proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/08/2024]     Люди, события, даты

Н.Я. Щербина, капитан 1 ранга, д.т.н., член первого экипажа первой атомной подводной лодки К-38 проекта 671 адмиралтейцев.

В апреле 1963 г. Адмиралтейский завод – старейшее судостроительное предприятие России, имеющее за плечами опыт создания броненосного флота страны, а позднее в ХХ-м веке (в 1957 г.) и атомного ледокола "Ленин", был утвержден в качестве завода-строителя головной атомной подводной лодки К-38 пр. 671 и 14 серийных АПЛ. Закладка головной АПЛ К-38 была осуществлена в одном из пролетов цеха №12. Это была уникальная напряженная работа адмиралтейцев, открывшая для трудового коллектива завода «золотой период атомного подводного кораблестроения».


Противостояние мировых систем в период «холодной войны» предъявило конструкторам и военным сложную задачу по выбору направления дальнейшего развития подводного кораблестроения, исходя из опыта, обретенного в процессе боевого использования АПЛ первого поколения, не лишенного ряда существенных недостатков.

В середине 1958 г. СКБ-143 представило на рассмотрение в Госкомитет Совета Министров по судостроению (ГКС) варианты эскизных проектов атомных ракетоносцев, которые были одобрены. Разработки послужили толчком для объявления конкурса СКБ-143, ЦКБ-18 и ЦКБ-112 на лучшие проекты АПЛ. Предмет конкурса – четыре проекта: 667 – АПЛ с баллистическими ракетами, 669 – большая АПЛ с торпедным вооружением, 670 – малая АПЛ с ракетно-торпедным вооружением и 671 – противолодочная АПЛ.

В 1962 г. проект противолодочной АПЛ пр. 671 был утверждён, и в качестве завода-строителя намечен Адмиралтейский завод. Однако руководство Ленинградского совнархоза было против этого. Тогда руководство СКБ-143 обратилось в ЦК КПСС.

Рис.1. АПЛ проекта 671 Источник

В ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова (ЦНИИ-45) была организована выставка образцов новой военно-морской техники, на которой среди других была представлена модель АПЛ проекта 671 (Рис.1). Выставку осмотрели члены ЦК КПСС во главе с первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущёвым, который выразил сомнение в необходимости создания этих кораблей и потребовал показать ему создателей «этого архаизма». Повисла зловещая тишина. Только четкий и убедительный доклад главного конструктора Г.Н. Чернышева о задачах и возможностях АПЛ проекта 671 спас положение.

Рис.2. Проектанты АПЛ пр. 671 СКБ-143 [Слайд №4  доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит», посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр. 671, декабрь 2017 г.]

Там и тогда по существу решилась судьба проекта многоцелевой торпедной атомной подводной лодки второго поколения пр. 671, идущей на смену многоцелевым АПЛ пр. 627а первого поколения.

Адмиралтейцы – строители атомных подводных лодок

К моменту закладки головной атомной подводной лодки 12 апреля 1963 г. Адмиралтейский завод был оборудован судостроительным комплексом. Для решения новых задач атомного судостроения конструкторское бюро завода было преобразовано в ОКБ.

Закладка на стапелях атомной подводной лодки второго поколения – знак веры в высокие потенциальные способности тружеников завода. Адмиралтейцы – это люди разных специальностей: строители, разметчики, слесари и монтажники, сварщики и резчики, техники и технологи, механики, электрики, корпусники, автоматчики, вооруженцы, инженеры, конструкторы. Их всех не перечесть, не отранжировать, потому что труд каждого важен и нужен.

В качестве завода-строителя головной АПЛ К-38 пр. 671 и 14 серийных был утвержден Адмиралтейский завод.  Руководство завода того периода, принявшего на себя всю ответственность за решение этой сложнейшей задачи, представлено на рис. 3).

Рис.3. Руководство Адмиралтейского завода в период постройки АПЛ К-38 [Слайд №5 доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит» посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр/ 671, декабрь 2017 г.]

12 апреля 1963 г. была официально осуществлена закладка головной АПЛ К-38 в одном из пролетов цеха №12. Закипела интенсивная и напряженная работа адмиралтейцев, открывшая для трудового коллектива завода «золотой период атомного подводного кораблестроения», о чем свидетельствуют данные табл. 1 по строительству серии АПЛ пр. 671.

Табл.1. Строительство серии АПЛ пр. 671.

Номер и название

АПЛ

Год

закла-

дки

АПЛ

Год сда-

чи

 ВМФ

Командир

АПЛ

Ответст-венный

сдатчик

 

Адмиралтейский завод. Директор Дубровский В.Н.

К-38

1963

1967

Чернов Е.Д.

Покровский О.С.

К-69

1964

1968

Кетов Р.А.

Островский М.О.

К-147

1964

1968

Сидельников В.А.

Лосик В.И.

К-53

1964

1969

Михайлов

Соколов Ю.Ф.

К-306

1968

.1969

Пирожков Р.И.

Мараев В.В.

К-323

1968

1970

Семенов А.И.

Соколов Ю.Ф.

К-370

1969

1970

Иванов В.П.

Лосик В.И.

К-438

1969

1971

Шувалов В.Н.

Мараев В.В.

К-367

1969

1971

Яровенко В.Г.

Соколов Ю.Ф.

К-314

1970

1972

Гонтарев В.

Башарин Б.А.

К-398

1971

1972

Гашкевич Э-Б.В.

Лосик В.И.

К-454

1972

1973

Барановский В.Я.

Соколов Ю.Ф.

К-462

1972

1973

Герасимов В.И.

Башарин Б.А.

К-469

1973

1974

Макаренков О.Б..

Рвачев Н.Ф.

К-481

1973

1974

Урезченко В.Ф.

Лосик В.И.

Обратите внимание на сроки работ (в таблице) – они поражают! От закладки до сдачи АПЛ ВМФ, кроме головной АПЛ К-38, что вполне естественно. Какой же уровень кооперации и организация производства должны быть, чтобы такой сложный объект как АПЛ строить в столь сжатые сроки? В этом большая заслуга строителей АПЛ, главных строителей завода, ответственных сдатчиков АПЛ, сдаточных механиков АПЛ, в целом трудового коллектива и руководства завода. По четыре АПЛ пр. 671 сдали ВМФ ответственные сдатчики завода Соколов Ю.Ф. и Лосик В.И.

 В цехах завода во всю «кипела» созидательная работа. По головной, первой АПЛ завода всеми делами вершил старший строитель заказа 600 Олег Покровский, человек  энергичный и хваткий.  Он держал в своих руках нити управления без суеты,  громадный объем работы давил, как пресс, не позволяя расслабляться, требуя колоссальной самоотдачи и работоспособности строителей: Островского М.О., Баранова Г.М., Никитина А.М., Коровина Ю.П., Виноградова Ю.В., Музыканта М.А., Меламеда И.М., Немченка Б.А., Cоколова Ю.Ф., Бешелева В., Башарина Б.А., Котенева И.В., Манько Ю.Б., Комарова Н.Н., Половникова Г.М., Щеголева Г.А., Исупова В.О., Апарцева А.Ш., Шарапо А.М. и многих других, в том числе и  директора завода Б.Е. Клопотова, руководителя военной приемки, других служб завода. Заводчане относились с большим уважением к директору. Он сделал много хорошего для процветания завода. Очень жаль, что после 1964 г. первая атомная достраивалась уже без него.

Проект АПЛ оказался удачным, надежным, взвешенно-автоматизированным. Однако, главный конструктор Г.Н. Чернышев продолжил работу по его совершенствованию и модернизации, так как возникла необходимость повышения боевых и тактико-технических характеристик, подсказанных первым опытом и практикой боевого использования АПЛ пр. 671 по прямому назначению. Так родился модернизированный проект АПЛ - 671рт и заказ ВМФ на семь единиц. Адмиралтейцам досталось три из них, четыре АПЛ пр. 671рт строились на заводе «Красное Сормово». Данные по строительству АПЛ пр. 671 рт адмиралтейцами приведены в табл.2.

Табл. 2. Строительство АПЛ пр. 671 рт адмиралтейцами

Номер и название

АПЛ

Года

закла-

дки АПЛ

Год сда-

чи

 ВМФ

Командир АПЛ

Ответств.

сдатчик

 

К-495

1974

1975

Горбунов А..В

Башарин Б.А.

К-513

1975

1976г

Карпин Б.Н.

Шевченко А.И.

Лосик В.И.

К-517

1977

1978

Чугунков А.Я. Чеботаревский Р.З.

Соколов Ю.Ф.

Темпы строительства АПЛ модернизированного проекта для адмиралтейцев сохранились. Новые корабли сдавали подготовленные и проверенные ранее в делах ответственные сдатчики завода Соколов Ю.Ф., Лосик В.И. и Башарин Б.А.   

Сдачей ВМФ в 1976 г. 17-й АПЛ К-513 пр. 671рт за одиннадцать лет руководства Адмиралтейским заводом и ЛАО завершил свою трудовую деятельность на посту директора В.Н. Дубровский. В 1965 г. он принял Адмиралтейский завод после Б.Е. Клопотова, в 1972 г. объединил его с Судомехом в Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО), сохранил и продолжил строительство АПЛ пр. 705, передав сменщику Иванову А. В. завод на ходу с портфелем заказов на строительство серии АПЛ пр. 705 и модернизированных АПЛ пр. 671ртм.

Первая и головная АПЛ К-64 пр. 705 строилась до объединения предприятий в ЛАО в составе Судомеха (с 1966 г. Ново-Адмиралтейского завода) под руководством директора завода В.С. Харитонова. Не вдаваясь в технические подробности, опережающие время: осваивалось титановое производство, новый тип ЯЭУ с ЖМТ, сложная комплексная автоматизированная система управления и пр. АПЛ была сдана ВМФ им же в декабре 1971 г. Не вина завода и его директора в том, что век у этой АПЛ оказался короток – всего менее года в составе ВМФ. Так бывает, научно-технический прогресс имеет особую цену, так же как при зарождении нового и неизведанного. Подвела ЯЭУ с ЖМТ.

Проектантом АПЛ пр. 705 было СКБ-143, главный конструктор Русанов М.Г.  Три серийные АПЛ пр. 705 строились, достраивались в условиях реорганизации производства, вызванного объединением заводов в ЛАО.

Рис.4. АПЛ проекта 70. Источник

Табл. 3. Строительство АПЛ пр. 705

Номер и название

АПЛ

Год

закла-

дки АПЛ

Год сда-

чи

 ВМФ

Командир АПЛ

Ответственный

сдатчик

 

СУДОМЕХ Генеральный директор Харитонов В.С.

К-64

1968

1971

Пушкин А.С.

Федечкин В.И.

Хариторов В.С.

ЛАО Генеральный директор Иванов А.В.

К-316

1969

1978

Страхов И.А.

Загрядский А.Ф.

Мельников Е.П.

К-373

1972

1979

Боков Н.Г.

Гринкевич В.В.

Чистяков Б.Г.

К-463

1975

1981

Гринкевич В.В.

Богомолов В.Г.

Юдин А.А.

Главным строителям АПЛ Федечкину В.И., Бабанину В.Ф., Дементию В.И. и Петрову А.Г., не говоря об ответственных сдатчиках, пришлось не просто, но свою задачу они выполнили достойно.

Серийные АПЛ пр. 705 сданы ВМФ после 1976 г., когда ЛАО руководил Иванов А.В., на долю которого выпала сдача АПЛ К-513,К-517 пр. 671 рт и шести АПЛ  пр. 671ртм из 13 единиц. Темпы строительства АПЛ проекта 671 ртм адмиралтейцами представлены в табл.4.

Табл.4. Строительство АПЛ пр. 671 ртм адмиралтейцами

Номер и назва-ние

АПЛ

Год

закла-

дки АПЛ

Год

сда-

чи

 ВМФ

Командир АПЛ

Ответственный

сдатчик

 

ЛАО, генеральный директор Иванов А.В.

К-524

1976

1977

Русаков С.И.

Житенев А.Е

К-254

1977

1979

Басов С.К.

Поручиков В.П.

К-502

1979

1980

Шамшур Ю.К.

Сорока В.П.

К-527

1978

1981

Дворак В.И.

Зеленский С.П.

К-298

1981

1982

Любкин В.И.

Башарин Б.А.

К-358

1982

1983

Исак В.В.

Герловин Ю.Н.

ЛАО-АВ Генеральный директор Александров В.Л.

К-299

1983

1984

Клюев М.И.

Сорока В.П.

К-244

1984

1985

Аликов В.И.

Герловин Ю.Н.

К-292

1986

1987

Монахов С.В.

Сорока В.П.

К-388

1987

1988

Генералов Н.Н.

Кушнеренко И.В.

К-138

1988

1990,

Филиппов Е.Н.

Герловин Ю.Н.

К-414

1988

1990

Кузьмин С.В.

Сорока В.П.

К-448

1991

1992

Иванисов М.Л.

Герловин Ю.Н.

В 1984 г. предприятие возглавил В.Л. Александров, под руководством которого завершилось строительство АПЛ пр. 671ртм, пополнившей 1-ю флотилию ПЛ СФ, сохраняя установившиеся добрые связи и дружбу с подводниками Западной Лицы. 

Рис.5. Фото на память.  Долина Славы у реки Западная Лица. Г.Л. Небесов, К.В. Чернова, командующий 1-й флотилии ПЛ СФ вице-адмирал Е.Д. Чернов, В.Л. Александров и П.В. Силуянов (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины)

Освоение подводниками флотилии тридцати одной АПЛ пр. 671 и его модификаций, четырех АПЛ пр. 705  знаменует их прямое  причастие к атомной подводной эпопее, золотому периоду атомного кораблестроения адмиралтейцев, отдавая дань  уважения труду главных строителей АПЛ (с 1963 по 1992 гг.) Терлецкого К.Ф., Каменецкого И.Л., Коровина Ю.П., Бондарева Р.А., Асафова В.С., Рвачева Н.Ф., Башарина Б.А., Зеленского С.П., и в целом всем труженикам трудового коллектива за поставку надежных кораблей, проверенных затем подводниками флотилии во всех зонах Мирового Океана.

Для подводников Западной Лицы на протяжении многих лет надежной «Скорой помощью» была группа гарантийного надзора завода, возглавляемая в разное время Ф.П. Середой, А.В Коренченко, В.Ф.Панюковым и др.

Летом 1986 г. флотилия отметила свое 25-летие, в течение 19 лет пополняемая новейшими АПЛ адмиралтейцев.

Рис. 6. В.Л. Александров среди ветеранов флотилии в день ее 25-летия. Слева командующий 1-й флотилии ПЛ СФ с 1986 г. контр-адмирал В.Я. Волков (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины)

 

Самый плавающий подводный адмирал ВМФ

 Смена командования флотилии произошла накануне юбилея. Вице-адмирал Е.Д. Чернов отдал флотилии более 25 лет. Могли бы повременить с переназначением, дав человеку, посвятившему себя преданной службе ВМФ на флотилии более 25 лет, провести юбилейные мероприятия. Ан нет... Кому-то наверху не нравилась принципиальная жизненная позиция адмирала. Пришло время послушных и угодливых. Что такие бывают, подтвердилось через три года – 7 апреля 1989 г. катастрофой АПЛ «Комсомолец» флотилии с гибелью 42 членов экипажа. Подобное при строгом Е.Д. Чернове даже во сне не могло бы присниться. По высказыванию члена Военного совета СФ на совещании в доме офицеров Западной Лицы, пришла перестройка, время работать по-новому, но не сказал как.

Новый командующий покомандовал с мая до октября 1986 г., а далее медицина взяла его в свои заботливые руки, и в марте 1987 г. его не стало. Последующая кадровая чехарда с руководством флотилии завершилась трагедией, чего на флотилии раньше не было. Море  не терпит формализма и непрофессионализма и жестоко наказывает.

Рис. 7. Май 1986 г. Проводы вице-адмирала Е.Д.Чернова к новому месту службы (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины). В первом ряду слева направо: капитан 1 ранга Н.Я. Щербина, контр-адмирал В.Я.Волков, Герой Советского Союза вице-адмирал Е.Д.Чернов, контр-адмиралы: В.Я. Барановский, Н.С.Парфирьев и О.М. Фалеев с офицерами штаба флотилии и подчиненных дивизий.

Опытный старпом ракетоносца К-16 пр. 658 капитан 3 ранга Е.Д. Чернов в декабре 1962 г. возглавил экипаж головной АПЛ К-38 пр. 671 – первенца атомного подводного кораблестроения адмиралтейцев. Руководство экипажа, командование и офицеры БЧ-5 представлены на рис. 8, 9. Они были первыми...

Рис. 8. Командование экипажа АПЛ К-38 [Слайд № 6 из доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит» посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр. 671]

 

Рис. 9. Офицеры БЧ-5  АПЛ К-38 [Слайд № 7 из доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит» посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 проекта 671, декабрь 2017 г.]

Через восемь лет командования АПЛ К-38 в феврале-апреле 1970 г. капитан 1 ранга Е.Д. Чернов  завершил свою корабельную службу походом на боевую службу , а затем еще и в 1971 г., но уже в ранге начальника штаба 3-й ДИПЛ СФ.

Рис.10. Боевая служба. Учение «Океан-70» [Слайд № 9 из доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит» посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр. 671, декабрь 2017 г.]

За боевой службой осенью 1970 г. последовала успешная стрельба торпедами на приз ГК ВМФ.

Рис.11. 1970 год. Члены экипажа АПЛ К-38 с призом ГК ВМФ (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины)

Командуя 3-й дивизией ПЛ СФ до 1976 г., контр-адмирал Е.Д. Чернов принял в состав 3-й дивизии все 15 АПЛ проекта 671, 671рт, сохраняя добрые связи с адмиралтейцами. Вывел их все АПЛ в море и отработал.

В должности командира  дивизии   и первого заместителя командующего 1-флотилии ПЛ СФ до 1981 г. принимал   в состав флотилии АПЛ проектов 671рт, 671 ртм, 705 и 705к. Трижды возглавлял переход АПЛ пр. 671 и 670 трансарктическим маршрутом с Севера на ТОФ, за что в 1978 г. удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1981 г. по май 1986 г. в должности командующего флотилией вице-адмирал Е.Д. Чернов принял в состав флотилии АПЛ третьего поколения проектов 949, 945, 941 и 685. Практически на каждой головной и на некоторых серийных АПЛ выходил в море на  глубоководные испытания от 400 до 1000 м и на боевую службу. 

4-го августа 2024 г. в ВМФ отмечалась 39-я годовщина погружения   впервые боевой атомной подводной лодки «Комсомолец» на глубину более тысячи метров со старшим на борту вице-адмиралом Е.Д. Черновым. По оценке подводников, вице-адмирал Е.Д. Чернов был самым плавающим адмиралом подводником ВМФ после войны, настоящим испытателем и героем.

Автору статьи, лейтенанту по выпуску из ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского в 1962 г., все последующие годы  посчастливилось быть причастным к «золотому периоду атомного кораблестроения адмиралтейцев» в должностях: КГДУ и командира дивизиона живучести АПЛ К-38 – 9 лет, командиром БЧ-5  на втором серийном корпусе АПЛ К-147 – около 7 лет. В целом, в прочном корпусе АПЛ пр. 671 пришлось провести около 17 лет. Служба дивизионным инженером-механиком на СРЗ «Нерпа», где ремонтировались АПЛ пр. 671, и последующая служба в должности зам. НЭМС по ЯЭУ 1-й флотилии ПЛ СФ с 1981 по 1987 г. замкнули 25-летний цикл постоянной и непрерывной связи с адмиралтейцами.

Все 25 лет службы автора на действующем флоте прошли с Е.Д. Черновым, по образному выражению, на расстоянии вытянутой руки.

Практически весь экипаж, связав свою судьбу в 1964 г. с первой АПЛ, построенной адмиралтейцами, крепко-накрепко сдружился с трудовым коллективом завода на всех уровнях. Экипаж АПЛ К-38 испытал головную АПЛ выполнением задач боевой службы с февраля по май 1970 г. на учении «Океан-70», подтвердил высокое качество продукции адмиралтейцев, за что труд проектантов, адмиралтейцев и членов экипажа был отмечен высокими государственными наградами.

Шли годы, корабль исправно отслужил свои 30 лет, восстановив повторно в 1980-х гг. на заводе-строителе свои «силы». Снова вышел в Мировой Океан с другими подводниками, а ветеранам первого экипажа и адмиралтейцам предоставил возможность для встреч и воспоминаний о делах былых.

Рис.12.1987 год. Члены экипажа АПЛ К-38 20 лет спустя у Михайловского замка (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины)

Не далее, как год тому назад, 12 апреля 2023 г. по инициативе членов первого экипажа и В.Л. Александрова в честь 60-летия закладки АПЛ К-38 в цехе №12 была открыта памятная доска, для напоминания последующим поколениям об этом историческом событии в 320- летней истории Адмиралтейских верфей, знаменующее «золотой период атомного подводного кораблестроения».

Рис. 13. К 60-летию закладки головной АПЛ К-38 пр. 671 [Слайд из доклада Н.Я Щербины на тему: «ХХ век – золотой период атомного кораблестроение» на НПК «Морским судам быть» в библиотеке Б.Н. Ельцина, октябрь 2023 г.]

Руководство АПЛ и члены экипажа   всегда дорожили дружбой с адмиралтейцами, о чем свидетельствуют фото на рис.14, 15, 16. Помним и чтим...

Рис.14. Руководство АПЛ и члены экипажа  [Слайд № 17  из доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит», посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр. 671, декабрь 2017 г.]

Рис. 15. Рабочий момент. Выступает министр судостроительной промышленности И.С. Белоусов (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины)

Время неумолимо листает страницы бытия, оставляя для истории лишь события и даты...

Рис. 16. Герои былых времен Е.Д. Чернов, Г.Н. Чернышев (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины) [Слайд № 19  из доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит», посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр. 671, декабрь 2017 г., 100-летию Г.Н. Чернышева, август 2019г.]

Рис. 17. Минута молчания... 50 лет спустя, январь 2017 г. Живы памятью своей... (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины) [Слайд № 20  из доклада Н.Я Щербины на НТК в СПМБМ «Малахит», посвященного 50-летию головной АПЛ К-38 пр 671, декабрь 2017 г.]

Рис.18. Встреча на НТК в СПМБМ «Малахит», посвященной 50-летию головной АПЛ-К-38 пр. 671, первой АПЛ адмиралтейцев. Декабрь 2017 г. Члены экипажа АПЛ К-38, представители бюро проектанта АПЛ и адмиралтейцы. Слева направо: П.Маргулис, представитель Адмиралтейских верфей, Н.Молчанов, Б.Рудый, Н. Рвачев, В.Александров, В.Мехов, Г.Кривцов, В. Остапенко, С.Коган, Ю. Митрофанов, Н.Щербина, Ю.   Фарафонтов, И Соседко, В.Долгов (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины)

Рис.19. Члены экипажа ПЛ К-38. (фото из архива автора статьи Н.Я. Щербины). Когда пишутся эти строки, троих справа на памятном фото уже нет …Все в этом мире во власти времени...

Практически все АПЛ, построенные адмиралтейцами, через которые прошли тысячи подводников, покоряя глубины Мирового Океана, отстаивая геополитические интересы Отечества завершили свою службу, утилизированы или в ожидании данной операции. Реакторные отсеки еще сотни лет простоят до их переплавки в ожидании естественного распада радиации. А люди?  Они тоже уходят, но важно, что останется память о них, о времени, событиях и важных датах...

1-я флотилия ПЛ СФ с 1967 г. по 1992 г. приняла 35 АПЛ адмиралтейцев: пр. 671- 15,ед., пр. 671рт - 3 ед., пр. 671ртм - 13ед. и пр. 705 - 4ед. К сожалению, она прекратила свое существование в начале ХХI в., оставив в нашей памяти добрые воспоминания о людях и событиях напряженного времени в истории Отечества, которое вряд ли повторится в таком виде в будущем. Важно помнить об этом и сохранить для последующих поколений.  Эти строки для этого...

Список использованных источников

1.Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник / В.Е. Ильин, А.И.Колесников. – М.: ООО издательство «Апрель» 2001. -288с.

2. Адмиралтейские верфи Люди, корабли, годы 1926-1996. – СПб: Изд. «Гангут».391 с.

3.Адмиралтейские верфи. Опыт трех столетий. 1704-2004 – СПб: Изд. «Гангут». 296 с.

4. Подводные лодки и аппараты постройки Адмиралтейских верфей 1932-2006 г. Справочник. – СПб: 2006 г. 36 с.

5. Российская наука Военно-морскому флоту. Под общей редакцией ак. А.А. Саркисова –М.: «НАУКА» 1997 г. 398 с. (с.136-156)

6. История отечественного судостроения в 5 т. (под ред.  ак. И.Д. Спасского) т. 4, 5.- СПб.: Судостроение,1996.

7. Чеpнов Е.Д.  Тайны подводных катастроф. К-429, К-219, К-278, К-141:/Е.Д. Чернов –СПб.: NIKA, 2008. – 643 с.

8. Щербина Н.Я.  «Малахита» шкатулка адмиралтейцев». - СПб.: NIKA, 2007-388 с.

9. Щербина Н.Я.  Подводный истребитель К-147. - СПб.: NIKA, 2007-388 с.

10. Щербина Н.Я. Атомные подводные монстры - СПб.: NIKA, 2007-344 с.

11.Щербина Н.Я. 50 лет на «ВЫ» с ядром U235 - СПб.: NIKA, 2007-388 с.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
Как это было. И заметки о главном

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 18 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
Гонка вооружений - серьезное дело. Главнейшее занятие человечества, на которое уходят лучшие кадры и ресурсы. Победа впереди уже просматривается. 


[ Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
В период эксплуатации атомных подводных лодок и атомных ледоколов в арктических морях было затоплено около 18000 объектов с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО). В том числе затоплено 13 реакторов с АПЛ и 3 реактора с атомного ледокола «Ленин», затонуло 7 АПЛ, затоплена одна АПЛ. Неизвестно, сколько жидких радиоактивных отходов было просто вылито в море и сколько сброшено на дно радиоактивных предметов без геодезической привязки.Из затопленных (затонувших) объектов наиболее опасные:
  • затопленные части атомного ледокола «Ленин», обладающие наибольшей радиоактивностью среди объектов, затопленных в Карском море, в том числе реакторная установка, затопленная в 1967 году;
  • АПЛ-159, которая аварийно затонула при буксировке на утилизацию при выходе из Кольского залива в августе 2003 года; районы рыбного промысла и судоходные пути расположены недалеко от места аварии;
  • АПЛ «Комсомолец», на борту которой находятся две ядерные боеголовки, затонула в Норвежском море в апреле 1989 года;
  • АПЛ-27 – наиболее опасный ядерный объект. После аварии на атомном реакторе была отбуксирована в специальный район в восточной части в Карском море и затоплена у северо-восточного побережья Новой Земли в сентябре 1981 года. По мнению специалистов, при определенных условиях возможна цепная реакция и ядерный взрыв.
Необходимо отметить, что до сих пор на государственном уровне не принято решение о судьбе опасных затопленных (затонувших) радиационных объектов – поднимать их для утилизации или оставить на дне


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
Испытания атомных бомб на полигоне «Новая Земля», эксплуатация атомных подводных лодок (АПЛ) и атомных ледоколов, утечки радиоактивных растворов из хранилищ радиоактивных отходов, подземные взрывы атомных бомб  радиоактивный сток в Северный Ледовитый океан сибирских рек Оби и Енисея, Чернобыльское загрязнение – все это привело к тому, что на сегодняшний день существующее радиоактивное загрязнение Арктики приняло чрезвычайный характер о котором сейчас не принято  говорить и писать 


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
загрязнение Арктики приняло чрезвычайный характер о котором сейчас не принято  говорить и писать " ============= ты противоречишь сам себе, ты же пишешь.


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 15/08/2024
загрязнение Арктики приняло чрезвычайный характер о котором сейчас не принято  говорить и писать===============================Такие нынче времена  и нравы настали что  говорить и писать бесполезно  Не пишут о затонувшим ядерно опасным объектом в арктических морях России является атомная подводная лодка Б-159, которая лежит на глубине 170 метров на входе в Кольский залив вблизи острова Кильдин. В настоящее время не наблюдается выхода радиоактивности из реакторов АПЛ. Однако следует учитывать, что эта подводная лодка была построена почти 60 лет назад и затонула в условиях, когда атомная установка (АУ) с ОЯТ в ее реакторах не прошла специальную подготовку для возможного затопления, т.е. затопление произошло неожиданно и аварийно. Вследствие этого нельзя надеяться, что конструкторские защитные барьеры в течение еще длительного времени будут препятствовать выходу радиоактивности за пределы корпуса реактора и АПЛ.Молчат о , планово затопленной и вызывающий беспокойство, – АПЛ К-27, в ее реакторы загружено высокообогащенное ядерное топливо. Среди экспертов продолжается дискуссия о возможности (или невозможности) возникновения в реакторах самопроизвольной цепной реакции (СЦР) деления в случае попадания в них воды. В любом случае, если даже не возникнет СЦР, произойдет разгерметизация реакторов, и не исключено неконтролируемое развитие событий.В Росатоме заявляют, что представили план в правительство РФ, в котором предполагается завершить работы по подъему опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана к 2035 году, Госкорпорация полагает, что для окончательного завершения работ по подъему необходимо около 22 млрд рублей в ценах на сегодняшний день. Будет ли реализован план подъема этих опасных объектов, и когда это произойдет, – в настоящее время большой вопрос..


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 16/08/2024
что с Фукусимой, радиоактивное загрязнение еще не приняло чрезвычайный характер о котором сейчас не принято  говорить и писать 


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
".........Победа впереди уже просматривается...." – Победа над кем? Какими силами и с какой целью? Чтобы россияне еще туже затянули пояса отдали последние силы для охраны огромной территории? Для дополнительных возможностей бизнесу путинских дружков?  


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
"Чтобы россияне еще туже затянули пояса" ========= ты что,  подзатянул уже пояс, или как. Ты не тговори за россиян, ты за себя скажи. В России на 50% по сравнению с предыдущей пятилеткой увеличилось число людей с избыточным весом, из них у половины уже началась простая болезнь от "затягивания" пояса - ожирение.


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2024
#.....от затягивания" пояса - ожирение.....# – факты, ссылки на источники в студию. Нет? – балабол!


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 15/08/2024
"факты, ссылки на источники в студию." =====  
ttps://www.rbc.ru/society/31/07/2024/66a7be759a7947a9a841d6d2?ysclid=lzvgmxe4dg537377774
а проще всего набрать в поисковике :"Ожирение в России"


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 16/08/2024
где твои факты в студии, балабол. и не только. ты в двух соседних фразах себя опровергаешь, идиот.


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 15/08/2024
"Победа над кем?" Победа человечества над здравым смыслом, т.е. рассудком.  Homo победит sapiens.


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 16/08/2024
"Победа над кем?" Над собственной памятью =====================================Крики из глубины  затопленного  "Курска" уже  забыты   О катастрофе  подводной лодки Курск , которая потрясла  мир   сейчас непринято говорить и писать 24 года назад, 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск» . Эта страшная трагедия потрясла всю Россию и до сих пор отзывается болью  Все 118 человек, находившиеся на борту, погибли.Два года спустя правительственная комиссия в качестве официальной версии аварии назвала дефект перекисно-водородной торпеды «Кит», который привел к взрыву. Следствие сделало вывод, что виновных в аварии и смерти подводников нет.Официальная версия о браке торпеды вызвала сомнения у экспертов, и ее приняли далеко не все семьи моряков. Однако в обществе столь общие итоги расследования не вызвали резонанса, достаточного для того, чтобы расследование возобновилось. Попытки семей подводников добиться привлечения виновных к уголовной ответственности не получили общественной поддержки. Спустя 24 года многое в трагедии «Курска» остается неясным. Даже вопрос о том, является ли сейчас информация, содержащаяся в материалах уголовного дела о гибели «Курска», гостайной, остается открытым.


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 16/08/2024
вопрос о том, отвечать ли внеземным цивилизациям остается открытым


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 16/08/2024
вопрос о том, отвечать ли внеземным цивилизациям остается открытымБог    создал  только  одну   цивилизацию  о существовании других  цивилизаций  в библии не указано .


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 16/08/2024
Указано, читайте внимательно. 


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2024
Бог, черти, рай, ад  это земная цивилизация?


[
Ответить на это ]


Re: Люди, события, даты (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2024
человечество не прислушивается к твоим мудрым открытиям


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru