С начала производственной деятельности на «Звездочке» прошли ремонт, модернизацию и переоборудование более 100 подводных лодок (из них более 80 - с ЯЭУ). Обеспечить надлежащее качество и надежность ремонтируемой военной техники, оборудования и систем ядерных энергетических установок позволяют современные технологии, освоенные на предприятии. Головные предприятия Центра являются также исполнителями программы комплексной утилизации атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ на Северо-западе России.
Образование радиоактивных отходов (РАО) - неотъемлемая часть жизненного цикла АПЛ, включая этапы строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации. В соответствие с федеральной программой «Ядерно-радиационная безопасность России на 2008 г. и на период до 20015 г.» на предприятиях Центра судоремонта реализуются мероприятия по обеспечению необходимого уровня ЯБР.
По инструкции «Организация ремонта атомных подводных лодок» (Р-ПЛА-79, п.6.14): «…транспортирование, захоронение загрязненной материальной части ПЛА, твердых и жидких радиоактивных отходов производства выполняются силами и средствами заказчика (ВМФ), по согласованию с предприятием». Но с 1991 г. Военно-морской флот не вывозил твердые РАО с территории предприятий судоремонта.
В начале 1960-х гг., когда предприятия готовились к приему первых атомных лодок, объекты обращения с радиоактивными отходами строились на самих предприятиях. К настоящему времени большинство этих объектов морально и физически устарели и не соответствуют современным требованиям и нормам радиационной безопасности. Для приведения их в соответствие с нормативными требованиями (НРБ- 99, ОСПОРБ-99, СПОРО-2002) требуется их реконструкция.
За первые три года (2008 ÷ 2010 гг.) бюджетного финансирования по ФЦП в размере 488,6 млн руб. «Звездочкой» была разработана проектная документация, приобретено технологическое оборудование, выполнены строительно-монтажные работы.
Финансирование программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в том числе, средства организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии. Но Архангельская область, будучи дотационным регионом, не может финансировать мероприятия по обеспечению ядерно-радиационной безопасности предприятий по федеральной целевой программы из средств областного бюджета.
В рамках международной технической помощи Центр судоремонта привлекает иностранных инвесторов. Так, с помощью французской фирмы «Аrеvа» проводится реконструкция участка сжигания низко-активных твердых РАО. При финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития реализуется проект «Совершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Архангельской области». Проект по реконструкции системы физической защиты на «Звездочке» и «Нерпе» реализуется с частичным привлечением финансовых средств Италии. Но по целому ряду проектов привлечь зарубежных доноров не удалось.
В рамках программы для реализации мероприятий по ЯРБ предусматривается использование значительных объемов собственных средств. В результате, вместо развития производства, улучшения условий труда персонала, развития социальной инфраструктуры, предприятия вынуждены расходовать средства на решение государственных проблем, накопленных десятилетиями. А в условиях кризиса выделение предприятиями собственных средств в запланированных ФЦП объемах вообще не возможно.
Эта проблема могла бы быть решена в случае реализации Постановления Правительства РФ № 576 от 21.09.2005 г. «Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов…». Но поскольку Постановление не было согласовано с Министерством обороны и Федеральной службой по тарифам, они отказываются согласовывать цену основной продукции предприятий с учетом средств на формирование резервов. А действующий «Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставлямой по Гособоронзаказу» (утвержденный приказом Минпромэнерго № 200 от 23.08.2006 г.) не увязан Постановлением № 576.
В сентябре 2008 г. III Международный ядерный форум по ЯРБ в своих решениях рекомендовал:
- Госкорпорации «Росатом» ускорить представление в Правительство РФ проекта Постановления о внесении изменений в Постановление № 576 «О порядке формирования резервов, предназначенных для обеспечения ядерной и радиационной безопасности…».
- Минпромторгу РФ с участием Госкорпорации «Росатом» и Минобороны России подготовить изменения в «Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по Гособоронзаказу» № 200 от 23.08.2006, для приведения его в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2005 № 576.
Но эти рекомендации так и не были выполнены. До сих пор не принят Федеральный Закон «Об обращении с радиоактивными отходами», редакция которого нуждается в определенной доработке.
Предварительная проработка проекта федерального закона об обращении с РАО показала, что он не решает накопившиеся проблемы «наследия» на ядерно- и радиационно-опасных объектах Судпрома в части накопленных твердых РАО. В проекте Закона ничего не говорится о твердых радиоактивных отходах ВМФ, находящихся во временных хранилищах предприятий судостроительной промышленности, о механизме компенсации затрат предприятий за их хранение на своей территории в течение десятилетий. Решая проблемы «Росатома», закон оставляет без внимания проблемы Военно-морского флота и судостроительной промышленности.
Постановлением Правительства РФ № 1193 от 31.12.2009 г. утверждены «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на проведение мероприятий по сбору, переработке, утилизации и хранению радиоактивных отходов». Однако, эти «Правила…» не распространяются на радиоактивные отходы, поступающие от Военно-морского флота. Госкорпорация «Росатом» письмом от 04.05.10 г. № 2.7-167 сообщила, что финансирование расходов по переработке и хранению накопленных РАО не может быть осуществлено за счет указанных субсидий.
Разработанная НИКИЭТ им А.А. Доллежаля «Концепция обращения с РАО атомных кораблей и судов в Северо-Западном регионе России» уже более года находится на согласовании в «Росатоме». Без этого документа определить объемы работ по проектам ФЦП в части накопленных РАО, невозможно.
Хотелось бы, чтобы рекомендации, включенные в решение V Международного Ядерного Форума 2010 г., были услышаны и реализованы соответствующими инстанциями для того, чтобы окончательно решить вопрос ликвидации ядерного наследия на предприятиях судпрома.
Рекомендации:
Правительству Российской Федерации:
- Обеспечить внесение необходимых изменений в Порядок, утвержденный Приказом Минпромэнерго от 23.08.2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции…» для приведения его в соответствие с Постановлением Правительства от 21.09.05 г. № 576.
- Распространить «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на проведение мероприятий по сбору, переработке, утилизации и хранению радиоактивных отходов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1193 , на РАО, поступающие от Военно-морского флота и образующиеся в процессе ремонта АПЛ и НК с ЯЭУ на предприятиях судостроительной промышленности.
Государственной корпорации «Росатом»:
- Включить в состав рабочей группы по доработке Федерального Закона по обращению с РАО представителей Департамента судостроительной промышленности Минпромторга.
- Пересмотреть соотношение финансирования мероприятий по ФЦП «Обеспечение ЯРБ…», в части увеличения доли, выделяемой из средств федерального бюджета до 80%, начиная с 2011 г.
- Ускорить утверждение руководящего документа «Концепция обращения с РАО атомных кораблей и судов в Северо-Западном регионе России».