proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[30/04/2010]     Спасение подводников: медико-физиологические вопросы

Г.П.Мотасов, нач. отдела 40 ГосНИИ МО РФ, полковник медицинской службы, кмн, с.н.с.

Проблема спасения подводников и сама идея выхода экипажа из затонувшей подводной лодки (ПЛ) возникла одновременно с началом эксплуатации ПЛ.Первый случай выхода подводников из затонувшей ПЛ в России имел место в 1904 г. На глубине около 7 м у стенки Балтийского завода в Санкт-Петербурге из-за попадания воды через незакрытый рубочный люк затонула ПЛ "Дельфин". Из неё успели вынырнуть 12 человек, остальные 25 подводников погибли.


Первоначально подводный флот не имел специальных средств спасения экипажей ПЛ. Развитие средств и способов спасения подводников было вызвано многочисленными авариями, при которых подводные лодки тонули вместе с личным составом. Преобладали ситуации, в которых на момент затопления на ПЛ оставались живые члены экипажа, причем во многих случаях в отсеках в течение некоторого времени сохранялись условия для их существования.

Выход из затонувшей ПЛ естественным путем - "выныриванием" давал шанс на спасение, но был сопряжен с опасностью возникновения баротравмы легких и утоплением, причем риск возрастал с увеличением глубины потопления подводной лодки. Создание средств спасения подводников стало неотложной задачей. В связи со специфическим назначением ПЛ, изначально предполагалось, что затонувшую лодку подводникам следует покидать самостоятельно, не рассчитывая на помощь извне.

Служба спасения на море


В 1921 г. был издан Декрет о создании службы спасения на море. 17 декабря 1923 г. учреждается Организация экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Работы по созданию спасательного снаряжения подводников в СССР были начаты после утверждения в 1926 г. первой Государственной программы по военному кораблестроению, рассчитанной на шесть лет. Несмотря на крупные отечественные достижения в сфере судоподъемных работ, предполагалось, что в мирное время спасание личного состава посредством подъема затонувшей ПЛ с глубин более 50 метров будет малоэффективно, а в условиях ведения боевых действий такой способ спасения нереален даже при меньших глубинах затопления. Поэтому первостепенное значение придавалось самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ. Разработки спасательного снаряжения изначально были ориентированы на обеспечение выхода подводников с больших (по тем временам) рабочих глубин.

11 марта 1931 г. на базе Технического управления Наркомата ВМФ СССР создается Постоянная комиссия по аварийно-спасательному делу во главе с академиком Л. А. Орбели для решения вопросов освоения больших глубин и спасения подводников из затонувших ПЛ. К решению проблемы выхода подводников из затонувшей ПЛ приступила группа врачей-физиологов.
 
Спасательные аппараты и снаряжение

В 1931-1932  гг. был разработан  индивидуальный спасательный аппарат (ИСА) «Э-1» («ЭПРОН-1», кислородный) для самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ. К 1935 г. появилась серия аппаратов типа «Э». Для дыхания использовался кислород, применялся химический поглотитель известковый ХП-И.

Основная опасность состояла в том, что при затоплении отсеков и выравнивании давления с забортным, подводники продолжительное время находились под повышенным давлением воздуха. Возникают две группы физиологических проблем: первая связана с непосредственным воздействием высоких парциальных давлений азота, кислорода, углекислого газа и других факторов обитаемости, вторая - с необходимостью ступенчатой декомпрессии вследствие высоких уровней насыщения тканей организма человека азотом.

В этой связи в качестве основного способа самостоятельного спасения рассматривался выход по буйрепу. Первоначальная идея использования буйрепа как вспомогательного средства -  "направляющей", придерживаясь которой подводник по кратчайшему пути преодолевал расстояние до поверхности, трансформировалась в идеологию  подъема к поверхности с соблюдением ступенчатого режима декомпрессии. Специальная маркировка позволяла в процессе подъема  контролировать глубину и делать выдержки на остановках.

В 1934 г. для водолазных работ и спасения подводников был разработан и принят на снабжение гидрокомбинезон, полностью изолирующий тело человека от воды, что повысило безопасность самостоятельно выхода из затонувшей ПЛ.

Сотрудниками кафедры физиологии Военно-медицинской академии были разработаны режимы выхода из аварийной подводной лодки и «Наставление по технике и режиму выхода людей из погруженной подводной лодки и обратного входа в неё».

В 1935-1936 гг. в районе Балаклавы под руководством Л. А. Орбели были проверены ускоренные режимы декомпрессии после спусков на глубины 50 и 60 метров с выдержкой 30 минут, которые предназначались для выхода подводников из аварийной ПЛ. Для дыхания использовался кислородный аппарат типа «Э». 

В 1936 г. появились новые, более совершенные конструкции дыхательных аппаратов для водолазов и подводников.

Первый практический выход личного состава из погруженной ПЛ был осуществлен с глубины 10 метров 6 июля 1936 г. во время учений на Тихоокеанском флоте.

В 1938 г. впервые был произведен выход из ПЛ по буйрепу через торпедный аппарат с глубины 40 метров и через рубку с глубины 70 метров.

В 1939 г. на снабжение принимается гидрокомбинезон ТУ-1, имеющий шлем с очками.

В этом же году разработан один из лучших образцов автономных дыхательных аппаратов – изолирующий спасательный аппарат морской (ИСА-М), на базе которого в 1943 г. была выпущена усовершенствованная модель ИСА-М-43.

С 1940 г. введено в действие  «Временное наставление по выходу людей из затонувшей подводной лодки».

В целях повышения эффективности работ по оказанию помощи экипажу затонувшей подводной лодки, во второй половине 1930-х гг. рассматривался вопрос о создании специальной спасательной ПЛ с рабочей глубиной 90 метров, дальностью плавания 2000 миль, автономностью 14 суток. Предполагалось переоборудование одной из ПЛ типа "Барс", но этот проект не был реализован. Идея создания спасательных ПЛ  воплотилась в жизнь только несколько десятилетий спустя.

22 июня 1941 г. приказом НК ВМФ и НК МФ СССР № 0525/22с все органы и средства ЭПРОН были включены в состав Военно-Морского Флота.

Основным документом по аварийно-спасательному обеспечению подводного флота до Великой Отечественной войны была Инструкция по оказанию помощи потерпевшей аварию подводной лодке, основным звеном являлись дежурные силы аварийно-спасательных служб флотов. Война показала, что оказание помощи аварийным ПЛ в условиях ведения боевых действий практически невозможно, поскольку ПЛ выполняют свои задачи скрытно, действуют на коммуникациях противника, вдали от своих баз. Оказание помощи подводным лодкам силами аварийно-спасательных служб в годы войны носило единичный характер и, как правило, только вблизи пунктов базирования. Случаи самостоятельного спасения подводников в военных условиях также  были немногочисленны.

Циркуляром начальника ГШ ВМФ от 01.12.1944 г. № 01388 «Об организационно-штатных изменениях Аварийно-спасательной службы ВМФ» среди  других мероприятий предписывалось сформировать научно-исследовательский институт Аварийно-спасательной службы, а следующим циркуляром от 03.01.1945 г. № 038 были объявлены штаты института. Дата 3 января 1945 г. считается днем образования 40 НИИ аварийно-спасательного дела и глубоководных работ. В последующие годы его название неоднократно менялось, но институт всегда оставался головной научно-исследовательской организацией в области спасательного, судоподъемного и водолазного дела.

Послевоенное развитие военного кораблестроения инициировало разработки в области аварийно-спасательного дела. С принятием на вооружение ПЛ с рабочей глубиной более 100 метров возникла задача создания нового спасательного снаряжения, обусловленная тем, что на таких глубинах кислород оказывал выраженное токсическое действие, а разбавление его отсечным воздухом вызывало "наркотический" эффект вследствие высоких парциальных давлений азота.

Совершенствование средств и способов спасения экипажей ПЛ в послевоенный период

В 1948 г. на снабжение ВМФ был принят аппарат ИСА-М-48, позволявший находиться под водой до 2-х часов. В 1951 г. в  НИИ аварийно-спасательного дела для выхода из аварийной ПЛ был разработан изолирующий дыхательный аппарат ИДА-51 с гидрокомбинезоном ГК-2, имеющим объемный шлем. В отличие от ИСА-М-48, в аппарате было два баллона (кислородный и с 7%-ной кислородно-гелиевой смесью (КГС)). Вместо химического поглотителя ХП-И использовалось регенеративное вещество О-3. Наличие баллона с КГС позволяло подводникам осуществлять выход с глубин до 200 метров.

В модернизированном аппарате ИДА-51М использовались баллон с 25%-ной  кислородно-азотно-гелиевой смесью (60% азота и 15% гелия), а также дополнительный гелиевый баллон (дополнительные гелиевые баллоны хранились на спасательный судах и подлежали передаче на аварийную ПЛ).

Комплект снаряжения,  состоявший из аппарата ИДА-51 и гидрокомбинезона ГК-2, получил название изолирующего снаряжения подводника (ИСП).

Многолетние отработки выхода подводников по буйрепу выявили его существенные недостатки: декомпрессия была достаточно продолжительной, и человек вынужденно находился в холодной воде, что приводило к его переохлаждению. Кроме того, имелась высокая вероятность сноса буйрепа течением, а также пропусков остановок на мусингах, что создавало предпосылки для возникновения декомпрессионной болезни. Способ был достаточно сложен в связи с тем, что подводник должен был помнить режим декомпрессии и самостоятельно соблюдать время выдержек на мусингах, а также уметь управлять дыханием в ИДА. В период Великой Отечественной войны при выходе с затопленных ПЛ подводники нередко пренебрегали правилами подъема по буйрепу и всплывали естественным путем – с дыхательными аппаратами и без них.

Отечественные исследования по самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ с середины 1950-х гг. сфокусировались на разработке технологии всплытия - как более простой операции по сравнению с процедурой подъема по буйрепу. Под "свободным всплытием" ("СВ") в отечественной практике подразумевается самостоятельный выход подводников из затонувшей ПЛ в изолирующем (спасательном) снаряжении, в то время как за рубежом  термин «свободное  всплытие»  означал всплытие естественным путем, за счет объема воздуха в легких.

Эти особенности необходимо учитывать для корректного сопоставления зарубежных и отечественных технологий самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ. Вероятно, отечественный термин "свободное всплытие" изначально должен был отражать различия двух технологий самостоятельного выхода: всплытие без режима декомпрессии и без "привязки" к ПЛ и подъем по буйрепу с соблюдением надлежащего режима декомпрессии.

В 1952 г. была образована кафедра спецфизиологии ВММА, впоследствии переименованная в кафедру физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дела. Кроме лекционного курса, семинаров и лабораторных занятий на кафедре предусматривалось изучение основных типов водолазного снаряжения, спасательного снаряжения подводников и аварийно-спасательных устройств ПЛ. Отрабатывались задачи по курсу подготовки подводников, проводились водолазные спуски в различных типах снаряжения  в бассейнах, гидрокамерах и на открытых акваториях.

Создание средств спасения и спасательных  средств велось, в основном, по линии НИИ аварийно-спасательного дела. Соответствующие исследования проводились медицинскими подразделениями НИИ. По существу, эта деятельность соответствовала работам, проводившимся  специалистами Военно-медицинской академии в 1930-е гг.

В 1952 г. были разработаны режимы и методика выхода подводников из аварийной подводной лодки в снаряжении ИДА-51 с глубин до 200 метров. В 1953 г. на Северном флоте прошло  учение по выходу подводников из погруженной ПЛ с глубины 100 метров и с глубины 200 метров посредством  водолазного колокола.

В 1959 г. создается изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59, а в 1960 г. – спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП). В том же году  на снабжение принято изолирующее спасательное снаряжение подводника ИСП-60, в состав которого входили  СГП и дыхательный аппарат ИДА-59, позволявший подводникам осуществлять самостоятельное спасение методом свободного всплытия и способом подъема по буйрепу с глубины 100 метров. В комплект входило 2 баллона (кислородный и с 25% кислородно-азотно-гелиевой смесью), использовалось регенеративное вещество О-3. Позднее был разработан  модифицированный вариант дыхательного аппарата – ИДА-59М, отличавшийся от базового образца конструктивным исполнением.

Спасение подводников с глубин более 100 м, а также из отсеков с избыточным давлением более 6 кгс/см2 (60 м вод. ст.) подразумевало участие сил поисково-спасательного обеспечения. Водолазы-спасатели через штатные шлюзовые устройства должны были передавать на затонувшую ПЛ газовые баллоны для аппаратов ИДА-59М. Выход мог быть обеспечен с помощью спасательного колокола, но в дальнейшем были созданы спасательные ПЛ, велись разработки спасательных подводных аппаратов.

Как и за рубежом, в СССР разрабатывались и так называемые "жесткие" спасательные устройства (спасательные контейнеры, всплывающие спасательные устройства, всплывающие спасательные камеры) для самостоятельного спасения всего экипажа.

Усовершенствование способов спасения подводников с использованием снаряжения ИСП-60 в 1970-е гг. предусматривало использование дыхательных газовых смесей нового состава и преследовало две задачи: увеличение глубины выхода и спасение из условий повышенного давления с переводом в спасательную ПЛ.

Опыт разработки новой технологии –  метода выполнения водолазных работ из условий полного насыщения организма индифферентным газом (метод ДП – длительного пребывания под повышенным давлением) позволил оценить возможность его применения и для спасания подводников.   В итоге, был разработан эффективный способ спасения с глубин до 200 метров из условий продолжительного пребывания под давлением до 0.7 МПа.

Этот способ с применением метода ДП и использованием снаряжения  ИСП-60 включал следующие операции:
1.     погружение спасательной ПЛ до глубины нахождения аварийной ПЛ и быструю компрессию водолазов до указанной глубины;
2.     передача водолазами на аварийную ПЛ газовых баллонов для ИСП-60, заполненных дыхательной смесью нового состава;
3.     компрессия подводников в шлюзовых и спасательных устройствах аварийной ПЛ с последующим выходом в воду в ИСП-60 в комплектации с полученными газовыми баллонами;
4.     переход подводников с помощью водолазов в приемно-выходной отсек комплекса ДП спасательной подводной лодки под повышенным давлением;
5.     декомпрессия водолазов и подводников из условий ДП по режиму ДП для данного давления.

Вариантом этого способа являлся также перевод подводников в спасательный (или водолазный) подводный аппарат.

В этот же период продолжались исследования по самостоятельному выходу свободным всплытием для увеличения глубины спасения. В результате, глубина выхода через спасательный люк возросла до 240 метров, что обеспечивалось новым снаряжением и системой шлюзования. Главной особенностью этого снаряжения была реализация идеи уменьшения скорости подъема при приближении к поверхности.

В 1980 г. на снабжение было принято новое спасательное снаряжение  (ССП).   В его состав вошли: дыхательный аппарат ИДА-59М, гидрокомбинезон СГП-К с емкостью всплытия, парашютная система ПП-2 и водолазное белье. Снаряжение в указанной комплектации (комплектность № 1) поставлялось на подводные лодки, имевшие спасательные люки, оборудованные специальным блоком подачи сжатого воздуха. На ПЛ с традиционной конструкцией спа­сательного люка снаряжение поставлялось без парашютной системы и емкости всплытия (комплектность № 2). Парашют, раскрывающийся ав­томатически на заданной глубине, предназначался для замедления всплытия на заключительных участках подъема, если выход осуществлялся с глубин более 100 метров.  С глубин до 100 м выход мог быть осуществлен не только через спасательный люк, но и через другие устройства: рубку, торпедный аппарат, входной люк, как  в ИСП-60.

Новое снаряжение обеспечивало:
- глубину самостоятельного спасения выходом по буйрепу - до 100 метров;
- глубину самостоятельного спасения свободным всплытием:
в полной комплектации - до 240 метров,
без парашютной системы и емкости всплытия - до 140 метров;
максимальную глубину спасения при участии спасательных сил - 120 метров.

При  необходимости, аппарат ИДА-59М можно было использовать при ведении борьбы за живучесть в отсеках ПЛ под избыточным давлением до 10 кгс/см2 (100 м вод. ст.).

Период  реформирования Вооруженных Сил РФ

В 1993 г. на основании постановления Правительства РФ «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб» приказом Министра обороны РФ от 19.04.1993 г. № 215 Поисково-спасательная служба ВМФ была преобразована в Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота (УПАСР ВМФ), которое было ликвидировано в 2009 г. В настоящее время СПАСР ВМФ входит в состав тыла ВМФ.

40 Государственный НИИ (аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ) МО РФ оставался головной научно-исследовательской организацией по данным направлениям. С 2009 г.  40 ГосНИИ МО РФ входит в состав ВУНЦ ВМФ на правах филиала.

С 2000 г. российские специалисты участвуют в заседаниях рабочих групп НАТО по аварийному покиданию ПЛ/спасанию подводников и крупномасштабных международных учениях по спасению подводников. В 2004 г. были утверждены ускоренные режимы декомпрессии в СГА для спасенных подводников, вышедших из условий повышенного давления. В 2007 г. началась разработка нового спасательного снаряжения подводника ССП-М,  объединяющего лучшие характеристики отечественного и иностранного снаряжения.

Деятельность 40 ГосНИИ МО РФ

С января 1945 г. научно-исследовательским органом ВМФ в области аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ является 40 Государственный НИИ МО РФ. Первые годы его деятельности в основном были связаны с прикладными исследованиями в области судоподъема.

Развитие способов спасения экипажей затонувших ПЛ происходило в двух направлениях: спасение с помощью средств и аппаратов, доставляемых в район аварии,  и самостоятельное спасение с использованием средств и устройств, находящихся непосредственно на ПЛ.

В начале 1950-х гг. был проведен комплекс работ по унификации имевшихся на  ПЛ аварийно-спасательных устройств. Для всех ПЛ были установлены единые стандартные размеры штуцеров для подключения шлангов со спасательного судна, предложены общие правила размещения арматуры и ключей в выгородках надстройки, что существенно упрощало работу водолазов при оказании помощи аварийной ПЛ.

С 1958 г. подводные лодки стали оборудовать штоковыми устройствами большой грузоподъемности для обеспечения подъема ПЛ в случае затопления.С 1962 г. спасательные надувные плоты ПСН-10, предназначенные для надводных кораблей, были приспособлены для использования и на подводных лодках, а в 1970-е гг. специально для ПЛ были созданы спасательные надувные плоты (ПСН-20).

С начала 1960-х гг. сотрудники НИИ участвовали в разработке и испытаниях всплывающих спасательных камер, предназначенных для одновременного спасения всего экипажа ПЛ в случае аварийного затопления. С 1966 г. такими спасательными устройствами стали оборудовать некоторые проекты ПЛ. В 1970-е гг. был создан комплекс средств для оказания помощи аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении в штормовых условиях. Новыми спасательными средствами оснащались спасательные корабли и подводные лодки. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. были разработаны спасательные колоколы (СК-57 – в 1956 г., СК-59 – в 1959 г., СК-527 – в  1961 г., автономный СК-64 – в 1964 г.). Одновременно велась разработка спасательных подводных аппаратов и спасательных ПЛ.

В 1961 г. подводная лодка «С-63» проекта 618 была переоборудована в экспериментальную спасательную ПЛ (проект 666), на которой разместили первый управляемый самоходный спасательный аппарат (СПА). Эта лодка предназначалась для поиска и обследования затонувшей ПЛ, спасения подводников «сухим» способом посредством СПА и спасения «мокрым» способом при содействии водолазов, а также для выполнения водолазных работ на глубинах до 200 метров. После государственных испытаний в 1962 г., началась опытная эксплуатация (1963-1965 гг.) на Краснознаменном Черноморском флоте. Результаты испытаний стали основанием для последующих разработок самоходных СПА и спасательных ПЛ.

Во второй половине 1970-х гг. в состав ВМФ СССР вошли две спасательные ПЛ проекта 940: на Тихоокеанском флоте - в 1976 г., на Северном флоте - в 1979 г.
В 1967 г был разработан технический проект первого автономного СПА, а в 1980-е и последующие годы на снабжение поступили новые образцы СПА. 

Метод ДП  под повышенным давлением стал одним из важнейших отечественных достижений. Он обеспечивал возможность выхода подводников из отсеков с повышенным до 0.7 МПа давлением воздуха на глубинах до 200 метров. Исследования и испытания были проведены  В.В.Семко, Л.Г.Медведевым и Г.И.Ласточкиным. Способ был апробирован в условиях фактической аварии ПЛ в 1981 г.

Последующие  исследования и модернизация спасательного снаряжения позволили увеличить глубину выхода подводников из аварийной ПЛ до 300 метров. Также было показано, что компрессия водолазов до глубины 300 метров может проводиться за 30 минут при дыхании в ИДА и использованием сменной подачи дыхательных газовых смесей.

Дальнейшие физиологические исследования показали возможность увеличения глубины спасания подводников из условий повышенного давления за счет создания в отсеках аварийной ПЛ газовой среды путем подачи гелия со спасательной ПЛ через систему ВВД. Это позволяло исключить процедуру шлюзования подводников и осуществлять их перевод  «сухим» способом. Наличие соответствующих технических средств довало возможность увеличить глубину спасания подводников, по крайней мере, до глубины, достигнутой водолазами –500 метров.

Самостоятельное спасение подводников

 В сфере самостоятельного спасения подводников основными направлениями исследований являлись создание индивидуального спасательного снаряжения  для выхода из затонувшей ПЛ, разработка режимов декомпрессии для различных способов всплытия и совершенствование аварийно-спасательных устройств ПЛ. Важной частью этих исследований являлись работы по определению допустимого времени пребывания подводников в отсеках аварийной ПЛ. При разработке средств и способов спасения особое внимание придавалось медицинскому сопровождению НИОКР.

В рамках этих исследований был разработан и испытан в лабораторных условиях режим декомпрессии для ступенчатого подъема на поверхность по буйрепу с глубин до 120 метров и режим свободного всплытия с глубин до 100 метров, созданы дыхательный аппарат ИДА-59, принято на снабжение спасательное снаряжение ИСП-60.

С 1967 г. проводились исследования по увеличению глубины самостоятельного спасения подводников методом свободного всплытия (принято на снабжение новое спасательное снаряжение для подводников ССП, обеспечивающее выход с глубин до 240 метров, 1980 г.). Исключение из комплекта ССП емкости всплытия в 1991 г. существенно уменьшило потенциальную глубину спасения.

В последующие годы исследования по данному направлению охватывали вопросы выхода из условий повышенного давления в отсеках аварийной ПЛ, уточнения сроков пребывания аварийного экипажа под повышенным давлением, совершенствования лечебных мероприятий  в отношении спасенных подводников.

В принципе, покидание экипажем затонувшей ПЛ в ВМФ СССР не поощрялось. В любой аварийной ситуации первостепенной задачей личного состава являлось ведение борьбы за живучесть во имя спасения ПЛ.

Спасение подводников с использованием снаряжения ИСП-60 было применено в двух авариях ПЛ  на Тихоокеанском флоте в 1981 и 1983 гг.

В 1981 г. было спасено 20 членов экипажа ПЛ "С-178", затонувшей на глубине 32 метра. 14 человек вышли самостоятельно через торпедные аппараты свободным всплытием. Еще 6 человек были переведены на спасательную ПЛ "БС-486" с помощью водолазов.

В 1983 г. из затонувшей ПЛ "К-429" с глубины 41 метр через носовой торпедный аппарат и кормовой спасательный люк самостоятельно вышли 104 человека (2 из них погибли). Операция продолжалась 38 часов. Выход был осуществлен свободным всплытием, но с обеспечением силами спасательного отряда,

Итоги

В табл. 1 представлены сведения об отечественных ПЛ, затонувших в результате аварий, с живы­ми членами экипажа в отсеках за последние 65 лет. Приведено 9 случаев гибели отечественных ПЛ.

В эту выборку не включены:

- ПЛ, не имевшие на борту живых членов экипажа на момент потопления:
"М-256" (1957 г., глубина 70 м), "К-219" (1986 г., глубина около 6000 м);
ПЛ, затонувшие у пирсов: "Б-37" и "С-350" (1962 г.), в том числе, выведенные из боевого состава флота и стоявшие без экипажей: "К-429" (1985 г.) и "Б-33" (1991 г.);

- ПЛ, погибшие вместе со всем экипажем при неизвестных причинах аварий: "С-117" (1952 г.) - 52 человека, "С-80" (1961 г., глубина 200 м) - 68 человек, "К-129" (1968 г., глубина около 5000 м) - 98 человек.

Наиболее вероятными причинами гибели "С-80" являлось поступление воды внутрь прочного корпуса, "К-129" - столкновение с ПЛ ВМС США.

Табл. 1. Отечественные ПЛ, затонувшие после второй Мировой войны

Тактический номер затонувшей ПЛ
Год аварии, глубина затопления
Численность экипажа, чел.
Число живых людей, оставшихся в отсеках ПЛ после затопления, чел. / в процентах от общей численности экипажа
Число людей, спасенных или спасшихся из отсеков затонувшей ПЛ, чел.
Примечание (комментарии приведены в тексте)
1. М-19
1948
26 м
34
15  /  44.1
15
Подъем ПЛ
2. М-200
1956
53 м
34
14  /  41.1
Нет

3. М-351
1957
83 м
37
37  /  100.0
37
Подъем оконечности ПЛ
4.  К-8
1970
4680 м
128
22  /  17.2
Нет

5. С-178
1981
32 м
59
30  /  50.8
20
14 чел. –  СВ
6 чел.  – перевод на спасательную ПЛ
6. К-429
1983
41 м
118
104  /  88.1
102
 СВ
7. К-278 «Комсомолец»
1989
1650 м
69
1  /  1.4
Нет

8. К-141 «Курск»
2000
108 м
118
23 / 20.0
Нет

9*.  К-159
2003
258 м
10
10  /  100.0
1
Самостоятельный выход

* ПЛ  "К-159", выведенная из боевого состава флота, затонула при буксировке к месту утилизации, имея на борту “швартовую команду” из 10 человек.

В случаях, приведенных в таблице 1, в отсеках затонув­ших ПЛ оставалась в живых значительная часть экипажа. Более чем в половине ситуаций ("М-200", "К-8", "К-278", "К-141", "К-159") спасательные работы практически не велись или были безрезультатны. Из числа подводников, остававшихся в живых в отсеках затонувших ПЛ, спаслось (спасено) 175 человек, при этом:

- спасение 52 человек (29.7%) - результат подъ­ема ПЛ ("М-19") или её оконечности ("М-351") вместе с экипажем,

- 116 человек (66.3%) спаслось посредством самостоятельного покидания затонувшей ПЛ в снаряжении ИСП-60 через носовые торпедные аппараты и кормовой спасательный люк с последующим всплытием на поверхность ("С-178" и "К-429"),

- 6 человек (3.4%) спасено посредством перевода с аварийной ПЛ ("С-178") на спасательную ПЛ ("БС-486"),

- 1 человек (0.6%) вышел самостоятельно без снаряжения через рубочный люк ПЛ "К-159" в момент её погружения (ещё 2 человека, также вышедшие через рубочный люк, погибли).

- из пяти человек, воспользовавшихся всплывающей спасательной камерой на ПЛ "К-278" непосредственно перед началом неконтролируемого  погружения ПЛ, четверо погибло. Попытки использования спасательного подводного аппарата для вывода людей из кор­мового отсека ПЛ "К-141" были безуспешны.

Таким образом, две трети подводников из 175 спасенных или спасшихся  спаслось  путем самостоятельного покидания ПЛ со свободным всплытием.

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что отечественная технология – свободное всплытие в индивидуальном спасательном снаряжении дает высокие шансы на спасение экипажа, в особенности при аварии ПЛ в ближ­ней зоне с затоплением на средних глубинах.

На затонувшей ПЛ «С-178» в I и II отсеках находилось 26 человек, в VII кормовом отсеке – 4 человека. Подводники в кормовом отсеке подготовились к выходу через спасательный люк, но не смогли его открыть и погибли, израсходовав дыхательную смесь. Подводники, находившиеся в носовых отсеках, выходили черед торпедный аппарат I отсека. В аналогичной ситуации на  аварийной ПЛ «К-429» из I и II отсеков вышли 81 человек, из VII отсека – 23 человека. Выход свободным всплытием осуществлялся через торпедный аппарат I отсека и спасательный люк в корме.

Данные, представленные в табл. 3, показывают, что  число спасенных подводников, вышедших через торпедные аппараты, более чем в 4 раза превышает число подводников, осуществивших успешный выход через штатные спасательные устройства (спасательные люки).

Современное спасательное снаряжение для подводников, имеющееся  на зарубежных ПЛ, позволяет осуществлять выход из затонувшей ПЛ только через специальное спасательное устройство. В этой связи представляется целесообразным сохранение отечественной технологии свободного всплытия и соответствующего спасательного снаряжения, позволяющих осуществлять самостоятельное покидание  затонувшей ПЛ через любые её аварийно-спасательные устройства, что существенно повышает шансы на спасение.

Табл. 2. Эффективность использования индивидуального спасательного снаряжения


№ п/п

АвПЛ

Год аварии

Глубина затопле-
ния

Числен-
ность экипажа, чел

Число выживших в отсеках АвПЛ, чел / относительно численности  экипажа
/ относительно численности  экипажа

Способ спасения

Число спасенных,
чел / относительно числа выживших/  относительно  численности  экипажа
,чел /  относительно  численности  экипажа

Заболеваемость:
ДБ, чел / относительно числа спасенных;
БТ, чел / относительно  числа спасенных

1.


М-200

1956

53 м

34

14 / 41.2%



Нет

-

2.

С-178




1981

32 м

59

30 / 50.8%

14 чел-СВ,
6 чел-переход из АвПЛ в СпасПЛ под водой

20 / 66.7% / 33.9%

ДБ: 14 / 70.0%
     БТ:   4 / 20.0%

3.


К-429

1983

41 м

120

106 / 88.3%

104 чел -СВ

104 / 98.1% / 86.7%

ДБ: 3 / 2.8%
       БТ:  нет


Суммарно

213

150 / 70.4%
118 чел - СВ
6 чел - переход из АвПЛ в СпасПЛ под водой

124 / 82.7% / 58.2%

ДБ: 17 / 13.7%
     БТ:  4 / 3.2%

Табл. 3. Эффективность спасения подводников


АвПЛ,
год аварии, глубина затопления

Числен-
ность экипажа, чел.

Число выживших в отсеках АвПЛ, чел /   относительно  численности  экипажа

Способ спасения

Число спасенных, чел /
 относительно  числа  выживших в отсеках АвПЛ


Число спасенных, чел / относительно численности экипажа

Число вышедших с ПЛ:
через ТА /
через СпасЛ
(чел)

Число вышедших с ПЛ
через ТА и
через СпасЛ
относительно числа спасенных

С-178
1981
32 м


59

30 / 50,8%

14 чел - СВ,
6 чел -переход из АвПЛ в СпасПЛ под водой


20 / 66.9%

20 / 33.9%

20 / -

ТА: 100%
СпасЛ - нет


К-429
1983
41 м

120

106 / 88.3%

104 чел - СВ

104 / 98.1%

104 / 86.7%

81 / 23

ТА: 77.9%  СпасЛ: 22.1%

Суммарно
Суммарно

179

136 /  76.0%
118 чел - СВ
6 чел - переход из АвПЛ в СпасПЛ под водой

124 / 91.2%

124 / 69.3%

101 / 23

ТА: 81.5%
СпасЛ:  18.5%


АвПЛ - аварийная подводная лодка;  СВ - свободное всплытие;СпасПЛ - спасательная подводная лодка; ДБ - декомпрессионная болезнь; БТ - баротравма легких ТА - торпедный аппарат: СпасЛ - спасательный люк

Примечание:
Все спасенные подводники «С-178» и «К-429» после лечения и реабилитации освидетельствованы ВВК и признаны по состоянию здоровья годными к службе на подводных лодках.

В табл. 1-3 использованы данные из публикаций  Илюхина В.Н., Советова В.И., Никонова С.В., Бардышевой О.Ф.

Успешность спасения значительного числа подводников, самостоятельно вышедших из ПЛ ("С-178" и "К-429") и всплывших на поверхность,  в значительной мере была обусловлена участием сил и средств  поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота.

Выводы

1. Покидание затонувшей ПЛ, подразумевающее самостоя­тельный выход подводников из через её ава­рийно-спасательные устройства затонувшей ПЛ с последующим всплытием на поверхность, реально позволяет спасти жизнь людей, в особенности при авариях в ближней зоне при затоплением на средних глубинах.

2. Спасение подводников путем их самостоятельного вы­хода из затонувшей ПЛ с последующим всплытием лимитируется повышенным давлением в отсеках и продолжительностью пребы­вания в этих условиях.

Другие ограничения обусловлены тем, что обнаружение подводников, самостоятельно вышедших из аварийной ПЛ и всплывших на поверхность, и оказание им над­лежащей медицинской помощи должны осуществляться в кратчайшие сроки. Тем са­мым подразумевается необходимость участия  поиско­во-спасательных сил и средств.

3. В ВМС государств-участников НАТО и стран-партнеров покидание затонувшей ПЛ с последующим всплытием на поверх­ность  является основным спо­собом самостоятельного спасения подводников с затонувшей ПЛ.

4. Дальнейшее развитие технологии самостоя­тельного выхода из затонувшей ПЛ с последующим всплытием на поверхность связано с решением сложных технических задач и ряда организационных вопросов для обеспечения:
- снижения скорости нарастания давления в отсеках за­тонувшей ПЛ за счет повышения прочности и герметичности переборок, или же "снятия" давления аварийными компрессорами;
- создания спасательных гидрокомбинезонов с избыточным внутренним давлением;
- сокращения времени пребывания людей под повышенным давлением в отсеках затонувшей ПЛ, в особенности при угро­зе быстрого нарастания в них давления;
- сокращения времени пребывания всплывших подводников на поверхности.

5. Традиционные пути и методы совершенствования тех­нологии самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ, основанные на использовании естественных физиологичес­ких резервов человеческого организма, представляются ис­черпанными.

6. Альтернативой самостоятельному покиданию затонув­шей ПЛ, в особенности при повышенном давлении в её отсе­ках, является спасание с привлечением спасательных сил и средств (английский термин "rescue"), которые обеспечивают выход подводников из ПЛ и их доставку на спасательное суд­но или вспомогательные суда.

7. Наиболее эффективный способ спасания – с переводом подводников из затонувшей ПЛ на спасательную ПЛ  в ближайшей перспективе вряд ли будет обеспечен технически  из-за многолетнего ограничения финансирования создания специализированных спасательных судов.

Перспективы

Новые разработки по спасанию под­водников не должны полностью вытеснять  ранее разработанные  спо­собы и средства спасения, даже если прежние технологии представляются устаревшими. В частности, отечественная технология самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ (через боевую рубку или торпедные аппараты посредством шлюзования, через торпедные аппараты или входной люк путем затопления отсека), предусматривающая последующий подъем на поверхность по буйрепу с соблюдением ступенчатого режима декомпрессии, разработанная применительно к дизельным ПЛ, обеспечивала выход с глубин до 100 м и давала шансы на спасение. Эта технология  не менялась на протяжении нескольких десятилетий, но она может быть модернизирована в отношении ПЛ современных проектов.

Спасание экипажа ПЛ посредством судоподъемных работ хорошо зарекомендовало себя на определенном историческом этапе, но в современных условиях такой способ менее перспективен. Подъем современной ПЛ большого водоизмещения требует привлечения и создания специальных средств. При этом подготовительные работы не могут быть выполнены оперативно. Вместе с тем, подъем затонувшей ПЛ с помощью понтонов и специального захватного устройства, осуществленный, например, в 1969 г. при подъеме ПЛ "С-80", может получить дальнейшее развитие. Целесообразна разработка и изготовление унифицированного судоподъемного оборудования с захватными устройствами  разных типов для современных ПЛ разных проектов. Оснащенность флотов такими техническими средствами  позволила бы сократить подготовку к подъему ПЛ до нескольких суток. В этом случае спасание подводников посредством подъема ПЛ представляется вполне реальным, исходя из времени возможного их существования в аварийных отсеках, составляющего от трех до шести суток.

С одной стороны, мировой опыт свидетельствует о том, что за истекшее столетие в реальных условиях тяжелых ава­рий успешное спасение подводников достигалось при самосто­ятельном покидании затонувшей ПЛ, а в отдельных ситуациях - при участии сил и средств спасательных служб с использовани­ем спасательного колокола, посредством подъема ПЛ или её оконечности с оставшимися в отсеках членами экипажа.

С другой стороны, совершенствование ПЛ за последние 40 лет потребовало разработки новых технологий спасания с применением спасательных средств, адекватных техническому уровню современных ПЛ. Например, отечественные ПЛ стали оборудовать коллективными средствами для самостоятельного спасения (камеры спасательные всплывающие, рассчитанные на весь экипаж), а спасательные службы стали оснащать глубо­ководными спасательными средствами большой вместимости (подводные аппараты, спасательные ПЛ). Вместе с тем, тех­нологии спасания с применением этих средств пока не полу­чили полноценной реализации: при их использовании в усло­виях фактических аварий положительные результаты единичны.

Физиологические аспекты спасения с использованием указанных сил и средств, в том числе с применением водо­лазного труда, представляются в достаточной мере прорабо­танными. Технические вопросы спасения подводников с использованием  коллективных средств спасения: спасательных всплы­вающих камер, спасательных подводных аппаратов, требуют дальнейшей проработки, направленной на повышение надёжности указанных  средств. Также представляется целесообразным усовершенствование «старых» отечественных технологий – самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ через её аварийно-спасательные устройства  с подъемом на поверхность по буйрепу и подъема затонувшей ПЛ вместе с её экипажем применительно к современным ПЛ.

Кроме того, при модернизации ПЛ и создании новых проектов необхо­димо в максимальной степени учитывать опыт разработки спа­сательных средств для обеспечения оптимальности состава комплекса аварийно-спасательных устройств на ПЛ, рациональности компоновки и конструкции элементов этого комплекса с упрощением проце­дур их использования, чтобы, в конечном итоге, повысить надёжность операции по выходу или покиданию затонувшей ПЛ.

Принципиально важны вопросы подготовки экипажей ПЛ и отработки задач по осуществлению самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ в индивидуальных и коллективных средствах спасения, а также проведение учений и тренировок подводни­ков совместно с силами и средствами спасательных служб.

Перспективным направлением является сотрудничество с государствами-участниками НАТО в сфере поиска аварийных ПЛ и спасания их экипажей. В ходе дальнейших разработок по поиску аварийных ПЛ и спасанию их экипажей внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении унифицированности, совместимости и взаимозаменяемости процедур и средств. 
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Спасение подводников: медико-физиологические вопросы (Всего: 0)
от Гость на 29/04/2011
Профессионально написано


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru