Мыслил градоначальник весьма просто. Мол, вспомните, в былые
времена разве так красиво выглядел Северск? Конечно же, нет! А доходы с
расходами сводили «тютелькой в тютельку». Сегодня же имеющейся дефицит помогает
нам выполнять программы, в результате город становится ещё краше! Неужели вам
не нравятся достигнутые успехи?
Не буду спорить с Николаем Васильевичем. Тем более, оценить,
насколько они справедливы, лично не получится. Въезд в город мне уже давно
заказан. А вот порассуждать, стоит ли в нынешних условиях «дорогого
кредитования», с таким усердием биться за наращивание бюджетных расходов,
наверное, смогу.
И ещё попробую малость поспорить с нашим замечательным
градоначальником. Процитировав лишь один небольшой абзац из пояснительной
записки к бюджету 2025 года. В нём то и вполне конкретно и убедительно
излагается позиция властей, для каких целей всё же она прибегает к
заимствованиям.
«Формирование бюджета ЗАТО Северск с дефицитом обусловлено
недостаточностью собственного доходного потенциала и необходимостью выполнения
обязательств муниципального образования по обеспечению софинансирования
региональных и национальных проектов, увеличением расходов на оплату труда
работников бюджетной сферы, а также увеличением расходов на коммунальные услуги
в связи с ростом тарифов и на обслуживание муниципального долга».
Ну, и много здесь сказано о городских красотах, о которых
рассуждал Николай Диденко?!
Всё больше мимолётная обыденность и банальное проедание
средств.
Не ошибусь, если уходящий год войдёт в историю бюджетных
отношений как год небывалого наращивания муниципального долга. Читаешь
отчётность и диву даёшься, кто так учил участников процесса подходить к
«бюджетной вёрстке»? И насколько необходимо «хватать» такие денежные объёмы,
невзирая на предлагаемые условия заимствований?
«Ямщик, не гони
лошадей!»
В первоначальном варианте городского бюджета на 2024 год,
принятого ещё в минувшем декабре, казалось, ничего не предвещает взрывного
роста долговых обязательств. Несколько настораживал, правда, планируемый размер
бюджетного дефицита в 125 822,04 тыс. руб. Появилась она не случайно. Ведь
раннее, в году предыдущем, северские власти не стремились с таким энтузиазмом в
объятия кредиторов. Тот же утверждённый план заимствований 2023 года по итогам
исполнили даже меньше, чем наполовину. Ну, как тут не спросить у господина
Диденко, не противоречит ли тот самому себе, рассуждая о преимуществах
бюджетного дефицита?
Если, конечно, он помнит те цифры. Потому как времена для
северских бюджетотворцев настали чуть другие. Доходы с расходами, если верить
ожиданиям местных властей, в текущем году уже не «сойдутся» почти на 250 млн
рублей, превысив, таким образом, планируемую всего десять месяцев назад сумму в
1,85 раза.
Не стоит искать чудес в году наступающем. Пока бюджетный
дефицит запланирован в 139 545, 49 тыс. рублей. Но, как вы понимаете, при всё
более растущих аппетитах нынешней северской власти и неубедительностью
ответственных за дела финансовые чиновников в разъяснении первым пагубность
подобного курса, нас, уверен, ждут более значимые суммы. О роли депутатов,
имеющих отличную от господина Диденко позицию, на сей счёт, помолчим. Или
послушаем классика! Помните, «узок круг был этих революционеров…»?
Но и это расходы далеко не предел. Господа бюджетных дел
мастера вдруг решили создать на два последующих года, 2026 и 2027, вообще
бездефицитный бюджет! Уж не знаю, как у них это получилось, но, думаю, вряд ли
он проживёт долго. Тем более, не так давно они, столь же оптимистично,
«рисовали» бюджет и на год нынешний, и на год грядущий. Без единой копейки
дефицита!
Осталось их только поинтересоваться, где же отыщутся
средства, чтобы погасить накопленные долги предыдущих лет? Да ещё и в столь
непростые условия, царящих сегодня на кредитном рынке.
Берёшь чужие –
отдаёшь свои
Долг, как известно, красен лишь платежом. Они также
запланированы в расходной части бюджета под названием «Обслуживание
муниципального долга». Чем больше ты берёшь в долг, тем они выше. Но и здесь мы
сталкиваемся с исключением. Несмотря на значительное увеличение денежных
заимствований, в году текущем ожидается некоторое снижение запланированной по
этой статье суммы. Почти на 10 млн. рублей.
Можно, конечно, задаться вопросом, в чём тайный смысл
переноса платежей на более поздний срок? При росте в дальнейшем процентной
ставки и давлении кредитной массы будущих лет. Но, наверное, господин Диденко и
его заместитель по делам финансовым господин Хрячков знают что – то большее.
Вот только экономику не обманешь! Смотрите последующий рост
расходов северского бюджета по долговым обязательствам и вопросы отпадут сами.
Отыскать их легко можно в разделе под названием «Обеспечение устойчивости
бюджета ЗАТО Северск». «Устойчивость» обойдётся горожанам почти в 60 млн.
рублей и только в 2025 году. Если учесть, что при формировании бюджета
планировали отдать кредитором всего 37,7 млн. руб., то, согласитесь, «дырочка»
в расходной части образовалась весьма чувствительная.
Дальше – больше. В плановом периоде расходы за пользование
кредитными ресурсами составят уже в 2026 году -
101 380,10 тыс. руб.; в 2027 году- 106 713,40 тыс. руб.
«Скакнёт» и размер муниципального долга. С вполне
«вегетарианских» 298 670 тыс. руб. отмеченных в начале 2023 года до ожидаемых
властями на 01.01.2025 415 080,43 тыс. руб. И, что не менее тревожно, в
отличие от лет прожитых, он будет только расти. Чтобы через год с небольшим перевалить
психологический рубеж в полмиллиарда рублей.
Хрячкову виднее!
В более далёкую перспективу, согласитесь, и вглядываться
страшновато. Ну, как здесь без ещё одного классика!? «Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд
полна…». Ну, и так далее.
Не способствуют оптимизму и меняющийся предельный размер
муниципального долга, ежегодно определяемый господами депутатами при
голосовании за бюджет. Он, к сожалению, становится каким – то резиновым,
растягивающим. Уж, и не знаю, с каким предметом сравнить, чтобы никого не
обидеть?
Например, в бюджетном решении от 21.12.2023 за № 43/1
верхний предел муниципального внутреннего долга ЗАТО Северск по состоянию на 1
января 2025 года планировали ограничить 502 382,71 тыс. руб. И не менять его ни
на копейку за два последующих года! Но не прошло и десяти месяцев, как мы видим
цифру на 10% выше. Ну, чем не великие
сказочники заседают в Северске в Сером доме! Даже на год вперёд заглянуть не в
состоянии!
Думаю, немалый интерес вызывают источники, с помощью которых
господин Хрячков с коллегами-бюджетотворцами намерен финансировать дефицит
бюджета на будущий год. Любопытно, что привлекать планируется исключительно
средства коммерческих банков. Платить же за гигантскую процентную ставку
предстоит всё тому же бюджету. Почему куда – то исчезли кредиты,
предоставляемые областным бюджетом, очень даже непонятно. Ведь у них и ставка
много ниже, и с возвратом всегда можно повременить. Не думаю, что причины
кроются в скудности «областной кубышки». Если судить по информации по динамике
регионального долга, размещаемой Минфином, Томская область выглядит здесь очень
даже стабильно. Вот только, почему – то не для Северска.
Критикуя – предлагай!
Остался вопрос, неужели так необходимы городскому бюджету
столь немалые и затратные заимствования? Согласен, времена сегодня для
городских властей непростые. И не только в Северске. Приоритеты того же
федерального бюджета известны. Как и социально – экономическая ситуация. Первый
вопрос при подобных условиях – жить по средствам. Посмотрим, насколько для
властей самого большого ЗАТО они актуальны?
Возьмём только две цифры. Расходы на содержание местной думы
и счётной платы. В сумме они составят только по предварительной оценке 72 638
тыс. рублей. И ещё примерно столько же в году будущем. Насколько необходимы
городу подобные затраты и как они сообразуются с результатами их работы,
большой вопрос. Для примера, последняя информация на сайте Палаты датирована
двухмесячной давностью. Последний бюллетень о её работе, размещённый здесь же, издан
четыре года назад. Информации от её начальника также днём с огнём в СМИ не
сыскать. А ведь правит там самый настоящий генерал запаса. Гроза когда-то
расхитителей бюджетных средств не только Томской области, но и целой Республики
Тыва!
Жаль, что в очередной раз приходится напоминать, что эти две
структуры уже не один год являются своеобразными рекордсменами среди
родственных ЗАТО по затратам на содержание!
Удивляют и некоторые статьи из управленческих расходов. То
же начальство внегородских территорий обходятся бюджету в 15 890 тыс.
рублей. Вместе с обслуживающим его персоналом. Не слишком ли жирно для
небольшого посёлка и пары – тройки окрестных деревушек?
Можно «пройтись» и по другим бюджетным статьям расходов,
чтобы понять – для экономии заложенных в них средств существует немало
эффективных путей.
Наконец, почему бы не ответить на вопрос, что важнее для
города, плата за кредиты или сопоставимые с ними затраты, например, на благоустройство?
Или дороги? Нам известна напряжённость с тем же капитальным ремонтом бюджетной
сферы. Срочного вмешательства требуют не только некоторые школы, но ряд
спортивных сооружений, объекты искусства и культуры. Для сравнения, общие
затраты на капитальный ремонт бюджетной сферы Северска в будущем году
запланировано 91 млн. рублей. В том числе 51 млн. руб. в четырёх школах А на
обслуживание бюджетного долга уйдёт почти 60 млн. рублей. Уверен, сопоставление
подобных затрат может стать холодным душем для сторонников жить в долг, мало
думая о последствиях такого шага.
Общественность
Северска, проснись!
Для чего, собственно, и необходима общественная активность
на всём протяжении бюджетного процесса. Ведь в городе немало граждан, горячо
любящих свой город, которым небезразлична его судьба. А какой она может быть
при таких «долговых перспективах»? И стоит ли отдавать её в руки начальства,
которым далёк этот город? Ведь они всегда могут «сняться» и покинуть его. Кто
на пенсию, благо возраст позволяет, кто на постоянное место жительства, никак
не связанное с Северском. Того же Павла Хрячкова, по информации весьма
информированного журналиста Андрея Острова, активно сватают на главу Томского
района.
А вам же здесь жить, растить детей, поднимать внуков. Вот
только процессы подобные «закладываются» в экономику одним решением, а
«расхлёбывать» их последствия предстоит годами. Сил-то хватит?