[21/01/2013] В поддержку экипажа АПЛ «Нерпа»
16 января 2013
г. в «БалтИнфо» состоялась пресс-конференция,
посвященная сбору подписей под открытым письмом писателя, подводника
А.М.Покровского Верховному Главнокомандующему ВС РФ В.В.Путину в поддержку
экипажа АПЛ «Нерпа» (К-152).
Приводим его текст.
Президенту Российской Федерации, Верховному
Главнокомандующему Вооруженными Силами
Российской Федерации ПУТИНУ В.В.
Товарищ
Верховный Главнокомандующий!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Почти 4 года тому
назад произошла трагедия на АПЛ «Нерпа».
8 ноября 2008 г. на АПЛ «К-152»
(«Нерпа», КТОФ) при проведении заводских ходовых испытаний (с элементами
государственных) произошла авария - несанкционированная подача фреона 114В2
системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) во 2-ой отсек, в результате чего
погибли 20 человек экипажа и сдаточной команды.
Обвинения по этому делу были предъявлены
командиру корабля гвардии капитану 1 ранга Дмитрию Лаврентьеву и старшине 2
статьи контрактной службы Дмитрию Гробову. Суд присяжных оправдал обоих
обвиняемых, но 4 мая 2012 г.
коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор и теперь им
предстоит еще один суд.
Господин Президент,
вот уже 4 года длится эта беспрецедентная битва чести с бесчестием. В ходе
судебного разбирательства выяснено, что причина смертей на подводной лодке
«Нерпа» — яд. Вместо практически безопасного фреона 114В2 в систему ЛОХ на две
трети был закачен ядовитый тетрахлорэтилен. Это следует из материалов
судебно-медицинской экспертизы. Это очевидно всем, кроме тех, кто расследовал
трагедию.
Виновных надо
искать не в море и на корабле, а на берегу, среди тех, кто приобрел и поставил
яд на подводную лодку.
АПЛ «Нерпа» под
руководством капитана 1 ранга Лаврентьева успешно прошла все испытания и была
передана ВМС Индии.
Экипаж и сдаточная команда под руководством
Лаврентьева не только устранили все выявленные недостатки систем и механизмов
корабля, но и в сложной аварийной обстановке повели себя мужественно, слажено,
не допустив гибели и корабля, и всего экипажа.
Погибло 20 человек. Такой ценой заплатили
наши люди за конструктивные недостатки, недофинансирование, срывы сроков
контракта, нарушения в проведении МВИ и МВК оборудования, допущенные при
строительстве и испытании АПЛ «Нерпа». И все это было взвалено на плечи экипажа
и сдаточной команды, и все это, в конечном счете, оказалось на плечах только
одного человека - командира корабля гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева.
Именно его,
находящегося под подпиской о невыезде, отправляли раз за разом в море на
очередные испытания.
Именно он в
промежутках между выходами вызывался на бесконечные допросы и отвечал на
вопросы следователей.
И только когда
лодка была передана ВМС Индии и необходимость в нем отпала, сейчас же был
назначен суд, где он - главный обвиняемый.
Индийская сторона
была вовлечена в этот конфликт. На их глазах боевой командир превратился в
обвиняемого сразу же после того, как он сделал для страны свое дело -
подготовил индийский экипаж и сдал им корабль.
Представители ВМС
Индии направили письмо в адрес руководства ВМФ РФ, где просили оставить
капитана 1 ранга Лаврентьева капитаном-наставником на корабле «Нерпа» («Чакра»)
сроком на 5 лет. Только его они видели на этом посту.
Господин Президент,
военно-морское сообщество - подводники, надводники, представители штабов,
береговых служб, офицеры и матросы, и я, грешный, просят Вас дать оценку
происходящему, потому что, на наш взгляд, подобное отношение к человеку,
офицеру, командиру, моряку, патриоту своей страны недопустимо.
Россия и Вы,
господин Президент, должны дать гарантию не только соблюдения Конституции
страны, но и еще одну гарантию - гарантию защиты чести и собственного
достоинства.
Офицеры России должны быть уверены в том, что их труд на
благо Отчизны всегда будет оценен, и человек в России никогда не будет
восприниматься, как расходный материал, который можно выбросить на помойку
тогда, когда в нем уже нет необходимости.
А. М. Покровский, писатель, офицер,
подводник
В
обращении кратко изложена ситуация, возникшая на подводной лодке К-152 при
проведении заводских ходовых испытаний и последовавших после неё следственных
разбирательств.
На
пресс-конференции А. М. Покровский и И.К.Курдин более подробно рассказали о продолжении
истории гвардейского экипажа К-152 и его командира Д.Лаврентьева после того,
как обвиняемым Д.Лаврентьеву и моряку-контрактнику Д.Гробову суд
с участием присяжных заседателей вынес оправдательный
вердикт, на основании которого был вынесен оправдательный приговор. Военная
прокуратура Тихоокеанского флота (ТОФ) тут же его опротестовала. Несколько
месяцев командир АПЛ Д.Лаврентьев, матрос Д.Гробов, их защитники считали, что кассационной
жалобы нет. И вдруг она всплыла в Военной коллегии Верховного суда в Москве,
что стало для всех полной неожиданностью. В течение трех часов Военная коллегия
рассматривала эту жалобу вместе с 40-томным делом и вынесла решение, которое
вплоть до орфографических и синтаксических
ошибок полностью идентично тексту жалобы.
1 декабря 2012
г. гвардейский экипаж АПЛ К-152 был
расформирован. Это сплаванный, хорошо подготовленный экипаж, прошедший даже
через такую аварию, испытывал лодку. АПЛ
«Нерпа» передана в лизинг ВМС Индии. После этого экипаж расформировывают. Он
флоту больше не нужен, несмотря на затраченные средства, время и усилия на его
подготовку. Командир находится «в распоряжении», то есть он ничем не
занимается, он не служит.
После передачи лодки в лизинг ВМС Индии, над командиром АПЛ
Д.Лаврентьевым начался второй суд. «Мавр сделал своё дело, теперь может идти в
тюрьму», - мрачно пошутил Д.Лаврентьев. Повторно процесс начался с формирования
коллегии присяжных, которую подбирали из 1,5 тыс. человек в течение 6 месяцев.
Постоянно у стороны обвинения находились поводы для отвода кого-то из
присяжных.
Всплыл ещё один юридический момент. С 1 января 2013 г. внесены изменения в
УПК, и статья, по которой обвиняется Д.Лаврентьев, выведена из юрисдикции суда
присяжных. Может возникнуть такая ситуация, при которой присяжные опять примут
оправдательный вердикт. Прокуратура в очередной раз напишет жалобу, и Военная
коллегия её удовлетворит. И тогда дело будет передано в Военный трибунал. Шанс
оправдательного приговора для невиновных в гибели 20 человек командира и
старшины лодки, есть только сейчас, когда их судит суд присяжных.
Поэтому появилось это письмо-обращение и сбор подписей под
ним. На сегодняшний день собрано более 2400 подписей.
15 января 2013
г. прошло второе заседание суда. По-видимому, где-то уже
принято решение, что за 20 погибших на лодке должен кто-то ответить. И что на
эту роль лучше всего подходит командир корабля и матрос Д.Громов, который «нажал
кнопки». Доводы экспертов, химиков, медиков, специалистов-подводников особого впечатления
на представителей прокуратуры не произвели.
Наиболее подробно развитие аварии было представлено
общественности в журналистском расследовании Е.Милашевой («Новая газета»,
выпуск № 58 от 28.05.2012, Испытание «Нерпой»). Приведем выдержки из этой публикации:
С конца октября 2008 г. АПЛ «Нерпа» проходила заводские ходовые
испытания в Японском море. На борту находились 73 члена экипажа, представители
военной приемки и специалисты ВПК — всего более 200 человек.
8 ноября в 15.00 в соответствии с планом проведения
испытаний «Нерпа» погрузилась на перископную глубину для настройки комплекса
радиоразведки «Ирбис». В 17 часов 54 минут 10 секунд во втором отсеке прозвучал
ревун, а через несколько секунд из распылителей противопожарной системы ЛОХ
(лодочная объемная химическая) во 2-й отсек начал поступать ядовитый
огнегаситель.
Все находившиеся
во втором отсеке почувствовали резкий едкий запах. Под воздействием испаряющейся жидкости люди теряли сознание
после нескольких вздохов. По словам очевидцев, огнегаситель разъедал
пластмассу приборов и подошвы обуви. Впоследствии у пострадавших диагностированы
различные формы отравления, в том числе, токсическая кома. Через три дня
после аварии химический анализ покажет, что резервуары ЛОХ были заправлены ядовитой
технической жидкостью — смесью, состоящей из 34% хладона и 66%
тетрахлорэтилена.
Справочно.
Физико-химическая экспертиза, проведенная Курчатовским институтом, рассчитала концентрацию поступившей в отсек смеси: по
хладону — 1780 ПДК, по тетрахлорэтилену — 33 400 ПДК. Эта же экспертиза определила
динамику заполнения отсека парами компонентов смеси: пары малотоксичного хладона
сконцентрировались вблизи пола отсека, тогда как на высоте человеческого роста
(1,7—1,8 м) отсек оказался заполнен преимущественно парами
тетрахлорэтилена. За несколько минут на высоте 20—40 см от поверхности испарения жидкой
смеси содержание кислорода снизилось в воздухе с 21% до пороговых 12%.
Специалисты Курчатовского института пришли к выводу: надышавшись токсичными парами
тетрахлорэтилена, люди падали без сознания и умирали от нехватки кислорода
(удушья).
Нештатная ситуация осложнялась тем, что второй отсек —
жилой, на момент аварии в нем находились 116 человек. Более того, в этом отсеке
расположен главный командный пункт корабля.
Командир Д.Лаврентьев голосом объявил аварийную тревогу, дал
команду на всплытие и сконцентрировался на пультах управления.
Сложнейший маневр «Нерпа» выполнила за три минуты. Только после этого Лаврентьев,
почувствовав головокружение, включился в ШДА (шланговый дыхательный
аппарат). С момента объявления аварийной тревоги экипаж «Нерпы» начал
действовать в соответствии с корабельным расписанием по борьбе за живучесть. Но
во 2-м отсеке находилось много гражданских специалистов. Они не обладали
навыками экипажа, доведенными до автоматизма. Не у всех были на себе ПДА
(портативный дыхательный аппарат), а у многих они были неисправны. Именно
поэтому 17 из 20 погибших — гражданские.
После всплытия командир Лаврентьев отправляет донесение на
командный пункт ТОФа, формирует из членов экипажа аварийные партии в составе 2-3
человек и организует эвакуационный поток. Начальник медицинской службы капитан
м/с Иванов развернул пост медицинской помощи…Весь экипаж Лаврентьева
безукоризненно выполнил все требования по борьбе за живучесть и предотвратил
массовую гибель людей и корабля. 17 подводников впоследствии будут награждены
государственными наградами. Трое — посмертно.
Как выяснилось впоследствии, в 2008 г. однотипные нештатные
ситуации с самопроизвольным включением ЛОХ происходят сразу на двух лодках — на
АПЛ «Юрий Долгорукий» и на «Нерпе», чего ранее в истории флота не фиксировалось.
На этих лодках была установлена новая компьютеризированная
система управления общекорабельными системами СУ ОКС «Молибден». С отсечных
стоек с выносными компьютерами оператор может ввести команду на запуск
какого-либо устройства или механизма. Для
этого на каждой стойке имеется клавиатура. Систему «Молибден» разрабатывало НПО
«Аврора». 9 ноября сотрудники НПО «Аврора» знали о том, что на АПЛ «Юрий
Долгорукий» несанкционированно (при отсутствии человеческого фактора), по
одному алгоритму (подача огнегасителя из резервуаров трех отсеков в один),
сработала система ЛОХ. Причем трижды! Специалисты НПО «Аврора» установили так
называемые «программные ловушки». После чего нештатные ситуации не повторялись.
Но ни проектант-разработчик «Молибдена» (СПМБМ «Малахит»), ни НПО «Аврора» не
проверили надежность и не установили «программные ловушки» на другом своем
заказе — АПЛ «Нерпа». Завод-изготовитель «Нерпы», представители флота, экипаж
лодки и следствие узнали об истории с АПЛ «Юрий Долгорукий» спустя три дня
после трагедии 8 ноября.
В сроки контракта с индийскими ВМС российская сторона не
укладывалась. Поэтому руководством российского агентства по судостроению и
управлением кораблестроения ВМФ было принято совместное решение № 702.2.1069 от
19.05.2004 г., согласно которому целому ряду опытных технических систем, установленных на «Нерпе»,
была присвоена литера «01» (серийный). В том числе и СУ ОКС «Молибден». Именно
по этой причине «Молибден» не проходила межведомственных испытаний, на которых
выявляют и устраняют недоработки опытных образцов.
Командир Лаврентьев утвердил инструкцию, запрещающую
использовать отсечные пульты для активации системы пожаротушения. Алгоритм
команды на подачу огнегасителя состоял из 12 знаков. По версии следствия,
матрос Гробов, не зная алгоритма, случайно нажал 12 клавиш в правильной
последовательности. Но факт, что Гробов не мог активировать ЛОХ, доказал следственный
эксперимент.
Швартовое удостоверение по системе ЛОХ будет закрыто
формально, поскольку не отвечает требованиям методики испытаний. Впервые за всю
историю отечественного судостроения механизмы системы ЛОХ не имеют «защиты от
дураков», а в инструкции по эксплуатации СУ ОКС «Молдибден-И» в части системы ЛОХ полностью
отсутствует раздел «Обеспечение безопасности». Самые большие проблемы
связаны с некачественным программным обеспечением компьютеризированной системы
управления кораблем «Молидбен-И». Уже после закрытия швартовых испытаний — 10 и
18 сентября 2008 г.
на «Нерпе» произойдут серьезные сбои в работе «Молибдена».
Старший инженер-механик Сазонов напишет руководителю СПМБМ
«Малахит» письмо. «Мои предложения: исключить дальнейшее использование системы
«Молибден-И» данного вида (компьютеризированного) на военных подводных
лодках (на действующих) по причине
недоработок… и наличия всех «болезней», присущих компьютеру: способность к «зависанию» при
перезагрузках, вводе в работу (долгая «загрузка») и прочее». Это письмо
поступило в отдел испытаний СПМБМ «Малахит» 27 сентября, а 1 октября Д. Лаврентьев был назначен командиром сдаточной команды для
проведения заводских ходовых испытаний. На момент их начала журнал
замечаний по системе «Молибден» содержал более 50 записей о неисправностях
системы.
21 октября 2008
г. «Нерпа» выходит в море и возвращается обратно для
починки выявленных неисправностей. 29 октября «Нерпа» снова пытается
выйти на испытания и опять вынуждена вернуться на базу: отказали оба
компрессора вакуумирования 4-го отсека. Третья попытка 8 ноября закончилась трагедией:
произошло несанкционированное срабатывание арматуры системы ЛОХ, точно
так же, как на АПЛ «Юрий Долгорукий», только на «Нерпе» резервуары ЛОХ были
заправлены некондиционным огнегасителем.
По факту поставки некондиционного огнегасителя уголовное
дело выделено в отдельное производство и передано на расследование в ГУВД
Комсомольска-на-Амуре.
Там оно и похоронено.
Впервые в истории России дело о военной катастрофе на море
рассматривал суд присяжных. 14 октября 2011 г. присяжные заседатели большинством
голосов оправдали матроса Гробова и командира Лаврентьева.
Оправдательный приговор акцентировал техногенный характер аварии. Специалистам это было
понятно изначально. Индия не отказалась от «Нерпы». Они только потребовали,
чтобы командир Лаврентьев и его экипаж довели испытания корабля и обучение
индийского экипажа до конца. В начале 2013 г. лодка благополучно совершила переход
через два океана и была принята в состав индийских ВМС. На всякий случай
система ЛОХ на «Нерпе» и на всех лодках, на которых установлена СУ ОКС «Молибден»,
переведена в ручной режим эксплуатации.
А 5 марта 2012 г. военная прокуратура
подала развернутую кассационную жалобу, автор которой прокурор Ф. Мамот, заявил
следующее: «Виновных в аварии только двое — Лаврентьев и Гробов. Они ответственны за гибель людей.
Решение суда будет обжаловано и будет рассматриваться до тех пор, пока по делу
не будет вынесен обвинительный вердикт». 3 мая 2012 г. военная коллегия Верховного суда РФ
отменила оправдательный приговор, ссылаясь на то, что судья «судил не
правильно». Не правильно сориентировал присяжных, напутствовав их примером
хорошей работы присяжных, представленной в фильме Н.Михалкова «Двенадцать». А
поскольку в фильме присяжные выносят оправдательный приговор, прокуратура
обвинила судью, что он подтолкнул присяжных к такому решению.
А. М. Покровский, писатель, подводник, профессиональный флотский
химик, 10 лет плававший на ПЛ и примерно столько же проработавший в 1 ЦНИИ ВМФ, пояснил ситуацию с
огнегасителем, которым был заправлена система пожаротушения ЛОХ на АПЛ «Нерпа».
Мало того, что ЛОХ сработала при отсутствии пожара в отсеке, причем с трех
станций (по 130 л
в каждой) вместо одной, самым страшным оказалось то, что она была заправлена не
штатным огнегасителем.
Обычно система ЛОХ заправляется фреоном 114В2. В данном
случае на 66% в ней оказался яд тетрахлорэтилен. Фреон 114В2 –
тетрафтордибромэтан имеет 4-й класс опасности, как у бензина. Являясь хладоном, попав на
поверхность кожи, он может вызвать ожог. Но то, что было закачено в систему ЛОХ,
на 66% оказалось тетрахлорэтиленом с 2-м классом опасности, как у чистого хлора.
Если у фреона смертельная концентрация
составляет 480 г/м3, то у тетрахлорэтилена – 2,5 г/м3, то есть он ядовитее больше чем в 200 раз. Люди на «Нерпе» фактически
подверглись атаке почти что чистым хлором, как в первую мировую войну. Попадая
на нагретые поверхности, тетрахлорэтилен разлагается с образованием фосгена -
удушающего отравляющего вещества. Картина поражения людей на «Нерпе» такая же,
как при удушающих отравляющих веществах. Удивительным было заключение
экспертов, которое представили для прокуратуры. В нем говорилось о том, что
часть людей отравилась, но остались «целыми и частично здоровыми» (отравились,
но «не до конца»). Они отравились хлорсодержащими. В тетрафтордибромэтане
(фреоне 114В2) хлора нет вообще. «Хлорсодержащим» является тетрахлорэтилен. В
трех баллонах, содержимое которых попало в один отсек, было 390 л смеси. При содержание тетрахлоэтилена
58-60%, в 390 л смеси 226-234 л тетрахлоэтилена.
Плотность тетрахлоэтилена - 1.62 г/мл. То есть в отсек попало 366120-379080 граммов этого
вещества. Поделив эту цифру на 1500
м3 свободного объема отсека, получаем 244-252
г/м3 - концентрация тетрахлоэтилена в отсеке, превышающая смертельную
дозу в 100 раз! Если человека полить сверху тетрахлорэтиленом с концентрацией, в 100 раз превышающей
смертельную, у него наступит остановка дыхания. Об этом знают все медики.
Остановка дыхания в данном случае является защитной реакцией организма. Он
останавливает дыхание, чтоб отрава не попала внутрь организма. От одного вдоха человек
теряет сознание. Если в этот момент его вынести из очага поражения на свежий
воздух и сделать искусственное дыхание (а лучше оксигенобаротерапию), он придет
в себя. Если же его не успели вынести (время идет на минуты), то он умрет от
удушья.
В тексте экспертов смутила ещё одна запись: "За
несколько минут на высоте 20—40 см от поверхности испарения жидкой смеси
содержание кислорода снизилось в воздухе с 21% до пороговых 12%".
Фреон 114В2 является ингибитором. Он не снижает содержание
кислорода с 21% до пороговых 12%. Он тормозит горение, а не вытесняет кислород.
Обратимся к документу под названием «Корабельная токсикология», в одном из
разделов которой, сказано: «Сущность прекращения горения химическим торможением
реакции горения заключается в том, что в воздух горящего помещения или
непосредственно в зону горения вводятся такие огнетушащие вещества, которые
вступают во взаимодействие с активными центрами реакции окисления, образуют с
ними либо негорючие, либо менее активные соединения, обрывая (а не вытесняя)
тем самым цепную реакцию горения».
Хладоны обрывают реакцию горения. Причем «прекращение
горения достигается именно химическим путем (в точке горения создаются негорючие
химические вещества).
«При тушении фреоном концентрация кислорода остается в
пределах 20-20,6%, что явно достаточно для протекания реакции окисления (читай, для
дыхания)».
И еще насчет «пороговых» 12% по кислороду. В свое время ВМА
проводили эксперимент на курсантах-медиках. Исследовались условия высокогорья. Они
крутили педали велосипеда целый час при 10% кислорода – никакого кислородного
голодания, только учащенное дыхание. 10% кислорода - это высота в горах 5000 метров. Кроме
того, в современных средства пожаротушения (ЦКБ «Рубин») содержание кислорода в
аварийном отсеке при пожаре специально снижается с 21% до 10-12% подачей в
отсек азота. При этом давление повышается на 0,5 атмосферы. Люди при этом в
отсеке находятся без средств защиты и все остаются живы.
Все эти расчеты делал не только я. Работали многие флотские
химики, токсикологи, медики. Цифры по
тетрахлорэтилену разнились. Мы указали 60%, в расследовании Е.Милашиной
уточненные данные - 66%.
Экипаж "Нерпы" действовал безукоризненно. По идее
они все должны были погибнуть от этой отравы, а погибло только 3 человека экипажа и 17
гражданских их сдаточной команды.
Погиб начхим. Он отдал свое ПДА. И он, и врач, да и весь экипаж - настоящие
герои. И этими героями руководил преступник?
Всем, кроме следователей, понятно, что виновных в трагедии
два: разработчик автоматики и поставщик липового фреона. Но, поставщики
этого «фреона» не установлены до сих пор, а разработчики
автоматики сделали вид, что они ни при чем. Все свалили на Гробова и Лаврентьева. В
заведовании Гробова находилась злосчастная отсечная станция ЛОХ – значит, он и
нажимал. А Лаврентьев попал в это дело потому, что командир в ответе за всё.
Виновные на поверхности... везде стоят их подписи. В
процессе военной приёмки станции военпред должен был получить сертификат на
фреон от завода. А завод должен был перед закачкой фреона произвести его
анализ. Как выяснилось позднее, военпред, подписавший приемку, «замерз
на охоте».
Еще один странный момент - "заводские испытания с
элементами государственных". Абракадабра. Если испытания заводские - отвечает ответственный
сдатчик, если государственные - ответственный командир корабля. В данном
случае все подведено под ответственность флота.
И.К.Курдин: в
ближайшее время будет заявлено ходатайство защиты о привлечении капитана 2-го
ранга в отставке Покровского А.М. в качестве свидетеля защиты (Владивосток нас в этом поддержал). Он поедет
во Владивосток. И мы будем добиваться, чтобы он выступил в суде перед
присяжными.
Для того чтобы подписаться под обращением к Верховному
Главнокомандующему, достаточно скачать подписной лист на сайте СПб-клуба
моряков-подводников http://www.submarinersclub.ru, подписаться, отсканировать
подписной лист с подпистю и отправить его по электронной почте. Можно отправить
и по обычной почте или расписаться в самом клубе. Дата отправки
письма-обращения будет согласована с нашими подопечными и со стороной защиты. Сбор
подписей является ещё и информационным поводом, чтобы привлечь общественное
внимание к данному делу, поддержать его на уровне общественно значимого.
Нельзя судить тех, кто не виновен. Судить надо тех, кто
виноват. Иначе всё может повториться.
|