proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/04/2008]     Международный банк ядерного топлива - мера по поддержанию режима нераспространия

М.С.Клочкова, студентка Томского политехнического университета

Ренессанс атомной энергетики неизбежно поставит перед мировым сообществом новые проблемы, связанные с контролем  над использованием атомной энергии исключительно в мирных целях. Сегодня проблема ядерного нераспространения трансформируется от нераспространения ядерных материалов в сторону нераспространения чувствительных технологий. В этой области реализуется целый ряд инициатив,  сравнительный анализ которых позволяет выявить существующие проблемы и вопросы, требующие тщательной проработки и решения.


В результате увеличения  темпов  экономического роста рост энергопотребления в мире опережает  возможности предложения энергии.  За последние 35 лет (с 1971. по 2006г.) совокупное энергопотребление выросло почти на 95% (с 5,0 до 10,78 млрд.т.н.э.)[1]. При этом в структуре энергопотребления доминирующую роль играют углеводородные источники - их доля составляет около 80%. Наблюдается общая нехватка энергоресурсов. Мир стоит перед угрозами глобальной энергетической безопасности[2], включая угрозу энергетической бедности.

Другим важнейшим последствием глобального роста энергопотребления является угроза изменения климата, поскольку при сжигании органического топлива в атмосферу выделяются так называемые «парниковые» газы (особенно СО2). В соответствии с требованиями Киотского протокола[3] 39 промышленно развитых стран, в рамках взятых на себя количественных обязательств[4], должны принимать меры по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу[5]. Из всех используемых сегодня технологий производства электроэнергии только атомная энергетика имеет реальный резерв топлива и минимально загрязняет окружающую среду.

Именно поэтому в последние годы многие страны начали проявлять активный интерес к использованию  ядерной энергии. В настоящее время доля атомной энергетики составляет 17% от общего производства электроэнергии в мире[6]. Реализуются крупные программы строительства АЭС в странах азиатско-тихоокеанского региона – в Индии, Китае, Японии, на Тайване. В Европе (Швеции, Германии и др. странах) все чаще звучат призывы пересмотреть отношение к атомной энергетике и вернуться к строительству новых установок. Кроме того, ряд стран, которые пока не располагают АЭС, заявляют о своей готовности их сооружать. Так, например, развивать собственную атомную энергетику планируют Австралия, ряд стран Азии и Африки[7]. Это неизбежно ведет к расширению использования ядерных материалов и технологий.  «Ренессанс» атомной энергетики ставит перед мировым сообществом новые проблемы, связанные с контролем над использованием атомной энергии исключительно в мирных целях.

Сегодня проблема ядерного нераспространения сводится к проблеме нераспространения чувствительных технологий. Необходимо обеспечить доступ всем заинтересованным странам к использованию атомной энергии в мирных целях, в соответствии со ст.4 ДНЯО[8], и, вместе с тем,  поставить заслон бесконтрольному распространению  ядерных материалов и технологий.

Эти два принципа  легли в основу идеи создания Международного Банка ядерного топлива. Основной его целью является ограничение доступа развивающихся стран к чувствительным технологиям, прежде всего обогащения, наравне с предоставлением благ мирного атома за разумное вознаграждение.

Идея создания  защищенного  международного банка высокообогащенного урана государствами с развитой  ядерной энергетикой в целях проведения научных исследований  была озвучена еще в декабре 1953 года бывшим президентом США Дуайтом Эйзенхауэром в речи «Атом для мира» на 8-ой Генеральной конференции ООН[9].

За годы идея претерпела изменения. Первой современной ее интерпретацией стала инициатива МАГАТЭ 2003 года[10]. На сегодняшний день реализуется ряд инициатив. Лидерами в разработке этого направления являются Россия с «Программой развития глобальной ядерной инфраструктуры» и США с инициативой «Глобального ядерного энергетического партнерства» (GNEP).

Программа ядерного энергетического партнерства развивается в рамках предложенной Дж. Бушем «Инициативы по перспективной энергетике» (Advanced Energy Initiative). GNEP преследует четыре (4) основные цели: первая и основная  – уменьшение зависимости США от импортных источников ископаемого топлива и стимулирование  экономического роста; вторая цель – переработка ядерного топлива посредством использования новых, устойчивых к распространению технологий с целью максимизации полезного использования энергетического потенциала сырьевых ядерных материалов (238U и Th) и уменьшения отходов; третья цель – способствование росту благосостояния и улучшению мировой экологии; и четвертая – применение новейших технологий для уменьшения риска распространения ядерного оружия. Для достижения целей нераспространения в стратегии GNEP предусмотрено проектирование усовершенствованных реакторов - «сжигателей» (Advance Burner Reactors)[11], разработку программы оказания услуг в области ЯТЦ, которая позволит развивающимся странам экономически выгодно получать и использовать атомную энергию при одновременном сведении к минимуму риска ядерного распространения, и совершенствование режима ядерных гарантий в целях создания устойчивой к распространению и безопасной широкомасштабной ядерной энергетики[12].

В качестве обязательного условия предоставления услуг ядерного топливного цикла  в рамках GNEP предполагается отказ развивающихся стран – импортеров от работ по обогащению и переработке. Не все страны готовы пойти на такие уступки. Так, например, ЮАР отказалась от предложения США участвовать в их инициативе по использованию ядерной энергии. Министр полезных ископаемых и энергетики ЮАР Буйелва Сонджика объясняет это тем, что такой шаг противоречил бы национальной политике страны, которая не намерена отказываться от права на обогащение урана[13].

16 сентября 2007 руководители атомных ведомств 16 стран, в том числе  России, Франции, Китая, Австралии, Казахстана и Украины, подписали в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене заявление о принципах Глобального ядерного энергетического партнерства[14].

Россия также реализует идею создания Международного банка ядерного топлива. «Программа развития глобальной ядерной инфраструктуры» была озвучена В.В.Путиным на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества в Санкт-Петербурге в январе 2006 года[15].  Первым практическим шагом в  ее реализации стал проект Международного центра по обогащению урана на базе Ангарского электролизного химического комбината. Коммерческая модель центра включает в себя два уровня. Верхний уровень - межправительственное соглашение, определяющее права и обязательства стран-участниц центра, нижний - специально созданное сторонами СП, через которое потребители услуг по обогащению урана смогут участвовать в процессе управления центром, определении его рыночной стратегии и распределении получаемых прибылей[16].

 МЦОУ, созданный в форме открытого акционерного общества, открыт для участия организаций третьих стран без каких-либо политических условий. На данный момент достигнуты договоренности по поставкам урана с Австралией, подписано соглашение о создании совместного предприятия с Казахстаном. Вопрос о присоединении к МЦОУ Украины должен решиться в ближайшее время. Среди наиболее вероятных участников проекта - Иран, Япония и Южная Корея.

Предприятие по обогащению в Ангарске внесено в список установок ЯТЦ, в отношении которых возможно применение гарантий МАГАТЭ  на территории России. Оно было выведено из  состава особо режимных предприятий, и на него открыт доступ иностранных специалистов[17].

Обогащение урана является необходимым технологическим процессом при производстве ядерного топлива для атомных электростанций и при этом наиболее чувствительным этапом ЯТЦ с точки зрения распространения.

МЦОУ предоставит государствам возможность гарантированного доступа к мощностям по обогащению урана для обеспечения своих потребностей в ядерном топливе, без необходимости создания собственного полного ЯТЦ, включая наиболее чувствительные его этапы: обогащение и переработку. Таким образом, решается проблема распространения не только ядерных материалов, но и чувствительных технологий, так как клиенты МЦОУ получают лишь продукт обогащения, но не имеют доступа к соответствующей технологии.

Несколько последних лет инициативы России и США развивались параллельно. Существенным различием этих двух инициатив является то, что GNEP предполагает предоставление услуг ядерного топливного цикла только странам-участницам партнерства, а МЦОУ открыт для сотрудничества со всеми странами, даже не являющимися непосредственными партнерами Центра. Проблема сотрудничества стоит довольно остро. Не ясно, станет ли МЦОУ частью GNEP или станет развиваться как самостоятельная международная структура.

Одним из условий успешной реализации современных инициатив является обеспечение бесперебойной поставки ядерного топлива странам, отказавшимся от работ по обогащению и переработке. В 2006 году  шестью основными странами-поставщиками ядерного топлива (Германией, Нидерландами, Российской Федерацией, Соединенным Королевством, Соединенными Штатами Америки и Францией) было внесено предложение о создании многостороннего механизма по  обеспечению надежных поставок  ядерного топлива в страны, не обладающие технологией обогащения и переработки. Оно подразумевает  осуществление коммерческих поставок низкообогащенного урана, которые могут быть прерваны по причинам, не связанным непосредственно с нераспространением. При этом страна-импортер может обратиться к МАГАТЭ с просьбой о резервной поставке топлива.  В этом случае Агентство, исключая любые технические и политические причины приостановления поставок,  должно разрешить этому государству доступ  к «гарантийному запасу» при условии, что государство выполняет все обязательства в области нераспространения, а также подписало и ратифицировало Дополнительный протокол к всеобщим соглашениям о гарантиях[18].

Филиалом банка ядерного топлива МАГАТЭ станет российский запас низкообогащенного урана в международном центре по обогащению урана объемом до двух загрузок, необходимых реактору мощностью 1 тыс. МВт, который Россия сформирует за свой счет в ответ на инициативу руководства Агентства. Об этом заявил  глава Росатома Сергей Кириенко на 51-й сессии генеральной конференции МАГАТЭ[19].

Другой инициативой в этом направлении является предложение о создании принадлежащего МАГАТЭ банка низкообогащенного уранового топлива (НОУ) с целью обеспечения поставок ядерного топлива на недискриминационной в отношении стран-импортеров основе. Оно было внесено в рамках Инициативы по противодействию ядерной угрозе[20] (NTI – Nuclear Threat Initiative). Организация выделяет 50 млн. долл. при условии, что один или несколько членов Агентства предоставят оставшуюся сумму размером в 100 млн. В январе 2008 года на создание банка США выделили 50 млн. долл. и выдвинули ряд требований, одним из которых является обязательное его расположение на территории неядерного государства[21].   

Также существуют предложения Соединенного Королевства и Японии, представленные в качестве "дополнения" к инициативе шести основных государств - поставщиков топлива, и предложение Германии о создании международного центра по обогащению, открытого для участия всех заинтересованных стран21.

Но, не смотря на все многообразие инициатив, ни одна из них не решает вопрос о судьбе отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), его переработке, хранении и захоронении (в проекте  GNEP  эта проблема озвучивается, но решения, равно как и в других проектах, она не находит). Безусловно, большинство инициатив носит дискриминационный характер, поскольку в их основе лежит отказ стран от права, на развитие ядерных технологий, закрепленного статьей 4 ДНЯО[22], в том числе и технологии обогащения, для мирного использования атомной  энергии. Это негативно сказывается на привлекательности инициатив для неядерных государств. Инициативы России и Германии подразумевают предоставление услуг по обогащению урана. Будет ли организовано при этом  производство готового топлива, и как в противном случае будет решаться целый ряд проблем с точки зрения нераспространения ЯМ, пока остается не ясным.

Все представленные инициативы довольно разрозненны, хоть и преследуют схожие цели.  Необходимо объединить их в систему. Может ли  GNEP стать решением этой задачи, какова должна быть роль МАГАТЭ, как будет действовать механизм резервных поставок, как будут решаться технические вопросы массовых транспортировок свежего и облученного топлива, и какое место в формирующейся структуре открытого ядерного рынка станут занимать де-факто ядерные страны? Все это -  вопросы, требующие тщательной проработки, и их решение может быть найдено только путем консенсуса всех заинтересованных стран в рамках  международного сотрудничества.



[1] E/ESCAP/CMG(3/II)/6  Организация объединенных наций. Экономический и социальный совет. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана. Комитет по регулированию процесса глобализации. Рассмотрение вопросов окружающей среды и устойчивого развития. Вопросы, касающиеся энергобезопасности. Записка секретаря.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unescap.org/cmg/2006/CMG3-II/Russian/CMG3-II_6R.pdf
[2] Глобальная энергетическая безопасность – надежное обеспечение мировой экономики различными видами энергии по ценам, отражающим основные экономические принципы, с минимальным ущербом для окружающей среды. К угрозам глобальной энергетической безопасности относятся: существенное снижение роста мировой экономики; негативные изменения климата, включая нарастание интенсивности природных явлений; периодические нарушения энергоснабжения; угроза глобальной экологической катастрофы; угроза энергетической бедности и др.
[3] Киотский протокол -  международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК); глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и завершится 31 декабря 2012.
[4] Количественные обязательства – обязательства в рамках Киотского протокола по ограничению либо сокращению выбросов парниковых газов на период с 1 января 2008 до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.
[5] Киотский протокол к рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf
[6] Electricity, Nuclear Power and the Global Environment. [Электронный ресурс]. – The IAEA official site -  Режим доступа: http://www.iaea.org/Publications/Factsheets/English/electric.html
[7] Managing the Nuclear Fuel Cycle: Policy Implications of Expanding Global Access to Nuclear Power. CRS Report for Congress. November 1, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf
[8] Ст.4 п.2 ДНЯО:  «Все Участники Договора обязуются способствовать, возможно, самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают  в деле содействия … дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях … с должным учетом нужд развивающихся районов мира». [Договор о нераспространении ядерного оружия. [Электронный ресурс]: Материалы официального сайта ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/npt.htm]
[9] Международный урановый банк возродит идею «мирного атома». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.bellona.ru/articles_ru/peace_atom
[10] Генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед Эль Барадей выступил с предложением новой концепции контроля над мировым ядерным топливным циклом в своей вступительной речи  на 50-ой Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии в Вене.[Managing the Nuclear Fuel Cycle: Policy Implications of Expanding Global Access to Nuclear Power. CRS Report for Congress. November 1, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf ]
[11] Реакторы-«сжигатели» (Advance Burner Reactors) планируется использовать для сжигания плутония и минорных актинидов в регенерированном ядерном топливе с производством энергии.
[12]GNEP-167312, Rev. 0. Global Nuclear Energy Partnership Strategic Plan. U.S. Department of Energy, Office of Nuclear Energy, Office of Fuel Cycle Management, January 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gnep.energy.gov/pdfs/gnepStrategicPlanJanuary2007.pdf
[13] Известно, что в рамках своей секретной оружейной программы  ЮАР разработала оригинальную технологию обогащения уран (технологию кривого сопла), и, имея значительные запасы природного урана, намерена её использовать.
[14] Глобализация ядерного партнерства. [Электронный ресурс]. – Новости политики. – Режим доступа: http://polit.news.specialsoft.ru/read.php?id=206075
[15] В.В. Путин. Выступление на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества в расширенном составе. 25 января 2006 года,Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Презедента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/01/100674.shtml
[16]Украина рассмотрит предложение по участию в создании МЦОУ до декабря 2007 года. [Электронный ресурс]. - Интерфакс-Украина. – Режим доступа: http://www.tek.web-standart.net/news0$n!434611.htm 
[17] В конце 2007 года в Ангарске начнет работу центр по обогащению урана.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irk.ru/news/20070322/uran.html
[18] Managing the Nuclear Fuel Cycle: Policy Implications of Expanding Global Access to Nuclear Power. CRS Report for Congress. November 1, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf
[19] РФ за свой счет готова сформировать в МЦОУ гарантийный запас ядерного топлива. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru
[20] NTI – Nuclear threat Initiative – Инициатива по противодействию ядерной угрозе – неправительственная некоммерческая организация, чья задача заключается в укреплении глобальной безопасности путём снижения риска применения и распространения ядерного , биологического и химического оружия, а также в работе по построению доверия, прозрачности и безопасности, которые являются непременными условиями для максимального выполнения целей и стремлений Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
[21] Managing the Nuclear Fuel Cycle: Policy Implications of Expanding Global Access to Nuclear Power. CRS Report for Congress. November 1, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf
[22] Договор о нераспространении ядерного оружия. [Электронный ресурс]: Материалы официального сайта ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/npt.htm
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Международный банк ядерного топлива - мера по поддержанию режима нераспространия (Всего: 0)
от Гость на 11/04/2008
Уважаемый автор!

Прежде чем писать о МЦОУ - Вы консультировались со специалистами, или писали, основываясь лишь на интернет-публикациях?

"МЦОУ, созданный в форме открытого акционерного общества, открыт для участия организаций третьих стран без каких-либо политических условий. На данный момент достигнуты договоренности по поставкам урана с Австралией, подписано соглашение о создании совместного предприятия с Казахстаном. Вопрос о присоединении к МЦОУ Украины должен решиться в ближайшее время. Среди наиболее вероятных участников проекта - Иран, Япония и Южная Корея".

Как связаны уран из Австралии с МЦОУ? :)
Вопрос о присоединение Украины - "должен решить в ближайшее время"... С чего Вы это взяли? :)
Откуда - Иран, Япония и Корея? :)

В общем, советую Вам проконсультироваться по этому вопросу со знающими людьми - к примеру, у представителей акционера МЦОУ.


[ Ответить на это ]


Re: Международный банк ядерного топлива - мера по поддержанию режима нераспространия (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2008
Господин ментор, а подписаться слабо?


[
Ответить на это ]


Re: Международный банк ядерного топлива - мера по поддержанию режима нераспространия (Всего: 0)
от Гость на 21/04/2008
да нет, не слабо..

С уважением,
Григорьев Федор
гл. специалист Аналитического управления ОАО "Техснабэкспорт"


[
Ответить на это ]


Re: Международный банк ядерного топлива - мера по поддержанию режима нераспространия (Всего: 0)
от Гость на 27/09/2010
Очень приятно =) Спасибо, за Ваши комментарии.ту информацию, которую вы так раскритиковали, я действительно взяла из открытых источников, то есть из Интернета. Не так просто получить информацию у непосредственных учредителей Центра, но в следующий раз я обязательно попытаюсь проверить и подтвердить информацию по МЦОУ, обратившись непосредственно в "Техснабэкспорт".
С уважением,Автор.


[
Ответить на это ]


Re: Международный банк ядерного топлива - мера по поддержанию режима нераспространия (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2008
Интересный анализ и правильные вопросы в заключении.

На мой взгляд, нераспространение не является основной целью инициативы ядерных стран по созданию мировых центров. Кровным интересом является создание системы управляемого снабжения развивающихся стран ядерным топливом и другими материалами по правилам и ценам, определяемым главными игроками. И игроки, для того чтобы поставить свои фишки, уже столпились толкая локтями друг друга в бока.

Очевидно просматривается политика двойных стандартов: тот, кто сильный, тот имеет право на ядерные материалы и на диктат цен, тот кто слабый - встань в очередь и жди, когда тебе в миску кинут похлебки. Безусловно, с такими условиями ни одна страна в мире не согласится.

Процесс зарождения и развития ядерной энергетики во всех странах идет примерно по одному сценарию: создание обогатительного производства, затем ядерно-ракетного оружия, а затем - мирной ядерной энергетики. Причем, стадия создания ЯО в очередной стране мира приводит к переосмыслению в этой стране опасности и появлению нового уровня ответственности за созданное. Это неизбежно и этого не остановить ни какими политиченскими актами. Развитым странам придется научиться уважать желание других стран вступить в ядерный клуб на равных правах. 

Создание международных центров по изготовлению ядерного топлива не должно быть единственно возможной формой приобщения развивающихся стран к атомной энергетике. Развивающимся странам нужно дать возможность выбирать: где и по каким ценам им покупать топливо или производить самим. На мой взгляд, отношение к развивающимся странам на основе равноправного партенрства гораздо более перспективно с точки зрения снижения опасности ядерного противостояния и напряжения, чем постоянное унижение этих стран и принуждение играть по правилам "сильных". Не нужно забывать также, что тот кто был слабым еще несколько лет назад может, за счет высокого морального духа, быстро достичь невиданных успехов в развитии хозяйства своей страны и войти в кагорту сильных. Такие примеры у нас перед глазами: Япония, Ю.Корея, Китай, Индия...

Что же касается ОЯТ - это очень серьезная проблема, причем, не только в развивающихся странах, но и в переразвитых. По-хорошему, эта проблема не разрешена ни водной стране.
Поэтому и предложить то особенно нечего: немножко хранения, немножко переработки.

Очевидно, что для нормального развития атомной энергетики ядерный топливный цикл должен быть замкнут и ОЯТ должно перерабатываться таким образом, чтобы в ЯТЦ эффективно использовались все делящиеся нуклиды. Эта задача требует неимоверных вложений человеческого ума и труда (а деньги тут не помогут, потому что прибыли от вложений не будет видно в течение 20 - 30 лет). Вот тут-то, по идее, и должно быть место для широкого международного сотрудничества без диктата и принуждения.

А.Седов, РНЦ КИ



[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru