В России почти 20 лет появлялись проекты Федерального закона об обращении с радиоактивными отходами (РАО), 11 июля 2011 последний вариант закона был принят [1]. По этому закону в печати и в Интернете высказывалось очень много замечаний. Большая часть замечаний касается узаконивания закачки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в подземные воды и узаконивания ввоза РАО в Россию.
Партия Справедливая Россия выступила против закона из-за того, что в законе не достаточно учтены права органов местного самоуправления, экологических и иных общественных организаций при выборе мест и способов обращения с РАО, все эти вопросы в основном определяет Росатом.
Однако, принятый закон о РАО имеет более существенные недостатки, чем упомянутые выше. В России в виде Федерального закона от 04.11.2005 № 139-ФЗ ратифицирована «Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами» Основной целью Конвенции является обеспечение безопасности нынешнего и будущих поколений людей при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Согласно статьи 18 Конвенции:
«Каждая Договаривающаяся Сторона в рамках своего национального законодательства принимает свои законодательные, регулирующие и административные меры и другие шаги, необходимые для осуществления своих обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции». Закон о РАО № 190-ФЗ разработан не в соответствии с «Объединенной конвенцией…», например, в Конвенции статья 13 посвящена выбору площадки для обращения с РАО, а статья 15 – оценке безопасности захоронения РАО. Ничего этого нет в законе, потому что закон не разработан для обеспечения безопасности нынешнего и будущих поколений людей.
Основной и, можно сказать, единственной целью закона о РАО является максимальное извлечение средств из федерального и местных бюджетов и от производителей радиоактивных отходов для содержания т.н. «национального оператора». Закон определяет этого оператора, как единственную организацию, которая имеет право захоранивать РАО. Для преодоления антимонопольного законодательства в закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» введена поправка, которая делает «национального оператора» естественной монополией, что является полным абсурдом, т.к. к естественным монополиям относятся только транспортные предприятия (железные дороги, нефте и газопроводы) и коммуникационные предприятия (почта, телеграф и др.). Монополизм, как известно, приводит к коррупции.
Форма и очень значительный объем закона не соответствует форме Федерального закона, где прописываются только основные требования и положения. Закон о РАО написан по форме как должностная инструкция ГК «Росатом», где сделана попытка учесть все мелкие детали учета, контроля и финансирования обращения с РАО, которые значительно увеличивают расходы по обращению с отходами и дают возможность коррупционной деятельности.
Прообразом «национального оператора» в ГК «Росатом» рассматривают ФГУП «РосРАО», организованное на основе спецкомбинатов «Радон», которые принимали на захоронение очень незначительную часть отходов от предприятий, не относящихся к атомной промышленности и энергетике. Согласно [2]:
«…Возбуждены уголовные дела в отношении руководства «РосРАО» (предприятие Росатома по обращению с радиоактивными отходами. – «АН)».
Основным куратором закона о РАО от Росатома был зам. генерального директора Е.Евстратов. Согласно [3]: «
Сотрудниками правоохранительных органов задержан бывший заместитель генерального директора государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Евгений Евстратов. Он подозревается в организации схемы хищения бюджетных денежных средств в размере около 110 млн руб».
Таким образом, неоспоримым фактом является то, что принятый закон о РАО разрабатывался коррупционерами для прикрытия коррупционной деятельности в системе «Росатома». Принятие закона неизбежно приведет к увеличению коррупции в этой госкорпорации.
Закон о РАО разрабатывался крайне келейно, без привлечения к его разработке и обсуждению ведущих специалистов в области радиационной безопасности (в том числе членов Российской Научной Комиссии по Радиологической Защите). Формально разработчиком закона является ИБРАЭ РАН, а ответственным исполнителем - зам. директора этого Института И.Линге, ни Институт, ни ответственный исполнитель раньше серьезно радиоактивными отходами не занимались. Представляет интерес, кто является подлинным автором закона или на базе какой практики обращения с РАО этот закон был написан.
В этом плане очень интересной является работа [4], в которой приведен опыт Курчатовского института по просеиванию загрязненного
137Cs
грунта для выделения самой активной мелкой фракции. Эта незначительная часть грунта в виде мелкой фракции передавалась в МосНПО «Радон», а более крупная фракция захоранивалась на территории института, удельная активность крупной фракции соответствует активности низкоактивных твердых радиоактивных отходов.
Спрашивается, зачем флагману отечественной атомной науки заниматься такой далекой от науки деятельности и идти на нарушение законодательства, запрещающего захоронение РАО вне пунктов захоронения, практически в центре Москвы. Оказывается, стоимость передачи 1 м
3 грунта в МосНПО «Радон» на то время (2005 г.) составляла 600 тыс. рублей. Такая астрономическая цена оказалась непосильной для флагмана науки, а передача загрязненного грунта другой организации, кроме МосНПО «Радон», была невозможной из-за монополизма этого объединения в Москве и области.
Примерно такая же история произошла на стройплощадке на Проспекте Мира, куда были завезены загрязненные природными радионуклидами трубы, бывшие в употреблении в нефтегазовой промышленности [5]. Было отобрано примерно 2 – 4% самых загрязненных труб и переданы в МосНПО Радон по стоимости до 800 тыс. рублей за 1 м
3, остальная часть была вывезена на полигон промышленных отходов, что запрещено, т.к. удельная активность этой части соответствовала активности РАО. Экономия, по сравнению с передачей всех труб в МосНПО «Радон», составила около 100 млн. рублей.
Нельзя сомневаться, в том, что при разработке закона о РАО учитывался «опыт» МосНПО «Радон». Возможно, в написании закона участвовали сотрудники МосНПО «Радон», перешедшие в РосРАО, или остающиеся пока в этом Объединении. Примечательным является такой факт: после первого чтения закона в Госдуме Московская областная Дума внесла поправку, запрещающую оборонным и другим предприятиям проводить захоронение РАО на своей территории. Никто, кроме сотрудников МосНПО «Радон», не смог бы внести такую поправку через Московскую областную Думу (МосНПО «Радон» располагается частично в Москве, частично в Сергиевом Посаде).
Таким образом, закон о РАО распространяет по всей стране монополизм в области захоронения радиоактивных отходов, практиковавшийся в МосНПО «Радон». Такая ситуация приводит к беспрецедентному паразитированию монополиста, как на государственном бюджете, так и на других предприятиях. Из-за отсутствия средств эти предприятия будут вынуждены проводить несанкционированное захоронение РАО, загрязняя окружающую среду и облучая население.
Для получения сверхприбыли «национальным оператором» закон нарушает отечественную классификацию РАО. В России в настоящее время выделяют производственные отходы, содержащие радионуклиды в небольших количествах, эти отходы не относятся к РАО, на них не распространяются документы по РАО, в соответствии с мировой практикой такие отходы называются очень низкоактивными отходами (ОНАО), предприятия (например, АЭС) могут сами захоранивать эти отходы.
В законе ОНАО относятся к РАО (статья 4, п.3). Согласно закону практически все предприятия, в т.ч. АЭС, должны сдавать ОНАО «национальному оператору» для захоронения, что увеличивает затраты на захоронение в десятки и сотни раз. Кроме того, учет и контроль ОНАО, как РАО, потребует также очень больших материальных затрат.
В настоящее время оборонные и другие предприятия проводят захоронение РАО на своей территории, если это предусмотрено проектом. Захоронение РАО не запрещено и для атомных станций. Из-за поправки, внесенной МосНПО «Радон» через Московскую областную Думу, в принятом законе только «национальный оператор» может осуществлять захоронение РАО за счет федерального и местного бюджета, а также за счет средств производителей отходов.
Монополизм «национального оператора», а, следовательно, астрономический рост цен на захоронение отходов приведет к значительному перераспределению средств, выделяемых на атомную промышленность и энергетику. Согласно подсчетам, после принятия закона на захоронение РАО будет выделяться несколько сотен миллиардов рублей в год, нельзя сомневаться, что значительная часть этих денег будет просто разворована.
Перераспределение средств приведет к увеличению напряженности в атомной промышленности и энергетике:
- атомные станции могут стать нерентабельными;
- предприятия не смогут просто существовать.
Спецкомбинаты «Радон» создавались для захоронения РАО. Однако, из-за утечек радионуклидов из могильников решили пойти на «хитрость», объявив, что спецкомбинаты не захоранивают РАО, а только их хранят (спросу меньше), а могильники стали называть хранилищами. Поэтому в настоящее время РосРАО формально хранят РАО, хотя фактически их захоранивают.
В связи с рассматриваемым законом, в РосРАО все-таки решили создавать официальные пункты захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО). Вначале собирались создать ПЗРО в месте расположения Саратовского спецкомбината, однако, это вызвало активные протестные выступления населения. В настоящее время рассматривается создание ПЗРО в месте расположения Ленинградского спецкомбината.
Оба места непригодны для создания регионального приповерхностного ПЗРО, возле Саратова развитие денудационных и эрозийных процессов приведет к тому, что через несколько сотен лет отходы окажутся на земной поверхности или сползут в овраг. Возле Ленинграда в Сосновом Бору отходы собираются захоранивать ниже уровня грунтовых вод, что недопустимо согласно отечественным нормативным документам.
Таким образом, РосРАО собирается проводить захоронение отходов без серьезных научных проработок, обеспечивающих безопасность нынешних и будущих поколений. Об этом свидетельствует вышеупомянутый материал о Е.Евстратове [3]: «…
Вместо того, чтобы заниматься собственными разработками, сотрудники Росатома скачивали научные материалы из Интернета и выдавали их за свои ноу-хау, а денежные средства присваивали».
Получается, что принятие закона о РАО приведет к загрязнению окружающей среды и к облучению нынешнего и будущих поколений людей сразу по двум причинам:
- из-за несанкционированного захоронения предприятиями радиоактивных отходов;
- из-за безответственного захоронения отходов «национальным оператором».
Участие МосНПО «Радон» в разработке закона о РАО видно и в том, что кругозор разработчиков ограничен спецкомбинатами «Радон», которые проводили захоронение мизерной части отходов страны в приповерхностные могильники, поэтому и был введен единый «национальный оператор». Не может одна организация проводить захоронение всех видов отходов.
В США захоронение коммерческих и оборонных отходов проводят совершенно разные организации, совершенно разные организации осуществляют приповерхностное захоронение низкоактивных и глубинное захоронение высокоактивных отходов, совершенно иная организация проводит глубинное захоронение трансурановых отходов. На разработку и согласование проекта, а также на оценку безопасности захоронения высокоактивных отходов в США ушло около 30 лет, для трансурановых отходов – около 20 лет.
Захоронение РАО в России следует проводить в обязательном порядке, но делать это нужно цивилизованными методами, использующимися в западных странах. В Росатоме с помощью закона о РАО собираются провести захоронение радиоактивных отходов за несколько лет с помощью коррумпированного «национального оператора». Такое захоронение РАО создаст для будущих поколений очень большое количество проблем, на решение которых в будущем придется затратить очень много средств.
На основании вышеизложенного следует, что ФЗ о радиоактивных отходах должен быть полностью переработан. К сожалению, это можно будет сделать, если госкорпорация Росатом перестанет существовать, или в России произойдет революция, наподобие революций в арабских странах.
Очевидно, что та схема обращения с РАО, которая существовала в Московском регионе, не сможет быть реализована во всей стране, и поправки в закон будут вноситься в очень большом количестве. В данной статье предлагается внесение в закон № 190-ФЗ [1] только следующих первоочередных поправок:
1. Полностью удалить все упоминания о «национальном операторе» и удалить поправку в закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. В обязательном порядке следует классифицировать очень низкоактивные отходы, как производственные отходы, а не как категорию твердых радиоактивных отходов.
3. Вернуть в закон изъятый МосНПО «Радон» через Московскую областную Думу пункт: «
Производители радиоактивных отходов, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, могут осуществлять мероприятия по захоронению радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими земельных участках. Предложения по организации пунктов захоронения радиоактивных отходов таких производителей представляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами».
4. В законе решение многих, даже незначительных, вопросов должно осуществлять Правительство Российской Федерации, что делает практически невозможным реальное обращение с РАО. Поэтому следует удалить это требование из подавляющего большинства мест, где оно встречается.
Таковы предложения по внесению первоочередных поправок в ФЗ о РАО, выносимые на всеобщее обсуждение для российских специалистов в области обращения с РАО.