proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/08/2012]     «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции

Ю.А.Бобылов, к.э.н., научный редактор журнала «Менеджмент и бизнес-администрирование»

Присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО), наконец, произошло в июле 2012 г. Многолетний процесс анализа российской экономики с целью определения приемлемых принципов тарифной и нетарифной политики оказался непростым, и порой имел драматические коллизии.  Вопрос о «плюсах» и «минусах» для экономики России все еще в стадии бурных дискуссий. Однако уже есть свои положительные результаты.



Конкуренция производителей товаров и услуг в мире растет. Потому деловая элита России уже более ответственно принимает стратегические экономические решения с учетом динамичной мировой экономики. Есть ряд наукоемких секторов, включая атомную энергетику, которые нуждаются в системной поддержке (включая использование гостайны РФ) и позволят сохранить наш статус «промышленно развитой страны».   
 
Можно уже подумать и о «торговых войнах», их особенностях в современном мире, новых требованиях к работе российского управленческого аппарата и, главное, назревшему повышению роли спецслужб в постановке и решении крупных экономических проблем России.

В этом отношении организация в российских структурах управления экономикой «Третьих отделов» будет весьма полезна и для ГК «Росатом».

1. Итоги подготовки присоединения России к ВТО

ВТО была создана в 1995 году на базе действовавшей ранее в Западной Европе и США структуры Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), образованной в 1947 г. На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 95 % мирового торгового оборота. Основной целью ВТО является снятие торговых барьеров между странами.

Достигнутые итоги переговорного процесса России и ВТО в целом положительны, но  ряд конкурирующих стран мира (США, государства Евросоюза, КНР и др.) усилят свое влияние в России, ввозя все больше своих добротных товаров и услуг по низким ценам. Часть наших компаний неизбежно прекратят свою хозяйственную деятельность. Так, в части эксплуатации пассажирских магистральных самолетов российский рынок на 63% захвачен иностранными судами, особенно В-737 и А-320. Россия уже не способна делать экономичные надежные авиадвигатели. Если же не производить с прибылью серийно гражданские суда, то придется закрывать производства военной авиатехники.

В сфере энергетики (в том числе АЭС)  несут угрозы требования Евросоюза по принятию Россией  условий «Европейской энергетической хартии» от 17 декабря 1991 г. и повышению в России внутренних цен на энергоносители. В отличие от «теплых» европейских стран в России холодные и продолжительные зимы и, соответственно, более высокие производственные издержки при выпуске сопоставимой продукции. Другой фактор -  энергоемкость ВВП России в три с лишним раза превосходит аналогичный показатель в странах ЕС и в 2,3 раза – среднемировой. В итоге на производство одной булки хлеба или тонны чугуна наша страна тратит в 2-3 раза больше электричества.

Ситуация для атомщиков России благополучнее тем, что сама ГК «Росатом» призвана поддерживать и развивать военный ядерный потенциал страны. В большой мере это обеспечивается прямыми государственными программами и субсидиями для деятельности ядерного топливного цикла.

В России  до сих пор не создан полноценный общенациональный рынок с необходимым уровнем развития конкуренции, частной инициативой и достаточным количеством субъектов малого и среднего предпринимательства (12% против более чем 60% в США, и 40% в Китае). Развитию конкуренции мешают монополизм многих крупных производителей. Также нарастает милитаризация экономики и подрывающая развитие гражданского производства.

Сохраняется большой разрыв между самыми бедными и богатыми слоями общества (15 раз) и население «все меньше любит» свою власть.

Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективное территориальное размещение производства, развития внутреннего рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремаль­ных климатических условиях. Очевидно, часть таких мер должна иметь особый характер, включая применение положений государственной тайны.

Вступление России в ВТО позволит экономике страны получить как преимущества («плюсы»), так и экономические потери («минусы»), о чем дискуссии продолжаются. Вопрос о притоке иностранных инвестиций после присоединения к ВТО также неоднозначен.

Сказанное свидетельствует о важности роли государства для России  в эпоху глобализации. Осуществляя либерализацию своих функций в обла­сти управления экономикой, оно не может полностью устраниться от выполнения стоящих перед ним задач в данной сфере (также и в области тарифно-таможенной политики). Напротив, как показывает мировой опыт, его регулирующая роль может возрастать для предотвращения хаоса и диспропорций из-за стихийного развития рыночных процессов.

Россия идет на заметное снижение импортных пошлин.

По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения представлены пятью группами:

1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях:
    а)  субсидирование производства экспортных товаров; 
    б)  система государственных закупок товаров.

2. Таможенные и административные импортные формальности:
    а)  антидемпинговые пошлины;
    б)  методы оценки таможенной стоимости;
    в)  требования к товаросопроводительным документам.

Так, с 2008 г. нашим экспортерам продукции атомной, химической, металлургической и даже аграрной индустрии стал грозить новый регламент Евросоюза «RЕАСН» (регистрация (Registration), оценка (Evaluation) и авторизация (Authorization) химикатов (of Chemicals)). Жесткие требования нового регламента ЕС вызвали обеспокоенность, в частности, у промышленников и экспортеров РСПП, вызвав к жизни ряд целевых защитных мероприятий, включая проекты модернизации используемых промышленных технологий.

4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта.
а) квотирование (количественное ограничение ввоза-вывоза товаров);
б) лицензирование (выдача государственными органами официального разрешения – лицензии – на осуществление ввоза-вывоза отдельных товаров, т.е. осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами).
         
Все это детально и талантливо изложено в пятиязычном издании ВТО, включая русский язык: Практическое руководство по Уругвайскому раунду / Женева: МТС ЮНКТАД/ВТО, 1995, 392 с.

Проведенный анализ прогнозов новых внешнеторговых проблем при присоединении России к ВТО показывает необходимость уточнения структуры промышленно-экономического блока федеральных министерств и ведомств.

При этом следует усилить функцию мониторинга за действиями ведущих сильных конкурентов России (в том числе ТНК и иных крупных или динамично растущих иностранных компаний). Встает проблема развития внешнеэкономического сотрудничества России с другими странами.

На этом фоне в российской элите наблюдается недооценка важности изучения торговых войн и разработки методов их ведения с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, новые оргструктуры и информационные технологии. Это замечание касается не только руководства Минэкономразвития, Минпромторга и др., но таких спецслужб как СВР, ФСБ, ГРУ.

В российской экономической теории, включая разработки РАН, также наблюдается явная недооценка важности изучения экономических и торговых войн, расширение использования тайных специальных операций при участии структур внешней разведки и др.

2. Особые аспекты управленческой деятельности для поддержки
    национального бизнеса

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг., приведший к неожиданно  глубокому спаду производства, экспорта товаров и услуг и резкому сокращению валютных поступлений, конечно, оживил интерес к общей теории мировых и национальных кризисов – валютных, финансовых, торговых, промышленных и, вообще, экономических.
 
В России усилилась критика сырьевого уклона в экономике и недооценки в правительственных кругах стратегических инноваций, особенно вне военно-промышленного комплекса. Этот процесс положительно сказался на переоценке роли атомной энергетики и новых целевых исследований и разработок с целью строительства АЭС по российским технологиям в КНР и ряде других стран. 

Одновременно возникли новые стимулы для перехода России к более эффективной торгово-промышленной политике, составной частью которой могут быть торговые войны. Свою роль сыграл и острый газовый конфликт между Россией и Украиной в январе 2009 г., устранивший лишних посредников и повысивший доходы российского поставщика газа.

В рамках регламентов ВТО многообразные торговые конфликты, особенно поставок товаров по демпинговым ценам с целью расширения ниш в странах-импортерах, анализируются и решаются по строгим процедурам и правилам, включая решения международных судебных органов. Но в острых конфликтных ситуациях не всегда быстро удается найти нужные компромиссные решения, и такие конфликты переходят в политическую и даже военную сферу. Здесь примером является острый военный рыбный конфликт 1982 г. Великобритании и Аргентины на почве юрисдикции ресурсов Фолкендских островов.

Специфика торговых войн особенно понятна ГК «Росатом», ОАО «Рособоронэ́кспорт» и многим другим российским компаниям, ориентированным на развитие своего экспорта товаров и услуг, а также производственной деятельности за рубежом (США, Индия, государства Евросоюза и др.), но теряющих свои конкурентные преимущества из-за умной и не всегда добросовестной конкуренции контрагентов. В полной мере к ним относятся производители экспортируемой спецтехники (средства и системы обеспечения безопасности деятельности предприятий и др.). Часто основой конфликтов становится передел собственности в крупном и среднем бизнесе в ходе политики иностранных инвестиций в экономику России.

В этой связи полезна разработка «Перечней стратегически важных предприятий», для которых могут быть введены свои ограничения для иностранных инвесторов.

Присоединение России к ВТО ставит новые управленческие задачи для госаппарата, а также крупного и среднего бизнеса с разными формами собственности. С присоединением России к ВТО более важное место должно бы принадлежать протекционистской (защитной) деятельности государственного аппарата. Это касается стратегически важного наукоемкого бизнеса (включая и атомного, а также ряда секторов ВПК типа авиа- и судостроения, связи, транспорта и др.), а также доступа к разработке отдельных крупных месторождений (нефти, урана, руд редких и редкоземельных металлов и др.).  
                   
Здесь необходимо учитывать особенности современной конкурентной борьбы, прежде всего для крупного и среднего бизнеса в дорогостоящей наукоемкой экономике (рис. 1).

Как видно из приведенной ниже классификации, особое значение приобретают:

1) средства, связанные с привлечением государственного аппарата к борьбе с потенциальными конкурентами, в том числе зарубежными (организация и финансирование НИОКР, стандартизация, экономический протекционизм, усложненность   таможенных процедур и режимных ограничений, политическое давление, включая прессу, на производителей и потребителей и т.д.);

2) средства,     используемые     на    внутреннем     рынке     при    участии государственного   аппарата   и   относящиеся   к   экономической  и  научно-технической  политике  (стандартизация, организация  госзаказов,  вхождение в целевые научно-технические программы, региональная политика, специальные экономические льготы и санкции и т.д.);

3) юридически наказуемые действия (подкуп, промышленный шпионаж, шантаж и т.д.), часть из которых применяется в практике спецслужб, а также служб корпоративной разведки и экономической безопасности.

При ведении возможных масштабных торговых войн на мировых рынках особенно важно комплексное участие государства.

В свою очередь переход России к «инновационной экономике» и наращиванию экспортного потенциала в условиях острой мировой конкуренции требует развития специализированных организационных структур по ведению торгово-экономических войн в ведущих министерствах и ведомствах страны, особенно в Минэкономразвития и Минпромторге.
         
С середины 90-х годов прошлого века активная работа по присоединению России к ВТО проводилась под флагом либерализации в экономике и устранения различных торговых барьеров (снижение таможенных пошлин, приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами, снижение масштабов государственной поддержки в ряде секторов экономики, упрощенное техническое регулирование и др.). 
         
В большой мере эта политика имела разрушительные последствия для России.

Рис. 1. Средства конкурентной борьбы наукоемких товаропроизводителей


Случайны ли были в 90-е годы в ходе реформ с участием советников МВФ, ВБ, ряда западных экспертов (в том числе с опытом работы в спецслужбах США и др.) многочисленные факты разрушения созданного ранее достаточно высокого научно-технического и промышленного потенциала СССР, в том числе в атомной и оборонной промышленности, а также снижение квалификации работающего населения, падение социального престижа и уровня жизни ученых и инженеров и др.?

После 20 лет таких «реформ» в России стало очевидным, что ряд экономических «провалов и потерь» был запрограммирован на начальных этапах преобразований государственной собственности, демилитаризации российской экономики и выбора форм экономической помощи от США и ведущих стран Евросоюза.

Показательным примером стало февральское  1993 г. Соглашение о продаже по весьма низким ценам нашего конверсионного урана США, что существенно увеличило стратегические запасы урана для американских АЭС. 
Примечательно, что после 1991 г. в России не было крупной войны, которая могла бы привести к таким разрушительным последствиям, все более усиливая сырьевой характер нашей экономики.  Ощутимое снижение наукоемкого промышленного потенциала и потери ряда «критически важных» ракетных и атомных технологий в полной мере ощущают на себе Минобороны и другие ведущие федеральные министерства и ведомства.

Ныне, рассматривая многочисленные машины и оборудование, бытовую технику, с трудом находишь качественные российские образцы.

Что случилось в нашей промышленности?
         
Российская экономическая практика показывает, что в ряде случаев нужно наоборот воздвигать новые высокие барьеры по отношению к иностранным товаропроизводителям, не допуская потерь производственных мощностей, например, в сельском хозяйстве, гражданском авиастроении, точном машиностроении, атомной энергетике и др. В отдельных случаях следует усиливать внешнюю экспансию даже по отношению к развитым странам, поскольку есть возможность занять более выгодное положение на внешних рынках.

Высока вероятность предположения, что почти два десятилетия Россия является объектом масштабной тайной экономической войны со стороны глобальных конкурентов.

3. Мировые войны без участия профессиональных военных

В военной литературе под войной подразумевается вооруженный конфликт между странами, вызванный борьбой за доминирование в каком-либо регионе или секторе экономики и связанный с существенными материальными и человеческими потерями у противника. В войне не действуют международные нормы, и допускается применение любых видов военной техники, в том числе массового поражения. Крупные мировые и региональные конфликты происходят по разным причинам, но чаще всего доминирует борьба за владение дефицитными природными ресурсами для экономического развития (нефть, газ, вода, сельскохозяйственные земли, рудные месторождения, новые технологии и промышленная собственность, курортные зоны, водные биологические ресурсы и др.).

Поэтому не случайно, что переговоры ВТО в части разработки специального Соглашения по торговле военной техникой летом 2012 г. зашли в тупик. При этом против ограничений в экспорте военной техники оказались именно США и Россия.

Важнейшим условием начала войны и ее ведения является наличие современных вооружений, военной техники и профессиональной армии по родам войск (суша, воздух, море). Общие военные и оборонные функции управления призваны исполнять военные министерства, а также подчиненные им спецслужбы разведки, контрразведки и диверсионных операций и др. (см.: Балецкий  Е. Технология войны // Минск: Юнипак. 2006, 140 с.).

Однако, конфигурация современного военно-промышленного комплекса (ВПК) меняется. По новым воззрениям военных стратегов и лидеров ряда амбициозных мировых держав, включая США и Китай, все современные средства ведения войны следует разделить на три большие группы:

Military: атомное оружие, биохимические, экологические, космические, электронные средства, партизанские, террористические методы, военные договора и соглашения;

Trans-military: дипломатия, сетевые организации, внешняя разведка, психологические методы воздействия, тактические методы, использование контрабанды и наркотических средств, виртуальные средства воздействия (устрашения);

Non-military: финансовые методы, торговля, воздействие через ресурсы, методы дестабилизации экономики, регуляции, санкций, информационные и идеологические методы (см.: Марк Леонард. О чем думают в Китае (пер. с англ.) / М.: АСТ, 2010, 222 с.).

Предлагая  такую классификацию, китайские эксперты отмечают, что если США выигрывают в плане военных средств, окружая Китай военными базами, то Поднебесная более успешно осваивает две другие группы методов, завязанные на торговлю, инвестиции, экспорт. Поэтому в КНР придается особое  значение таким целям, как расширение производства "серых" товаров, трансграничные слияния и поглощения, использование научного потенциала китайской диаспоры в США, активный промышленный шпионаж и др. Недавнее присоединение КНР к ВТО повысило эффективность ведения ряда торговых войн против США и Евросоюза.

Удивительные примеры промышленной политики показывает Южная Корея, где затраты на НИОКР ( по отношению к ВВП) в 3 раза выше, чем в России и продолжают расти.  Республика Корея производит чуть меньше половины всех новых кораблей мира по тоннажу. Одна только верфь «Hyundai» спускает на воду новое крупное судно каждые четыре дня. Корейцы скупили ведущие европейские верфи, где производят, например, десантные корабли типа «Мистраль», а также крупнейшие в истории круизные лайнеры класса «Oasis». В электронике флагманом корейской экономики стал «Samsung», обогнав  таких мировых гигантов как «HP», «IBM», «Nokia» и др.

Представляется, что Россия многие годы недооценивала растущую роль государства в открытой и тайной поддержке возможной экспансии нашего крупного и среднего бизнеса на мировых рынках (пример с проникновением в страны Африки и Латинской Америки). Можно полагать, что российская экономическая мысль нуждается в сближении с современной военной мыслью.

Тематика новых «торговых войн» освещается в литературе по маркетингу товаров и услуг, однако сведение задачи лишь к конкурентной борьбе в торговых сетях, не позволяет объемно понять суть современных торговых войн, в которых активно участвует государственный аппарат, а также специализированные международные организации (ВТО, ЮНКТАД и др.).

Наша цель – понять новые принципы ведения стратегически важных экономических и  торговых войн ближайшего десятилетия.

Классические войны с участием специальных вооруженных сил (суша, море, воздушное пространство) предполагают необходимое наукоемкое  развитие и поддержание определенной мощи национального военно-промышленного комплекса. Основу соответствующих управленческих технологий в военной сфере составляет деятельность национальных Министерств обороны (МО) с разветвленными функциями, включая внешнюю и военную разведку и выдачу оборонного госзаказа.

В России «оборонная безопасность» обеспечивается деятельностью Минобороны и его военной разведкой (ГРУ), а «национальная безопасность» - Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Службой внешней разведки (СВР), которые являются Заказчиками новой техники и материалов от оборонных предприятий и научных организаций.

В войнах без прямого участия профессиональных военных также ведущую роль играют особые наукоемкие технологии, часть которых хорошо описана в принципах ведения «информационных войн» (кибервойны; информационные; психологические и др.).

4. Специфика современных торговых войн

Экономические войны объемнее и сложнее торговых войн. До начала торговых войн с продвижением национальных и корпоративных товаров на рынки других стран и регионов необходимо создание целевой промышленной политики с опорой на прорывные фундаментальные и прикладные исследования и разработки. В мире массового потребителя уважают как внешний дизайн и конструктивное совершенство новых товаров, так и использование новых физических и иных принципов в работе приборов, машин, оборудования.

Для современной России важнейшей стратегической целью содействия конкурентности производителей продукции является продуманная научно-техническая политика и уровень финансирования наиболее выигрышных направлений науки и техники. При этом такие научно-технические задачи не следует слишком привязывать к целям военно-промышленной политики.

По мнению многих российских экспертов, например, для ГК «Росатом» наступило время активных работ по ториевой атомной энергетике. Специалисты ВНИИХТ вновь оценивают торий как перспективный сырьевой ресурс для АЭС. Так, в 2035 г. только на территории РФ прогнозируется дефицит урана  в размере 76,6 тыс. т. и закупить его на мировом рынке будет затруднительно (см. : Пелымский Г.А., Котова В.М. и др. Торий – перспективный сырьевой ресурс атомной энергетики // Рациональное освоение недр, 2012, № 1, с. 30-45).

С одной стороны, создание и производство новейшей военной техники и вооружений – это крайне наукоемкий процесс, в котором большое значение имеет научно-техническая разведка и промышленный шпионаж. С другой стороны мировой рынок товаров и услуг лишь на 10% имеет отношение к военному производству. Традиционный для СССР и России масштабный экспорт военной продукции на уровне 10 млрд. долл. – это лишь незначительная часть внешнеторговых поставок даже для российского экспорта (особенно по сравнению с углеводородами). Лишь экспорт нефти дает России 150-170 млрд. долл., а достаточных разведанных ресурсов хватит на 15-20 лет.

Для России важно искать и находить новые объемные мировые рынки гражданской продукции. Возможно, здесь очень перспективны работы по новым нано- и биотехнологиям. Но есть и чисто российская специфика наукоемкого бизнеса с учетом больших размеров страны, слабой транспортной сети и множества уникальных месторождений полезных ископаемых (нефть, уголь, руды цветных, редких и редкоземельных металлов и др.), в которых очень нуждается мир. Эта специфика, например, требует совершенствования систем транспортировки, в том числе, возможно, серийного производства грузовых дирижаблей для работы на Севере и в восточных районах России. Однако такие дирижабли никак не вписываются в оборонный госзаказ России для 2020 г. и более отдаленную перспективу. Для военных дирижабли полезны лишь в системах ПВО.

В этой связи следует полнее определить суть возможной экспансионистской экономической политики России, ее целей и методов различных торговых войн в интересах развития крупного и среднего бизнеса. Для развития же теории «торговых войн» есть прямой смысл позаимствовать ряд основополагающих военных терминов (внешняя разведка, специальные операции, диверсии и др.).

Известны масштабные торговые войны последних десятилетий, участником которых чаще всего являлись США, Евросоюз, КНР и Япония. Это – войны «военной техники», «куриные», «рыбные», «текстильные», «генно-модифицированные продуктовые», «автомобильные», «самолетные», «фармакологические» и др.

Тематика торговых войн затрагивает чаще всего экономические интересы крупных и средних компаний, ориентированных на сохранение или наращивание экспорта товаров и услуг, а также развития производственной кооперации за рубежом. Среди таких товаропроизводителей – предприятия автомобильной, авиационной, сталелитейной, текстильной промышленности и др. Против торговых войн традиционно вступает ВТО, ориентированная на поиск мирных компромиссных решений в сфере мировой торговой политики. Но мировая практика говорит о неизбежности торговых конфликтов, у истоков которых часто новые крупные научные открытия, технологии, товары и услуги.

По мнению автора, в российской экономической теории (особенно вне ВПК) наблюдается недооценка важности изучения торговых войн и разработки методов их ведения с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, новые оргструктуры и информационные технологии. Здесь – догматическое мышление середины прошлого века.

Для справки, в «Большой экономическом словаре» (ред. А.Н. Азрилияна, 5-е изд. // М.: ИНЭ, 2002, с. 134) термин «война торговая» не приведен, но имеются следующие четыре определения:

«Война валютная – борьба между различными государствами за рынки сбыта, сферы приложений капитала, источники сырья посредством различных форм валютной политики. В арсенал В.в. входят следующие мероприятия: девальвация и ревальвация, установление множественных режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютный демпинг, валютные группировки, валютная интеграция. В современной мировой экономике В.в. служит средством конкурентной борьбы за валютную гегемонию»;

«Война кредитная
– особая форма противоречий в сфере кредитных отношений, в т.ч. международной. Обострение торгового соперничества проявляется в резком расширении использования кредитно-финансовых методов стимулирования экспорта»;

«Война таможенная – использование таможенных тарифов в конкурентной борьбе на мировом рынке»;

«Война ценовая – конкуренция между двумя или более фирмами одной отрасли, стремящихся повысить свою рыночную долю путем снижения цен на собственную продукцию».

Приведенные термины выражают те ли иные стороны экономической борьбы между государствами и их компаниями. Конкурентная борьба крупных и средних предприятий на внешних рынках с участием государства, по мнению автора,  составляет содержание «торговой войны».

Использовать методы торговых войн могла бы и ГК «Росатом», которая при этом должна учитывать, что носителями критических знаний являются ученые, конструкторы, технологи. Поэтому управленцами должны быть разработаны меры для сохранения и развития этого интеллектуального потенциала, включая меры по поиску и привлечению зарубежных специалистов, а также использованию шпионской информации. Исходя из приоритета безопасности, в основе конкурентного преимущества атомных технологий должны быть надежность и экономичность.

По мнению автора, основные различия между понятиями «глобальная конкуренция» производителей стратегически важных товаров и услуг и «торговая война»  за создание и расширение новых рынков производства и сбыта таких товаров и услуг можно представить табл.1.

Таблица  1. Сравнительная характеристика понятий «глобальная конкуренция»  и «торговая война» на мировых рынках товаров и услуг
Показатели

«Глобальная конкуренция»

«Торговая война»

1. Цели экономической борьбы

Расширение региональных рынков сбыта стратегически важных товаров и услуг

Подавление конкурентов на данном страновом рынке и полный захват  стратегически важной промышленности и национальных рынков

2. Временные горизонты

Экспансии

Средне- и долгосрочные стратегии

Кратко- и среднесрочные стратегии

3. Соблюдение норм цивилизованной международной торговли

Преимущественное признание и использование норм ВТО и добросовестной конкуренции

Параллельное использование норм добросовестной и недобросовестной конкуренции

4.  Опора национального бизнеса на протекционистские меры государственного аппарата

Опора крупного и среднего бизнеса на собственные ресурсы разработки, производства и поставки товаров и услуг

Многоцелевая поддержка национального производителя мерами государственной экономической политики

5.  Мера участия государства в конкурентной борьбе

Эпизодическая поддержка частного бизнеса со стороны государства (поддержка экспорта)

Активная фронтальная поддержка национального производителя со стороны основных министерств и ведомств атакующей страны

6. Использование специальных секретных технологий (мероприятий)

Государство стремится не участвовать в гласной экономической поддержке

своих конкурирующих производителей

Тайное применение  различных секретных мероприятий и акций (диверсии), в том числе с участием национальных спецслужб

7.  Уровень промышленных и торговых угроз

Потеря страной или региональным торговым партнерством отдельных секторов или видов производимых товаров и услуг

Захват национальной промышленной собственности и ее ликвидация с целью создания торговой монополии внешнего производителя

8. Угроза возникновения военного конфликта

Использование механизмов мирного разрешения торговых споров в рамках ВТО или на основе специальных межправительственных соглашений

Возможное перерастание торговой войны (блокады) в крупный вооруженный конфликт (войну)


Примечание. Таблица разработана автором и предлагается к обсуждению.

Уже ясно, что со сложившимся в России, часто слабым управленческим аппаратом, его функциями и кадрами в остро конкурентном мире не выжить.

По мнению автора, переход России к инновационной экономике в условиях обострения мировой конкуренции требует формирования и развития новых специальных структур в ведущих министерствах и ведомствах (прежде всего Минэкономразвития и Минпромторга). Именно для этих новых задач придется создавать новые специальные подразделения – «Третьи отделы» в дополнение к традиционным «Первым отделам» (секретные документы и защита государственной тайны) и «Вторым отделам» (физзащита, мобилизационные задачи).

Минэкономразвития России, перед которым стоит задача эффективного присоединения страны к ВТО, основное внимание в последние десятилетие уделяло «преодолению торговых барьеров», а не их созданию с учетом новой мировой финансовой и внешнеторговой ситуации.

Так, в конце 2008 г. Минэкономразвития России организовал Совет по внешнеэкономической деятельности (под руководством Э.С. Набиуллиной). В состав Совета вошли первые лица РСПП, ТПП РФ, «Деловая Россия», «ОПОРА», а также представители бизнеса Алекперов В.Ю., Вексельберг В.Ф., Мордашов А.А., Окулов В.М., Пумпянский Д.А. и др. Планировался повысить уровень поддержки российского бизнеса на внешних рынках. В рамках Совета создано 6 рабочих групп: 1) по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере ВЭД; 2) по выработке мер преодоления барьеров для развития ВЭД; 3) по таможенно-тарифному регулированию; 4) по страновым и региональным направлениям и деятельности межправкомиссий; 5) по обеспечению информационной поддержки ВЭД; 6) по совершенствованию деятельности торговых представительств РФ в иностранных государствах.

Идеи либерализации мировой торговли и усиления международного разделения труда оказались годными лишь для спокойных лет. В условиях кризиса 2008-2009 гг. обнаружилась несостоятельность ВТО и его регламентов по торговой политике. Более того, глубокий мировой экономический кризис ослабил авторитет ВТО.

Продолжение - здесь.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.90
Ответов: 11


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 18 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2012
Эти воны проиграны, все сдано вместе с военным потенциалом в 90-00. Поздно пить боржоми, деньги ВПК ушли в офшоры. Мы-вы -лузеры.


[ Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2012
"Потому деловая элита России уже более ответственно принимает стратегические экономические решения..."

Деловая элита России - это, простите, кто? Пофамильно, пожалуйста.


[ Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2012
Ивановхер, Петровкин, Сидорбеков...


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2012
"...деловая элита России"... Вы что своё создали? На чьих костях деловитость демонстрируете? Что б вам пусто было! 


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 11/08/2012
Русский народ 70 лет своим потом и кровью, в условиях скотской и лагерной, рабской жизни, создавал индустриальное богатство. Ради чего ? Чтобы эти рожи абрамовича и керимова, прибрали в свои лапы ? Помотрите на эти хари в лондонском суде. Посмешище на весь мир. Ушастые дерибаски, уголовники братья черные, это же бред, сошедшие из комиксов персонажи. Русские запредельные терпилы и идиоты. Их ограбили, как детей и показывают театр ругани бастрыкин- навальный. Деньги верните ! Собственность на ресурс не предприятия верните ! Какая блин вшивая коррупция, каких то задрипанных чиновников, врачей, ментов, учителей после миллиардных краж.


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 11/08/2012
Хорошо написал.


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2012
Плохо написал про русских. Свою жопу африканскую на всех примерил, только натянуть обратно на свое же хголовко позабыл.
Таким - "россиянкам" - еще и не так в жопу без смазки наблавтыкают, только через высерков да отпрысков; стадный нигер извнаукраины хорошо понатрахивается, если есть нижестоячие рабы в стадном погоне по загону - как банановое дерево. Вышестоячий жрет, об ниже стоячего дрочит и срет...


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2012
И еще хуже - про свои борзые пожелания трудящихся.
Вернуть тебе должны только родители (если человеками себя считают) обыкновенное огнестрельное оружие, остальное - длузок - ты должен мне и остаткам человеков вернуть своим боевым и мирным трудом, пока из-за таких хочучей достойные люди чубайсовую дерипасерь на колья не насадили сами, и тебя - стадного нигера - до кучи с мусорами на пришили на помойке.


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2012
Архитектор, привет. Жизнь прекрасна и удивительна, а ты через помойку на все смотришь. Лучше скажи свое мнение по разведке на уровне предприятий. Есть шанс у этой затеи, или ФСБ никогда не отдаст эту функцию? Это же кормушка. И вообще, не разрушит ли эта инициатива хрупкое дипоматическое равновесие в мире? Представь, какого-нибудь инициативника из Мухосранска застукают при передаче чиновнику Минэнерго $30 за план развития энергетики США до 2999 года??? Каков будет международный скандал... 


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 20/08/2012
Ответ автора на вопрос АРХИТЕКТОРА.

Посмотрите таблицу в казахского сайта.
Кажется, все ясно.
Для крупных корпораций России вопрос решается в зависимости от того, насколько они богаты валютными доходами для привлечения шпионов из СВР и ФСБ (электронная разведка).

Также привет!


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 11/08/2012
Кому выгодны все эти войны? Паны деруться, а у холопов чубы трещат.


[ Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 11/08/2012
Да да. Лучше жить с иудео-кавказским ярмом, потерпеть. Может они нас пожелеют. 


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2012
Это вас то, хохло-монголо-татар, пожалеют чурки-козлопасы???)))


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 13/08/2012
Статья довольно сложная и имеет отношение больше к работе высшего менеджмента Росатома. Думаю. она будет интересна Минэкономразвития, СВР, ФСБ, ГРУ, а также научным руководителям проектов и ведущим специалистам. В структуре атомных предприятий (режимных) уже есть какие-то отделы (кроме 1 и 2) которые имеют какое-то отношение к заявленной теме. В принципе, работа по сбору информации на Западе, в том числе и в США, прилично отлажена и ведется давно. В 90-е годы они собрали очень много информации о состоянии науки, промышленности и экономики России, именно потому, что мы не могли противодействовать их активности и некоторые сильно хотели заработать денег. Думаю, что каждый исследователь в какой-то мере разведчик, просто действует он своими, законными методами. Суть статьи в том, что научно-экономическая разведка должна быть выведена с государственного уровня на уровень корпораций, и это правильно, поскольку позволит освободить целую армию чиновников, и направить их на предприятия и в институты, поближе к реальной работе.  


[ Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2012
Автор статьи на Ваше замечание от 13/08/2012:

Спасибо Вам за эти оценки.
Статья весьма сложная и есть своя новизна. Интересен мой тезис, что экономические и торговые войны нуждаются в своем особом упрпавленческом аппарате и даже инфраструктуре (банки данных, аналитические структуры, специальные группы действия и др.). При детализации рекомендаций начинаешь упираться в барьеры гостайны. В целом данное направление российского менеджмента находится в зачаточном состоянии.
Спецслужбы в мире имеют сложившиеся секретные методы и средства внешней разведки, контрразведки и ведения тайных секретных работ. Важнейшим ресурсом разведывательных служб ряда федеральных структур и частных крупных компаний являются хорошо обученные кадры. Другой особенностью секретной оперативной работы является формирование и действие агентурных сетей, члены которых формально не принадлежат к кадровому составу спецслужб, но могут получать по личным каналам ценную техническую, экономическую или иную информацию и далее передавать ее сотрудникам спецслужб.
Здесь можно отметить одну из самых ценных книг, написанных профессионалами разведки бывшего КГБ СССР: Шаваев А.Г., Лекарев С.В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории //М.: Издательская группа "БДЦ-пресс", Москва, 2003, 544 с. (см.: http://velesova-sloboda.org/archiv/index.html#_24).
Я знал С.В. Лекарева и бывал у него дома. Он работал в контрразведке ПГУ КГБ СССР. Но в наши новейшие времена было бы ошибкой слишком сильно привязывать цели внешней разведки и контрразведки к военной/оборонной деятельности. К сожалению, новые военно-ориентированные приоритеты развития науки и техники в России к 2020 г. снова далеки от нужд эффективного высокосерийного производства гражданской продукции, способной выйти на мировые рынки и принести очень большую прибыль.
В названной выше книге «Разведка и контрразведка» отмечено: «Некоторые страны специально обучают студентов шпионажу и после этого посылают на заграничную стажировку или учебу. В Китае есть технический колледж, который западные спецслужбы давно прозвали кузницей кадров для промышленного шпионажа. Студенты обучаются теории научно-технической разведки, после чего в рамках культурного обмена между странами засылаются в Соединенные Штаты, Великобританию, Францию, Японию или Германию» (с. 67).
Такие подведомственные СВР или ФСБ России колледжи нужны очень Москве, Петербургу, Казани, Томску и др.
Конечно, как в статье, так и здесь на Форуме мы не всё вправе обсуждать.
Юрий Бобылов


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 23/08/2012
Уважаемый автор! Статья очень интересна и своевременна. Действительно, в условиях, когда Россия развивается по гаагскому сценарию, нашей элите становится жизненно важно сохранить конкурентоспособность экономики страны. Однако уровень криминализации всего аппарата управления ставит под сомнение возможность переориентации спецслужб на участие в "торговых войнах" и создание конкурентной разведки. В книге Марата Мусина (Бизнес в стиле распил, М., Книжный мир, 2012, 288 с.), одного из авторов методики вскрытия экономических преступлений "Ариадна", говорится о печальном опыте ФСКН. Как только с помощью "Ариадны" служба выявила 10 трлн. рублей "легализованных" грязных средств, куратор программы генерал А. Бульбов и его группа были репрессированы, а всё высшее руководство ФСКН демонстративно "зачистили". Не верится, что после этого сотрудники спецслужб "пойдут в народ". 


[ Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 23/08/2012
Юрий Бобылов на ваше замечание про "мафию в России"

Уважаемый Критик! Я - автор более 70 пространных статей по внешнеторговой политике России и проблемам эффективного присоединения к ВТО. Моя статья также имеет международный контекст.

Отчасти я за повышение эффективности деятельности "русской мафии" в мире и с ОПОРОЙ на спецслужбы (СВР, ФСБ, ГРУ и др.).

В некотором смысле РУССКАЯ МАФИЯ в самой России - ЭТО НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО.
И новых побед ей в мире!


[
Ответить на это ]


Re: «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции (Всего: 0)
от Гость на 24/08/2012
К несчастью или к счастью никакая русская мафия  в мире не действует. Русские, работающие за границей, народ законопослушный и приличный. Мафии сформированы по национальному признаку. Вот мафия итальянская или колумбийская есть. А под названием "русская" мафия скрываются эмигрировавшие из России преступники-евреи. По крайней мере если судить по арестованным в США и Европе преступникам. ФСБ или СВР им помогать не будут.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru