proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/10/2010]     Хроника мучений «Булавы»

Д.И.Мант, выпусник Высшего Военно-морского училища  инженеров оружия, член-корреспондент  МАЭБ

В статье «Почему не летит  «Булава» («Атомная стратегия» №4 (41) 2009 г.), были изложены основные положения Алгоритма обеспечения надежности (АОН) при создании и эксплуатации баллистических ракет, в том числе, и  для подводных лодок (БРПЛ). Автор в течение более 20 лет работал с БРПЛ, с первых пусков на флоте, и был свидетелем и участником  начала разработки и создания  АОН БРПЛ. Этот  алгоритм обеспечения надежности БР создавался под  руководством выдающихся конструкторов-ракетчиков С.П.Королева и  В.П.Макеева.


Интуитивное познание С.П. Королева (С.П. очень любил это слово), сделавшее его гениальным конструктором, позволило осуществить запуск первого в мире искусственного спутника Земли и полет первого человека в космос  - событий мирового масштаба, ускоривших развитие не только научно-технических, но и социально-политических процессов.

Те или иные научно-технические решения по-разному проявляют себя в истории. Одни, кажущиеся эффектными на данные момент, впоследствии забываются как бесперспективные и даже вредные. Другие,  на первый взгляд неприметные, могут привести к созданию новых перспективных направлений в развитии науки и техники.
Создание баллистической ракеты межконтинентальной дальности Р-7 (согласно Постановлению Совмина и ЦК КПСС от 20.05.1954 г.) позволило в  1957 г. осуществить запуск первого искусственного спутника Земли, а 1961 г. - полет первого космонавта Юрия Гагарина. Это, казалось бы, частное решение, определило на многие годы вперед развитие космической отрасли.
 
Но той же космонавтике и ракетостроению на своем пути пришлось столкнуться с целым рядом недостаточно продуманных решений. Так, на первых этапах становления отечественного ракетостроения приоритет был отдан жидкому ракетному топливу, разработке агрессивных компонентов (аналогу используемым в немецкой ракете «Вассерфаль»), обеспечивавших  постоянную мгновенную готовность ракеты. Затормозив развитие твердотопливных ракет, это решение нанесло вред отечественному подводному ракетостроению.

Другим примером непростительного пренебрежения к собственным разработкам стало прекращение испытания ракеты Н-1 и уничтожение всего конструкторско-технологического задела по этому проекту.  Как самая мощная ракета Н-1 была занесена в книгу рекордов Гиннеса, а разработанные для неё двигатели Н.Д. Кузнецова до сих пор  закупаются США. Трудно признать разумным и затопление орбитальной космической станции «Мир» с  несколькими практически новыми модулями, решение скорее политическое, чем обусловленное техническими причинами.

И последний пример - история с МБР «Булава». 

Проект МБР «Булава»

Решение о замене  полноценных стендовых подводных испытаний математическим моделированием (с целью экономии времени и средств) в результате привело к значительному затягиванию летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) и всего проекта в целом  (начало проекта – 1998 г.), а значит, и перерасходованию средств. Основным доводом в пользу передачи проекта МБР «Булава» в Московский институт теплотехники было  удешевление проекта за счет  объединения в одном КБ работ по ракетам  наземного и морского базирования.

В свое время С.П. Королев поступил с точностью до наоборот. КБ по проектированию ракет морского базирования он выделил  не только организационно, но и территориально (г. Миасс). После завершения разработки ракеты Р-11ФМ морское направление ракетостроения С.П. Королев передал своему ученику - В.П. Макееву, в 1955 г. назначенному главным конструктором Специального конструкторского бюро по ракетам дальнего действия СКБ-385. С 1956 г. предприятие приступило к самостоятельной разработке баллистических ракет для подводных лодок. Это диктовалось необходимостью отхода от традиций сухопутного ракетостроения. Создание ракетных комплексов морского базирования стало основной деятельностью КБ. Не смотря на то, что С.П. Королев организационно отошел от морской тематики, однако все принципиально новые решения и проекты разрабатывались  при его активном участии.

Под руководством В.П. Макеева сформировалась отечественная школа морского ракетостроения как самостоятельная область науки и техники, была создана разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, а КБ машиностроения превратилось в высокопрофессиональный коллектив конструкторов, технологов и ученых. Практически в каждом новом комплексе реализовывались пионерские технические решения, достигались повышенные тактико-технические характеристики, обеспечивались новые боевые и эксплуатационные качества.

Всего было изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 - отстрелено. Целесообразность королевского решения подтвердилась успешностью пусков МБР, разработанных КБ Макеева, которая превысила 96%.

В 1963 г. еще при жизни С.П. Королева в СКБ-385 началась разработка первой в мире межконтинентальной морской баллистической ракеты Р-29 (комплекс Д-9). При стартовом весе 33,3 т она имела забрасываемый вес 1,1 т. Коэффициент энергетического совершенства  0,033 (3,3%) для того времени был выдающимся результатом. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение в 1974 г.  

Ученику Королева В. П. Макееву  принадлежит заслуга в создании всех баллистических ракет с жидкостными двигателями для подводных лодок ВМФ СССР.  При этом были решены такие сложнейшие проблемы, как подводный  старт, ампулизация ракет на заводе, астронавигационное наведение разделяющихся головных частей. 

Наиболее важные этапы создания МБР для ВМФ СССР:

16.09.1955 г.- первый в мире пуск БР с подводной лодки (ПЛ);

20.02.1959 г.- принятие на вооружение ВМФ первого боевого  комплекса с ракетой Р-11ФМ для ПЛ;  надводный старт, дальность  стрельбы 150 км;

10.09.1960 г. - пуск  БР с подводной лодки из подводного  положения;

16.10.1960 г.  - принятие на вооружение ракетного комплекса Д-2 с ракетой Р-13; 
 
15.05.1963 г.  - принятие на вооружение ВМФ ракетного комплекса Д-4 с  ракетой Р-21; подводный старт,  дальность стрельбы 1420 км;

13.03.1968 г. - принятие на вооружение ракетного комплекса Д-5 с малогабаритной стратегической ракетой Р-27; подводный старт,  дальность стрельбы 2500 км;

1972 г. - принятие на вооружение ракетного комплекса Д-5У с малогабаритной стратегической ракетой Р-27У; подводный старт,  дальность стрельбы 3000км;

14.03.1974 г. - принятие на вооружение ракетного комплекса Д-9  со стратегической ракетой Р-29 (с астрокоррекцией траектории полета); подводный старт, межконтинентальная дальность стрельбы;

2.09.1975 г. - принятие в опытную  эксплуатацию баллистической ракеты Р-27К с самонаводящейся боевой частью;

25.08.1977 г. - принятие на вооружение ракетного комплекса Д-9Р  со стратегической ракетой Р-29Р, оснащенной как разделяющейся  ГЧ (3 или 7 боевых блоков), так и моноблочной; подводный старт, межконтинентальная дальность стрельбы.




Рис.1 Ракеты для подводных лодок, созданные под руководством С.П. Королева и В.П. Макеева. ( Рис. М. Дмитриева из ст. В. Щербакова, «Вокруг света» №5, 2007)
а) Р-11ФМ, комплекс Д-1, одноступенчатая, на вооружении с 1959 по 1967 г.
б) Р-21, комплекс Д-4, одноступенчатая, на вооружении с 1963 до конца 1980-х гг.                               
в) Р-29, комплекс Д-9, двухступенчатая, жидкостная, в настоящее время снята с вооружения.
г) Р-29РМ, комплекс Д-9РМ, трехступенчатая, жидкостная, находится на вооружении.
                                                                                            
                                                                                                                                    По целому ряду причин КБ вовремя не переключилось на проектирование твердотопливных ракет для Военно-морского флота,  что привело к фактическому  прекращению активной деятельности  КБ после смерти генерального конструктора В.П.Макеева в октябре 1985 г. КБ в уральском городе Миассе теперь называется Государственным ракетным центром имени Макеева, а его ракеты запускают немецкие спутники.

Пуски «Булавы»

№/№

        Дата

      АПЛ

         Результат
1
23.09. 2004

 надводное положение
Дмитрий Донской" ТК-208
запуск массогабаритного макета ракеты (бросковые испытания)
2
27.09. 2005
надводное положение
"Дмитрий Донской" ТК-208

Успешный (?). КВО не сообщалось
3
21.12.2005
Погруженное положение. «Дмитрий Донской»      ТК-208
Успешный пуск (?). 1-й пуск "Булавы" из подводного положения и 2-й - в рамках ЛКИ (по некоторым сообщениям не произошло разделение ГЧ)
4
7.09. 2006
"Дмитрий Донской" ТК-208
 Пуск аварийный. Ракета  упала в воду
5
25.10.2006
Дмитрий Донской" ТК-208
После старта "Булава" отклонилась от заданной траектории и упала в море
6
24.12.2006
Дмитрий Донской" ТК-208
 Отклонилась от заданной траектории и упала в море

7
28.07.2007
«Дмитрий Донской" ТК-208
Две  ГЧ из трех прибыли на полигон (несколько тысяч км2)
8
19.09.2008
«Дмитрий Донской" ТК-208
Полет ракеты прошел в штатном режиме
9
18. 12.2008
«Дмитрий Донской" ТК-208
 Полет ракеты прошел в штатном режиме
10
28.12.2008
«Дмитрий Донской" ТК-208
После пуска ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе
11
15.07.2009
«Дмитрий Донской" ТК-208
Нештатное срабатывание первой ступени, ракета самоликвидировалась
12
29.10.2009
«Дмитрий Донской" ТК-208
Ракета не вышла из шахты
 13
9.12.2009
«Дмитрий Донской" ТК-208
Взрыв третьей ступени
14
7.10.2010г
«Дмитрий Донской»
ТК-208
Успешный пуск. Отклонение от точек прицеливания не сообщалось
15
29.10.2010
«Дмитрий Донской»
ТК-208
Успешный пуск. Отклонение от точек прицеливания не сообщалось

        
 Примечание: КВО - круговое вероятное отклонение точки падения от расчётной точки прицеливания

2009-2010 гг. в истории «Булавы» стали годами утраты иллюзий и принятия оргвыводов.
В большинстве публикаций по теме «Булава» сообщалось следующее:

«Причина неудачного испытательного пуска морской баллистической ракеты «Булава» 23.12.08 лежит на стыке производства и конструкторской мысли. Не всегда конструкторские идеи может сразу освоить производство» (А. Ноговицын, РИА «Новости», 5.01.2009 г.). 

В статье «Почему не летит  «Булава» (НВО, 16.01.2009)  О. Сергеев   утверждает, что главной причиной грандиозного провала явилось нежелание разработчика привлечь к созданию новой системы оружия технологические заделы и богатый отечественный и зарубежный опыт морского ракетостроения.  В. Дворкин в статье «Как ракетчик ракетчику» (НВО, 20.02.09)  считает, что «в панику впадать не стоит. Беспокойство вызывает не качество проектирования, а качество изготовления. Основными причинами аварий стали не конструктивные, а производственные дефекты… На многих предприятиях, работающих по кооперации с производителями ракетного комплекса, утрачен жесткий контроль выпускаемой продукции. Без серьёзного усиления контроля производства прогнозировать результаты последующих летных испытаний довольно сложно. Данная проблема касается не только «Булавы»… Создатели «Булавы» либо не  были знакомы с исследованиями по проблеме создания ракетных комплексов БР для подводных лодок, базировавшихся на системном анализе, теории планирования эксперимента, теории надежности, гидродинамики, либо просто их проигнорировали».
Но именно В. Дворкин в 1998 г. был в числе тех, кто принимал решение о передаче проекта  твердотопливной  БРПЛ  Московскому институту теплотехники.

Сообщения с сайта  «Новости космонавтики»

Перечень событий  по проекту  «Булава» до мая 2009 г. см. в ж. «Атомная стратегия», с.18, №4 (41) 2009 г. Хронология со второй половины 2009 г.:

15.07.2009 г. - Пуск ракеты "Булава" из акватории Белого моря. Из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась.

17.07.2009 г. - Российские компетентные органы подключатся к выяснению причин последнего неудачного пуска морской баллистической ракеты «Булава» 15 июля, проверив версию о возможной диверсии на заводе-изготовителе или при сборке ракеты (сообщил источник в российских спецслужбах).

23.07.2009 г. - по каналам СМИ прошло сообщение, что снят с работы генеральный конструктор  «Булавы» Ю. Соломонов. А 26 июля Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что считает оправданным уход с должности главного разработчика «Булавы», генерального директора и генерального конструктора Московского института теплотехники академика Юрия Соломонова. В то же время Высоцкий выразил уверенность в том, что ракета «Булава» будет принята на вооружение ВМФ России. Со ссылкой на РИА «Новости».

13.11.2009 г. -  Д. Медведев:   «В российскую армию в 2010 г. должно быть поставлено более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 комплексов "Искандер", 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, 3 атомных подводных лодки (АПЛ), 1 боевой корабль типа "Корвет" и 11 космических аппаратов, 300 единиц современной бронетехники».

9.11.2009 г.  - В небе Норвегии появился странный светящийся портал, военные винят "русскую ракету". Возможно, это даже "Булава".

24.11.2009 г. -  Очередные испытания "Булавы" намечены на декабрь.

10.12.2009 г. -  Судя по всему, очередное испытание "Булавы" было неудачным.   По словам источника в российском оборонно-промышленном комплексе (сообщает "Коммерсант"), предположительно "не сработала третья ступень ракеты". Первые сообщения о возможном испытательном пуске ракеты в России поступили еще в среду утром из Норвегии, где жители города Тромсе наблюдали высоко в небе странную светящуюся спираль. Неопознанный объект связали с аварийной ракетой.

10.12.2009 г. - В управлении пресс-службы и информации Минобороны подтвердили, что при очередном испытательном пуске межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» морского базирования произошел технический сбой в работе двигателя третьей ступени (ИТАР-ТАСС):  «9 декабря с борта атомного подводного ракетного крейсера «Дмитрий Донской» в рамках летно-конструкторских испытаний из акватории Белого моря был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из подводного положения. После возвращения корабля на базу были изучены данные телеметрического контроля в ходе пуска. Установлено, что первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем третьем этапе траектории полета произошел технический сбой.  По данным контроля зафиксирована неустойчивая работа двигателя третьей ступени ракеты. Причины технического сбоя устанавливаются государственной комиссией по летно-конструкторским испытаниям ракетного комплекса. При предыдущих испытаниях ракеты «Булава» технический сбой происходил при работе первой ступени ракеты.

11.12 2009 г.  "БУЛАВЫ" уже стоят на подводных лодках КИТАЯ!           

"БРПЛ JL-2 (по классификации NATO – CSS-NX-4)– трехступенчатая твердотопливная ракета длиной 13 м, диаметром 2,25 м. Стартовая масса ракеты 42 т. DF-31 оснащена инерциальной системой наведения с астронавигацией и современным набором средств преодоления ПРО. Круговое вероятное отклонение (КВО) не более 300 м. БРПЛ может быть оснащена как моноблочной ядерной боеголовкой мощностью до 1 Мт, так и тремя боеголовками индивидуального наведения мощностью по 20-150 кт (по некоторым данным – до 6 боеголовок).

По забрасываемой массе (оценочно – 1,2 т) ракета аналогична МБР «Тополь». Радиус пуска ракеты 8000 км. После модернизации БРПЛ JL-2 радиус пуска ракеты увеличился до 12000 км. http://www.rusarm.com/arhiv/n1_2009/kitajskaya_posledovatelnost/

11.01.2010 г. -  Испытания «Булавы» перенесены на лето 2010 г.

12.01.2010 г. -   Причиной неудачного пуска «Булавы» стала конструкторская ошибка.

13.01.2010 г. -   В 2010 г. будет проведено не менее 4-5 пусков «Булавы».

4.02.2010 г. -   Испытательные пуски новой морской баллистической ракеты «Булава» будут произведены с двух подводных лодок, носителей этого оружия: экспериментальной АПЛ «Дмитрий Донской» и штатной «Юрий Долгорукий» (РИА "Новости"). 

4.03.2010 г. - Конструктор "Булавы" опубликовал мемуары.

8.04.2010 г. -  "Булава" включена в новый Договор об СНВ ("Российская Газета").

21.05.2010 г. -   Минобороны перенесло испытания "Булавы" на осень 2010 г.

25.05.2010 г. -   Выводы комиссии по расследованию неудачного пуска ракеты «Булава» готовы и направлены в правительство России… Министр обороны А. Сердюков высказал уверенность в том, что проблемы с «Булавой» не повлияют на закладку четвертой по счету атомной подлодки проекта 955. По-прежнему планируется, что программа «Булава» будет «доведена до необходимого результата» и эта ракета составит основу перспективной группировки Стратегических ядерных сил России до 2040 – 2045 гг. (ИТАР-ТАСС).

14.06.2010 г. -  Минобороны проведет пуск "Булавы" в третьем квартале с АПЛ  "Дмитрий Донской".

3.09.2010 г. -  Испытания «Булавы» начнутся на следующей неделе.

8.09.2010 г. -  Очередной испытательный пуск «Булавы» может  состояться в сентябре.

22.09.2010 г. -   Очередной пуск «Булавы» может быть перенесен на октябрь.

22.09.2010 г. - Д.Литовкин «"Булаву" мы поднимем» («Известия»): «Министр обороны Анатолий Сердюков уверен, что все проблемы с испытаниями ракеты связаны исключительно с технологией ее производства: некачественными материалами, сбоями в процессе производства, ненадлежащим контролем качества. Министр заявил, что сейчас производится параллельная сборка трех "абсолютно одинаковых" ракет. Их испытание поможет обнаружить и устранить ошибку… При сборке этих ракет мы пытались добиться их полной идентичности, чтобы они были как близнецы-братья, Мы не спешим с испытаниями. Главное, чтобы на каждом цикле сборки были жесткие гарантии того, что мы сделали ракеты абсолютно одинаковыми и соблюли все технологии».

Конечно, министр может и не знать, что на этапе  ЛКИ  около ракеты на заводе и на лодке больше конструкторов и военпредов, чем рабочих и испытателей. Кроме того,   причиной неудачного пуска «Булавы» (как сообщалось  12.01.2010 г.) стала конструкторская, а не технологическая ошибка. По мнению автора, причиной всех бед с «Булавой» стала недостаточная компетентность конструкторов и военпредов.
 
27.09.2010 г.- А. Хазбиев «Булава» идет ко дну» («Эксперт»): на уровне Главных конструкторов произошло разделение  тематик работ по ракетам наземного и морского базирования.  
             
4.10.2010 г. - 53-я годовщина начала космической эры. Испытательные пуски межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» возобновятся в ближайшие дни ("Интерфакс").

6.10.2010 г. - Подводная лодка «Дмитрий Донской» вышла в море для пуска «Булавы».

7.10.2010 г. - Тринадцатый по счету испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава", осуществленный 7 октября 2010 г. с борта атомной подводной лодки "Дмитрий Донской", оказался успешным. Запуск ракеты был произведен из подводного положения в Белом море по полигону Кура на Камчатке. Все боевые блоки ракеты поразили условные цели на полигоне.

29.10.2010 г. Минобороны заявило об успешном испытательном пуске межконтинентальной баллистической ракеты "Булава". 14-й пуск был произведен с подлодки "Дмитрий Донской" 29 октября в 5:30 мск из акватории Белого моря по цели на камчатском полигоне Кура. Боевые блоки "Булавы" поразили цель в установленный срок.

Заключение

 «Если долго мучиться, что-нибудь получится». От души хочется порадоваться за всех, кто работает с проектом «Булава». Особенно, подводников. Мучительный, рутинный процесс отработки технологии - от закладки корпусов ракет, монтажа двигательной арматуры до боевого пуска - будет продолжаться ещё очень долго, ложась своей тяжестью на плечи заводских технологов, сопровождаясь сотнями извещения на изменения  конструкторской документации (КД) и разрешений на отклонения от КД. Будем надеяться, что черная полоса в истории проекта сменится светлой как на флотской тельняшке. 
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Ядерный щит
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Ядерный щит:
Мне часто снится Новая Земля

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Хроника мучений «Булавы» (Всего: 0)
от Гость на 29/10/2010
Re: Пуск №13 «прошел успешно»… (Всего: 0)
от Гость на 16/10/2010"А тут «сырая» ракета, не до конца готовый и не испытанный «Юрий Долгорукий», не освоивший толком лодку экипаж — и сразу ракетные пуски. Очень смело, мягко говоря."

Это нормально.
Это цивилизационнй выбор- либо мы забудем о понятии "время" и двинемся по пути бесконечных опасений, либо научимся преодолевать барьеры,а  не подкладывать объяснения, почему сейчас нельзя сделать.
И прекрасно, что кто-то взял на себя ответственность и собирается сделать.
Главное- чтобы не мешали доделать.


[ Ответить на это ]


Re: Хроника мучений «Булавы» (Всего: 0)
от Гость на 29/10/2010
Вопрос к автору- Факты подсвеченные Вами хорошо известны. 1) Что делать -то нужно!? 2) Для кого!? 3)Как ( в смысле на какой социальной и технологичекой базе!?) 4) Есть ли адреса и фамилии инициаторов!? 


[ Ответить на это ]


Re: Хроника мучений «Булавы» (Всего: 0)
от Гость на 30/10/2010
Ну, как средство устрашения второстепенных противников эта штука сойдет. Но не США устрашать ею. В США живут дети и жены чиновников, олигархов, элиты, правительства, там их счета в банках и недвижимость. И не только в США, так же Англия, Франция - и эти люди не дадут элементарно просто  поиграть военным в ракетки и начать войнушку - потому что все их имущество и родня за рубежом.
Отсталое мышление и только. 


[ Ответить на это ]


Re: Хроника мучений «Булавы» (Всего: 0)
от Гость на 01/11/2010
очередное отвлекалово для масс, которые тот самый "навоз" на тлене которого прорастут и разовьются новые нации. "Хозяева" во всю готовятся к большому аукциону 2012 года. Прям на саммите АТЭС начнут распродажу территорий. И не вы, не ваша булава уже не нужна, эти типы с двойным, тройным гражданством, даже в случае агрессии не позволят воспользоваться ядерным щитом, ведь там виллы, детки, внуки незнающие русского языка, счета в банках, а еще щедрые хозяева, гарантирующие жизнь и благополучие. Вы посмотрите на лицо типичного чиновника, он ни какого отношения не имеет к российскому государству.


[ Ответить на это ]


Re: Хроника мучений «Булавы» (Всего: 0)
от Гость на 07/11/2010
Мышление военных отстало лет на 50-60 от современности.
Ноне вовсю работает оружие, измняющее сознание. И направлено оно в первую очередь на правительство и чиновников России, и вышеприведенные замечания о том, что чиновники конкретно ориентированы на США - абсолютно верны. Сознание чиновников никак не связывает их жизнь и жизнь их родственников с Россией. Россия для них рабская страна для извлечения дивидентов.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru