[14/02/2008] Американо-российская ядерная сделка оставляет Иран не у дел
М. К. Бхадракумар, ("Asia Times", Гонконг) Когда-то были времена, когда Иран мог поверить, что многополярный мировой порядок будет правильным и справедливым с точки зрения "угнетенных наций". И если данная идея не была опровергнута ранее, то это несомненно произошло в минувшую пятницу, когда директор Росатома, российского федерального агентства по атомной энергии, Сергей Кириенко срочно вылетел в Вашингтон с однодневным "рабочим визитом".
Глава российского ядерного ведомства спешил заключить соглашение между Россией и Соединенными Штатами, к которому Москва стремилась на протяжении последних нескольких лет. С точки зрения Вашингтона, трудно было подобрать более подходящий момент для подписания соглашения. Принимая во внимание, что установление Советом Безопасности ООН сурового режима санкций против Ирана кажется неосуществимой задачей, заключение соглашения сулит благоприятные перспективы.
Иран - не единственная страна, которой следует беспокоиться, если два тяжеловеса ядерной энергетики начнут договариваться друг с другом. Многие другие страны, такие, как Индия или ЮАР, также окажутся затронутыми изменениями в режиме торговли ядерным топливом. Однако в первую очередь последствия этих изменений ощутит на себе Иран.
Американо-российская ядерная сделка
В Вашингтоне Кириенко и министр торговли США Карлос Гутиеррес (Carlos Gutierrez) подписали торговое соглашение, которое позволяет России значительно увеличить объемы экспорта обогащенного урана в США. Соглашение предоставляет России возможность продавать обогащенный уран напрямую американским предприятиям.
Ранее подобные поставки должны были идти через специального посредника - американскую корпорацию, занимающуюся производством обогащенного урана (ЮСЕК) - в рамках программы ВОУ-НОУ. Из-за дискриминационных условий Россия не могла вести высокоприбыльную торговлю обогащенным ураном с Соединенными Штатами. Программа ВОУ-НОУ была начата в 1993 году и предусматривала переработку Россией 500000 высокообогащенного урана (ВОУ), извлеченного из советского ядерного оружия (что соответствует примерно 20000 боеголовок), в низкообогащенный уран (НОУ). И только после этого этот уран мог быть преобразован в ядерное топливо для использования на территории США.
Заключенное в Вашингтоне соглашение имеет для России огромное коммерческое, политическое и стратегическое значение. По словам Кириенко, только в ближайшие пять лет объемы торговли составят 5-6 миллиардов долларов США. К 2014 году каждая пятая американская атомная электростанция будет работать на российском уране. Получение доступа на американский рынок позволит России полностью задействовать свои мощности по обогащению урана, которые составляют 40 процентов от всех мировых мощностей.
Российская "Независимая газета" отметила, что Вашингтон дал понять, что он "заинтересован в расширении сотрудничества с Москвой в сфере гражданской ядерной энергетики". По данным американского Института ядерной энергетики, на американском рынке начиная с 2011 года будет ощущаться нехватка урана, и поэтому для США имеет смысл открыть свой рынок для российского урана. По информации Росатома, Россия обладает 870000 тоннами природного урана - третьими по величине запасами в мире после Австралии и Казахстана.
Заключив пятничную сделку, Вашингтон представляет Москве выгодные условия. Он отменил непомерно высокую и дискриминационную таможенную пошлину, составлявшую 112 процентов, из-за которой российский низкообогащенный уран не поступал на американский рынок. Ранее американский запрет распространялся также на любые поставки топлива на атомные реакторы американского производства, находящиеся в третьих странах, например, в Тайване или Китае, и на переработку отработанного топлива из этих реакторов.
Однако американо-российская торговля никогда не базировалась только на коммерческой основе, она всегда была в значительной степени политизирована. В случае с ядерным топливом степень политизированности была наиболее высокой. Кроме того, торговля ядерным топливом затрагивает режим ядерного нераспространения. Россия планирует построить международный центр обогащения урана в Восточной Сибири, в Ангарске, который будет поставлять обогащенный уран третьим странам, планирующим развивать ядерную энергетику. На 51-й конференции Международного агентства по атомной энергии, проходившей в Вене в сентябре прошлого года, Кириенко сказал, что Россия рассматривает строительство Центра в Ангарске, который будет подконтролен МАГАТЭ, как "шаг в направлении создания глобальной инфраструктуры ядерной энергетики".
Это предприятие также будет заниматься утилизацией отработанного топлива. Посол России в ООН Виталий Чуркин отметил в октябре, что ангарский Центр "сможет играть важную роль" в обеспечении ядерного нераспространения, "обеспечивая доступ к мирной атомной энергии всем странам, соблюдающим обязательства, налагаемые Договором о нераспространении ядерного оружия".
Россия изначально рассчитывала, что данный международный центр, построенный в рамках инициативы по нераспространению, позволит выработать компромиссное решение иранского ядерного вопроса. Впервые российское предложение было озвучено два года назад президентом Владимиром Путиным, сказавшим, что подобные международные центры позволят различным странам получить прозрачный доступ к гражданским ядерным технологиям, не вызывая опасений в том, что обогащенный уран может быть использован в тайных программах создания ядерного оружия.
Заключенная в минувшую пятницу сделка подчеркивает поддержку Соединенными Штатами шагов России, направленных на создание международного картеля по контролю за ядерным топливом, который укрепит режим нераспространения. Однако идея создания международных центров не является настолько демократичной, как кажется. Москва недавно опровергла идею о том, что центры, подобные ангарскому, могут быть созданы в арабских странах. Кириенко заявил: "Мы считаем, что необходимо создать ряд таких центров, однако они должны находиться только в тех странах, которые обладают всеми циклами технологии обогащения урана. Благодаря этому подобные технологии не будут распространяться дальше по миру".
Очевидно, что создается картель, который будет заниматься высокодоходной торговлей ядерным топливом. И в данной ситуации Вашингтон и Москва действуют сообща. Заместитель премьер-министра России Сергей Иванов отметил, что любая страна, подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, имеет право на покупку обогащенного ядерного топлива у международных центров, "но это только в теории. По различным причинам той или иной стране может быть отказано в доступе к урану".
Российские эксперты по ядерной тематике признают, что Соединенные Штаты прямо увязали заключенную с Россией сделку с прекращением ее ядерных взаимоотношений с Ираном, для которого она строит атомную электростанцию в Бушере. И в данном свете становится понятной та показная спешка, с которой Россия выполнила свои обязательства по поставке в Бушер низкообогащенного ядерного топлива в объеме 82 тонн - восемью поставками на протяжении шести недель начиная с 16 декабря прошлого года. Восьмая и последняя поставка топлива в Бушер была осуществлена 28 января - всего за четыре дня до заключения пятничной сделки в Вашингтоне.
США освобождают Россию от связей с Ираном
Кроме того, президент США Джордж Буш на удивление спокойно отнесся к поставкам российского топлива в Бушер, хотя Израиль и некоторые европейские страны выступили с возражениями против данных действий Москвы как представляющих прямую угрозу региональной безопасности. Как сказал один российский комментатор, "Буш практически повторил слова Путина о том, что теперь, когда Россия снабдила Иран ядерным топливом, ему не придется самому заниматься ядерным обогащением".
Со стороны Буша это было очень прагматично. По сути, он "освободил" Москву от "гнета" ядерного сотрудничества с Тегераном. Однако теперь он будет ожидать, что Москва - в свете заключенной сделки - пересмотрит свое отношение к необходимости оказания давления на Иран посредством санкций.
После встречи в формате "пять плюс один", состоявшейся в Берлине 22 января, министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что любая новая резолюция по Ирану должна обладать определенными чертами:
- "Любые действия Совета Безопасности должны быть направлены на поддержку МАГАТЭ", при этом следует принимать во внимание "прогресс, достигнутый в работе МАГАТЭ" и "выражать поддержку продолжению усилий МАГАТЭ по закрытию тех вопросов, которые пока еще не прояснены".
- Все эти меры "должны быть соразмерными реальной ситуации", то есть Совет Безопасности должен принимать во внимание готовность Ирана к сотрудничеству с МАГАТЭ.
- Пока Иран принимает те условия, которые выдвинуты МАГАТЭ", должна сохраняться готовность к переговорам.
- "Переговоры будут посвящены не только решению ядерных вопросов, не только обеспечению на практике законных прав Ирана по развитию мирной ядерной энергетики, но и расширению экономического сотрудничества с Ираном в ядерной области и сотрудничеству с Ираном по региональным проблемам, по проблематике безопасности этого региона".
- Новая резолюция будет сформулирована "главным образом в виде призывов всем странам проявлять бдительность" при развитии различных связей с Ираном в ядерной сфере.
Лавров выразил удовлетворение, отметив, что "в итоге мы получили текст, который отличается от первоначальных запросов наших западных партнеров, а эти запросы фактически шли в русле наказания Ирана, а не поддержки усилий МАГАТЭ".
По имеющимся данным, проект резолюции Совета Безопасности ООН, одобренный на конференции в Берлине, не предусматривает каких-либо строгих мер. В нем содержатся следующие пункты:
- Запрет на выдачу въездных виз тем иранцам, которые "косвенно и напрямую принимают участие в ядерной деятельности Ирана или разработке систем доставки ядерных боеголовок".
- Соглашение о том, что замораживание средств, оговоренное в предыдущей резолюции, будет теперь распространяться на определенные физические и юридические лица.
- Рекомендация всем странам "проявлять бдительность" касательно взаимоотношений их финансовых учреждений с иранскими банками, особенно с Bank Melli и Bank Saderat.
Однако Вашингтон все-таки настроен извлечь выгоду из разговора о санкциях, а западные державы в своей массе не будут перечить желаниям Америки. Китай по-прежнему занимает двойственную позицию. Пекин "призывает все стороны активизировать дипломатические усилия и искать новые пути выхода из сложившегося тупика, чтобы придти в итоге к полному решению иранского вопроса", как заявил в Пекине представитель министерства иностранных дел Китая. А какой стала теперь, после заключения пятничной сделки, позиция России?
В связи с этим вопросом большой интерес вызывает заявление заместителя министра иностранных дел Сергея Кисляка, размещенное на интернет-странице министерства во вторник. Он говорит, что Москва призывает Иран заморозить обогащение урана до "урегулирования спорных вопросов" Международным агентством по атомной энергии. Здесь наблюдается незначительное смещение акцентов. До этого Москва делала упор на доклад руководителя МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи (Mohammed ElBaradei) Совету Безопасности ООН, который должен поступить в Совбез в третью неделю февраля.
Ожидалось, что Мухаммед эль-Барадеи прояснит вопросы о прошлой ядерной деятельности Ирана. В интервью кувейтской ежедневной газете "al-Rai" эль-Барадеи сказал, что "Иран совершил некоторый прорыв в своей ядерной программе". Однако Кисляк, в свою очередь, говорит следующее: "Я думаю, что замораживание Ираном обогатительной деятельности вполне осуществимо, если на то будут соответствующие политические решения. Озабоченности международного сообщества можно спокойно снимать и создавать более благоприятные условия для разветвленного сотрудничества Ирана с другими странами".
Он также дал понять, что не следует преувеличивать значение сотрудничества Ирана с МАГАТЭ, отметив: "Строго говоря, наши иранские коллеги могли бы давно начать эту работу, не тратя столько лет на противостояние сперва с Советом Управляющих МАГАТЭ, а потом с Советом Безопасности ООН".
Кисляк предупреждает, что новая резолюция о санкциях содержит "серьезные сигналы Ирану и предусматривает определенное расширение санкционных решений, принимавшихся ранее Совбезом ООН". Один ведущий российский эксперт поддержал Кисляка, предупредив, что новая резолюция "может оказаться довольно серьезной", и что Москва просто "не заметила этого с самого начала".
Важно отметить, добавляет он, что "принятие новой резолюции постоянно задерживалось из-за России и Китая. За это время команда президента Ирана Махмуда Ахмадинежада (Mahmud Ahmadinejad) успела многое сделать, чтобы упрочить свои позиции. В результате, как считают многие международные эксперты, в том числе и из Ирана, ядерная программа этой страны приблизилась к такой точке, после прохождения которой она неизбежно приведет к созданию ядерного оружия. Мягкие санкции Совета Безопасности просто подталкивали Иран двигаться вперед".
Из двусмысленных заявлений России следует, что в дополнение к условиям проекта резолюции, одобренного 22 января в Берлине, независимо от того, какие предложения внесет глава МАГАТЭ, в нее может быть включено требование о прекращении Ираном обогащения урана в качестве условия возобновления переговоров. Иран, несомненно, отвергнет подобное предварительное условие.
Однако Ирану придется осознать, как многополярный мир все еще не гарантирует того, что ведущие державы не будут договариваться между собой. Международная система, сложившаяся после распада Советского Союза, похожа на скотный двор Джорджа Оруэлла (George Orwell), где одни всегда более равны, чем другие.
М. К. Бхадракумар - более 29 лет служил дипломатом в Министерстве иностранных дел Индии, в том числе занимая посты послов Индии в Узбекистане (1995-98 гг.) и в Турции (1998-2001 гг.)
Опубликовано на ИноСМИ 13.02.2008
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 2.88 Ответов: 9
|
|
|
опции |
|
|
|