proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[20/04/2012]     Решение проблем начинать надо с мусора

Н.Н.Григорьев,  проф. каф. ТСС ГМА им. адм. С.О. Макарова; А.М.Железняков, капитан дальнего плавания; М.М.Наконечный, к.д.п., вед.специалист ОАО «Совкомфлот»

Рынок и рыночные отношения не лучшее изобретение человечества, поставившее во главу угла погоню за прибылью. Более двух с половиной тысяч лет назад Сократ, осмотревшись на афинском рынке, воскликнул: «Сколько же существует в мире вещей, которые мне не нужны».


Для рентабельности производства прибыль сама по себе необходима, но методы извлечения сверхприбыли привели человечество на грань катастрофы. Социальная несправедливость, порожденная рыночными отношениями, прежде всего, сказалась на среде обитания человека - на экологии, причем её отрицательное влияние нарастает нелинейно по мере развития. Природа отстает от производства в части утилизации последствий этого производства. Появление на рынке такой продукции, как пластик, пластиковая упаковка, сделали товар не только относительно дешевым, но и долговечным по отношению к естественной его утилизации (длительность естественного разложения пластика достигает 100 лет).

То, что раньше перерабатывалось  природой в сравнительно короткие сроки за счет естественных процессов гниения (например, бумажная упаковка), стало менее востребованным. Стремительное нарастание объемов мусора, невозможность его естественной утилизации в приемлемые сроки потребовало решения этой проблемы с применением дорогостоящих промышленных технологий. Разработка, производство и организация технологического процесса утилизации мусора превратилось в мощную дорогостоящую индустрию. Но производитель неохотно включается в освоение этого процесса, за который нужно платить, а, следовательно, повышать стоимость товара, вызывая снижение его конкурентоспособности  на рынке.

«Концы в воду»

Утилизация отходов требует концентрации мест их хранения, что приводит к образованию мощных источников зловония. Удаление мусорных свалок от промышленных и жилых районов также требует дополнительных средств. Поэтому с давних пор человечество использует естественные водоемы для утилизации бытовых и промышленных отходов. Технология сбрасывания отходов в воду решает проблему устранения зловоний, отходы переносятся водой в удаленные места и не требуют дополнительных затрат на утилизацию.

По мере развития цивилизации ликвидация отходов с использованием естественных водоемов применяется во все более возрастающих масштабах. Достаточно проанализировать процессы утилизации радиоактивных отходов, отравляющих и взрывчатых веществ за последние пятьдесят лет, чтобы убедиться, что вода подвергается самой жестокой эксплуатации при уничтожении отходов «жизнедеятельности» человека.

Рост населения планеты и погоня за сверхприбылями привели к росту социальной неравенства в мировом сообществе, а сфера экология приобрела четкие социально-политические очертания. Ухудшение среды обитания происходит за счет экономически менее развитых стран и менее социально защищенных слоев населения. Экономически развитые страны начали вывозить радиоактивные отходы для захоронения в страны третьего мира, преподнося это как благое дело. Ведь за прием РАО на захоронение стране платят неплохие деньги.     
         
Сверхприбыль направляет и производственную политику, умножая число несанкционированных свалок. Внешне неблагополучие с экологией планеты не всегда очевидно. Можно смотреть и не видеть, особенно при оплаченной «слепоте». В стремлении обустроить комфортное существование человечество «слепнет» сознательно, создавая иллюзию благополучия. Для комфортного существования человеку требуется все большее личное пространство. Нехватка естественных материалов для его обустройства восполняется их искусственными аналогами, как правило, синтетического происхождения.

Завоевание самого пространства достигается вооруженными конфликтами, при которых экология уже не принимается в расчет. Человек губит то, чему он обязан своим происхождением и самой жизнью. Запасы пригодной для употребления пресной воды стремительно сокращаются. Не менее стремительно происходит загрязнение морей и океанов, которые вместе с лесами являются легкими планеты. Для здорового обитания человека на Земле остается все меньше мест.

Прикрываясь «заботой» о потребителе, производитель чудовищно нарушает прав этого потребителя. Для длительного хранения низкокачественного продукта, производитель упаковывает его в пластик. По данным «Greenpeace», ежегодно в мире производится более 100 млн тонн пластиковых изделий. 10% из них, в конце концов, попадает в Мировой океан. Океанские течения ускоряют рост «мусорных островов», которые на 90% состоят из пластика. На одну квадратную милю океана приходится 46 тыс. единиц плавучего пластика [NEWSru.com]. Большая часть мусора находится на глубинах до 10 м. Пластиковые отбросы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, более 100 тыс. особей морских млекопитающих.

Растущие мусорные острова начинают угрожать мореплаванию. По данным специалистов, причиной аварий в водах Южной Кореи в 204 случаях из 2273 инцидентов (1996-1998 гг.) стал морской мусор. В 56 случаях были серьезно повреждены судовые винты, одно судно затонуло. По мере роста объема и площадей пластикового мусора в океане возникнут проблемы безопасности мореплавания, связанные с визуальным и радионавигационным наблюдением. В случае разливов нефти и возникновения пожаров пластиковый мусор нанесет огромный ущерб морским обитателям, так как ни средств, ни опыта ликвидации последствий от совместного возгорания нефти и пластика нет. Еще более катастрофические последствия могут возникнуть при разливах нефти среди пластика при плавании во льдах. Для России, протяженность   побережья морей Северного Ледовитого океана которой составляет почти 40 тыс. км, Тихого океана – около 18 тыс. км, Балтийского моря – 660 км, эта проблема чрезвычайно актуальна.

Захоронение вредных и отравляющих веществ на дне морей и океанов   

Что может сделать человечество, чтобы сократить свою деструктивную деятельностью по разрушению Природы? В каких направлениях необходимо предпринимать самые радикальные меры в ближайшее время? Прежде всего, это борьба  с вредными выбросами производства. Не следует забывать и о том, что давно выброшено. Само собой оно не рассосется. Речь идет о захоронениях вредных и отравляющих веществ на дне морей и океанов.

Современные моря и океаны представляют собой трехслойный пирог: на поверхности нефтяные пятна и пластик, в воде - растворившиеся минеральные и органические удобрения, попавшие с полей, на дне - захоронения отравляющих веществ и радиоактивных отходов. Стремительная интенсификация процессов освоения морских пространств и глубин в XXI в., связанная с добычей углеводородов, прокладкой трубопроводов и кабелей по дну морей, может в одночасье перемешать этот сложившийся десятилетиями «пирог». Для замерзающих морей ситуация и вовсе выходит из-под контроля. Зима 2010-2011 г. показала слабую подготовку к зимней навигации на Балтике, полную неготовность проиллюстрировала навигация 2011-2012 г. в южных морях Европы. 

В условиях глобализации рая в отдельно взятом регионе быть не может. Период распада нефти в условиях низких температур достигает нескольких лет!

Говоря, например, об экологии Балтийского моря, не стоит уповать на экономическое благополучие стран этого региона, поскольку благополучие кажущееся. На дне Балтийского моря находится «оружие судного дня» - захоронения химического оружия [журнал «Эхо планеты»]. Нарастающая интенсивность освоения дна Балтийского моря и судоходства на Балтике требуют упредительных мер, направленных на экологическую безопасность. И одним из первых пунктов в программе мероприятий, направленных на улучшение экологии Балтийского моря, должен стать пункт о достижении социальной справедливости в обществе. Одним контролем решать вопросы экологии уже невозможно.  
  
Во главе экологического движения должна быть «экология нравственности». Стин Якобсен, главный экономист банка Saxo Bank, недавно заявил: «Мы возвращаемся к базовым ценностям, в которых навыки становятся более значимыми и важными чем деньги, где равновесие и баланс важнее, чем рост, и где социальная общность важнее, чем отдельно взятый гражданин». Хотелось бы верить в столь оптимистичный прогноз. Нравственные принципы по отношению к природе начнут работать, когда исчезнут нуждающиеся, несправедливые к природе вследствие своей нужды, перестав быть союзниками жадных, эксплуатирующих природу ради обогащения.

Пока же «актуальность этических проблем экологии связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями» [Богатырев А., Шпаков А. «Экология и нравственность»].

Полярные регионы

Вопросы экологии вышли за сферу научного обсуждения, обретя политический и экономический оттенки. Наиболее ярко это проявляется на примере полярных регионов. Данные регионы, не очень благополучные с точки зрения комфортности среды обитания для человека, всё чаще становятся «яблоком раздора» в современной геополитике.

Истощение природных ресурсов, необходимость их транспортировки из-за глобализации производства (перевод вредного производства в экономически отсталые страны с дешевой рабочей силой) привело к тому, что полярные регионы, особенно, арктический регион, эксплуатируются все активнее. Реалии современной мировой политики и экономики превратили Арктику в место новой конфронтации мировых держав. Лидерство в освоении Арктики будет принадлежать тем странам, которые реально займутся добычей природных ресурсов.

Почти 80% полезных ископаемых, которыми владеет Россия (а это 40% всех мировых природных ресурсов), сосредоточены на севере страны. Население же России составляет 2% от всего населения планеты. Ещё достаточно долго мы могли бы вести добычу природных ископаемых, рассредоточенных в более доступных регионах страны. Но политическая ситуация в мире вынуждает Россию обратить самое пристальное внимание на северные территории. Около 60-70% территории РФ приходится на зону вечной мерзлоты. Это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести тот факт, что около трети экологически чистой территории нашей планеты приходится на российский Север. Но в то же время Север - самая экологически уязвимая территория. В условиях вечной мерзлоты и низких температур процессы разложения материи, даже органического происхождения, существенно замедляются.  

Интенсивная добыча углеводородов на шельфе морей Северного Ледовитого океана несет потенциальную угрозу экологии данного региона. В случае аварии, подобно той, что случилась в районе Мексиканского залива, здесь последствия будут более губительными. Неоднократные аварии танкеров также наносят серьезный вред экологии акватории морей и береговых зон. «Нефть, разлитая из танкера американского энергетического гиганта Exxon Mobil Corp в 1989 г., застряла в песках побережья Аляски и подвергает жизнь местных животных опасности» [журнал Nature Geoscience]. Танкер «Вальдез» разбился во льдах в 1989 г., утечка составила около 262 тыс. баррелей нефти. В прошлом году Exxon согласился выплатить 470 млн долл. в иске на 507,5 млн долл. пострадавшим от аварии местным жителям». Выделенные средства, возможно, помогут местным жителям, но вряд ли доллары способны помочь Природе.

Северный морской путь

На право эксплуатации Северного морского пути (СМП), изученного и освоенного Россией в советский период, сейчас претендует множество стран, предлагая изменить его статус на межнациональный. Перед Россией, имеющей наиболее протяженную морскую границу в Арктике, встает сложная задача по восстановлению и налаживанию системной работы по недопущению загрязнения арктического региона промышленными и бытовыми отходами. Приступая к интенсивному освоению территорий, прилегающих к СМП, необходимо учесть урон, нанесенный экологии Севера хозяйственной деятельностью прежних лет. На выделенные из госбюджета средства необходимо реализовать задачи, требующие решения для освоения СМП, а не «осваивать бюджетные средства».

Распад СССР, снижение экономических темпов развития привели, в свое время, к некоторому замедлению ухудшения экологии Севера. Тем не менее, концентрация углеводородов в иловых отложениях северных морей продолжает расти. Реки Сибири ежегодно выносят в акватории морей сотни тонн твердых бытовых отходов. Растет и объем выносимого в моря пластикового мусора. Продукты распада пластмасс выделяют в воду канцерогенные вещества, отравляющие морские экосистемы. С рыбой продукты распада попадают в пищу людям. Под воздействием подобных факторов и так невысокая рождаемость народов Севера постоянно снижается. Растет процент онкологических заболеваний. 

Большой урон наносится животному миру Севера.

Рост объемов выносов бытовых и промышленных отходов в акватории арктических морей неминуемо скажется на процессах ледообразования. Какую угрозу представляют собой ледяные поля из смеси пластикового мусора, трудно представить. Помимо урона экологии пострадает и судоходство, в том числе атомное. Сам по себе лед станет более слабым, а вот проходимость в таких «льдах» будет существенно затруднена. Вокруг мусорных островов будет образовываться припай льда, что приведет к увеличению ледяного покрова, затрудняя условия ледового плавания.

Интенсивное освоение СМП без комплексного подхода вряд ли будет способствовать экономическому процветанию России. Уже сейчас требуются существенные средства для утилизации последствий предыдущей деятельности на СМП.

Особое значение приобретает безопасность судоходства на трассах СМП, которая обеспечивается, прежде всего, уровнем подготовки моряков для плавания в ледовых условиях. Наличие современных средств навигации не является панацеей от аварийности ни в условиях обычного плавания, ни, тем более, в условиях ледового плавания, ледовой проводки.

«Ни у одной компании в мире сейчас нет технологий для сбора нефти в ледовых условиях. Катастрофа в Охотском море еще раз показывает, что наши компании ни технологически, ни по культуре производства не готовы к работе в таких условиях, которые мы наблюдаем в Арктике: шторма, льды, полярные ночи, низкие температуры» [И. Честин, директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России].

Проблем, которые предстоит решать, множество. Вряд ли существующая разобщенность министерств и ведомств будет способствовать принятию прогрессивных решений. Поэтому представляется целесообразным создание Единой администрации Северного морского пути, в ведении которой будет находиться вся трасса СМП с прилегающими территориями, оказывающими влияние на социально-экономические и экологические процессы в Арктике.

Вторая проблема, требующая незамедлительного решения, – подготовка кадров. Джон Кеннеди, будучи  президентом США, заявил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». При нынешнем состоянии отечественного образования в России существует реальная угроза «за школьной партой» проиграть Арктику другим странам, претендующим на арктические регионы.  Сегодняшнее образование не удовлетворяет запросам компаний, нацеленных на реализацию планов, связанных с деятельностью на трассах СМП. От бизнеса требуется заказ на подготовку кадров, который должен включать набор профессионально важных качеств с учетом психофизиологических требований к персоналу. Должны быть предъявлены особые требования к стрессоустойчивости, учитывая целый ряд фобий, характерных для длительного пребывания в Арктике, так как влияние человеческого фактора на безопасность профессиональной деятельности в экстремальных условиях возрастет, если не будут приняты меры по психологическому отбору персонала.

Этот кадровый заказ должен оплачиваться компаниями, так как бюджетное финансирование вряд ли способно обеспечить необходимые расходы. Целесообразно проработать вопрос о создании корпоративных учебных заведений с тем, чтобы кадровая проблема не стала камнем преткновения при реализации амбициозных планов.

По мнению авторов, действенность и необходимая оперативность могут быть достигнуты путем создания для морских акваторий, с которыми граничат несколько государств (Балтийское, Черное, Каспийское и другие моря) Международных администраций, в которых поочередно председательствовали бы представители соответствующих стран.

В отношении российской Арктики имеет смысл возродить Администрацию СМП, расширив круг ее полномочий для обеспечения комплексного подхода к осуществлению народно-хозяйственной деятельности  в этом регионе с учетом всех заинтересованных сторон.  
   
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
О недостатках закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.75
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Решение проблем начинать надо с мусора (Всего: 0)
от Гость на 20/04/2012
Похоже, "нет уже пороха в пороховницах". Читаю и балдею...

Ощущение такое, что руководство редакции отъехало погреть кости на Бали, а "порулить" за себя поставило самого бездарного манагера Росатома. И от этого, разумеется, ценность публикуемых материалов "увеличивается день ото дня".


[ Ответить на это ]


Re: Решение проблем начинать надо с мусора (Всего: 0)
от Гость на 20/04/2012
Решение проблем надо начинать не с мусора, а с взаимоотношения людей. Не зря даже в США прошли демонстрации "Захватим Уолл-стрит". В обществах всех стран зреет насущная проблема: как избавиться от навязчивого сервиса менеджеров и банкиров - современных нуворишей. Не имея непосредственного отношения к производству они присваивают подавляющую часть прибавочной стоимости. Причем чем меньше они платят производителям продукции, тем больше достается им. В нашей стране расслоение уровней доходов населения находится на запредельном уровне, и нам нужно сделать все, чтобы самим не стать мусором.


[ Ответить на это ]


Re: Решение проблем начинать надо с мусора (Всего: 0)
от Гость на 21/04/2012
Особенно согласен с последним предложением. Но добавлю: исторический опыт хотя ничему и не учит, но все-таки показывает, что непонимание этого вопроса всегда приводило к краху империй посредством революций.


[
Ответить на это ]


Re: Решение проблем начинать надо с мусора (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2012
Интересно, кто заказал эту статейку?
Особенно мне нравится предложение придать СМП статус международного! Это в Российских территориальных водах!
А почему нет таких предложений по Суэцкому и Панамскому каналам?


[ Ответить на это ]


Re: Решение проблем начинать надо с мусора (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2012
"Рынок и рыночные отношения не лучшее изобретение человечества, поставившее во главу угла погоню за прибылью"
Таки весьма спорное утверждение....ну прямо-таки очень спорное, а вообще-то бесспорно бесталковое и непродуктивное.....


[ Ответить на это ]


Re: Решение проблем начинать надо с мусора (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2012
Тема коенчно актуальная, как в Мировом океане так и в Арктике мусор это проблема!
Однако статья действительно бестолковая!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru