proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[19/09/2008]     О проблемах законодательного обеспечения безопасности атомной энергетики

В.М. Лазарев, Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, д. т. н.

Динамичные изменения мировой экономики, происходящие в последние годы, обострили потребность человечества в экологически чистой энергии. Бесперебойное снабжение энергоресурсами – это ключевое условие сохранения и развития экономики и повышения уровня жизни. Однако развитие мировой ресурсной базы все сильнее отстает от динамики спроса. По сути, мир вступил в масштабный и системный энергетический кризис, поскольку рост потребления безальтернативен, а возможности традиционных технологий и ресурсной базы объективно ограничены. Происходящее глобальное потепление и загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям и угрозе для сохранения современной цивилизации. В этих условиях достижение целей долговременного экономического развития России без необратимого ухудшения экологии мы связываем с развитием атомной энергетики.

В энергетической стратегии России до 2020 года сформулированы положения, определяющие роль и место атомной энергетики. Она будет реализовываться за счет внедрения перспективных и инновационных проектов, обеспечивая постепенный переход на качественно новый уровень ядерных энергетических технологий по безопасности и экологии. Этому предшествовала огромная работа всех органов законодательной и исполнительной власти.

Однако, за масштабностью планов не надо забывать о том, что чуть не похоронило атомную энергетику в 80-х годах прошлого столетия. Ведь атомная энергетика ‑ это не только экономические перспективы, дивиденды, киловатты и продукция, получаемая с помощью ядерных технологий. Соразмерно планам развития отрасли необходимо наращивать усилия и планировать затраты на подготовку кадров, а также обеспечение ядерной и радиационной безопасности эксплуатируемых и создаваемых объектов.

Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации (4 декабря 2003 г. № Пр-2196), обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии признано одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации. Мировой и отечественный опыт показывают, что снижение требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности приводит к масштабным и долговременным негативным последствиям для населения. Поэтому контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности находится в поле постоянного внимания верхней палаты Парламента.

В соответствии с Международной конвенцией по ядерной безопасности, к которой Россия присоединилась в 1996 году, безопасность атомной энергетики должны контролировать независимые специализированные органы. Такое разделение деятельности управляющих и контролирующих органов необходимо для адекватной оценки действий всех юридических и физических лиц, а также государственных органов, отвечающих за использование атомной энергии. Это условие, которое сегодня выполняют все государства – члены указанной Конвенции.

В нашей стране эти функции возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В последние годы безопасность ядерно- и радиационно-опасных объектов, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, в целом обеспечивается. На эти цели ежегодно расходуется свыше 20 млрд. рублей собственных средств эксплуатирующих организаций. Вместе с тем, для развития соответствующих надзорных органов и обеспечения выполнения ими функций в рамках конвенции по ядерной безопасности, необходимо законодательно обеспечить соответствующий уровень материального стимулирования и социальных гарантий инспекторского состава наравне с соответствующими специалистами объектов использования атомной энергии. Решение данных задач является необходимой, но недостаточной мерой для обеспечения качества выполнения поставленных перед Ростехнадзором задач, которое страдает в результате административной суеты, реорганизаций, бюрократических барьеров, разделения функций регулирования безопасности, уменьшения финансирования и ликвидации территориальных органов, других непродуманных действий, напрямую влияющих на полноту и качество контроля за безопасностью ядерно- и радиационно-опасных объектов. Достаточно сказать, что в начале девяностых годов только центральный аппарат органа атомного надзора насчитывал более двухсот специалистов. На данный момент «атомная» часть центрального аппарата Ростехнадзора состоит из двух управлений примерно по тридцать человек в каждом.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постоянно уделяет внимание законодательной работе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при создании и эксплуатации объектов использования атомной энергии. В качестве основных проблем регулирования ядерной и радиационной безопасности Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил:

• недостаточный уровень материального стимулирования и социальных гарантий, который не обеспечивает наличие работы инспекторского состава наравне с соответствующими специалистами объектов использования атомной энергии;

• снижение качества выполнения поставленных перед Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору задач в результате бюрократических барьеров, разделения функций регулирования безопасности, ликвидации территориальных органов, уменьшения финансирования.

В составе Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям создана подкомиссия по атомной энергетике. При заместителе Председателя Совета Федерации А.П.Торшине создан специализированный экспертно-консуль­тативный совет по безопасному развитию атомной энергетики, в который входят специалисты атомной отрасли, надзорных органов, научной общественности и органов власти регионов присутствия атомного комплекса. Эти структуры верхней палаты российского парламента рассматривают и дают квалифицированную оценку всем законодательным аспектам, связанным с безопасностью и развитием атомной энергетики, проводят экспертизу и дают предложения по внесению изменений в законопроекты на всех этапах их подготовки и прохождения через Парламент.

Для законодательного обеспечения рыночного развития атомной энергетики, в 2007 году Парламентом Российской Федерации были приняты федеральные законы от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» и от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ». В составе рабочих групп по подготовке указанных законов, активно работали члены Совета Федерации, внесшие более ста поправок в окончательную редакцию законов.

В настоящее время эксперты Совета Федерации совместно со специалистами Ростехнадзора принимают активное участие в подготовке концепции законопроекта «О ядерной и радиационной безопасности».

Среди первоочередных задач законодателей стоит также скорейшая разработка и принятие федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Отсутствие современного правового регулирования в данной области тормозит развитие атомной энергетики, препятствует решению накопившихся проблем, в основном обусловленных последствиями работ по созданию ядерного оружия в годы «холодной войны» и на первоначальном этапе развития атомной энергетики. Указанный законопроект должен заложить правовые основы, определить принципы, систему и порядок обращения с радиоактивными отходами. Основанием для разработки данного федерального закона стал План реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. №2237-р).

Начавшийся перевод атомной промышленности на рыночные рельсы приводит к коренному изменению атомного права, и основная задача Парламента – привести федеральное законодательство в соответствие с экономическими реалиями, обеспечив законодательное регулирование безопасности использования атомной энергии. Можно сказать, что ближайшая задача федеральных органов законодательной власти ‑ создание целостной системы законодательного обеспечения всех государственных органов, ответственных за функционирование и обеспечение безопасности атомной отрасли.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Andrew


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.5
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: О проблемах законодательного обеспечения безопасности атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 22/09/2008
"В энергетической стратегии России до 2020 года сформулированы положения, определяющие роль и место атомной энергетики. Она будет реализовываться за счет внедрения перспективных и инновационных проектов, обеспечивая постепенный переход на качественно новый уровень ядерных энергетических технологий по безопасности и экологии. Этому предшествовала огромная работа всех органов законодательной и исполнительной власти." - Ученые и энергетики в этом процессе, видимо, не участвовали.

К реакторам, органы законодательной и исполнительной власти! Даешь безопасность атомной энергетики!


[ Ответить на это ]


[Без темы] (Всего: 0)
от Гость на 23/09/2008
Предлагаю обратить внимание, кто "управляет" наукой и инновациями в ГК "Росатом" и ОАО "Атомэнергопром". Щедровицкий, Рачков, Ванюков... На фоне невежества, неспособности, технической (технологической) некомпетентности в атомной отрасли, а также управленческой безграмотности и несостоятельности Щедровицкого, Ванюкова, несколько выделяется Рачков. Над первыми двумя смеётся  вся  отрасль: от конструкторских, проектных, организаций и предприятий ЯТЦ до собственного окружения... Посредственность, которая несколько возвышается над несостоятельностью, + несостоятельность - вот описание центрального аппарата вышеназванных организаций.
Не ругайте В.М. Лазарева, что ему дали, то он говорит...


[
Ответить на это ]


Re: Абу Мусаб Заркави (Всего: 0)
от Гость на 23/09/2008
Он же не микрофон, а советник спикера ФС.


[
Ответить на это ]


[Без темы] (Всего: 0)
от Гость на 23/09/2008
Атомная отрасль слишком специфична, чтобы один человек (или 10) смог фундаментально осмыслить основные проблемы и ПРЕДЛОЖИТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ. Получается порочный круг: органы законодательной, исполнительной власти и контроля (разнообразного: финанасового, строительного, ЯРБ и т. д.) "запрашивают" информацию у Росатома (на 90%) и у органов исполнительной власти (на 10%), которые не могут в силу разных причин (иногда и объективных) "поставить диагноз" (Счётная Палата - в Росатом, МЭР; МЭР - опять в Росатом и т. д.). Пользуясь преимущественно информацией из заинтересованного источника, делаются выводы. А как иначе?? - Можно предложить "как", но это не в интересах "Заказчика", обязывающего контролёров.

Определяющее тут как подать информацию: цель выпятить успехи и скрыть недостатки.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru