proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Testing&Control
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/01/2013]     Старт коммерческой космонавтики

Д.И.Мант, автор книг «Космос день за днем», Санкт-Петербург

Познание окружающего мира находит отражение в научно-техническом прогрессе (НТП), начиная от изобретения колеса и использования огня до сегодняшних открытий. НТП позволил создать рукотворный космический аппарат и направить его за пределы солнечной системы. Познание человеком самого себя позволило осуществить переход от первобытного общества  к современным социально-экономическим системам.


В процессе познания возникла и космонавтика как наука о космосе, эволюционно развивающаяся по четким законам,  как и все этапы научно-технического процесса. До середины ХХ в. самым сильным стимулятором НТП  были цели военные. Но после запуска 1-го искусственного спутника Земли и полета в космос Ю.Гагарина – главным стимулятором научно-технического прогресса стала космонавтика. Если раньше ученые ломали головы, как из орудия  в Берлине обстрелять Париж или бомбить Лондон, или из центра России доставить ядерный заряд в Вашингтон, то теперь рукотворные аппараты запускаются за пределы Солнечной системы. Основными целями НТП становятся достижение и освоение планет Солнечной системы. Побочный продукт этих исследований – спутниковые системы связи и навигации, сотовые телефоны, сеть Интернет. Стоит напомнить, что первые ноутбуки  (компактные персональные компьютеры), были созданы для космонавтов шаттлов. Первый шаттл стартовал 12 апреля 1981 г. А ноутбук сегодня присутствует на рабочем столе каждого делового человека. Это затянувшееся вступление вызвано необходимостью акцентировать внимание на событии, которое произошло 22 мая 2012 г. Американцы назвали его «началом новой космической эры».

23 мая 2012 г. на сайте «Новости космонавтики» появилось сообщение: «После успешного запуска к МКС 22 мая 2012 г.  первого частного космического корабля глава американского аэрокосмического агентства NASA Чарльз Болден объявил "новую эру" в освоении космоса». В России, чья доля на рынке космических запусков теперь может существенно сократиться, осуществленный старт и вовсе приравнивают к появлению новой космической державы.   "Значение этого дня невозможно переоценить, - цитирует Русская служба Би-би-си Чарльза Болдена. - Впервые к МКС попытается пристыковаться космический аппарат, запущенный частной компанией. И хотя впереди еще много работы для успешного завершения этой миссии, мы очень довольны удачным стартом".  В свою очередь глава SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation— американская компания, производитель космических ракет Falcon) Элон Маск заявил, что этот запуск открывает новую эру в освоении космоса, когда все более значительную роль будут играть частные компании. Маск провел параллель с Интернетом, который "появился на свет в качестве правительственного проекта, но затем к этому подключились коммерческие компании, что значительно ускорило развитие этого феномена".    SpaceX заявляет, что к 2015 г. сможет запускать людей на орбиту по цене в $20 млн  за место.  В среднесрочной перспективе эта компания может составить серьезную конкуренцию России. Как только корабль «Dragon» докажет свою надежность, многие контакты уйдут к SpaceX, делает вывод радиостанция «Коммерсант FM».  "Американцы хотят отказаться от зависимости от России. Эти затраты минимальные. Мы знаем, что пуск шаттла обходился порядка 600-700 млн каждый, а сейчас за несколько лет регулярной доставки астронавтов США платят сумму, соизмеримую со стоимостью одного запуска шаттла. Есть важные, скорее политические моменты, моменты престижа", - считает член-корр Российской академии космонавтики Андрей Ионин.   С этой точкой зрения согласен глава Space Adventures в России Сергей Костенко: «Проект SpaceX может существенно сократить число российских контрактов. В ближайшие пять лет российский "Союз" продолжит обеспечивать полеты к МКС, но дальше на смену этим кораблям придет что-то новое. "Такой корабль, как «Dragon», более конкурентоспособный, чем "Союз". Он семиместный, больше поднимает и спускает полезной нагрузки. Он многоразовый. Его преимущества очевидны". Руководитель Института космической политики Иван Моисеев заявил следующее: "Сейчас случилось то, что одна фирма взяла на себя всю программу и предоставила NASA услуги, уже конечный результат по работе с Международной космической станцией. Это можно сравнить с появлением новой космической державы" [NEWSru.com] .

Конечно, это не начало новой эры, а скорее новый, закономерный этап развития НТП в области  познания Космоса.

История  коммерческого проекта  «Space X»

Официально объявленной  целью этого проекта  было создание частной компанией ракеты–носителя и пилотируемого космического корабля для туристических полетов в космос в околоземном пространстве. Опуская организационно-административные и финансовые аспекты, кратко остановимся на хронологии проекта. Компания «Space X» была основана в 2002 г. создателем крупнейшей дебетовой электронной платёжной системы PayPal (англ. «приятель, помогающий расплатиться») Элоном Маском. В конце 2007 г. в компании работало 400 человек.

Первый пуск ракеты-носителя «Falcon-1» (F1) 24 марта 2006 г. завершился неудачей.  Через 41 секунду после старта был потерян контроль над ракетой, и она упала в воды Тихого океана. Выяснением причины аварии занимаются специалисты компании «SpaceX».

 

Третий запуск «Falcon 1» 2 августа 2008 г. также оказался неудачным. Ракета должна была доставить на орбиту американский военный спутник, два малазийских микроспутника и прах для захоронения в космосе. Но у ракеты не отсоединилась первая ступень.

 




Четвёртый запуск ракеты «Falcon 1»» 28 сентября 2008 г. впервые завершился успехом.

4 июня 2010 г. в 18:45 по UTC с мыса Канаверал был произведен запуск «Falcon-9». В 18:54 отделилась вторая ступень, и РН успешно вышла на орбиту. Запуск был произведен со второй попытки. Первый был отменен за несколько секунд до старта из-за технической неполадки.

Во время первого полета «Falcon-9» на РН была установлена модель корабля «Dragon» («Дракон») для проведения аэродинамических испытаний.

23 августа 2010 г. компания «Space Exploration Technologies Corp.» продолжила испытания капсулы «Dragon», разрабатываемую по контракту с NASA для полетов к МКС после закрытия программы «Спейс шаттл». По сообщениям пресс-службы «SpaceX», испытания спуска и посадки капсулы прошли успешно. Аппарат был сброшен с вертолета над Тихим океаном с высоты 14000 футов. Три парашюта штатно отработали, снизив скорость падения капсулы «Dragon» и обеспечив мягкую посадку аппарата недалеко от базы Ванденберг в Калифорнии.

По контракту с космическим агентством США (на сумму $278 млн) «SpaceX» должна была осуществить три полноценных демонстрационных полета РН «Falcon 9» и КК «Dragon», предназначенного для доставки грузов на МКС. Первый успешный запуск «Dragon», несмотря на успех, не пошел в зачет, поскольку функциональные возможности капсулы «Dragon» во время этого полета представлены не были.

По плану регулярные рейсы к МКС «Dragon» должны были начаться уже в следующем году. Сейчас «SpaceX» готовится к первому демонстрационному полету по программе COTS. В течение 5-часовой миссии должны быть представлены возможности «Dragon» по переходу с орбиты на орбиту, передача телеметрии, прохождение команд, выдача импульса на сход с орбиты и приводнение с использованием парашютной системы [ФКА Роскосмос]. 

8 декабря 2010 г. был осуществлен успешный пуск ракеты-носителя «Falcon-9» с космическим кораблем «Dragon» на борту.  В расчетное время корабль отделился от носителя и вышел на околоземную орбиту. Вместе с КК «Дракон» был запущен ряд спутников, в том числе, первый военный наноспутник, разработанный по американской программе SMDC-ONE, курируемой агентством космической и противоракетной обороны и стратегическим командованием военными силами США (USASMDC/ARSTRAT).  

 

 РН «Falcon-9» с космическим кораблем «Dragon» на борту. 8 декабря 2010 г. 

 

Капсула КК   «Dragon» на сборке


 

РН  « Falcon 9» 2-ступенчатая ракета-носитель  высотой 50-54 м и диаметром 3.6 м, весом 333 т и весом полезной нагрузки 10-15 т.  Тяга  около   417 тс.

Космический корабль (КК) «Дракон» состоит из двух модулей: командного-агрегатного отсека конической формы и транка-переходника для стыковки со второй ступенью РН, который служит как негерметичный контейнер для размещения грузов и одноразового оборудования — солнечных батарей и радиаторов системы охлаждения. Энергоснабжение корабля, как и у российского «Союза», обеспечивается солнечными батареями и аккумуляторами. В отличие от американского КК «Apollo», а также разрабатываемых КК российского проекта «Перспективной пилотируемой транспортной системы», перспективных американских пилотируемых космических кораблей «Orion» и «CST-100», которые разрабатывают корпорации Lockheed Martin и Boeing, «Дракон» является практически моноблочным кораблем. Двигательная установка, топливные баки, аккумуляторы и другое оборудование агрегатного отсека возвращается вместе с кораблем, что является уникальным вариантом (аналог SS). На первом этапе развития (грузовой КК) стыковка с МКС (ввиду отсутствия системы автономной стыковки) осуществляется так же, как и стыковка HTV - японского корабля снабжения МКС.

КК «Дракон» разрабатывается в нескольких модификациях: пилотируемой (экипаж до 7 человек), грузопассажирской (экипаж 4 человека + 2,5 тонны грузов), грузовой (в этом варианте он будет использоваться первое время) и модификация для автономных полётов (DragonLab).

Технические параметры корабля (для модификции DragonLab)

 

Общая длина:

6,1 м

Максимальный диаметр:

3,7 м

Сухая масса:

4 200 кг

Доставляемая на орбиту ПН:

6 тонн

Возвращаемая на Землю ПН:

3 тонны

Полезный объём:

7 м³ — герметичный
14 м³ — негерметичный

Длительность полёта:

от 1 недели до 2 лет

 

22 мая 2012 г.  КК "Дракон" стартовал к МКС на борту ракеты "Фэлкон-9", что явилось результатом сотрудничества между NASA и калифорнийской компанией SpaceX в рамках проекта американского космического ведомства по развитию коммерческой космонавтики. Запуск произошел после многочисленных отсрочек и лишь со второй попытки.

25 мая 2012 г. астронавты Д.Петтит и А. Кауперс начали процедуру пристыковки к МКС первого частного космического корабля «Dragon». С помощью 17-метрового манипулятора они начали подтягивать корабль к станции.     В 16:02 UTC (20:02 мск) космический корабль «Dragon» состыковался с модулем МКС «Спокойствие» («Транквилити»), доставленный на МКС шаттлом в феврале 2010 г. Модуль «Спокойствие» имеет самую совершенную систему жизнеобеспечения, способную перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания. Имеется дополнительный туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав.

             «Спокойствие» непосредственно перед установкой в модуль «Юнити»

 

                                    SpaceX Dragon. Иллюстрация NASA.




26 мая 2012 г. в 13.53 мск астронавты открыли люки космического грузовика «Dragon».  После выравнивания давления с МКС и взятия проб воздуха, астронавт Д. Петтит (Don Pettit) открыл люки и вместе с командиром экспедиции россиянином О. Кононенко вплыли в герметичный отсек КК «Dragon».  Первоначально астронавты работали в защитных очках и респираторах - на случай присутствия токсичных компонентов в воздухе корабля.   «Dragon» доставил на станцию около 500 кг груза (одежда, оборудование для экспериментов). После четырех дней разгрузки корабль был загружен грузом (660 кг) для отправки на Землю. При массе 4,2 тонны аппарат способен доставлять на МКС до 6 тонн груза. На Землю он может возвращать с орбиты до 3 тонн груза.

Компания SpaceX стала первой в истории коммерческой компанией, осуществившей запуск частного грузового корабля к Международной космической станции, что ознаменовало начало новой эры после завершения тридцатилетней американской программы шаттлов. Через неделю будет произведена отстыковка и КК "Дракон" вернется на Землю. По мнению космонавтов, работающих на МКС, капсула "Дракон" имеет хороший интерьер. Высота капсулы составляет 4,4 м, ее диаметр равен 3,66 м. 

Внутренняя часть  КК «Dragon». Фото NASA/ESA/.                         

31 мая  началась подготовка к отстыковке КК "Дракон" от модуля МКС. В этом ответственном маневре участвовали два космонавта А.Киперс и Д.Акаба. Отстыковка производилась с помощью 17-метровой руки-манипулятора, входящей в систему «Канадарм 2» (Canadarm 2). Рука-манипулятор захватила капсулу "Дракон" и отвела ее от модуля МКС. В 14.10 по московскому времени космонавт Д.Петтит освободил коммерческий грузовик от системы «Канадарм 2». После этого капсула направилась к Земле. Она была спущена на Землю с помощью специальных парашютов. В поисковой операции капсулы "Дракон" участвовало три спасательных судна для доставки капсулы на военную базу США. "Дракон" доставил на Землю 660 кг груза с борта МКС. 

Приводнение капсулы КК «Dragon»



Капсула отстыковалась около 14:00 по московскому времени 31 мая 2012 г., в 18:51 были запущены двигатели корабля, после чего он начал снижение и вошел в плотные слои атмосферы. В 19:42 (на две минуты раньше запланированного времени) КК «Dragon» приводнился в Тихом океане в нескольких сотнях километров от побережья Мексики. 

Так как этот полет считался тестовым, астронавты не загружали на «Dragon» никакой ценный груз. На Землю вернули лишь некоторое оборудование и образцы материалов, находившихся в космосе в научных целях. Планируется, что корабль «Dragon» в будущем будет доставлять на МКС до шести тонн груза. Он будет использоваться не только как грузовик, но и как пилотируемый корабль, который сможет отправлять в космос до семи астронавтов. Первые тестовые пилотируемые полеты запланированы на 2017 г. КК «Dragon» стал первым частным космическим кораблем в мире. Предполагается, что он может стать основным космическим транспортом, заменившим шаттлы, миссия которых завершилась в 2011 г. На данный момент единственным средством доставки астронавтов на орбиту остаются российские ракеты-носители "Союз".

Полет многоразового грузового корабля «Dragon» 23 – 31 мая 2012 г. был испытательным. 8 октября 2012 г. к МКС стартовал первый коммерческий корабль. Всего NASA заказало 11 полетов КК «Dragon».

 

Заключение

Успешный полет к МКС  гражданского коммерческого корабля, по мнению специалистов, событие эпохальное. Закончился период опытных и военно-ориентированных полетов челноков в околоземное  пространство. Индустрия околоземной космонавтики переходит от государства в частные руки. Начинает работать один из главных факторов прогресса – конкуренция. Пройдет 20 – 30 лет, и этот этап сменится полетами к Луне, а может быть и к другим планетам.

Переход  военной  пилотируемой космонавтики к коммерческой означает начало потребительского использования околоземного пространства, как это было в свое время в кораблестроении и авиации.

В СМИ все чаще стали появляться сообщения о том, что NASA, сосредотачиваясь на исследованиях дальнего космоса, передает околоземную космонавтику частному капиталу. В свою очередь, коммерческие структуры одним из главных перспективных направлений, наряду  со связью, навигацией и др., рассматривают развитие околоземного космического туризма.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.75
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Старт коммерческой космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 09/01/2013
И эти люди учат нас жить?

По контракту с космическим агентством США (на сумму $278 млн) «SpaceX» должна была осуществить три полноценных демонстрационных полета РН «Falcon 9» и КК «Dragon»

Прямым ведь текстом указано: 100млн. за одну демонстрацию пуска. Услуги по доставке груза идут отдельной строкой бюджета. Которая не озвучивается. Хотя бы потому, что "инфраструктура" МКС для приёма "драконов" была создана за деньги НАСА.

рассматривают развитие околоземного космического туризма

Лохотрон в чистом виде. То, что продемонстрировал Рутан за деньги Бренсона - высокоатмосферный атракцион с элементами баллистического полёта, а не выход на круговую орбиту. Судя по статистике отказов, "фалькону" до сертификации на пассажирские первозки ещё лет 10 пыхтеть.

И главный вопрос: а зачем ЭТА статья на "атомном" СМИ? Приватизацию мирного атома пролоббировать?


[ Ответить на это ]


Re: Старт коммерческой космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 09/01/2013
Космические статьи в "атомном" журнале вполне могут иметь место. Для общетехнической и общекультурной эрудиции. Ибо сказано: "электрон также неисчерпаем, как и атом". А в технологиях и в подходах есть сближения и пересечения. Но главное- и то, и это обеспечивают будущее человечество. Другое дело - конкретные огрехи данной статьи (вообще свойственные данному автору по данной теме).


[
Ответить на это ]


Re: Старт коммерческой космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 09/01/2013
"...возникла космонавтика как наука о космосе..."
Обратите внимание - не астрономия, а именно космонавтика!
А АРГОНАВТИКА как же?
Похоже в редакции кризис жанра, если постоянно размещаются эти мантры невысокого качества.


[ Ответить на это ]


Re: Старт коммерческой космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 09/01/2013
"Компания SpaceX стала первой в истории коммерческой компанией, осуществившей запуск частного грузового корабля к Международной космической станции, что ознаменовало начало новой эры..."

Чистой воды пропаганды. Никогда частная собственность и частный интерес не обеспечат поступательное движение космонавтики как таковой (как и развитие человечества в целом). В лучшем случае объекты частных компаний займут какую-либо нишу, будут обеспечивать какие-либо более крупные задачи и программы. Как и в приведенном случае - корабль сработал как грузовик при МКС.


[ Ответить на это ]


Re: Старт коммерческой космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 10/01/2013
Это или оплаченная (не формально) реклама за счет ресурсов Proatoma или пропаганда новой (но не факт, что лучшей) формы хозяйствования. Похоже, надвигается кризис жанра в редакции сайта.


[ Ответить на это ]


Re: Старт коммерческой космонавтики (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2013
www.prokosmos.ru :-)


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru