proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[02/07/2012]     О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда

Н.В. Никифоров,  к.т.н., Советник РФ 1 класса, академик ВАН КБ, член Комитета ТПП РФ по качеству продукции


На симпозиуме «Актуальные вопросы международного ядерного права: ядерная безопасность», прошедшем в рамках Международного форума «Атомэкспо 2012» 4-6 июня, ряд выступлений был посвящен режиму гражданской ответственности за ядерный ущерб.



Директор по правовой и корпоративной работе и имущественному комплексу Госкорпорации «Росатом» Андрей Владимирович Попов в своем выступлении[1] назвал, в частности, позицию Министерства финансов Российской Федерации: «страхование является единственно возможной формой обеспечения гражданской ответственности за причинение ядерного ущерба».

Автор настоящей статьи попытался проанализировать обоснованность позиции Минфина и выносит на обсуждение следующие соображения.

Безопасное использование атомной энергии в мирных целях обеспечивается посредством совершенствования и поддержания эффективной юридической инфраструктуры систем международного и национального  регулирования  рисков причинения  радиационного ущерба человечеству и окружающей среде.

Современные международные нормы  ядерного права  формировались в течение пяти десятилетий деятельности  Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), образованного в 1957 году, в целях содействия безопасному использованию атомной энергии в мирных целях.

Крупные радиационные аварии на атомных станциях (Чолк Ривер (Канада, 1952), Виндскейл (Великобритания, 1957) ТримайлАйленд США, 1979), Чернобыль (СССР, 1986), Токаймура (Япония,1999), «Михама» (Япония, 2004), «Фукусима» (Япония, 2011))  обуславливают необходимостьпериодической актуализации ядерного права.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ[1]  вроссийских федеральных нормах и правилах [2]НП-001-97«Общие положения обеспечения безопасности атомных станций»сформулированыследующиетребования к ядерному риску:

«АС удовлетворяет требованиям безопасности, если ее радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии[2], не приводит к превышению установленных доз облучения персонала и населения, нормативов по выбросам и сбросам, содержанию радиоактивных веществ в окружающей среде, а также ограничивается при запроектных авариях[3].

В целях исключения необходимости эвакуации населения за пределами зоны планирования защитных мероприятий, устанавливаемой в соответствии с нормативными требованиями к размещению АС, следует стремиться к тому, чтобы оцененное значение вероятности установленного этими требованиями предельного аварийного выброса[4] не превышало 10 -7 на реактор в год.

Следует стремиться к тому, чтобы оцененное на основе вероятностного анализа безопасности значение суммарной вероятности тяжелых запроектных аварий не превышало 10-5 на реактор в год».

Названные значения вероятностей являются лишь целевыми показателяминеобходимости уменьшения риска радиационных аварий дляпроектируемых АС. Эти значения  не могут рассматриваться в качестве императивных норм безопасности, т.к. шестидесятилетний опыт эксплуатации АСхарактеризуется усредненной[5]частотойтяжелых запроектных аварийпорядка   10-3 на реактор в год, т.е. на два порядка выше вероятности, рекомендуемой в [2].

Основополагающим международно-правовым документом, определяющим режим ответственности за ущерб в результате ядерного инцидента на объектах мирного использования атомной энергии, является Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб [3] (далее - венская конвенция), которая под эгидой МАГАТЭ была принята и открыта для подписания в 1963 году.

Международный режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб[6] базируется на принципах юридического канализированияответственности оператору (т.е. эксплуатирующей организации), участия государства в возмещении ущерба, ограничения ответственности по объему,  по времени и на других, сформулированных в  [3].

Режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб состоит из правовых норм, определяющих основания, пределы и условия ответственности оператора ядерной установки, государства и страховщика и системы финансового обеспечения. Принцип юридического канализирования ответственности одному лицу - оператору обеспечивает защиту интересов потерпевших, освобождая их от необходимости доказывать вину одного или нескольких ответчиков и облегчая процессуальное положение потерпевших.

Законодательные нормы гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб обусловлены национальными моделями агентских отношений в социально-экономических системах стран – участниц ядерной деятельности, зависят от риска радиационных аварий и других факторов.Так,  СССР исходил из государственной ответственности за безопасность ядерных материалов и ядерных  установок, как государственного имущества, и принципов межгосударственного урегулирования претензий за ядерный ущерб. Поэтому в СССР не стоял вопрос о присоединении к Венской конвенции.

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году, по которой международные соглашения являются частью законодательства РФ,  и Федерального закона «Об использовании атомной энергии»[4], содержащего главу XII об ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием,а также условия передачи  ядерных  материалов и ядерных установок из федеральной собственности в собственность юридических лиц создалоусловие ратификации венской конвенции. Венская конвенция была ратифицирована Россией в 2005 году (ФЗ №23 от 21марта 2005 г.).

В настоящее время в РФ согласно Конституции Российской Федерации ответственность за защиту интересов потерпевших в результате использования атомной энергии сосредоточена на государстве (статья 71).

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», по которому «гражданско-правовую ответственность за убытки[7], причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация (т.е. оператор-прим.авт.) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возмещению подлежит вред[8], причиненный жизни и здоровью граждан и обусловленный радиационным воздействием либо сочетанием радиационного воздействия с токсическими, взрывными или иными опасными воздействиями.

Возмещению подлежат такжеубытки, причиненные  радиационным воздействием окружающей среде, в соответствии с настоящим законом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом иски о возмещении убытков предъявляются эксплуатирующей организации органами государственной власти, соответствующими органами местного самоуправления, специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.

Финансовое обеспечение эксплуатирующей организации в случае возмещения убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием, состоит из государственной гарантии или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора).

Ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, наступает независимо от вины эксплуатирующей организации.Эксплуатирующая организация освобождается от ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, возникшим в результате непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла самого потерпевшего».

Согласно закону «Об использовании атомной энергии» виды и пределы ответственности   эксплуатирующей организации за вред, причиненный радиационным воздействием в зависимости от типа объекта использования атомной энергии, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Максимальные пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в отношении любого одного инцидента не могут быть больше размера, установленного международными договорами Российской Федерации.

Отсылочные законодательные нормы, названные выше, до настоящего времени не установлены.Имеется проект № 96700118-2 федерального закона «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и еефинансовом обеспечении» [5] (далее – проект закона), разрабатываемый с 1996 года, и пока не принятый. В проекте законаопределен ряд особенностей гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации передтретьими лицами за причинение ядерного вреда[9], механизм финансового обеспечения ответственности, а также особенности судопроизводства по искам о возмещении ядерного вреда.

При рассмотрении проекта закона [5 ] вкупе с действующим законом  [4] возникаютнекоторые принципиальные вопросыи императивныенеопределенности:

1) Согласно закону [4]физическим лицам подлежат возмещению не все виды ущерба, а только вред, причиненный жизни и здоровью граждан. По венской конвенции в судебном порядке   «приоритет при распределении возмещения отдается требованиям, касающимся смерти или телесного повреждения» в тех случаях, когда в связи с требованиями, предъявленными против оператора за ущерб,подлежащий возмещению, превышает или может превысить максимальную сумму, предоставляемую согласно пункту 1 Статьи V Конвенции». В этой связи возникает вопрос о защите прав, в том числе юридических лиц, при потере ими имущества в результате радиационной аварии.

2) Какие виды внешних и внутренних силовых  воздействий относятся к категории непреодолимых сил? Правомерно ли относить запроектные аварии(см. ссылку 2), за исключением ошибочных действий персонала, к непреодолимой силе?

В проекте закона [5] сформулировано, в частности, определение непреодолимой силы, как«чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, к которым относятся стихийные бедствия, военные действия или вооруженные конфликты».

В чем принципиальное отличие военных действий от вооруженных конфликтов и от диверсионных и террористических актов, которые по существуявляются скрытой формой  военных действий, гражданской войны или восстания[10]?

3) Правомерно ли в системах  физической защиты ядерных установок и радиационных источников относить запроектныетеррористические угрозытакого вида к непреодолимой силе?Правомерно ли возмещение ядерного вреда, причиненного в результате террористического акта в отношении объекта использования атомной энергии, на организационной основе закона «О противодействии терроризму»[6]за счет федерального бюджета(статьи 18 и 19)?

Следовательно,запроектные аварии и неучтенные в проекте угрозы физической безопасности могут рассматриваться  как действия непреодолимой силы. Очевидно, что такая  концепция непреодолимой силы будет стимулировать эксплуатирующую организацию, как заказчика проекта объекта использования атомной энергии,  снижать требования к перечню проектных угроз и аварий в целях снижения риска гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда третьим лицам.

В статье 56 закона [4] установлено, что «финансовое обеспечение эксплуатирующей организации в случае возмещения убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием, состоит из государственной гарантии или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора)». При этом согласно статье 7 венской конвенции «от оператора требуется поддерживать страхование или другое финансовое обеспечение, покрывающее его ответственность за ядерный ущерб, в таком размере, такого вида и на таких условиях, как определяет отвечающее за установку государство. Отвечающее за установку государство обеспечивает выплату возмещений по удовлетворенным исковым требованиям против оператора за ядерный ущерб путем предоставления необходимых средств в том размере, в каком размер страхования или другого финансового обеспечения недостаточен для удовлетворения таких требований, но не выше установленного предела». Следовательно,страхование ответственности оператора является добровольной формой финансового обеспечения по венской конвенции, и обязательной –по российскому законодательству.

Проект закона [5] предусматривает следующие уровни и формы финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда.

Первый уровень равен эквиваленту в 5 млн.долл. США и соответствует минимальному пределу ответственности. Формой финансового обеспечения ответственности в пределах этого уровня является обязательное страхование.

Эксплуатирующая организация освобождается от обязанности страхования своей ответственности в том случае, если ей предоставлена государственная гарантия финансового обеспечения ответственности за причинение ядерного вреда.

Второй уровень определяется разницей между максимальным и минимальным пределами ответственности эксплуатирующей организации, Этот уровень не может превысить суммы, эквивалентной 145 млн.долл. США.

В пределах второго уровня финансового обеспечения все эксплуатирующие организации, за исключением тех, для которых предел ответственности установлен в сумме, эквивалентной 5 млн.долл. США, осуществляют взаимное страхование гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.

Проект закона содержит условия участия государства в возмещении ядерного вреда  (статья 17). Государство в лице Правительства РФ осуществляет возмещение ядерного вреда, превышающего максимальный предел ответственности эксплуатирующей организации, из Государственного страхового фонда возмещения ядерного вреда. Из этого фонда возмещаются также:

вред, причиненный в результате действия непреодолимой силы;

вред, причиненный в случае, когда обеспечение безопасности объекта, находящегося в ведении эксплуатирующей организации, несет в соответствии со статьей 35 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" соответствующий федеральный орган[11] исполнительной власти, осуществляющий управление использованием атомной энергии.

Государственный страховой фонд возмещения ядерного вреда создается по решению Правительства РФ с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, предупреждения и ликвидации радиационных аварий. Государственный страховой фонд возмещения ядерного вреда координирует свою деятельность с Обществом взаимного ядерного страхования и другими страховыми организациями, осуществляющими деятельность в области ядерного страхования.

Здесь возникают следующие  вопросы.

4) Какова цель и задачи обязательного коммерческого страхования[12] ответственности эксплуатирующей организации  в  схеме финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за ядерный вред?

5) Почему на первом уровне ответственности не могут быть обеспечены условия страхования в некоммерческом партнерстве операторов - обществе взаимного страхования, без коммерческих посредников (страховщика, брокера, актуария), преследующего цели извлечения прибыли?

6) Какие задачи по предупреждению и ликвидации помимо собственно финансового возмещения ущерба  радиационных аварий должен решать Государственный страховой фонд возмещения ядерного вреда?

Должен ли этот фонд координировать свою деятельность с фондами для финансирования НИОКР повышению безопасности, создаваемыми эксплуатирующими организациями совместно с органами управления использованием атомной энергии, в соответствии со статьей 34федерального закона [4]?

В заключение, возвращаясь к началу статьи, т.е. к реальной вероятности запроектных аварий АС порядка 10-3, характеризующей  страховой риск, предлагается следующая логика гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансового обеспечения.

Предметом гражданской ответственности субъектов использования атомной энергии (управляющих и регулирующих органов -заказчиков, и исполнителей работ и услуг,) за ядерный вред,  правомерноканализированной эксплуатирующей организации,в соответствии с федеральными нормами и правиламиправомернорассматривать запроектную аварию, которая для одного реактора вероятна в течение 1000 лет, и должна быть отнесена к категории непреодолимой силы.

Последствия проектных аварий  не являются предметом гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации. Их пределы и меры защиты устанавливаются, контролируются, лицензируются государственным органом регулирования безопасности, и обеспечиваются эксплуатирующей организацией.

Данную логику автор рекомендует для доработки проекта № 96700118-2  федерального закона «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и еефинансовом обеспечении» и заранее благодарит читателей за обоснованную критику.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Оценка безопасности инезависимая проверкадля атомныхэлектростанций
Руководства  № NS-G-1.2.
2. НП-001-97«Общие положения обеспечения безопасности атомных станций»
3. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, 1963г.
4.  Федеральный закон от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
5.Проект № 96700118-2 федерального закона «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и еефинансовом обеспечении».
6.Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
7.Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1(ред. от 30.11.2011)"Об организации страхового дела в Российской Федерации".



[1] См. сайт «Атомэкспо 2012», материалы форума.

[2] В соответствии с [2] проектная авария- авария,для которой проектом определены исходные события и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности,обеспечивающие с учетом принципа единичного отказа систем безопасности или одной,независимой отисходногособытияошибкиперсонала ограничение ее последствийустановленными для таких аварий пределами[НП-001-97].

[3]
 В соответствии с [2] запроектная авария  - авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала.

[4] Предельно допустимый аварийный выброс - значения выброса основных дозообразующих радионуклидов в окружающую среду при запроектных авариях, при которых дозы облучения населения на границе зоны планирования защитных мероприятий и за ее пределами с вероятностью 10-7   реактор/год не должны превышать  соответствующих значений,  регламентированных  в  действующих  нормах радиационной безопасности, требующих принятия решений о мерах защиты населения.

[5] Отношение количества тяжелых запроектных аварий к суммарному времени эксплуатации  мирового количества (435).ядерных реакторов.

[6] В венской конвенции  «Ядерный ущерб» означает:
1)     смерть или телесное повреждение;
2)     потерю имущества или ущерб имуществу; и следующее по каждому подпункту в пределах, устанавливаемых законом компетентного суда:
3)     экономические потери, возникающие в результате потерь или ущерба, упомянутых в подпункте i) или ii), постольку, поскольку они не охватываются этими подпунктами, если их несет лицо, имеющее право на предъявление иска в отношении таких потерь или ущерба;
4)     затраты на меры по восстановлению окружающей среды, состояние которой ухудшилось, за исключением незначительного ухудшения, если такие меры фактически были приняты или должны быть приняты и постольку, поскольку это не охватывается подпунктом ii);
5)     потерю доходов, получаемых от экономического интереса в любом применении или использовании окружающей среды, в результате значительного ухудшения состояния этой среды и постольку, поскольку это не охвачено подпунктом ii);
6)     затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами;
7)     любые другие экономические потери помимо любых потерь, вызванных ухудшением состояния окружающей среды, если это допускается общим законом о гражданской ответственности компетентного суда, в случае подпунктов i) — v) и vii) выше в той мере, в какой потери или ущерб возникают в силу или являются результатом ионизирующего излучения, испускаемого любым источником излучения внутри ядерной установки или испускаемого ядерным топливом или радиоактивными продуктами, или отходами на ядерной установке или ядерного материала, поступающего с ядерной установки, произведенного в ней или отправленного на нее, независимо от того, возникают ли они в силу радиоактивных свойств такого вещества или комбинации радиоактивных свойств с токсическими, взрывными или другими опасными свойствами такого вещества».
     
[7] Согласно статье 15 ГК РФ термин «убытки» означает – «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)»

[8] Термин «вред» означает причинение порчи, ущерба чему, или кому либо.  В статье  1064 ч. 2  ГК РФ предусматривает общие условия ответственности за причинение вреда. Вред представляет собой любое умаление (уменьшение) личного или имущественного блага потерпевшего, охраняемого правом.Вред, причиненный личности, может состоять в умалении чести и достоинства потерпевшего либо в понижении его трудоспособности вследствие болезни или увечья, присвоении определенным лицом авторства потерпевшего на изобретение и т. п.

[9] ядерный вред - вред, причиненный личности или имуществу физического лица, имуществу юридического лица или объектам окружающей природной среды, который возник в результате радиационной аварии под воздействием радиоактивных свойств или сочетания радиоактивных свойств с токсическими, взрывными или иными опасными свойствами ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов [5].

[10] В соответствии со статьей 4 венской конвенции [3] «никакая ответственность согласно настоящей Конвенции не возлагается на оператора, если он доказывает, что ядерный ущерб причинен непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания».

[11] Юридически ГК «Росатом» не является федеральным органом исполнительной власти.

[12] В соответствии со статьей 33 Федерального закона[7] «Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации»
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 27 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
Следует стремиться к тому, чтобы оцененное на основе вероятностного анализа безопасности значение суммарной вероятности тяжелых запроектных аварий не превышало 10-5 на реактор в год».
-------------------------------------
Любая цифра оценки названной вероятности - на сегодняшний день несомненно, от лукавого. Ибо не может быть никакой веры в это цифру до тех пор, пока отсутствует возможность ее проверки в серии многократных испытаний. Поскольку натурные испытания в данном случае неприемлемы, то остается практически единственный способ - математическое моделирование на компьютере. Сразу же возникает следующий вопрос: а каково доверие к собственно модели. Ответ известен - никакого, ибо еще не найден способ определения вероятности того, что какой-нибудь крановщик с похмелья вдруг уронит что-нибудь тяжелое на турбину.
Поэтому что 10-5 , что  10-7 , все это чистое гадание на кофейной гуще.


[ Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
Поскольку натурные испытания в данном случае неприемлемы...
----------------------------------------------------------
Ну почему же? Для РБМК они были проведены. Оценим достигнутую фактически вероятность тяжелых запроектных аварий: для 10 блоков в России + 4 на(в) Украине + 2 в Литве  = 16. За усредненные 33 года (диапазон от 27 до 39) эксплуатации было одно указанное событие. Получилась следующая вероятность: 1/(16*33)=0,002 на реактор в год. Если в ближайшие 100 лет мы отработаем безаварийно, то достигнутая на сегодняшний день вероятность уменьшится приблизительно на один порядок. С чем нас всех и поздравляю.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
Уважаемые коллеги!
Ваши комментарии достоверности вероятностной оценки запроектных аварий не обсуждаю потому,  что полностью разделяю их. Интересными и открытыми (для меня) являются вопросы:
1)      как должна зависеть цена страхового полиса  от  этой вероятности, есть ли в атомной  отрасли профессиональные актуарии (страховые расчетчики )и т.п.?
2)      если в отчете по обоснованию безопасности проектируемой АС представить расчетную вероятность 10-3, будет ли дана лицензия Ростехнадзора на строительство и эксплуатацию?
Благодарю, Автор


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
1. Отвечаю сначала на вопрос №2, потому что он куда проще первого: Ростехнадзор даст (не даст) лицензию при ЛЮБОЙ расчетной вероятности. Просто следом
действующее законодательство "приведут в соответствие".

2. По первому вопросу: Цена страхового полиса на первый взгляд (вероятно, поверхностный) должна быть экспонентой от этой вероятности. Весь вопрос, наверное, состоит в показателе экспоненты. Причем, замечу, платить эту цену обязан субъект, извлекающий прибыль, а не люди, подвергаемые риску (включая работников атомной станции).




[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
В ВАБ первой очереди Ленинградской АЭС с РБМК (самой старой) получена частота повреждения активной зоны 10-6. Ростехнадзор принял


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
Расчет неверен!

На Украине

Запорожская - 6 боков

ЮУкраинская -4 блока

Ровенская     - 4 блока

Хмельницкая  - 2 блока

--------------------------------
С учетом блоков РБМК -4 ЧАЭС

получем  20 но никак не 4 блока. Итого - на порядок меньше но - все равно не 10 в -7...


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Обобщение неверное! ВВЭР и РБМК - это разные популяции. Поэтому их нельзя смешивать в одну кучу.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
  2 июля в 0:47 из-за неисправности в системе возбуждения произошло автоматическое отключение генератора на блоке № 3 Калининской атомной станции (Тверская область).

Об этом сегодня сообщил центр общественной информации Калининской АЭС. Сейчас энергоблок № 3 переведен в безопасное состояние в полном соответствии с проектным алгоритмом, нарушений условий безопасной эксплуатации нет.
По данным концерна Росэнергоатом, радиационный фон на станции и прилегающей территории находится на уровне, соответствующем нормальной эксплуатации энергоблоков, и не превышает естественных фоновых природных значений.
В настоящее время на Калининской АЭС в работе три энергоблока, их суммарная нагрузка составляет 3027 МВт. На энергоблоке № 4 в рамках этапа «Опытно-промышленной эксплуатации» проводятся динамические испытания на уровне мощности 100 %.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
После того, как из простого перечисления аварий магически исчезают: Кыштым, Теченский каскад, инцидент на СХК 1993 года, Гояния, затопленные АПЛ с РУ, ОЯТ и ЯО - и это всё открытые данные, не говоря о закрытых - нижеследующую работу автора в серьёз рассматривать не могу. 


[ Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Уважаемый, вероятно, юный друг!
Если Вы будете внимательно читать, то обратите внимание, что в работе дан анализ вероятностных требований к АС, приведенных в ФНП. По другим объектам  использования атомной энергии подобных требований в ФНП не просто не существует.
С наилучшими пожеланиями, автор.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Уважаемый автор, а если требований к "таким событиям" не существует в ФНП, а явления существуют в природе и (увы и ах), принадлежат нашей ядрёной энергетике - что ж тогда делать? Попросту не учитывать их, но затем смело строить какие-то приближения? Эээ, нет, так мы снова упрёмся в 10^(-6/7/8).


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
"Учиться, учиться и еще раз учиться"!
В.И.Ленин


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Закопайте Ильича и больше не выкапывайте.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
Дискутировать о страховании ущерба допустимо только тогда, когда сформулирована замкнутая система исходных событий, т.е. страховых случаев. Замкнутость системы достигается только когда перечень исходных событий является полным.
Сегодня эта система искусственно делится на проектные и запроектные аварии, причем критерии отнесения события к той или иной группе  не являются обоснованными. Сюда же относится и отсутствие проверки соответствия того или иного события к группе проектных или запроектных.
Поэтому сначала следовало бы определиться с исходными событиями.


[ Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 02/07/2012
Полная замкнутая система исходных событий может сформулирована только в одном случае - когда ее определяет сам Господь.  Во всех иных случаях система будет либо неполной, либо незамкнутой.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Уважаемые коллеги!
В своей работе я задал Вам ряд конкретных вопросов для обсуждения. Хотелось бы по ним услышать ваши мнения.
Благодарю автор.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
"Полная замкнутая система исходных событий может сформулирована только в одном случае - когда ее определяет сам Господь. Во всех иных случаях система будет либо неполной, либо незамкнутой".

Я не Бог, но позволю себе привести простейший пример замкнутой системы исходных событий. При подбрасывании монеты она падает только аверсом или реверсом вверх. Система замкнута. Хоть я и не Бог.

Учите логику и читайте теорию вероятностей.

Еще раз подчеркну, что проблема в терминологии и полноте системы исходных событий.



[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Если нет актуарных кампаний, оперирующих результатами ВАБ-3, то коммерческое страхование - чистейшей воды мошенничество и афера. В особо астрономических масштабах. Что, собственно, мы и наблюдаем.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Я тоже не Бог. Но:
Уберите земное тяготение и подбросьте ту же монету.
Заполните объем мощным СВЧ излучением и магнитным полем и подбросьте ту же монету (кто не знает - можно довольно легко добиться, что монета повиснет в воздухе).
Повысьте температуру до 5000 градусов и подбросьте ту же монету.
Кстати, монета и на ребро может встать (даже монета нулевой толщины!). Монета может упасть в песок (о котором вы ничего, к примеру, не знали). Или вы можете ее подбросить с первой космической скоростью. Вы можете также НЕ подбросить монету. И где тут будет реверс, а где аверс? И где тут полная система событий?
Достаточно?
Для монеты-то составить полную систему практически невозможно, а для атомной станции, где таких "монет" вагон и маленькая тележка, подобная задача - из области фантастики. Вот об этом и речь, а вы - про деньги :)
Так что :"Учите логику и читайте теорию вероятностей." (Мысль - ваша).


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Если нет актуарных кампаний, оперирующих результатами ВАБ-3, то коммерческое страхование - чистейшей воды мошенничество и афера. В особо астрономических масштабах. Что, собственно, мы и наблюдаем.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Автор предложил уже отменить гравитацию магнитным полем где-то в районе таких многомонетных АЭС - к чему дальнейшие дискуссии?


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 09/07/2012
Во-первых, это был не автор, а возражение ему. Читайте внимательно.
Во-вторых, если вы ничего не смыслите в радиотехнике, то вам вполне могла почудиться "отмена гравитации", о чем не было произнесено ни слова. А "подвесить в воздухе" следует трактовать не иначе как "уравновесить гравитацию", что мне казалось совершенно очевидным и не требующим пояснения. Но нашлись, к прискорбию, не понявшие фантасты.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
"Безопасное использование атомной энергии в мирных целях обеспечивается посредством совершенствования и поддержания эффективной юридической инфраструктуры систем международного и национального регулирования рисков причинения радиационного ущерба человечеству и окружающей среде."______ Нет. Это однобоко. Согласно [Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. ОПБ-88/97 НП-001-97 (безнадёжно устаревшие!!!!] безопасность АЭС должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубоко эшелонированной защиты. Юридическая инфраструктура - всего лишь один из элементов). Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубоко эшелонированной защиты и включать следующие уровни. Уровень 1. Условия размещения АЭС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации. Уровень 2. Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации. Уровень 3. Предотвращение запроектных аварий системами безопасности. Уровень 4. Управление запроектными авариями. Уровень 5. Противоаварийное планирование. "Следует стремиться к тому, чтобы оцененное на основе вероятностного анализа безопасности значение суммарной вероятности тяжелых запроектных аварий не превышало 10-5 на реактор в год»._______ Нет. Уровень вероятности ничего не значит. Вы правильно отметили "кто и каким рублём отвечает". Государство или эксплуатирующая организация. А вот далее вы очень правильно излагаете. _____"Финансовое обеспечение эксплуатирующей организации в случае возмещения убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием, состоит из государственной гарантии или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора)." ______Только есть маленькое НО. Чтобы оценить "страховой полис" нужно иметь статистику по негативным случаям и статистику по ущербу на один случай. Для этого нужно создавать автоматизированную систему управления рисками, интегрированную в корпоративную систему управления РОСАТОМА. А это лежит вне понимания руководителей отрасли. Ну, и нужно принять норматив величины собственных средств эксплуатирующей организации. При не соблюдении которого АЭС следует выводить из эксплуатации. Вопрос перезрел. Плохо, что ему не уделяется должного внимания. С уважением, Б.В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
С 1968 года главным автоматизатором  управления  информацией и экономикой отрасли был назначен ЦНИИатоминформ. Где результаты его сорокалетней деятельности и где сам институт ?
Интересно было бы ознакомиться с техническим заданием на АСУ  рисками, и тем более, с ТЗ на корпоративную систему управления Росатомом.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Интересный вопрос. Сайт института не работает, второе зеркало перекидывает на музей просто энергетики, без единого ядра.
Полимеры.


[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 03/07/2012
Добавьте АЭС в перечень опасных производственных объектов по 116-му ФЗ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ"  и не придётся "множить сущности без необходимости". Там, кстати, и страхование ОПО прописано.   



[
Ответить на это ]


Re: О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда (Всего: 0)
от Гость на 04/07/2012
Уважаемый коллега! В ФЗ№116 есть формальная  «подвязка» к атомной энергетике: «Требования промышленной безопасности для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом [base.garant.ru] от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".  При этом  Ваше предложение относится к  необходимости системного анализа и гармонизации целого блока законов о техногенной безопасности ( ФЗ №117- гидротехнические сооружения, ФЗ№386-здания и сооружения и др.). Вы отметили  также  N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", который мог бы включать в себя и ядерные аспекты. Спасибо!
Никифоров Н.В.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru