proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[19/12/2005]     Опыт работы Школьной комиссии Ядерного общества России

Г.Я.Труханов, ЯО России

Образовательная и просветительская деятельность Ядерного общества России. Проект "КЛЕПС", подготовка кадров и формирование благоприятного к ядерным технологиям общественного мнения

1. Цель и задачи Школьной комиссия ЯО России


Школьная комиссия ЯО России (ниже ШК ЯОР) в качестве основной цели своей деятельности рассматривала популяризацию среди населения, в первую очередь среди подрастающего поколения, естественно-научных, экологических, в том числе радиоэкологических знаний и обоснование необходимости развития ядерных технологий.

Важными задачами, в решении которых ШК ЯОР считала также необходимым своё участие, являлись: смягчение антиядерных настроений, вызванных чернобыльским синдромом, формирование благоприятного к ядерным технологиям общественного мнения, выявление одарённой молодёжи и её привлечение к работе в отраслях, потребляющих достижения современных естественных наук и технологий. Все эти задачи взаимосвязаны, и проблема заключалась в том, как организовать работу комиссии, чтобы достичь успеха.

Первоначальная деятельность ШК ЯОР была связана с организацией или участием в организации и проведении физико-математических олимпиад и всякого рода конкурсов, способствующих выявлению подростков, обладающих незаурядными способностями в области физики и математики. Безусловно, это важно и нужно, и ЯО России и ШК ЯОР продолжают эту работу. Однако, очевидно, что большинство участников таких олимпиад – "наши люди", они уже настроены на освоение точных наук и потому их не нужно агитировать за ядерные технологии. Но зададимся вопросом, какой процент это большинство составляет от общего числа учащихся, и ещё, как много школьников из этого большинства реально настроены в дальнейшем посвятить себя ядерным технологиям, и это их участие в олимпиадах не есть ли просто дань моде, когда молодые люди сначала получают естественно-научное образование, а потом какое-то другое, обеспечивающее ему безбедное существование? Хорошо, если это так. А, может быть, это естественное желание в наших российских условиях просто отсрочить службу в армии? В любом случае выбор за молодыми людьми, это их право, а наша задача помочь им реализовать свои способности. Решаем ли мы, организуя олимпиады и конкурсы, проблему подготовки кадров для ядерных технологий? Безусловно, нет. Выявляем ли на них одарённую молодёжь? Да. Но для кого? Ответ очевиден. Очевиден ответ и на другой вопрос: когда наша талантливая молодёжь пойдет в наши научно-исследовательские институты, на наши предприятия и в наши научные центры? Когда в них сотрудники начнут получать достойную зарплату! Означает ли это, что ЯО России и ШК ЯОР должны прекратить своё участие в организации и проведении физико-математических олимпиад? Безусловно, нет. Означает это лишь одно, что ЯО России в целом и её Школьная комиссия, в частности, не ослабляя работы по выявлению талантливой молодёжи, должны сконцентрировать свои усилия на работе с общественностью и с властью с целью существенного изменения их отношения к науке в общем и к ядерным технологиям в частности.

2. Образовательный проект КЛЕПС как основной в работе с детьми и подростками

Вот почему в 1992 году Школьной комиссией ЯОР в качестве основного в работе с детьми и подростками был принят авторский образовательный проект КЛЕПС –"Дети мира – за чистоту природы и души" ("Children of the World – for Clear Environment and Pure Soul"– CLEPS).Замечательный русский поэт Велимир Хлебников мечтал о космическом переустройстве вселенной на путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми "законов времени" и "звездного" языка. Те, кто знаком с творчеством Хлебникова, вряд ли возьмется за толкование хлебниковских фантастико-математических соображений. Но наши чувства в состоянии осилить их, как и любые другие "лирические величины" (Блок). Во всяком случае, то, что говорится в его стихотворении "Песнь мне":

Я спорить не берусь,
Но, думаю, мы можем
Так жить, чтоб стала Русь
Нестыдной жизни ложем


– нам близко и понятно. Но чтобы "стала Русь нестыдной жизни ложем", в ней должны жить люди развитые умственно, духовно и физически. Помочь школе и родителям воспитать таких людей – стратегическая сверхзадача (в терминах современной педагогики) проекта КЛЕПС. Проект дает детям и подросткам экологические знания, развивает их творческие способности, прививает интерес к естественным и гуманитарным наукам, знакомит с новейшими технологиями, учит здоровому образу жизни через занятия яхтингом. Девиз проекта: экология – здоровье – яхтинг – просвещение – культура. Дети участвуют по всем направлениям одновременно – в этом смысл проекта, что соответствует стратегической цели (стратегической сверхзадаче) – гармоничному развитию детей и подростков – участников проекта. Объединительную роль здесь играют детские экологические, спортивно-оздоровительные и культурно-просветительные Экспедиции КЛЕПС на яхтах, об участии в которых мечтают все "клепсики" – так называют себя участники проекта. Во время Экспедиций КЛЕПС школьники проводят экологические и радиоэкологические исследования прибрежных зон акваторий, осваивают технику управления яхтами, участвуют в культурно-просветительных мероприятиях в детских лагерях и домах отдыха, встречающихся на пути. Здесь важнейшим является то, что всё – от управления яхтами до радиоэкологического мониторинга и лекций концертов на экологические, научные, яхтенные и культурно исторические темы – делают сами подростки (число взрослых руководителей не превышает 2-3 человек при общем числе участников экспедиции не менее 20). В свою очередь это предполагает предварительную серьёзную подготовку детей по авторским программам проекта КЛЕПС:

– "Введение в радиомониторинг. Радиоэкологическая культура поведения в быту. Специфика проведения радиомониторинга в городских условиях и на природе";
– "Экологические тесты на качество воды и воздуха";
– "Экологические движения и ядерные технологии. Взгляд в будущее";
– "Глобальные климатические изменения и ядерные технологии";
– "Новейшие экологические движения и детский образовательный проект "КЛЕПС".
– "Математическое моделирование нестационарных процессов. Основы алгоритмизации и прикладного программирования. Экологические, социальные, экономические и естественнонаучные приложения".
– "Эко-парус". В программе рассматривается устройство яхт, различные судовые системы и техника управления яхтами. Изучаются особенности экологии больших водоемов;
– "Азбука выживания в экстремальных условиях применительно к экспедициям на яхтах";
– "Культура питания и медицинские аспекты пребывания детей на яхтах во время дальних автономных плаваний. Здоровый образ жизни и яхтинг;
– "Ансамблевое пение";
– "Культура поведения на сцене и элементы ораторского искусства";

Занятия ведутся одновременно сразу по нескольким программам в течение нескольких лет. На участие в проекте нет возрастных ограничений. Ребенок, подросток, юноша или девушка могут начать сотрудничать с нами в любом из направлений, независимо от уровня подготовки. Многоуровневость проекта предполагает с одной стороны решение проблем возрастной адаптации тех программ проекта, которые в этом нуждаются, например, программы "Математическое моделирование …", а с другой – выбор для каждого нового участника приоритетных тем с учетом его личностных особенностей и субъектного опыта.

Перечисленные программы пользуются у детей и подростков большой популярностью. Те из них, кто прошел четырехлетние курсы КЛЕПС, участвовал в экспедициях на яхтах и успешно сдал соответствующие экзамены, получают сертификат "Шкипера дневного плавания", имеющий международный статус. По экологии, естественным наукам – участие в олимпиадах, фестивалях, конкурсах.

Особо остановлюсь на программе "Математическое моделирование…". В ноябре 2002 года Школьная комиссии ЯОР приняла участие в проведении Выставки "Научно техническое творчество молодежи"((Выставочно-маркетинговый центр СЗАО, 12-15 ноября 2002 г.). Большой интерес вызвал мой доклад "Математическое моделирование в детском научно-техническом творчестве". Для многих оказалось удивительным, что в рамках программы "Математическое моделирование", входящей в набор программ проекта КЛЕПС, подростки уже в школьные годы могут получить престижную профессию. Однако у нас есть опыт, который говорит о том, что школьники, успешно освоившие наш курс, воспринимают компьютер не только как развлечение и игру, а скорее как средство для достижения вполне конкретных, реальных, жизненно важных целей, главная из которых выбрать себе социально–значимую профессию. Это могут быть: дизайн, конструирование одежды, мебели, автомобилей или яхт; прикладное программирование; банковская, торговая, финансовая, редакционная и издательская деятельность; аудио- и видеозапись; создание мультфильмов и компьютерных игр и т.д., а также решение экономических, экологических, естественнонаучных и прочих технических и технологических проблем.

Мы предусмотрели возможность привлечения наиболее продвинутых ребят из прошедших курс к научным разработкам РНЦ "Курчатовский институт" и ведущих вузов страны. В дальнейшем они смогут участвовать в федеральных целевых программах "Интеграция" и в работе школьных классов при Учебном научно-исследовательском центре "Курчатовский институт" по математическому моделированию и прикладным задачам нейтронной физики. Такой подход позволяет реализовать жизненно важный принцип – "от действия к знанию" в отличие от принципа, взятого за основу в нашей общеобразовательной сети в ее обязательной части – "от знания к действию". Кстати, именно в этом причина неприятия нашей программы многими педагогами по информатике, обучающих детей в школьных компьютерных классах, казалось бы, всему, но как потом выясняется – ничему. Восприимчивыми к новым идеям оказались учреждения дополнительного образования и профильные учебные заведения, которые по сути своей исповедуют наш принцип. Мы надеемся, что внедрение в обычных школах личностно ориентированных технологий обучения позволит подросткам быстрее определяться со своим призванием, а педагогам информатикам, ориентируясь на субъектный опыт школьников, помогать им в этом, более эффективно используя имеющуюся в школах компьютерную технику.

Программы проекта КЛЕПС, дающие возможность подросткам получить уже в школьные годы престижные профессии, поддерживают и усиливают мотивы детей к активному участию в проекте в целом. Достигается как тактическая цель, объединяющая все программы, – подготовить детей к экологическим, спортивно-оздоровительным и культурно-просветительным мероприятиям Школьной комиссии ЯОР и, в первую очередь, к Экспедициям КЛЕПС на яхтах, так и стратегическая – развить гармонично, подготовить к взрослой жизни образованных, культурных, умных граждан новой России, уверенных в себе и в будущем своей страны. Такие граждане не будут сомневаться в необходимости развития науки и в том числе в развитии ядерных технологий в нашей стране, они не будут бояться радиации, они будут ее знать и уж если сами непосредственно не будут её использовать, то не будут и мешать это делать профессионалам.

Я с удовольствием отмечу, что проект КЛЕПС предвосхитил современную тенденцию в системе образования в России, выделяющую в триаде "обучение, воспитание, развитие" понятие "развитие". "Сейчас весь мир переходит от слова "обучение" в школе к понятию "развитие" учащихся. Они должны развиваться физически, духовно, и, естественно, умственно", – так говорил недавно, будучи министром образования России, Владимир Филиппов (В.Филиппов. Газета "Век", №40 (405), 2000. – С.10).

Проект КЛЕПС за время своего существования прошел серьезную апробацию как в школах в рамках системы дополнительного образования, так и в различных детских учреждениях, не входящих в систему образования, в том числе и дополнительного, но активно работающих с детьми: в учреждениях культуры, спорта, социального партнерства, клубах по интересам, центрах психологической реабилитации и работы с трудными подростками, коммерческих и некоммерческих, государственных и негосударственных, муниципального, городского или общероссийского значения. Опыт общения с этими организациями оказался очень полезным. И все же главный успех проекта и, естественно, Школьной комиссии ЯОР – это создание объединений (кружков) КЛЕПС в системе дополнительного образования при школах 1210, 1189 и гимназии 1551 Северо–Западного административного округа (СЗАО) г.Москвы и проведение совместно с ними Экспедиций КЛЕПС в 1995–2005 годах. В связи с этим отмечу особую роль школы 1210 с углублённым изучением английского языка (можно сказать, школы с гуманитарным уклоном), которая на протяжении последних 8 лет выступает совместно с ШК ЯОР и ЗАО "Эко-парус плюс" в качестве организатора от Северо-западного окружного управления образования г.Москвы школьных эколого-крейсерских Экспедиций КЛЕПС на яхтах по Единой глубоководной системе европейской части России. Результаты экологических исследований, проведённых участниками экспедиций на акваториях и в прибрежных зонах Волжского бассейна, докладывались на экологических конференциях и фестивалях.

Проект КЛЕПС награжден дипломами, грамотами и памятными подарками различных, в том числе международных фестивалей, конкурсов, выставок, а на Всероссийском экологическом фестивале детей и юношества "Весна в Москве" в 1997 году был признан лучшим в России.

3.Опыт просветительской деятельности Школьной комиссии ЯОР. Критика школьных программ и учебников по физике, математике и информатике

Мы взяли за правило – связывать наши мероприятия с важными для страны событиями. Это не только способствует духовному развитию детей, но и облегчает пропаганду необходимости развития ядерных технологий в России, включая атомную энергетику. Посвятив, например, Экспедицию–1997 трехсотлетию Российскогофлота, а Экспедицию–1999 – двухсотлетию со дня рождения А.С.Пушкина ,мы нашли много новых друзей, далеких от ядерных технологий, но теперь, после знакомства с нами, уже более терпимо к ним относящихся.



Фото 1. Гамма-радиомониторинг в окрестностях РНЦ "Курчатовский институт"



Фото 2. Практические занятия по программе "Эко-парус": ремонт парусов

2003-й год был посвящён 100-летию со дня рождения И.В.Курчатова и А.П.Александрова и 60-летию со дня образования РНЦ "Курчатовский институт". Совместно с представителями РНЦ "Курчатовский институт" и Учебного научно-исследовательского центра "Курчатовский институт" была разработана и согласована с Управлением образования СЗАО г.Москвы программа проведения юбилейных мероприятий в школах СЗАО в течение 2003 и в начале 2004 годов. Среди них было запланировано проведение научно практического семинара для педагогов СЗАО г.Москвы по проблемам безопасности и перспективам развития ядерных технологий в 21-ом веке. Семинар показал, что наша средняя школа, то есть учителя и школьники, руководство школ и управлений образования и методических центров, учёные от педагогики и психологии и т.д.нуждаются в просветительской деятельности Ядерного общества России. В рамках юбилейной программы были проведены встречи со школьниками и педагогами многих школ СЗАО г.Москвы. Учёные выступали с лекциями об РНЦ "Курчатовский институт", об актуальных исследованиях, проводимых в его стенах, о роли И.В.Курчатова и А.П.Александрова в становлении советской (российской) науки и оборонной техники. Кроме того было проведено двенадцать научно-познавательных экскурсий в дом музей И.В.Курчатова и на первый в Евразии ядерный реактор Ф-1, в том числе экскурсии для сотрудников Северо-западного окружных управления образования и методического центра, а также для педагогов – естественников школ СЗАО. Вот выдержки из писем, полученных нами из гимназии 1551 и школы 1210: "…подобные контакты …ведут к повышению познавательного интереса, нравственности и гордости за свой район и свой город. Именно подобные мероприятия воспитывают в подростках лучшие патриотические начала, призывают их задуматься о будущем своего города и той высокой ответственности, которая в дальнейшем ляжет на их плечи" (гимназия 1551); "…подобные мероприятия исключительно полезны для установления доверия между населением, проживающим в Северо-Западном административном округе г.Москвы, и учеными РНЦ "Курчатовский институт", что в конечном счете поможет избавиться людям от радиофобии"(школа 1210); "…выражаем готовность к тесному сотрудничеству с учеными …по программам образовательного проекта КЛЕПС, реализуемого Школьной комиссии Ядерного общества России, и верим, что такое сотрудничество благосклонно скажется на наших преемниках, повысит престиж российской науки и профессии учёного"(гимназия 1551); "…подтверждаем готовность к расширению сотрудничества с учеными …по программам образовательного проекта КЛЕПС, реализуемого Школьной комиссии Ядерного общества России, полагая что такое сотрудничество будет способствовать решению проблем сохранения знаний и преемственности поколений, а также повышению престижности профессии учёного" (школа 1210).



Фото 3. Экспедиция КЛЕПС на Угличском водохранилище

Отдавая должное эмоциональности приведённых высказываний, попробуем разобраться в том, что ждёт от нас школа, и в чём реально ей мы можем помочь. Проведённый в марте с.г.по инициативе Школьной комиссии ЯОР для педагогов СЗАО г.Москвы научно-практический семинар по проблемам безопасности и перспективам развития ядерных технологий в 21-м веке позволил приблизиться к ответу на эти вопросы. Были обсуждены следующие проблемы:
• "Чернобыльский синдром и общественное мнение";
• "Ядерные отходы и будущее нашей цивилизации";
• "Проблемы обращения с отработанным топливом";
• "Глобальные климатические изменения";
• "Ядерные технологии в 21-м веке. Возможны ли абсолютно безопасные ядерные технологии?";
• "Проблемы образования и подготовки кадров в области ядерных технологий".

В семинаре приняли участие действительные члены ЯОР: Герасимов А.С., Ирдынчеев Л.А., Кедровский О.Л., Корякин Ю.И., Труханов Г.Я., Яценко В.Н. На семинаре присутствовали 62 учителя (по физике, химии, биологии, математике) из различных школ СЗАО. Наиболее чувствительные болевые точки школьного образования:
– школьные программы по естественным наукам, в первую очередь по физике, и математике устарели;
– школьные учебники по естественным наукам перегружены информацией по темам, актуальным для конца 19-го, начала 20-го столетий. Проблемы современного естествознания, в том числе проблемы ядерных технологий, либо вообще не рассматриваются, либо излагаются конспективно и на уровне 60-х годов прошлого столетия;
– программа по информатике ограничивается начальными сведениями по использованию РС, не связана с программой по математике и потому не дает знаний ни по математическому моделированию, ни по обработке баз данных.

В связи с вышеизложенным школа заинтересована как в просветительской деятельности ЯОР (получение информации о достижениях науки и техники из первых рук), так и в участии наших учёных в разработке качественно новых школьных программ по естественным наукам, математике и информатике и в создании на их основе принципиально новых учебников. Школьная комиссии ЯО России планирует принять участие в этой важной для школы работе.



Фото 4. Алексей Троицкий: "Я хочу заниматься в школьных классах УНИЦ "Курчатовский институт"

Выводы

Десятилетний опыт работы в школьной среде в рамках проекта КЛЕПС подтверждает правильность выбранной Школьной комиссией ЯО России стратегии – отказ от только узкопрофессиональной работы с одарёнными детьми через организацию и проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей и переход к непрерывной, порой рутинной, ежедневной работе с подрастающим поколением по программам проекта в рамках дополнительного образования. Об этом говорится в многочисленных поздравлениях в адрес ЯО России и её Школьной комиссии в связи десятилетним юбилеем проекта КЛЕПС со стороны многих образовательных учреждений, включая СЗО УО г.Москвы.

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Реформы и диалог с обществом
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Реформы и диалог с обществом:
Как разваливают атомную промышленность. Взгляд изнутри

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.20 секунды
Рейтинг@Mail.ru