proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/12/2005]     О системе мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности

А.М.Агапов, Росатом
И.И.Линге, С.В.Казаков, А.И.Илюшкин, А.А.Ерома, ИБРАЭ РАН


Отсутствие сформулированных на понятном языке целей и критериев оценки эффективности мероприятий приводит к отсутствию взаимопонимания между налогоплательщиком и государством, поскольку, в этих условиях человеку трудно понять на какие цели и задачи расходуются его деньги и насколько эффективно государство выполняет свои функции.

В условиях нечётко сформулированных целей и критериев оценки эффективности мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, средства федерального бюджета используются малоэффективно, в том числе за счет дублирования, неадекватного определения приоритетов и целей, нецелевого использования средств эксплуатирующих организаций. С одной стороны, это приводит к увеличению риска радиационных аварий инцидентов, в особенности на ядерно- и радиационно-опасных объектов (ЯРОО), в отношении которых государственная система управления и регулирования безопасности при использовании атомной энергии не реализуется в полном мере из-за произошедших в стране структурных преобразований, неисполнению обязательств государства в части преодоления последствий прошлой оборонной деятельности и ростом социальной напряженности в регионах размещения, снижению уровня комплексной защищенности ЯРОО в отношении внутренних и внешних угроз, в том числе угроз террористических проявлений.

В целях повышения прозрачности и эффективности расходования бюджетных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" проводится Концепция реформирования бюджетного процесса. Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров. Основное направление реформирования бюджетного процесса – переход преимущественно к программно целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Приоритетные цели и задачи в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности заложены в программных документах – "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и в федерально-целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000–2006 годы". Это ставит перед нами задачу разработки показателей и индикаторов эффективности мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности.

Система целей РФ в области ядерной и радиационной безопасности

Взглянем на систему целей РФ в области ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), как на комплекс целей в сфере ЯРБ стоящих перед государством, организациями участниками федеральных целевых программ, федеральными агентствами и организациями.

В период 2002-2003 годов была проведена большая работа по оценке ситуации с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, которая зафиксирована в документе "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Этот документ заложил основы системы целей в области ядерной и радиационной безопасности. В рамках этого программного документа определена цель, задачи и приоритетные направления реализации государственной политики. Цель государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности определена как последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения. В соответствии с этим документом можно выделить следующие основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, непосредственно связанные с разработкой системы показателей и индикаторов эффективности мероприятий:

– обеспечение ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии;

– реализация концепции социально приемлемого риска, имеющей целью минимизацию ядерного и радиационного рисков;

– гарантированное государством соблюдение допустимых пределов радиационного облучения, получаемого гражданами от всех источников ионизирующего излучения;

– поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием атомной энергии.

Второй уровень системы целей в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности представлен федеральной целевой программой "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000–2006 годы".

Целью ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000–2006 годы" является минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок. Как видно, цель ФЦП не очевидна, и сформулирована через реализуемые в рамках программы многочисленные мероприятия. В основе ФЦП лежит концепция социально приемлемого риска, связанного с использованием атомной энергии и источников ионизирующих излучений. Под социально приемлемым уровнем риска применения ядерных и радиационных технологий понимается такая величина риска, которая с учетом получаемой социально экономической выгоды или удовлетворения потребностей воспринимается обществом как допустимая, приемлемая.

Часть задач по преодолению последствий имевших место радиационных аварий решается в рамках ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года". Целью ФЦП является завершение мероприятий, связанных с обеспечением социально экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям проживания населения и хозяйственной деятельности, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников на производственном объединении "Маяк".

На третьем уровне системы целей, цели, определённые в "Основах государственной политики", конкретизируются в виде целей и задач соответствующих министерств, федеральных агентств и служб.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, в части ядерной и радиационной безопасности решает задачи:

– проведение медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями;

– регистрация лиц, подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

– ведение радиационно-эпидемиологического регистра работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Это позволяет говорить о том, что основной целью деятельности ФМБА в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья работников атомной отрасли и населения, подвергшегося радиационному облучению.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере ЯРБ ставит перед собой цель предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), как федеральный орган исполнительной власти, организующий и осуществляющий государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением регулирования санитарно гигиенических и природоохранных аспектов радиационной безопасности, а также деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) ставит целью формирование условий, при которых гарантируются защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом), как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, ставит перед собой общие цели повышения качества жизни населения, повышения уровня национальной безопасности и создание потенциала для будущего развития. В сфере ЯРБ целями федерального агентства являются: обеспечение безопасного и эффективного производства электроэнергии и тепла на АЭС и обеспечение безопасности при использовании атомной энергии. Агентство выполняет соответствующие задачи и проводит связанные с ЯРБ мероприятия в рамках ведомственных программ.

Целевые программы ведомства, конкретизируют цели и задачи стоящие перед отдельными ведомствами и составляют четвёртый уровень системы целей РФ в области ЯРБ. С точки зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного координатора, возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в федеральную целевую программу (подпрограмму). Федеральные и целевые программы и целевые программы ведомств представляют собой два типа единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по содержанию и статусу бюджетных целевых программ. Целевые программы ведомств представляют собой инструмент бюджетного планирования, в то время как федеральные целевые программы – инструмент реализации экономической политики.

Основной целевой программой ведомства в сфере ЯРБ является целевой программой Федерального агентство по атомной энергии (Росатом) "Совершенствование системы ядерной, радиационной и экологической безопасности и системы реагирования на чрезвычайные ситуации на основе использования достижений науки и техники" (Федеральное агентство по атомной энергии). Основными целями программы являются повышение уровня ядерной, радиационной и экологической безопасности на предприятиях Росатома до социально и экономически приемлемого и соответствующего международным стандартам уровня, а также повышение готовности отраслевой системы реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) к эффективным действиям по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Последний уровень системы целей определяет цели отдельных организаций и предприятий. Эти цели представляют собой синтез целей вышестоящего уровня – целей государственной политики в сфере ЯРБ, ФЦП и ВЦП, в которых принимает участие предприятие и т.д. Так, например, концерн "Росэнергоатом", как эксплуатирующая организация действующих, строящихся, проектируемых и законсервированных атомных станций, на которую возложена вся полнота ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности на всех этапах осуществляемой им деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, ставит перед собой в качестве приоритетной цели обеспечение безопасности атомных станций на всех этапах жизненного цикла.

Схематически система целей представлена на рисунке – см. рисунок 1.

Рисунок 1. Система целей РФ в области обеспечения ЯРБ



Предложения по системе показателей и индикаторов для целевой программы ведомства "Совершенствование системы ядерной, радиационной и экологической безопасности и системы реагирования на чрезвычайные ситуации на основе использования достижений науки и техники"

Настоящая система показателей разработана для расчета целевых индикаторов ведомственной целевой программы "Совершенствование системы ядерной, радиационной и экологической безопасности и системы реагирования на чрезвычайные ситуации на основе использования достижений науки и техники "на 2006-2008 годы.

Целевые индикаторы и показатели разрабатываются в соответствии с целью Программы и используются для анализа и оценки эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации программы. Основными целями программы являются:

– Повышение уровня ядерной, радиационной и экологической безопасности на предприятиях Росатома до социально и экономически приемлемого и соответствующего международным стандартам;

– Повышение готовности отраслевой системы реагирования на чрезвычайные ситуации к эффективным действиям по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Для количественной характеристики уровня достижения целей программы используется целевой индикатор: "Соответствие уровня обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности и готовности отраслевой системы реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера социально и экономически приемлемому уровню".

Уровень соответствия определяется в процентах. Значение уровня стремления (Ус) индикатора принято за 77,6% на 2008 год и 100% на 2010 год.

Для расчета значения целевого индекса используются 16 следующих базовых показателей (таблица 1), отражающих степень достижения целей программы.

Показатели разделены на две группы, которые характеризуют выполнение Программы по двум следующим направлениям:

– обеспечение ядерной, радиационной и экологической безопасности на предприятиях Росатома до социально и экономически приемлемого и соответствующего международным стандартам (ЯРЭБ);

– готовность отраслевой системы реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (ЧС).

Расчет целевого индикатора проводится путем суммирования с весовыми коэффициентами, отражающими значимость отдельных составляющих. Значимость показателей по вкладу в целевой индикатор (коэффициенты К1 и К2) определена экспертным путем (см. табл. 1).

Оценка эффективности Программы выполняется на основе ежегодного анализа значений целевого индикатора (см. табл. 2). Оценка эффективности проводится по следующей формуле:

Эi=Ii/IПР, i,

где: Ii – фактическое значение целевого индикатора в отчетном году i, IПЛ, i – плановое значение. Результативности хода выполнения программы определяется следующим образом:

– цели программы полностью достигнуты (отлично) – Эi>1;

– цели программы в основном достигнуты (хорошо) – 0,7<Эi<1,0;

– цели программы достигнуты частично (удовл.) – 0,5<Эi<0,7;

– цели программы не достигнуты (не удовлетворительно) – 0,2<Эi<0,5

– выполнение программы сорвано (плохо) – Эi<0,2.

Данный подход обеспечивает сбалансированность и комплексный подход государственного заказчика к решению программных задач (выполнению программных мероприятий).

Создание системы показателей и индикаторов в полной мере адекватно описывающих эффективность мероприятий по повышению ЯРБ это итерационный процесс, постоянно требующий внесения корректив и концептуальных изменений в систему показателей. Настоящие предложения по системе показателей необходимо рассматривать лишь как некий промежуточный этап в процессе работы над созданием системы комплексных показателей и индикаторов в масштабе отрасли.

Таблица 1



Таблица 2. Результаты расчёта значений целевого индикатора и его составляющие в %



По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Экология
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Экология:
Радиоактивность углей и продуктов их сжигания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 1.01 секунды
Рейтинг@Mail.ru