proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/02/2006]     Риски модернизации образования взрослых

О.Е.Лебедев, д.п.н., проф., проректор по научной работе СПб Академии постдипломного педагогического образования

Современное состояние образования и потребность его модернизации порождают риски, которые необходимо учитывать, приступая к процессам модернизации.

Существует два риска: модернизации, которая может привести к непланируемым последствиям, и риск отказа от модернизации, в результате которого может рухнуть не школа, а все общество, если образовательная система не будет соответствовать потребностям общества на современном этапе его развития, если отечественная система образования утратит свою конкурентоспособность и будет проигрывать по сравнению с другими национальными системами.

Для того чтобы минимизировать оба риска, необходима глубоко продуманная система модернизации.

В модернизации постдипломного образования (ПДО) важно обсудить три вопроса:

• как определить факторы, обусловливающие необходимость модернизации,

• в чем они заключаются,

• какие изменения в ПДО необходимы.

Факторы выводятся из самого понятия ПДО.

Под образованием взрослых понимается организованный процесс развития у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования собственного и социального опыта.

Проблемы, с которыми встречаются обучающиеся, меняются и необходима подготовка к решению новых проблем. На определенных этапах развития общества происходит изменение самого опыта обучаемого. Мы имеем новое поколение детей и новое поколение взрослых с другим опытом, иными отношениями и запросами. Отсюда возникает необходимость в изменении содержания образования взрослых людей.

Отличие постдипломного образования от базового профессионального заключается в том, что профессиональное образование обеспечивает определенный уровень компетентности в какой-то сфере знаний, а ПДО формирует необходимую компетентность в определенных сферах деятельности. И то, что сейчас пытаются изменить в педагогическом образовании, это попытка перейти от компетентности в определенных областях знаний к компетентности в определенных сферах деятельности.

На какой-то этапе функции этих систем образования могут поменяться. И если с развитием деятельности будет расти потребность в знаниях, и, в том числе, в теоретических знаниях, не исключено, что в системе ПДО достаточное количество усилий придется отдавать теоретическим знаниям, хотя сегодня система ПДО строится на освоении деятельности, различных ее способах.

ПДО система должна готовить к решению конкретных проблем в данной локальной системе. Система ПДО должна опираться на конкретный опыт обучаемых, а он существенно различается у разных групп слушателей.

Какие новые проблемы возникают в сфере образования? Какие изменения происходят в самих учреждениях ПДО?

• Меняется идеологическая основа системы общего образования. Происходит переход от идеологии долга к идеологии права. С созданием вариативной системы образования начинают меняться и базовые ценности, на которых эта система построена. Появляется возможность выбора образовательного учреждения, образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута. Начинают складываться предпосылки для новых отношений между участниками образовательного процесса.

• Педагогические работники начинают выступать как субъекты целеполагания на более высоком уровне. Возникает необходимость в собственном формировании цели не только на уровне урока, но и на уровне предмета.

• Новое качество образования может быть достигнуто при получении межпредметных результатов. Происходит отказ от результатов общего образования как суммы предметных результатов, переход к междисциплинарным, надпредметным. Но это возможно только при командной работе.

Отсюда возникают проблемы по организации работы в команде. Решить их административным путем невозможно.

• Происходит изменение состава слушателей ПДО: рост дифференциации состава, увеличение разброса по квалификации от самой низкой до самой высокой. В связи с этим возникают разные ценностные ориентации по инновационному опыту, по нагрузке. Поэтому строить систему ПДО исключительно по должностному основанию невозможно.

Набор образовательных программ должен учитывать разнообразие состава слушателей. И сами слушатели должны выбирать ту программу, которая соответствует их запросам, а не запросам направляющей их администрации учреждения. У каждого человека имеется свой личностный смысл образования и система образования должна обеспечивать выявление этих личностных смыслов. Надо стремиться не к однообразному пониманию смысла профессиональной деятельности, а к принятию общих ценностей.

• Происходит изменение и самих учреждений постдипломного образования, повышения квалификации. Институты повышения квалификации уже перестали быть только учебными заведениями. Появились Центры развития образования. ИПК выступают как центры проективной и исследовательской деятельности. Спектр их возможностей расширился. Они стали обладать иным потенциалом.

Функции ИПК стали выполнять многие учреждения. На эти функции претендует вся система профессионального образования и многие образовательные учреждения. Складывает сеть центров повышения квалификации, создающая ситуацию конкуренции, а для обучающихся -- возможность широкого выбора.

Исходя из вышеизложенного можно наметить семь наиболее перспективных направлений модернизации постдипломного образования:

• создание системы гибких образовательных программ, обеспечивающих возможность выбора по задачам, формам и срокам обучения.

• возможность индивидуализации выбранной программы, изменения в педагогической программе.

• переход к обучению команд -- стратегических команд региона, школы, учреждения. Для освоения нового профессионального опыта необходима определенная критическая масса.

• обучение через проектировочную деятельность, в результате которого кроме образования создается продукт проективной деятельности.

• изменение характера сертификата по результатам образовательного процесса. Переход от констатации «что изучал» к «чему научился», «какие задачи сможет решать», «что умеет делать».

• переход от программ, реализуемых отдельными ЦПК к региональной программе повышения квалификации, которая должна быть взаимосвязана с региональной программой развития.

• обеспечение комплексного характера обучения.

Образовательная система должна ориентироваться не только на решение профессиональных задач, но и на создание условий, при которых эти задачи будут успешно решаться.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru