proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/08/2009]     От байдарки до «Тайфуна»

Подводные лодки, флот и море стали моей родной стихией, частицей, которой я себя считаю, и без которой не мыслю своего существования... Я благодарен судьбе, сделавшей меня участником очень увлекательного, непростого  и важного занятия – создания подводных лодок. С.Н.Ковалев

В 2006 г. к 100-летию подводных сил России была выпущена памятная книга «От «Дельфина» до «Тайфуна». К 90-летию ведущего Генерального конструктора подводных лодок Сергея Никитича Ковалёва, по чьим проектам были созданы все атомные подводные стратегические ракетоносцы ВМФ Советского Союза (92 АПР), в том числе, самый большой и надежный тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Акула», было бы логично продолжить серию, посвященную подводному флоту страны, книгой «От байдарки до «Тайфуна».


В создании первой  боевой российской подводной лодки (ПЛ) «Дельфин» Сергей Никитич поучаствовать не успел. На 16 лет припозднился с рождением. Но зато в последующие годы ускоренными темпами наверстал упущенное. Дошкольным хобби Бабаси (так в те годы представлялся будущий главный конструктор ПЛ) было строгание дощечек перочинным ножом. Прежде чем дать согласие на  поступление в школу, он заручился маминым заверением, что учеба строганию не помешает. Мама стала и первой «военной приемкой» его творчества – деревянного почтового ящика. Раздосадованная тем, что в творческом порыве сын порезал новые штаны, она стала швырять ящик по комнате. А начинающий конструктор тихо радовался крепости своего произведения, так как даже от такого серьёзного динамического воздействия ящик не пострадал. Уже тогда он определился со своей будущей профессией: «Буду старшим плотником» [1].

Его умелым рукам, а не только светлой голове, отдавал должное  и его коллега-соратник Игорь Дмитриевич Спасский, долгие годы руководивший ЦКБМТ «Рубин». Справедливо относя С.Н.Ковалёва к плеяде наиболее талантливых людей, вызывающего восхищение в качестве генерального конструктора стратегических подводных ракетоносцев, он отмечал необычайную  многогранность интересов и умений Сергея Никитича. Увлёкшись в 1970-е гг. подводной охотой, они вместе сконструировали подводное ружьё. Получившаяся конструкция оказалась очень оригинальной и удобной. Сергей Никитич вложил в неё много новых идей. На 60-летие генерального конструктора сотрудники «Рубина» подарили ему большой набор масляных красок («для внуков!»). А через 4 года С.Н.Ковалёва приняли Почетным членом в Союз художников. Созданные им пейзажи и натюрморты экспонировались  на многих художественных выставках.

Сухопутным «старшим плотником» стать не довелось, так как судьба, «определяющая поворот случайных событий в заданном направляющим вектором личности направлении» решила иначе, в пользу моря. Семейные морские корни, школьная дружба с Лёшкой Гарделем, отец которого был очень талантливым инженером-кораблестроителем, привели закадычных друзей после окончания школы в Ленинградский кораблестроительный институт.

Друзья увлекались парусным спортом, проводя много времени в яхт-клубе. А на первом курсе решили приобрести или построить собственную яхту. Не будучи «детдомовцами»- миллионерами, средств на покупку не то, что 4-хпалубной яхты, а хотя бы полуразрушенного швертбота, они не нашли. Но зато «случайно» (опять же натолкнула судьба) на витрине магазина попалась на глаза книжка «Как самому построить байдарку». И в ванной  коммунальной квартиры, где жили Гардели, будущие корабелы занялись гнутьём шпангоутов для своего первого корабля (предварительно за зиму лучковой пилой распилили на рейки толстые ясеневые доски). Для соединения отдельных частей байдарки на латунные крепления пошли кухонные кастрюли.

Двухмачтовая двухместная байдарка, оснащенная  опускным швертом и кормовым рулем, управляемым при помощи тросов сидящим сзади, могла ходить под парусами даже под острыми углами к ветру. Но первые «ходовые испытания» показали негерметичность «легкого корпуса», потекшего по иголочным проколам швов. Применив «инновационную технологию» вулканизации горячим утюгом промазанной  резиновым клеем ленты, приклеиваемой затем по швам, удалось на весь долгий срок службы байдарки сделать её абсолютно герметичной. А байдарка прослужила не только два предвоенных лета, но и послевоенные годы, пережив одного из своих создателей –Лешу Гарделя, умершего в 1942 г. во Владимире во время эвакуации ЛКИ.

Дипломный проект в Николаевском кораблестроительном институте, в который на время эвакуации влился ЛКИ, на тему «Эскадренный миноносец» писали, как принято было в то время, бригадным методом, где в одной бригаде с С.Ковалевым были Слава Войткунский, ставший впоследствии ученым-гидродинамиком с мировым именем, и Саша Локшин, будущий большой специалист в области теории упругости. С дипломом «инженера-кораблебудевильника» С.Н.Ковалеву предоставлялась возможность работать  либо в Казани, где в это время находился ЦНИИ-45 (теперь ЦНИИ им. Крылова) и КБ надводного кораблестроения, либо в Горьком, куда было эвакуировано ЦКБ-18, проектировавшее подводные лодки. Так как Горький к Ленинграду был ближе, выбор пал на  КБ подводных лодок (ПЛ). Эвакуированным корабелам страстно хотелось как можно скорее вернуться в Ленинград.

С этого исторического момента начался долгий и плодотворный путь С.Н.Ковалева как конструктора подводных лодок.

В 2006 г. в книге «О том, что есть и было…» Сергей Никитич напишет: «Я понял, что подводная лодка – это живой организм и весьма ответственное инженерное сооружение, подобное живому организму, где каждый орган, выполняя свою непосредственную функцию, определённым образом влияет на работу всех остальных. Обязанностью и искусством конструктора является выявление и предвидение этих взаимосвязей и минимизация последствий при отказе какого-либо оборудования. Современная компьютерная техника существенно упрощает труд конструктора и повышает его качество. Но эти чудесные средства все же остаются только средствами и не заменят ума, знаний, опыта и фантазии конструктора».

Для создателей подводных лодок, живущих временем реализации кораблестроительных проектов, «время  было более спрессовано, а жизнь короче». И на вопрос: «Что в жизни сделано?» приходилось отвечать «категориями десятилетий». Человеку, прожившему «от Ленина до Путина, от Остапа Бендера до Романа Абрамовича и от примуса до звездолета», жизнь предоставила возможность сравнить преимущества не только кораблей разных проектов, но и самого жизнеустройства общества, руководителей страны на том или ином историческом его отрезке, их отношение к людям, заботу о будущем Отечества.

Семейное воспитание, в результате которого пятилетний ребенок в ответ на угрозу наказания мог заявить папиной сестре: «Тётя Шура, нас не шлепают, мы слова понимаем», увлечение философией в старших классах школы, стали благодатной почвой для формирования целостного восприятия жизни, стратегического мышления, пытающегося из многообразия огромного жизненного материала,  накопленного десятилетиями наблюдений, выявить и осознать сложные взаимосвязи  самых разных процессов, физических, технических, экономических, культурно-исторических, политических, понять их сущностный смысл. «Видно нужные книжки он в детстве читал».

Создание сложнейших в  инженерном отношении  военно-морских объектов – стратегических  подводных ракетоносцев, требовало взаимодействия с людьми самых разных профессий, социального положения и политического уровня, работающих во всех вообразимых точках огромного Советского Союза: от Северного Ледовитого океана до Алтайских степей. А в перестроечные времена, в составе комиссии по совместному проектированию платформ для добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе Сергею  Никитичу довелось встретить73-летие на банкете в Вашингтоне в непосредственной близости от Белого Дома, где коллеги-американцы преподнесли имениннику торт в виде подводной лодки. В ответной речи С.Н.Ковалев, никогда не терявший чувство юмора, сказал: «Я и не мечтал встретить свой день рождения в главной точке прицеливания».

Общаться доводилось как с первыми лицами государства: С.Н.Хрущевым, Л.И.Брежневым, А.Н.Косыгиным, Д.Ф.Устиновым, М.С.Горбачевым, В.В.Путиным, министрами обороны и судостроительной промышленности, ракетчиками, главкомами ВМФ, академиками, директорами предприятий, так и с непосредственными исполнителями грандиозных лодочных проектов – сварщиками, слесарями-монтажниками, системщиками, электриками, многие из которых на долгие годы подружились с Генеральным конструктором. Многие командиры подводных лодок, с кем довелось испытывать его детища, Сергей Никитич поддерживает дружбу и поныне.

Послужной список Генерального конструктора РПКСН довольно короток, потому что карьера его развивалась очень стремительно:

1943 г.- закончил кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института, работал в ЦКБ-18 конструктором, конструктором первого разряда, старшим конструктором.
1948 г. - переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора ПЛ проекта 617
1954 г. - главный конструктор ПЛ пр.617
1953 г. - переведен в ЦКБ-18 помощником главного конструктора
1955 г. - главный конструктор  ПЛ пр. 617 и пр.647
1956 г. - главный конструктор 3-й степени
1958 г. - главный конструктор АПЛ пр. 658
1960 г. - в состав ВМФ вошла головная АПЛ пр.658 «К-19»
1961 г.- главный конструктор АПЛ пр.667А
1963 г. - главный конструктор 2-й степени
1967г. - в состав ВМФ вошла головная АПЛ пр.667А «К-137»
1968 г. - главный конструктор 1-й степени
1971 г. - главный конструктор  АПЛ пр.941
1972 г. - в состав ВМФ вошла головная АПЛ пр. 667Б «К-279»
1974 г. - главный конструктор  АПЛ пр. 667БД и пр.667 БДР
1975 г. – вступила в строй головная АПЛ пр. 667БД «К-182»
1976 г. - вступила в строй головная АПЛ пр. 667БДР «К-441»
1982 - вступила в строй АПЛ пр.941 «ТК-208»
7.01.1983 г. – генеральный конструктор (первый генеральный конструктор в военном кораблестроении)
1985 г. - в состав ВМФ вошла головная АПЛ пр. 667БДРМ «К-51»

Начиная с 1956 г., конструкторами ЦКБМТ «Рубин» под руководством С.Н.Ковалева были разработаны проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами пр.658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 941. 28 апреля 1963 г. за проектирование атомных подводных лодок Бюро было награждено орденом Ленина, а главный конструктор С.Н.Ковалев – званием Героя Социалистического Труда. И это была не единственная награда на его трудовом пути. Вторую звезду Героя Социалистического Труда С.Н.Ковалеву вручили 4 декабря  1974 г. за проект новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами.  В 1965 г. за разработку ПЛ проекта 658М ему была присуждена Ленинская премия. В 1978 г. главный конструктор ПЛ проекта 667БДР был отмечен Государственной  премий СССР. В 2007 г. он стал лауреатом Государственной премии РФ. Целая страна успела исчезнуть с политической карты мира, а  Генеральный конструктор атомных подводных крейсеров стратегического назначения по-прежнему верой и правдой служил своему Отечеству. В 1963, 1970, 1974 и 1984 гг. Сергей Никитич награждается 4 орденами Ленина, в 1978 г. – Орденом Октябрьской революции, в 1996 г. –  медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в 2003 – Орденом «За морские заслуги». В 1997 г. создателю атомного подводного флота за выдающиеся достижения в области кораблестроения – личный вклад в решение научно-исследовательских, расчетно-теоретических, конструкторских, экспериментальных и поисковых проблем, впервые в отечественной истории была вручена Золотая медаль имени Шухова Международного Союза научных и инженерных общественных объединений.

Многочисленные научные труды С.Н.Ковалева в области проектирования, теории и строительной механики кораблей, успешная разработка сложнейших проблем в области гидродинамики и энергетики стали существенным вкладом в отечественную кораблестроительную науку и технику. В 1981 г.  доктора технических наук (с 1973 г.), профессора С.Н.Ковалева избирают действительным членом Академии наук СССР.
С 1994 г. он является научным руководителем по морским ледостойким нефтегазодобывающим и разведочным платформам.

Начиная с 1958 г., его творческая судьба неразрывно связана с северодвинским “Севмашпредприятием”. В командировках в Северодвинске Сергей Никитич провел более 10 лет. В 2004 г. муниципальной властью Северодвинска ему было присвоено звание “Почетного гражданина Северодвинска”.

 Трудно себе представить, как одному человеку удалось для безопасности такой огромной страны, как Россия, сделать больше, чем могла бы сделать целая армия.  Начиная с  1945 г.,  с участия в проекте 614 по реставрации дизель-электрических немецких подводных лодок XXI серии, судьбы Сергея Никитича Ковалёва  и ВМФ России оказались на долгие годы «во единое слиты».

Проект 617

Вопреки крайне тяжелому послевоенному положению в стране были развернуты работы не только по восстановлению разрушенных городов, сел, промышленности, но и принята обширная программа военного кораблестроения.

Для создания принципиально новой парогазовой турбинной установки и разработки проекта подводной лодки с «единым двигателем», в мае 1948 г. было организовано специальное конструкторское бюро СКБ-143, куда вошли сотрудники бюро Антипина и часть сотрудников, переведенных из ЦКБ-18 и ЦНИИ-45. Помощником главного конструктора этого проекта А.А. Антипина был назначен С.Н.Ковалёв, которому было поручено проектирование лодки. В феврале 1951 г. на ленинградском заводе “Судомех” была заложена подводная лодка  “С-99”, ставшая единственной отечественной ПЛ с парогазотурбинной установкой, работавшей в подводном положении. 

После госиспытаний в   1956 г. Подводная лодка вступила в опытную эксплуатацию на Балтийском море. Подводная лодка 617 проекта явилась значительным шагом вперед в отечественном подводном судостроении. Она перешагнула 18-узловую величину подводной скорости, позволяя в течение 6 часов развивать скорость более20 узлов.

Но нарождавшаяся ядерная энергетика сделала направление ПЛ с  едиными двигателями бесперспективным. Однако создание отечественной подводной лодки с газотурбинной установкой, длительно ходившей на большой скорости подводного хода, имело огромное значение для развития многих отраслей промышленности, востребованных  впоследствии как для создания атомных ПЛ, так и для разработки теоретических основ и практической отработки движения и управляемости на больших скоростях хода ПЛ.

Создание первой в жизни молодого кораблестроителя подводной лодки проекта 617, в котором он принимал активное участие во всех этапах работ, включая проектирование, строительство, испытание и эксплуатацию, не только сделало С.Н.Ковалёва конструктором-подводником, но и навсегда породнило с флотом и морем: «С подводной лодкой я был неразлучен и старался участвовать в каждом выходе в море».

Специфика АПЛ

Участие Сергея Никитича Ковалёва в атомном подводном кораблестроении началось с 1958 г. -- с первого поколения атомных подводных лодок (АПЛ) стратегического назначения проекта 658.  Начальник ЦКБ-18 П.П.Пустынцев добился в министерстве решения о выполнении проектов АПЛ с баллистическими ракетами (пр.658) и с крылатыми ракетами (пр.659) силами своего Бюро. Главным конструктором пр.659 стал сам П.П.Пустынцев, а и.о. главного конструктора пр.658 был назначен  главный инженер бюро П.З.Голосовский. Когда на Севмашпредприятии началось строительство головной ПЛ (зав. № 901), С.Н.Ковалёва назначили главным конструктором этого проекта. АПЛ пр.658 с 3 баллистическими ракетами (БР) Р-13 стала первой советской атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами с надводным стартом.

АПЛ является самым сложным инженерным сооружением. Техническая сложность АПЛ и многообразие средств, обеспечивающих их надежное функционирование и боевую готовность, безграничны. «Начинка» атомной подводной лодки представляет собой самые передовые достижения науки и техники. ЦКБ-проектант по техническому заданию ВМФ выполняет все стадии проектирования, заключает с судостроительным заводом договор на строительство головного и серийного кораблей. ЦКБ заключает также договоры с предприятиями промышленности на проведение ОКР по созданию нового оборудования. Группа техпомощи ЦКБ-проектанта осуществляет на заводе авторский надзор, принимая решения по всем вопросам, возникающим в ходе строительства.

Проектировщики ПЛ принимают также участие в испытаниях корабля на заводе и в море. Конструкторы изучают работу оборудования в реальных условиях и помогают личному составу разобраться  в особенностях управления новым кораблем. Конструктор, не прошедший завода и моря, ещё не становится конструктором. «Спроектировать и построить лодку мало. Надо её хорошо изучить и прочувствовать в деле, в походе. Осознание происходящего наступает после длительного плавания в различных ситуациях. Тогда ты чувствуешь подводную лодку, как спящая мать своего ребенка». В походах на подводных лодках во время их сдачи и испытаний Сергей Никитич провел более 2 лет.

На многочисленных проектах атомных подводных лодок Сергею Никитичу посчастливилось работать с самыми выдающимися людьми, с которыми делились общие успехи и неудачи

Стратегические АПЛ

 Подводные ракетоносцы первого поколения требовали устранения недостатков, совершенствования по части ракетного вооружения и атомным энергетическим установкам. С проблемой текущих парогенераторов столкнулись и американцы. Когда адмирал Риковер, посещая СССР, поинтересовался, текут ли парогенераторы на наших АПЛ, почувствовав заминку советских коллег, выручил их ответом: «У нас тоже текут».

С появлением ракет, имеющих большую дальность полёта, отпала необходимость преодоления стационарных противолодочных рубежей, созданных США и НАТО. В США были отпущены огромные средства на создание дальних и ближних рубежей обнаружения ПЛ на возможных путях их следования и патрулирования. В качестве противодействия в СССР была развернута гигантская работа по снижению шумности ПЛ и увеличению до межконтинентальной дальности полета ракет.

В 1961 г. С.Н.Ковалев был назначен главным конструктором АПЛ проекта 667А. Создание атомного подводного ракетоносца пр.667А явилось нашим мощным вступлением в гонку вооружений на море. Новые ракетоносцы получили шифр "Навага". Американцы окрестили их на свой манер - "Янки".

РПКСН пр.667А с 16 баллистическими ракетами (БР)   положили начало системе морских ядерных стратегических вооружений как мощному фактору стратегического сдерживания. Серия РПКСН пр.667А  стала самой крупной (34 ед.) в мире серией ракетных подводных лодок.  Эти ракетоносцы  имели важное политическое значение в качестве противовеса размещенным в Европе американским ракетам «Першинг» с малым полетным временем до целей на территории СССР, а также БР «Поларис А-1», которыми были вооружены американские  подводные ракетоносцы «Джордж Вашингтон».

При создании ракетоносцев второго поколения  решались две главные задачи: повышения надежности ЯЭУ и повышения мощности и эффективности ракетного оружия. В ОКБМ (г. Горький) под руководством И.И.Африкантова была создана новая ядерная паро-производящая установка. На Урале в Миассе было организовано специальное КБМ под руководством В.П.Макеева для создания морских стратегических ракетных комплексов. В короткие сроки КБМ удалось пройти путь от моноблочной ракеты с небольшой дальностью полёта до ракеты с разделяющимися боевыми блоками индивидуального наведения и межконтинентальной дальностью полёта. А ЦКБМТ «Рубин» создало ряд модификаций АПЛ второго поколения, отличающихся не только вооружением, но и более совершенными тактико-техническими характеристиками и большей скрытностью. Пуск ракеты выполнялся уже из заполненной водой шахты, в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Освоение подводного старта стало важным событием в создании морских стратегических сил. Осенью 1969 г. АПЛ «К-140»  667А проекта впервые в мире выполнила восьмиракетный залп.  

Первый отечественный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) ВМФ получил 5 ноября 1967 г. Нашим потенциальным противникам окончательно стало ясно, что СССР способен установить стратегический паритет ядерных сил с США. Лодки 667 проекта зарубежная пресса окрестила "убийцами городов" и "стирателями континентов». Первые корабли этого класса уже несли на борту разрушительную силу, равную без малого ста Хиросимам.

С появлением советских подводных крейсеров о стратегическом превосходстве Америки можно было забыть. Осознав, что на берега Гудзона, Миссисипи или Потомака в любой момент могут градом посыпаться "ракеты Октября", США стали сговорчивее. Через пять лет после рождения головного ракетоносца - в 1972 г. великие державы подписали соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1, переговоры по которому до этого безнадежно буксовали.

Корабли, оказавшие столь серьёзное влияние на дипломатию и устройство современного мира, создавала практически вся страна, от Дальнего Востока до Украины. На закладной доске было написано: "Народы Советского Союза строят подводную лодку для защиты социалистической Родины".

Основной вклад внесли десятки тысяч ученых, инженеров, рабочих Ленинграда и Северодвинска. В стенах ЦКБМТ «Рубин», НПО "Аврора", ЦНИИ им. ак. А.Н. Крылова, ЦНИИТС, ЦНИИКМ "Промотей", ГСПИ "Союзпроектверфь", ЦНИИ МО рождалась самая передовая морская техника. Судостроители, трудившиеся на крупнейшей верфи Европы - производственном объединении "Северное машиностроительное предприятие" (Северодвинск), воплощали чертежи и идеи в металле.

Ракетный подводный крейсер 667А проекта изначально планировался для крупносерийного строительства на Севмашпредприятии и заводе им. Ленинского Комсомола. Он предназначался для боевого патрулирования в любом районе Мирового океана, включая арктический бассейн. Количество ракет и мощность их боевых зарядов обеспечивали решение стратегических задач. Лодка должна была базироваться  на существующих базах Северного и Тихоокеанского флотов. Для решения этих задач потребовалось создание новых навигационных комплексов для длительного плавания в высоких широтах, систем для безопасного плавания подо льдами, определения толщины ледяного покрова и нахождения полыней.

 Вследствие разных условий эксплуатации концептуальный подход к созданию советских ПЛ отличался от американского. Одновальные и однореакторные американские ракетоносцы, базирующиеся и эксплуатирующиеся в условиях теплого климата, при необходимости во время патрулирования могут воспользоваться базами  других стран. Наши ракетоносцы ориентируются на патрулирование во льдах Арктики, не имея других баз, кроме собственной.   Поэтому они проектировались двухвальными, двухреакторными. И запас плавучести у советских лодок был в 2 раза больше, чем у ракетоносцев США, что обеспечивало возможность всплытия в тяжелых ледовых условиях и применения ракетного оружия из Арктики, чего ракетоносцы США не могут.

Сохранение принципиальных основ пр.667А при создании новых модификаций позволило не создавать перерыва для переподготовки производства, сохранив темп серийного строительства. За период с 1967 по 1990 г. было построено 77 ракетоносцев второго поколения по проектам 667А, Б, БД, БДР, БДРМ, в среднем по 3 корабля в год.

Оснащение новым, более совершенным радиоэлектронным вооружением и оборудованием с более низким уровнем шумности, позволило на 667 БДРМ проекте снизить уровень шума в 30 раз по сравнению с пр.667А. Совершенствовалось и ракетное вооружение, и ядерная ППУ. Элементную базу производили отечественные предприятия, строго придерживаясь принципа комплектования военных кораблей только изделиями отечественного производства. По объёму и качеству решаемых задач советские комплексы радиоэлектронного вооружения не уступали заграничным, но, порой, проигрывали в габаритах.

«Аннушки» - подводные лодки пр.667А – прожили на флоте славную жизнь и только в 1998 г. были сняты с вооружения. АПЛ проекта 667 БДРМ и 667 БДР, входящие в состав Северного и Тихоокеанского флотов, до сих пор составляют основу группировки морских стратегических ядерных сил (МСЯС) России.

Ракетоносцы 3-го поколения

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) наземного базирования при всей своей огромной мощи в условиях глобальной космической разведки могут стать объектом первого удара и террористических актов. Поэтому все большее значение  стали приобретать морские стратегические ядерные силы, которые в США всегда являлись стратегическим оружием №1.

С 1971 г. США приступили к созданию подводных ракетоносцев класса «Огайо», вооруженных мощными твердотопливными ракетами «Трайдент-1» и «Трайдент-2». В ответ на вызов США в 1973 г. в СССР было принято постановление о создании ракетоносцев 3-го поколения, вооруженных 24 твердотопливными ракетами (ТТР), проекта 941 и создании мощного морского твердотопливного ракетного комплекса Д-19.  Главным конструктором этого проекта  был назначен  С.Н.Ковалёв.

Уникальный проект

Создание самого ракетоносца и ракетного комплекса складывалось весьма драматически. Советская ракета оказалась в 2 раза тяжелее американской и больше по габаритам. Из-за условий базирования проектировщики оказались ограничены по длине и осадке лодки. Было проработано более 200 вариантов проекта. Преодолев трудности с реализацией новой архитектуры, проектировщикам уникального корабля удалось получить принципиально новые положительные качества РПКСН 941 проекта.

АПЛ пр.941, названная «Акулой», была занесена в книгу рекордов Гиннесса как самая большая лодка в мире. И самая надежная. Разработчиками ЦКБМТ «Рубин» было предложено объединить в единую систему с общим финансированием создание головной АПЛ, баллистической ракеты и всего берегового и морского обеспечения. Этой системе был присвоен шифр «Тайфун». К сожалению, создание системы не состоялось.












Строительство ракетоносцев 3-го поколения осуществлялось по самой передовой в то время технологии – агрегатно-модульным методом, заложенным в  проекте корабля. Жесткие требования по уровню подводного акустического поля и уровню скрытности ПЛ 3-го поколения потребовали разработки и узаконивания на правительственном уровне более жестких требований к вибрации и шумности всего комплектующего оборудования.

 Головная лодка пр.941 вышла на морские испытания 4 июля 1981 г. на месяц раньше АПЛ «Огайо», несмотря на то, что создание ракетоносцев 3-го поколения в СССР началось на год позднее, чем в  США. Строительство ракетоносцев пр.941 завершилось в 1991 г. сдачей шестого корабля. Этим была достигнута установленная для ВМФ квота   по количеству боевых блоков. В общей сложности было построено атомных подводных крейсеров 1, 2 и 3-го поколений 92 единицы общим водоизмещением более 1000 тыс. т со средним темпом строительства более 3 кораблей в год.

В брежневский «застойный период» в Советском Союзе только стратегических ракетоносцев спускалось до 6 единиц в год, а еще строилось немало других подводных лодок. Промышленность поставляла в год для АПЛ около 15 атомных  реакторов, турбинных установок, десяток сложнейших комплексов радиоэлектронного вооружения, сталь, титан и многое другое. Всё это обеспечивалось научным сопровождением Академии наук и многих отраслевых институтов. Миллионы людей, в том числе молодёжи, не болтались без дела, а занимались высококвалифицированной  неплохо оплачиваемой работой. Если это был «застойный» период, то, как назвать период сегодняшний, когда за отсутствием средств, страна не только строить и ремонтировать, но и утилизировать подводные лодки за свой счет не может.

В «застойный период» корабли строили, в рыночный -  уникальные корабли 941 проекта, являющиеся народным достоянием, красой и гордостью Военно-морского флота, не прослужив и половины положенного срока, выводятся из действия, так как из- за отсутствия средств  они не прошли плановый заводской ремонт. За это добровольное разоружение России платят США.

Свои стратегические лодки класса «Огайо» американцы переоборудуют для иного военного применения. В силу конструктивных отличий российские ракетоносцы имеют гораздо более широкие возможности для переоборудования, чем американские. Но, как всегда, у нас на самое необходимое нет денег.

Политический и финансовый крах государства, неспособного финансировать создание и эксплуатацию тяжелых твердотопливных ракет, поставили крест на главной ударной силе ВМФ – ракетоносцах 3-го поколения. Морской компонент стратегической триады сегодня составляют ракетоносцы 2-го поколения пр.667 БДРМ и корабли более ранней постройки, являющиеся опорой для дальнейшего развития МСЯС.

Конверсия

В начале 1990-х гг. в связи с конверсией ВПК возникла идея привлечения научно-технического потенциала и производственных мощностей оборонных предприятий для добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе. Было организовано АО «Росшельф», в которое вошел целый ряд предприятий ОПК. С.Н.Ковалева назначали научным руководителем работ по проектированию морских ледостойких стационарных платформ для нефтяных и газовых месторождений.

Из-за отсутствия государственного финансирования  в АО на основе «положения о разделе продукции» были привлечены иностранные фирмы. Наши соседи норвежцы, начав освоение своих месторождений практически с нуля, смогли превратиться в мировую нефтегазовую державу, не допустив при этом экономического расслоения населения. А наши начальные условия были несравненно лучше норвежских. Опыта создания платформ в условиях российского Севера и Сахалина ни у кого в мире нет. В России же в этом направлении были выполнен большой объём теоретических, экспериментальных и производственных работ. Отечественные наука и промышленность готовы к самостоятельному освоению месторождений, были бы на то государственный интерес и финансирование, причем гораздо меньшее, чем потребовалось при ведущем иностранном участии.

В отличие от атомных подводных лодок, где отечественным проектировщикам приходилось до всего доходить своим умом, в освоении шельфа возможно и необходимо использовать богатый иностранный опыт. Будучи патриотом своей страны и профессии, которой отдано  более полувека жизни, Сергей Никитич уверен, что Россия станет великой добычной державой на морском шельфе.

Неудобные мысли генерального конструктора

Личность генерального конструктора ракетных подводных крейсеров стратегического назначения С.Н.Ковалева масштабна, уникальна и надежна так же, как и его творения. В противном случае, и результат его профессиональной деятельности был бы не столь впечатляющ. Жаль, что к мыслителям такого масштаба не прислушиваются первые лица государства. Имей в ряду своих советников несколько человек, равных Сергею Никитичу по интеллекту, системности мышления, стратегическому видению перспективы, руководство страны не металось бы в поисках национальной идеи и способов обеспечения национальной безопасности, да ещё бы и сэкономило немалые средства налогоплательщиков, расходуемые на содержание многотысячной армии депутатов, сенаторов и прочих советчиков-«помощников» в расходовании государственных средств. В отличие от кабинета министров, Сергею Никитичу никогда не приходилось стыдливо опускать глаза в ответ на вопрос: «Что вы хорошего сделали для народа?» Его творения надёжно охраняли и до сих пор охраняют морские границы на Севере и Востоке России.

Сама профессия создателя сложнейших подводных кораблей, вооруженных баллистическими ракетами, требовала от Генерального конструктора  постоянного совершенствования стратегического стиля мышления, осознания происходящих в стране и мире процессов. Создателям глобального оружия разрушительной мощи – морских стратегических ядерных сил – не безразлично, «насколько крепки руки и головы, которые распоряжаются этим оружием», являющимся гарантом от глобальной катастрофы.

Не преследуя личных выгод и интересов, создатели ракетоносцев  работают для укрепления обороноспособности страны, приспосабливаясь к сложному экономическому положению государства.  И на этом тернистом пути постоянно сталкиваются с неоправданными финансовыми и организационными препятствиями.

Любому озабоченному судьбой страны человеку понятны тревога и боль мыслящего в государственных масштабах генерального конструктора РПКСН, создателя морского оборонного рубежа России. Под каждым его словом могли бы подписаться миллионы россиян. Хотелось бы, чтобы его размышления были услышаны не только коллегами-профессионалами, но и руководством государства, заинтересованным в возрождении былой мощи страны.

Его озабоченность необходимостью развития всего отечественного производства, науки, сельского хозяйства, и, конечно, культуры, не безразлична всему думающему населения страны. Для того, чтобы у России было будущее, государство должно не заигрывать с молодежью, а реально вовлекать её в серьёзные дела, нацеливая головы и руки молодых, на возрождение страны. «Без обширной программы приобщения к делу морально и физически больного подрастающего поколения беспредметно говорить о будущем страны».

«Как учит физика, само по себе все катится только под гору, к хаосу. Чтобы подняться вверх, надо иметь желание и приложить усилия. Государство должно позаботиться о том, чтобы наши потомки не сделались покупателями энергии у других стран. Поэтому сегодня надо не скупиться на развитие науки и техники, не ожидая немедленной отдачи».

«Нельзя допустить наступления необратимых процессов. Для этого надо сохранить ядерный паритет, установить в стране социальную справедливость и обеспечить её интенсивное экономическое развитие».

 «В существующей противоречивой и непредсказуемо развивающейся международной обстановке, ясно одно: если Россия хочет оставаться суверенным государством, она должна быть в экономическом отношении развитой и независимой, а в военном – очень сильной. Поддержание и развитие МСЯС приобретает при этом всё большее значение».

Талантлив во всем

Фронт его войны -  «холодной войны» проходил по заводам, предприятиям, подводным лодкам и людям.  Недостаток личного общения с детьми и внуками Сергей Никитич восполнял эпистолярным методом. Его письма внукам в стихах и картинках были объединены в сборник «Письма внукам» (им на память, и другим дедам-родителям в качестве прототипа).


В почтенные годы пришло увлечение живописью. За серию удивительно проникновенных пейзажей неброской северной природы и небольших натюрмортов, Сергей Никитич был избран Почетным членом Союза художников, а в 2007 г. -- действительным членом Академии художеств. Действительно, талантливые люди талантливы во всем. Правда, как гласит народная мудрость, успех в любом деле на 1% зависит от таланта, остальное определяется трудолюбием. 


























В завершении книги Сергей Никитич написал следующие слова: «Заканчиваю свои записки  с надеждой увидеть лучшие времена для страны и флота. Этого могут достичь новые руководители, которые будут «раньше думать о Родине, а потом о себе».

Скорее бы начали думать, как в свои молодые годы думали и работали на пользу Родины наши великие современники – друзья и соратники Большого Мастера подводного флота Сергея Никитича Ковалева. Судьба щедро одарила его талантом, интеллектом, умелыми руками, интересной и любимой работой, дружной и любящей семьей, встречами с замечательными людьми. Всё это и сформировало Личность уникального конструктора подводных ракетоносцев Сергея Никитича Ковалева, чей юбилей страна отметит 15 августа 2009 г.

Из-за повышенной секретности работ создателей атомного подводного флота, до последнего времени их имена были известны только очень узкому кругу лиц. Сегодня юбилей величайшего конструктора подводных лодок отмечает вся страна, объявившая 2009 г. «годом С.Н.Ковалева». К поздравлениям соотечественников может присоединиться и вся планета, так как благодаря труду Сергея Никитича и его коллег мирное небо над Землёй не омрачилось апокалипсисом третьей мировой войны.

 
Библиография

1-     С.Н.Ковалев «О том, что есть и было», СПб, «Элмор» 2006 г.

2-     В.П.Семенов «Академик Сергей Никитич Ковалев», СПб 1999 г.

3-     С.Н.Ковалев «Письма внукам», СПб 2007 г.

Подготовила Т.Девятова
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru