proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[14/11/2012]     Последняя гавань

Старение российских ледоколов ставит атомщиков и моряков перед необходимостью не только обновлять флот с ядерными энергоустановками, но и решать проблему утилизации ледоколов, отслуживших свое. Руководство "Атомфлота" заключило первый контракт на разработку плана утилизации атомных ледоколов проекта 1052 типа "Арктика". Эта задача оказалась далеко не так проста, как предполагалось вначале. Выступая на недавнем заседании рабочей группы Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка заявил, что утилизировать ледоколы отнюдь не проще, чем подводные лодки. В определенной степени - даже сложнее, поскольку на ледоколе гораздо больше различных горючих веществ, и все это существенно затрудняет работу.


Через семь лет из атомных ледоколов, заложенных в Советском Союзе, останется в строю только один - "50 лет Победы", крупнейший в мире, строительство которого заняло в общей сложности около 18 лет. В холодный отстой уже выведены атомные ледоколы "Сибирь" и "Арктика". Из их энергоустановок выгружены все радиоактивные отходы и даже слита и переработана вода из контуров ядерных реакторов. Атомоход "Советский Союз" теоретически еще может работать, но фактически он тоже выведен в отстой, и в ближайшее время о продлении срока его эксплуатации речь не ведется. "Россия" встанет на свою последнюю стоянку в 2013 году, "Ямал" - в 2020-м, а "50 лет Победы" будет работать как минимум до 2024 года, сообщил заместитель генерального директора "Атомфлота" по базированию и спецпроизводству Константин Князевский. При этом сроки утилизации только трех наиболее старых ледоколов выглядят довольно затянутыми, считают эксперты. В частности, "Сибирь" предполагается утилизировать в 2016-2017 годах, "Арктику" - в 2018-2019-м, а "Россию" - в 2019-2020 годах. Эти сроки определены подпрограммой по обеспечению ядерно-радиационной безопасности на 2016-2020 годы, входящей в программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

- Безусловно, какие-то вопросы можно решить быстрее, - добавляет заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка. - Но, к сожалению, проволочек здесь не избежать. Одна из главных сложностей - трудовые ресурсы. Можно, казалось бы, найти две-три тысячи человек и начать утилизацию, но негде взять такое количество специалистов, да еще в короткие сроки.

Кроме всего прочего, такая работа потребует огромных расходов. По различным экспертным оценкам, исходя из цен нескольких прошедших лет, утилизация только одного атомного ледокола обойдется примерно в 1,3 миллиарда рублей. Но и эта цена весьма приблизительна, поскольку проекта утилизации пока нет. Его разработку предполагается завершить к концу 2013 года. И уже сейчас возникают сложности, которые связаны с нормативной базой, отметил Константин Князевский. Например, для утилизации подводных лодок было создано достаточно много нормативов, которые можно лишь частично применять для гражданского флота. Специализированные нормативы для разделки атомных ледоколов еще никто не разрабатывал, и когда этот пробел будет ликвидирован - сказать сложно.

Не менее важен вопрос утилизации плавучих технических баз (ПТБ) обслуживания атомного ледокольного флота, которые используются сейчас в качестве хранилищ отработанного ядерного топлива. Утилизация плавтехбазы "Лепсе" уже началась, теперь предстоит решать проблему с ПТБ "Лотта" и "Володарский". Эта задача тоже требует создания комплекса для доставки топлива в губу Андреева и Гремиху. По словам Константина Князевского, это будет своеобразный "ядерный остров" в районе 5-го причала "Атомфлота".

- Сейчас там ведутся работы по реконструкции: прокладываются железнодорожные пути, устанавливается кран, - добавил он. - Комплекс будет представлять сеть объектов, состоящую из берегового поста загрузки, 5-го причала и нового крана КОНЕ грузоподъемностью до 100 тонн.

Фактически "ядерный остров" - это региональный пункт по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Все объекты обращения с ОЯТ будут объединены в единый комплекс, обеспеченный дополнительной защитой. Это поможет улучшить контроль как за физическим доступом, так и за радиационной безопасностью. Из федерального бюджета РФ в этот проект вкладывается примерно 1,2 миллиарда рублей, а техническая помощь зарубежных партнеров составила примерно 220 миллионов долларов. Чтобы завершить создание комплекса, требуется провести ряд серьезных работ. В частности, предстоит создать систему экологического мониторинга. По этому поводу уже ведутся предконтрактные переговоры с Норвегией о предоставлении технической помощи, размер которой составит около 100 тысяч евро.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.5
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 12 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2012
Потомственный помор Мустафа, случайно, не на Северный полюс собрался?
А раньше у южных народов притязаний на Северный ледовитый океан не наблюдалось! 


[ Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2012
Неее, Мустафа Абдул оглы просто хочет "распилить" наши ледоколы.


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2012
Не тот ли это Мустафа, заключивший соглашение со следствием по делу Евстратова?


[ Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2012
Вообще-то его настоящая фамилия Какашка


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 21/11/2012
Вы немного  ошиблись: на конце "О".


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2012
А в чем суть этого соглашения???? И что там с Евстратовым сейчас? Посадили или отпустили?


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 17/11/2012
Наверное, ОПУСТИЛИ?!


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 21/11/2012
Вы чего СМИ не читаете? Уже не первый день на печи лежит, икру трескает заморскую. И готовится выйти на работу в Росатом.


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 19/11/2012
Уважаемый автор!
Прежде чем говорить , что средства на утилизацию ледоколов определены подпрограммой по обеспечению ядерно-радиационной безопасности на 2016-2020 годы, входящей в программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", надо бы почитать эту подпрограмму. В ней нет ни одного рубля из бюджета РФ на такие задачи. Так что большой привет ледоколам.



[ Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 21/11/2012
Да, сомнения гложут: а будут ли у нас новые ледоколы? Похоже, что нет. Первая серия: постройка ПАТЭС. Провал. Вторая серия: постройка новых мощных суперледоколов... И что будет?  При таком воровстве в ведомстве Кириенко?  Или они думают, что дедушка  Грызлов им поможет? Не смешите.


[
Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 22/11/2012
- Безусловно, какие-то вопросы можно решить быстрее, - добавляет заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка. - Но, к сожалению, проволочек здесь не избежать. Одна из главных сложностей - трудовые ресурсы. Можно, казалось бы, найти две-три тысячи человек и начать утилизацию, но негде взять такое количество специалистов, да еще в короткие сроки_  - это ответ на все вопросы господина Кашки, дальше можно не размышлять. В таком случае привлеките менеждеров они вам все языком утилизируют


[ Ответить на это ]


Re: Последняя гавань (Всего: 0)
от Гость на 23/11/2012
Теперь за атомные ледоколы можно быть спокойными ... ещё бы такой спец.- Мустафа.Можно с уверенностью сказать - похороны флота


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru