proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[01/11/2024]     Исследован проект ядерного носителя СПГ

Штатный сотрудник Nuclear Engineering International

Американское бюро судоходства (ABS) опубликовало новый отчёт «Пути к низкоуглеродному будущему: концептуальный проект атомного судна-газовоза для перевозки СПГ» для решения проблем, связанных с ядерными технологиями на море. В 14-страничном отчёте рассматривается потенциал передовых ядерных технологий для применения в морской отрасли, а также изучается малый модульный реактор (ММР) на стандартном судне-газовозе для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).



Компания ABS и Herbert Engineering Corporation (HEC) смоделировали влияние высокотемпературного реактора с газовым охлаждением (HTGR) на конструкцию, эксплуатацию и выбросы углекислого газа при перевозке СПГ на судне вместимостью 145 000 кубических метров. Компания ABS заявляет, что исследование призвано помочь отрасли лучше понять целесообразность и безопасность ядерной силовой установки, а также поддержать будущие проекты. 

В нём содержится информация об управлении теплом и энергией, защите, распределении веса и других конструктивных особенностях СПГ-танкера с ядерной силовой установкой. «Это поможет выявить конструктивные недостатки, которые будут учтены при разработке будущих правил», — отмечает ABS. Исследование также показало, что технология HTGR позволяет развивать более высокую скорость и обеспечивает нулевую эмиссию. Кроме того, не потребуется дозаправка, хотя HTGR будет нуждаться в замене примерно раз в шесть лет.

«Несмотря на то, что эта технология хорошо изучена на суше, её адаптация для применения в морской среде находится на ранней стадии, — сказал Патрик Райан, старший вице-президент и технический директор ABS. — Однако это исследование и другие проведённые нами исследования ясно показывают, что у этой технологии есть значительный потенциал не только для решения проблемы выбросов в судоходстве, но и для обеспечения ряда других операционных преимуществ для отрасли. Компания ABS стремится помочь отрасли оценить её пригодность для использования в различных сферах, и перевозчики СПГ — лишь одно из потенциальных применений, которые мы изучаем».

Исследование показывает, что у СПГ-танкера с ядерной силовой установкой будут особые конструктивные особенности: реакторы будут располагаться в задней части судна, а аккумуляторы — в передней части, где на современных судах находятся топливные баки, а также будет усиленный корпус. Учитывая конструктивные ограничения, технология HTGR подойдёт только для более крупных СПГ-танкеров.

Основными выводами этого исследования являются:

·         Атомная энергетика была бы идеальным средством для резкого сокращения выбросов на судах, но на пути к этому стоят серьёзные препятствия, связанные с общественным мнением и международными нормами.

·         Использование ядерной энергии на борту коммерческих судов может способствовать значительному повышению эффективности судов с точки зрения грузоподъёмности.

·         Уровень развития передовых ядерных технологий, которые могут быть использованы для приведения в движение судов, невысок. Поэтому уровень детализации, представленный в исследовании, ограничен инженерной информацией, доступной при проектировании наземных установок, для инженерных предположений и рекомендаций по оптимизации конструкции в будущем.

·         Философия модульных реакторов накладывает значительные ограничения на конструкцию судов. Концепция модульности предусматривает фиксированную максимальную мощность реактора SMR, соответствующую установленному сроку службы его активной зоны. Хотя реактор SMR можно эксплуатировать при более низком постоянном уровне мощности, срок службы его активной зоны будет больше. Это может привести к тому, что срок службы реактора не будет совпадать со стандартным графиком постановки судна в сухой док, что повлечет за собой значительные дополнительные эксплуатационные расходы. Это означает, что SMR лучше подходят для судов всего нескольких типов (в основном для крупных судов).

·         Способность атомных электростанций выдерживать более высокие ускорения, возникающие из-за движения судна и вибраций, позволяет обеспечить гибкость в общей конструкции. Несмотря на то, что размещение электростанций в средней части судна обеспечивает значительные преимущества с точки зрения безопасности, для некоторых типов судов, таких как нефтяные танкеры и газовозы, размещение в средней части судна нецелесообразно или значительно снижает грузоподъёмность.

·         Преимуществом является то, что срок службы оборудования атомной электростанции и топлива совпадает со сроком службы судна. Основные проблемы связаны с доступом к подходящим судостроительным верфям или другим вспомогательным объектам, а также с физическим демонтажем реакторов, которых проще всего избежать, решив проблемы на этапе проектирования.

·         Степень резервирования, необходимая для судна с ядерным двигателем, может быть выше, чем для судна с обычным двигателем, из соображений безопасности, что приводит к снижению производительности.

·         Возможности для оптимизации существуют на многих уровнях для будущих итераций проектирования.

Ранее, в октябре, ABS представила первые в отрасли всеобъемлющие правила для плавучих атомных электростанций на форуме для лидеров атомной промышленности, организованном совместно с Национальной лабораторией Айдахо (INL). В 2021 году Министерство энергетики США (DOE) заключило с ABS контракт на исследование препятствий для внедрения передовых ядерных двигателей на коммерческих судах.

 

Nuclear Engineering International, 01.11.2024

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.4
Ответов: 10


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Исследован проект ядерного носителя СПГ (Всего: 0)
от Гость на 01/11/2024
ЯЭУ для метановоза это примерно как зайцу батарейка энержайзер для стопсигнала.


[ Ответить на это ]


Re: Исследован проект ядерного носителя СПГ (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2024
Судовые ядерные энергетические установки (ЯЭУ) обладают рядом недостатков, которые ограничивают их применение, особенно в гражданском флоте. Основные недостатки включают:
 
## Основные недостатки судов с ядерной силовой установкой
 
1. **Необходимость биологической защиты**: ЯЭУ требуют создания тяжелых и громоздких экранов для защиты от радиоактивного излучения, что значительно увеличивает размеры установки и затрудняет её размещение на судне[1][2].
 
2. **Сложность эксплуатации**: Эксплуатация ядерных установок требует высококвалифицированного персонала и специального оборудования для обслуживания, осмотра и ремонта, что увеличивает затраты на эксплуатацию[1][2].
 
3. **Высокая стоимость**: Строительство, обслуживание и ремонт судов с ЯЭУ обходятся значительно дороже по сравнению с традиционными судами[2][4].
 
4. **Независимый источник питания**: Для запуска реактора необходим независимый источник питания для вспомогательного оборудования, а также устройства для охлаждения реактора после его отключения[1][2].
 
5. **Специальные меры безопасности**: Судна с ЯЭУ требуют особых мер безопасности, которые не характерны для обычных судов, включая систему дозиметрической аппаратуры[1][2].
 
6. **Низкий коэффициент полезного действия (КПД)**: КПД ядерных установок часто ниже, чем у традиционных энергетических систем, что делает их менее эффективными в плане преобразования энергии[2].
 
7. **Риски физического повреждения**: Судна с ЯЭУ подвержены повышенным рискам повреждения в случае аварий или крушений, что может привести к серьезным последствиям из-за потенциального выброса радиоактивных материалов[2][4].
 
8. **Проблемы утилизации**: Утилизация отработанного ядерного топлива и других радиоактивных отходов сопряжена с серьезными техническими и экологическими проблемами[4].
 
Эти недостатки делают использование ядерных силовых установок более целесообразным в военном флоте, где преимущества перевешивают риски и затраты, в отличие от гражданского сектора, где такие установки используются ограниченно[1][2].
 
Citations:
[1] https://studfile.net/preview/3211326/page:3/
[2] https://archive.atomicexpert.com/page246056.html
[3] https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-ispolzovaniya-avtonomnyh-morskih-sudov-v-mezhdunarodnom-sudohodstve
[4] https://www.enersy.ru/energiya/preimuschestva-i-nedostatki-yadernyh-elektrostantsiy.html
[5] https://flot.com/science/se1.htm
[6] https://flotprom.ru/publications/science/engine/introduction/4/
[7] https://78.ru/articles/2021-06-28/mvms2021-eksperti-obsuzhdayut-problemi-prochnosti-i-gidrodinamiki-sudov
[8] https://elibrary.ru/item.asp?id=43043673




[
Ответить на это ]


Re: Исследован проект ядерного носителя СПГ (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2024
Гражданские суда с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) сталкиваются с рядом факторов, делающих их эксплуатацию нерентабельной. Основные причины включают:

## Высокие капитальные и эксплуатационные затраты

1. **Строительство и обслуживание**: Судна с ЯЭУ требуют значительных инвестиций на этапе строительства, так как ядерные установки сложнее и дороже в производстве по сравнению с традиционными силовыми установками. Кроме того, обслуживание таких судов требует высококвалифицированного персонала и специализированного оборудования, что также увеличивает затраты[1][3].
2. **Сложность эксплуатации**: Ядерные установки требуют более сложных процедур эксплуатации и регулярного контроля, включая необходимость в системах дозиметрической аппаратуры для обеспечения безопасности[1]. Это усложняет работу экипажа и увеличивает расходы на обучение.

## Регуляторные и инфраструктурные проблемы
3. **Необходимость специальной инфраструктуры**: Для обслуживания судов с ЯЭУ требуется создание или адаптация портовой инфраструктуры, что также требует дополнительных инвестиций[3]. Это включает в себя системы для утилизации отработанного ядерного топлива и обеспечения безопасности.
4. **Строгие требования безопасности**: Ядерные суда подлежат строгому регулированию и требованиям безопасности, что увеличивает затраты на их эксплуатацию и делает процесс лицензирования более сложным и длительным[2][4].

## Экологические риски
5. **Потенциальные экологические последствия**: Эксплуатация судов с ЯЭУ может привести к выбросам низкого уровня радиации и другим экологическим рискам, что вызывает общественное беспокойство и может повлиять на их приемлемость в портах[2][3].

## Ограниченные преимущества
6. **Сравнение с традиционными судами**: Несмотря на преимущества автономности и дальности плавания, многие из этих преимуществ не перекрывают высокие затраты и сложности эксплуатации. В условиях современного рынка, где альтернативные источники энергии становятся более доступными и дешевыми, рентабельность ядерных судов становится сомнительной[1][3].
Эти факторы в совокупности ограничивают применение ядерных энергетических установок в гражданском флоте, оставляя их преимущественно для военных нужд или специализированных задач, таких как ледоколы.

Citations:
[1] https://studfile.net/preview/3211326/page:3/
[2] https://atomicexpertnew.ru/marine_commercial_atom
[3] https://archive.atomicexpert.com/page246056.html
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
[5] https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-ispolzovaniya-avtonomnyh-morskih-sudov-v-mezhdunarodnom-sudohodstve
[6] https://www.enersy.ru/energiya/preimuschestva-i-nedostatki-yadernyh-elektrostantsiy.html
[7] https://expertsibdv.com/ekonomika/ekonomicheskoe-protivostoyanie-v-arktike/
[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4




[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru