proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/09/2024]     Немного о качестве проектирования

Dr. Tarik, Kraytar

«Скажи мне, в каком виде спорта ты выступаешь, и я скажу тебе, кто тебя колонизировал». Ф. Кастро

Предыдущая статья вызвала определенный интерес к атомной станции малой мощности (Якутия) (фото пресс-службы Росатома), организации работ по ней, а также убедила многих в приверженности Ростехнадзора ценностям постправды в своих экспертных заключениях, решениях о выдаче лицензий на ядерные установки.



Привожу некоторые замечания к проектной документации АСММ (Якутия), которые во многом перекликаются с замечаниями, выданными при ее государственной экспертизе ФАУ «Главгосэкспертиза России», а также добавлены сотни других. 

Нарушения требований законодательства РФ, имеющиеся в проектной документации АСММ (Якутия) 

Раздел проектной документации

Текст замечания

1

Общее

На проектную документацию отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое органами Госсанэпидемнадзора в установленном порядке, что не соответствует требованию п. 3.6 СанПин 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)».

Необходимо привести отсутствующие сведения

2

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Отсутствуют сведения об организации управления атомной станцией, ее эксплуатационном, ремонтном, техническом обслуживании, в частности, отсутствуют сведения о ремонтном цикле блока АС, сведения о работах технического обслуживания всех систем, важных для безопасности, их длительности (в том числе длительности контроля металла систем и их оборудования блока АСММ). Длительность текущего, среднего и капитального ремонтов блока АСММ не обоснована.

Указанное выше не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к разделу 1, перечисление г);

п. 9.1 СанПин 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)».

Необходимо привести отсутствующие сведения

3

Раздел 1. «Пояснительная записка»

В основном отсутствуют исходные данные для лицензионных расчетов, а также пределы безопасной эксплуатации и эксплуатационные пределы и условия для оборудования и систем, важных для безопасности, в частности, для оборудования и систем главного корпуса АСММ, установленных вне герметичного ограждения реакторной установки;

систем нормальной эксплуатации;

систем безопасности;

специальных технических средств по управлению запроектными авариями.

Указанное выше не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к разделу 1, перечисление в);

п. 1.2.6, 3.1.18, определений НП-001-15 – «проектные пределы», «эксплуатационные пределы», «эксплуатационные условия», «пределы безопасной эксплуатации АС», «условия безопасной эксплуатации».

Необходимо привести отсутствующие сведения

4

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Необходимо привести сведения о результатах сейсмомониторинга, проводившегося при разработке проектной документации АСММ.

5

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Отсутствуют сведения о компьютерных программах, которые использовались для анализов безопасности атомной станции, об аттестации и верификации применяемых компьютерных программ, в том числе используемых для теплогидравлических, прочностных и прочих расчетов всех систем нормальной эксплуатации, систем безопасности и специальных технических средств по управлению за проектными авариями, в том числе:

системы расхолаживания через технологический конденсатор 10LBH;

системы охлаждения бассейна выдержки 10FAK;

системы аварийной подпитки БВ 10FAT50;

системы паропроводов свежего пара 10LBA;

системы трубопроводов основной питательной воды 10LAB;

системы промежуточного контура охлаждения оборудования СБ 10KAA;

системы охлаждения ПКСБ 10PEC;

системы охлаждения технологического конденсатора 10PEB;

системы подачи газа для пневмоарматуры 10QFA;

системы аварийного электроснабжения (электротехнические расчеты); 

герметичного ограждения реакторной установки 10JMA10;

герметичного ограждения блока реактора 10JMA50;

системы вентиляции герметичного ограждения блока реактора, выполняющей локализующую функцию;

системы дожигания водорода реакторного помещения 10JMT10;

системы дожигания водорода аппаратного помещения 10JMT30;

системы дожигания водорода блока реактора 10JMZ;

системы отвода тепла из герметичного ограждения блока реактора 10JMP;

системы сброса газа из ГО БР 10JMQ;

мобильные РДЭС и батареи, предназначенные для управления ЗПА (электротехнические расчеты).

Отсутствуют сведения по аттестации указанных программ для ЭВМ.

Указанное выше не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к разделу 1, перечисление е);

п. 1.2.9 НП-001-15.

Необходимо привести отсутствующие сведения

6

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Отсутствуют сведения о полноте выполнения вероятностных анализов безопасности атомной станции первого и второго уровней.

Указанное выше не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к разделу 1, перечисление е);

п. 1.2.9 НП-001-15.

Необходимо привести отсутствующие сведения

7

Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Часть 1. Общие сведения

Сведения о размерах санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения декларативны (не обоснованы), поскольку отсутствуют проект санитарно-защитной зоны и проект зоны наблюдения; сведения о размерах зоны планирования защитных мероприятий и зоны планирования защитных мероприятий по обязательной эвакуации (не обоснованы), поскольку отсутствуют результаты теплогидравлического расчета тяжелой аварии с плавлением активной зоны, результаты прочностного расчета корпуса интегрального реактора при тяжелой аварии с плавлением активной зоны (и обосновывающие отсутствие его разрушения), выполненные аттестованными в соответствии с требованиями п. 1.2.4 НП-001-15 программами для ЭВМ. Указанное выше не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 4.3.3 НП-001-15;

п. 4.2, п. 3.6 СанПин 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)»

Необходимо привести отсутствующие сведения

8

Раздел 4 «Конструктивные решения»

Отсутствуют сведения о результатах прочностных просчетов строительных конструкций блока реактора, инженерного блока №1, инженерного блока №2, спецблока, турбинного блока, технологических эстакад, хранилища твердых радиоактивных отходов, зданий градирен систем безопасности при нормальной эксплуатации, выполненных в соответствии с нормативными требованиями, что не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 14 (требования к разделу 4 «Конструктивные решения») Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, перечисления е), ж), н);

п. 5 Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (требования к разделу 4 «Конструктивные решения»);

п. 28, 29, Приложения № 3 НП-041-22.

Необходимо привести отсутствующие сведения

9

Раздел 4 «Конструктивные решения»

Отсутствуют сведения о результатах прочностных расчетов строительных конструкций блока реактора, инженерного блока №1, инженерного блока №2, спецблока, турбинного блока, технологических эстакад, хранилища твердых радиоактивных отходов, зданий градирен систем безопасности при особых внешних воздействиях (падение самолета, проектное землетрясение, максимальное расчетное землетрясение, воздействие ударной волны), внутренних воздействиях (нагрузках) при проектных и запроектных авариях, выполненных в соответствии с нормативными требованиями, что не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 14 (требования к разделу 4 «Конструктивные решения») Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, перечисления е), ж), н);

п. 5 Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (требования к разделу 4 «Конструктивные решения»);

п. 1.2.4, 3.1.8 НП-001-15;

п. 28, 29, Приложения № 3 НП-041-22;

НП-064-17.

Необходимо привести отсутствующие сведения

10

Раздел 4 «Конструктивные решения»

Отсутствуют сведения о результатах прочностных расчетов многолетнемерзлого грунта основания (с учетом его растепления) блока реактора, инженерного блока №1, инженерного блока №2, спецблока, турбинного блока, технологических эстакад, хранилища твердых радиоактивных отходов, зданий градирен систем безопасности, при особых внешних воздействиях (падение самолета, проектное землетрясение, максимальное расчетное землетрясение, воздействие ударной волны), внутренних воздействиях (нагрузках) при проектных и запроектных авариях, выполненных в соответствии с нормативными требованиями, а также учета состояния многолетнемерзлого грунта основания указанных вые зданий и сооружений на всем их сроке службы, что не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 14 (требования к разделу 4 «Конструктивные решения») Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, перечисления д), е), ж), н);

п. 5 Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (требования к разделу 4 «Конструктивные решения»);

п. 1.2.4, 3.1.8 НП-001-15;

п. 28, 29, Приложения № 3 НП-041-22;

НП-064-17;

НП-010-16.

Необходимо привести отсутствующие сведения

11

Раздел 3 «Объемно-планировочные и архитектурные решения»

Раздел 4 «Конструктивные решения»

Конструктивные и объемно-планировочные решения здания градирен безопасности не учитывают размещение в них восьми градин систем безопасности – системы 10PEB и системы 10PEC (в каждом – по две градирни), таким образом, проектная документация зданий градирен систем безопасности выполнена с ошибками.

Необходимо откорректировать

12

Подраздел «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»

В текстовой части и графической части для Главного корпуса необходимо привести описание всех компоновочных решений, включая сведения о расположении основного электротехнического оборудования и систем, входящих в состав главной электрической схемы и схемы собственных нужд, блочных и общестанционных зданий и сооружений электротехнической части, в том числе для кабельных трасс систем, важных для безопасности.

Указанное выше отсутствие сведений не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к подразделу «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения», перечисление б), з) и л);

п. 1.2.4, 3.7.3 НП-001-15.

13

Подраздел «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»

Не обоснована возможность отвода тепла от дизель-генераторных установок системы аварийного электроснабжения АСММ (далее – САЭ), установленных в Инженерном блоке №1, Инженерном блоке №2, отсутствуют обоснования надежности САЭ в целом, периодичность технического обслуживания САЭ не установлена, не установлены и не обоснованы условия безопасной эксплуатации САЭ, таким образом, работоспособность и безопасность обеспечивающей системы безопасности АСММ (САЭ) не обоснована, что не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к подразделу «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения», перечисление б), з);

п. 1.2.4, 1.2.6, 3.7.2, 3.7.3 НП-001-15;

п. 7, 14, 20, 23, 26, 28 НП-087-11.

Необходимо привести вышеуказанные сведения и обоснования

14

Подраздел «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»

Отсутствуют компоновочные и технические, и конструктивные решения системы аварийного электроснабжения в герметичном ограждении реакторной установки (далее – РУ), в том числе, кабельные проходки через ГО РУ, что не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к подразделу «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения», перечисление б), з);

п. 1.2.4, 3.7.3 НП-001-15;

п. 14 НП-087-11.

Необходимо привести отсутствующие сведения

15

Подраздел «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»

Отсутствуют компоновочные и схемно-технические, конструктивные решения части системы аварийного электроснабжения АСММ, включая кабельные изделия, кабельные конструкции и сооружения, обеспечивающей электропитанием систем вентиляции, которые являются системами безопасности, что не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к подразделу «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения», перечисление б), з);

п. 1.2.4, 3.7.3 НП-001-15;

п. 14 НП-087-11.

Необходимо привести отсутствующие сведения

16

Подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»

Отсутствует анализ влияния систем отопления, вентиляции и кондиционирования на безопасность атомной станции, результаты оценки и обоснование величин суммарных радиоактивных выбросов с учетом степени их очистки и влияния на радиационную обстановку в условиях нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, что не соответствует требованиям:

Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к подразделу «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения». Необходимо привести отсутствующие сведения

17

Подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»

Отсутствует обоснование пределов и условий безопасной эксплуатации, эксплуатационных пределов и условий для систем вентиляции, важных для безопасности, что не соответствует требованиям:

п. 1.2.6, 3.1.18, определений НП-001-15 – «проектные пределы», «эксплуатационные пределы», «эксплуатационные условия», «пределы безопасной эксплуатации АС», «условия безопасной эксплуатации».

Необходимо привести отсутствующие сведения

18

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 3 «Теплотехнические решения. Системы безопасности»;

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 4 «Теплотехнические решения. Системы нормальной эксплуатации»;

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 5 «Теплотехнические решения. Специальные технические средства управления запроектными авариями», Раздел 6 «Технологические решения» Часть 6 «Паротурбинная установка. Теплотехнические решения», Раздел 6 «Технологические решения» Часть8 «Водный режим и водоподготовка», Раздел 6 «Технологические решения» Часть 28 «Объединенный вспомогательный корпус».

Отсутствуют расчеты теплогидравлические, прочностные, по выбору опорно-подвесной системы трубопроводов, расчет ресурсных характеристик оборудования и трубопроводов систем нормальной эксплуатации, систем безопасности, специальных технических средств по управлению запроектными авариями:

систем нормальной эксплуатации (кроме расчетов 1-го контура) блока реактора, инженерного блока №1, инженерного блока №2, спецблока;

системы расхолаживания через технологический конденсатор 10LBH;

системы охлаждения бассейна выдержки 10FAK;

системы аварийной подпитки БВ 10FAT50;

системы паропроводов свежего пара 10LBA;

системы трубопроводов основной питательной воды 10LAB;

системы промежуточного контура охлаждения оборудования СБ 10KAA;

системы охлаждения ПКСБ 10PEC;

системы охлаждения технологического конденсатора 10PEB;

системы подачи газа для пневмоарматуры 10QFA;

герметичного ограждения реакторной установки 10JMA10;

герметичного ограждения блока реактора 10JMA50;

системы вентиляции герметичного ограждения блока реактора, выполняющей локализующую функцию;

системы дожигания водорода реакторного помещения 10JMT10;

системы дожигания водорода аппаратного помещения 10JMT30;

системы дожигания водорода блока реактора 10JMZ;

системы отвода тепла из герметичного ограждения блока реактора 10JMP;

системы сброса газа из ГО БР 10JMQ.

Указанное выше не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 1.2.4, 3.1.8, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.7, 3.7.3 НП-001-15;

НП-010-16.

Необходимо привести отсутствующие сведения

19

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 3 «Теплотехнические решения. Системы безопасности»

Отсутствует технический проект герметичного ограждения реакторной установки 10JMA10, в том числе конструктивные и технические решения герметичных проходок для трубопроводов, электрооборудования, КИПиА, системы подачи газа для пневмоарматуры 10QFA, компоновочные решения для силовых кабельных трасс, трубопроводов системы подачи газа для пневмоарматуры 10QFA, компоновочные решения для кабельных трасс из состава АСУТП, отсутствует общий вид герметичного ограждения реакторной установки, что не соответствует требованиям:

п. 3.6.1 – 3.6.3 НП-001-15;

раздела III НП-010-16.

Необходимо привести отсутствующие сведения

20

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 3 «Теплотехнические решения. Системы безопасности»;

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 4 «Теплотехнические решения. Системы нормальной эксплуатации»;

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 5 «Теплотехнические решения. Специальные технические средства управления запроектными авариями», Раздел 6 «Технологические решения» Часть 6 «Паротурбинная установка. Теплотехнические решения», Раздел 6 «Технологические решения» Часть8 «Водный режим и водоподготовка», Раздел 6 «Технологические решения» Часть 28 «Объединенный вспомогательный корпус».

Отсутствуют исходные данные для прочностных расчетов оборудования и трубопроводов систем, важных для безопасности, установленных в блоке реактора, инженерном блоке №1, инженерном блоке №2, в спецблоке, турбинном блоке, технологических эстакадах, так как отсутствует расчет поэтажных спектров ответа строительных конструкций блока реактора, инженерного блока №1, инженерного блока №2, спецблока, турбинного блока, технологических эстакад, что не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 1.2.4, 3.1.8 НП-001-15;

НП-041-22.

Необходимо привести отсутствующие сведения

21

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 3 «Теплотехнические решения. Системы безопасности»;

Раздел 6 «Технологические решения» Часть 5 «Теплотехнические решения. Специальные технические средства управления запроектными авариями»

Отсутствуют сведения о расчетном обосновании водородной взрывозащиты в герметичном ограждении реакторной установки (далее – ГО РУ) при тяжелых авариях, отсутствует описание средств контроля водородосодержащих смесей в герметичном ограждении реакторной установки (для объемов, характерных для ГО РУ), отсутствуют обоснования работоспособности системы дожигания реакторного помещения 10JMT10, что не соответствует требованиям:

 

п. 11 (перечисление г)) Приложения №9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 3.6.7 НП-001-15;

пп. 84-92 НП-010-16.

Необходимо привести отсутствующие сведения

22

Раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» Подраздел 18 «Обеспечение радиационной безопасности»

Сведения о размерах санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения декларативны (не обоснованы), поскольку отсутствуют проект санитарно-защитной зоны и проект зоны наблюдения; сведения о размерах зоны планирования защитных мероприятий и зоны планирования защитных мероприятий по обязательной эвакуации (не обоснованы), поскольку отсутствуют результаты теплогидравлического расчета тяжелой аварии с плавлением активной зоны, результаты прочностного расчета корпуса интегрального реактора при тяжелой аварии с плавлением активной зоны (и обосновывающие отсутствие его разрушения), выполненные аттестованными в соответствии с требованиями п. 1.2.4, 1.2.9 НП-001-15 программами для ЭВМ.

Указанное выше не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 4.3.3 НП-001-15;

п. 4.2, п. 3.6 СанПин 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)».

Необходимо привести отсутствующие сведения

23

Раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» Подраздел 18 «Обеспечение радиационной безопасности»

Отсутствуют обосновывающие безопасность расчеты радиационного воздействия на водные объекты (река Яна) при нормальной эксплуатации и авариях, в том числе при стоке (при таянии снега, дожде) радиоактивных веществ, выпавших на подстилающую поверхность на площадке АСММ и вне ее, не соответствуют требованиям:

п. 22 (перечисление м) и н)) Раздела II Постановления правительства РФ от 16.02.2008 №87;

п. 1.2.3 НП-001-15.

Необходимо привести отсутствующие сведения

24

Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»,

Раздел 6 «Технологические решения»

Отсутствуют сведения о расчетном обосновании прочности и функциональных характеристик оборудования и трубопроводов всех систем, важных для безопасности, для всего срока службы оборудования и трубопроводов (должны быть приведены соответствующие расчетные обоснования, содержащие расчетные схемы, сведения о методиках расчета, аттестации программных средств и т.д.)

Указанное выше не соответствует требованиям:

п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;

п. 13 НП-089.

Необходимо привести отсутствующие сведения

25

Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»,

Раздел 6 «Технологические решения»

Отсутствуют сведения о ресурсных характеристиках оборудования и трубопроводов систем, важных для безопасности.

Указанное выше не соответствует требованиям:

п. 13 НП-089.

Необходимо привести отсутствующие сведения

26

Раздел 6 «Технологические решения»

Отсутствуют:

- сведения по обоснованию условий автоматического запуска (введения в действие) систем безопасности и алгоритмов управления систем безопасности (для управляющих систем безопасности);

- описание систем и основных подсистем автоматизированных систем управления технологическими процессами атомной станции и автоматизированных систем управления технологическими процессами блока атомной станции для управляющих систем нормальной эксплуатации, важных для безопасности, включая сведения по обоснованию:

а) условий срабатываний защит;

б) условий введения в действие блокировок;

в) алгоритмов управления технологическим процессом;

и т.д.

Указанное выше не соответствует требованиям п. 11, перечисление ц) Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Необходимо привести отсутствующие сведения

27

Раздел 6 «Технологические решения»

С целью соблюдения требований п. 3 Раздела I и п. 22 подпункта д) Раздела II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 в проектной документации необходимо привести обоснование показателей и характеристик принятых технологических процессов и оборудования. В направленных материалах ПД отсутствует расчетное обоснование показателей и характеристик технологического оборудования систем безопасности, специальных технических средств управления запроектными авариями, систем нормальной эксплуатации (должны быть приведены соответствующие расчетные обоснования, содержащие расчетные схемы, сведения о методиках расчета, аттестации программных средств и т.д., подтверждающие характеристики оборудования)

28

Раздел 6 «Технологические решения»

С целью соблюдения требования п. 11, перечисления о) Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и п. 27 НП-089 в проектной документации необходимо привести перечень незаменяемого оборудования.

 Окончание здесь.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Ядерный надзор
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Ядерный надзор:
Управление запроектными авариями в нормативных документах России

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 103


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 27 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2024
Спросил любимую игрушку для ебанатов, олигофренов и прочих Катковских:
  1. Расшифруй 10FAT50ChatGPT сказал:"10FAT50" может расшифровываться по-разному в зависимости от контекста, но одно из возможных значений:
    • 10 FAT 50 может относиться к параметрам фитнеса или питания, где:
      • "10" — это, возможно, количество повторений или какое-то числовое значение, связанное с тренировками или планом.
      • "FAT" — сокращение от "жир", указывающее на процент жира в организме.
      • "50" — может быть процентом или другим числом, связанным с физическими параметрами.
    Однако, для точной расшифровки необходимо больше информации о контексте, в котором используется это обозначение.
  2. А 10JMA10ChatGPT сказал:"10JMA10" также может иметь разные значения в зависимости от контекста, но в аббревиатуре "JMA" возможны следующие варианты:
    • JMA может означать Japan Meteorological Agency (Японское метеорологическое агентство). В таком случае, это может быть связано с каким-то показателем, метеорологическим или сейсмологическим индексом.
    • 10 в начале и в конце — это, возможно, числовые значения, которые могут указывать на даты, интервалы, координаты, параметры измерений или другие количественные данные.
    Для точной интерпретации важно понимать, в каком контексте используется этот термин.


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2024
"Спросил любимую игрушку..."______________________
В п.5 имеются полные названия с привязкой к коду, что бузить-то?


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2024
Цитата: "такой документ сделать сегодня вполне себе по силам какому-нибудь продвинутому чат-боту с генеративным искусственным интеллектом типа ChatGPT", кхе-кхе...


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2024
РАОС обделплся на Финляндии, на Венгрии., на Турции. Дайте им обделаться еще раз 10.Вед  без зарплаты он  кскп ь не  тгут.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Какое отношение имеет РАОС к Венгрии?


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2024
LLM не обучили KKS, вот AI и страдает


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2024
[09/09/2024]     Немного о качестве проектирования. Окончание Dr. Tarik, KraytarПривожу некоторые замечания к проектной документации АСММ (Якутия), которые во многом перекликаются с замечаниями, выданными при ее государственной экспертизе ФАУ «Главгосэкспертиза России», а также добавлены сотни других.

Нарушения требований законодательства РФ, имеющиеся в проектной документации АСММ (Якутия) 29Раздел 6 «Технологические решения»С целью соблюдения требования п. 3.8.4 НП-001 в проекте АСММ необходимо реализовать системы обращения с газообразными радиоактивными отходами, системы очистки газообразных сред перед выбросом в атмосферу.30Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения»,Раздел 6 «Технологические решения»С целью соблюдения требования п. 1.2.12 НП-001 в проекте АСММ необходимо установить допустимое время вывода элементов систем, размещенных в здании главного корпуса АСММ, из работы для технического обслуживания и ремонта31Раздел 6 «Технологические решения» Часть 6 «Паротурбинная установка. Теплотехнические решения»С целью соблюдения требований п. 3 Раздела I и п. 11 подпункта г) Приложения № 9, а также п. 22 перечисления д) Раздела II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 необходимо предоставить технические проект паротурбинной установки с обоснованиями характеристик оборудования (необходимо привести соответствующие расчетные обоснования, содержащие расчетные схемы, сведения о методиках расчета, аттестации программных средств и т.д., подтверждающие характеристики оборудования)32Раздел 6 «Технологические решения» Часть 6 «Паротурбинная установка. Теплотехнические решения»С целью соблюдения требований п. 11 перечисления в) Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и требований раздела 2 НП-001-15 необходимо предоставить результаты обоснования принадлежности элементов систем ПТУ к классам безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, применяемыми к атомной станции33Раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»С целью соблюдения требований п. 16 перечисления ж) Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 в проектной документации необходимо привести результаты оценки последствий возникновения самоподдерживающейся цепной реакции в оборудовании и меры по ограничению этих последствий34Раздел 1. «Пояснительная записка»,Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасностиС целью соблюдения требований п. 10 подпункта н) Раздела II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 78) необходимо предоставить согласованные в соответствующем порядке специальные технические условия на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности АСММ.35Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасностиС целью соблюдения требований п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 15.09.2023) и п. 1.2.29 НП-001 необходимо привести обоснования технических мер в части проведения расчетов распространения опасных факторов пожара для обоснования пределов огнестойкости противопожарных преград или безопасных предельных расстояний, исходя из пожарной нагрузки, в помещениях, возможных видов пожаров в помещениях и их динамики, предусмотренных пп. 4.2, 4.4 СП 13.13130.200936Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасностиС целью соблюдения требований п. 3 Раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, п. 1.2.29 НП-001 и Приложения 2 Приказа МЧС России от 15.10.2021 № 700 «Об утверждении методик расчета численности и технической ос

Прочитать остальные комментарии...


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Под первой частью внизу есть ссылка "Окончание здесь". Давите ее и выйдете на окончание статьи (таблицы). Просто объем большой и вся таблица не влезла в публикацию. 


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2024
Был доклад несколько месяцев нахад в Ростехназоре по этой АС, докладывал Дрыкович, кажется. Всем он показался слабоумным, очередной менеджер. Бывшие коллеги из АСЭ поделись позже как он и Оргэнергострой обделались на Пакше.


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Если это реальные замечания, то это, конечно, проблемы ОКБМ и, не знаю, кто там у них - генпроектировщика. Тем не менее, даже навскидку текст попахивает гониловом:
Отсутствуют сведения о полноте выполнения вероятностных анализов безопасности атомной станции первого и второго уровней.Указанное выше не соответствует требованиям:Приложения № 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, требования к разделу 1, перечисление е);
Нет никаких подобных требований в упомянутом перечислении:
е) сведения о сырьевой базе, потребности производства в воде, топливно-энергетических ресурсах - для объектов производственного назначения;


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
"Тем не менее, даже навскидку текст попахивает гониловом:..."________________________________До приложения нумер 9, Вы так и не добрались?😁


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Да, действительно, у меня оказалась под рукой версия Постановления без изменений 2022 года. Тем не менее, даже в этой версии от 22 г. нет слов о полноте вероятностных анализов, а только об их разработке. Т.е., что таковые разработаны и резльтаты такие-то. Так что гонилово, тем не менее, остается.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Да, действительно, у меня оказалась под======================
Задайте вопрос автору, что имелось в виду))
Очевидно имелось в виду, что если сложить в приложении 9, п.11, ч) а также п.1.2.8., п.1.2.9. НП-001-15, то все сойдется. Но если анализ надежности оборудования, систем, ОКС и пр., целевые ориентиры безопасности (результат ВАБ-1, 2) не проектные основы АС, то автор перемудрил. Если же следовать п.1.2.9 НП-001-15, то проектная документация, ООБ АС, входящий в ООБ ВАБ-1, 2 могут действовать только совместно. ВАБ должен быть приложен к ПД, т.к. есть  расчетное обоснование принятых проектных решений. Скажу более, так делается на зарубежных проектах.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Кто бы ни был автором замечания, надо писать корректно. Ни один из упомянутых  ни автором, ни Вами пунктов не содержит требования предоставления информации о полноте ВАБ, которая может быть получена, как я понимаю, только на основании независимой оценки. Собственно на это я и обратил внимание. Кстати, неясно, какая стадия разработки была представлена на рассмотрение. По-моему, на большинство вопросов генпроектировщик может ответить, - будет тогда-то и там-то. В общем, это смахивает на бюрократическую игру, когда все при деле и получают нехилые такие зарплаты. Однако здесь это преподносится однозначно - караул!


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
... тогда-то...====================Вы рассуждаете так, потому что не имеете опыта создания чего-либо, обычная демагогия. Если "тогда-то ...", то и приходите на госэкспертизу "тогда-то" и за лицензией на сооружение и забудьте об атомных станциях, ну не Ваше это. Идите работать в РАОС, там знаний не надо и опыта. Водородом занимайтесь и сероводородом. 


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Может не будем мериться, кто больший демагог? Да, мне скоро придется забыть об атомных станциях, будь они неладны. Только вряд ли получится - вся жизнь с ними связана. А сколько за это время было подобных ответов на подобные же замечания, которые вполне себе принимались, - не перечесть. А написанных собственноручно замечаний к самым разным документам самых разных проектов и п роектам нормативных документов и вовсе не упомнить. 


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Это никто проверить не может. И тем печальней деградация Ростехнадзора


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Печалька должна быть не от того, а от общего кризиса инженерии. Надзор посадили себе на шею сами конструкторы и проектировщики. Кода-то, будучи молодым специалистом, я сделал расчет для кро. Так тогда назывались он-ы. Поскольку я делал расчет, то меня и отправили с ним в надзор. По пути я все время прокручивал в башке объяснения расчета. Инспектор задал один вопрос, - согласование ГК есть? - Вот.- Давай карту и расчет. Свободен. Сейчас такое вряд ли прокатит. В связи с этим в той же башке возник простой вопрос, - если в надзоре сидят самые умные, то почему не они конструируют и проектируют? Это же натуральная растрата семенного фонда. А кто тогда за ними надзирать будет? Инженерную.деятельность забюрократизировали до предела. Уже даже не понять, что вперед, что потом, что зачем.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2024
Был доклад несколько месяцев нахад в Ростехназоре по этой АС, докладывал Дрыкович, кажется. Всем он показался слабоумным, очередной менеджер. Бывшие коллеги из АСЭ поделись позже как он и Оргэнергострой обделались на Пакше.================================================/======Ваш Дрыкович имеет двойное гражданство, германское и российское. Как его вообще допустили на работу на оборонном предприятии. Тем более что в проектной документации имеются секретные разделы. Занимается, поди, вредительством?


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2024
На счет Дрыковича ничего не знаю. В ЕОСДО Росатома есть Дрыкин Игорь Петрович, в ГСПИ ссказали, что он директор обособленного подразделения атомных станций малой мощности и на пьянках не раз хвалился своим германским гражданством.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2024
Дрыкович - это его девичья фамилия


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 13/09/2024
Вообще крайне интересная тема поднята. РАОС и ГСПИ напроектироаали непотребство, ОЦКС Росатома подмахнуло положительное заключение на ОБИН, РАОС прожирал деньги федбюджета РФ и Росатома, решили отчитаться фуфлом с энергоблоком с одной реакторной установкой и отчитаться положительным заключением госэкспертизы и лицензией на сооружение. Получили по пятой точке от Главгосэкспертизы. Чтобы и дальше прожирать бюджет, который прожирали 7лет, и не за что не отвечать Лихачев протокольно принимает решение о тои, что АСММ с однореакторным блоком не нужна, а теперь нужна АСММ с двумя реакторными установками на одной площадке в одном здании (реакторном отделении)!!! 🤣🤣🤣 Обнуление бюджета и фиксация убытков и растрат федбюджета РФ и Росатома. Никто не отвечает за результат. Теперь можно снова потратить несколько десятков миллиардов рублей на Панаму!Узаконенное воровство? АСММ (Якутия) - Президентский проект, входит в президентскую программу😂 Вот красавчики! Так бабуины тырят у львов детенышей, одни прыгают перед ними и танцуют срамные танцы, что львы приходят в шок, другие дергают его за хвост, а другие - воруют львенка, истязают его, а потом убивают.


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 13/09/2024
Бюджет на год АО РАОС состааляет около 2 млрд рублей.АО РАОС является "интегратором" Росатома по атомным станциям малой мощности и водородной энергетике. Вам не кажется, чтобы протирать штаны 140 человекам мелковато, тем более, что персонал этой странной конторы не проектирует, не конструирует, а занимается не пойми чем.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 13/09/2024
Куда смотрит Следственный комитет и Прокуратура? 


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 13/09/2024
Должен за это все нести ответственность кто-то лично. Кто такие непрофессиональные менеджеры, уровень которых близок к уровню деревенских дурачков.Автор дрлжен огласить весь список дол...бов.Некоторых узнаю по Пакшу.И все та же прачка, ОЭС.


[ Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 13/09/2024
Некоторые эффективные менеджеры из дирекции указанных компашек прикупили в месте размещения АСММ(Якутия) права добычи щебня. Так сказать, чтобы разжиться кэшэм, заставив проектировщиков и строителей согласовать использование этого щебня.Но непрофессионализм этих граждан подвел в очередной раз. Щебень оказался крайне низкого качестве, низкая прочность, высркая лещадность. Но они усиленно заставляют согласовать этот щебень. Ничего не напоминает? При желании можно вытащить на свет фамилии этих проходимцев.


[
Ответить на это ]


Re: Немного о качестве проектирования (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2024
Модератор из поста в пост старательно вычищает любое упоминание о деяниях Ферапонтова А.В. на посту зампреда Ростехнадзора, под руководством которого и ведется экспертиза в атомной отрасли.
Он что, на прикорме у Фера, или его родственник? Для других коррупционеров он не жалеет черной краски!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru