассе СМП вечером 18 ноября.



Восточно-Сибирское море, газовоз под проводкой а/л «Россия» и «Вайгач»




Чукотское море, газовоз под проводкой а/л «Россия» и «Вайгач»




Чукотское море, окончание проводки ледоколом «Россия»


Преобладающие ледовые условия на маршруте движения газовоза – серый и серо-белый лед сплоченностью 9-10 баллов, торосистостью 0-1 балл. Наиболее динамичные условия наблюдались на выходе из пролива Вилькицкого – торосистость 2 балла, сжатие 1-2 балла. В восточной части Восточно-Сибирского моря и западной части Чукотского преобладал серо-белый лед, переходящий в тонкий однолетний лед толщиной 30-40 см, торосистостью 1-2 балла, заснеженный, с редкими включениями остаточного льда.

Всего по трассе Севморпути пройдено примерно 2600 миль практически за 9 суток со средней скоростью около 12 уз, из них в молодых льдах – около 1720 миль за 6 суток с той же средней скоростью 12 уз.

Паротурбинная энергетическая установка газовоза «Ob River» в соответствии с установленными настройками, ограничивавшими крутящий момент на гребном валу при работе во льдах, могла использовать в ледовых условиях не более половины от максимальной длительной мощности на чистой воде. Несмотря на это, доступной мощности (13-14 МВт) было достаточно для движения в канале за двумя ледоколами со скоростью 12-14 уз в ровном сплошном льду толщиной 20-30 см при отсутствии сжатий.

Тактика проводки газовоза лидированием двумя ледоколами позволила осуществлять безопасное движение во всех наблюдавшихся ледовых условиях на маршруте движения по Севморпути. Каких-либо отклонений от курса и остановок каравана из-за неблагоприятной ледовой обстановки, а также случаев использования режима аварийного торможения газовоза с реверсированием гребного винта, во время рейса не было. Клинения газовоза при движении его в канале, в том числе при выполнении поворотов, не наблюдались. Случаи наиболее значительного снижения скорости движения во льдах и необходимости повышения мощности отмечались во время движения каравана в условиях ледовых сжатий и в узком канале, то есть при наличии взаимодействия корпуса газовоза со сплошным льдом по всей длине корпуса. Надо отметить, что обводы кормы и конструкция винто-рулевого комплекса газовоза не рассчитаны на движение во льдах задним ходом. Следует также помнить о том, что согласно выполненным оценкам, при необходимости экстренного торможения время выполнения такого маневра с учетом большой инерции газовоза и особенностей реверсирования паротурбинной установки может составлять около 10 мин, а выбег судна при скорости 12 уз – около 1 мили без учета использования перекладки руля для закалывания в кромку канала.

Температура наружного воздуха во время рейса составляла от 0…-5ºС в Карском море до -10…-15ºС в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, минимальное зафиксированное значение -18ºС. Случаев неработоспособности оборудования из-за низких температур не отмечалось.

По результатам экспериментального рейса газовоза «Ob River» можно сделать вывод о практической осуществимости транзитных перевозок СПГ по Северному морскому пути в летне-осенний период навигации крупнотоннажными газовозами соответствующих ледовых классов под проводкой линейных ледоколов. При этом надо отметить, что сложившиеся в первой половине ноября 2012 г. в арктических морях ледовые условия были гораздо легче среднемноголетних и положительно сказались на скоростях проводки и времени прохождения газовоза по Севморпути.

Транспортировка сжиженного газа по СМП в направлении Японии и Южной Кореи имеет большую перспективу. Уже достигнутые объемы перевозок крупнотоннажными танкерами и балкерами также имеют тенденцию к дальнейшему увеличению. Таким образом, при условии сохранения благоприятной ледовой обстановки на трассах СМП в летне-осеннюю навигацию 2013 г. можно ожидать дальнейшего увеличения количества транзитных рейсов крупнотоннажных транспортных судов по трассам Северного морского пути.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.77
Ответов: 9


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Транзитное плавание крупнотоннажных судов по Северному морскому пути (Всего: 0)
от Гость на 07/04/2013
Этого и следовало ожидать в связи с потеплением в Арктике.
Возникают два вопроса. 1) Цена проводки ? Не демпингуют лти её заключающие сделку,за личные откаты?
2) Как распределяется прибыль от транзитных проводок. Куда идёт полученное бабло? Что имют трудящиеся,реализовавшие проводку?.Не топы, а моряки и другие специалисты, обслуживающие Севморпуть?  
Боцман.


[ Ответить на это ]


Re: Транзитное плавание крупнотоннажных судов по Северному морскому пути (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2013
Статья в Коммерсанте:

Ледоколы не пробились в бюджет
Клиенты в лице крупных нефтяных и газовых компаний, под проекты которых грузопоток Севморпути требуется увеличить более чем на порядок, не собираются ни участвовать в финансировании ледоколов, ни заключать пока твердые контракты на их работу. Более того, и они, и эксперты начинают сомневаться в необходимости расширения атомного ледокольного флота.
...
Если цена вырастет, отмечает она, использование атомных ледоколов вообще станет нерентабельным и грузоотправителям будет выгоднее пользоваться дизель-электрическими ледоколами.
К тому же, добавляет госпожа Малышева, привлечь внебюджетное финансирование на строительство атомного флота сложно, поскольку сейчас "Атомфлот" убыточен — в августе 2012 года заместитель гендиректора предприятия Станислав Головинский говорил, что ФГУП сейчас дотируется на 1,2 млрд руб. в год.

"С учетом облегчения ледовой обстановки и появления грузовых судов с высоким ледовым классом, вполне возможно, что грузоотправители смогут использовать атомные ледоколы только при необходимости, а не для постоянной проводки",— считает Надежда Малышева. Собеседники "Ъ" в НОВАТЭКе подтверждают: "Мы исходим из того, что танкеры для транспортировки газа с "Ямал СПГ" будут повышенного ледового класса и смогут самостоятельно проходить льды".


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru