proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/11/2007]     Безопасность можно регулировать

С.А.Адамчик, заместитель руководителя Ростехнадзора

Атомные технологии в энергетике требуют новой законодательной базы. Научно-технический прогресс в последние столетия предопределил необходимость использования технологий, связанных с риском для жизни и здоровья нынешнего и будущего поколений людей, загрязнения окружающей среды и воздействующих на жизнь животных и растений. Применение указанных технологий требует одновременного решения двух взаимоконкурирующих проблем: развитие использования технологий и обеспечение безопасности их применения.


Мировым опытом установлено и подтверждено практикой, что одно лицо, одна организация, одно ведомство не способно одновременно эффективно решать сразу две указанные проблемы. Поэтому в государствах для их решения помимо организаций, осуществляющих управление, использование и развитие применения потенциально опасных технологий, создаются государственные органы регулирования (надзора), наделенные соответствующими полномочиями.

Использование атомной энергии относится к потенциально опасным технологиям. Возможные негативные последствия этих технологий могут привести к распространению радиоактивных веществ и излучений и загрязнению окружающей среды со всеми вытекающими из этого последствиями. Во всех странах мира, использующих или имеющих намерения использовать атомную энергию, созданы и функционируют органы государственного регулирования.
 
Начало развития использования атомной энергии в СССР относится к 40-м годам прошлого столетия. Нельзя сказать, что пользователи технологий и руководство страны не осознавали опасность ядерных технологий. Но основным приоритетом этой деятельности была строгая секретность. В рамках Министерства среднего машиностроения создавались и функционировали службы, предназначенные для ведения надзора за безопасностью, но форма подчиненности, исключающая реализацию основных принципов регулирования безопасности, позволяла данным структурам решать лишь незначительные локальные вопросы надзора за безопасностью.

Только в 1972 году на отдельных объектах использования атомной энергии (в связи с передачей их из ведения Минсредмаша СССР в Министерство энергетики и электрификации СССР) к осуществлению государственного надзора был привлечен Госгортехнадзор СССР. В ведении Госгортехнадзора СССР находилось оборудование, работающее под давлением, грузоподъемные механизмы АЭС Минэнерго СССР и исследовательских ядерных реакторов и установок Академии наук СССР. Это была лишь небольшая часть всего комплекса вопросов регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Независимые контролеры

В 1983 году (уже после аварии на АЭС в США) был создан отдельный независимый орган государственного надзора за безопасным ведением работ в атомной энергетике – Госатомэнергонадзор СССР. Следует отметить, что к моменту создания этого органа в эксплуатации уже находилось более 10 АЭС, включая и Чернобыльскую в составе 4 энергоблоков. Но, как и ранее, в ведении Госатомэнергонадзора СССР находилась только отдельная часть вопросов государственного надзора в области использования атомной энергии.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС явилась толчком к усилению роли государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. После этой аварии безопасность эксплуатации объектов использования атомной энергии стала осознаваться в России как общенациональная задача, затрагивающая интересы всех граждан и государства в целом.

В условиях роста

Современная атомная энергетика России в настоящее время находится на подъеме. Приняты и реализуются национальные программы по сооружению и вводу в эксплуатацию значительного количества современных энергоблоков. При этом роль государственного регулирования безопасности неизмеримо возрастает, требуется обновление и расширение нормативной правовой базы государственного регулирования, увеличение численности органа регулирования, его материальное и финансовое обеспечение. В ведении Ростехнадзора находится контроль за 3304 радиационными объектами, в их числе 31 энергоблок на 10-й АЭС. Имеющиеся нормативные акты, которыми в своей деятельности руководствуется Ростехнадзор, охватывают 86 федеральных норм и правил. К этому надо добавить 9 международных договоров и конвенций. Основная цель деятельности Ростехнадзора – это обеспечить гарантии безопасности персонала, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии. А задача сводится к недопущению аварий и катастроф на объектах использования атомной энергии. В целом же безопасность использования атомной энергии в России, кроме Ростехнадзора, контролируют Министерство по чрезвычайным ситуациям России – в его функции входит государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии, вопросов готовности к ликвидации аварий, Федеральное медико-биологическое агентство России – государственное регулирование санитарно-гигиенических аспектов радиационной безопасности, Министерство обороны России – государственный надзор и контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в оборонных целях.

В составе центрального аппарата Ростехнадзора образованы соответствующие структуры для организации и осуществления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. На территории Российской Федерации образовано семь межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, обеспечивающих регулирование и практический надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности на подконтрольных объектах и в организациях. На каждом крупном объекте использования атомной энергии (АЭС, предприятие ядерного топливного цикла) создана и функционирует инспекция, являющаяся структурным подразделением межрегионального территориального округа по надзору за ЯРБ. Научную и техническую поддержку деятельности по государственному регулированию осуществляет Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности. На Ростехнадзор возложены как разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, так и лицензирование установленных видов деятельности в области использования атомной энергии, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий.

Сейчас настало время для разработки новых законов по ядерной безопасности. Таких, как законопроект «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности», в разработке которого принимают участие специалисты Ростехнадзора. Этот законопроект призван установить правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при регулировании ядерной и радиационной безопасности объектов, использования ядерной энергии, деятельности федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного для осуществления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Безопасность можно регулировать (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2007
"На Ростехнадзор возложены как разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.." сами под себя разрабатываем, утверждаем и вводим, а вот государственные задачи- второсортны, полный маразм какой-то.
Даже посмотрим кто был и приходит к руководству надзором, сыночки министров и их приближенные, о какой безопасности можна говорить...о каком надзоре.., сказали бы еще о ставках за получение той или другой подписи под необходимыми документами...


[ Ответить на это ]


Re: Безопасность можно регулировать (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2007
"в их числе 31 энергоблок на 10-й АЭС", а на первой сколько?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru