По
итогам заседания разработчики БРЕСТа подготовили проект решения, который был
разослан всем его участникам. Этот проект интересен тем, что, во-первых, он
отражает взгляд самих разработчиков на результаты своей деятельности, а,
во-вторых, дает представление о том, какая информация и в каком виде доводится
до сведения руководства отрасли.
Ниже
приводятся выдержки из этого документа (выделено курсивом) с комментариями,
которые в известной степени будут пересекаться с содержанием предыдущих глав.
1.1.
Основные решения, направленные на обеспечение выполнения требований нормативной
документации и повышения уровня безопасности РУ БРЕСТ-ОД-300:
- интегральная компоновка с многослойным
металло-бетонным корпусом без запорной арматуры в контуре циркуляции
теплоносителя;
- широкое использование пассивных защитных
и локализующих систем и устройств;
- использование
радиационно-стойкого, мало активируемого свинцового теплоносителя с высокой
температурой кипения;
- использование
плотного теплопроводного топлива.
Комментарий
Выбор свинцового теплоносителя создает ряд очень
существенных и практически неустранимых угроз безопасности РУ, которые
проявились при эксплуатации ЯЭУ с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем
(СВТ), вызвали многочисленные, в том числе и тяжелые аварии этих установок,
отрицательно сказались на их работоспособности – ни один из 13-ти построенных
реакторов, включая наземные прототипы, не проработал больше одной кампании, 5
реакторов было потеряно в результате тяжелых аварий. Общая наработка на всех
свинцово-висмутовых реакторах за 37-летнюю историю их эксплуатации составляет
не более 5 эфф. реакторо-лет.
К
основным техническим решениям, принятым в проекте РУ БРЕСТ-ОД-300 относятся:
- тяжелый коррозионно-агрессивный
теплоноситель с высокой температурой плавления и кипения, склонностью к
зашлаковке при взаимодействии с воздухом и водой;
-
интегральная компоновка с восемью встроенными парогенераторами с давлении 17-18,5
МПа;
- крайне
медленная (в 5 раз медленнее, чем у БН-800) и ненадежная аварийная защита с
использованием поплавковых РО СУЗ, всплывающих в активную зону под действием
силы Архимеда;
-
хрупкое, с ускоренным распуханием и интенсивной наработкой углерода-14 СНУП-топливо, несовместимое ни с
оболочкой из стали ЭП823, ни со свинцовым теплоносителем.
Ни
одно из этих технических решений не имеет подтверждения ни предыдущим опытом,
ни достаточным объемом экспериментальных исследований и испытаний. Эти решения не
только не способствуют повышению уровня безопасности, но и создают прямую
угрозу целостности физических барьеров (оболочке твэлов и корпусу реактора),
безопасности и работоспособности РУ в целом.
1.2.
Основные результаты расчетно-экспериментального обоснования активной зоны:
– максимальный запас реактивности при
работе на мощности 0.54βэф с учетом компенсации методической,
константной и технологической неопределенностей в 1.3 %Δk/k
техническими мерами, осуществляемыми на этапе физпуска;
– расчетное обоснование
нейтронно-физических характеристик, баланса реактивности и выполнение
нормативных требований ПБЯ выполнено по аттестованным ПС MCU-BR FACT-BR;
Комментарий
Как уже говорилось в разделе 2.1, апологеты
«естественной безопасности» отказались от одной из самых «священных коров»
своей концепции, признав, наконец, невозможность расчетного обоснования ограничения
максимального запаса реактивности величиной βэфф в течение всей
кампании (КВА ~ 1). В чем состоят
«технические меры», с помощью которых предполагается компенсировать константную
и технологическую неопределенности в 1.3 %Δk/k, не уточняется.
В
связи с этим необходимо отметить, что если эта неопределенность касается лишь
расчета начального запаса реактивности, то её действительно нетрудно
компенсировать с помощью постоянных компенсаторов реактивности (ПКР), которые
использовались, например, на БН-800. Но если константная неопределенность
существенно повлияет на значение КВА, то компенсировать ее можно будет только с
помощью дополнительных РО СУЗ, что повлечет за собой увеличение запаса
реактивности.
Аттестованная погрешность расчета kэфф
для
ПС MCU-BR и FACT-BR, оцененная как одно среднеквадратическое
отклонение (ϭ), составляет 0,35 %Δk/k. Расчет баланса реактивности,
представленный в ПООБ, выполнен с учетом 2ϭ, что соответствует уровню
достоверности 95 %. На практике для обоснования ядерной безопасности принято (ВВЭР,
РБМК, БН, ЭГП-6) учитывать максимальную аттестованную погрешность
используемого кода (~3ϭ), что соответствует уровню достоверности 99,7 %. Если
правило 3ϭ применить к РУ БРЕСТ-ОД-300, то по данным ПООБ максимальный запас
реактивности составит 1,92 % Δk/k, а эффективность РО АЗ-1 ‒ 1,63 % Δk/k, чего недостаточно для перевода реактора в подкритическое состояние
(несоответствие требованию 2.3.1.4
НП-082-07).
– максимальная температура оболочек твэл и
топлива не превышает 667 ºС и 1353 ºС с учетом факторов перегрева;
–
расчетное обоснование теплогидравлических характеристик выпол-нено по
аттестованным (с ограничениями) ПС ПУЧОК-ЖМТ и FLUENT;
Комментарий
ПС ПУЧОК-ЖМТ, с помощью которого получена
максимальная температура оболочек твэлов и топлива, не аттестовано для расчетов
в свинцовом теплоносителе (только в Na-K). Экспериментальные данные о теплообмене в пучке
твэлов в потоке СТ отсутствуют, их еще только планируется получить. Как указано
в п. 4.2.8.2.2 ПООБ, в расчетах учитывалось термическое сопротивление окисной
пленки, толщина которой составляет 10 мкм. Это совершенно не соответствует
результатам коррозионных испытаний.
По оценкам АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ( п. 4.3.5.2.1.3 ПООБ),
увеличение толщины оксидных пленок за 40 тыс. часов при Т = 540 °С и СО=4∙10-6
%мас, может достигать 120 мкм (для стали ЭП-302) и 107 мкм
(для стали ЭП-823). Причем указанные оценки сделаны на основе испытаний
ненагруженных образцов. Коррозионные испытания образцов стали ЭП302-Ш под
нагрузкой, проведенные в ЦНИИ КМ «Прометей», показали, что с ростом напряжения
скорость окисления, а соответственно и толщина оксидной пленки на поверхности
твэлов, многократно возрастают.
Заниженная на порядок
толщина оксидной пленки на поверхности твэлов, использование неаттестованного
ПС, отсутствие экспериментальных данных по теплообмену в свинце делает
обоснование теплотехнической надежности активной зоны РУ БРЕСТ-ОД-300 не только
неконсервативным, но и недостоверным.
–
работоспособность топлива при проектном выгорании начального периода эксплуатации
ПРИ твэлов типа БРЕСТ с оболочками из стали ЭП823-Ш, облученных в БОР-60 (ОУ-1,
ОУ-2) и БН-600 (КЭТВС-3, ЭТВС-5 и ЭТВС-9) (всего облучено более 1000 твэлов со
СНУП, из них 534 твэла со сталью ЭП823-Ш);
Комментарий
Как видно
из приведенных в Главе 3 (п. 3.2) данных, фактические результаты реакторных
испытаний СНУП-топлива для РУ БРЕСТ-ОД-300 не только не подтверждают
работоспособность этих твэлов «при проектном выгорании начального периода
эксплуатации» (6 %т.а.), но и прямо свидетельствуют о
несовместимости нитридного топлива с оболочками из стали ЭП823-Ш.
Необходимо
отметить также, что испытаний твэлов РУ БРЕСТ-ОД-300 в натриевых реакторах
(БОР-60, БН-600) далеко недостаточно для обоснования их работоспособности в
реальных условиях эксплуатации, поскольку в этих испытаниях отсутствует главный
повреждающий фактор – свинцовый теплоноситель и связанные с ним кислородная и
жидкометаллическая коррозия, а также деградация механических свойств стали.
Ни
внутритвэльная язвенная коррозия глубиной 100-170 мкм, ни локальная ЖМК со
стороны свинцового теплоносителя – до 180 мкм за 1,5 месяца, не учтены в
проекте твэла. Как указано в п. 4.2.1.1.3.1 ПООБ: «Коррозионное взаимодействие стали со
свинцовым теплоносителем учтено в техническом проекте твэла прибавкой на
утонение стенки величиной 35 мкм. Значение выбрано с консерватизмом (примерно 2
раза), поскольку коррозия без облучения имеет размер около 15 мкм».
Локальная ЖМК оказывает определяющее влияние
на работоспособность твэлов в свинцовом теплоносителе, но она никак не
проявляется в испытаниях в натриевых реакторах.
– получены свойства для применяемых групп
полуфабрикатов, включая, длительные, под облучением, в среде теплоносителя,
обеспечивающие работоспособность твэлов до выгорания 6 %т.а.;
Комментарий
Достоверные, статистически обоснованные данные
о механических свойствах основных конструкционных материалов РУ БРЕСТ-ОД-300 в
среде свинцового теплоносителя, без которых невозможно достоверное обоснование
прочности и проектного ресурса твэлов, ТВС и внутрикорпусного оборудования, на
сегодняшний день отсутствуют.
– обоснование фреттинг-коррозии выполнено на
основании результатов коррозионных испытаний в Pb малостержневых коррозионных макетов 2500 ч и 5000 ч, показавших величину
истирания оболочки менее 0.5 мкм при принятых 39 мкм.
Комментарий
Имеющиеся на сегодняшний день результаты
стендовых испытаний не подтверждают работоспособность ТВС РУ БРЕСТ-ОД-300 и
выполнение критериев безопасности не только в течение назначенного ресурса, но
даже и одного года. Работоспособную в свинце конструкцию ТВС с
дистанционирующими решетками еще только предстоит найти, если это вообще
возможно, что после 6 лет поисков и испытаний далеко не очевидно.
Еще одним элементом ТВС РУ БРЕСТ-ОД-300,
требующим экспериментального подтверждения, является управляемый цанговый
замок, удерживающий ее от всплытия в свинцовом теплоносителе. Размах напряжений
в цанге достигает 212 МПа. Ресурсные испытания, подтверждающие
работоспособность цангового замка после его длительного (4-5 лет) пребывание в
неподвижности в свинцовом теплоносителе при температуре ≤ 420 °C (жидкометаллическое охрупчивание,
зашлаковка), отсутствуют.
– без потери герметичности завершено
облучение 61 твэла ЭТВС-11 в течение 9 микрокампаний с достижением выгорания
8.3 %т.а., повреждающей дозы 98 сна;
Комментарий
Сохранение герметичности при
нормальной эксплуатации, это необходимое, но далеко не достаточное условие для
подтверждения критериев безопасности. В процессе эксплуатации оболочка твэла
должна сохранять свои механические свойства на уровне, достаточном для
выполнения проектных пределов, установленных для проектных аварий. В п. 3.2
были представлены фактические результаты
реакторных испытаний твэлов РУ БРЕСТ-ОД-300, вплоть до ЭТВС-9 (коррозионные
язвы глубиной 100-170 мкм, науглероживание до 100 мкм, потеря пластичности под
влиянием СНУП-топлива, жесткий контакт «топливо-оболочка» уже на ранних стадиях
облучения и, как следствие, удлинение,
овализация и многочисленные локальные деформации оболочки). Ни расчетных, ни
экспериментальных данных о поведении твэлов со СНУП-топливом в проектных
авариях, с учетом реальных результатов реакторных испытаний, не представлено.
Известно, что после достижения
локального выгорания ~8 % т.а. начались разгерметизации твэлов с UN топливом в
реакторе БР-10 (всего разгерметизировалось 24 твэла). В 78-й микрокампании
БН-600 также зарегистрирована разгерметизация твэла со СНУП-топливом, причина
которой пока не установлена. И это в натриевых реакторах.
В свинцовом реакторе жесткий контакт
«топливо-оболочка» приведет не только к деформации оболочки, но и к повреждению
(растрескиванию) на ней защитной оксидной пленки и, как следствие, глубокой
локальной ЖМК со стороны свинцового теплоносителя. Поскольку контакт «топливо-оболочка»
в твэлах с хрупким нитридным топливом наступает на самых ранних стадиях
облучения (через фрагменты топлива в газовом зазоре), то и разгерметизация
твэлов в свинцовом реакторе будет происходить намного раньше, чем в натриевом,
где нет проблемы глубокой жидкометаллической коррозии со стороны натриевого
теплоносителя.
Резюме к
разделу 1.2
Представленный
в ПООБ расчет баланса реактивности показал недостаточную эффективность
аварийной защиты.
Теплогидравлические
расчеты активной зоны выполнены с помощью неаттестованного кода, без учета
фактических данных о толщине оксидной пленки на поверхности твэлов и при
отсутствии экспериментальных данных по теплообмену в пучке твэлов в свинцовом
теплоносителе. Такие расчеты
неконсервативны и недостаточны для подтверждения критериев безопасности по
температуре оболочки и топлива.
Прочностные
расчеты твэлов выполнены без учета фактических данных реакторных испытаний
СНУП-топлива (внутритвэльной язвенной коррозии) и данных коррозионных испытаний
стали ЭП823-Ш под напряжением в свинцовом теплоносителе, с использованием
непредставительных, статистически необоснованных данных о механических свойств
стали в свинце, что делает эти расчеты не только неконсервативными, но и
совершенно недостоверными.
Обоснование
прочности ТВС сделано исходя из ложного представления о том, что
фреттинг-коррозия не превышает 0,5 мкм за 5000 ч, что в десятки раз меньше, чем
это получено в кратковременных испытаниях макетов ТВС на свинцовых стендах АО
«ГНЦ РФ-ФЭИ».
Испытания
твэлов со СНУП-топливом в натриевых реакторах БОР-60 и БН-600 показали неудовлетворительную
совместимость нитридного топлива с оболочкой из стали ЭП823-Ш (внутритвэльная
коррозия до 100-170 мкм, науглероживание до 100 мкм, снижение пластичности).
Фактические
данные испытаний стали ЭП823-Ш в свинце свидетельствуют о ее низкой
коррозионной стойкости в условиях эксплуатации (локальная ЖМК глубиной до 180
мкм за 1,5 месяца испытаний) и деградации механических свойств (снижение
длительной прочности в 8-39 раз, увеличение скорости ползучести в 5-7 раз).
Фактические
данные испытаний макетов ТВС в свинце показали неработоспособность узла
дистанционирования твэлов (коррозионные язвы на пуклевках ДР до 50-70 мкм за
4-4,5 месяца испытаний, при исходной толщине пуклевок 200 мкм). Полноценные
ресурсные испытания твэлов РУ БРЕСТ-ОД-300 в реакторной петле со свинцовым
теплоносителем отсутствуют, а имеющиеся результаты испытаний в натриевых
реакторах и свинцовых стендах не позволяют обосновать их работоспособность не
только до выгорания 6 %т.а., но даже и на 1 год.
1.3. Основные результаты обоснования
реакторного корпуса
Комментарий
Металло-бетонный
корпус РУ БРЕТ-ОД-300 не обладает локализующей способностью, достаточной для
предотвращения недопустимого снижения уровня теплоносителя в первом контуре в
случае разгерметизации (течи) металлической оболочки (МО) центральной или
периферийной полостей. Разгерметизация МО выше уровня теплоносителя приведет к
заполнению пористого бетонного массива корпуса БР радиоактивным газом из
газовой полости РУ или аргон-водородной смесью, содержащей 8,12 % Н2,
к их беспрепятственному выходу через систему сушки бетона в шахту реактора.
Обоснование
прочности и ресурса корпуса сделано без учета фактических результатов испытаний
образцов стали ЭП302-Ш под напряжением в свинцовом теплоносителе (многократное
увеличение скорости окисления, глубокая локальная ЖМК) с использованием
механических свойств этой стали, полученных, примущественно, на воздухе, без
надлежащего учета влияния свинцового теплоносителя.
Технология
сооружения металло-бетонного корпуса не отработана –отсутствует практический
опыт сушки протяженных (~7000 м3) бетонных массивов, помещенных в
замкнутый, близкий к герметичному объем, а в испытаниях натурных фрагментов
обнаружены многочисленные магистральные трещины с величиной раскрытия, более
чем на порядок превышающие допустимую строительными нормами. Контроль за
трещинообразованием на стадии изготовления и эксплуатации корпуса отсутствует.
Такой подход не отвечает стандартам качества, принятым в атомной энергетике при
изготовлении и эксплуатации корпусов РУ.
1.4. Основные результаты обоснования
безопасности и надежности ПГ:
– требуемые теплогидравлические параметры ПГ и граница устойчивой
работы 18,6 % по расходу воды обоснованы по аттестованному коду HYDRA-IBRAE/LM/V1;
Комментарий
Теплогидравлические расчеты ПГ
выполнены без учета фактических данных о толщине оксидной пленки на поверхности
стали ЭП302М-Ш.
Согласно аттестационному паспорту ПС HYDRA-IBRAE/LM/V1,
«корректность моделирования в ПС явления гидравлической неустойчивости в
системе параллельных каналов с водяным теплоносителем не верифицирована».
Никаких данных по валидации этого ПС для расчета гидравлической неустойчивости
ПГ РУ БРЕСТ-ОД-300 не представлено.
Оценка границы устойчивой работы −
18,6 % по расходу воды, получена на основе стационарных расчетов одиночной
парогенерирующей трубы с использованием критерия устойчивости, взятого из
работы 1961 г и не соответствует современному уровню развития науки и техники в
области парогенераторов ЯЭУ с жидкометаллическим теплоносителем.
Экспериментальные
исследования теплогидравлической устойчивости ПГ РУ БРЕСТ-ОД-300, как
совокупности параллельных парогенерирующих каналов, отсутствуют.
– подтверждено выполнение условий термоциклической прочности
теплообменных труб и сварных швов приварки к трубной доске при 5000 циклах;
Комментарий
Испытания на термоциклическую
прочность теплообменных труб ПГ РУ БРЕСТ-ОД-300 (5000 циклов) на воздухе
непредставительны для условий эксплуатации этих труб в свинцовом теплоносителе.
Термоциклирование эффективно разрушает защитную оксидную пленку на поверхности
стали из-за разницы коэффициентов линейного удлинения металла и окисла, что
приводит к локальной жидкометаллической коррозии, глубина которой многократно
превышает сплошную кислородную коррозию. Для стали ЭП302М-Ш, из которой
изготовлены теплообменные трубы ПГ, результаты коррозионных испытаний в СТ в
режиме термоциклирования отсутствуют.
Подтверждения
условий термоциклической прочности теплообменных труб на воздухе недостаточно
для обоснования проектного ресурса ПГ РУ БРЕСТ-ОД-300.
– по аттестованному коду ANSYS обоснована прочность элементов ПГ во всех эксплуатационных
режимах;
Комментарий
Использование аттестованного ПС
необходимое, но далеко не достаточное условие для получения корректных оценок
прочности. Погрешность результатов зависит также от неопределенности
физико-механических характеристик материала, в данном случае стали ЭП302М-Ш.
Как уже было сказано выше, достоверные, статистически обоснованные данные о
механических свойствах этой стали в свинце отсутствуют. Единственное, что было установлено в испытаниях 6-ти образцов данной
стали, это снижение в 2-3,5 раза скорости ползучести в свинце, по сравнению с
испытаниями на воздухе, что само по себе свидетельствует о существенном влиянии
свинца на ее механические свойства. Прочностные расчеты элементов ПГ по коду ANSYS, выполненные
с использованием механических свойств стали ЭП302М-Ш на воздухе,
непредставительны.
Так же, как и для других
конструкционных материалов РУ БРЕСТ-ОД-300, для ЭП302М-Ш отсутствуют данные о
характере сопротивления язвенной коррозии (скорость роста количества и глубины
язв). Расчеты прочности элементов ПГ по коду ANSYS выполнены без учета локальной ЖМК,
неизбежной при термоциклировании и виброизносе, представляющей главную угрозу
для целостности теплообменных труб в свинцовом теплоносителе. Такой подход
свидетельствует о непредставительности расчетного обоснования прочности
элементов ПГ, о его непригодности для подтверждения критериев безопасности.
– на стенде ВНИИТФ экспериментально
показано отсутствие зависимого отказа при разрыве одной трубки ПГ, вероятность
отказа трубки ПГ составляет 1.5∙10-5 год-1, двух труб –
4.3∙10-7 год-1;
Комментарий
Отсутствие зависимого отказа показано
в кратковременных экспериментах, когда влияние свинцового теплоносителя не
успевало проявиться. После пребывания в течение 5-10 лет в свинцовом
теплоносителе в реальных условиях эксплуатации механические свойства
теплообменных труб могут существенно измениться, поэтому вывод ВНИИТФ, если и
справедлив, то только для начального этапа эксплуатации ПГ. Оценка вероятности
отказа труб получена расчетным путем на основе механических свойств стали
ЭП302М-Ш на воздухе и не подтверждена ресурсными испытаниями в условиях,
близких к условиям эксплуатации (статические и динамические нагрузки,
фреттинг-износ и термоциклирование).
С другой стороны, имеется реальный
опыт эксплуатации ЯЭУ с СВТ на АПЛ. Одной из главных проблем этой эксплуатации
были многочисленные течи ПГ, включая аварию с массовым повреждением
теплообменных трубок на АПЛ К-123 в 1982 г.
- на этапе строительства планируется
завершение создания стенда и экспериментальное обоснование вибрационных
характеристик;
Комментарий
Подобный опыт уже был. Вот как о нем
рассказывает Б.Ф. Громов: «Модель сделали, она отработала прекрасно, никаких
вибраций, а потом, когда мы начали работать на стенде ВТ, обнаружили, что
начинается очень интенсивный виброизнос в месте центрирующих приспособлений в трех
отметках высоты этой трубной системы. В результате потеряли огромные деньги.
Что-то около 200 миллионов рублей. А тогда рубль и доллар – это было примерно
одно и то же.» (с. 24, 25 [5]).
Разработчики РУ БРЕСТ-ОД-300
предлагают начать строительства, не испытав даже модели. Можно, конечно,
попробовать, если 200 миллионов долларов для нас не деньги.
Проект
парогенератора РУ БРЕСТ-ОД-300 (по опыту эксплуатации ЯЭУ АПЛ с СВТ, ПГ – это
один из самых уязвимых элементов РУ) не имеет ни удовлетворительного расчетного
обоснования, ни экспериментального подтверждения термической прочности,
гидравлической устойчивости, вибрационных характеристик и заявленного ресурса.
Отсутствует информация по отработке технологии многозаходной навивки и гибки
труб на полномасштабном макете трубного пучка, что свидетельствует о
недостаточном апробировании технических решений по изготовлению ПГ.
1.5. Обоснование ГЦНА:
- на свинцовом стенде НГТУ обоснован
выбор ЛС в исполнении рабочего колеса с ободом из материала 14Х17Н2 на базе 600
ч в масштабе 1:2.5, на водяном стенде ОА «ЦКБМ» получена энергетическая
характеристика модельной ЛС в масштабе 1:2.8;
Комментарий
Испытания модельной проточной части
ГЦНА на свинцовом стенде НГТУ в регламентном кислородном режиме в течение 600
часов показали следующее:
- на внешней
поверхности обода рабочего колеса и ответной части подвода зафиксированы
кольцевые борозды различной глубины и ширины, и это при том, что зазор между
ободом и ответной поверхностью подвода составлял 5 мм – в 10 раз больше
принятого в проекте ГЦНА РУ БРЕСТ-ОД-300 (0,5 мм);
- в местах
соединения лопаток с ободом со стороны всаса видны следы износа в виде полос,
эквидистантных линиям пересечения поверхностей лопаток и обода;
- на двух
лопатках зафиксированы сколы в местах соединения лопаток с ободом.
И все это в испытаниях, длительность
которых составляет 0,2 % от проектного ресурса ГЦНА, причем испытывался уже
четвертый вариант проточной части.
Отметим также, что никаких данных о
коррозионных испытаниях стали 14Х17Н2 в свинцовом теплоносителе при характерных
для ЛС скоростях омывания и о влиянии свинца на механические характеристики
этой стали, не представлено.
Фактические
результаты испытаний на стенде НГТУ не дают никаких оснований для вывода о том,
что «выбор ЛС в исполнении рабочего колеса с ободом из материала 14Х17Н2»
обоснован. Напротив, эти испытания наглядно показали невозможность обеспечить
работоспособность лопастной системы ГЦНА РУ БРЕСТ-ОД-300 даже на малую часть
проектного ресурса.
– завершены ресурсные испытания подшипника на Pb в провоцирующих условиях, с высокой вероятностью подтвержден
режим гидродинамического трения;
Комментарий
Фактические результаты испытаний
подшипника из стали ЭП302-Ш в свинцовом теплоносителе с регламентным
содержанием кислорода, длительностью 360 часов, при частоте вращения до 500
об/мин, показали, что «на всех без исключения пластинах ротора и статора
наблюдается увеличение толщины, по сравнению с замерами пластин до испытаний,
на 0,05-0,06 мм. Данное обстоятельство связано с окислением поверхности
материала пластин в потоке жидкометаллического теплоносителя». Скорость окисления подшипника оказалась в 144
раза выше, сем скорость окисления ненагруженных образцов этой стали в потоке
свинца со скоростью 2 м/с.
При таком
темпе кислородной коррозии невозможно прогнозировать работоспособность
подшипника не только на проектный ресурс, но хотя бы на полгода.
– на этапе строительства на стенде ПСИ планируется обосновать
работоспособность опытного образца ГНЦА и провести поузловую отработку
критических элементов.
Комментарий
В дополнение к ПГ еще один ключевой
элемент реакторной установки – ГЦНА, планируется обосновать на этапе
строительства. Предыдущих десятилетий (работы с ТЖМТ ведутся с 1951 года) для
этого не хватило. Какие же основания предполагать, что за время строительства
вдруг появятся надежные ПГ и ГЦНА и их не придется заменять каждые полгода?
Опыт эксплуатации ЯЭУ и экспериментальных каналов на БОР-60 с ТЖМТ, а также
имеющиеся на сегодня результаты испытаний четвертого варианта проточной части
ГЦНА, говорят об обратном.
Работоспособный
образец ГЦНА для РУ БРЕСТ-ОД-300 в настоящее время отсутствует, как нет и
данных о длительных коррозионных испытаниях стали 14Х17Н2 в свинцовом
теплоносителе при скоростях обтекания, характерных для ЛС на номинальных
оборотах, которые требуются для обоснования проектного ресурса насосного
агрегата.
1.6. Технология свинцового теплоносителя
− экспериментально обосновано отсутствие коррозии материалов
сверх установленных пределов при регламентной концентрации кислорода в свинце
10-6-4∙10-6 %мас.;
Комментарий
Как показали испытания, главной особенностью
коррозии материалов в свинце, отличающей ее от коррозии в воде или в натрии,
является преимущественно язвенный характер, обусловленный растрескиванием
(механическим повреждением) оксидной пленки и быстрой локальной ЖМК. Глубина
локальных коррозионных повреждений многократно превышает сплошную кислородную
коррозию и все «установленные пределы». При этом в проекте РУ БРЕСТ-ОД-300
язвенная коррозия вообще не учитывается.
– разработан регламент свинцового теплоносителя, включая отмывку
и дезактивацию, подтвержденный опытом эксплуатации экспериментальных стендов
ЭУСТ (НИКИЭТ), ФТ-4 (НГТУ), СМ-2, ЦУ-1, ЭУП-ДАК, СПРУТ (ФЭИ), Х-3 (Прометей);
Комментарий
Экспериментальное обоснование технологии
свинцового теплоносителя, включая водородную регенерацию, выполнено на
маломасштабных (1:10000) стендах с принципиально отличной схемой циркуляции
теплоносителя и при существенном отличии состава восстанавливающей смеси. Представленные
в ПООБ оценки времени водородной очистки РУ БРЕСТ-ОД-300 не согласуются ни
между собой, ни с реальным опытом эксплуатации свинцовых стендов.
– отработаны процедуры обогащения кислородом Pb с помощью гранул PbO,
процесс пробоотбора для анализа, разработаны и аттестованы методики измерения,
утвержден тип СИ ДАК, имеющий погрешность измерения ТДА кислорода в Pb 15 %;
Комментарий
Потребность в
кислороде и, соответственно, производительность массообменных аппаратов (МА) в
ПООБ определены на основе коррозионных испытаний ненагруженных образцов и
поэтому существенно занижены (скорость кислородной коррозии под напряжением
многократно возрастает). Практическое применение МА ограничено маломасштабными
(с объемом несколько десятков литров СТ) стендами. Ресурсные испытания
конкретной конструкции МА РУ БРЕСТ-ОД-300 в условиях, близких к условиям
эксплуатации не проведены.
Помимо
обогащения свинца кислородом, растворение гранул PbO обогащает теплоноситель оксидом
свинца. Ни расчетных, ни экспериментальных данных о соотношении масс О и PbO, поступающих
в теплоноситель из МА, в ПООБ не представлено.
Как
справедливо указано в п. 4.3.5.7.3.1 ПООБ «использование
известного метода отбора проб “на вынос” непредставительно». По данным исследований
ГНЦ РФ-ФЭИ, выполненным еще во времена разработки ЯЭУ для АПЛ, распределение
нерастворенных примесей в контуре циркуляции крайне неравномерно. Взвешенные
примеси концентрируются в застойных зонах с малой скоростью теплоносителя. При
изменении температурного или гидравлического режима контура происходит
перераспределение примесей −
тупики и узлы контура, служившие ловушками примесей, могут стать их источниками
(как это и произошло на ЯЭУ АПЛ К-27 при выводе РУ на мощность 80 %Nном
или на стенде 27/ВТ-5 при пуске реактора). Оперативный контроль за содержанием
нерастворенных примесей, несущих реальную угрозу безопасности, в РУ
БРЕСТ-ОД-300, отсутствует, пробоотбора
для этой цели недостаточно.
Но самое главное, как показали испытания и опыт эксплуатации стендов,
поддержание регламентного качества теплоносителя (регламентной ТДА кислорода)
не предотвращает коррозию конструкционных материалов сверх установленных
пределов и не гарантирует отсутствие зашлаковки свинцового теплоносителя и
контура циркуляции оксидами свинца.
– обоснована коррозионная стойкость сталей оборудования ЭП302-Ш
(420-540 ᴼС, до 53 000 ч), ЭП302М-Ш (450-550 ᴼС, до 28 000 ч).
Комментарий
Коррозионные испытания ненагруженных образцов
сталей, результаты которых оцениваются по толщине оксидных пленок, подвергнутых
химическому разрушению в процессе водородных очисток, непоказательны. Из них невозможно получить достоверную
информацию ни о глубине коррозионных повреждений, ни о толщине оксидного слоя,
используемых при обосновании прочности и теплотехнической надежности элементов
РУ. Но именно на таких испытаниях основана оценка коррозионной стойкости
конструкционных материалов РУ БРЕСТ-ОД-300, которую и сами участники проекта –
технологи АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», назвали «чрезмерно оптимистической».
Резюме к разделу 1.6
Экспериментально установлено, что поддержание
регламентной концентрации кислорода в свинце (1-4)∙10-6 % не
предотвращает коррозии материалов сверх установленных в ПООБ пределов. В
условиях, близких к условиям эксплуатации глубина коррозии многократно, на
порядок и более превышает эти пределы.
Подтвержден сделанный еще 40 лет назад вывод о временном характере и
ненадежности антикоррозионной защиты материалов в ТЖМТ с помощью оксидных
пленок.
Принятое в проекте РУ БРЕСТ-ОД-300 положение о
том, что поддержание регламентного кислородного режима предотвращает зашлаковку
СТ и первого контура оксидами свинца, не имеет экспериментального
подтверждения. По опыту эксплуатации свинцовых стендов АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», при
работе в регламентном кислородном режиме через каждые 1000-1500 часов
проводилась водородная регенерация.
Контроль ТДА кислорода недостаточен для
обеспечения качества теплоносителя. Контроль за содержанием нерастворенных
примесей в СТ практически отсутствует, пробоотбор непредставителен и
недостаточен для этой цели. Оценка
допустимых течей ПГ (течь с расходом до 2 г/с или 173 кг/сут несущественна и только
течь с расходом больше 206 г/с, т.е более 17798 кг/сут следует считать
аварийной), не реалистична и не подтверждена никакими экспериментальными
исследованиями шлакообразования и коррозии в таких условиях.
Экспериментальных исследований водородной
регенерации на маломасштабных (1:10000) стендах с принципиально отличной схемой
циркуляции и при существенном отличии состава восстанавливающей смеси,
недостаточно для обоснования технологии теплоносителя РУ БРЕСТ-ОД-300 объемом
1000 м3. Представленные в ПООБ оценки времени водородной очистки РУ
БРЕСТ-ОД-300 не согласуются ни между собой, ни с реальным опытом эксплуатации свинцовых
стендов.
Вывод о коррозионной стойкости сталей ЭП302-Ш
и ЭП302М-Ш сделан на основе испытаний ненагруженных образцов в регламентном
кислородном режиме, без теромоциклирования, в которых проявлялась
преимущественно кислородная коррозия, а глубина коррозионных повреждений
оценивалась по толщине оксидной пленки. Такие испытания непредставительны для
оценки коррозионной стойкости сталей в условиях эксплуатации. В испытаниях образцов стали ЭП302-Ш под
напряжением 180 МПа уже через 4,5 месяца обнаружена язвенная коррозия глубиной
до 180 мкм, тогда как максимальное утонение этой стали, учитываемое в проекте
РУ БРЕСТ-ОД-300, составляет 240 мкм за 30 лет.
Требуемая производительность массообменных
аппаратов определена на основе испытаний ненагруженных образцов сталей и потому
может быть многократно занижена. Производительность фильтров 1500 м3/ч,
при объеме теплоносителя 900 м3,
не согласуется с опытом эксплуатации ЯЭУ АПЛ с объемом теплоносителя 4-6 м3,
для которых был создан фильтр производительностью 900 м3/ч.
Ресурсные испытания натурных образцов массообменного аппарата и фильтра в
условиях, близких к условиям эксплуатации не проведены.
1.7.
АСКУ РУ
Комментарий
Ресурсных испытаний РО
СУЗ РУ БРЕСТ-ОД-300 в свинцовом стенде в режиме АЗ, в условиях, близких к
условиям эксплуатации, не проведено. Имеющиеся кратковременные испытания
показали нестабильность и низкую (в 5 раз меньшую чем в БН-800) скорость ввода
поплавковых РО по сигналу АЗ. Это самые медленные и нестабильные РО АЗ из всех
действующих сегодня энергетических реакторов.
1.8.
Детерминистический анализ безопасности
Комментарий
Детерминистический анализ безопасности выполнен с
помощью неаттестованного ПС DINAR, без учета фактических результатов реакторных
испытаний СНУП-топлива (внтритвэльная язвенная коррозия глубиной 100-170 мкм,
науглероживание до 100 мкм, потеря пластичности оболочки, ранний и жесткий
контакт топлива с оболочкой), а также
без учета результатов испытаний стали ЭП823-Ш в свинцовом теплоносителе (сплошная
кислородная коррозия 60-100 мкм, локальная ЖМК до 180 мкм за 1,5 месяца). В прочностных
расчетах использовались механических свойств стали на воздухе, без надлежащего
учета влияния СТ (уменьшение времени до разрушения в 8-39 раз, увеличение
скорости ползучести в 5-7 раз при напряжениях, характерных для условий
эксплуатации твэлов). Все это делает
представленный в ПООБ детерминистический анализ безопасности не только
неконсервативным, но и совершенно недостоверным и, соответственно,
недостаточным для подтверждения выполнения критериев безопасности.
Максимальный проектный предел повреждения твэлов,
принятый в ПООБ РУ БРЕСТ-ОД-300, не имеет экспериментального подтверждения
испытаниями в свинцовом теплоносителе длительностью, сопоставимой с проектным ресурсом
твэла.
В ПООБ отсутствует анализ нарушения нормальной
эксплуатации «разгерметизация (течь) корпуса реактора» (п. 15.1.1 НП-018-05),
которое, с учетом низкой локализующей способности металло-бетонного корпуса РУ
БРЕСТ-ОД-300, может привести к полной потере теплоотвода от активной зоны,
плавлению стали и вводу большой положительной реактивности при ее всплытии в
тяжелом теплоносителе.
В ПООБ отсутствует анализ проектной аварии
«уменьшение или перекрытие проходного сечения одной ТВС за счет попадания
примесей теплоносителя или посторонних предметов с последующим разрушением и
плавлением твэлов» (п. 15.2.1 НП-018-05). И это несмотря на то, что пять
крупномасштабных зашлаковок на реакторах с СВТ уже состоялось и, по крайней
мере, в одной из них имело место разрушение и плавление твэлов.
–
ввод полного запаса реактивности на мощности (11 отказов, вероятность 2,8∙10-9),
максимальная температура топлива 1640 ᴼС, оболочек твэлов 1260 ᴼС, плавление
отсутствует;
Комментарий
Расчет температуры оболочек и топлива выполнен в предположении, что
толщина оксидного слоя на поверхности твэлов не превышает 10 мкм. При этом
коррозионные испытания показали, что в действительности толщина пленки может
достигать 60-100 мкм. Это существенно увеличивает контактное термическое
сопротивление и, соответственно, температуру оболочек и топлива. Как показали
эксперименты АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», термическое сопротивление увеличивается также за
счет концентрирования нерастворенных примесей в теплоносителе у поверхностей
теплообмена. Данный эффект также не изучен и не учтен в представленных в ПООБ
теплофизических расчетах. Поэтому вывод об отсутствии плавления оболочек в
данной аварии нельзя признать обоснованным.
В рассмотренном сценарии рост мощности реактора останавливается не
действием обратных связей, а срабатыванием СПОС после остановки ГЦНА, при
достижении предельно допустимой температуры теплоносителя. Однако, если авария произойдет не на
номинальной мощности а на уровне мощности 30 %Nном, при расходе
теплоносителя 40 %Gном (разрешенный режим работы), когда СПОС
неработоспособна (теплоноситель в устройствах СПОС уже находится на минимальном уровне), последствия
могут быть значительно тяжелее. Данный сценарий в ПООБ не рассмотрен.
При работе реактора на мощности 30 %Nном и
G = 40 %Gном полный запас реактивности не ограничивается
запасом на стержнях АР, к нему еще прибавляется запас реактивности на СПОС
(~0,65βэф), который может реализоваться при переводе ГЦНА на полные
обороты. Такой сценарий в ПООБ также не рассмотрен.
Резюме к разделу 1.8
Содержащийся в ПООБ детерминистический анализ
безопасности, выполненный с помощью неаттестованного кода, без учета
фактических данных реакторных испытаний СНУП-топлива и испытаний нагруженных
образцов сталей в свинцовом теплоносителе, с использованием механических
свойств конструкционных материалов, полученных на воздухе, без надлежащего
учета влияния СТ, непредставителен и непригоден для подтверждения критериев
безопасности РУ БРЕСТ-ОД-300.
Перечень проектных аварий, рассмотренных в
ПООБ, не полон, не учитывает опыт эксплуатации ЯЭУ с ТЖМТ и не соответствует
требованиям НП-018-05.
2.5. В целом
проект энергоблока с РУ БРЕСТ-ОД-300 обеспечивает безопасность с помощью
традиционно используемых технологических решений.
Комментарий
В качестве основного технологического решения, обеспечивающего, по
мнению разработчика РУ БРЕСТ-ОД-300, свойства «естественной» безопасности,
является использование свинца, который не взаимодействует с водой и воздухом,
имеет высокую температуру кипения, слабо поглощает нейтроны и не требует
высокого давления в 1 контуре. Все эти привлекательные качества СТ были
перечислены еще трехтомнике Гудмена «Научно-технические основы атомной
энергетики», изданном в США в 1949 г и переведенном в СССР в 1950 г.
Попытки
использовать эти качества ТЖМТ на практике, сначала с ртутным теплоносителем
(Клементина в США и БР-2 в СССР), затем со свинцово-висмутовым (13 ЯЭУ для АПЛ
и наземных реакторов-прототипов) продолжались полвека. В результате не удалось
создать не только «естественно» безопасной, но даже минимально работоспособной реакторной
установки.
Не лучше обстоит дело и с экспериментальными каналами на БОР-60 со
свинцовым (2002-2003 гг.) и свинцово-висмутовым (2006 г.) теплоносителем. Оба
канала потерпели аварии задолго до назначенного ресурса, списаны и
восстановлению не подлежат.Ничем не закончилась и десятилетняя работа над
проектом СВБР с СВТ, также претендовавшим на «естественную» безопасность.
Такова вкратце история использования ТЖМТ.
Окончание
следует