proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/01/2008]     Заряженные $180 миллионами

Мария Азоян, газета "Сейчас" 

Украина - Россия: о перспективах развивать ядерно-промышленный комплекс самостоятельно
Фактически в настоящее время Украина инвестирует 50% средств в развитие ядерно-промышленного комплекса России. У Украины пока нет своего централизованного хранилища для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) трех АЭС, кроме Запорожской, что и является причиной ее зависимости от ценовой политики России на вывоз и хранение топлива, отмечают эксперты.
 



«ЗАЭС - единственная станция, которая не транспортирует отработанное топливо в РФ. Остальные отправляют, и НАЭК «Энергоатом» платит за транспортировку и хранение этих отходов, по разным оценкам, от $120 до $180 млн.», - сообщила газете «СЕЙЧАС» Ольга Кошарная, ведущий эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова.

Только 50% этих денег идут на оплату переработки ОЯТ и их хранение, отмечает специалист. Причем отработанное топливо от наших ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор; на основе ВВЭР-1000 ведется разработка реактора большей мощности: 1150 МВт. - «СЕЙЧАС») не перерабатывается из-за отсутствия соответствующей технологии, оно просто там хранится. Более того, добавляет г-жа Кошарная, после 2010 г. в Украину из России станут возвращать остеклованные высокоактивные радиоактивные отходы после переработки ОЯТ, и их мы должны будем захоранивать на своей территории.

Напомним, РФ намерена увеличить стоимость вывоза отработанного ядерного топлива с территории Украины на 18%. Если нашей стране не удастся договориться о сохранении стоимости услуг, то ей придется в 2,5 раза сократить вывоз ОЯТ в Россию по сравнению с запланированным на 2008 г. количеством рейсов (предполагалось совершить 6 рейсов, как и в 2007-м).

Примечательно, что еще в 2006 г. в Секретариате Президента заявляли, что в ближайшем будущем Украина будет вынуждена отказаться от захоронения отработанного ядерного топлива на территории РФ, потому что российская сторона может существенно изменить расценки на предоставление подобной услуги.

У нас есть два варианта решения данного вопроса: либо торговаться относительно цены, либо сокращать количество рейсов по вывозу топлива, подчеркивают эксперты. Однако и в этом случае избежать проблем не удастся. На площадках АЭС расположены приреакторные бассейны выдержки для ОЯТ, где оно хранится примерно в течение трех лет, после чего его можно транспортировать. «С точки зрения экологии такой вид хранения топлива абсолютно безопасен», - отметила Ольга Кошарная. Вместе с тем эти бассейны нельзя заполнять бесконечно, потому что там должно быть пространство для выгрузки ОЯТ из ядерного реактора при каком-либо ЧП. «Так что в любом случае Украине придется соглашаться на условия России», - считает г-жа Кошарная.

Россия намерена увеличить стоимость вывоза отработанного ядерного топлива с территории Украины на 18%. Если нашей стране не удастся договориться о сохранении стоимости услуг, то ей придется в 2,5 раза сократить вывоз ОЯТ в РФ по сравнению с запланированным на 2008 г. количеством рейсов.

В свою очередь, вице-президент НАЭК «Энергоатом» Владимир Бронников уверен, что если Украина пойдет по пути сокращения рейсов и движение топлива застопорится, это чревато остановкой блоков. «Это будет иметь негативные последствия. Достаточно вспомнить 1990-е годы, когда были веерные отключения атомных станций из-за незагруженного или не вывезенного топлива. Мы не должны допустить повторения подобной ситуации», - сказал г-н Бронников газете «СЕЙЧАС».

Изменение условий вывоза ОЯТ с территории нашего государства прежде всего связано с ростом мировых цен: повышается стоимость урана, а соответственно, и свежего ядерного топлива. «Недавно г-н Недашковский (Юрий Недашковский, заместитель Министра топлива и энергетики. - «СЕЙЧАС») в интервью отметил, что свежее топливо подорожало на 20% для украинских АЭС», - добавила Ольга Кошарная. Тенденция повышения цены на «ядерные услуги» также налицо: если в 2004 г. цена для Украины составляла около $400 за 1 кг тяжелого металла, в 2005-м – больше $500, то уже в 2006 г. она достигла более $600 за 1 кг тяжелого металла.

Напомним, НАЭК «Энергоатом» и российская корпорация «ТВЭЛ» подписали контрактные документы, регламентирующие стоимость и объемы поставок ядерного топлива на украинские атомные станции в 2008 г. Согласно новым договоренностям, цена ядерного топлива для нашей страны в 2008 г. повысится на 20%.
 
Конечно, возможен еще один вариант развития событий – договориться с другим государством, к примеру с Францией, и вывозить свои отходы на хранение и переработку туда на более выгодных условиях. Однако пока такие пути не рассматриваются.

«Во-первых, у Украины еще есть время, во-вторых, у нас идет процесс подготовки к строительству своего хранилища отработанного ядерного топлива», - рассказала г-жа Кошарная. По ее словам, технико-экономическое обоснование на это строительство должно быть вот-вот утверждено, оно уже прошло экспертизу. «Компания Hоlteс International, выигравшая тендер на строительство централизованного хранилища, имеет соответствующий опыт строительства подобных объектов в США и в Испании», - добавила эксперт.

«В ближайшие 2-3 года проблема транспортировки ОЯТ перестанет существовать для Украины. Сейчас мы находимся на стадии проектирования, и я думаю, что уже к концу года выйдем за разрешением в парламент на сооружение собственного хранилища», - отметил г-н Бронников.

Напомним: в декабре 2005 г. «Энергоатом» и американская компания Holtec International подписали контракт на строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива для отечественных атомных электростанций. Во 2-й половине 2009 г. Украина намерена прекратить вывоз ОЯТ в Россию, построив централизованное хранилище.

ГЛАВНОЕ
Фактически на сегодняшний день Украина инвестирует 50% средств в развитие ядерно-промышленного комплекса РФ. Тогда как в случае с собственным хранилищем ежегодная экономия государства составляла бы $120-180 млн.

Однако сотрудничество с Россией по транспортировке и хранению ОЯТ неизбежно даже на ее новых условиях, поскольку сокращение вывоза и хранения топлива чревато для нашей страны остановкой блоков, предупреждают специалисты, напоминая о веерных отключениях атомных станций в 1990-е годы.

Опубликовано в газете "Сейчас" 28,01,2008  

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.27 секунды
Рейтинг@Mail.ru